СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа полного общего образования по предмету «Информатика» слепых обучающихся 11-12 класс по УМК К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина (расширенный базовый уровень 10-11класс)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП ) по информатике разрабатывается в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слепых обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.

 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа полного общего образования по предмету «Информатика» слепых обучающихся 11-12 класс по УМК К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина (расширенный базовый уровень 10-11класс)»


Государственное Бюджетное образовательное учреждение Пермского края «Школа –интернат для детей с нарушением зрения»











Адаптированная рабочая программа полного общего образования по предмету
«Информатика»
слепых обучающихся

11-12 класс по УМК К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина (расширенный базовый уровень 10-11класс)









Разработано учителем информатики Денисовой Людмилой Михайловной













Пермь

2018



Оглавление

1.Общие положения 2

2.Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования по предмету «Информатика» слепых обучающихся 3

2.1. Целевой раздел 3

2.1.1. Пояснительная записка 3

2.1.2. Место изучаемого предмета в учебном плане 5

2.1.3. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики 6

3.Содержательный раздел 11

3.1.Содержание учебного предмета 11

3.2. Тематическое планирование 15

3.2.1.Планируемые результаты освоения учебного предмета 16

3.3. Условия реализации курса 17

3.3.1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 17

3.3.2. Требования к комплектации компьютерного класса 17

3.3.3Требования к программному обеспечению компьютеров 18

4.Организационный раздел 18

4.1. Используемые технологии, методы и формы работы: 18

4.2. Поурочное планирование 19

5.Дополнительная литература 33









1.Общие положения

Определение и назначение адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования по предмету «Информатика» слепых обучающихся

К числу важнейших задач модернизации школьного образо­вания сейчас относят задачи разностороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков самообразова­ния, формирования у молодежи готовности и адаптации к меня­ющимся социальным условиям жизни общества. Решение этих задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Дифференциация содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных по­требностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна она на старшей ступе­ни школьного образования.

Именно поэтому сейчас в старших классах реализуется профильное обучение, ориентированное на удовлетворение познавательных запросов, интересов, развитие способностей и склонностей каждого школьника.

Как известно, на старшей ступени школы, с одной стороны, завершается общее образование школьников, обеспечивающее их функциональную грамотность, социальную адаптацию личности, с другой стороны, происходит социальное и граж­данское самоопределение молодежи. Эти функции старшей ступени школы предопределяют направленность содержания образования в ней на формирование социально грамотной и со­циально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциаль­ные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Ориентация на новые цели и образовательные результаты в старших классах — это ответ на новые требования, которые предъявляет общество к социальному статусу каждого челове­ка. Наиболее важные среди этих требований — быть самосто­ятельным, уметь брать ответственность за себя, за успешность выбора и осуществления жизненных планов, иметь граждан­скую позицию, уметь учиться, овладевать новыми способами деятельности, профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда и т. д.

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП ) по информатике разрабатывается в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слепых обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей. АООП для слепых обучающихся определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Структура программы для слепых обучающихся в соответствии со Стандартом содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

В настоящее время отчетливей стала видна роль информа­тики в формировании современной научной картины мира, фундаментальный характер её основных понятий, законов, всеобщность её методологии. Информатика имеет очень боль­шое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария, т. е. методов и средств познания реально­сти. Современная информатика представляет собой «метадис­циплину», в которой сформировался язык, общий для мно­гих научных областей. Изучение предмета дает ключ к пони­манию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, в социологии, эконо­мике, языке, литературе и др.). Многие положения, развива­емые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных тех­нологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологиче­ских достижений современной цивилизации. В информати­ке формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ- компетентность.


2.Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования по предмету «Информатика» слепых обучающихся


2.1. Целевой раздел 2.1.1. Пояснительная записка

Общее назначение АООП

Информатика — предмет, непосредственно востребован­ный во всех видах профессиональной деятельности и различ­ных траекториях продолжения обучения. Школьный курс информатики обеспечивает эту потребность наряду с фунда­ментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении.

Изучение предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, орга­низация собственной и коллективной деятельности. При этом эффективность обучения повышается, если оно осуществля­ется в новой информационной образовательной среде.

В соответствии с требованиями ФГОС к результатам осво­ения основной образовательной программы основного общего образования содержание обучения должно быть направле­но на достижение учащимися личностных, метапредметных результатов и предметных результатов по информатике, что отражено в данной программе.

