СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная оснровная образовательная программа НОО обучающихся с ЗПР была разработана на основе примерной АООП НОО для обучающихся с ЗПР (http://gosreestr.ru) для обучающихся с данным диагнозом нашей школы.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа»

«Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР)»



Принято на совещании

педагогического совета

протокол №______

«___»___________2017г.


УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «СОШ №17»

им. Кугультинова Д.Н.

____________ Р.Ш. Эрднеева




Адаптированная основная образовательная

программа начального общего образования

для детей с ОВЗ (ЗПР)

Вариант 7.1



Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«СОШ №17» им. Кугультинова Д.Н





Срок реализации

(2017-2018 гг.)





















ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общие положения

2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)

2.1 Целевой раздел

2.1.1. Пояснительная записка

2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

2.2. Содержательный раздел

2.2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы

2.3. Организационный раздел

2.3.1. Учебный план

2.3.2.Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями речи (ЗПР)

























1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР.

Структура АООП НОО обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и организационный разделы.

В основу разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

  • прочное усвоение обучающимися с ЗПР знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

  • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования АООП НОО обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:

• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

• онтогенетический принцип;

• принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;

• принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;

• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

• принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

• принцип сотрудничества с семьей.



2.1 Целевой раздел

2.1.1. Пояснительная записка

     Основанием для разработки адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ЗПР являются:

  • ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19 декабря 2014 года об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 "Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования;

  • СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Адаптированная основная общеобразовательная программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального и основного общего образования.

Программа работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с ОВЗ стандарта образования. Она имеет вспомогательную функцию по отношению к образовательной программе начального и основного общего образования, может уточняться и корректироваться.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП предусматривает решение следующих основных задач:

― овладение обучающимися с ЗПР (интеллектуальными нарушениями) учебной де­я­тельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее раз­ви­тие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, инте­л­ле­к­ту­аль­ное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нра­в­с­т­ве­н­ны­ми и социокультурными ценностями;

― достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды

Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО). Требования к структуре АООП НОО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют федеральному государственному стандарту начального общего образования (далее — ФГОС НОО). Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО. Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.

Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР.

Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ так и специфические.

К общим потребностям относятся:

  • получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;

  • выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

  • получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

  • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; 

  • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

  • постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1), характерны следующие специфические образовательные потребности:

 адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;

 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;

 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

 постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;

 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

 обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).



2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися 
с задержкой психического развития адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР должны стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.

Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы

Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:

в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;

в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;

в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;

в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;

в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

в расширении знаний правил коммуникации;

в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

в освоении культурных форм выражения своих чувств.

  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:

в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.

в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:

в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;

в освоении необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать:

способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;

способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;

способность к наблюдательности, умение замечать новое;

овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;

умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;

сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;

сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия.

Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.



2.1.3. Система оценки достижения обучающимися 
с задержкой психического развития планируемых результатов освоения 
адаптированной основной общеобразовательной программы 
начального общего образования

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.

Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.

Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах.

Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:

  • особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;

  • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);

  • присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

  • адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:

  • при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);

  • при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

  • увеличение времени на выполнение заданий;

  • возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

  • недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.

2.2. Содержательный раздел

Основной целью адаптированной образовательной программы является создание в школе гуманной лечебно – педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ.

Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:

  • Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

  • Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

  • Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

  • Совершенствование системы кадрового обеспечения;

  • подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации;

  • Взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии;

  • Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные техноло­гии;

  • Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами.

Содержание подготовки учащихся:

- на первом уровне - педагогический коллектив начальной школы призван: сформировать у детей желание и умение учиться; способствовать развитию толерантных отношений между учащимися, учителями и учащимися; помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия

- на втором уровне обучения, представляющем собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для освоения общеобразовательной программы (в случае отсутствия у ребенка отклонений в умственном развитии),



2.2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы

Психологическое сопровождение образовательного процесса реализуется во время проведения коррекционной работы на уроках и во внеурочное время.

Медико-педагогический консилиум осуществляет сопровождение учащихся на протяжении всего периода обучения в школе, консультирование всех участников педагогического процесса и пропаганду дефектологических знаний.

В школе складывается система лечебно - оздоровительной работы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, которая включает в себя следующие мероприятия: просветительскую работу с учащимися и родителями; создание здоровьесберегающей среды, предполагающей соблюдение охранительного режима, санитарных норм и правил, введение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, проведение спортивных мероприятий и праздников.

Социально-педагогическое сопровождение обучающегося осуществляется классными руководителями и учителями.

В школе уделяется большое внимание профилактике правонарушений, ведется индивидуальная работа с учащимися группы риска, осуществляется контроль посещаемости данными учащимися школьных занятий, организуются встречи с инспекторами КДН, встречи с родителями, консультации социального педагога, обследование семей. Разработана и внедряется в действие программа по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике курения и алкоголизма, токсикомании и наркомании среди учащихся с ОВЗ в том числе.



2.3. Организационный раздел

2.3.1. Учебный план

Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО

Индивидуальный учебный план

Ученика(-цы) … класса

муниципального общеобразовательного учреждения

«СОШ №17» имени Кугультинова Д.Н.

