СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 5-х классов коррекционной школы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа по социально-бытовой ориентировке для детей с ограниченными возможностями здоровья  5-го класса коррекционной школы.1 ч в неделю. Программа построена с учётом психофизиологических особенностей развития детей.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 5-х классов коррекционной школы»

Социально-бытовая ориентировка в 5 классе

Учитель: Ивако М. Н.

Прилуцкая Н. П.


Адаптированная образовательная программа по социально-бытовой ориентировке представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки обучающихся. Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения социально-бытовой ориентировки, которые определены программой.

Цель программы - практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.

Задачи программы:

- систематизировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем социуме;

- учить организации труда, экономному и бережному отношению к продуктам, строгому соблюдению правил безопасности и гигиены труда, творческому отношению к домашнему труду, развитию обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, смекалки, фантазии, интереса к национальным традициям;

- практически ознакомить с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые придётся обращаться учащимся по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь;

- формировать умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, транспорта, связи, медицинской помощи;

способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей;

- воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры.

Коррекционная работа включает следующие направления:

- коррекция - развитие памяти;

- коррекция - развитие внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации.

• Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

• Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.


Адаптированная программа составлена таким образом, что изучаемый материал опирается на ранее усвоенные сведения, а также подготавливает детей к изучению последующих тем.

Данная рабочая программа составлена на один учебный год.

Обучающиеся должны ознакомиться с новым для них предметом и получить достаточно прочные знания по социально-бытовой ориентировке, которые позволят им адаптироваться в окружаемом мире и быть, насколько это возможно, самостоятельными.

Специальная задача предмета, социальная адаптация школьников с психическим недоразвитием, является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

В процессе работы на уроках социально-бытовой ориентировки у учащихся развивается речь, формируются практически значимые навыки, воспитывается самостоятельность и развивается интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придется решать. Все это невозможно без оснащения их определенным багажом знаний и умений, необходимых для первоначальной успешной интеграции в социум.

Элементарный курс социально-бытовой ориентировки направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью практической подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду.


Основной формой организации обучения на уроках социально-бытовой ориентировки учащихся является урок.


Технологии обучения:

●перспективно-опережающее обучение

●проблемное обучение

●тестирование

●создание занимательных ситуаций

●дифференцируемые задания

●познавательные игры

●информационно-коммуникативные технологии

●работа со схемами-опорами

●самостоятельная работа

●личностно ориентированная коллективная творческая деятельность

●элементы технологии уровневой дифференциации

●элементы технологии коммуникативного обучения

●элементы технологии совместной продуктивной деятельности

●элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр

●практические методы учения

●технологии сотрудничества

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей. Данная программа составлена на основе федерального компонента, что соответствует школьному. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающихся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

У детей идет формирование и совершенствование необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства и навыков ориентировки в социуме. Они учатся пользоваться услугами предприятий торговли, транспорта, связи и медицинской помощи. Вырабатывают морально-этические нормы поведения и навыки общения. Усваивают знания о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о культуре питания, а также

Воспитывают в себе трудовую культуру, навыки безопасной работы.

При подборе учебного материала учитывалась мотивация изучения учебной дисциплины, способствующая наилучшей социальной реабилитации обучающихся. Учтены реалии сегодняшнего дня, прослежены межпредметные связи.

Содержание обучения имеет практическую направленность, но принцип коррекционного развития является ведущим.


Базисный учебный план для 5 класса по программе – 1час в неделю, 34 часа в год.

В 2016-2017 учебном году – 34 часа.


Основное оборудование.

Доска • Столы • Стулья • Телевизор • Компьютер • Раздаточный дидактический материал • Таблицы • Мебель• Бытовая техника • Кухонная посуда и инструменты •. Столовая посуда •













Содержание школьного курса уроков социально - бытовой ориентировки в 5 классе


Питание

1. Значение питания в жизни людей

2. Разнообразие продуктов, рацион питания.

3. Влияние правильного питания на здоровье детей.

4. Приготовление пищи, тепловой обработки.

5. Правила ухода за посудой.

6. Сервировка стола.

7. Полезные советы.


Практические работы:

Нарезка хлеба, сырых, варёных овощей, приготовление бутербродов, салата, винегрета, напитка из варенья; уборка кухни, чистка и мытье кухонной посуды, стирка салфеток.

Техника безопасности при:

- сервировке стола;

- мытье посуды;

- стирке салфеток;

- нарезке продуктов.


Экскурсии

Подбор продуктов для завтрака.


Учащиеся должны знать:

- правила безопасности работы режущими инструментами;

- назначение кухонных принадлежностей и посуды, правила пользования ножом, плитой, электрическим чай­ником;

-виды бутербродов; виды блюд, не требующей тепловой обработки;

-различные меню завтрака, правила сервировки стола к завтраку;

- санитарно-гигиенические требования к процессу приготовле­ния пищи, санитарно-гигиенические требования к использованию хими­ческих средств для ухода за посудой.


Учащиеся должны уметь:

- нарезать хлеб, продукты для бутербродов, нарезать сырые и варёные овощи различными формами;

- прочитать рецепт блюда, подобрать продукты, накрывать на стол с учетом конкретного меню;

-мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам.

