СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по математике составлена в соответствии с адаптированной

основной образовательной программой общего образования умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).

Данный предмет входит в предметную область «Математика».



Цель учебного предмета: использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи учебного предмета:

- формирование доступных обучающимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов;

- подготовка обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;

максимальное общее развитие обучающихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

развитие абстрактных математических понятий;

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие основных мыслительных операций;

развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

развитие речи и обогащение словаря;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.



Общая характеристика учебного предмета

Обучение математике связано с решением специфической задачи коррекционной школы - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Обучение математике носит практическую направленность, имеет тесную связь с другими учебными предметами (рисование, труд, развитие речи, письмо), готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий. Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика. В 4 классе продолжить развивать у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций. Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами. Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснение учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты примеров, задач, других заданий.


Планируемые результаты освоения предмета

«Математика»


Личностные результаты должны отражать:

осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за результатами собственной работы;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

формирование первоначальных знаний об безопасности и здоровом образе жизни.

Предметные результаты :

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.


Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных

результатов по учебному предмету «Математика»

на конец обучения в 4 классе:

Минимальный уровень:


Достаточный уровень:


Различать устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Уметь пользоваться таблицами умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10.

• Называть компоненты умножения, деления.

• Знать меры длины, массы и их соотношения. Знать меры времени и их соотношения.

• Знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур.

• Называть элементы четырехугольников.

• Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания.

• Практически пользоваться переместительным свойством умножения.

• Определять время по часам хотя бы одним способом.

• Решать простые арифметические задачи.

• Решать составные арифметические задачи в два действия с помощью учителя.

• Различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии.

• Вычислять длину ломаной.

• Узнавать, называть взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей.

• Чертить прямоугольник ( квадрат) с помощью чертежного угольника на линованной бумаге с помощью учителя.


• Различать устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100.

• Знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10.

• Называть компоненты умножения, деления.

• Знать меры длины, массы и их соотношения. Знать меры времени и их соотношения.

• Знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур.

• Называть элементы четырехугольников.

• Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания.

• Практически пользоваться переместительным свойством умножения.

• Определять время по часам тремя способами с точностью до 1 минуты.

• Решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи.

• Самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия.

• Различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии.

• Вычислять длину ломаной.

• Узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения.

• Чертить прямоугольник ( квадрат) с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге.



Содержание курса.

Нумерация

Таблица разрядов, классы. Простые и составные числа. Числовые выражения.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.

Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.

Таблица умножения и деления

Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.

Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

Зависимость между стоимостью, ценой, количеством. Составные задачи.

Умножение чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10 (27 ч)

Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10.

Единицы измерения и их соотношения

Единица (мера) массы – центнер. Обозначение – 1 ц. Соотношение:

1ц = 100 кг.

Единица (мера) времени – секунда. Соотношение: 1 мин. = 60 сек. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин. Двойное обозначение времени.



Геометрический материал

Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.

Ломаные линии: замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины.

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат.

Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертёжного треугольника.

Название сторон прямоугольника: основания, боковые стороны, противоположные, смежные стороны.

Итоговое повторение





Список литературы:

Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 2003г. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996г.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!