Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Губернаторский инженерный лицей №102»
Утверждаю
Директор МБОУ
«Губернаторский инженерный лицей №102»
________________Ю.В.Пудова
Приказ №_____от_________20__г.
Адаптированная основная образовательная программа
начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(ВАРИАНТ 8.1)
по математике
для 1 класса
на 2023-2024 учебный год
учитель начальных классов Чамеева Е.С.
Рассмотрено и одобрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № ____ от __________2023 г. Руководитель МО:___________ Чумаева Л.З | Согласовано Заместитель директора по НМР ___________ Т.А. Чертушкина «______» ____________2023г. |
Адаптированная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с РАС;
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
5. Рабочая программа воспитания 2023-2024 уч.год
Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с РАС (одобрена ФУМО по общему образованию 22.12.2015 г., протокол № 4/15);
7. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Губернаторский инженерный лицей № 102»
8. Учебный план лицея на 2023-2024 учебный год.
9. Программы общеобразовательных учреждений. Математика: программа 1–4 классы. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Примерная учебная программа 2023г.
Адаптированная рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часов в неделю) и ориентирована на использование учебника:
М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика (в 2 частях) 1 класс.
Программа ориентирована на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование системы прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию.
В период карантина (усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий) обучение учащихся может осуществляться в дистанционном режиме. Для организации дистанционного обучения по русскому языку будут использованы следующие электронные образовательные ресурсы (ЭОР): образовательная платформа «Учи.ру», «РЭШ»; Google Forms; электронные версии УМК от издательств «Просвещение» и «Русское слово».
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
В процессе изучения математики поставлены задачи научить обучающегося с РАС преодолевать трудности и находить способы выхода из сложной ситуации, научить самоконтролю и исправлению ошибок, развивать устойчивость внимания и стремление довести работу до конца.
Математическая деятельность обучающихся с РАС способствует развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического мышления. Она дает возможность сформировать и закрепить абстрактные, отвлеченные, обобщающие понятия, способствует развитию процессов символизации, навыка понимания информации, представленной разными способами (текст задачи, формулировка правила, таблицы, алгоритм действий и т.п.), формированию математической лексики, пониманию и употреблению сложных логико-грамматических конструкций, связной устной и письменной речи (порождение связанного учебного высказывания с использованием математических терминов и понятий), обеспечивает профилактику дискалькулии.
Уроки математики развивают наблюдательность, воображение, творческую активность, обучают приемам самостоятельной работы, способствуют формированию навыков самоконтроля.
Учебный предмет «Математика» является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических.
При изучении математики формируются следующие универсальные учебные действия:
- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;
- умение строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи;
- умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования:
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС лицея направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Задачи программы:
установление ценностных ориентиров начального образования для обучающихся с РАС;
овладение обучающимися с РАС комплексом учебных действий, составляющих
операциональный компонент учебной деятельности;
формирование основных компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные операции);
определение состава и характеристики универсальных учебных действий;
выявление в содержании предметных областей универсальных учебных действий и определение условий их формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях;
формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Цели реализации адаптированной рабочей программы:
— математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи;
— умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
— освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций;
— формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
— воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Основные задачи курса математики в начальной школе для обучающегося с ЗПР заключаются в том, чтобы:
сформировать психологические механизмы, обеспечивающие успешность овладения математической деятельностью и применения математического опыта в практической жизни;
обеспечить усвоение письменной (нумерации) и буквенной символики чисел;
сформировать стойкие вычислительные навыки;
сформировать умение анализировать условие задачи, определять связи между ее отдельными компонентами;
сформировать умение находить правильное решение задачи;
сформировать представления об элементах геометрии (познакомить обучающихся с простейшими геометрическими понятиями и формами);
развивать у обучающегося интерес к математике и математические способности;
совершенствовать внимание, память, восприятие, логические операции сравнения, классификации, сериации, умозаключения, мышление;
сформировать первоначальные представления о компьютерной грамотности;
- обогащать/развивать математическую речь;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИКА. 1 КЛАСС».
ЛИЧНОСТНЫЕ
Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в ходе обучения математики в единстве учебной и воспитательной деятельности лицея в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;
развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД
Ученик с РАС научится: - удерживать цель учебной и внеучебной деятельности; - учитывать ориентиры, данные учителем, при - освоении нового учебного материала; - принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; - выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; - использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности; - вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки; - сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем; - адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками | Ученик с РАС получит возможность научиться: - планировать собственную познавательную деятельность с учетом поставленной цели (под руководством учителя); - составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий; - выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; - фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии. |
Познавательные УУД
Ученик с РАС научится: - выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи; - моделировать условия текстовых задач освоенными способами; - устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии); - осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи); - конструировать геометрические фигуры из заданных частей, достраивать часть до заданной геометрической фигуры, мысленно делить геометрическую фигуру на части; - сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям; - понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, дополнять таблицы недостающими данными, находить нужную информацию в учебнике. | Ученик с РАС получит возможность научиться: - моделировать условия текстовых задач; - решать задачи разными способами; - устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приемы вычислений, способы решения задач; - применять полученные знания в измененных условиях; - выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения; - сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее, использовать при выполнении заданий, переводить информацию из одного вида в другой; - находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете. |
Коммуникативные УУД
Ученик с РАС научится: - задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера; - воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их; - уважительно вести диалог с товарищами; принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя; - понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь. | Ученик с РАС получит возможность научиться: - применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий; - включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться; - интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; - аргументировано выражать свое мнение; - оказывать помощь товарищу в случаях затруднений; - признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; - употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др. |
ПРЕДМЕТНЫЕ
Числа и величины
Ученик с РАС научится: - различать понятия «число» и «цифра»; - считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета; - сравнивать группы предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на …; - объединять предметы в единое целое по заданному признаку, находить искомую часть группы предметов; - устанавливать прямую и обратную последовательность чисел в числовом ряду, предыдущее и последующее число, считать предметы в прямом и обратном порядке в пределах 100 (последовательно, двойками, тройками, …, девятками, десятками); сравнивать числа и записывать результат сравнения с помощью знаков =, , , - устанавливать взаимосвязь между частью и целым по заданному разбиению на основе взаимосвязи между частью и целым; - объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи. | Ученик с РАС получит возможность научиться: - применять правила сравнения чисел в пределах 100; - проводить аналогию сравнения, сложения и вычитания групп предметов со сложением и вычитанием величин; - выполнять сравнение, сложение и вычитание с римскими цифрами; - распознавать алфавитную нумерацию, «волшебные» цифры. |
Арифметические действия
Ученик с РАС научится: - понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства; - понимать смысл действий сложения и вычитания, обосновывать выбор этих действий при решении задач; - применять алгоритмы сложения и вычитания натуральных чисел (с помощью моделей, числового отрезка, по частям, «столбиком») | Ученик с РАС получит возможность научиться: - складывать и вычитать группы предметов, числа (в пределах 100 без перехода через десяток, в пределах 20 с переходом через десяток) и величины, записывать результат с помощью математической символики; - самостоятельно выявлять смысл действий сложения и вычитания, их простейшие свойства и взаимосвязь между ними; - изображать сложение и вычитание с помощью групп предметов и на числовом отрезке; - проверять и исправлять выполненные действия разными способами. |
Текстовые задачи
Ученик с РАС научится: - решать задачи, в том числе и задачи практического содержания; - составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов; - отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения; - устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи; - составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению; - умение анализировать содержание ситуации, представленной в условии задачи, пересказывать условие задачи, формулировать вопрос, давать развернутый ответ на вопрос задачи. | Ученик с РАС получит возможность научиться: - составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения; - находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их; - отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения; - решать задачи в 2 действия; - проверять и исправлять неверное решение задачи.; - сформировать общие приемы решения задач. |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Ученик с РАС научится: - понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости; - описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.; - находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга); - распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг); - находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч). | Ученик с РАС получит возможность научиться: - выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами. - использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. |
Геометрические величины
Ученик с РАС научится: - распознавать, сравнивать (непосредственно) и упорядочивать величины длина, масса, объем; - измерять длину, массу и объем с помощью произвольной мерки, понимать необходимость использования общепринятых мерок, пользоваться единицами измерения длины – 1 см, 1 дм, массы – 1кг; объёма (вместимости) – 1л; - использовать простейшую градуированную шкалу (числовой отрезок) для выполнения действий с числами. | Ученик с РАС получит возможность научиться: - преобразовывать единицы длины на основе соотношения между ними, выполнять их сложение и вычитание; наблюдать зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания. |
Работа с данными
Ученик с РАС научится: - анализировать объекты, описывать их свойства (цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество и др.), сравнивать объекты и группы объектов по свойствам; - строить несложные цепочки логических рассуждений; - находить информацию по заданной теме в учебнике; - определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку; - работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, анализировать и интерпретировать представленные в них данные. | Ученик с РАС получит возможность научиться: - определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами; находить информацию по заданной теме в разных источниках (справочнике, энциклопедии и др.). |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА. 1 КЛАСС».
Общие понятия (4 ч.)
Признаки предметов.
