СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 6.1 вида

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

АООП  для детей с ОВЗ 6.1 вида

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 6.1 вида»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КИСЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ТОМСКОГО РАЙОНА

634508 ул. Советская 2а, д. Кисловка, Томского района, Томской области

Тел./ Факс (3822) 953-149, 953-781, E-mail: KISLOVKA@LIST. RU




Рассмотрена и принята

на заседании педагогического совета

МБОУ «Кисловская СОШ»

Томского района,

протокол № 11 от «29» августа 2019 г.



УТВЕРЖДЕНО

приказом по МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района

№ 202 от «30» августа 2019 г.

Директор школы: _______/Мусабеков О.Ж.








АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

VI вида (вариант 6.1)


на 2020-2021 учебный год










д. Кисловка – 2020

СОДЕРЖАНИЕ



I. Общие сведения ……………………………………………………………………..3

1.1.Пояснительная записка ...........................................................................................3

1.2. Цели и задачи АООП .............................................................................................4

1.3. Принципы и подходы к формированию АООП.....................................................5

1.4. Характеристика обучающихся, котором адресована АООП .............................5

II. Организация образовательного процесса............................................................7

    1. Организация учебно-воспитательного процесса ................................................7

2.2. Сведения о кадрах… ..............................................................................................8

2.3.Характеристика специфики содержания образования .........................................8

2.4.Учебный план для обучающихся по специальным (коррекционным)

программам VIII вида индивидуального обучения на дому.....................................9

2.5.Воспитательная работа…………………………………………………………..12

2.6.Коррекционная работа…………………………………………………………...13

III. Управление реализацией АООП ......................................................................21

3.1. Управление реализацией АООП .........................................................................21

3.2.Система оценки планируемых результатов освоения АООП ..........................23

3.3.Результаты освоения АООП ..................................................................................24

IV. Приложение ………………………………………………………………………26

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1 Пояснительная записка

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП) общего образования (далее - ОО) обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кисловская средняя общеобразовательная школа» Томского района (далее - Школа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.

Нормативно-правовую базу разработки АООП ОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) Школы составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 4/15 от 22.12.2015);

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015);

  • СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;

  • Устав МБОУ «Кисловская средняя общеобразовательная школа» Томского района.


АООП ОО (вариант 6.1) представляет собой комплекс взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельной составляющей, обеспечивающей духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное личностное направления развития обучающихся общего образования.

АООП ОО (вариант 6.1) разработана с учетом психолого-педагогической характеристики обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности.

Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное определение наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

Адаптированная программа определяет:

  • приоритеты, качество содержания и реализации основного общего образования в школе, его организационные и методические аспекты на уровне основного общего образования;

  • коррекцию отклонений в развитии средствами образования детей с НОДА, их социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции в старшие общеобразовательные классы;

  • цели, задачи и направления развития образовательного процесса;

  • регламентацию всех видов образовательной деятельности участников образовательного процесса, в том числе систему оценки результатов её освоения учащимися.



1.2. Цель АООП (вариант 6.1): обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи:

  • Обеспечение соответствия выполнения требований Стандарта по созданию благоприятных условий для становления и развития личности как субъекта деятельности.

  • Достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями учащегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

  • Становление и развитие личности учащегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

  • Адаптированная программа предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В МАОУ Школе «Перспектива» осуществляется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по общей образовательной программе основного общего образования, по индивидуальным учебным планам.

  • Обучение организуется в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии по учёту особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальными возможностями детей.

Помимо реализации общих задач на АООП (вариант 6.1) предусматривает решение специальных задач:

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) указанной категории обучающихся с ОВЗ;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей) в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

  • осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы основного общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;

  • обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями здоровья для успешной социализации;

  • поддерживать в решении задач личностного самоопределения и саморазвития обучающихся;

  • оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.


1.3. Принципы и подходы к формированию АООП

В основу формирования АООП НОО (вариант 6.1) программы положены следующие принципы:

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

  • учет типологических, психофизиологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

  • коррекционная направленность образовательной деятельности;

  • развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося;

  • онтогенетический принцип;

  • принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей, обучающихся;

  • принцип преемственности;

  • принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не понятие предмета, а понятие предметной области);

  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с НОДА всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

  • принцип амплификации  обогащения и переноса усвоенных знаний, умений, и навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

  • принцип сотрудничества с семьей.

В основу реализации АООП (вариант 6.1) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Деятельностный подход обеспечивает создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, успешного усвоения системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ (НОДА). Выделяют общие образовательные потребности для всех обучающихся с ОВЗ и особые для обучающихся с НОДА.

К общим образовательным потребностям, обучающихся с ОВЗ относятся:

  • получение специальной помощи средствами образования после подтверждения нарушения развития;

  • получение общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

  • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

  • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

  • постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА:

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

  • требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;

  • необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

  • индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;

  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.

Для этой группы обучающихся обучение возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого, дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.

АООП ОО (вариант 6.1) для обучающихся с НОДА предусматривает различные варианты специального сопровождения обучающихся данной категории:

  • обучение в общеобразовательном классе по АООП ОО обучающихся с НОДА (вариант 6.1);

  • обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения;

  • организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами сопровождения Школы.

АООП ОО (вариант 6.1) содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть составляет 80%, часть, формируемая участниками образовательных отношений - 20% от общего объема Программы.

Школа знакомит родителей (законных представителей) обучающихся (участников образовательных отношений):

  • с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса;

  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации АООП ОО, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом Школы.

Нормативный срок освоения Адаптированной общеобразовательной программы составляет пять лет. Для обучающихся с НОДА нормативный срок освоения программы может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ТППК).






1.4 Характеристика обучающихся, которым адресована АООП:

Программа предназначена для учащихся, освоивших программу предшествующего класса.

Возраст 8 – 15 лет.

Дети с ОВЗ (дети инвалиды, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата). Кол-во учащихся с ОВЗ на 2020-2021 учебный год:


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс


1






Сведения о детях с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста


Общее количество детей с

ограниченными возможностями здоровья


Из них, обучаются


в

общеобразовательн ом классе

в специальном

(коррекционном) классе




на дому




1

1


Уровень готовности ребѐнка к освоению программы определяется по следующим показателям:


II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


2.1 Организация учебно-воспитательного процесса

Основными направлениями образовательной деятельности являются:

  • формирование основ здорового образа жизни обучающихся;

  • обеспечение общеобразовательной подготовки с учетом психофизических особенностей обучающихся;

  • обновление содержания образования;

  • повышение специальной компетентности обучающихся;

  • усиление функциональной грамотности выпускников;

  • охрана и поддержание здоровья детей.


Режим работы школы:

Учебный год в школе начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года определяется годовым календарным графиком.

Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней. Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учетом всех требований СанПиН.

Школа работает в условиях 6-дневной учебной недели. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в школе является классно-урочная система. Помимо урока существуют и другие формы организации учебной работы: экскурсии, практические работы, домашняя самостоятельная работа, специальные коррекционные занятия. Они дополняют и совершенствуют классно-урочную систему.

В школе организовано индивидуальное обучение на дому для учащихся. Основанием для организации данной формы обучения является заключение лечебно-профилактического учреждения и заявление родителей (законных представителей).

Продолжительнть уроков: 40 минут.

Продолжительность перемен:

10 минут, 20 минут, 20 минут, 10 минут, 10 минут.



2.2.Сведения о кадрах

Педагоги:

Количество

Всего педагогов

13

Учителей

10

Педагоги, имеющие высшее образование

10

Педагоги, имеющие среднее-специальное образование

-

Стаж работы до 5 лет

4

Стаж работы до 10 лет

-

Стаж работы до 20 лет

6

Стаж работы свыше 20 лет

4

Квалификационные категории педагогов:


Имеют высшую категорию

3

Имеют первую категорию

1

СЗД

9



Все педагоги прошли курсовую переподготовку.

Специалисты:

    • учитель-логопед – Башарова Л.Г.

    • педагог-психолог – Шишко О.Н.

- социальный педагог – Аниськин С.И.

Характеристика педагогического коллектива свидетельствует о наличии определѐнного творческого потенциала, профессиональной компетенции и готовности учителей работать в инновационном режиме.


2.3 Характеристика специфики содержания образования


Содержание специального (коррекционного) обучения VI вида в условиях общеобразовательного класса Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА

Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет подростков со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития.

Отклонения в развитии у обучающихся с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии опорно-двигательного аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько; классификация, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и М.К. Смуглиной; Международная классификация болезней 10–го пересмотра).

Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей.

Для организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.: подростки с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь.

Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью.

Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

Группу обучающихся по варианту 6.2. составляют обучающиеся с легким дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся при помощи ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного передвижения, имеющие нейросенсорные нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности.

Задержку психического развития при НОДА чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала.

При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии.

Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА.

В структуру особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для детей с НОДА.

К общим потребностям относятся: получение специальной помощи средствами образования; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и соучениками; психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения; индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья; следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной деятельности, необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.

2.4 Учебный план для обучающихся по специальным (коррекционным) программам VI вида (Вариант 6.1) в условиях общеобразовательного класса


Учебный план общего образования обучающихся с НОДА (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

Учебный план АООП НОО вариант 6.1 (обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП «Кисловская СОШ».

Реализация учебного плана общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе:


  • учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

  • универсальных учебных действий;

  • познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.


Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного образования:

  • формирование гражданской идентичности;

  • приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

  • формирование готовности к продолжению образования на последующих ступенях общего образования;

  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.


Программа отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области разрабатывается на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с НОДА в соответствии с заключением ППК учащихся. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:


  • введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и(или) физическом развитии;


  • введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.



Примерный учебный план

МБОУ «Кисловская средняя общеобразовательная школа» Томского района, реализующая специальное (коррекционное) образование (VI вид) в условиях общеобразовательных классов инвариантная часть (федеральный компонент)



Учебные предметы

Количество часов в неделю

5кл

6кл

7кл

8кл

9кл

Русский язык

6

6

4

4

2

Литература

3

3

2

2

3

Иностранный язык

2

3

3

3

3

Математика

5

5

5

5

5

Информатика и ИКТ

1

1

История

2

2

2

2

2

Обществознание

(включая экономику и право)

1

1

1

География

2

2

2

Природоведение

1

1

Физика

1

2

2

Химия

2

2

Биология

2

2

2

Искусство (музыка и изобразительное искусство)

1

1

1

-

-

1

1

1

1

-

Технология

Элективные курсы

1

1

2

1

2

Основы безопасности

жизнедеятельности

1

Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

3

Региональный (национально-

региональный) компонент и компонент образовательного учреждения

4

4

3

2

2

Итого

29

30

32

33

33


Для детей с НОДА в коррекционной части программы предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций. Предметы коррекционного цикла следует определять в зависимости от имеющихся у детей нарушений:


  • преимущественно двигательных;

  • преимущественно речевых;

  • сочетание двигательных и речевых;

  • недостатков общего психического развития.


В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории должна строиться дифференцированно. В дальнейшем содержание коррекционных занятий определяется в зависимости от особенностей структуры речевого и двигательного развития каждого обучающегося.


2.5 Воспитательная работа для детей с ОВЗ направлена на развитие личностной и образовательной компетентности обучающихся, их способности к самоорганизации и самостоятельности, готовности к сотрудничеству, способности к созидательной, творческой деятельности, формированию терпимости к чужому мнению, умению вести диалог, искать и находить компромиссы. Основные формы внеклассной работы:

  • кружки;

  • спортивные секции;

  • коллективные творческие дела;


В школе реализуется Программа воспитания и социализации обучающихся, разработанная заместителем директора по воспитательной работе. Данная программа направлена на:

обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания;

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

  • формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;

  • формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни, с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • формирование экологической культуры.


Основные направления Программы воспитания и социализации

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  3. Воспитание ценностного отношения здоровью и здоровому образу жизни.

5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об

эстетических идеалах и ценностях.

7. Воспитание семейных ценностей.

8.Формирование безопасного образа жизни.

Названные направления реализуются благодаря условиям, созданным в школе усилиями педагогов, родителей, специалистов учреждения дополнительного образования, и предполагают различные формы проведения воспитательных мероприятий (коллективно-творческие дела, экскурсии, олимпиады, соревнования, общественно-полезные практические занятия) и вовлечение детей в различные виды деятельности: урочную, внеурочную, внеклассную, внешкольную, семейную.


Программа воспитания и социализации учащихся предполагает реализацию следующих проектов и программ:

«Город мастеров» (профориентация)

Цель: Создать систему комплексной профориентационной работы с учащимися.


«Волонтерское движение «Феникс»»

Цель: Создать волонтерское направление в деятельности детского разновозрастного объединения

«Феникс» на базе МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района.