В состав УМК входят:

  • учебник для 10 класса (базовый и углублённый уровни, в 2-х частях);

  • учебник для 11 класса (базовый и углублённый уровни, в 2-х частях);

  • компьютерный практикум в электронном виде с ком­плектом электронных учебных средств, размещенный на сайте авторского коллектива:

http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm;

  • материалы для подготовки к итоговой аттестации по ин­форматике в форме ЕГЭ, размещенные на сайте

http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;

  • методическое пособие для учителя;

  • подборка электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) с портала ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);

  • сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/

Основной принцип, которым руководствовались авторы при разработке учебного курса для преподавания информатики на базовом уровне, заключается в соблюдении соответствия требованиям ФГОС. Удовлетворение всем требованиям ФГОС обеспечивает полный набор компонентов УМК.

Согласно разделу ФГОС 18.3.1 «Учебный план среднего общего образования», в состав обязательной для изучения предметной области «Математика и информатика» входит учебный предмет «Информатика» (базовый и углубленный уровни).

Данный учебно-методический комплект (УМК) обеспечивает обучение курсу информатики на базовом и углублённом уровнях.


С учетом специфики образовательного учреждения ГБОУ Пермского края «Школа-интернат для детей с нарушением зрения», уровня подготовленности учеников, а также с целью использования разнообразных форм организации учебной деятельности, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий учителем внесены изменения в предлагаемую авторскую программу. Учитель может вносить коррективы во все структурные элементы используемой программы с учетом особенностей своей образовательной организации и особенностей учащихся конкретного класса: определять новый порядок изучения материала, перераспределять учебное время, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требованы к уровню подготовки учащихся и т.д. В пояснительной записке учителем обоснованы коррективы, внесенные в используемую учебную программу; все коррективы отражены в соответствующих структурных компонентах программы.

Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках. Но слепые обучающиеся могут работать на компьютере только с помощью программы экранного доступа Jaws for Windows, NVDA for Windows, поэтому на компьютерах должна быть установлена операционная система Windows.

Содержание АООП по информатике для слепых обучающихся 11-12 классов базируется на ООП 10-11 классов общеобразовательной школы. Курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7-9-10 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продол­жением соответствующих разделов курса основной школы. Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.

Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.

Важная задача изучения этих содержательных линий – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.

Поскольку отсутствует наличие учебника в рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля, учащиеся имеют возможность изучать дополнительные разделы расширенного курса самостоятельно, используя электронный вид учебника (формат pdf).

Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике.


Цели и задачи курса:

• развитие интереса учащихся к изучению новых информационных технологий и программирования;

• изучение фундаментальных основ современной информатики;

• формирование навыков алгоритмического мышления;

• формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью средств современной вычислительной техники;

• приобретение навыков работы с современным программным обеспечением.

В современных условиях программа школьного курса информатики должна удовлетворять следующим основным требованиям:

• обеспечивать знакомство с фундаментальными понятиями информатики и вычислительной техники на доступном уровне;

• иметь практическую направленность с ориентацией на реальные потребности ученика;

• допускать возможность варьирования в зависимости от уровня подготовки и интеллектуального уровня учащихся (как группового, так и индивидуального).


2.1.2. Место изучаемого предмета в учебном плане

Количество учебных часов в учебном плане скорректировано в зависимости от специфики обучения слепых обучающихся и образовательной программы образовательной организации. Авторами предусмотрен промежуточный вариант учебного плана объемом 134 учебных часов (в 11 классе — 2 час в неделю, в 12 классе - 2 часа в неделю).

Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся используются часы, отведенные на внеурочную деятельность.



2.1.3. Планируемые личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения информатики

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, мета-предметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).

Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.



Личностные результаты:

  1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика фор­мирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область инфор­мационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, ко­торое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее связи с другими научны­ми областями. Ученики получают представление о современ­ном уровне и перспективах развития отраслей информацион­ных технологий (ИТ) и телекоммуникационных услуг.

  1. Сформированность навыков сотрудничества со свер­стниками, детьми младшего возраста, взрослыми в об­разовательной, общественно полезной, учебно-исследо­вательской, проектной и других видах деятельности.

Эффективным методом формирования данных качеств яв­ляется учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулиру­ющим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завер­шение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.

  1. Бережное, ответственное и компетентное отноше­ние к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэто­му для сохранения здоровья очень важно знакомить учени­ков с правилами безопасной работы за компьютером, с ком­пьютерной эргономикой.

  1. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; созна­тельное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Данное качество формируется в процессе развития навы­ков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской ра­боты учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета, в дальнейшей профори­ентации в этом направлении. В содержании многих разделов учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспекти­вы их развития.


Метапредметные результаты:

  1. Умение самостоятельно определять цели и состав­лять планы; самостоятельно осуществлять, контро­лировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выби­рать успешные стратегии в различных ситуациях.

Данная компетенция формируется при изучении информа­тики в нескольких аспектах, таких как:

  • учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за ре­зультатами работы;

  • изучение основ системного анализа: способствует фор­мированию системного подхода к анализу объекта де­ятельности;

  • алгоритмическая линия курса: алгоритм можно на­звать планом достижения цели исходя из ограничен­ных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполни­теля).

