Государственное Бюджетное образовательное учреждение Пермского края «Школа –интернат для детей с нарушением зрения»
Адаптированная программа основного общего образования по предмету «Информатика»
слепых обучающихся
7-8-9-10 класс по УМК К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина
(базовый уровень 7-9 класс)
Разработано учителем информатики Денисовой Людмилой Михайловной
Пермь
2018
Оглавление
1.Общие положения 2
2.Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования по предмету «Информатика» слепых обучающихся 2
2.1. Целевой раздел 2
2.1.1. Пояснительная записка 2
Цели изучения информатики в основной школе: 3
3.1.2. Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися адаптированной общеобразовательная программы образования. 5
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета 5
3.Содержательный раздел 7
3.1. Содержание учебного предмета 7
3.2. Тематическое планирование к учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина 8
3.3. Условия реализации курса 9
3.3.1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 9
3.3.2. Требования к комплектации компьютерного класса 9
3.3.3. Требования к программному обеспечению компьютеров 10
4.Организационный раздел 10
4.1. Используемые технологии, методы и формы работы: 10
4.1.1. Основные типы уроков: 10
4.1.2. Формы и методы контроля достижения планируемых результатов 10
4.1.3. Формы организации учебного процесса 11
4.1.4. Формы обучения: 11
1.Общие положения
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП ) по информатике разрабатывается в строгом соответствии с Федеральным государствконструктор колантитуловенным образовательным стандартом основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слепых обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.
2.Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования по предмету «Информатика» слепых обучающихся
2.1. Целевой раздел 2.1.1. Пояснительная записка
Общее назначение АООП
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса, представленная компьютерным практикумом и направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
В основу формирования АООП для слепых обучающихся положены следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования слепых обучающихся на всех ступенях;
принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а - «образовательной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения слепыми обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечивает готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке, активной деятельности в реальном мире; принцип сотрудничества.
Планирование курса базируется на УМК К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина (7-8-9 класс). Для полного освоения учебной программы по информатике слепыми и слабовидящими обучающимися для обучения слепых обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей в плане выделено четыре года обучения (7-8-9-10 класс). В состав УМК входят учебники:
«Информатика. 7 класс»
«Информатика. 8 класс»
«Информатика. 9 класс»
завершенной предметной линии для 7-9 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:
авторская программа по информатике;
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolvakov.spb.ru/school/osnbook.htm
электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), размещённые на сайте материалы http://kpolvakov.spb.ru/school/Qge.htm;
методическое пособие для учителя;
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://fcior.edu.ru);
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Цели изучения информатики в основной школе:
развитие личности слепых обучающихся в их индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления ими возможных трудностей сенсорно-перцептивного, коммуникативного, двигательного, личностного развития, обусловленных негативным влиянием патогенного фактора, их успешной социальной адаптации и интеграции;
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Задачи:
формировать у учащихся систему знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
развивать представления (соответствующих возрасту) о современных оптических (для слепых обучающихся с остаточным зрением), тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и умений активного их использования.
способствовать овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;
воспитывать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
ориентировать на применение приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
3.1.2. Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися адаптированной общеобразовательная программы образования. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 9) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | 1) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах; 2) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; 3) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; 4) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; 5) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах; 6) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. |
3.Содержательный раздел
3.1. Содержание учебного предмета
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 7-9 классов выделено три крупных раздела:
I. Основы информатики.
• Техника безопасности. Организация рабочего места
• Информация и информационные процессы;
• Кодирование информации;
• Компьютер;
• Основы математической логики;
• Модели и моделирование;
II. Алгоритмы и программирование
• Алгоритмизация и программирование (7 класс);
• Программирование (8-9 класс);
• Введение в язык программирования Python (10 класс);
III. Информационно-коммуникационные технологии
• Обработка текстовой информации;
• Обработка числовой информации;
• Компьютерные сети;
• Мультимедиа;
• Базы данных;
• Робототехника;
Из курса исключен раздел «Обработка графической информации». Материал рассматривается с незрячими обучающимися только в ознакомительных целях.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года.
В авторскую учебную программу внесены изменения с учетом специфики региональных условий, образовательного учреждения ГБОУ «Школа для детей с нарушением зрения» Пермского края и уровня подготовленности учеников, и для обучения слепых обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.
Эти изменения обоснованы в пояснительной записке к рабочей программе, составленной учителем.
3.2. Тематическое планирование к учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина
основной курс, по 1 часу в неделю в 7-9-10 классах (всего 136 часа)
№ | Тема | Количество часов / класс | |
Всего | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кл. |
Основы информатики | |
1. | Информация и информационные процессы | 6 | | | 3 | 2 |
2. | Кодирование информации | 14 | | 11 | | 5 |
3. | Компьютер | 14 | 9 | 1 | 1 | 5 |
4. | Основы математической логики | 7 | | | 3 | 3 |
5. | Модели и моделирование | 10 | | | 7 | |
| Итого: | 50 | 9 | 12 | 14 | 15 |
Алгоритмы и программирование | |
6. | Алгоритмизация и программирование | 35 | 9 | 10 | 8 | 9 |
| Итого: | 35 | 9 | 10 | 8 | 8 |
| Информационно-коммуникационные технологии | |
7. | Обработка числовой информации | 11 | 2 | 6 | 2 | 1 |
8. | Обработка текстовой информации | 15 | 5 | 5 | | 5 |
9. | Обработка графической информации | | | | | |
10. | Компьютерные сети | 7 | 2 | | 4 | 1 |
11. | Мультимедиа | 8 | 6 | | | 2 |
12. | Базы данных | 3 | | | 3 | |
| Итого: | 44 | 15 | 11 | 9 | 9 |
| Резерв | 6 | 1 | 1 | 3 | 1 |
| Итого по всем разделам: | 136 | 34 | 34 | 34 | 34 |
3.3. Условия реализации курса 3.3.1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями к курсу «Информатика» в соответствии с ФГОС основного общего образования. В состав УМК, кроме учебников для 7-8-9-10 классов, также входят:
• авторская программа по информатике;
• компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива:
http://www.kpolyakov.spb.ru/school/osnbook.htm
• электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию:
http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
• материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ОГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте
http://kpolyakov.spb.ru/school/оge.htm;
• методическое пособие для учителя
• комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР
http://school-collection.edu.ru/
• сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/
Для подготовки к итоговой аттестации по информатике в 10 классе планируется использовать материалы, размещенные на сайте
http://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm
Электронные учебные пособия
• http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
• http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
• http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
• http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
3.3.2. Требования к комплектации компьютерного класса
Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности слепых детей в школе является установка в компьютерном классе 3-4 компьютеров (рабочих мест) для школьников с программой экранного доступа и одного компьютера (рабочего места) для педагога.
Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.
Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:
• процессор - не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;
• оперативная память - не менее 256 Мб;
• жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;
• жёсткий диск - не менее 80 Гб;
• клавиатура;
• мышь;
• устройство для чтения компакт-дисков (желательно);
• аудио-карта и акустическая система (наушники и колонки обязательно). Кроме того, в кабинете информатики должны быть:
• брайлевский принтер на рабочем месте учителя;
• проектор на рабочем месте учителя;
• сканер на каждом рабочем месте (желательно);
• Брайлевский дисплей.
3.3.3. Требования к программному обеспечению компьютеров На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики для учеников с глубоким нарушением зрения, должна быть установлена операционная система Windows, а также необходимое программное обеспечение:
• программа экранного доступа Jaws for Windows, NVDA for Windows;
• текстовый редактор (Блокнот) и текстовый процессор (Word);
• табличный процессор (Excel);
• средства для работы с базами данных (Access);
• редактор звуковой информации Audacity (http ://audacity.sourceforge.net);
• среда программирования КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/);
• среда программирования FreePascal (http://www.freepascal.org/) или PascalABC.NET (http://pascalabc.net);
и другие свободно распространяемые программные средства.
4.Организационный раздел 4.1. Используемые технологии, методы и формы работы:
При организации занятий школьников 7-8-9-10 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа);
наглядные методы (демонстрация наглядных пособий, презентаций) для детей с остатком зрения;
практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
проблемное обучение;
метод проектов;
ролевой метод.
4.1.1. Основные типы уроков:
4.1.2. Формы и методы контроля достижения планируемых результатов
Виды контроля:
• входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
• промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
• проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
• итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Программой предусмотрено проведение:
| 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кла. |
контрольных практических работ | 2 | 6 | 5 | |
интерактивных тест | 16 | 37 | 33 | 15 |
Практических работ | 47 | 34 | 33 | 24 |
4.1.3. Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а во второй части урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 7-9-10 классах 15-25 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 8-9-10 классах особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
4.1.4. Формы обучения:
- учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников,
- внеплановые (консультации, конференции, занятия по продвинутым и дополнительным программам),
- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания).
6