Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________ С.А. Краснова
приказ № 235-Д от 30.08.2018 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Технология»
для учащихся 1г АООП (VII вида) класса
на 2018-2019 год
Парменова Н.Н, учитель начальных классов, I КК
Календарно-тематическое планирование рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов и рекомендовано к утверждению Протокол № 1 от 29 .08.2017г.
Руководитель ШМО ___________ Г.Н.Дражникова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Технология» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010, от 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598; Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов 7 вида Т.В. Кузьмичёвой, Е.Б. Новиковой «Трудовое обучение», комплекта примерных рабочих программ для 1 и 1 дополнительных классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для детей с задержкой психического развития, комплекта примерных рабочих программ ар отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для 1 и 1 дополнительных классов, адресованный обучающимся с расстройствами аутистического спектра, примерной программой по математике и учебным планом школы.
Рабочая программа по курсу «Технология» разработана на основе авторской программы Н.И. Роговцевой, Анащенкова С.В, 2014.
Учебник 1 класс Н.И. Роговцева., Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг, в 1 ч. (М.: - Просвещение, 2014г.).
Рабочая программа для обучающихся с ЗПР И РАС составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Цель:
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи:
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графическии текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели), 1 часа в неделю.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные
Создание условий для формирования следующих умений
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»;
принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя;
бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные
Регулятивные УУД
принимать цель деятельности на уроке;
проговаривать последовательность действий на уроке;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторскотехнологические и декоративнохудожественные особенности предлагаемых изделий;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;
анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
Предметные
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
отражении форм и образов природы в работах мастеров художников; о разнообразных предметах рукотворного мира;
профессиях близких и окружающих людей.
Учащийся будет уметь:
обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);
соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);
последовательность изготовления несложных изделий (разметка, резание, сборка, отделка);
способы разметки («на глаз», по шаблону);
формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
клеевой способ соединения;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Учащийся будет уметь:
различать материалы и инструменты по их назначению;
качественно выполнять операции и использовать верные приёмы при изготовлении несложных изделий:
экономно размечать по шаблону, сгибанием;
точно резать ножницами;
соединять изделия с помощью клея;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
безопасно работать и правильно хранить инструменты (ножницы, иглы);
с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона.
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать о:
детали как составной части изделия;
конструкциях разборных и неразборных;
неподвижном клеевом соединении деталей.
Учащийся будет уметь:
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (33 часа)
1 час в неделю:
1 четверть – 8 час; 2 четверть – 8час;
3 четверть – 8 час; 4 четверть – 9 часов.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | Дата проведения (по четвертям) |
Практичес-кие работы | Проекты |
1 | Давайте познакомимся | 4 | 4 | | I |
2 | Земля и человек. | 29 | 29 | | I - III |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ
№ п/п | Тема | Четверть |
1 | Давайте познакомимся (4ч.) | I |
2 | Человек и земля (29ч.) | I, II, Ш |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Общекультурные и общетрудовые компетенции
(знания, умения, и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства т.д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, которые могут быть использованы для праздников, для использования в учебной и внеучебной деятельности и т.п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Общие понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое происхождение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов; разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схему.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскиз
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№ п /п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата | Характеристика деятельности |
| I четверть «Давайте познакомимся!», 4ч. | |
1 2 | Как работать с учебником. Урок-игра. Я и мои друзья. Урок-игра. | 1 1 | Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Знакомство с соседом по парте, с кругом его интересов, осмысление интересов и предпочтений и заполнение анкеты. | 07.09 14.09 | ЗПР – научиться ориентироваться в учебнике. Рассказывать о себе и своих друзьях. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
