СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по ФПСР И РСВ. 6б класс.Для детей с недостатками слуха .

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Развитие слухового восприятия, произношения   и формирование устной речи детей с недостатками слуховой функции  тесно связаны между собой. Формирование речи происходит на  слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь,  навыки восприятия речи на слух  совершенствуются в процессе  формирования произношения учащихся. Данная программа состоит из двух разделов: развитие слухового восприятия и   обучение произношению. Данная программа предназначена для учащихся  коррекционных общеобразовательных  учреждений  для детей с недостатками слуха в соответствии с требованиями Закона РФ  об образовании от 29 декабря  2012 года  и общеобразовательными стандартами ФГОС .

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по ФПСР И РСВ. 6б класс.Для детей с недостатками слуха .»

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа

по ФПСР И РСВ

6б класс

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета.

Развитие слухового восприятия, произношения и формирование устной речи детей с недостатками слуховой функции тесно связаны между собой. Формирование речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся. Данная программа состоит из двух разделов: развитие слухового восприятия и обучение произношению. Данная программа предназначена для учащихся коррекционных общеобразовательных учреждений для детей с недостатками слуха в соответствии с требованиями Закона РФ об образовании от 29 декабря 2012 года и общеобразовательными стандартами ФГОС .

В системе общеобразовательных и коррекционных предметов данный курс реализует познавательную и социокультурную цели :

- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке в целом и формирование на этой основе знаково-символического восприятия , слухового восприятия, произношения и логического мышления учащихся.

- социокультурная цель- это изучение русского языка, включает формирование коммуникативной компетенции учащихся:

* развитие устной речи;

* развитие произношения;

*развитие монологической и диалогической речи;

Для достижения поставленных целей изучения данного предмета в 6 классе необходимо решение следующих практических задач:

- развитие речи, мышления, воображения, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- дальнейшее углубленное освоение учащимися лексики родного языка, фонетике, грамматике;

- овладение учащимися умением вести диалогическую речь, составлять монологи, тексты – описания и тексты –повествования необходимого объема.

- воспитание у учащихся позитивного эмоционально- ценностного отношения к развитию речи, чувство сопричастности к уникальности родного языка, его чистоты, побуждение познавательного , углубленного изучения речи, стремление совершенствовать свою речь.

Структура курса

Систематический курс состоит из двух разделов:

-формирование произношения;

- развитие слухового восприятия.

Основные содержательные линии

Материал курса представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как :

- основы лингвистических знаний: фонетика, орфоэпия, состав слова

( морфемика), грамматика( морфология и синтаксис), орфография и пунктуация, развитие речи.

Языковой материал призван углубить усвоение структуры русского языка, развитию речи, совершенствованию произносительных навыков и умений.

Место учебного предмета « Обучение произношению и развитию слухового восприятия « в учебном плане.

Согласно базисному ( образовательному ) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение данного предмета в 6 классе выделяется 105 часов , по 3 часа в неделю.

Ценностные ориентиры результатов изучения предмета

« Развитие слухового восприятия и обучение произношению» .

Личностными ориентирами в изучении данного предмета являются :

- осознание изучения данного предмета как основного средства национальной культуры и средства общения;

- понимание того, что правильная устная речь является показателем индивидуальной культуры человека, способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметными ориентирами и результатами изучения данного предмета в старшей школе являются :

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач( диалог, монолог, высказывания);

- понимание и ориентирование на позицию партнёра;

- учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

- стремление в к более точному высказыванию своего мнения ;

- умение задавать вопросы;

- умение правильно произносить звуки речи;

- умение правильного восприятия речевого(слухового) материала.

Предметными ориентирами и результатами изучения данного курса являются :

- овладение нормами русского языка( лексика, грамматика, фонетика, орфоэпия) и правилами речевого этикета;

- умение применять орфографические правила, правила произношения звуков речи на практике;

- умение контролировать и проверять свое произношение и речь;

- сравнивать, классифицировать, характеризовать языковые особенности языка, звуков речи;

-знать и применять на практике знания и умения по произношению и слуховому восприятию: звук, буква, слово, часть слова, части речи, согласование, члены предложения.

Коммуникативными ориентирами являются :

- овладение видами речевой деятельности и основами культуры речи;

- умение определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию;

- учитывать коммуникативные намерения партнера;

- выбирать адекватные стратегии коммуникации;

- быть готовыми к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая компетенция и ориентиры формируются на основе:

- овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении;

- знаниями о лингвистике как науке;

- обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений.

Общественная и культуроведческая компетенция и ориентиры формируются :

- на осознании языка как формы выражения общенациональной культуры;

-понимании взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка;

- освоения норм языка, произношения звуков речи;

- способности объяснять и понимать значение слов с национально-культурным компонентом.

