СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наглядный метод обучения детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению детей в образовательных учреждениях с ограниченными возможностями здоровья. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий обучения и воспитания. 

Учителям начальных классов, одним из первых пришлось столкнуться с данной проблемой. Хочу рассказать немного о своих учениках.  Ребята, с которыми я сейчас работаю на 1м и 2м учебном году были объединены в класс, где обучались дети со статусом ОВЗ. Это дети с задержкой психического развития, нарушением слуха и РАС. 

Все обучающиеся с данными категориями нарушений испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психического развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Поэтому, для обучения в 3м классе, было принято решение разделить обучающихся на 2 класса, то есть разделить их по вариантам обучения. В моем классе 4 ученика. Из них 1-с РАС, обучающийся по программе 8.2,  у 2х учеников первый вариант и один на домашнем обучении.

Помощь в осуществлении учебного процесса оказывает тьютер, который сопровождает учебный процесс обучающегося с РАС.

На уроках мы используем специальные учебники для 3 класса, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в соответствии с ФГОС по 1 варианту. В пособиях представлены задания и практические упражнения по коррекции чтения, развития письменной и устной речи, отработка навыков счета, расширение детского кругозора. Данная серия учебных пособий предоставляет возможность третьеклассникам повысить учебную мотивацию,  улучшить результаты обучения в школе, развивать речь, внимание, память, а также работать самостоятельно.

Обучающие занимаются по учебному плану…

Сегодня я расскажу вам о роли наглядного обучения детей с ОВЗ

Наглядный метод обучения детей с ОВЗ

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям…»

(В. А. Сухомлинский)

 

Для детей с ограниченными возможностями здоровья важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно-ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.  Поэтому необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения.

Наглядность выступает для этих детей, как средство активизации познавательной деятельности, развития восприятия, абстрактного мышления и практических действий, как средство формирования умственных приемов в составе учебной деятельности. Причина в том, что дети с ЗПР при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно – образное мышление. И не могут в полном объёме использовать словесно – логическое мышление. Выявляется особая функция наглядных образов в успешности решения познавательных задач. Визуально представленные условия задачи активизируют мыслительный процесс, а также способствуют обнаружению новых свойств и связей предметов, нахождению новых решений.

В  процессе использования наглядного материала “расширяется словарный запас детей, улучшается понимание  и использование грамматических конструкций, уточняется значение слов.

 Наглядные методы предполагают использование средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Можно выделить три основных вида наглядности: предметную, изобразительную и словесную.

Предметная наглядность – это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов. В этом случае наглядность как бы сливается с практическими действиями ученика, побуждает его к размышлению, описанию, обсуждению.

Изобразительная наглядность – это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов. Выделяют три вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и текстовая.

Художественная наглядность отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картинок, произведений живописи, слайдов, кино- и видеофильмов. Фотографии могут изображать, например, людей в разных жизненных обстоятельствах, проявление эмоций и т.п. В аналогичных ситуациях могут использоваться репродукции, рисунки. 

Символическая (схематическая) наглядность – это изображения, отражающие существенные признаки, характеристики, структуру, связи предметов и явлений. К этому виду наглядности относится демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков. Символическая наглядность может сочетаться с текстовой. Под ней понимается написание на доске или демонстрация с помощью других средств наиболее существенных правил, терминов, формул и другой текстовой информации, которая плохо воспринимается на слух.

Словесная наглядность – это описание образов в речевой форме. Используется  когда применение предметной или изобразительной наглядности по тем или иным причинам невозможно. В таких случаях педагог  наглядно описывает ситуацию, приводит пример из художественного произведения.

Традиционный способ демонстрации наглядности – картинки, классная доска, проектор. В классе для демонстрации должны быть специальные приспособления: полочки, вешалки, подставки и т.д. Прекрасными аудиовизуальным средствами демонстрации всех видов наглядности являются компьютер, интерактивная доска.

Наглядность повышает эффективность преподавания при определенных условиях:

1. все учащиеся должны хорошо видеть изучаемый объект;

2.  учет возрастных, индивидуально – психических особенностей ребенка;

3.  соответствие задачам обучения на данном этапе;

4. согласованность с содержанием материалаурока;

5.   постепенное введение, по мере необходимости;

6. выделение  при показе иллюстраций, схем главного, существенного;

7. детальное продумывание пояснений, даваемых в ходе демонстрации.

 

Для детей с ОВЗ характерны грубые нарушения речи, а многие из них к младшему школьному возрасту все еще остаются безречевыми. Дети не знают значения многих слов, особенно тех, которые обозначают качества, свойства и отношения предметов. Они часто не понимают конструкцию фразы или просто забывают инструкцию, “теряют” ее в процессе выполнении заданий Т.е. речь педагога  на начальном этапе обучения не может являться для учеников средством познания окружающего мира, инструкции и объяснения учителя не выполняют своей регуляторной функции  

Основой же коррекционной работы с детьми ОВЗ становятся практические и наглядные методы. Адекватными для начального периода обучения  являются практические методы  - это организация детской деятельности и детского опыта. Но после проведения подготовительного этапа роль наглядных методов значительно возрастает.

В младших классах вспомогательной школы предпочтение отдается натуральным предметам и иллюстративно – изобразительным средствам: рисункам, картинам, предметно – операционным картам, графическим изображениям. В старших классах активнее используется символическая и схематическая наглядность. Причем применение символической наглядности (чертежей, графиков, схем) в коррекционной школе ограничено, т.к. большинство учащихся этот вид наглядности не понимают.

Первые демонстрации наглядности – это показ натуральных объектов, направленный на развитие у детей с интеллектуальным недоразвитием элементарных представлений. Затем переходят к демонстрации моделей. На начальном этапе в качестве моделей выступают уменьшенные копии натуральных вещей – игрушки. Какое – то время изучение объекта и его модели осуществляется параллельно. Затем от изучения отдельных предметов переходят к изучению групп предметов, к их пространственным отношениям.

Одним из средств наглядности в коррекционной школе выступает иллюстративность. Иллюстрацию можно рассматривать как  «средство уточнение представлений, вскрытие зависимостей и связей между элементами целого, или это средство закрепления, или же, наконец, средство учета». К этому средству наглядности относят рисование, лепку, аппликацию, изделия из папье – маше, мозаичные работы из картона и цветной папиросной бумаги.

Дети рисуют, лепят, наклеивают на основе обследования – целенаправленного анализа предмета (натуры). Педагог обучает детей выделять основные части, видеть в предмете форму, цвет, расположение элементов; особое внимание уделяется восприятию предмета в целом, формированию положительного эмоционального отношения  к нему .

В связи с неустойчивостью внимания детей с ОВЗ следует соблюдать определенные правила при использовании наглядных пособий. На столах детей должны быть только необходимые для урока предметы. 

В методической литературе отмечается, что дети с интеллектуальным недоразвитием из – за особенностей психической деятельности нуждаются в использовании наглядности на уроках в большой степени. Для них необходимо доведение наглядности обучения “почти до полной очевидности” 

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Речевая практика» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир 

Освоение предметной области «Математика»предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде предметов различной формы, величины, цвета; изображений предметов, людей, объектов природы, цифр

Из-за особенностей развития дети с интеллектуальным недоразвитием с большим трудом овладевают конкретным счетом, а отвлеченный счет им недоступен. Обучение счету детей возможно лишь на практической наглядной основе. Поэтому учащиеся под руководством учителя выполняют действия с конкретными предметами:  с карандашами, палочками, тетрадями, мелкими игрушками. Дидактическимматериалом для уроков математики являются классные счеты, цифровые и монетные кассы, шаблоны и трафареты для обводки, счетный раздаточный материал, подвижные картины-плакаты, калькуляторы.