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Сравнение групп предметов.
Равно, не равно, столько же.
Числа и операции над ними. Геометрические фигуры и величины (60ч.)
Числа от 1 до 10.
Числа от 1 до 9.
Натуральное число как результат счета и мера величины.
Состав чисел от 2 до 9.
Сравнение чисел, запись отношений между числами.
Числовые равенства, неравенства.
Последовательность чисел.
Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Ноль.
Число 10. Состав числа 10.
Числа от 1 до 20.
Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20.
Десяток.
Образование и название чисел от 1 до 20.
Модели чисел.
Чтение и запись чисел.
Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сравнение чисел, их последовательность.
Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание в пределах десяти.
Объединение групп предметов в целое (сложение).
Удаление группы предметов (части) из целого (вычитание).
Связь между сложением и вычитанием на основе представлений о целом и частях.
Соотношение целого и частей.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10.
Компоненты сложения и вычитания.
Приемы сложения и вычитания.
Табличные случаи сложения однозначных чисел.
Соответствующие случаи вычитания.
Понятия «увеличить на...», «уменьшить на...», «больше на...», «меньше на...».
Сложение и вычитание чисел в пределах 20.
Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд.
Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19).
Величины и их измерение.
Величины: длина, масса, объем и их измерение.
Общие свойства величин.
Единицы измерения величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр.
Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел.
Аналогия десятичной системы мер длины (1 см, 1 дм) и десятичной системы записи двузначных чисел.
Текстовые задачи.
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на...»;
в) задачи на разностное сравнение.
Элементы геометрии.
Ориентация в пространстве и на плоскости: «над», «под», «выше», «ниже», «между», «слева», «справа», «посередине» и др.
Точка. Линии: прямая, кривая незамкнутая, кривая замкнутая.
Луч. Отрезок. Ломаная.
Углы: прямые и непрямые.
Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат.
Круг, овал.
Модели простейших геометрических фигур.
Различные виды классификаций геометрических фигур.
Вычисление длины ломаной как суммы длин ее звеньев.
Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».
Работа с информацией и анализ данных (2 ч.)
Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество.
Сравнение предметов и групп предметов по свойствам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | В том числе контрольных работ |
1 | Общие понятия. | 4 | |
2 | Числа и операции над ними. Геометрические фигуры и величины. | 60 | 1 |
3 | Работа с информацией и анализ данных | 2 | |
| ИТОГО | 66 ч. | 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
I. Учебно-методические пособия:
1. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика 1 класс. «Просвещение», 2023
2. Математика. 1 класс. Учебник. В 2 ч./ (М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова). «Просвещение», 2023
3. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, «Просвещение»
4. Лаборатория знаний, 2020.4Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Вариант 8.1. 1 дополнительный и 1 классы. ФГОС
II. Информационное обеспечение:
Электронные ресурсы:
http://минобрнауки.рф
http://mo73.ru
http://digital.1september.ru
III. КИМ
Итоговая комплексная работа
IV. Технические средства обучения:
Персональный компьютер (ПК).
Многофункциональное устройство (МФУ).
Интерактивная доска.
Проектор.
Магнитная доска.
Система оценки
В 1 классе четырехлетней начальной школы, как известно, пятибалльная система оценок не используется. При обучении первоклассников их успехи определяются отношением ученика к учебе, его старательностью (прилежанием) при выполнении заданий учителя, продвижением, (динамикой) в овладении формируемыми знаниями, умениями, навыками и, наконец, уровнем усвоения учебного материала. Такая оценка деятельности ребенка в 1 классе дается в словесной форме и должна носить преимущественно характер поощрения, похвалы. Это не исключает возможности отметить те или иные негативные стороны в работе ученика. Однако во всех случаях оценка должна даваться доброжелательным тоном и нести положительные стимулы в дальнейшей работе ученика. Важно чтобы все замечания и указания учителя были аргументированы на языке, доступном пониманию ребенка.
Большое значение имеет и то, что в течение урока возможно большее число обучающихся должны получать оценку своей работы, а также то, что, подводя итоги урока, учитель оценивает работу класса в целом.
Выбирая формы оценки, учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.
Письменную работу обучающихся, выполняемую ими в тетрадях с печатной основой, необходимо проверять по ходу ее выполнения, исправляя допущенные ошибки и давая ее качественную оценку сразу же после выполнения.
В течение учебного года учитель ведет систематический учет усвоения основных вопросов курса математики каждым учеником, выбирая форму учета по своему усмотрению.
По окончании учебного года все Обучающиеся переводятся во 2 классе. Исключение составляют те из них, которые не усвоили основные разделы программы по состоянию здоровья. Вопрос о возможности продолжения обучения таких обучающихся во 2 классе решается ПМПК.