3 | Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Урок-игра. | 1 | Знакомство с понятиями: материалы и инструменты. Рабочее место, его подготовка. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места. | 21.09 | ЗПР – уметь организовать свое рабочее место. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
4 | Что такое технология. Урок-игра. | 1 | Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса изготовления изделия). Осмысление полученных умений. Понятие: технология. | 28.09 | ЗПР – знать, что представляет собой предмет «Технология» РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
| «ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕК», 29Ч. | |
5 6 | Природный материал. Урок-экскурсия. Изделие: «Аппликация из листьев». Урок-игра. | 2 | Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приёмы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу. Понятия: аппликация, пресс, природные материалы, план выполнения работы. | 05.10 12.10 | ЗПР – научиться технике исполнения аппликации их природного материала. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
7 8 | Пластилин. Урок-игра. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». | 2 | Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приёмы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование рубрики «вопросы юного технолога» для организации своей деятельности и её рефлексии. | 19.10 26.10 | ЗПР – научиться приемам работать с пластилином. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
| II ЧЕТВЕРТЬ | |
9 10 | Пластилин. Изделие: «Мудрая сова». | 2 | Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции. Понятие: композиция. | 09.11 16.11 | ЗПР – научиться работать с природным материалом и пластилином как соединительным материалом. РАС – развитие взаимодействия окружающим миром и людьми |
11 12 | Растения. Изделие: «Получение и сушка семян». | 2 | Использование растений человеком. Знакомство с частями растений; с профессиями, связанными с земледелием. Получение и сушка семян. Понятие: земледелие. | 23.11 30.11 | ЗПР – развивать умения получать и сушить семена растений. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
13 14 | Растения. Изделие: «Овощи из пластилина». | 2 | Осмысление этапов проектной деятельности (на практич. уровне). Отработка приёмов работы с пластилином, навыков использования инструментов. | 07.12 14.12 | ЗПР – отработка приёмов работы с пластилином, навыков использования инструментов. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
15 16 | Новый год. Изделие: «Украшение на ёлку». | 2 | Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей при помощи клея. | 21.12 28.12 | ЗПР – отработка приёмов работы с бумагой и клеем. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
| III ЧЕТВЕРТЬ, 8ч. | |
17 18 19 | Бумага. Изделие: «Волшебные фигуры». | 3 | Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приёмы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами размётки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного её расходования. Понятия: шаблон, правила безопасной работы. | 11.01 18.01 25.01 | ЗПР – отработка приёмов работы с бумагой, разметкой, клеем. Экономичное использование бумаги. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
2021 | Бумага. Изделие: «Закладка из бумаги». | 2 | Приёмы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Правила размётки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Использование бумаги и правила экономного её расходования. Понятия: шаблон, симметрия, правила безопасной работы. | 01.02 08.02 | ЗПР – отработка приёмов работы с бумагой и клеем. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
22 23 24 | Насекомые. Изделие: «Пчёлы и соты». | 3 | Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчёл. Составление плана изготовления изделия по образцу на слайдах. Изготовление изделия из различных материалов (природные, бросовые, пластилин, краски). | 22.02 01.03 15.03 | ЗПР – отработка приёмов работы с различными материалами. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
| IV ЧЕТВЕРТЬ, 9ч. | |
25 26 27 | Дикие животные. Изделие: «Коллаж». | 3 | Виды диких животных. Знакомство с техникой коллаж. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Умение работать в паре. | 05.04 12.04 19.04 | ЗПР – отработка приёмов работы с бумагой в технике коллаж. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
28 29 | Домашние животные. Изделие: «Котёнок». | 2 | Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Изготовление фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином. | 26.04 10.05 | ЗПР – отработка приёмов работы с пластилином. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми - |
30 31 | Такие разные дома. Изделие: «Домик из веток». | 2 | Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Изготовление макета дома с использованием гофрированного картона и природных материалов. Понятия: макет, гофрированный картон. | 17.05 24.05 | ЗПР – отработка приёмов работы с гофрокартоном. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |
32 33 | Посуда. Проект «Чайный сервиз». | 2 | Знакомство с видами посуды и материалами, из которых её изготавливают. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом при чаепитии. Понятия: сервировка, сервиз. | 31.05 | ЗПР – отработка приемов сервировки стола и правил поведения за столом. РАС – развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми |