Государственное Бюджетное образовательное учреждение Пермского края «Школа –интернат для детей с нарушением зрения»
Адаптированная рабочая программа полного общего образования по предмету
«Информатика» слепых обучающихся
11-12 класс по УМК К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина (расширенный базовый уровень 10-11класс)
Разработано учителем информатики Денисовой Людмилой Михайловной
Пермь
2018
Оглавление
1.Общие положения 2
2.Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования по предмету «Информатика» слепых обучающихся 3
2.1. Целевой раздел 3
2.1.1. Пояснительная записка 3
2.1.2. Место изучаемого предмета в учебном плане 5
2.1.3. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики 6
3.Содержательный раздел 11
3.1.Содержание учебного предмета 11
3.2. Тематическое планирование 15
3.2.1.Планируемые результаты освоения учебного предмета 16
3.3. Условия реализации курса 17
3.3.1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 17
3.3.2. Требования к комплектации компьютерного класса 17
3.3.3Требования к программному обеспечению компьютеров 18
4.Организационный раздел 18
4.1. Используемые технологии, методы и формы работы: 18
4.2. Поурочное планирование 19
5.Дополнительная литература 33
1.Общие положения
Определение и назначение адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования по предмету «Информатика» слепых обучающихся
К числу важнейших задач модернизации школьного образования сейчас относят задачи разностороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и адаптации к меняющимся социальным условиям жизни общества. Решение этих задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Дифференциация содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования.
Именно поэтому сейчас в старших классах реализуется профильное обучение, ориентированное на удовлетворение познавательных запросов, интересов, развитие способностей и склонностей каждого школьника.
Как известно, на старшей ступени школы, с одной стороны, завершается общее образование школьников, обеспечивающее их функциональную грамотность, социальную адаптацию личности, с другой стороны, происходит социальное и гражданское самоопределение молодежи. Эти функции старшей ступени школы предопределяют направленность содержания образования в ней на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Ориентация на новые цели и образовательные результаты в старших классах — это ответ на новые требования, которые предъявляет общество к социальному статусу каждого человека. Наиболее важные среди этих требований — быть самостоятельным, уметь брать ответственность за себя, за успешность выбора и осуществления жизненных планов, иметь гражданскую позицию, уметь учиться, овладевать новыми способами деятельности, профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда и т. д.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП ) по информатике разрабатывается в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слепых обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей. АООП для слепых обучающихся определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Структура программы для слепых обучающихся в соответствии со Стандартом содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
В настоящее время отчетливей стала видна роль информатики в формировании современной научной картины мира, фундаментальный характер её основных понятий, законов, всеобщность её методологии. Информатика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария, т. е. методов и средств познания реальности. Современная информатика представляет собой «метадисциплину», в которой сформировался язык, общий для многих научных областей. Изучение предмета дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.). Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ- компетентность.
2.Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования по предмету «Информатика» слепых обучающихся
2.1. Целевой раздел 2.1.1. Пояснительная записка
Общее назначение АООП
Информатика — предмет, непосредственно востребованный во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Школьный курс информатики обеспечивает эту потребность наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении.
Изучение предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности. При этом эффективность обучения повышается, если оно осуществляется в новой информационной образовательной среде.
В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования содержание обучения должно быть направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных результатов и предметных результатов по информатике, что отражено в данной программе.
В состав УМК входят:
учебник для 10 класса (базовый и углублённый уровни, в 2-х частях);
учебник для 11 класса (базовый и углублённый уровни, в 2-х частях);
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещенный на сайте авторского коллектива:
http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm;
http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
методическое пособие для учителя;
подборка электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) с портала ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/
Основной принцип, которым руководствовались авторы при разработке учебного курса для преподавания информатики на базовом уровне, заключается в соблюдении соответствия требованиям ФГОС. Удовлетворение всем требованиям ФГОС обеспечивает полный набор компонентов УМК.
Согласно разделу ФГОС 18.3.1 «Учебный план среднего общего образования», в состав обязательной для изучения предметной области «Математика и информатика» входит учебный предмет «Информатика» (базовый и углубленный уровни).
Данный учебно-методический комплект (УМК) обеспечивает обучение курсу информатики на базовом и углублённом уровнях.
С учетом специфики образовательного учреждения ГБОУ Пермского края «Школа-интернат для детей с нарушением зрения», уровня подготовленности учеников, а также с целью использования разнообразных форм организации учебной деятельности, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий учителем внесены изменения в предлагаемую авторскую программу. Учитель может вносить коррективы во все структурные элементы используемой программы с учетом особенностей своей образовательной организации и особенностей учащихся конкретного класса: определять новый порядок изучения материала, перераспределять учебное время, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требованы к уровню подготовки учащихся и т.д. В пояснительной записке учителем обоснованы коррективы, внесенные в используемую учебную программу; все коррективы отражены в соответствующих структурных компонентах программы.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках. Но слепые обучающиеся могут работать на компьютере только с помощью программы экранного доступа Jaws for Windows, NVDA for Windows, поэтому на компьютерах должна быть установлена операционная система Windows.
Содержание АООП по информатике для слепых обучающихся 11-12 классов базируется на ООП 10-11 классов общеобразовательной школы. Курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7-9-10 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Важная задача изучения этих содержательных линий – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Поскольку отсутствует наличие учебника в рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля, учащиеся имеют возможность изучать дополнительные разделы расширенного курса самостоятельно, используя электронный вид учебника (формат pdf).
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике.
Цели и задачи курса:
• развитие интереса учащихся к изучению новых информационных технологий и программирования;
• изучение фундаментальных основ современной информатики;
• формирование навыков алгоритмического мышления;
• формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью средств современной вычислительной техники;
• приобретение навыков работы с современным программным обеспечением.
В современных условиях программа школьного курса информатики должна удовлетворять следующим основным требованиям:
• обеспечивать знакомство с фундаментальными понятиями информатики и вычислительной техники на доступном уровне;
• иметь практическую направленность с ориентацией на реальные потребности ученика;
• допускать возможность варьирования в зависимости от уровня подготовки и интеллектуального уровня учащихся (как группового, так и индивидуального).
2.1.2. Место изучаемого предмета в учебном плане
Количество учебных часов в учебном плане скорректировано в зависимости от специфики обучения слепых обучающихся и образовательной программы образовательной организации. Авторами предусмотрен промежуточный вариант учебного плана объемом 134 учебных часов (в 11 классе — 2 час в неделю, в 12 классе - 2 часа в неделю).
Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся используются часы, отведенные на внеурочную деятельность.
2.1.3.
Планируемые личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения информатики В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, мета-предметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).
Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
Личностные результаты:
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития отраслей информационных технологий (ИТ) и телекоммуникационных услуг.
Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета, в дальнейшей профориентации в этом направлении. В содержании многих разделов учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективы их развития.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах, таких как:
учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;
изучение основ системного анализа: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;
алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:
формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений;
ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение её результатов.
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности.
Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются. В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального, дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.
Предметные результаты:
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернетприложений;
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ;
владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных.
Соответствие содержания линии учебников (10-11 классов) требованиям ФГОС
Личностные результаты
Требование ФГОС | Чем достигается |
1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | 10 класс. § 1. Информатика и информация. Информация рассматривается как одно из базовых понятий современной науки, наряду с материей и энергией. Рассматриваются различные подходы к понятию информации в философии, кибернетике, биологии. класс. § 4. Информация и управление. Раскрывается общенаучное значение понятия системы, излагаются основы системологии. класс. § 6. Модели и моделирование. Раскрывается значение информационного моделирования как базовой методологии современной науки |
2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности | 11 класс. В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения. В учебниках помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов содержатся задания проектного характера |
3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь | 10 класс. Этому вопросу посвящен раздел «Техника безопасности», в котором рассмотрены правила техники безопасности и гигиены при работе на персональном компьютере |
4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов | Выполнение проектных заданий, возможные темы которых приведены в конце каждого параграфа, требует осознания недостаточности имеющихся знаний, самостоятельного изучения нового для учеников теоретического материала, ориентации в новой предметной (профессиональной) области, поиска источников информации, приближения учебной работы к формам производственной деятельности |
Метапредметные результаты
Требование ФГОС | Чем достигается |
1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях | Проектные задания в учебниках для 10 и 11 классов. класс. Глава 8. Алгоритмизация и программирование. класс. Глава 1. Информация и информационные процессы Глава 2. Моделирование. Глава 6. Алгоритмизация и программирование |
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты | Задания поискового, дискуссионного содержания. класс. § 38. Коллективная работа над документом. класс. Глава 4. Создание веб-сайтов |
3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников | Выполнение проектных заданий требует самостоятельного сбора информации и освоения новых программных средств. 11 класс. § 46. Сеть Интернет. § 48. Службы Интернета. § 50. Личное информационное пространство |
4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения | Деление заданий практической части курса на уровни сложности: й уровень — репродуктивный; й уровень — продуктивный; й уровень — творческий. Распределение заданий между учениками в проектных и коллективных работах |
3.Содержательный раздел 3.1.Содержание учебного предмета
Расширенный базовый уровень
Курс информатики в 11-12 классах рассчитан на продолжение изучения информатики после освоения основ предмета в 7-9-10 классах Систематизирующей составляющей предметной и образовательной области информатики является единая содержательная структура, включающая следующие разделы:
1. Основы информатики.
2. Алгоритмы и программирование.
3. Информационно-коммуникационные технологии.
Согласно ФГОС, учебные предметы, изучаемые в старших классах на базовом уровне, имеют общеобразовательную направленность. Следовательно, изучение информатики на базовом уровне в старших классах продолжает общеобразовательную линию курса информатики в основной школе. Опираясь на достигнутые в основной школе знания и умения, курс информатики для 11-12 классов развивает их по всем отмеченным выше разделам образовательной области. Повышению научного уровня содержания курса способствует более высокий уровень развития и грамотности старшеклассников по сравнению с учениками основной школы. Это позволяет, например, рассматривать некоторые философские вопросы информатики, шире использовать математический аппарат в темах, относящихся к теоретическим основам информатики, к информационному моделированию.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся еще не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, изучаются в середине учебного года как в 11, так и в 12 классе.
Начинается изучение материала 11 класса с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса.
Планирование учебного материала представлено в варианте расширенного базового курса в объеме 134 учебных часов (по 2 часа в неделю в 11 и 12 классах).
В сравнении с полным курсом, в планировании базового курса:
• изъяты разделы «Объектно-ориентированное программирование», «Графика и анимация» и «D-моделирование и анимация»;
• раздел «Создание веб-сайтов» перенесен на конец курса 11 класса для того, чтобы наиболее сложные темы, связанные с программированием, изучались в середине учебного года;
• сокращен объем изучения остальных разделов.
Информация и информационные процессы
Кодирование информации
Дискретное кодирование.
Равномерное и неравномерное кодирование.
Декодирование.
Алфавитный подход к оценке количества информации.
Системы счисления.
Двоичная система счисления.
Восьмеричная система счисления.
Шестнадцатеричная система счисления.
Другие системы счисления.
Кодирование текстов.
Кодирование графической информации.
Кодирование звуковой и видеоинформации.
Логические основы компьютеров
Логические операции.
Логические выражения.
Упрощение логических выражений.
Логические уравнения.
Множества и логические выражения.
Предикаты и кванторы.
Логические элементы компьютера.
Как устроен компьютер
Современные компьютерные системы.
Общие принципы устройства компьютеров.
Магистрально-модульная организация компьютера.
Процессор.
Память.
Устройства ввода. Устройства вывода.
Программное обеспечение
Введение.
Программы для обработки текстов.
Многостраничные документы.
Коллективная работа над документами.
Программное обеспечение
Пакеты прикладных программ.
Обработка мультимедийной информации.
Программы для создания презентаций.
Системное программное обеспечение.
Системы программирования.
Компьютерные сети
Алгоритмизация и программирование
Алгоритмы.
Оптимальные линейные программы.
Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами.
Введение в язык Python.
Вычисления.
Ветвления.
Циклические алгоритмы.
Цикл по переменной.
Процедуры.
Функции.
Рекурсия.
Массивы.
Алгоритмы обработки массивов.
Сортировка массивов.
Символьные строки.
Матрицы.
Работа с файлами.
Решение вычислительных задач на компьютере
Точность вычислений.
Решение уравнений.
Дискретизация.
Оптимизация.
Статистические расчёты.
Информационная безопасность
12 класс (66 часов)
Информация и информационные процессы
Количество информации.
Передача данных.
Сжатие данных.
Информация и управление.
Информационное общество.
Моделирование
Базы данных
Введение.
Многотабличные базы данных.
Реляционная модель данных.
Работа с таблицей.
Запросы.
Формы.
Отчёты.
Нерялиционнные базы данных.
Экспертные системы.
Создание веб-сайтов
Элементы теории алгоритмов
Уточнение понятия алгоритма.
Алгоритмически неразрешимые задачи.
Сложность вычислений.
Доказательство правильности программы.
Алгоритмизация и программирование
3.2. Тематическое планирование
Расширенный базовый курс, по 2 часа в неделю в 11 и 12 классах (всего 134 часов).
№ темы | Название темы | Количество часов / класс |
Всего | 10 кл. | 11 кл. |
Основы информатики |
1 | Техника безопасности. Организация рабочего места | 2 | 1 | 1 |
2 | Информация и информационные процессы | 11 | 3 | 8 |
3 | Кодирование информации | 12 | 12 | |
4 | Логические основы компьютеров | 6 | 6 | |
5 | Компьютерная арифметика | 1 | 1 | |
6 | Устройство компьютера | 4 | 4 | |
7 | Программное обеспечение | 5 | 5 | |
8 | Компьютерные сети | 3 | 3 | |
9 | Информационная безопасность | 3 | 3 | |
| Итого: | 47 | 38 | 9 |
Алгоритмы и программирование |
10 | Алгоритмизация и программирование | 37 | 21 | 16 |
11 | Решение вычислительных задач | 7 | 7 | |
12 | Элементы теории алгоритмов | 3 | | 3 |
13 | Объектно-ориентированное программирование | 0 | | |
| Итого: | 47 | 28 | |
Информационно-коммуникационные технологии |
14 | Моделирование | 11 | | 11 |
15 | Базы данных | 12 | | 12 |
16 | Создание веб-сайтов | 13 | | 13 |
17 | Графика и анимация | 0 | | |
18 | 3D-моделирование и анимация | 0 | | |
| Итого: | 36 | 0 | 36 |
| Резерв | 4 | 2 | 2 |
| Итого по всем разделам: | 134 | 68 | 66 |
3.2.1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
знать/понимать:
роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
различные подходы к определению понятия «Информация»;
виды и свойства источников и приемников информации;
способы кодирования и декодирования;
причины искажения информации при передаче;
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный;
знать единицы измерения информации;
виды дискретных объектов и их свойства;
устройства современных компьютеров, тенденции развития компьютерных технологий;
понятие «операционная система» и основные функции операционных систем;
виды компьютерных сетей и их роль в современном мире; базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
нормы информационной этики и права;
принципы обеспечения информационной безопасности;
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
правовые аспекты использования компьютерных программ и работы в Интернете;
логическую символику;
основные алгоритмы обработки числовой и текстовой информации, алгоритмы поиска и сортировки;
основные конструкции языка программирования;уметь• выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
уметь:
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления
вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
писать программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ;
разрабатывать программы в выбранной среде программирования, включая тестирование
3.3. Условия реализации курса 3.3.1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
«Информатика. 10 класс. Базовый и углубленный уровень»
«Информатика. 11 класс. Базовый и углубленный уровень»
завершенной предметно
й линии для 10–11 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:
авторская программа по информатике;
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
методическое пособие для учителя;
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
3.3.2. Требования к комплектации компьютерного класса
Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности слепых детей в школе является установка в компьютерном классе 3-4 компьютеров (рабочих мест) для школьников с программой экранного доступа и одного компьютера (рабочего места) для педагога.
Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.
Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:
процессор - не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;
оперативная память - не менее 256 Мб;
жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;
жёсткий диск - не менее 80 Гб;
клавиатура;
мышь;
устройство для чтения компакт-дисков (желательно);
аудио-карта и акустическая система (наушники и колонки обязательно). Кроме того, в кабинете информатики должны быть:
брайлевский принтер на рабочем месте учителя;
брайлевский дисплей;
проектор на рабочем месте учителя;
сканер на каждом рабочем месте (желательно).
3.3.3Требования к программному обеспечению компьютеров
На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики для учеников с глубоким нарушением зрения, должна быть установлена операционная система Windows, а также необходимое программное обеспечение:
программа экранного доступа Jaws for Windows, NVDA for Windows;
Fine Reader;
текстовый редактор (Блокнот) и текстовый процессор (Word);
табличный процессор (Excel);
средства для работы с базами данных (Access);
редактор звуковой информации Audacity (http ://audacity.sourceforge.net);
среда программирования КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/);
среда программирования FreePascal (http://www.freepascal.org/) или PascalABC.NET (http://pascalabc.net);
и другие свободно распространяемые программные средства.
4.Организационный раздел 4.1. Используемые технологии, методы и формы работы:
При организации занятий школьников 11-12 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);
наглядные методы (демонстрация наглядных пособий, презентаций) для детей с остатком зрения;
практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
проблемное обучение;
метод проектов;
ролевой метод.
Основные типы уроков:
Формы и методы контроля достижения планируемых результатов
входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
- Поурочное планирование
Поурочное планирование расширенный базовый курс 11 класс (68 часов) | |
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника (номер, название) | Практическая работа (номер, название) | Работа компьютерного практикума (источник, номер, название) | Коли чество часов |
1 | Техника безопасности. Организация рабочего места | | Тест № 1. Техника безопасности | ПР № 1. Оформление документа | 1 |
2 | Информатика и информация. Информационные процессы | § 1. Информатика и информация. § 2. Что можно делать с информацией? | Тест № 2. Информация и информационные процессы | | 1 |
3 | Измерение информации | § 3. Измерение информации | Тест № 3. Задачи на измерение информации | | 1 |
4 | Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы | § 4. Структура информации | | ПР № 2. Структуризация информации (таблица, списки) | 1 |
5 | Кодирование и декодирование | § 5. Язык и алфавит. § 6. Кодирование | Тест № 6. Двоичное кодирование | | 1 |
6 | Дискретность | § 7. Дискретность | Тест № 7. Декодирование | | 1 |
7 | Алфавитный подход к оценке количества информации | § 8. Алфавитный подход к оценке количества информации | Тест № 9. Алфавитный подход к оценке количества информации | | 1 |
8 | Системы счисления. Позиционные системы счисления | § 9. Системы счисления. § 10. Позиционные системы счисления | Тест № 10. Позиционные системы счисления | | 1 |
9 | Двоичная система счисления | § 11. Двоичная система счисления | Тест № 11. Двоичная система счисления | | 1 |
10 | Восьмеричная система счисления | § 12. Восьмеричная система счисления | Тест № 12. Восьмеричная система счисления | | 1 |
11 | Шестнадцатеричная система счисления | § 13. Шестнадцатеричная система счисления | Тест № 13. Шестнадцатеричная система счисления | | 1 |
12 | Контрольная работа по теме «Системы счисления» | | | | 1 |
13 | Кодирование символов. | § 15. Кодирование символов | Тест № 14. Кодирование символов | | 1 |
14 | Кодирование графической информации | § 16. Кодирование графической информации | Тест № 15. Кодирование графических изображений | | 1 |
15 | Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации | § 17. Кодирование звуковой и видеоинформации | Тест № 16. Кодирование звука и видео | | 1 |
16 | Контрольная работа по теме «Кодирование информации» | | | | 1 |
17 | Логика и компьютер. Логические операции | § 18. Логика и компьютер. § 19. Логические операции | | ПР № 7. Тренажер «Логика» | 1 |
18 | Диаграммы Эйлера- Венна | § 20. Диаграммы Венна | Тест № 19. Запросы для поисковых систем | ПР № 8. Исследование запросов для поисковых систем | 1 |
19 | Упрощение логических выражений | § 21. Упрощение логических выражений | Тест № 20. Упрощение логических выражений | | 1 |
20 | Синтез логических выражений | § 22. Синтез логических выражений | СР № 1. Синтез логических выражений | | 1 |
21 | Логические элементы компьютера | § 24. Логические элементы компьютера | СР № 3. Построение схем на логических элементах | | 1 |
22 | Контрольная работа по теме «Логические основы компьютеров» | | | | 1 |
23 | Хранение в памяти целых и вещественных чисел | § 26. Особенности представления чисел в компьютере. § 27. Хранение в памяти целых чисел. § 29. Хранение в памяти вещественных чисел | СР № 4. Хранение в памяти целых чисел | ПР № 9. Целые числа в памяти | 1 |
24 | Принципы устройства компьютеров | § 32. Принципы устройства компьютеров. § 33. Магистральномодульная организация компьютера | Тест № 23. Принципы устройства компьютеров | | 1 |
25 | Процессор | § 34. Процессор | Тест № 25. Процессор | | 1 |
26 | Память | § 35. Память | Тест № 26. Память | | 1 |
27 | Устройства ввода и вывода | § 36. Устройства ввода | Тест № 27. Устройства ввода. Тест № 28. Устройства вывода | | 1 |
28 | Прикладные программы | § 38. Что такое программное обеспечение? § 39. Прикладные программы | Тест № 29. Прикладные программы | | 1 |
29 | Практикум: коллективная работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников | § 39. Прикладные программы | | ПР № 15. Оформление рефератов | 1 |
30 | Системное программное обеспечение | § 40. Системное программное обеспечение | | | 1 |
31 | Системы программирования | § 41. Системы программирования | Тест № 30. Системное программное обеспечение | | 1 |
32 | Правовая охрана программ и данных | § 43. Правовая охрана программ и данных | Тест № 32. Правовая охрана программ и данных | | 1 |
33 | Компьютерные сети. Основные понятия | § 44. Основные понятия. § 45. Структура (топология) сети. § 46. Локальные сети | Тест № 33. Компьютерные сети | | 1 |
34 | Сеть Интернет. Адреса в Интернете | § 47. Сеть Интернет § 48. Адреса в Интернете | Тест № 35. Адреса в Интернете | | 1 |
35 | Службы Интернета | § 49. Всемирная паутина. § 50. Электронная почта. § 51. Другие службы Интернета § 52. Электронная коммерция. § 53. Право и этика в Интернете | Представление докладов | | 1 |
36 | Простейшие программы. Вычисления. Стандартные функции | § 54. Алгоритм и его свойства. § 55. Простейшие программы. § 56. Вычисления | Тест № 36. Оператор вывода. Тест № 37. Операторы div и mod | ПР № 25. Простые вычисления | 1 |
37 | Условный оператор | § 57. Ветвления | Тест № 38. Ветвления | ПР № 26. Ветвления | 1 |
39 | Цикл с условием | § 58. Циклические алгоритмы | Тест № 40. Циклы с условием | ПР № 31. Циклы с условием | 1 |
40 | Цикл с переменной | § 58. Циклические алгоритмы | Тест № 41. Циклы с переменной | ПР № 32. Циклы с переменной | 1 |
41 | Контрольная работа «Ветвления и циклы» | | | | 1 |
42 | Процедуры | § 59. Процедуры | | ПР № 34. Процедуры | 1 |
43 | Функции | § 60. Функции | | ПР № 35. Функции | 1 |
44 | Логические функции | § 60. Функции | | ПР № 36. Логические функции | 1 |
45 | Рекурсия | § 61. Рекурсия | | ПР № 37. Рекурсия | 1 |
46 | Массивы. Перебор элементов массива | § 62. Массивы | Тест № 42. Массивы | ПР № 40. Перебор элементов массива | 1 |
47 | Линейный поиск в массиве | § 63. Алгоритмы обработки массивов | | ПР № 41. Линейный поиск | 1 |
48 | Отбор элементов массива по условию | § 63. Алгоритмы обработки массивов | | ПР № 44. Отбор элементов массива по условию | 1 |
49 | Сортировка массивов | § 64. Сортировка | | ПР № 46. Метод выбора | i |
50 | Сортировка массивов. Быстрая сортировка | § 64. Сортировка | | ПР № 47. Быстрая сортировка | 1 |
51 | Двоичный поиск в массиве | § 65. Двоичный поиск | | ПР № 48. Двоичный поиск | i |
52 | Символьные строки | § 66. Символьные строки | | ПР № 49. Посимвольная обработка строк | 1 |
53 | Функции для работы с символьными строками | § 66. Символьные строки | Тест № 44. Символьные строки | ПР № 50. Функции для работы со строками | 1 |
54 | Сравнение и сортировка строк | § 66. Символьные строки | | ПР № 54. Сравнение и сортировка строк | i |
55 | Матрицы | § 67. Матрицы | | ПР № 56. Матрицы | i |
56 | Контрольная работа «Массивы и символьные строки» | | | | 1 |
57 | Решение уравнений. Метод перебора | § 70. Решение уравнений | | ПР № 62. Решение уравнений методом перебора | 1 |
58 | Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам | § 70. Решение уравнений | | ПР № 63. Решение уравнений методом деления отрезка пополам | 1 |
59 | Решение уравнений в табличных процессорах | § 70. Решение уравнений | | ПР № 64. Решение уравнений в табличных процессорах | 1 |
60 | Оптимизация с помощью табличных процессоров | § 72. Оптимизация | | ПР № 68. Оптимизация с помощью табличных процессоров | 1 |
61 | Статистические расчеты | § 73. Статистические расчеты | | ПР № 69. Статистические расчеты | 1 |
62 | Условные вычисления | § 73. Статистические расчеты | | ПР № 70. Условные вычисления | i |
63 | Восстановление зависимостей в табличных процессорах | § 74. Обработка результатов эксперимента | | ПР № 72. Линии тренда | 1 |
64 | Вредоносные программы | § 75. Основные понятия. § 76. Вредоносные программы | | | 1 |
65 | Защита от вредоносных программ | § 77. Защита от вредоносных программ | Тест № 46. Вредоносные программы и защита от них | ПР № 73. Использование антивирусных программ | 1 |
66 | Хэширование и пароли. Безопасность в Интернете | § 78. Шифрование. § 79. Хэширование и пароли. § 82. Безопасность в Интернете | Представление докладов | | 1 |
| | | | Резерв: | 2 |
| | | | Итого: | 68 |
Поурочное планирование расширенный базовый курс 12 класс (66 часов) |
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника (номер, название) | Практическая работа (номер, название) | Работа компьютерного практикума (источник, номер, название) | Коли чество часов |
i | Техника безопасности | | Тест № 1. Техника безопасности. | ПР № 1. Набор и оформление документа | 1 |
2 | Формула Хартли | § 1. Количество информации | Тест № 2. Задачи на количество информации | | 1 |
3 | Информация и вероятность. Формула Шеннона | § 1. Количество информации | Тест № 3. Информация и вероятность | | 1 |
4 | Передача информации | § 2. Передача данных | Тест № 4. Передача информации | | 1 |
5 | Помехоустойчивые коды | § 2. Передача данных | СР № 1. Помехоустойчивые коды | | 1 |
6 | Сжатие данных без потерь | § 3. Сжатие информации | | ПР № 2. Алгоритм RLE. | 1 |
7 | Практическая работа: использование архиватора | § 3. Сжатие информации | Тест № 6. Сжатие данных | ПР № 4. Использование архиваторов | 1 |
8 | Информация и управление. Системный подход | § 4. Информация и управление | Тест № 7. Информация и управление | | 1 |
9 | Информационное общество | § 5. Информационное общество | Представление докладов | | 1 |
10 | Модели и моделирование | § 6. Модели и моделирование | | | 1 |
11 | Использование графов | § 7. Системный подход в моделировании | Тест № 9. Задачи на графы | | 1 |
12 | Этапы моделирования | § 8. Этапы моделирования | Тест № 10. Моделирование | | 1 |
13 | Моделирование движения. Дискретизация | § 9. Моделирование движения | | | 1 |
14 | Практическая работа: моделирование движения | § 9. Моделирование движения | | ПР № 7. Моделирование движения | 1 |
15 | Модели ограниченного и неограниченного роста | § 10. Математические модели в биологии | | ПР № 8. Моделирование популяции | 1 |
16 | Моделирование эпидемии | § 10. Математические модели в биологии | | ПР № 9. Моделирование эпидемии | 1 |
17 | Модель «хищник- жертва» | § 10. Математические модели в биологии | | ПР № 10. Модель «хищник-жертва» | 1 |
18 | Обратная связь. Саморегуляция | § 10. Математические модели в биологии | | ПР № 11. Саморегуляция | 1 |
19 | Системы массового обслуживания | § 11. Системы массового обслуживания | | | 1 |
20 | Практическая работа: моделирование работы банка | § 11. Системы массового обслуживания | | ПР № 12. Моделирование работы банка | 1 |
21 | Информационные системы. | § 12. Информационные системы | | | 1 |
22 | Таблицы. Основные понятия | § 13. Таблицы | Тест № 11. Основные понятия баз данных | | 1 |
23 | Реляционные базы данных | § 15. Реляционная модель данных | СР № 2. Проектирование реляционных баз данных | | 1 |
24 | Практическая работа: операции с таблицей | § 16. Работа с таблицей | | ПР № 13. Работа с готовой таблицей | 1 |
25 | Практическая работа: создание таблицы | § 17. Создание однотабличной базы данных | | ПР № 14. Создание однотабличной базы данных | 1 |
26 | Запросы | § 18. Запросы | | ПР № 15. Создание запросов | 1 |
27 | Формы | § 19. Формы | | ПР № 16. Создание формы | 1 |
28 | Отчеты | § 20. Отчеты | | ПР № 17. Оформление отчета | 1 |
29 | Многотабличные базы данных | § 21. Работа с многотабличной базой данных | | ПР № 19. Построение таблиц в реляционной БД | 1 |
30 | Формы с подчиненной формой | § 21. Работа с многотабличной базой данных | | ПР № 20. Создание формы с подчиненной формой | 1 |
31 | Запросы к многотабличным базам данных | § 21. Работа с многотабличной базой данных | | ПР № 21. Создание запроса к многотабличной БД | 1 |
32 | Отчеты с группировкой | § 21. Работа с многотабличной базой данных | | ПР № 22. Создание отчета с группировкой | 1 |
33 | Уточнение понятия алгоритма. Универсальные исполнители | § 34. Уточнение понятия алгоритма | | ПР № 36. Машина Тьюринга | 1 |
34 | Сложность вычислений | § 36. Сложность вычислений | Тест № 14. Сложность вычислений | | i |
35 | Доказательство правильности программ | § 37. Доказательство правильности программ | | ПР № 40. Инвариант цикла | 1 |
36 | Решето Эратосфена | § 38. Целочисленные алгоритмы | | ПР № 41. Решето Эратосфена | i |
37 | Длинные числа | § 38. Целочисленные алгоритмы | | ПР № 42. «Длинные числа» | i |
38 | Структуры (записи) | § 39. Структуры (записи) | | ПР № 43. Ввод и вывод структур | i |
39 | Структуры (записи) | § 39. Структуры (записи) | | ПР № 44. Чтение структур из файла | i |
40 | Динамические массивы | § 40. Динамические массивы | | ПР № 46. Динамические массивы | 1 |
41 | Списки | § 41. Списки | | | 1 |
42 | Использование модулей | § 41.Списки | | ПР № 49. Модули | 1 |
43 | Стек | § 42. Стек, очередь, дек | | ПР № 50. Вычисление арифметических выражений | 1 |
44 | Очередь. Дек | § 42. Стек, очередь, дек | | ПР № 52. Заливка области | 1 |
45 | Деревья. Основные понятия | § 43. Деревья | | | 1 |
46 | Хранение двоичного дерева в массиве | § 43. Деревья | | ПР № 54. Хранение двоичного дерева в массиве | 1 |
47 | Графы. Основные понятия | § 44. Графы | Тест № 16. Графы. | | 1 |
48 | «Жадные» алгоритмы (задача Прима- Крускала) | § 44. Графы | | ПР № 55. Алгоритм Прима-Крускала | 1 |
49 | Поиск кратчайших путей в графе | § 44. Графы | | ПР № 56. Алгоритм Дейкстры | 1 |
50 | Динамическое программирование | § 45. Динамическое программирование | | ПР № 58. Числа Фибоначчи | 1 |
51 | Веб-сайты и вебстраницы | § 24. Веб-сайты и веб-страницы | Тест № 12. Вебсайты и вебстраницы | | 1 |
52 | Текстовые страницы. | § 25. Текстовые веб-страницы | | | 1 |
53 | Практическая работа: оформление текстовой веб-страницы | § 25. Текстовые веб-страницы | | ПР № 25. Текстовые веб-страницы | 1 |
54 | Списки | § 25. Текстовые веб-страницы | | ПР № 26. Списки | 1 |
55 | Гиперссылки | § 25. Текстовые веб-страницы | | ПР № 27. Гиперссылки | 1 |
56 | Содержание и оформление. Стили | § 26. Оформление документа | Тест № 13. Каскадные таблицы стилей | | 1 |
57 | Практическая работа: использование CSS | § 26. Оформление документа | | ПР № 28. Использование CSS | 1 |
58 | Рисунки на веб-страницах | § 27. Рисунки | | ПР № 29. Вставка рисунков в документ | i |
59 | Таблицы | § 29. Таблицы | | | i |
60 | Практическая работа: использование таблиц | § 29. Таблицы | | ПР № 31. Табличная верстка | 1 |
61 | Блоки. Блочная верстка | § 30. Блоки | | | i |
62 | Практическая работа: блочная верстка | § 30. Блоки | | ПР № 32. Блочная верстка | i |
63 | Динамический HTML | § 32. Динамический HTML | | | i |
64 | Практическая работа: использование JavaScript | § 32. Динамический HTML | | ПР № 34. Использование JavaScript | 1 |
| | | | Резерв: | 2 |
| | | | Итого: | 66 |
5.Дополнительная литература
1. Швецов В.И., Рощина М.А. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения: Учебное пособие. 154 с.
2. Соколов В.В. Использование новейших компьютерных технологий в сфере специального образования - основа развития методик обучения незрячих школьников в перспективе // Проблемы социализации детей и молодежи с нарушением зрения / Сборник статей. - М.: Флинта: Наука, 2004. - С. 109-114.
3. Швецов В.И., Рощина М.А. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения: Учебное пособие. - Нижний Новгород; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского., 2007. - 154 с.
5