Виды речевой деятельности

- слушание

- говорение

- чтение

- письмо

Обучение грамоте

- фонетика

- графика

- чтение

- письмо

- слово и предложение

Развитие речи

- фонетика и орфоэпия

- графика

- лексика

- состав слова

- морфология

- синтаксис

Развитие слухового восприятия

В 6 классе продолжается работа по обучению учащихся восприятию речи на слух со слуховыми аппаратами и без них. В процессе тренировки меняется оптимальное расстояние , на котором учащиеся воспринимают на слух предлагаемый речевой материал. При этом все меньше это расстояние зависит от характера предлагаемого на слух речевого материала. Речевой материал для слуховой тренировки предлагается с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их речевого развития и состояния слуха. В случае необходимости на слух могут предъявляться такие элементы речи, как слоги и фонемы( с последующим восприятием целого слова) .

Особое внимание уделяется восприятию на слух незнакомых текстов, определению их основного содержания или основной мысли. Объем текста в 6 классе не должен превышать 18-22 предложений. Тексты должны предъявляться сразу на слух. Кроме того проводится работа по восприятию речи на слух по телефону, радио. Обучению речи на слух без индивидуальных речевых аппаратов отводится не более одной трети всего занятия, а восприятию шепотной речи 2-3 минуты.

Учащиеся воспринимают речевой материал:

- связанного с учебной деятельностью учащихся и обиходно –разговорного характера типа Какие книги ты прочитал? Как ты слышишь на этом расстоянии? Назови главных героев рассказа. Раскрой значение фразеологизмов… Покажи в комнате пример перпендикулярных прямых. Множества. Коэффициент, леса создают микроклимат, не бывает сильных бурь, удерживают в почве воду и т . д ..

- связанного с изучение общеобразовательных предметов по темам : « Родная природа», « Города нашей страны», «Литература и искусство», « Счастье в труде «, «Школьная жизнь», Закаляйся, если хочешь быть здоров»,

« Транспорт», «Смелость и находчивость» и т . д. .


Обучение произношению

- дальнейшее совершенствование произносительных навыков звуков речи;

- дифференциация часто смешиваемых в произношении звуков речи

( носовых и ротовых) - М-П, М-Б, Н-Т, Н-Д; свистящих, шипящих и аффрикатов – С-Ш, З-Ж, С-Ц, Ш-Ч, звонких и глухих, слитных и щелевых – Ц-С, Ч-Ш, слитных и смычных – Ц-Т, Ч- Т;

- работа над выразительностью речи( интонационная окраска, деление фразы на смысловые синтагмы, различные модуляции голоса) .





Контроль предметных результатов

Контроль предметных результатов осуществляется в течение всего учебного курса на каждом занятии( текущий контроль), а также в конце учебного года(итоговый контроль) при проверке навыков произношения и слухового восприятия с учетом индивидуальных особенностей учащихся.


Примечание .

Исходя из требований общеобразовательных стандартов, тематическое планирование строится на основе значимости тем социального плана: наша родина Россия, Москва- столица нашей родины, изменения в природе по временам года, т . д. , а также общеобразовательных предметов : литература, развитие речи, русский язык, математика, история, география , окружающий мир и т. д .



Контроль

- проверка произносительных навыков дифференциации звуков речи;

- проверка слухового восприятия контрольных фраз, текстов;

- проверка знаний правил орфоэпии;

- проверка умений правильного соблюдения интонационной структуры слова, предложения;

- проверка знаний лексического содержания пройденных тем;

- проверка умений задавать вопросы и отвечать на вопросы по заданной теме;

- проверка умений понимания прочитанного речевого материала.


Учебно методическое и материально-техническое обеспечение

1. VУRBOTON VT 15

2. ИНТОН –М – тренажер речевой комплексный.

3. Видеомонитор ЭЛЕКТРОНИКА 32 ВТЦ 202

3. Компьютер LG

4. Мультимедийные общеобразовательные программы по развитию речи и произношению .

5. Тесты на различных дисконосителях.

6. Игровой материал : лото, конструктор, раздаточный материал, игрушки.






Список литературы( основной и дополнительный)

Программа разработана в соответствии с:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Закон Ставропольского края от 30 июля 2013 года №72-кз "Об образовании"

  3. Постановление Правительства РФ от 12.03.97 N 288 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья"

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва

"Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год".

  1. Базисный Учебный план, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29 / 2065-П.

  2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида. Сб 2. – М. «Просвещение», 2006 г. К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев

  3. Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 27».

  4. Образовательная программа ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 27».

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373»);

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  2. Комплексное планирование для логопедических групп.