«Ученическое самоуправление «Школьный город»»

Цель: Создать условия для воспитания гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.


«Юный страж порядка»

Цель: Сформировать у обучающихся такие качества как гражданственность, патриотизм, сформировать установки среди подростков на оказание содействия органам внутренних дел, предупредить возможные нарушения социальных и правовых норм, развить социальную активность в подростковой среде.


2.6. Коррекционная работа

Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной поддержки (сопровождения) освоения АООП ООО обучающимися с НОДА.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с НОДА посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности.

Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты специального сопровождения детей с НОДА:

  • обучение в общеобразовательном классе по АООП;

  • обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и

(или) дистанционной формы обучения;

  • организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами сопровождения школы.

Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебно-образовательного процесса:

  • через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный и дифференцированный подход, поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению);

  • в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психологическая коррекция познавательных процессов, эмоциональных нарушений, социально-психологических проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям);

  • в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся обязательна организация специальной поддержки коллектива педагогов, родителей, обучающихся, обучающегося с НОДА (помощь в формировании адекватных отношений между ребенком с НОДА, одноклассниками, родителями, педагогами; работа по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе); степень участия специалистов сопровождения школы варьируется по необходимости.

Предметы (курсы) коррекционно-развивающей направленности (индивидуальные и групповые занятия по логопедии, по психологической коррекции, по двигательной коррекции, а также занятия, направленные на развитие осознания, ощущений, ориентировки в пространстве и на плоскости) являются основой для развития жизненных компетенций. Чем сложнее дефект развития, тем более необходимы данные коррекционно-развивающие занятия.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся с обучающимися по мере выявления педагогом, психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. При изучении индивидуальных особенностей школьника принимаются во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и развитие ребенка, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.

При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося.

Групповые коррекционно-развивающие занятия могут быть включены в программы внеурочной деятельности.

Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (их место в режиме образовательной организации) определяется МБОУ «Кисловская СОШ» самостоятельно, в соответствии с существующими нормативными документами и локальными актами образовательной организации.

В программе коррекционной работы для обучающихся с НОДА устанавливаются обязательные направления коррекционной помощи для всех категорий детей с НОДА. Эти направления образуют структуру программы коррекционной работы, дополняющей основную образовательную программу:

  • медицинская коррекция и реабилитация (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);

  • психологическая коррекция познавательных процессов;

  • психологическая коррекция эмоциональных нарушений;

  • психологическая коррекция социально-психологических проявлений;

  • коррекция нарушений речи;

  • коррекция нарушений чтения и письма.

Для успешной интеграции в общеобразовательную школу обучающиеся с НОДА, помимо организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи. Обязательным условием усвоения АООП ООО является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого подростка с двигательными нарушениями.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает:

  • помощь в формировании адекватных отношений между подростком, одноклассниками, родителями, учителями;

  • работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе;

  • поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;

  • обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.

Целью программы коррекционной работы является создание условий для оказания комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении ими ООП ООО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, социальной адаптации.

Задачи программы:

  • своевременное выявление детей с НОДА;

  • определение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом и речевом развитии;

  • определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

  • создание условий, способствующих освоению рассматриваемой категории обучающихся АООП ООО, их интеграции в школе;

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи категории обучающихся с учётом особенностей их психического, речевого и (или) физического развития, индивидуальных возможностей;

  • организация индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего воздействия (занятий) по преодолению недостатков психического, речевого и (или) физического развития, оказанию помощи в освоении АООП ООО;

  • разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);

  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей указанной категории, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • Принцип соблюдения интересов обучающегося - специалист призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.

  • Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности.

  • Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

  • Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

  • Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы).

Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в соответствии с рекомендациями ППК, ИПР. Помимо психологической коррекции познавательных процессов, эмоциональных нарушений, социально-психологических проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и письма, необходимым направлением программы коррекционной работы является медицинская коррекция и реабелитация (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение).

Этапы реализации программы коррекционной работы:

  1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результат: оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации.

  2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результат: организация образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности, а также процесса специального сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

  3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям обучающегося.

  4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результат: внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Программа коррекционной работы в рамках данной адаптированной программы включает взаимосвязанные направления, которые отражают её содержание:

  • диагностическая работа;

  • коррекционно-развивающая работа;

  • консультативная работа;

  • информационно-просветительская работа.

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с НОДА, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Школы.

Диагностическая работа включает:

  • раннюю (с первых дней пребывания, обучающегося в Школе) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

  • комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов Школы;

  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, обучающихся;

  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

  • организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов);

  • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

  • коррекцию и развитие высших психических функций;

  • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения;

  • социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса;

  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;

  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной поддержке) указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе обеспечивается наличием в МБОУ «Кисловская СОШ» специалистов разного профиля (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социального педагога) и школьного психолого-медико-педагогического консилиума, которые входят в его постоянный состав. Школьная ППК является основным механизмом взаимодействия специалистов. Персональный состав ППК ежегодно утверждается приказом директора школы.

Основные требования к условиям реализации программы:

  • психолого-педагогическое обеспечение;

  • программно-методическое обеспечение;

  • кадровое обеспечение;

  • материально-техническое обеспечение.

Психолого-педагогическое обеспечение
  • обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР;

  • обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

  • обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

  • обеспечение участия указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

  • развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Психологическое сопровождение обучающихся с НОДА осуществляется в рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагог-психолог проводит занятия по комплексному изучению и развитию личности учащихся с НОДА. Работа организуется индивидуально и в мини-группах.

Основная цель деятельности педагога-психолога – повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении.

Педагог-психолог осуществляет комплексное психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях внедрения и реализации технологии деятельностного метода в соответствии с планом ОУ. Его профессиональная деятельность направлена на сохранение и укрепление психического, соматического и социального благополучия детей, на создание психологически комфортных условий для развития личности подростка в процессе воспитания, образования, социализации в условиях реализации ФГОС ООО.

Основные задачи:

  • изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;

  • пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, содействие в преодолении школьных факторов риска утраты здоровья;

  • реализация программ преодоления трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения;

  • своевременное выявление подростков, оказавшихся в социально-опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков; предупреждение семейного неблагополучия;

  • ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних;

  • содействие в приобретении обучающимися, педагогами и родителями психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;

  • оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, создание условий для социально-психологического развития классных коллективов;

  • создание психологических условий для реализации образовательных программ (профилизация обучения, работа с одаренными детьми, идейно-нравственное воспитание учащихся и пр.).

Основные направления деятельности педагога-психолога состоят:

  • в проведении психодиагностики;

  • в развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся;

  • в совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с классным руководителем, заместителями директора по правовой и воспитательной работе);

  • в разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся с НОДА.

В реализации диагностического направления работы принимают участие как учителя класса (аттестация учащихся в начале, середине и конце учебного года), так и специалисты (проведение диагностики в начале, середине и в конце учебного года). Данное направление осуществляется педагогом-психологом и учителем-логопедом.

Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ОВЗ осуществляется посредством комплекса мероприятий коррекционно-развивающего модуля.

Направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

1 Оздоровительное направление.

Полноценное развитие подростка возможно лишь при условии физического благополучия. Воздействие неблагоприятных факторов, наличие хронических и текущих соматических заболеваний ослабляет нервную систему подростка. Это сказывается на темпах психического развития, снижает познавательную активность подростка. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни подростка: создание нормальных жизненных условий, ведение рационального режима дня, создание оптимального режима дня и т. д.

  1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.

Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и используемой в практике педагогов и психологов.

  1. Развитие и коррекция эмоциональной сферы.

Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений – традиционное направление работы психолога. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

  1. Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития.

Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов подростка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта и т.п.


Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:

  • предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;

  • исправление нарушений психофизического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами;

  • формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению;

  • формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся осваивать общеобразовательные предметы.

Комплексная реабилитация учащихся с НОДА предусматривает медицинское воздействие, коррекцию физических недостатков с помощью массажа и лечебной физической культуры, логопедическую работу, психологическую коррекцию, которая осуществляется в условиях сетевого взаимодействия.

Коррекционно-развивающая область может быть представлена курсами, направленными на развитие ощущений, ориентировки в пространстве.

В связи с необходимостью развития коммуникативных навыков возможно введение коррекционно-развивающих занятий «Основы коммуникации».

С обучающимися, имеющими выраженные двигательные нарушения в сочетании с нарушениями пространственных представлений, могут быть введены коррекционно-развивающие занятия по темам «Психомоторика», «Развитие мануальной деятельности», обеспечивающие коррекцию и компенсацию нарушений мелкой моторики.

У большинства учеников с НОДА наблюдается выраженная дисгармония в способностях усваивать разные циклы учебных дисциплин. При хороших (и даже высоких) показателях усвоения одних предметов они могут испытывать значительные затруднения при обучении другим учебным предметам. Это связано и с направленностью личности ребенка, но чаще – со спецификой познавательной деятельности, обусловленной поражением центральной нервной системы. Для данной категории детей характерно сочетание нескольких нарушений (ДЦП в сочетании с нейросенсорной тугоухостью, нейровизуальными нарушениями, различными неврологическими синдромами и др.). В связи с этим возможно введение коррекционно-развивающего курса «Коррекция аналитико-синтетической деятельности» с обучающимися, нуждающимися в особых условиях обучения в соответствии с темпом и уровнем усвоения образовательной программы для более эффективного обучения.

Коррекция и компенсация двигательных расстройств обучающихся реализуется под контролем руководителя физического воспитания, учителями АФК и инструкторами ЛФК. Индивидуальные занятия по АФК и ЛФК обеспечивают коррекцию индивидуального двигательного дефекта.

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации Программы коррекционной работы используются:

  • адаптированные основные общеобразовательные программы основного общего образования,

  • коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда,

  • в случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану - использование адаптированных общеобразовательных программ.


Кадровое обеспечение

Кадровое обеспечение образовательной программы строится на основе социального заказа системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих высоким уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования.

Непрерывность профессионального развития работников МБОУ «Кисловская СОШ», реализующих АООП ООО, обеспечивается освоением работниками дополнительных профессиональных образовательных программ. Педагогические сотрудники имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. В педагогическом коллективе есть все необходимые специалисты: учителя - предметники, психолог, социальный педагог. При необходимости можно получить консультацию у учителей-логопедов и учителей-дефектологов, входящих в ППК.

Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую профессиональной подготовку.

В штатное расписание Школы введены ставки учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога. Уровень квалификации работников образовательного учреждения соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива школы. Для этого обеспечено повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с

ОВЗ.

При необходимости в процесс реализации АООП ООО для обучающихся с НОДА МБОУ «Кисловская СОШ» может временно или постоянно обеспечить участие тьютора, который должен иметь высшее профессиональное образование по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» либо по одному из его профилей (специальностей), или пройти курсы переподготовки по соответствующей программе, и стаж педагогической работы не менее 2 лет.


Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения МБОУ «Кисловская СОШ», организацию их пребывания, обучения в школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды школы - наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом и подгрупповых занятий.

Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу обучающегося во время урока должен тьютор.


Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.


Планируемые результаты Программы коррекционной работы:

  1. Положительная динамика в освоении обучающимися базового уровня содержания образования - достижение личностных, метапредметных, предметных результатов АООП ООО.

  2. Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или психического развития (уровень жизненной компетенции обучающегося с НОДА).

  3. Социальная адаптация обучающихся.


III. Управление реализацией АООП

3.1 Управление реализацией программы через мониторинг

Современные тенденции в области образовательной политики влекут изменения в системе специального образования, ориентируя на изменение самой системы и подходов в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений. На фоне создания и внедрения общероссийской системы мониторинга и оценки качества образования данная проблема является особо актуальной в системе специального образования, поскольку оценка качества образования в данной системе в содержательном плане значительно отличается от принятых в системе массовых образовательных учреждений.

Вопрос об измерении качества образования в специальном (коррекционном) общеобразовательном классе для умственно отсталых обучающихся требует несколько иных подходов и принципов организации мониторинга.

При создании системы оценки и анализа качества коррекционно-образовательной деятельности педагогов и образовательных достижений учащихся необходимо учитывать ряд условий:

  1. Возможности усвоения обучающимися учебного материала определяются их индивидуальными психофизиологическими различиями.

  2. В системе специального образования отсутствует государственный образовательный стандарт для школьников с умеренной и тяжѐлой умственной отсталостью (для школьников с лѐгкой умственной отсталостью имеется Проект образовательного стандарта), т.е. отсутствует эталон для сравнения результатов обучения конкретного школьника.

  3. Ведущими принципами организации образовательного процесса в специальной школе являются принципы единства диагностики и коррекции, коррекционной направленности обучения, а основная цель заключается в создании условий для социальной адаптации воспитанников.

Качество коррекционного занятия или урока определяется степенью соответствия уровня учебно-воспитательной деятельности педагога, демонстрируемого на уроке, применяемых им в процессе работы коррекционных технологий, уровню познавательных способностей обучающихся, который предстоит сформировать в зоне их ближайшего развития.

Методы сбора информации в системе мониторинга разнообразны: наблюдения, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование, анализ продуктов деятельности обучающихся.

Первый уровень мониторинга – внутришкольный: осуществляет администрация школы. На данном уровне администрация школы отслеживает динамику развития уровня обученности классов в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени (по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения) на основе анализа результатов персонального мониторинга, предоставленного учителями. Для осуществления диагностики качества образования администрацией школы ведется целенаправленный сбор информации о состоянии учебного процесса и факторах, оказывающих на него позитивное и негативное влияние.

Данные, полученные в результате административного мониторинга, анализируются и интерпретируются по трѐм направлениям:

  1. Качество образования учащихся, выявление причин неуспеваемости отдельных воспитанников;

  2. Обеспечение качества образования каждым учителем;

  3. Обеспечение качества образования в данном классе;

  1. Изучение изменений комфортности в школьной жизни ученика, удовлетворение его духовных запросов и ожиданий от школы:

Методы: беседы, наблюдение, изучение школьной документации, тетрадей учащихся, самооценка учащихся, опрос родителей.

  1. Изучение изменений комфортности в деятельности учителя, удовлетворенности его духовных запросов и достижения успеха:

а) изучение психологического состояния учителя, его отношение к делу, инновациям,

отношения с коллегами, родителями, учениками;

б) увеличение или снижение перегрузок, оценка учителем результатов своего труда,

удовлетворенность учителя результатами своего труда, своими успехами, уровнем своего профессионализма.

Методы: анкетирование, беседа, наблюдение, посещение учебных занятий, изучение результатов творческой деятельности учителей.

Изучение отношения родителей к школе, их оценка удовлетворения своей деятельности. Образовательные возможности школы, настроения, состояние здоровья, наличие перегрузок.

Второй уровень мониторинга - индивидуальный, персональный.

Данный уровень реализовывается учителем в рамках педагогического взаимодействия «учитель- ученик» и обеспечивает отслеживание образовательных достижений и развития индивидуальных способностей каждого обучающегося. На основе анализа результатов индивидуального мониторинга учитель определяет зону его актуального и ближайшего развития, подбирает адекватные методы и приѐмы коррекции и обучения, помогающие воспитаннику найти своѐ поле деятельности и получить возможность саморазвиваться, самореализовываться.


    1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП

Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов АООП вариант 6.1 (далее  Система оценки) соответствует ООП.

Обучающиеся с НОДА имеют право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах (в соответствии с особенностями обучающегося с НОДА), на специальные условия проведения оценки результатов освоения АООП, что включают:

  • специально организованная среда и рабочее место обучающегося с НОДА в соответствии с особенностями ограничений здоровья;

  • при необходимости сопровождение (помощь) обучающегося с НОДА в соответствии с особенностями ограничений здоровья;

  • ассистивные средства и технологии;

  • увеличение времени на выполнение заданий;

  • возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

  • недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов предусматривает оценку достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности.

Оценка результатов программы коррекционной работы представляет собой оценку достижения обучающимся Планируемых результатов программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области).

Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы включает отслеживание индивидуального прогресса в достижении Планируемых результатов освоения программ НОО, оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся.

Объектом оценки результатов программы коррекционной работы служит успешность достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции.

Основой служит анализ изменений поведения ребёнка в повседневной жизни по следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы в условиях инклюзии:

  • адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

  • владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации;

  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП Школы, используется метод экспертной оценки (заключения специалистов ПМПк) на основе мнений группы специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума, работающих с ребенком.


    1. Результаты освоения обучающимися АООП

Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП ОО (вариант 6.1) обучающихся с НОДА (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП Школы.

Планируемые результаты освоения АООП ОО (вариант 6.1) дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.

Учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты на уровне общего образования для обучающихся с НОДА по АООП ОО (вариант 6.1), соответствуют ООП Школы. В учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты общего образования для обучающихся с НОДА по АООП (вариант 6.1), включаются программы курсов коррекционно-развивающей области.

Структура планируемых результатов АООП дополняется Планируемыми результатами, характеризующими личностное развитие обучающихся, коррекцию в психофизическом развитии:

  • содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей области,

  • оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая, итоговая диагностика),

  • объектом оценки является наличие положительной динамики преодоления отклонений развития.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП ОО (вариант 6.1) соответствуют требованиям к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП Школы.

Планируемые результаты освоения обучающимися АООП (вариант 6.1) дополняются требованиями к результатам освоения программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области).

Результаты освоения программы коррекционной работы (коррекционно-развивающей области) должны соответствовать требованиям:

1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»:

  • Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.

  • Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы и др.).

  • Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к окружающей среде.

  • Понимание ребёнком того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении - это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.

  • Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику Школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения.

  • Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту.

  • Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни. Сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности.

  • Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве Школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в этом направлении.

  • Стремление ребёнка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении.

  1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция познавательных процессов»:

  • Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

  • Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений.

  • Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности.

  • Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.

  • Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.

  • Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.

  • Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.

  1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:

  • Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность.

  • Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих.

  • Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими.

  • Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.

  1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению: «Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»:

  • Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.

  • Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели.

  • Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.

  • Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника.

Программа коррекционной работы, направленной на поддержку ребенка в освоении АООП, составляется в соответствии с рекомендациями ИПР (в разделе: «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации»).

Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с НОДА в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

Планируемые результаты освоения учебных программ АООП ОО (вариант 6.1) по учебным предметам соответствуют ООП «Кисловская СОШ» Томского района.


Приложение 1


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Цель

Содержание деятельности

Формы и методы работы

Сроки

Ответственный

Диагностическое направление

Своевременное выявление обучающихся с ОВЗ для создания специальных условий получения образования

Выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями

Стартовая диагностика, обследование

Сентябрь

Специалисты

Направление на ППК

Подготовка необходимой документации

Сентябрь, май и/или по необходимости

Специалисты,

классный руководитель

Мониторинг динамики развития обучающихся, успешности освоения программы обучения

Анализ результатов деятельности обучающихся, успеваемости

По итогам 1,2 полугодия в рамках ППК


По четвертям

Специалисты, учителя, ведущие коррекционные занятия,

классный руководитель

Проектирование и корректировка коррекционных мероприятий

Анализ результатов обследования

Сентябрь, май и/или по необходимости

Специалисты, учителя

Коррекционно-развивающее направление

Организация мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков устной речи, профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, освоению базового содержания образования

Составление программы сопровождения обучающегося

Программа сопровождения (перечень курсов коррекционно- развивающей области)

Сентябрь

Специалисты, учителя

Разработка групповых и индивидуальных коррекционных программ (курсов коррекционно- развивающей области) в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся

Программы занятий

Сентябрь

Специалисты, учителя

Проведение индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения

Занятия

В течение учебного года

в соответствии с учебным планом (обязательные курсы коррекционно- развивающих занятий)

Специалисты, учителя

Социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах



Занятия, наблюдение


Социальный педагог

Консультативное направление

Непрерывность специального сопровождения

Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательных отношений

Ознакомление с рекомендациями по результатам диагностики, обследования

Сентябрь и/или по необходимости

Специалисты, учителя

Консультирование специалистами педагогов решению проблем в развитии и обучении, поведении и взаимодействии обучающихся

По запросам

В течение учебного года согласно графику

консультаций

Специалисты, учителя


Консультативная помощь семье в вопросах семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении программы обучения

Беседы с родителями (законными представителями) обучающихся

В течение учебного года согласно графику консультаций

Специалисты, учителя

Информационно-просветительское направление

Разъяснительная

деятельности в отношении педагогов и родителей (законных представителей)

Рассмотрение вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ОВЗ; индивидуально- типологических особенностей обучающихся с ОВЗ

Беседы,

тематические выступления на родительских собраниях, заседания кафедры учителей начальных классов, педагогические советы, сайт, информационные стенды,

печатные материалы

В течение

учебного года по запросам

Специалисты,

учителя

Психологическое

просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности

Тематические

выступления на заседаниях кафедры учителей начальных классов, педагогических советах

информационные стенды, сайт, печатные материалы

В течение

учебного года по запросам

Педагог-психолог

Психологическое

просвещение родителей

с целью формирования у них элементарной

психолого- педагогической компетентности

Беседы,

тематические выступления на родительских собраниях, информационные стенды

В течение

учебного года по запросам

Педагог-психолог


31