Формирование доступных представлений о мире и практике взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области «Мир природы и человека» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет – ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки.

Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения предметной области «Мир природы и человека» предполагается  использование широкого спектра демонстративного учебного материала (фото, видео, рисунков), тематически связанного с жизнью общества.

Для обучения предмету «Ручной труд» необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки, заготовки, различные инструменты.

Таким образом, наглядность является важным средством познания мира  детьми с умственной отсталостью, т.к. усвоение учебного материала ими происходит с опорой на чувственное восприятие действительности. Наглядность повышает интерес детей к знаниям и делает процесс обучения максимально эффективным. 

Также в своей учебной деятельности я практикую интегрированные уроки, на которых объединяю ручной труд, чтение, математику и русский язык. Ребятам были выданы рабочие листы. Перед ними стояла первая задача-рассмотреть картинки, дать им название, раскрасить. Затем вырезать и соотнести правильно. После того, как обучающиеся приклеили иллюстрацию с верным словом, необходимо разделить на слоги, выделить гласные, поставить ударение. В окончании выполнения комплексной работы ребята посчитали количество предметов на каждой картинке. И устно сравнили, используя термины «больше», «меньше» и равно. Считаю такой вид работ очень продуктивным, так как на урокеиспользованы различные виды учебнойдеятельности. Ученики во время урока были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, усвоили учебный материал.

Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности  у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает внутреннее чувство контроля и порядка. Кроме этого творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями. Обучающиеся данного класса активно занимаются творческой деятельностью, посещают спортивные секции: конный спорт, дартс, бадминтон. Занимаются в кружках эстетического направления: ИЗО-студия, музыкальные занятия.

Дети моего класса ведут портфолио.

Свое выступление хочу завершить словами С. Соловейчика

«Педагог не тот, кто учит, такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло, потому что он учитель, и темно-потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через нее и вывести ребенка к свету- осветлить его ум, просветить его…»

Желаю вам творческих успехов в своей педагогической деятельности. 

9

 

Просмотр содержимого документа
«Наглядный метод обучения детей с ОВЗ»

В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению детей в образовательных учреждениях с ограниченными возможностями здоровья. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий обучения и воспитания.

Учителям начальных классов, одним из первых пришлось столкнуться с данной проблемой. Хочу рассказать немного о своих учениках. Ребята, с которыми я сейчас работаю на 1м и 2м учебном году были объединены в класс, где обучались дети со статусом ОВЗ. Это дети с задержкой психического развития, нарушением слуха и РАС.

Все обучающиеся с данными категориями нарушений испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психического развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Поэтому, для обучения в 3м классе, было принято решение разделить обучающихся на 2 класса, то есть разделить их по вариантам обучения. В моем классе 4 ученика. Из них 1-с РАС, обучающийся по программе 8.2, у 2х учеников первый вариант и один на домашнем обучении.

Помощь в осуществлении учебного процесса оказывает тьютер, который сопровождает учебный процесс обучающегося с РАС.

На уроках мы используем специальные учебники для 3 класса, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в соответствии с ФГОС по 1 варианту. В пособиях представлены задания и практические упражнения по коррекции чтения, развития письменной и устной речи, отработка навыков счета, расширение детского кругозора. Данная серия учебных пособий предоставляет возможность третьеклассникам повысить учебную мотивацию, улучшить результаты обучения в школе, развивать речь, внимание, память, а также работать самостоятельно.

Обучающие занимаются по учебному плану…

Сегодня я расскажу вам о роли наглядного обучения детей с ОВЗ

Наглядный метод обучения детей с ОВЗ

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям…»

(В. А. Сухомлинский)



Для детей с ограниченными возможностями здоровья важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно-ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Поэтому необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения.

Наглядность выступает для этих детей, как средство активизации познавательной деятельности, развития восприятия, абстрактного мышления и практических действий, как средство формирования умственных приемов в составе учебной деятельности. Причина в том, что дети с ЗПР при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно – образное мышление. И не могут в полном объёме использовать словесно – логическое мышление. Выявляется особая функция наглядных образов в успешности решения познавательных задач. Визуально представленные условия задачи активизируют мыслительный процесс, а также способствуют обнаружению новых свойств и связей предметов, нахождению новых решений.

В процессе использования наглядного материала “расширяется словарный запас детей, улучшается понимание и использование грамматических конструкций, уточняется значение слов.

Наглядные методы предполагают использование средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Можно выделить три основных вида наглядности: предметную, изобразительную и словесную.

Предметная наглядность – это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов. В этом случае наглядность как бы сливается с практическими действиями ученика, побуждает его к размышлению, описанию, обсуждению.

Изобразительная наглядность – это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов. Выделяют три вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и текстовая.

Художественная наглядность отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картинок, произведений живописи, слайдов, кино- и видеофильмов. Фотографии могут изображать, например, людей в разных жизненных обстоятельствах, проявление эмоций и т.п. В аналогичных ситуациях могут использоваться репродукции, рисунки.

Символическая (схематическая) наглядность – это изображения, отражающие существенные признаки, характеристики, структуру, связи предметов и явлений. К этому виду наглядности относится демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков. Символическая наглядность может сочетаться с текстовой. Под ней понимается написание на доске или демонстрация с помощью других средств наиболее существенных правил, терминов, формул и другой текстовой информации, которая плохо воспринимается на слух.

Словесная наглядность – это описание образов в речевой форме. Используется когда применение предметной или изобразительной наглядности по тем или иным причинам невозможно. В таких случаях педагог наглядно описывает ситуацию, приводит пример из художественного произведения.

Традиционный способ демонстрации наглядности – картинки, классная доска, проектор. В классе для демонстрации должны быть специальные приспособления: полочки, вешалки, подставки и т.д. Прекрасными аудиовизуальным средствами демонстрации всех видов наглядности являются компьютер, интерактивная доска.

Наглядность повышает эффективность преподавания при определенных условиях:

1. все учащиеся должны хорошо видеть изучаемый объект;

2. учет возрастных, индивидуально – психических особенностей ребенка;

3. соответствие задачам обучения на данном этапе;

4. согласованность с содержанием материала урока;

5. постепенное введение, по мере необходимости;

6. выделение при показе иллюстраций, схем главного, существенного;

7. детальное продумывание пояснений, даваемых в ходе демонстрации.



Для детей с ОВЗ характерны грубые нарушения речи, а многие из них к младшему школьному возрасту все еще остаются безречевыми. Дети не знают значения многих слов, особенно тех, которые обозначают качества, свойства и отношения предметов. Они часто не понимают конструкцию фразы или просто забывают инструкцию, “теряют” ее в процессе выполнении заданий Т.е. речь педагога на начальном этапе обучения не может являться для учеников средством познания окружающего мира, инструкции и объяснения учителя не выполняют своей регуляторной функции

Основой же коррекционной работы с детьми ОВЗ становятся практические и наглядные методы. Адекватными для начального периода обучения являются практические методы - это организация детской деятельности и детского опыта. Но после проведения подготовительного этапа роль наглядных методов значительно возрастает.

В младших классах вспомогательной школы предпочтение отдается натуральным предметам и иллюстративно – изобразительным средствам: рисункам, картинам, предметно – операционным картам, графическим изображениям. В старших классах активнее используется символическая и схематическая наглядность. Причем применение символической наглядности (чертежей, графиков, схем) в коррекционной школе ограничено, т.к. большинство учащихся этот вид наглядности не понимают.

Первые демонстрации наглядности – это показ натуральных объектов, направленный на развитие у детей с интеллектуальным недоразвитием элементарных представлений. Затем переходят к демонстрации моделей. На начальном этапе в качестве моделей выступают уменьшенные копии натуральных вещей – игрушки. Какое – то время изучение объекта и его модели осуществляется параллельно. Затем от изучения отдельных предметов переходят к изучению групп предметов, к их пространственным отношениям.

Одним из средств наглядности в коррекционной школе выступает иллюстративность. Иллюстрацию можно рассматривать как «средство уточнение представлений, вскрытие зависимостей и связей между элементами целого, или это средство закрепления, или же, наконец, средство учета». К этому средству наглядности относят рисование, лепку, аппликацию, изделия из папье – маше, мозаичные работы из картона и цветной папиросной бумаги.

Дети рисуют, лепят, наклеивают на основе обследования – целенаправленного анализа предмета (натуры). Педагог обучает детей выделять основные части, видеть в предмете форму, цвет, расположение элементов; особое внимание уделяется восприятию предмета в целом, формированию положительного эмоционального отношения к нему .

В связи с неустойчивостью внимания детей с ОВЗ следует соблюдать определенные правила при использовании наглядных пособий. На столах детей должны быть только необходимые для урока предметы.

В методической литературе отмечается, что дети с интеллектуальным недоразвитием из – за особенностей психической деятельности нуждаются в использовании наглядности на уроках в большой степени. Для них необходимо доведение наглядности обучения “почти до полной очевидности”

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Речевая практика» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир

Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде предметов различной формы, величины, цвета; изображений предметов, людей, объектов природы, цифр

Из-за особенностей развития дети с интеллектуальным недоразвитием с большим трудом овладевают конкретным счетом, а отвлеченный счет им недоступен. Обучение счету детей возможно лишь на практической наглядной основе. Поэтому учащиеся под руководством учителя выполняют действия с конкретными предметами: с карандашами, палочками, тетрадями, мелкими игрушками. Дидактическим материалом для уроков математики являются классные счеты, цифровые и монетные кассы, шаблоны и трафареты для обводки, счетный раздаточный материал, подвижные картины-плакаты, калькуляторы.

Формирование доступных представлений о мире и практике взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области «Мир природы и человека» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет – ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки.

Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения предметной области «Мир природы и человека» предполагается использование широкого спектра демонстративного учебного материала (фото, видео, рисунков), тематически связанного с жизнью общества.

Для обучения предмету «Ручной труд» необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки, заготовки, различные инструменты.

Таким образом, наглядность является важным средством познания мира детьми с умственной отсталостью, т.к. усвоение учебного материала ими происходит с опорой на чувственное восприятие действительности. Наглядность повышает интерес детей к знаниям и делает процесс обучения максимально эффективным.

Также в своей учебной деятельности я практикую интегрированные уроки, на которых объединяю ручной труд, чтение, математику и русский язык. Ребятам были выданы рабочие листы. Перед ними стояла первая задача-рассмотреть картинки, дать им название, раскрасить. Затем вырезать и соотнести правильно. После того, как обучающиеся приклеили иллюстрацию с верным словом, необходимо разделить на слоги, выделить гласные, поставить ударение. В окончании выполнения комплексной работы ребята посчитали количество предметов на каждой картинке. И устно сравнили, используя термины «больше», «меньше» и равно. Считаю такой вид работ очень продуктивным, так как на уроке использованы различные виды учебной деятельности. Ученики во время урока были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, усвоили учебный материал.

Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает внутреннее чувство контроля и порядка. Кроме этого творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями. Обучающиеся данного класса активно занимаются творческой деятельностью, посещают спортивные секции: конный спорт, дартс, бадминтон. Занимаются в кружках эстетического направления: ИЗО-студия, музыкальные занятия.

Дети моего класса ведут портфолио.

Свое выступление хочу завершить словами С. Соловейчика

«Педагог не тот, кто учит, такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло, потому что он учитель, и темно-потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через нее и вывести ребенка к свету- осветлить его ум, просветить его…»

Желаю вам творческих успехов в своей педагогической деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!