СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа для обучающегося с ОВЗ по предмету "Домоводство" 3 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана с учётом индивидуальных особенностей учащегося. 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная общеобразовательная рабочая программа для обучающегося с ОВЗ по предмету "Домоводство" 3 кл»

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа для обучающегося с ОВЗ

по предмету "Домоводство" 3 кл

  1. I. Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по предмету «Домоводство» на …………… учебный год предназначена для обучающегося 3 класса ……………………... Данная программа построена с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, является индивидуальной адаптированной рабочей программой для обучающегося. Образовательная деятельность направлена на максимальное развитие жизненной компетенции для социализации в обществе.

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» разработана на основе:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. №ВК- 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования в редакции протокола от 22.12.2015 г. №4/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ.

  5. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /Л.Б. Баряева, Д.И Бойков, В.И. Липакова под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.-СПб.: ЦДК профессора Л.Б. Баряевой, 2011 г.

Учебный предмет «Домоводство» включен в предметную область «Окружающий мир».

Цель уроков по домоводству в 3 классе – воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности и к труду взрослых, формировать умения выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами, включение в процесс сервировки и уборке столов; способы усвоения практического опыта в простых бытовых ситуациях.

Реализация содержания учебного предмета в третьем классе позволит обучающимся закрепить опыт положительного взаимодействия со сверстниками, способы практических действий при выборе средств ведения домоводства в разных ситуациях.

Основные задачи:

  • учиться обращаться с хозяйственным инвентарем

  • освоить действия по приготовлению пищи

  • осуществлению покупок

  • уборке помещения и территории

  • уходу за вещами, которые в последующем сможет применять как в быту, так и в последующей трудовой деятельности



  1. II. Общая характеристика учебного предмета


Обучение ребенка с умственной отсталостью ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.

Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».


Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.

      Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.

      Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях. Именно практические упражнения являются основным методом обучения учащихся 3 класса.


  1. III. Описание места учебного предмета в учебном плане


Предмет «Домоводство» входит в обязательную часть учебного плана адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами. Рабочая программа разрабатывается и реализуется 1 год.


Учебный предмет

Часов в неделю

Год

Домоводство

3 часа

102 часа


IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понима




V. Личностные и предметные результаты освоения предмета «Домоводство»

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные:

  • проявляют интерес и положительное отношение к совместным действиям при выполнении обязанностей в жизненно-значимых бытовых ситуациях (сбор на прогулку, переодевание, складывание игрушек в ящик), элементы самостоятельности (берет, удерживает, передает предмет в руки и т.д.).


Предметные:

- умение выполнять отдельные действия совместно с учителем и частично самостоятельно,

-умение выбирать предмет (средство) - орудие для использования в конкретной бытовой ситуации (одежду, приборы для еды, приборы для умывания и ухода за лицом).


Базовые учебные действия:

- следят за своим внешним видом (умеют пользоваться зеркалом для контроля внешнего вида),

- соблюдают правила гигиены и опрятности, овладели простыми культурно-гигиеническими умениями (уход за лицом, за руками, за телом и внешним видом), самостоятельно одеваются, раздеваются, собирают портфель и т.д. в разных ситуациях (в школе и в семье),

- пользуются орудиями и средствами для выполнения простых бытовых поручений (веник, губка, лейка, щетки),

- ориентируются в простых бытовых ситуациях, связанных с чистотой (гигиеной) и опрятностью, оказанием помощи сверстнику,

- владеют элементарными способами сервировки стола.













VI. Содержание учебного предмета

Основное содержание учебного предмета «Домоводство» включает:

3 раздела:

  1. Культурно-гигиенические навыки.

  2. Ручной труд

  3. Хозяйственно-бытовой труд, труд в природе.

2 направления:

1. Предметы гигиены и самообслуживания, ухода за вещами. Бытовые ситуации (1 полугодие).

2. Предметы уборки и сервировки. Бытовые ситуации (2 полугодие).

Программа «Домоводство» реализуется поэтапно: сначала обучающихся знакомят с предметами, орудиями, средствами и их назначением, затем, создаются ситуации, в которых они овладевают умениями использования изученных предметов, орудий и средств. На начальном этапе обучающиеся приобретают опыт Домоводства относительно себя (направление 1), а затем – относительно окружения (направление 2).Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на прогулках в индивидуальной (надомной) форме обучения.

Структура занятий может варьироваться и состоять из 1-2-3 основных разделов.

НАПРАВЛЕНИЕ 1. Предметы гигиены и самообслуживания, ухода за вещами.

1) Культурно-гигиенические навыки

Мыло:

- учить правильно и аккуратно мыть руки (лицо) - брать мыло из мыльницы, намыливать руки, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, отжимать воду с рук,

Полотенце:

- учить брать полотенце с вешалки, насухо вытирать руки (лицо) вешать полотенце

Расческа:

- учить расчесываться после прогулки, снятия шапки

Туалетная бумага:

- формировать умение пользоваться туалетной бумагой в туалете

Носовой платок:

- формировать умение пользоваться носовым платком (высмаркиваться)

Ватные палочки:

- учить с помощью взрослого использовать ватные палочки в чистке ушей2) Ручной труд

Фартук:

- формировать умение надевать фартук перед началом занятия:

белые и цветные хлопчатобумажные, клеенчатые; белые — для накрывания столов к завтраку, обеду, полднику, ужину и последующей уборки; цветные — для ухода за помещением и вещами; клеенчатые — для мытья игрушек и стирки кукольного белья, для работы в уголке природы

Головной убор (косынка):

- формировать умение надевать на голову косынку перед началом занятия

Тазик и тряпочки:

- формировать умения мыть парты (столы) –поверхность стола

2) Ручной труд

Фартук:

- с помощью учителя учить надевать фартук перед началом занятия: белые и цветные хлопчатобумажные, клеенчатые; белые — для накрывания столов к завтраку, обеду, полднику, ужину и последующей уборки; цветные — для ухода за помещением и вещами; клеенчатые — для мытья игрушек и стирки кукольного белья, для работы в уголке природы

Головной убор (косынка):

- с помощью учителя учить надевать на голову косынку

Тазик и тряпочки:

- совместно с учителем мыть парты (столы) – намочить тряпочку в мыльном растворе в тазике, отжать от воды, помыть поверхность стола, прополоскать тряпочку в тазике с водой, положить сушиться на батарею

3) Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе

Уход за вещами:

- с помощью учителя учить пользоваться щеткой для одежды (почистить загрязненное место щеткой для одежды)

- с помощью учителя учить пользоваться щеткой для обуви после прогулки

- с помощью учителя учить мыть обувь губкой, ставить сушиться в отведенное место

Ролик для удаления пыли и ворса:

- с помощью учителя учить одевать на ролик сменный блок, водить по одежде убирая пыль и ворсинки, удалять использованную полоску на валике

Резиновые перчатки:

- учить надевать резиновые перчатки, перед началом уборки

Хлопчатобумажные перчатки:

- учить надевать перчатки перед началом уборки территории, снимать после окончания уборки

Влажные салфетки:

- учить доставать влажную салфетку из пачки

- умение протирать руки влажной салфеткой

- выбрасывать использованную влажную салфетку в мусорное ведро

НАПРАВЛЕНИЕ 2. Предметы уборки и сервировки

1) Культурно-гигиенические навыки

Салфетки для пыли:

- с помощью учителя учить протирать пыль слегка влажной салфеткой с поверхности стола, полки, подоконника,

- с помощью учителя учить протирать игрушки, детали крупного строителя, детали мягкого модуля со всех сторон влажной

Салфетки бумажные:

- совместно с учителем вытирать руки протирать губы, рот от жира и других пищевых загрязнений.

Сервировка стола:

- совместно с взрослым собирать посуду со стола,

ставить тарелку в тарелку.

2) Ручной труд

Швабра:

- с помощью учителя учить мыть пол шваброй с тряпкой

Веник и совок:

- с помощью учителя учить подметать пол веником, заметать мусор на совок, выбрасывать мусор с совка в корзину для мусора

3) Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе

Тазик для стирки:

- совместно с учителем намачивать, намыливать, прополаскивать, отжимать, расправлять, аккуратно вешать тряпочку на батарею. 

Лейка:

- совместно с учителем поливать растения из лейки

Грабли веерные:

- совместно с учителем собирать листву, скошенную траву, мелкий мусор в одну кучу

Метла пластиковая:

- совместно с учителем подметать сухую и мокрую листву, снег, грязь, любой грубый мусор

Совок уличный:

- совместно с учителем заметать на совок мусор, выбрасывать мусор из совка с контейнер для мусора

VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


урока

Дата

Количество часов, отводимых на изучение темы

Тема урока


Виды учебной деятельности




НАПРАВЛЕНИЕ 1

Предметы гигиены и самообслуживания, ухода за вещами. Бытовые ситуации. 1 модуль – 15 ч.





Культурно-гигиенические навыки – 6 ч.


1


1

«Кукла Таня простудилась» - носовые платки

Правильное пользование носовым платком; пользование расчёской и ухода за ней;  навыки в умывании, знание предметов туалета и их назначении

2-3


2

«Доброе утро, расчёска!»

4-6



3

«Умывание каждый день» - мыло и полотенце




Ручной труд – 3 ч.


7-9



3

«Помогаем маме» - мытье столов

Выбор фартука и косынки из предложенных для занятия, завязывания на себе, мытье парт по алгоритму




Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе – 6 ч.


10-11


2

«Чистим одежду»

Содержание в порядке одежды и обуви, учить просушивать и чистить свою одежду, протирать обувь

12-13


2

«Чистим обувь»

14-15


2

«Опрятный внешний вид»





2 модуль – 15 ч.





Культурно-гигиенические навыки – 5 ч.


16-17


2

«К нам пришла Замарашка» - умывание

Закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

18



1

«Ушки чистые» - ватные палочки

19


1

«Лесные звери» - пользование туалетной бумагой

20


1

«В гостях у Варвары-красы, длинной косы»




Ручной труд – 5 ч.


21-22


2

«Чистые столы»

Мытье и протирание мебели в классе

23-25


3

«Мебель»




Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе – 5 ч.


26-27


2

«Чистые игрушки»

Обтирание игрушек влажной тряпочкой, мытье игрушек в мыльной воде, уборка территории возле школы

28-30


3

«Уборка территории»





3 модуль – 15 ч.





Культурно-гигиенические навыки – 4 ч.


31-34


4

«Умывание каждый день»

Закрепление навыков детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении.




Ручной труд – 4 ч.


35-38


4

«Чистота и порядок» - мытье парт, полочек, шкафчиков

Мытье мебели




Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе - 5 ч.


39-41


3

«Вместе с куклой на прогулку» - чистка одежды и обуви после прогулки

Содержание в порядке одежды и обуви, подбор и одевание одежды по сезону

42-43


2

«Одежда для прогулки» - подбор одежды по сезону




Промежуточная аттестация – 2 ч.


44


1

«Рукавички»

Содержание в порядке одежды и обуви, подбор и одевание одежды по сезону

45


2

«Чистим одежду и обувь»




НАПРАВЛЕНИЕ 2

Предметы уборки и сервировки. Бытовые ситуации – 57 ч.





4 модуль – 18 ч.





Культурно-гигиенические навыки – 6 ч.


46-47


2

«Как мы кормим Хрюшу и Степашку» - сервировка

Сервировка стола,  действия по алгоритму использование схем, пиктограмм; уборка столовой посуды, знание и назначение столовой посуды

48-49


2

«Угостим куклу» - сервировка

50-51


2

«Федорино горе»




Ручной труд – 6 ч.


52-54


3

«Чистый пол» - подметание веником

Подметание пола веником, заметание мусора на совок, мытье пола шваброй и тряпкой

55-57


3

«Пол блестит и сверкает» - мытье пола




Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе – 6 ч.


58-60


3

«Чистая одежда» - стирка одежды для кукол, тряпочек

Стирка в тазике одежды для кукол, стирки тряпочек для уборки, полив из лейки комнатных растений, протирание листьев цветов влажной тряпочкой

61-63


3

«Уход за комнатными растениями» - полив цветов, протирание листьев




5 модуль – 18 ч.





Культурно-гигиенические навыки – 6 ч.


64-65


2

«Как мы кормим Зайку и Мишутку» - сервировка

Сервировка стола, выбор посуды, действие по алгоритму (по схеме, пикторгаммы); протирание поверхностей от пыли по алгоритму; назначение и использование бумажных салфеток

66-67


2

«Пыльные полки» - протирание пыли

68-69


2

«А ребята не поросята!» - пользование бумажными салфетками




Ручной труд – 6 ч.


70-72


3

«Помогаем маме» - работа с веником и совком

Подметание пола веником, заметание мусора на совок, мытье пола шваброй и тряпкой

73-75


3

«Ждем гостей» - мытье пола




Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе – 6 ч.


76-77


2

«Маленькие помощники» - стирка

Стирка в тазике одежды для кукол, стирки тряпочек для уборки, полив из лейки комнатных растений, протирание листьев цветов влажной тряпочкой; уборка территории возле школы

78-79


2

«Цветы на окне» - полив растений

80-81


2

«Весна пришла!» - уборка территории




6 модуль – 21 ч.





Культурно-гигиенические навыки – 6 ч.


82-83


2

«Праздничный стол» - сервировка

Сервировка стола на праздник, культура поведения за столом, уборка, мытье посуды

84


1

«Послушные ребята» - правила поведения за столом

85-87


3

«Уборка после ухода гостей» - уборка, мытье посуды




Ручной труд – 6 ч.

Подметание пола веником, заметание мусора на совок, мытье пола шваброй и тряпкой

88-90


3

«Помогаем бабушке» - подметание пола

91-93


3

«Грязный пол» - мытье пола




Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе - 7 ч.


94-95


2

«Грязные платочки», «Платье запачкалось» - стирка

Стирка в тазике, полив из лейки комнатных растений, протирание листьев цветов влажной тряпочкой, опрыскивание из пульверизатора; уборка территории возле школы

96-97


2

«Цветы завяли» - полив, опрыскивание

98-100


3

«Чистота вокруг школы!»

102


1

Итоговая аттестация

Сервировка стола на праздник.


VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Список литературы:

Учебно-научная литература:

  1. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА) – М.: АСАДЕМА, 2001.

Интернет источники:

http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos Типы уроков по ФГОС в школе: требования к урокам нового типа, виды уроков и примерная структура урока каждого типа.

Учебно-практическая литература:

  1. Шевченко С.Г. Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы, 3 класс/ С.Г. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 124с.

  2. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Посуда. Продукты питания.(Программа «Счастливый ребёнок). М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.


Учебно-практическое оборудование:

  1. Мебель, посуда, продукты, цветы, хозяйственный инвентарь, игрушки.

  2. Предметные картинки.

  3. Сюжетные картинки

  4. Слайд-презентации


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!