Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________ С.А. Краснова
приказ № 235-Д от 30.08.2018 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Родной язык (русский)»
для учащихся 1 г АООП класса
на 2018 – 2019 учебный год
Парменова Н.Н.,
учитель начальных классов, IКК
Рабочая программа рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов и рекомендована к утверждению
Протокол № 1 от 29.08.2018г.
Руководитель ШМО ___________ Дражникова Г.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Родной язык» (русский) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010, от 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598; Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов 7 вида Р.Д. Тригер «Русский язык», комплекта примерных рабочих программ для 1 и 1 дополнительных классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для детей с задержкой психического развития, комплекта примерных рабочих программ ар отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для 1 и 1 дополнительных классов, адресованный обучающимся с расстройствами аутистического спектра, примерной программой по математике и учебным планом школы.
Изучение учебного предмета «Родной язык»(русский) вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР и РАС.
Формируемое в 1 классе умение осознанно строить устное речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, а также составлять тексты в устной форме способствует лучшему усвоению программного материала. Овладение письмом совершенствует мелкую моторику, пространственную ориентировку, способствует развитию произвольности и становлению навыков самоконтроля
Цель:
Задачи:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности;
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 17 часов (33 учебные недели), 0,5 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Система языка.
Речь устная и письменная. Слово и предложение. Слог. Ударение. Гласные звуки и буквы русского алфавита. Согласные звуки и буквы в русском языке. Деление слов на слоги. Ударные и безударные слоги. Звонкие, глухие, твердые, мягкие согласные. Предложение. Различие предложений по интонации. Мягкий и твердый разделительные знаки. Русский язык – родной язык русского народа. Слово и его значение. Роль ударения в слове. Предложение. Выделение предложения из речи.
Развитие речи.
Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Деление слов на слоги. Правила переноса слов. Сочетания жи-ши. Правило правописания сочетаний жи-ши. Составление ответов на вопросы и рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения. Формирование навыка плавного чтения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
1) понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознания эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточного объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменноформе, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
Предметные результаты:
Система языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
Развитие речи:
1) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
2) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
3) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
4) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ
учебные четверти | изучение программного материала |
1 | 4 |
2 | 4 |
3 | 4 |
4 | 5 |
год | 17 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (17 часов)
0,5 часа в неделю:
1 четверть – 4 часа; 2 четверть – 4 часа;
3 четверть – 4 часа; 4 четверть – 5 часов.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | | | Дата проведения (четверть) |
Проверочные работы | Развитие речи |
1 | Система языка. | 12 | | | I |
4 | Развитие речи. | 5 | | 2 | IV |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата | |
Система языка – 12 часов 1 четверть( 4 часа) |
1 | 1 | Речь устная и письменная. Слово и предложение. Слог. Ударение. | 11.09 | ЗПР- различать речь устную и письменную; слог, слово, предложение. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
2 | 2 | Гласные звуки и буквы русского алфавита. | 25.09 | ЗПР- различать гласные и согласные звуки; отличие буквы от звука. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
3 | 3 | Согласные звуки и буквы в русском языке. | 9.10 | ЗПР- выделять согласные звуки из слов. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
4 | 4 | Согласные звуки и буквы в русском языке. | 23.10 | ЗПР- выделять согласные звуки из слов; произносить выделенный звук. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
| II четверть (4 часа) |
5 | 5 | Деление слов на слоги. Ударные и безударные слоги. | 13.11 | ЗПР- делить слова на слоги, выделять ударный слог. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
6 | 6 | Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение буквами. | 27.11 | ЗПР- различать звонкие и глухие согласные. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
7 | 7 | Твердые и мягкие согласные звуки. | 11.12 | ЗПР- различать твердые и мягкие согласгые. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
8 | 8 | Предложение. Различие предложений по интонации. | 25.12 | ЗПР- различать виды предложений по интонации. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
| III четверть (4 часа) |
9 | 9 | Мягкий и твердый разделительные знаки. | 22.01 | ЗПР- различать на слух слова с ь и ъ знаком. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
10 | 10 | Русский язык – родной язык русского народа. | 5.02 | ЗПР- развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
11 | 11 | Слово и его значение. Роль ударения в слове. | 26.02 | ЗПР- уметь выделять ударные и безударные слоги. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
12 | 12 | Предложение. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. | 12.03 | ЗПР- развитие умения работать с деформированными предложениями. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
Развитие речи – 5 часов IV четверть (5 часов) |
13 | 1 | Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. | 02.04 | ЗПР- развитие умения составлять рассказ-описание по картинкам или рисунку. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
14 | 2 | Деление слов на слоги. Правила переноса слов. | 16.04 | ЗПР- развитие умения делить слова на слоги; правила переноса слов. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
15 | 3 | Сочетания жи-ши. Правило правописания сочетаний жи-ши. | 30.04 | ЗПР- правильно писать словосочетание жи-ши РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
16 | 4 | Развитие речи. Составление ответов на вопросы и рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения. | 14.05 | ЗПР- развитие умения составлять рассказ-описание по картинкам или рисунку. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
17 | 5 | Формирование навыка плавного чтения. | 28.05 | ЗПР- развитие умения плавного чтения от слога к слову. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |