СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная основная общеобразовательная программа учебного предмета «Литература» для обучающихся с ЗПР

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ) . Рабочая программа ориентированна на использование учебника  Литература .6 класс. Коровина В.Я. в 2 ч.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная основная общеобразовательная программа учебного предмета «Литература» для обучающихся с ЗПР»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Игнатовская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № _____ от ______

Руководитель ШМО

_________ / Т.А.Трусова /

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________

__________

/ И.В.Кобина /

Утверждено

Директор школы

__________ /Л.Н.Гаранина/

Приказ № __ __________





Адаптированная основная общеобразовательная программа учебного предмета

«Литература» для обучающихся с ЗПР

Класс: 6

Уровень образования: основное общее

Составитель: Михеева Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы







2018-2019 учебный год

Введение


Адаптированная  рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ) составлена на основе материалов федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по литературе для 5-9 классов : В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Москва, « Просвещение»,2016 г

Программа рассчитана на использование учебника Литература 6 кл. Учебник –хрестоматия для общеобразовательных учреждений.

В 2 ч/Автор- составитель В.Я.Коровина и др.-2-е изд.-М.: Просвещение,2016

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам в  6 классе для учащихся с ЗПР.

Предмет «Литература» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета для детей с ОВЗ в 6 классе в общем объеме 35  часов, по 1 часу в неделю. В данном варианте со второй четверти 2018-2019 учебного года -27 ч, по 1 ч в неделю.


1.Планируемые результаты


Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой:

фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись;

роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы; литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы, автобиографичность литературного произведения.


Учащиеся должны уметь:

- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- перейти от личных читательских оценок пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства;

- сочинять юмористический рассказ по заданной модели;

- использовать различные формы пересказа;

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.;

- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.







2.Содержание учебного предмета

Из русской литературы 19 века

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.



Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).



Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

Сказка-быль «Неизвестный цветок».



Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго имудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.



Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.



Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.



Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Из литературы народов России


Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения: «Родная деревня», «Книга»,

   Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда,..», «Каким бы малым ни был мой народ...».



ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра. Роман « Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).














3.Тематическое планирование



п/п

Наименование раздела

Количество часов

В т.ч. на РР

Контрольные

тестовые работы,пповерочные работы

5

Из русской литературы XIX века.

4



6

Из русской литературы XX века.

10

2

1


Из литературы народов России

2



7

Зарубежная литература.

11

1

1


Итого :

27

3

2









Приложение



Календарно – тематическое планирование

№ урока

№ урока в разделе (теме)

Тема урока

Дата по плану

Дата фактическая



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА( 4ч )



1

1

И.С. Тургенев. «Бежин луг». Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы (иллюстрации, комментарии к ним)



2

2

Н.С. Лесков. Особенности языка сказа «Левша» (составление словарика)



3

3

Рассказы А.П. Чехова (подробный пересказ)






4

4

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (Е.А. Баратынский, Я.П. Полонский, А.К. Толстой) (фонохрестоматия; выразительное чтение)






ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА(10ч)



5

1

А.С. Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль. Победа романтической мечты над реальностью жизни (кинофрагменты) РР Домашнее сочинение «Нужна ли человеку мечта?»



6

2

А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас (выразительное чтение)



7

3

М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти (характеристика литературных героев)Промежуточная контрольная работа ( тест)



8

4

Произведения о Великой Отечественной войне (К.М. Симонов, Д.С. Самойлов). Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне



9

5

Особенности использования народной речи в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»



10

6

В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники



11

7

В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени

РР Классное сочинение «Уроки доброты в рассказе В.Распутина»



12

8

Рассказы В.М. Шукшина. Образ «странного» героя в творчестве писателя (ответы на вопросы; анализ эпизодов)



13

9

Ф.А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера (пересказ от лица героев рассказа)



14

10

Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века (фонохрестоматия; изобразительно-выразительные средства)






ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2ч)



15

1

Габдулла Тукай. «Книга». Великая роль книги в жизни человека (устные рассказы о пользе книг)



16

2

Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Тема Родины и народа (фонохрестоматия; выразительное чтение)






ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(11 ч)



17

1

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Олимпийские игры в древности и современности. Спортсмены олимпийцы, паралимпийцы (видеофрагмент; беседа)



18

2

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. «Легенда об Арионе» (пересказ)



19

3

Гомер. Героическая поэма «Илиада» (отзыв)



20

4

Гомер. Поэма «Одиссея». Хитроумный Одиссей: характер и поступки (характеристика героя)



21

5

Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» (фрагмент) как пародия на рыцарские романы. Образ Санчо Пансы (ответы на вопросы)



22

6

И.Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести (иллюстрации)



23

7

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Своеобразие главного героя (отзыв)



24

8

М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие в характерах Тома и Гека



25

9

РР Классное сочинение- сравнительная характеристика героев



26

10

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча (видеофрагмент) Итоговая контрольная работа



27

11

Подведение итогов года






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!