  3. Примерные программы по учебным предметам. ФГОСТ. Начальная школа . 2011.

  4. Календарно –тематическое планирование . 1-4 классы. Москва .Вако . 1012. Г.

  5. Примерные программы по учебным предметам. Просвещение. Москва , 2012 год . ФГОСТ . Стандарты второго поколения.

15. Плешаков А.Г. Окружающий мир.2012.

16. Примерные программы по учебным предметам . Русский язык. 5-9 классы. Просвещение , 2012 г .

17. Уроки логопеда. Т.А Воробьева. Санкт-Петербург, 2011 г.

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС общего образования для старших классов, на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида.

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС основного общего образования, на основе программы образовательных учреждений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

6б класс . 1 четверть. 2017 -2018 учебный год.

Неделя, дни

часы

содержание

1 неделя

2

  1. Различение фраз обиходного плана.

  2. Различение темы « Летние каникулы»

  3. Закрепление и автоматизация произношения звука З,Ц.

  4. Учимся говорить . Урок 47.

  5. Различение фраз, слов по ПДД.

  6. Выполнение упражнений на дыхание, голос. Работа над темпом и ритмом.

  7. Проверка состояния слуха, речи и произношения.

2 неделя

2

  1. Различение фраз обиходного плана.

  2. Различение темы « Осенью в лесу»

  3. Закрепление и автоматизация произношения звука Ц.

  4. Учимся говорить . Урок 48.

  5. Различение фраз, слов по ПДД.

  6. Выполнение упражнений на дыхание, голос. Работа над темпом и ритмом. Словесное ударение.

3 неделя

2

  1. Различение фраз обиходного плана.

  2. Различение темы « Дары осени»

  3. Закрепление и автоматизация произношения звука Ш.

  4. Учимся говорить . Урок 49.

  5. Различение фраз, слов по ПДД.

  6. Выполнение упражнений на дыхание, голос. Работа над темпом и ритмом.

4 неделя

2

  1. Различение фраз математического плана.

  2. Различение темы « Где? Когда?»

  3. Закрепление и автоматизация произношения звука Ш.

  4. Учимся говорить . Урок 50.

  5. Различение фраз, слов по ПДД.

  6. Выполнение упражнений на дыхание, голос. Работа над темпом и ритмом.

  7. Различение текста « За окном осень» Разв .речи. стр 38

5 неделя

2

  1. Различение фраз грамматического плана.

  2. Различение темы « Зимняя экскурсия»

  3. Закрепление и автоматизация произношения звука Ц,Ш.

  4. Учимся говорить . Урок 41.

  5. Различение фраз, слов по ПДД.

  6. Выполнение упражнений на дыхание, голос. Работа над темпом и ритмом.

6 неделя

2

  1. Различение фраз обиходного плана.

  2. Различение темы « Где? Почему?»

  3. Закрепление и автоматизация произношения звуков З,Ш.

  4. Учимся говорить . Урок 51.

  5. Различение фраз, слов по ПДД.

  6. Выполнение упражнений на дыхание, голос. Работа над темпом и ритмом.

  7. Различение грамматического материала «Какой? Какая? Какие?»

7 неделя

2

  1. Различение фраз обиходного плана.

  2. Различение темы « Город»

  3. Закрепление и автоматизация произношения звуков З,Ж.

  4. Учимся говорить . Урок 52.

  5. Различение фраз, слов по ПДД.

  6. Выполнение упражнений на дыхание, голос. Работа над темпом и ритмом.

  7. Различение текста « Интересная книга»

8 неделя

2

  1. Различение фраз грамматического характера.

  2. Различение темы « Куда? Чем?»

  3. Закрепление и автоматизация произношения звуков З, Ж.

  4. Учимся говорить . Урок 53.

  5. Различение фраз, слов по ПДД.

  6. Выполнение упражнений на дыхание, голос. Работа над темпом и ритмом.

  7. Различение темы « Железнодорожный вокзал.» стр. 92 , Зыкова. ,Р.Р. ,3 кл.

  8. Различение текста « Дежурный» стр .50 Разв .речи . 3 кл

9 неделя

2

  1. Различение фраз математического плана.

  2. Различение темы « Осень» .стр 58.Зыкова.

  3. Закрепление и автоматизация произношения звуков Ц, Ж.

  4. Учимся говорить . Урок 54.

  5. Различение фраз, слов по ПДД.

  6. Выполнение упражнений на дыхание, голос. Работа над темпом и ритмом.

  7. Тестирование по теме « Железнодорожный вокзал»

  8. Различение текста « Белка» стр 60 . Р.Р. Зыкова .

10 неделя

2

Повторение речевого материала пройденного за 1 четверть