СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа основного общего образования по предмету «Информатика» слепых обучающихся 7-8-9-10 класс по УМК К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина (базовый уровень 7-9 класс)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП ) по информатике разрабатывается в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слепых обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.

 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа основного общего образования по предмету «Информатика» слепых обучающихся 7-8-9-10 класс по УМК К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина (базовый уровень 7-9 класс)»


Государственное Бюджетное образовательное учреждение Пермского края «Школа –интернат для детей с нарушением зрения»









Адаптированная программа основного общего образования по предмету «Информатика»
слепых обучающихся

7-8-9-10 класс по УМК К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина

(базовый уровень 7-9 класс)







Разработано учителем информатики Денисовой Людмилой Михайловной

















Пермь

2018





Оглавление

1.Общие положения 2

2.Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования по предмету «Информатика» слепых обучающихся 2

2.1. Целевой раздел 2

2.1.1. Пояснительная записка 2

Цели изучения информатики в основной школе: 3

3.1.2. Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися адаптированной общеобразовательная программы образования. 5

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета 5

3.Содержательный раздел 7

3.1. Содержание учебного предмета 7

3.2. Тематическое планирование к учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина 8

3.3. Условия реализации курса 9

3.3.1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 9

3.3.2. Требования к комплектации компьютерного класса 9

3.3.3. Требования к программному обеспечению компьютеров 10

4.Организационный раздел 10

4.1. Используемые технологии, методы и формы работы: 10

4.1.1. Основные типы уроков: 10

4.1.2. Формы и методы контроля достижения планируемых результатов 10

4.1.3. Формы организации учебного процесса 11

4.1.4. Формы обучения: 11




1.Общие положения

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП ) по информатике разрабатывается в строгом соответствии с Федеральным государствконструктор колантитуловенным образовательным стандартом основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слепых обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.


2.Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования по предмету «Информатика» слепых обучающихся



2.1. Целевой раздел 2.1.1. Пояснительная записка

Общее назначение АООП

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса, представленная компьютерным практикумом и направлена на освоение школьниками навыков ис­пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

В основу формирования АООП для слепых обучающихся положены следующие принципы:

принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип;

принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования слепых обучающихся на всех ступенях;

принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а - «образовательной области»;

принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения слепыми обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечивает готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке, активной деятельности в реальном мире; принцип сотрудничества.

Планирование курса базируется на УМК К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина (7-8-9 класс). Для полного освоения учебной программы по информатике слепыми и слабовидящими обучающимися для обучения слепых обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей в плане выделено четыре года обучения (7-8-9-10 класс). В состав УМК входят учебники:

  • «Информатика. 7 класс»

  • «Информатика. 8 класс»

  • «Информатика. 9 класс»

завершенной предметной линии для 7-9 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:

  • авторская программа по информатике;

  • компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolvakov.spb.ru/school/osnbook.htm

  • электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки реше­ний задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666

  • материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме основно­го государственного экзамена (ОГЭ), размещённые на сайте материалы http://kpolvakov.spb.ru/school/Qge.htm;

  • методическое пособие для учителя;

  • комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://fcior.edu.ru);

  • сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте изда­тельства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.


Цели изучения информатики в основной школе:
  • развитие личности слепых обучающихся в их индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления ими возможных трудностей сенсорно-перцептивного, коммуникативного, двигательного, личностного развития, обусловленных негативным влиянием патогенного фактора, их успешной социальной адаптации и интеграции;

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;

  • знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Задачи:

  • формировать у учащихся систему знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • развивать представления (соответствующих возрасту) о современных оптических (для слепых обучающихся с остаточным зрением), тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и умений активного их использования.

  • способствовать овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;

  • воспитывать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • ориентировать на применение приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


3.1.2. Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися адаптированной общеобразовательная программы образования. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обу­чающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и по­знанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочте­ний, с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образова­тельной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других ви­дов деятельности.


1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтерна­тивные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и по­знавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять кон­троль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои дейст­вия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможно­сти её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, класси­фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, ус­танавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозак­лючение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учите­лем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формули­ровать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


1) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алго­ритм, модель - и их свойствах;

2) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование пред­ставления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; раз­витие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

3) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной дея­тельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструк­циях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программи­рования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и цик­лической;

4) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выби­рать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — табли­цы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

5) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения за­дач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и при­кидкой при практических расчётах;

6) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при рабо­те с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы инфор­мационной этики и права.





3.Содержательный раздел


3.1. Содержание учебного предмета

В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 7-9 классов выделено три крупных раздела:

I. Основы информатики.

• Техника безопасности. Организация рабочего места

• Информация и информационные процессы;

• Кодирование информации;

• Компьютер;

• Основы математической логики;

• Модели и моделирование;

II. Алгоритмы и программирование

• Алгоритмизация и программирование (7 класс);

• Программирование (8-9 класс);

• Введение в язык программирования Python (10 класс);

III. Информационно-коммуникационные технологии

• Обработка текстовой информации;

• Обработка числовой информации;

• Компьютерные сети;

• Мультимедиа;

• Базы данных;

• Робототехника;

Из курса исключен раздел «Обработка графической информации». Материал рассматривается с незрячими обучающимися только в ознакомительных целях.

В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года.


В авторскую учебную программу внесены изменения с учетом специфики региональных условий, образовательного учреждения ГБОУ «Школа для детей с нарушением зрения» Пермского края и уровня подготовленности учеников, и для обучения слепых обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.

Эти изменения обоснованы в пояснительной записке к рабочей программе, составленной учителем.







3.2. Тематическое планирование к учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина

основной курс, по 1 часу в неделю в 7-9-10 классах (всего 136 часа)

Тема

Количество часов / класс


Всего

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

Основы информатики


1.

Информация и информационные процессы

6



3

2

2.

Кодирование информации

14


11


5

3.

Компьютер

14

9

1

1

5

4.

Основы математической логики

7



3

3

5.

Модели и моделирование

10



7



Итого:

50

9

12

14

15

Алгоритмы и программирование


6.

Алгоритмизация и программирование

35

9

10

8

9


Итого:

35

9

10

8

8


Информационно-коммуникационные технологии


7.

Обработка числовой информации

11

2

6

2

1

8.

Обработка текстовой информации

15

5

5


5

9.

Обработка графической информации






10.

Компьютерные сети

7

2


4

1

11.

Мультимедиа

8

6



2

12.

Базы данных

3



3



Итого:

44

15

11

9

9


Резерв

6

1

1

3

1


Итого по всем разделам:

136

34

34

34

34

3.3. Условия реализации курса 3.3.1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями к курсу «Ин­форматика» в соответствии с ФГОС основного общего образования. В состав УМК, кроме учебников для 7-8-9-10 классов, также входят:

• авторская программа по информатике;

• компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива:

http://www.kpolyakov.spb.ru/school/osnbook.htm

• электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки реше­ний задач по программированию:

http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666

• материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ОГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте

http://kpolyakov.spb.ru/school/оge.htm;

• методическое пособие для учителя

• комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР

http://school-collection.edu.ru/

• сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте изда­тельства

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/

Для подготовки к итоговой аттестации по информатике в 10 классе планируется использовать материалы, размещенные на сайте

http://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm

Электронные учебные пособия

• http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

• http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

• http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

• http://pedsovet.su Педагогическое сообщество


3.3.2. Требования к комплектации компьютерного класса

Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности слепых детей в школе является установка в компьютерном классе 3-4 компьютеров (рабочих мест) для школьников с программой экранного доступа и одного компьютера (рабочего места) для педагога.

Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхо­да в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.


Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:

• процессор - не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;

• оперативная память - не менее 256 Мб;

• жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;

• жёсткий диск - не менее 80 Гб;

• клавиатура;

• мышь;

• устройство для чтения компакт-дисков (желательно);

• аудио-карта и акустическая система (наушники и колонки обязательно). Кроме того, в кабинете информатики должны быть:

• брайлевский принтер на рабочем месте учителя;

• проектор на рабочем месте учителя;

• сканер на каждом рабочем месте (желательно);

• Брайлевский дисплей.


3.3.3. Требования к программному обеспечению компьютеров

На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики для учеников с глубоким нарушением зрения, должна быть уста­новлена операционная система Windows, а также необходимое программное обеспечение:

• программа экранного доступа Jaws for Windows, NVDA for Windows;

  • Fine Reader;

• текстовый редактор (Блокнот) и текстовый процессор (Word);

• табличный процессор (Excel);

• средства для работы с базами данных (Access);

• редактор звуковой информации Audacity (http ://audacity.sourceforge.net);

• среда программирования КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/);

• среда программирования FreePascal (http://www.freepascal.org/) или PascalABC.NET (http://pascalabc.net);

и другие свободно распространяемые программные средства.


4.Организационный раздел 4.1. Используемые технологии, методы и формы работы:

При организации занятий школьников 7-8-9-10 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа);

  • наглядные методы (демонстрация наглядных пособий, презентаций) для детей с остатком зрения;

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов;

  • ролевой метод.


4.1.1. Основные типы уроков:
  • урок изучения нового материала;

  • урок контроля знаний;

  • обобщающий урок;

  • комбинированный урок.


4.1.2. Формы и методы контроля достижения планируемых результатов

Виды контроля:

• входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;

• промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;

• проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;

• итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.


Программой предусмотрено проведение:


7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кла.

контрольных практических работ

2

6

5


интерактивных тест

16

37

33

15

Практических работ

47

34

33

24


4.1.3. Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а во второй части урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 7-9-10 классах 15-25 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

В 8-9-10 классах особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.


4.1.4. Формы обучения:

- учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников,

- внеплановые (консультации, конференции, занятия по продвинутым и дополнительным программам),

- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания).



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!