Предметные области

Учебные предметы

Учебный план

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

4


Литературное чтение

4



Иностранный язык

Иностранный язык (английский, немецкий)


Математика и информатика

Математика

4


Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

Основы религиозной культуры и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики (Основы светской этики. Основы православной культуры)

-

Искусство

Музыка

1

Изобразительное искусство

1

Технология

Технология

1

Физическая культура

Физическая культура

3

Итого:


20

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Русский язык

1

Предельная учебная аудиторная нагрузка


21

Коррекционные занятия

Русский язык

1

математика

1

Занятия с психологом

2


Занятия с соц.педагогом

1

Занятия с логопедом

1

Итого:


6



Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время. Проводятся индивидуальные занятия по предмету: «Математика»-1ч и «Русский язык»-1ч, «Уроки сказкотерапии" - 2ч, социальная адаптация -1ч, занятия с логопедом-1ч

Организация внеурочной работы обучающихся с ОВЗ (ЗПР).

Исходя из цели, задач, форм, уровней внеурочной деятельности, для ее реализации в МБОУ «СОШ №17» имени Кугультинова Д.Н. используется  оптимизационная модель. 

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, вожатая, библиотекарь и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

– взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

– организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

– организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения

Воспитательная работа в школе с детьми с ОВЗ рассматривается как наиболее важное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса в культурной среде. Моделируемая нами культурная среда школы ориентируется в первую очередь на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта.

Воспитательный процесс реализуется по нескольким традиционным направлениям, охватывает все группы обучающихся с ОВЗ:

- социальное

- спортивно- оздоровительное

- общеинтеллектуальное

-общекультурное

- духовно-нравственное

Организация воспитательной работы повышает эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять не только подготовку учащихся к школе, но и включать ребят в жизнь, даёт возможность корректировать нарушенное развитие учащихся.

Занятия проводятся в школе.

Организуя воспитательную работу детей с ОВЗ в школе, осуществляя выбор форм проведения занятий, отбирая содержание образования, педагогический коллектив ориентируется на требования педагогической целесообразности организации детей, выбирая из предложенных занятий то, которое больше всего отвечает индивидуальным интересам, возможностям и способностям, ученик реализует внутреннее желание деятельности и интерес к ней.













План внеурочной деятельности

для обучающихся (с ОВЗ ЗПР) 2-х классов МБОУ «СОШ №17»

на 2017-2018 учебный год

№ п/п

Направления

Виды деятельности

Количество часов

Итого

2 класс

1

Общеинтеллектуальное


1


1

2.

Общекультурное


1

1

3.

Социальное

«Уроки сказкотерапии с элементами психологического тренинга в начальной школе»

1

1

4.

Спортивно-оздоровительное


1

1

Итого



4



2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями речи (ЗПР)

В МБОУ «СОШ №17» в начальной школе работают с данной категорией детей 5 педагогов. Среди них нет специалистов, имеющих специальное образование для работы с детьми с ОВЗ, поэтому педагоги повышают квалификацию на специальных курсах

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной Программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и психического развития  введены занятия с психологом.

Уровень знаний учителей повышается за счет самообразования, организации и проведение семинаров, мастер классов, консультаций со специалистами, работающих в этой области.

Психологическое сопровождение образовательного процесса реализуется во время проведения коррекционной работы на уроках и во внеурочное время.

Медико-педагогический консилиум осуществляет сопровождение учащихся на протяжении всего периода обучения в школе, консультирование всех участников педагогического процесса и пропагандирование дефектологических знаний.

В школе складывается система лечебно - оздоровительной работы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, которая включает в себя следующие мероприятия: просветительскую работу с учащимися и родителями; создание здоровьесберегающей среды, предполагающей соблюдение охранительного режима, санитарных норм и правил, введение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, проведение спортивных мероприятий и праздников.

Социально-педагогическое сопровождение обучающегося осуществляется классными руководителями и учителями.

В школе уделяется большое внимание профилактике правонарушений, ведется индивидуальная работа с учащимися группы риска, осуществляется контроль посещаемости данными учащимися школьных занятий, организуются встречи с инспекторами КДН, встречи с родителями, консультации социального педагога, обследование семей. Разработана и внедряется в действие программа по предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике суицида среди учащихся с ОВЗ в том числе.



Материально-техническое оснащение

В школе функционируют следующие кабинеты специального назначения: кабинеты информатики, библиотека, спортзал.

В школе организовано горячее питание, предусмотрены белковые продукты, овощи и фрукты. Пища содержит растительное масло и витамины, которые повышают сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют правильному развитию и росту ребенка. Медицинский работник и администрация школы регулярно ведут контроль за качеством пищи и её дозировкой. Материально-технические условия школы обеспечивают условия для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.

Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося с ЗПР.

Информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся с ЗПР и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

Для обучающихся с ЗПР предусмотрена определенная форма и доля социальной и образовательной интеграции. Это требует координации действий, обязательного, регулярного и качественного взаимодействия специалистов, работающих с обучающимися с ЗПР. Для специалистов предусмотрена возможность обратиться к информационным ресурсам, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.

Материально-техническая база реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с ЗПР соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений