Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация” разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее – РФ) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Республики Татарстан (далее – РТ) от 22.07.2013 №68-ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», согласно СанПиНу 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утверждённому приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015, на основе ФГОС обучающихся с ОВЗ (далее – Стандарт), утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ (далее – МОиН РФ) от 19.12.2014г. №1598, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) ГБОУ «Казанская школа №76», Устава ГБОУ «Казанская школа №76».
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.
Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, с не координированностью движений.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и МНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Нарушение мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушениями интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Основные задачи:
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование умения употреблять слова и выражения:
«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет»,«мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить»,«стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
- обучение умению делить слова на слоги
- обучение правильной посадке при письме;
- обучение правильному захвату карандаша;
- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
Коррекционно – развивающие:
- развитие речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Место курса в учебном плане
Учебный план по предмету «Речь и АК» входит в обязательную часть учебного плана организации, в одну из шести образовательных областей - «Язык и речевая практика». Общий объём нагрузки и максимальный объём нагрузки обучающихся определён требованиями Стандарта.
Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» во 2 классе рассчитано на 102 часа- (34 недели- 3 часа в неделю).
При проведении уроков используют беседы, дидактические игры, практические работы под контролем учителя.
Содержание учебного предмета
Содержание каждого раздела предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено по принципу от простого к сложному.
Учебно-тематический план
Программно-методический материал представлен тремя разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммунникации» (Чтение) и «Развитие графомоторных навыков» (Письмо).
№ | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
| I четверть | 24 ч |
Раздел 1 | Коммуникация | 4 |
Раздел 2 | Чтение | 5 |
Раздел 3 | Письмо | 15 |
| II четверть | 21 ч |
Раздел 1 | Коммуникация | 4 |
Раздел 2 | Чтение | 7 |
Раздел 3 | Письмо | 10 |
| III четверть | 33 ч |
Раздел 1 | Коммуникация | 5 |
Раздел 2 | Чтение | 12 |
Раздел 3 | Письмо | 16 |
| IV четверть | 24 ч |
Раздел 1 | Коммуникация | 5 |
Раздел 2 | Чтение | 11 |
Раздел 3 | Письмо | 8 |
Содержание программы 102 часа
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Развитие графомоторных навыков».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Развитие графомоторных навыков» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
Планируемые результаты освоения предмета «Речь и альтернативная коммуникация» во 2 классе
Личностными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Овладевать начальными навыками адаптации в классе.
Положительно относиться к учебным занятиям.
Стать более успешным в учебной деятельности.
С заинтересованностью воспринимать учебный материал.
Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Мотивировать свои действия.
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
Метапредметными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Принимать учебную задачу.
Сохранять учебную задачу.
Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.
Контролировать свои эмоции.
Познавательные УУД:
Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.
Использовать по назначению учебные материалы.
Выполнять действия сопряжено с учителем по образцу.
Выполнять действия по подражанию.
Выполнять действия по словесной инструкции.
Выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
Коммуникативные УУД:
Осуществлять учебное поведение:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание),
- выполнять инструкции учителя.
Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.
Осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками.
Стремиться к налаживанию с ними общения.
Предметными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Уметь самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
Понимать обращенную речь, понимать смысл рисунков, фотографий, пиктограммы, другие графические знаки.
Уметь пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
Уметь пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Уметь вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации.
Использовать предметы, жесты, взгляд, шумовые, голосовые, речеподражательные реакции для выражения индивидуальных потребностей.
Понимать смысл узнаваемых слов.
Узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.
Узнавать и различать образы графем (букв).
Копировать с образца отдельные буквы, слоги, слова.
Знать и называть слова, символы и жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты»;
-уметь употреблять слова, жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», знать символы или жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты»;
Уметь и по возможности употреблять жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте» «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет» ,«туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа» «бабушка» ,«я», «ты».
Чтение:
Неречевые звуки:
-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более пяти источников);
-уметь определять направление звука, исходящего из разных источников;
-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более двух источников).
Речевые звуки:
-уметь имитировать неречевые звуки речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит комар);
-уметь различать неречевые и речевые звуки.
Слово:
-уметь условно – графически фиксировать 2-3слова с последующим «чтением» их вразбивку;
-уметь условно – графически фиксировать слово с последующим «чтением» с помощью учителя.
Предложение:
-уметь условно – графически фиксировать заданные предложения с последующим «чтением»;
-уметь подбирать одно из двух близких по содержанию предложение к заданной картинке с последующим «чтением» предложения по условно-графическому изображению;
- уметь делить предложение, состоящее из двух слов, условно-графически фиксировать и «читать» его;
-уметь составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам;
-уметь условно – графически фиксировать предложение с последующим «чтением» с помощью учителя.
Слог:
-уметь делить слова (2 слога) на слоги самостоятельно;
-уметь делить слова (2 слога) на слоги с помощью учителя.
Письмо:
- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение карандаша, альбома);
-знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение альбома, карандаша).
Выполнение упражнений для кистей и пальцев рук:
- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук;
- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук с помощью взрослых.
Ориентировка на листе бумаги:
-уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги;
-уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги с помощью учителя.
Обводка фигур по шаблону, трафарету:
-уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием, дорисовыванием до какого-либо предмета;
-уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием.
Обводка фигур по контуру:
-уметь обводить фигуры по контуру (пунктирным линиям ( - - -);
-уметь обводить фигуры по контуру (сплошная линия).
Ориентировка в рабочей строке:
-уметь ориентироваться в рабочей строке (верхняя линия, нижняя линия), (начало, середина, конец);
- уметь ориентироваться в рабочей строке.
Рисование вертикальных линий:
-узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать произвольные вертикальные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке;
-узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать вертикальные линии в альбоме, на строке по обводке с помощью («рука в руке»).
Рисование горизонтальных линий:
-узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать произвольные горизонтальные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке;
-узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать горизонтальные линии по обводке в альбоме, в строке с помощью («рука в руке»).
Рисование наклонных линий:
-узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать произвольные наклонные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке;
-узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;
- уметь рисовать наклонные линии в альбоме, на строке по обводке с помощью «рука в руке».
Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных, наклонных линий:
-уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по опорным точкам;
- уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне строки и в строке по образцу;
-уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по обводке с помощью «рука в руке»;
- уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне строки и в строке по обводке с помощью «рука в руке».
Список учебно-методической литературы
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Воронкова В.В. Москва, «Владос», 2010.
Программа для детских домов - интернатов для умственно - отсталых детей «Воспитание, обучение и социализация детей - инвалидов» под редакцией Худенко Е. Д. Москва, АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007.
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ Дефектологии АПН СССР. Москва, Мин. соц. обеспечения РСФСР, НИИ.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии. Эрхард Филлер. Минск, Белорусская ассоциация помощи детям инвалидам и молодым инвалидам, 1999.
Обучение специальным предметам. Немецкий государственный институт школьной педагогики и образования. Минск, Белорусская ассоциация помощи детям инвалидам и молодым инвалидам, 2000.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и методическими нарушениями развития: [программно-методические материалы]. Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2007.
Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2001.
Альтернативная коммуникация (методический сборник). Штягинова Е.А. Новосибирск, 2012 г.
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. Фрост Л., Бонди Э. Теревинф,2011. Дефектологии АПН СССР, 1984.
Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта». Под редакцией кандидата психологических наук, профессора Бгажноковой И. М. Москва, 2012 г.
Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). Составитель-Госкомитет СССР по народному образованию, 1990 г.
Календарно – тематическое планирование I четверть
3 часа в неделю, 8 недель- 24 часа
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока Кол-во час | Планируемый результат | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Домашнее задание |
| | | | Содержание урока (ученик должен знать) | Личностные УУД | Познаватель ные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |
1 | | Слова - приветствия, Слова – прощания | Вводный 1 ч | Учащиеся закрепляют первоначальные умения: — задавать вопросы; — вступать в учебный диалог. Понимать и называть своё имя и фамилию, имена одноклассников, понимать и называть слова-приветствия, слова-прощания. Уметь использовать символы, жесты приветствия, прощания и различные фразы | Формирование мотива, реализующего потребность в социальной значимой роли ученика. Формирование положительного, уважительного отношения к окружающим | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Повторить «волшебные слова» |
2-3 | | Определение источника звука с опорой на практические действия (3-4 источника) | Урок освоения новых знаний и способов 2ч | Уметь распознавать речевые и неречевые звуки | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Сохранять учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | В словах называть услышанные звуки |
| | | | | | | | | |
4 | | Узнавание буквы Аа | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Аа, повторять за учителем и выполнять самостоятельно движения пальцев и рук | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Выполнять действия по словесной инструкции | Выполнять инструкции учителя | Принимать учебную задачу. Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей | Стр.19- повторить |
| | | | | | | | | |
5 | | Конструирование буквы Аа | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Аа, повторять за учителем и выполнять самостоятельно движения пальцев и рук | С заинтересованностью воспринимать учебный материал | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | При помощи счетных палочек конструировать букву А |
6 | | Выделение буквы Аа | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Аа, повторять за учителем и выполнять самостоятельно движения пальцев и рук | С заинтересованностью воспринимать учебный материал | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Сохранять учебную задачу | Дописать элементы буквы А |
7-8 | | Определение источника звука, воспроизводимого с изменением силы звучания | Комбинированный 2 ч | Уметь определять источник звука, воспроизводимого с изменением силы звучания | Проявлять доброжелательность друг другу. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Выполнять инструкции учителя | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Учиться произносить звуки громко и тихо |
9 | | Узнавание буквы Оо | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать букву Оо | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Выполнять действия по словесной инструкции | Выполнять инструкции учителя | Сохранять учебную задачу. Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей | Стр.26-повторить |
10 | | Конструирование буквы Оо | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Оо. Уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Стр.27-повторить |
11 | | Выделение буквы Оо | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Оо. Уметь ориентироваться в рабочей строке (верхняя линия, нижняя линия), (начало, середина, конец). | Проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Выполнять задание от начала до конца | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Стр. 28-составить слова, сказать, где стоит звук «О» в словах |
12-13 | | Обводка по шаблону геометрических фигур | Комбинированный 2 ч | Умение пользоваться шаблонами. Уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Принимать учебную задачу | Учиться правильно держать карандаш и ручку в руке |
14 | | Ознакомление со словом «туалет» жестом, символом | Комбинированный 1 ч | Уметь использовать символы и жесты | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять задание от начала до конца | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Принимать учебную задачу | Повторить значение слова «туалет» |
15 | | Узнавание буквы Уу | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Уу. Уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять задание от начала до конца | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Стр.20-повторить |
16 | | Конструирование буквы Уу | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Уу | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Выполнять действия по словесной инструкции | Выполнять инструкции учителя | Сохранять учебную задачу. Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей | Стр.21-читать, называть слова со звуком «У» |
17 | | Выделение буквы Уу | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Уу | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять задание от начала до конца | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда на задание | Принимать учебную задачу | Называть слова со звуком «У» |
18 | | Имитация звуков окружающей среды речевыми звуками. | Комбинированный 1 ч | Уметь имитировать звуки окружающей среды | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять задание от начала до конца | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда на задание | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Учиться имитировать звуки |
19 | | Ознакомление со словами «мыть руки» жестом, символом | Комбинированный 1 ч | Уметь использовать символы и жесты | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Выполнять действия по словесной инструкции | Выполнять инструкции учителя | Сохранять учебную задачу. Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей | Повторить значение слова «мыть руки», жест |
20 | | Узнавание буквы Мм | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Мм | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять задание от начала до конца | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Стр. 22-повторить |
21 | | Конструирование буквы Мм | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Мм | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Выполнять инструкции учителя | Сохранять учебную задачу. Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей | Стр.23-повторить, при помощи счетных палочек конструировать букву М |
22 | | Выделение буквы Мм | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Мм | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять задание от начала до конца | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда на задание | Принимать учебную задачу | Стр 24-25-повторить |
23-24 | | Повторение пройденного материала | Урок совершенствования способов действия 2 ч | Уметь использовать символы и жесты в коммуникативных ситуациях. Уметь работать с шаблонами. Уметь отличать и имитировать речевые и неречевые звуки | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Повторить изученное |
Календарно – тематическое планирование II четверть
3 часа в неделю, 7 недель- 21 час
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока Кол-во час | Планируемый результат | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Домашнее задание |
| | | | Содержание урока (ученик должен знать) | Личностные УУД | Познаватель ные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |
1 | | Ознакомление со словом «да», «нет» жестом и символом | Комбинированный 1 ч | Уметь использовать символы и жесты | Формирование мотива, реализующего потребность в социальной значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом, с товарищем | Принимать учебную задачу | Повторить слова «да», «нет», жесты |
2-3 | | Рисование композиции из геометрических фигур | Комбинированный 2 ч | Уметь рисовать в альбоме по шаблонам самостоятельно, раскрашивать фигуры с дорисовыванием. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Учиться правильно держать карандаш и ручку в руке. Нарисовать узор из геометрических фигур |
4 | | Узнавание буквы Сс | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Сс. Уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук | С заинтересованностью воспринимать учебный материал | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Стр.29-повторить |
5 | | Конструирование буквы Сс | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Сс | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по подражанию | Осуществлять учебное сотрудничество с товарищем | Принимать учебную задачу | Стр.30-31-называть слова со звуком «С» |
6 | | Выделение буквы Сс | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Сс | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу | Называть слова со звуком «с» в начале, в середине, в конце слов |
7 | | Развитие слухового внимания | Комбинированный 1 ч | Различать неречевые звуки, определять источник звука, соотносить предмет, продуцирующий звук с картинкой | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей Контролировать свои эмоции | Называть слова по теме «игрушки», выделять нужный звук |
8-9 | | Выделение слова как единицы речи | Комбинированный 2 ч | Уметь называть предметы | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда задание | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Из устной речи называть слова |
10-11 | | Практическое ознакомление с понятием «слово» и его условно - графическим изображением | Комбинированный 2 ч | Уметь называть предметы | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу | Уметь изображать слово на письме |
12 | | Узнавание буквы Хх | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Сс | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Стр. 32-33-повторить |
13 | | Конструирование буквы Хх | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Хх. Уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Уметь конструировать букву из счетных палочек, стр.34-повторить |
14 | | Выделение буквы Хх | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Хх | С заинтересованностью воспринимать учебный материал | Выполнять действия по подражанию | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Стр.35-36-повторить |
15-16-17 | | Кодирование 3-4 слов | Комбинированный 3 ч | Уметь кодировать слова | С заинтересованностью воспринимать учебный материал | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Составить схемы 3 слов |
18-19 | | Рисование композиции из фигур по шаблонам с опорой на рисунок | Комбинированный 2 ч | Формировать умения рисовать в альбоме по шаблонам самостоятельно, раскрашивать фигуры с дорисовыванием. Уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Дорисовать фигуру по образцу |
20 | | Ознакомление со словом «хорошо», «плохо», жестом и символом | Комбинированный 1 ч | Уметь использовать символы и жесты | С заинтересованностью воспринимать учебный материал | Действовать по подражанию, использовать по назначению учебные материалы с помощью взрослого | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Повторить слова «хорошо», «плохо», жесты и символы |
21 | | Повторение пройденного материала | Урок совершенствования способов действия 1 ч | Уметь использовать символы и жесты в коммуникативных ситуациях. Уметь работать с шаблонами. Уметь отличать и имитировать речевые и неречевые звуки | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Повторить изученный материал |
Календарно – тематическое планирование III четверть
3 часа в неделю, 11 недель- 33 часа
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока Кол-во час | Планируемый результат | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Домашнее задание |
| | | | Содержание урока (ученик должен знать) | Личностные УУД | Познаватель ные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |
1-2 | | Условно – графическая фиксации слов | Комбинированный 2 ч | Уметь условно - графически фиксировать слова | Формирование мотива, реализующего потребность в социальной значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом, с товарищем | Принимать учебную задачу | Уметь изображать слова на письме |
3 | | Узнавание буквы Нн | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Нн | С заинтересованностью воспринимать учебный материал | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Стр. 45- повторить |
4 | | Конструирование буквы Нн | Комбинированный 1 ч | Повторять за учителем и выполнять самостоятельно движения пальцев и рук, уметь узнавать и писать букву Нн | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Стр.46-повторить |
5 | | Выделение буквы Нн | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Нн | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Стр.47-повторить, уметь выделять в словах звук «Н» |
6 | | Рисование фигур по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием | Комбинированный 1 ч | Знать понятие «трафарет». Уметь обводить по трафарету в воздухе, на доске, в альбоме. Уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Повторить виды штриховок |
7-8 | | Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка» | Комбинированный 2 ч | Уметь подбирать слова к картинке на сюжет сказки «Репка» | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Принимать учебную задачу. Удерживать цель. деятельности до получения ее результата | Подбирать слова к сказке. Уметь изображать слово на письме |
9 | | Ознакомление со словом «спасибо», жестом и символом | Комбинированный 1 ч | Уметь использовать символы и жесты | С заинтересованностью воспринимать учебный материал | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Повторить «волшебные слова», жест и символ слова «спасибо» |
10 | | Узнавание буквы Ыы | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Ыы | С заинтересованностью воспринимать учебный материал | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Стр. 43-повторить |
11 | | Конструирование буквы Ыы | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Ыы. Уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук | С заинтересованностью воспринимать учебный материал | Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Стр.44-повторить |
12 | | Выделение буквы Ыы | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Ыы | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Суметь сказать расположение звука «Ы» в словах |
13 | | Условно-графическое кодирование слов по теме «Овощи» | Комбинированный 1 ч | Уметь подбирать картинки и слова по теме «Овощи», использовать обобщающее слово. Условно - графически кодировать слова. Последующее «чтение» этих слов | Показывать и называть предметные картинки по теме, соотносить между собой, использовать обобщающее слово, выстраивать в линейной последовательности слева направо. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Называть слова по теме «Овощи» |
14 | | Обводка по контуру с последующим раскрашиванием | Комбинированный 1 ч | Самостоятельно обводить по контуру изображения простых предметов, Проводить линии внутри этих изображений. Уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей Контролировать свои эмоции | Повторить виды штриховок |
15 | | Ознакомление со словом «пожалуйста», жестом и символом | Комбинированный 1 ч | Уметь использовать символы и жесты | С заинтересованностью воспринимать учебный материал | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Повторить «волшебные слова», жест и символ слова «пожалуйста» |
16 | | Выделение предложения как единицы речи; составление предложений | Комбинированный 1 ч | Уметь условно - графически изображать предложение | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Выполнять действия по словесной инструкции | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Составить 1 предложение на тему «Времена года», графически его изобразить |
17 | | Узнавание буквы Лл | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Лл | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Стр. 40-повторить |
18 | | Конструирование буквы Лл | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Лл. Уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук | С заинтересованностью воспринимать учебный материал | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Стр. 41-читать, составить предложение по иллюстрации, графически его изобразить |
19 | | Выделение буквы Лл | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Лл | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Стр. 42-читать |
20 | | Условно – графическая фиксация заданных предложений | Комбинированный 1 ч | Уметь условно - графически изображать предложение | Мотивировать свои действия | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Составить предложение на тему «Зима», графически его изобразить |
21 | | Ознакомление со словом «мама», жестом и символом | Комбинированный 1 ч | Уметь использовать символы и жесты | Формирование уважительного отношения к маме, к членам семьи | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда на задание | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Повторить слова «мама», жест и символ. Рассказать о своем отношении к маме |
22-23 | | Составление предложений с опорой на картинку, его кодирование | Комбинированный 2 ч | Устанавливать зрительный контакт, слушать сказку, выделять персонажей. Уметь составлять предложения с опорой на ситуативную картинку, его кодировать. Последующее «чтение» этого предложения. Употреблять в речи вежливые слова: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Слушать сказку «Колобок» в изложении учителя с опорой на наглядность. Воспроизводить сказку «Колобок» по вопросам учителя с опорой на наглядность | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда на задание | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Составить предложение по иллюстрации |
24 | | Проверочная работа по разделу: «Коммуникация» | Комбинированный 1 ч | Уметь использовать жесты | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Повторить «волшебные слова», их значение |
25 | | Узнавание буквы Вв | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Вв. Уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей Контролировать свои эмоции | Стр. 76-повторить |
26 | | Конструирование буквы Вв | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Вв | С заинтересованностью воспринимать учебный материал | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Стр. 77-повторить. Составить предложение по иллюстрации |
27 | | Выделение буквы Вв | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Вв. Уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Стр. 78-повторить |
28 | | Рисование композиции из фигур по шаблонам с опорой на рисунок | Комбинированный 1 ч | Формировать умения рисовать в альбоме по шаблонам самостоятельно, раскрашивать фигуры с дорисовыванием. Уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Дорисовать фигуру по образцу |
29 | | Проверочная работа по разделу: «Письмо» | Комбинированный 1 ч | Уметь использовать жесты. Знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение карандаша, альбома) | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Повторить изученные буквы |
30 | | Повторение пройденного материала | Урок совершенствования способов действия 1 ч | Уметь использовать символы и жесты в коммуникативных ситуациях. Уметь различать буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн, Ыы, Лл, Вв. Уметь работать с шаблонами. Уметь отличать и имитировать речевые и неречевые звуки | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Уметь отличать и имитировать речевые и неречевые звуки |
31 | | Проверочная работа по разделу: «Чтение» | Комбинированный 1 ч | Устанавливать зрительный контакт, слушать предложения. Уметь составлять предложения с опорой на ситуативную картинку, его кодировать. Последующее «чтение» этого предложения. Употреблять в речи вежливые слова: «спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания» | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Повторить изученное |
32 | | Составление простых предложений по предметной картинке | Комбинированный 1 ч | Уметь составлять предложения | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Составить еще 1 предложение к иллюстрации |
33 | | Повторение пройденного материала | Урок совершенствования способов действия 1 ч | Уметь использовать символы и жесты в коммуникативных ситуациях. Уметь различать буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн, Ыы, Лл, Вв. Уметь работать с шаблонами. Уметь отличать и имитировать речевые и неречевые звуки | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Уметь отличать и имитировать речевые и неречевые звуки |
Календарно – тематическое планирование IV четверть
3 часа в неделю, 8 недель- 24 часа
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока Кол-во час | Планируемый результат | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Домашнее задание |
| | | | Содержание урока (ученик должен знать) | Личностные УУД | Познаватель ные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |
1 | | Подбор картинок к заданному предложению | Комбинированный 1 ч | Уметь подбирать картинки | Формирование мотива, реализующего потребность в социальной значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом, с товарищем | Принимать учебную задачу | Составить предложение на тему «Весна», графически его изобразить |
2 | | Узнавание буквы Шш | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Шш | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Стр.37-повторить |
3 | | Конструирование буквы Шш | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Шш | С заинтересованностью воспринимать учебный материал | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Стр.38- повторить |
4 | | Выделение буквы Шш | Комбинированный 1 ч | Уметь узнавать и писать букву Шш | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Стр.39-повторить. Прослушать скороговорку со словами, в которых звуки «С», «Ш» |
5 | | Ознакомление со словом «папа», жестом и символом | Комбинированный 1 ч | Уметь использовать символы и жесты | Формирование уважительного отношения к членам семьи. С заинтересованностью воспринимать учебный материал | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Повторить слова «папа», жест и символ. Рассказать о своем отношении к отцу |
6 | | Составление простых предложений по предметной картинке, их кодирование и «чтение» | Комбинированный 1 ч | Уметь составлять предложения | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Составить несколько предложений к иллюстрации |
7-8 | | Дописывание недостающих элементов букв | Комбинированный 2 ч | Выделять тетрадь среди других учебных принадлежностей, Находить строки и клеточки в тетради, дописывать элементы букв | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Учиться правильно держать карандаш и ручку в руке |
9-10 | | Деление предложений на слова | Комбинированный 2 ч | Уметь делить предложения на слова | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей | Изображать предложение условно-графически |
11 | | Ознакомление со словом «бабушка», жестом и символом | Комбинированный 1 ч | Формирование уважительного отношения к членам семьи. Уметь использовать символы и жесты | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Повторить слова «бабушка», жест и символ. Рассказать о своем отношении к бабушке |
12-13 | | Складывание букв | Комбинированный 2 ч | Уметь складывать буквы из палочек, полосок, ниток | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Складывать буквы из палочек, полосок, ниток |
14-15 | | Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам | Комбинированный 2 ч | Уметь составлять предложения по схеме | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Составить несколько предложений по схеме – Кто? Что делает? – на тему «Весна» |
16 | | Ознакомление со словом «я», жестом и символом | Комбинированный 1 ч | Уметь использовать символы и жесты | Стать более успешным в учебной деятельности | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Сохранять учебную задачу | Уметь использовать символ и жест «я» |
17-18 | | Нахождение букв в зашумленном изображении с опорой на образец | Комбинированный 2 ч | Уметь находить буквы | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Повторить написание букв |
19 | | Обобщение пройденного материала | Комбинированный 1 ч | Уметь использовать символы и жесты в коммуникативных ситуациях. Уметь различать буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн, Ыы, Лл, Вв, Шш. Уметь дописывать элементы букв. Уметь работать с шаблонами. Уметь отличать и имитировать речевые и неречевые звуки | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Уметь использовать символы и жесты при общении. Уметь различать буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн, Ыы, Лл, Вв, Шш. |
20 | | Проверочная работа по разделу: «Коммуникация» | Комбинированный 1 ч | Уметь использовать символы и жесты в коммуникативных ситуациях | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Раскрасить рисунок. Учиться правильно держать карандаш и ручку в руке |
21 | | Повторение пройденного материала | Урок совершенствования способов действия 1 ч | Уметь использовать символы и жесты в коммуникативных ситуациях. Уметь различать буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн, Ыы, Лл, Вв, Шш. Уметь работать с шаблонами. Уметь отличать и имитировать речевые и неречевые звуки | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Повторить пройденный материал |
22 | | Проверочная работа по разделу: «Письмо» | Комбинированный 1 ч | Уметь использовать жесты. Знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение карандаша, альбома) | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Учиться правильно держать карандаш и ручку в руке |
23 | | Работа над ошибками. Повторение пройденного материала | Комбинированный 1 ч | Уметь использовать символы и жесты в коммуникативных ситуациях. Уметь различать буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн, Ыы, Лл, Вв, Шш. Уметь работать с шаблонами. Уметь отличать и имитировать речевые и неречевые звуки | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание) | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | Составить несколько предложений на тему «Скоро каникулы!», суметь условно-графически изобразить предложение |
24 | | Проверочная работа по разделу: «Чтение» | Комбинированный 1 ч | Устанавливать зрительный контакт, слушать предложения. Уметь составлять предложения с опорой на ситуативную картинку, его кодировать. Последующее «чтение» этого предложения. Употреблять в речи вежливые слова: «спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания» | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия | Выполнять действия по словесной инструкции | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции | |