Адаптированная общеобразовательная рабочая программа для обучающегося с ОВЗ
по предмету "Домоводство" 3 кл
I. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Домоводство» на …………… учебный год предназначена для обучающегося 3 класса ……………………... Данная программа построена с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, является индивидуальной адаптированной рабочей программой для обучающегося. Образовательная деятельность направлена на максимальное развитие жизненной компетенции для социализации в обществе.
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» разработана на основе:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. №ВК- 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования в редакции протокола от 22.12.2015 г. №4/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /Л.Б. Баряева, Д.И Бойков, В.И. Липакова под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.-СПб.: ЦДК профессора Л.Б. Баряевой, 2011 г.
Учебный предмет «Домоводство» включен в предметную область «Окружающий мир».
Цель уроков по домоводству в 3 классе – воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности и к труду взрослых, формировать умения выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами, включение в процесс сервировки и уборке столов; способы усвоения практического опыта в простых бытовых ситуациях.
Реализация содержания учебного предмета в третьем классе позволит обучающимся закрепить опыт положительного взаимодействия со сверстниками, способы практических действий при выборе средств ведения домоводства в разных ситуациях.
Основные задачи:
учиться обращаться с хозяйственным инвентарем
освоить действия по приготовлению пищи
осуществлению покупок
уборке помещения и территории
уходу за вещами, которые в последующем сможет применять как в быту, так и в последующей трудовой деятельности
II. Общая характеристика учебного предмета
Обучение ребенка с умственной отсталостью ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».
Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях. Именно практические упражнения являются основным методом обучения учащихся 3 класса.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Домоводство» входит в обязательную часть учебного плана адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами. Рабочая программа разрабатывается и реализуется 1 год.
Учебный предмет | Часов в неделю | Год |
Домоводство | 3 часа | 102 часа |
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понима
V. Личностные и предметные результаты освоения предмета «Домоводство»
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные:
проявляют интерес и положительное отношение к совместным действиям при выполнении обязанностей в жизненно-значимых бытовых ситуациях (сбор на прогулку, переодевание, складывание игрушек в ящик), элементы самостоятельности (берет, удерживает, передает предмет в руки и т.д.).
Предметные:
- умение выполнять отдельные действия совместно с учителем и частично самостоятельно,
-умение выбирать предмет (средство) - орудие для использования в конкретной бытовой ситуации (одежду, приборы для еды, приборы для умывания и ухода за лицом).
Базовые учебные действия:
- следят за своим внешним видом (умеют пользоваться зеркалом для контроля внешнего вида),
- соблюдают правила гигиены и опрятности, овладели простыми культурно-гигиеническими умениями (уход за лицом, за руками, за телом и внешним видом), самостоятельно одеваются, раздеваются, собирают портфель и т.д. в разных ситуациях (в школе и в семье),
- пользуются орудиями и средствами для выполнения простых бытовых поручений (веник, губка, лейка, щетки),
- ориентируются в простых бытовых ситуациях, связанных с чистотой (гигиеной) и опрятностью, оказанием помощи сверстнику,
- владеют элементарными способами сервировки стола.
VI. Содержание учебного предмета
Основное содержание учебного предмета «Домоводство» включает:
3 раздела:
Культурно-гигиенические навыки.
Ручной труд
Хозяйственно-бытовой труд, труд в природе.
2 направления:
1. Предметы гигиены и самообслуживания, ухода за вещами. Бытовые ситуации (1 полугодие).
2. Предметы уборки и сервировки. Бытовые ситуации (2 полугодие).
Программа «Домоводство» реализуется поэтапно: сначала обучающихся знакомят с предметами, орудиями, средствами и их назначением, затем, создаются ситуации, в которых они овладевают умениями использования изученных предметов, орудий и средств. На начальном этапе обучающиеся приобретают опыт Домоводства относительно себя (направление 1), а затем – относительно окружения (направление 2).Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на прогулках в индивидуальной (надомной) форме обучения.
Структура занятий может варьироваться и состоять из 1-2-3 основных разделов.
НАПРАВЛЕНИЕ 1. Предметы гигиены и самообслуживания, ухода за вещами.
1) Культурно-гигиенические навыки
Мыло:
- учить правильно и аккуратно мыть руки (лицо) - брать мыло из мыльницы, намыливать руки, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, отжимать воду с рук,
Полотенце:
- учить брать полотенце с вешалки, насухо вытирать руки (лицо) вешать полотенце
Расческа:
- учить расчесываться после прогулки, снятия шапки
Туалетная бумага:
- формировать умение пользоваться туалетной бумагой в туалете
Носовой платок:
- формировать умение пользоваться носовым платком (высмаркиваться)
Ватные палочки:
- учить с помощью взрослого использовать ватные палочки в чистке ушей2) Ручной труд
Фартук:
- формировать умение надевать фартук перед началом занятия:
белые и цветные хлопчатобумажные, клеенчатые; белые — для накрывания столов к завтраку, обеду, полднику, ужину и последующей уборки; цветные — для ухода за помещением и вещами; клеенчатые — для мытья игрушек и стирки кукольного белья, для работы в уголке природы
Головной убор (косынка):
- формировать умение надевать на голову косынку перед началом занятия
Тазик и тряпочки:
- формировать умения мыть парты (столы) –поверхность стола
2) Ручной труд
Фартук:
- с помощью учителя учить надевать фартук перед началом занятия: белые и цветные хлопчатобумажные, клеенчатые; белые — для накрывания столов к завтраку, обеду, полднику, ужину и последующей уборки; цветные — для ухода за помещением и вещами; клеенчатые — для мытья игрушек и стирки кукольного белья, для работы в уголке природы
Головной убор (косынка):
- с помощью учителя учить надевать на голову косынку
Тазик и тряпочки:
- совместно с учителем мыть парты (столы) – намочить тряпочку в мыльном растворе в тазике, отжать от воды, помыть поверхность стола, прополоскать тряпочку в тазике с водой, положить сушиться на батарею
3) Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе
Уход за вещами:
- с помощью учителя учить пользоваться щеткой для одежды (почистить загрязненное место щеткой для одежды)
- с помощью учителя учить пользоваться щеткой для обуви после прогулки
- с помощью учителя учить мыть обувь губкой, ставить сушиться в отведенное место
Ролик для удаления пыли и ворса:
- с помощью учителя учить одевать на ролик сменный блок, водить по одежде убирая пыль и ворсинки, удалять использованную полоску на валике
Резиновые перчатки:
- учить надевать резиновые перчатки, перед началом уборки
Хлопчатобумажные перчатки:
- учить надевать перчатки перед началом уборки территории, снимать после окончания уборки
Влажные салфетки:
- учить доставать влажную салфетку из пачки
- умение протирать руки влажной салфеткой
- выбрасывать использованную влажную салфетку в мусорное ведро
НАПРАВЛЕНИЕ 2. Предметы уборки и сервировки
1) Культурно-гигиенические навыки
Салфетки для пыли:
- с помощью учителя учить протирать пыль слегка влажной салфеткой с поверхности стола, полки, подоконника,
- с помощью учителя учить протирать игрушки, детали крупного строителя, детали мягкого модуля со всех сторон влажной
Салфетки бумажные:
- совместно с учителем вытирать руки протирать губы, рот от жира и других пищевых загрязнений.
Сервировка стола:
- совместно с взрослым собирать посуду со стола,
ставить тарелку в тарелку.
2) Ручной труд
Швабра:
- с помощью учителя учить мыть пол шваброй с тряпкой
Веник и совок:
- с помощью учителя учить подметать пол веником, заметать мусор на совок, выбрасывать мусор с совка в корзину для мусора
3) Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе
Тазик для стирки:
- совместно с учителем намачивать, намыливать, прополаскивать, отжимать, расправлять, аккуратно вешать тряпочку на батарею.
Лейка:
- совместно с учителем поливать растения из лейки
Грабли веерные:
- совместно с учителем собирать листву, скошенную траву, мелкий мусор в одну кучу
Метла пластиковая:
- совместно с учителем подметать сухую и мокрую листву, снег, грязь, любой грубый мусор
Совок уличный:
- совместно с учителем заметать на совок мусор, выбрасывать мусор из совка с контейнер для мусора
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ урока | Дата | Количество часов, отводимых на изучение темы | Тема урока | Виды учебной деятельности |
| | | НАПРАВЛЕНИЕ 1 Предметы гигиены и самообслуживания, ухода за вещами. Бытовые ситуации. 1 модуль – 15 ч. | |
| | | Культурно-гигиенические навыки – 6 ч. | |
1 | | 1 | «Кукла Таня простудилась» - носовые платки | Правильное пользование носовым платком; пользование расчёской и ухода за ней; навыки в умывании, знание предметов туалета и их назначении |
2-3 | | 2 | «Доброе утро, расчёска!» |
4-6 | | 3 | «Умывание каждый день» - мыло и полотенце |
| | | Ручной труд – 3 ч. | |
7-9 | | 3 | «Помогаем маме» - мытье столов | Выбор фартука и косынки из предложенных для занятия, завязывания на себе, мытье парт по алгоритму |
| | | Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе – 6 ч. | |
10-11 | | 2 | «Чистим одежду» | Содержание в порядке одежды и обуви, учить просушивать и чистить свою одежду, протирать обувь |
12-13 | | 2 | «Чистим обувь» |
14-15 | | 2 | «Опрятный внешний вид» |
| | | 2 модуль – 15 ч. | |
| | | Культурно-гигиенические навыки – 5 ч. | |
16-17 | | 2 | «К нам пришла Замарашка» - умывание | Закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки. |
18 | | 1 | «Ушки чистые» - ватные палочки |
19 | | 1 | «Лесные звери» - пользование туалетной бумагой |
20 | | 1 | «В гостях у Варвары-красы, длинной косы» |
| | | Ручной труд – 5 ч. | |
21-22 | | 2 | «Чистые столы» | Мытье и протирание мебели в классе |
23-25 | | 3 | «Мебель» |
| | | Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе – 5 ч. | |
26-27 | | 2 | «Чистые игрушки» | Обтирание игрушек влажной тряпочкой, мытье игрушек в мыльной воде, уборка территории возле школы |
28-30 | | 3 | «Уборка территории» |
| | | 3 модуль – 15 ч. | |
| | | Культурно-гигиенические навыки – 4 ч. | |
31-34 | | 4 | «Умывание каждый день» | Закрепление навыков детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении. |
| | | Ручной труд – 4 ч. | |
35-38 | | 4 | «Чистота и порядок» - мытье парт, полочек, шкафчиков | Мытье мебели |
| | | Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе - 5 ч. | |
39-41 | | 3 | «Вместе с куклой на прогулку» - чистка одежды и обуви после прогулки | Содержание в порядке одежды и обуви, подбор и одевание одежды по сезону |
42-43 | | 2 | «Одежда для прогулки» - подбор одежды по сезону |
| | | Промежуточная аттестация – 2 ч. | |
44 | | 1 | «Рукавички» | Содержание в порядке одежды и обуви, подбор и одевание одежды по сезону |
45 | | 2 | «Чистим одежду и обувь» |
| | | НАПРАВЛЕНИЕ 2 Предметы уборки и сервировки. Бытовые ситуации – 57 ч. | |
| | | 4 модуль – 18 ч. | |
| | | Культурно-гигиенические навыки – 6 ч. | |
46-47 | | 2 | «Как мы кормим Хрюшу и Степашку» - сервировка | Сервировка стола, действия по алгоритму использование схем, пиктограмм; уборка столовой посуды, знание и назначение столовой посуды |
48-49 | | 2 | «Угостим куклу» - сервировка |
50-51 | | 2 | «Федорино горе» |
| | | Ручной труд – 6 ч. | |
52-54 | | 3 | «Чистый пол» - подметание веником | Подметание пола веником, заметание мусора на совок, мытье пола шваброй и тряпкой |
55-57 | | 3 | «Пол блестит и сверкает» - мытье пола |
| | | Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе – 6 ч. | |
58-60 | | 3 | «Чистая одежда» - стирка одежды для кукол, тряпочек | Стирка в тазике одежды для кукол, стирки тряпочек для уборки, полив из лейки комнатных растений, протирание листьев цветов влажной тряпочкой |
61-63 | | 3 | «Уход за комнатными растениями» - полив цветов, протирание листьев |
| | | 5 модуль – 18 ч. | |
| | | Культурно-гигиенические навыки – 6 ч. | |
64-65 | | 2 | «Как мы кормим Зайку и Мишутку» - сервировка | Сервировка стола, выбор посуды, действие по алгоритму (по схеме, пикторгаммы); протирание поверхностей от пыли по алгоритму; назначение и использование бумажных салфеток |
66-67 | | 2 | «Пыльные полки» - протирание пыли |
68-69 | | 2 | «А ребята не поросята!» - пользование бумажными салфетками |
| | | Ручной труд – 6 ч. | |
70-72 | | 3 | «Помогаем маме» - работа с веником и совком | Подметание пола веником, заметание мусора на совок, мытье пола шваброй и тряпкой |
73-75 | | 3 | «Ждем гостей» - мытье пола |
| | | Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе – 6 ч. | |
76-77 | | 2 | «Маленькие помощники» - стирка | Стирка в тазике одежды для кукол, стирки тряпочек для уборки, полив из лейки комнатных растений, протирание листьев цветов влажной тряпочкой; уборка территории возле школы |
78-79 | | 2 | «Цветы на окне» - полив растений |
80-81 | | 2 | «Весна пришла!» - уборка территории |
| | | 6 модуль – 21 ч. | |
| | | Культурно-гигиенические навыки – 6 ч. | |
82-83 | | 2 | «Праздничный стол» - сервировка | Сервировка стола на праздник, культура поведения за столом, уборка, мытье посуды |
84 | | 1 | «Послушные ребята» - правила поведения за столом |
85-87 | | 3 | «Уборка после ухода гостей» - уборка, мытье посуды |
| | | Ручной труд – 6 ч. | Подметание пола веником, заметание мусора на совок, мытье пола шваброй и тряпкой |
88-90 | | 3 | «Помогаем бабушке» - подметание пола |
91-93 | | 3 | «Грязный пол» - мытье пола |
| | | Хозяйственно-бытовой труд, труд на природе - 7 ч. | |
94-95 | | 2 | «Грязные платочки», «Платье запачкалось» - стирка | Стирка в тазике, полив из лейки комнатных растений, протирание листьев цветов влажной тряпочкой, опрыскивание из пульверизатора; уборка территории возле школы |
96-97 | | 2 | «Цветы завяли» - полив, опрыскивание |
98-100 | | 3 | «Чистота вокруг школы!» |
102 | | 1 | Итоговая аттестация | Сервировка стола на праздник. |
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы:
Учебно-научная литература:
Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА) – М.: АСАДЕМА, 2001.
Интернет источники:
http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos Типы уроков по ФГОС в школе: требования к урокам нового типа, виды уроков и примерная структура урока каждого типа.
Учебно-практическая литература:
Шевченко С.Г. Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы, 3 класс/ С.Г. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 124с.
Тематический словарь в картинках: Мир человека: Посуда. Продукты питания.(Программа «Счастливый ребёнок). М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.
Учебно-практическое оборудование:
Мебель, посуда, продукты, цветы, хозяйственный инвентарь, игрушки.
Предметные картинки.
Сюжетные картинки
Слайд-презентации