- строго соблюдать правила безопасности работы режущими инструментами.


Личная гигиена

Её значение для здоровья и жизни человека.

Правила приёмы выполнения утреннего и вечернего туалета. Гигиена зрения. Здоровье и красота причёски.

Содержание в чистоте и порядке личных вещей, носовой платок, зубная щётка, мочалка, расчёска, полотенце, трусики, носки. Пагубное влияние курения и алкоголя.

Значение одежды, обуви, головных уборов для сохранения здоровья. Их виды.

Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению.


Практические работы

Чистка зубов, мытьё рук, лица, ушей, расчёсывание волос.

Стрижка ногтей, уход за кожей рук, используя детский крем.

Стирка носового платка, носков.

Упражнения для глаз, установка настольной лампы.

Сушка, чистка школьной формы, верхней одежды, обуви, подготовка к хранению.


Основные требования к «Знания и умения учащихся»

Учащиеся должны знать:

Последовательность выполнения утреннего туалета, периодической чистки ушей, правила освещенности рабочего места, правила охраны зрения при чтении, правила ухода за кожей рук, ног, ногтей, о вреде курения, алкоголя.

Виды одежды, обуви, их назначение, уход за одеждой, обувью.


Учащиеся должны уметь:

Совершать вечерний туалет в определённой последовательности;

Выбирать причёску и причёсывать волосы;

Стричь ногти на руках, ногах;

Стирать индивидуальные вещи, содержать их в чистоте;

Беречь зрение, корректно отказаться от предложенных первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.

Различать одежду, обувь (повседневная, рабочая, спортивная, праздничная; подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону; чистить одежду, обувь, хранить; подбирать крем для обуви.)


Семья.

1. Родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка);

2. Состав семьи: фамилия, имя, отчество, дни рождения. Взаимоотношения в семье.


Практические работы

1. Составление родословного дерева.


Обучающиеся должны знать:

- родственные отношения в семье,

- состав семьи, имена, отчества.


Обучающиеся должны уметь:

- записать имя, отчество, фамилию членов семьи, выполнять правила поведения в семье.


Культура поведения

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя, стоя.

Форма обращения со старшими, сверстниками.


Обучающиеся должны знать:

Правила поведения за столом

Формы обращения к старшим и сверстникам.

Практические работы:

Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки, ситуативные диалоги, поведение за столом.


Обучающиеся должны уметь:

1. Следить за осанкой, походкой, жестикуляцией;

2. Правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, аккуратно принимать пищу.

3. Вежливо обращаться с просьбой к сверстникам и взрослым.


Жилище

1. Виды помещений (дом, квартира, общежитие).

2. Виды жилья: государственное, собственное.

3. Почтовый адрес дома, школы.


Практические работы

Заполнение почтового адреса на конверте, переводе, телеграмме.


Учащиеся должны знать:

виды жилых помещений в городе и деревне и их различие;

почтовый адрес своего дома и школы-интерната.


Учащиеся должны уметь:

писать адреса на почтовых открытках.



Транспорт

1. Виды транспорта

2. Поведение на улице

3. Правила дорожного движения


Экскурсия

Коллективная поездка в транспорте.

Практическая работа: Выполнение дорожных знаков, встречающихся по дороге из дома в школу.


Учащиеся должны знать:

наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;

варианты проезда до школы различными видами транспорта; количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут;

правила передвижения на велосипеде.


Учащиеся должны уметь:

соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу);

соблюдать правила дорожного движения.


Торговля

1. Продуктовые магазины, их отделы

2. Специализированные магазины.

3. Порядок приобретения товаров, продуктов (срок годности, стоимость).


Практические работы

экскурсии, приобретение продукта, проверка, сдачи, определение срока годности, хранение товаров.


Учащиеся должны знать:

основные виды магазинов, их назначение;

виды отделов в продовольственных магазинах и правила по­купки товаров в них;

стоимость продуктов, используемых для приготовления завтрака.


Учащиеся должны уметь:

выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом кон­кретного меню;

оплачивать покупку;

соблюдать правила поведения в магазине.




ЛИТЕРАТУРА


  1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012г №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Устав ОКОУ «Курская школа».

  3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией В. В. Воронковой.

  4. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, авторы Т. А. Девяткова, Л. Л. Кочеткова, А. Г. Петрикова и др. издательство Владос, Москва – 2004г.

  5. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, авторы В. В. Воронкова, С. А. Казакова, издательство Владос, Москва – 2006 г.

  6. Практический материал к урокам Социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, пособие для учителя, автор С. А. Львова, издательство Владос, 2005 г.



















Учебно-тематическое планирование уроков по социально – бытовой ориентировке в 5 классе ( 34 ч)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Практические работы, экскурсии

I.

Питание

11

 Практические работы : Нарезка хлеба, сырых, варёных овощей, приготовление бутербродов, салата, винегрета, напитка из варенья; уборка кухни, чистка и мытье кухонной посуды, стирка салфеток.

Экскурсии: «Подбор продуктов для завтрака».

II.

Личная гигиена

5

Практические работы:

Чистка зубов, мытьё рук, лица, ушей, расчёсывание волос.

Стрижка ногтей, уход за кожей рук, используя детский крем.

Стирка носового платка, носков.

Упражнения для глаз, установка настольной лампы.

III.

Одежда и обувь

3

Практические работы:

Чистка и сушка верхней одежды.

Чистка и сушка школьной одежды.

Подготовка одежды и обуви к хранению


IV.

Культура поведения

5

Практические работы:

Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки, ситуативные диалоги, поведение за столом.

V.

Жилище

2

Практические работы:

Заполнение почтового адреса на конверте, переводе, телеграмме.

 VI.

 Транспорт

2

Экскурсия: «Коллективная поездка в транспорте».

 VII

 Торговля

6

Экскурсии: «Приобретение продукта, проверка, сдачи, определение срока годности, хранение товаров».

 ИТОГО часов

34


 






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ социально-бытовой ориентировки

в 5 КЛАССЕ


5 класс



Питание

11ч.


1.

Значение питания в жизни и деятельности людей.

1



Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.



2.

Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

Экскурсия в магазин: Подбор продуктов.

1



Место приготовления пищи и оборудование его. Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу.



3.

Практическая работа: Уборка кухни. Чистка и мытье кухонной посуды, стирка салфеток.


1


Сервировка стола к завтраку.



4.

Практическая работа: Сервировка стола к завтраку.


1


Блюда из яиц.



5.

Практическая работа: Приготовление яичницы

1


Бутерброды.



6.

Практическая работа: Чтение рецептов, подбор продуктов, приготовление бутербродов.


1


Салаты из сырых овощей.



7.

Практическая работа: Чтение рецептов, подбор продуктов, приготовление салатов из сырых овощей.

1


Салаты из вареных овощей.



8.

Практическая работа: Чтение рецептов, подбор продуктов, приготовление винегрета.


1


Холодные супы.



9.

Практическая работа: Чтение рецептов, подбор продуктов, приготовление окрошки на кефире.

1


Приготовление напитков.



10.

Практическая работа: Чтение рецептов, подбор продуктов, приготовление киселя.










1


Практическое повторение «Завтрак школьника»



11.

Итоговое занятие по теме «Питание».


1


Личная гигиена


5ч.



Личная гигиена, ее значение для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета.



1.

Практическая работа: Выполнение утреннего туалета (чистка зубов, мытье рук, лица, шеи, ушей).


1

2.

Содержание в чистоте и порядке личных вещей: носовой платок, расческа и т.д.

Практическая работа: Стирка носового платка, трусиков, носок.

1



Здоровье и красота прически.



3.

Практическая работа: Расчесывание. Стрижка ногтей.


1


Гигиена зрения. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач.



4.

Практическая работа: Упражнения для глаз, установка настольной лампы. Проверка зрения у окулиста.


1


Пагубное влияние курения и алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма и окружающих. Воспитание силы воли.

1


5.

Просмотр кинофильма.




Одежда и обувь

3 ч



Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначение.



6.

Практическая работа: Чистка и сушка школьной одежды.


1

7.

Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка.

1



Практическая работа: Чистка и сушка верхней одежды и обуви.



8.

Подготовка сезонной одежды и обуви к хранению.




Практическая работа: Подготовка одежды и обуви к хранению.

1


Культура поведения



1.

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки.

1



Практическая работа: Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки (врач).


2.

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Приемы обращения с просьбами и вопросами.

1



Практическая работа: Ролевая игра- ситуативные диалоги при встрече, расставании, за столом.


3

Приемы обращения с просьбами и вопросами к старшим и сверстникам

1


4.

Правила поведения за столом.






5.

Практическая работа: Правила поведения за столом

1



Жилище


1.


Виды жилых помещений в городе и деревне.

Виды жилья: собственное, государственное. Жилой дом. Варианты квартир и подсобных помещений: по конструкции, по назначению. Виды отопления в городе и деревне


1



Почтовый адрес дома и школы



2.

Практическая работа: Заполнение почтового адреса на конверте.

1


Транспорт


1.

Наземный городской транспорт.

1



Проезд в школу: маршрут, виды транспорта.


2.

Поведение в транспорте и на улице, правила дорожного движения. Знаки дорожного движения

1



Экскурсия: Коллективная поездка в транспорте.



Торговля


1.

Продовольственные и промтоварные магазины.

Виды отделов в продовольственных магазинах: хлебные изделия, бакалея, кулинария и т. д.

1


2.

Универсамы, супермаркеты и специализированные магазины « Булочная », « Овощи » и др.

1





3.

Экскурсия в продовольственный магазин: Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимостью за определенное количество массы.

1



Виды товаров (фасованные, в развес, в розлив). Срок годности, стоимость



4.

Практическая работа: Хранение товаров фасованных, в развес и розлив. Определение срока годности товара (на примере молочных продуктов).


1

5.

Порядок приобретения товара в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание).

1






6.




Экскурсия в продовольственный магазин: Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимостью за определенное количество массы.

.

1