Муниципальное общеобразовательное учреждение Игнатовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № _____ от ______ Руководитель ШМО _________ / Т.А.Трусова / | Согласовано Заместитель директора по УВР _________ __________ / И.В.Кобина / | Утверждено Директор школы __________ /Л.Н.Гаранина/ Приказ № __ __________ |
Адаптированная основная общеобразовательная программа учебного предмета
«Литература» для обучающихся с ЗПР
Класс: 6
Уровень образования: основное общее
Составитель: Михеева Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы
2018-2019 учебный год
Введение
Адаптированная рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ) составлена на основе материалов федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по литературе для 5-9 классов : В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Москва, « Просвещение»,2016 г
Программа рассчитана на использование учебника Литература 6 кл. Учебник –хрестоматия для общеобразовательных учреждений.
В 2 ч/Автор- составитель В.Я.Коровина и др.-2-е изд.-М.: Просвещение,2016
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам в 6 классе для учащихся с ЗПР.
Предмет «Литература» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета для детей с ОВЗ в 6 классе в общем объеме 35 часов, по 1 часу в неделю. В данном варианте со второй четверти 2018-2019 учебного года -27 ч, по 1 ч в неделю.
1.Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой:
фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись;
роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы; литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы, автобиографичность литературного произведения.
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- перейти от личных читательских оценок пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства;
- сочинять юмористический рассказ по заданной модели;
- использовать различные формы пересказа;
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.;
- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
2.Содержание учебного предмета
Из русской литературы 19 века
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
Сказка-быль «Неизвестный цветок».
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго имудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Из литературы народов России
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения: «Родная деревня», «Книга»,
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда,..», «Каким бы малым ни был мой народ...».
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра. Роман « Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин
Теория литературы. Притча (начальные представления).
3.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | В т.ч. на РР | Контрольные тестовые работы,пповерочные работы |
5 | Из русской литературы XIX века. | 4 | | |
6 | Из русской литературы XX века. | 10 | 2 | 1 |
| Из литературы народов России | 2 | | |
7 | Зарубежная литература. | 11 | 1 | 1 |
| Итого : | 27 | 3 | 2 |
Приложение
Календарно – тематическое планирование
№ урока | № урока в разделе (теме) | Тема урока | Дата по плану | Дата фактическая |
| | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА( 4ч ) | | |
1 | 1 | И.С. Тургенев. «Бежин луг». Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы (иллюстрации, комментарии к ним) | | |
2 | 2 | Н.С. Лесков. Особенности языка сказа «Левша» (составление словарика) | | |
3 | 3 | Рассказы А.П. Чехова (подробный пересказ) | | |
4 | 4 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (Е.А. Баратынский, Я.П. Полонский, А.К. Толстой) (фонохрестоматия; выразительное чтение) | | |
| | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА(10ч) | | |
5 | 1 | А.С. Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль. Победа романтической мечты над реальностью жизни (кинофрагменты) РР Домашнее сочинение «Нужна ли человеку мечта?» | | |
6 | 2 | А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас (выразительное чтение) | | |
7 | 3 | М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти (характеристика литературных героев)Промежуточная контрольная работа ( тест) | | |
8 | 4 | Произведения о Великой Отечественной войне (К.М. Симонов, Д.С. Самойлов). Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне | | |
9 | 5 | Особенности использования народной речи в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» | | |
10 | 6 | В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники | | |
11 | 7 | В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени РР Классное сочинение «Уроки доброты в рассказе В.Распутина» | | |
12 | 8 | Рассказы В.М. Шукшина. Образ «странного» героя в творчестве писателя (ответы на вопросы; анализ эпизодов) | | |
13 | 9 | Ф.А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера (пересказ от лица героев рассказа) | | |
14 | 10 | Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века (фонохрестоматия; изобразительно-выразительные средства) | | |
| | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2ч) | | |
15 | 1 | Габдулла Тукай. «Книга». Великая роль книги в жизни человека (устные рассказы о пользе книг) | | |
16 | 2 | Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Тема Родины и народа (фонохрестоматия; выразительное чтение) | | |
| | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(11 ч) | | |
17 | 1 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Олимпийские игры в древности и современности. Спортсмены олимпийцы, паралимпийцы (видеофрагмент; беседа) | | |
18 | 2 | Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. «Легенда об Арионе» (пересказ) | | |
19 | 3 | Гомер. Героическая поэма «Илиада» (отзыв) | | |
20 | 4 | Гомер. Поэма «Одиссея». Хитроумный Одиссей: характер и поступки (характеристика героя) | | |
21 | 5 | Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» (фрагмент) как пародия на рыцарские романы. Образ Санчо Пансы (ответы на вопросы) | | |
22 | 6 | И.Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести (иллюстрации) | | |
23 | 7 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Своеобразие главного героя (отзыв) | | |
24 | 8 | М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие в характерах Тома и Гека | | |
25 | 9 | РР Классное сочинение- сравнительная характеристика героев | | |
26 | 10 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча (видеофрагмент) Итоговая контрольная работа | | |
27 | 11 | Подведение итогов года | | |