  1. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать по­зиции другого, эффективно разрешать конфликты.

Формированию данной компетенции способствуют следую­щие аспекты методической системы курса:

  • формулировка многих вопросов и заданий к теорети­ческим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных реше­ний;

  • ряд проектных заданий предусматривает коллектив­ное выполнение, требующее от учеников умения вза­имодействовать; защита работы предполагает коллек­тивное обсуждение её результатов.

  1. Готовность и способность к самостоятельной ин­формационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретиро­вать информацию, получаемую из различных источни­ков.

Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учеб­ная и производственная деятельность в этой области невоз­можна без способностей к самообучению, к активной позна­вательной деятельности.

Интернет является важнейшим современным источни­ком информации, ресурсы которого постоянно расширяются. В процессе изучения информатики ученики осваивают эф­фективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.

  1. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального, дифференцированного подхода при распре­делении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творче­ский. Такое разделение станет для некоторых учеников сти­мулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.


Предметные результаты:

  1. сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

  2. владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

  3. сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, ал­горитмах анализа этих объектов, о кодировании и деко­дировании данных и причинах искажения данных при передаче;

  4. систематизация знаний, относящихся к математиче­ским объектам информатики; умение строить матема­тические объекты информатики, в том числе логические формулы;

  5. сформированность базовых навыков и умений по соблюде­нию требований техники безопасности, гигиены и ресур­сосбережения при работе со средствами информатизации;

  6. сформированность представлений об устройстве совре­менных компьютеров, о тенденциях развития компью­терных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет­приложений;

  7. сформированность представлений о компьютерных се­тях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компью­терных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функциони­рования средств ИКТ;

  8. понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

  9. владение опытом построения и использования компью­терно-математических моделей, проведения экспери­ментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оце­нивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необхо­димости анализа соответствия модели и моделируемо­го объекта (процесса);

  10. сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;

  11. владение навыками алгоритмического мышления и по­нимание необходимости формального описания алгорит­мов;

  12. овладение понятием сложности алгоритма, знание ос­новных алгоритмов обработки числовой и текстовой ин­формации, алгоритмов поиска и сортировки;

  13. владение стандартными приемами написания на алго­ритмическом языке программы для решения стандарт­ной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ;

  14. владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базо­вых типах данных.



Соответствие содержания линии учебников (10-11 классов) требованиям ФГОС

Личностные результаты

Требование ФГОС

Чем достигается

1. Сформированность ми­ровоззрения, соответ­ствующего современ­ному уровню развития науки и общественной практики.

10 класс. § 1. Информатика и инфор­мация. Информация рассматривается как одно из базовых понятий совре­менной науки, наряду с материей и энергией. Рассматриваются различные подходы к понятию информации в фи­лософии, кибернетике, биологии.

  1. класс. § 4. Информация и управле­ние. Раскрывается общенаучное зна­чение понятия системы, излагаются основы системологии.

  2. класс. § 6. Модели и моделирова­ние. Раскрывается значение информа­ционного моделирования как базовой методологии современной науки


2. Сформированность на­выков сотрудничества со сверстниками, деть­ми младшего возраста, взрослыми в образова­тельной, общественно полезной, учебно-ис­следовательской, про­ектной и других видах деятельности


11 класс. В конце каждого парагра­фа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения.

В учебниках помимо заданий для ин­дивидуального выполнения в ряде раз­делов содержатся задания проектного характера


3. Бережное, ответствен­ное и компетентное от­ношение к физическо­му и психологическому здоровью как собствен­ному, так и других лю­дей, умение оказывать первую помощь

10 класс. Этому вопросу посвящен раздел «Техника безопасности», в ко­тором рассмотрены правила техники безопасности и гигиены при работе на персональном компьютере


4. Готовность и способ­ность к образованию, в том числе самооб­разованию, на про­тяжении всей жизни; сознательное отноше­ние к непрерывному образованию как усло­вию успешной профес­сиональной и обще­ственной деятельности; осознанный выбор бу­дущей профессии и воз­можностей реализации собственных жизнен­ных планов

Выполнение проектных заданий, воз­можные темы которых приведены в конце каждого параграфа, требует осознания недостаточности имеющих­ся знаний, самостоятельного изучения нового для учеников теоретического материала, ориентации в новой пред­метной (профессиональной) области, поиска источников информации, при­ближения учебной работы к формам производственной деятельности




Метапредметные результаты

Требование ФГОС

Чем достигается

1. Умение самостоятельно опреде­лять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи­ровать учебную и внеучебную (включая внешкольную) де­ятельность; использовать все возможные ресурсы для дости­жения целей; выбирать успеш­ные стратегии в различных си­туациях

Проектные задания в учебни­ках для 10 и 11 классов.

  1. класс.

Глава 8. Алгоритмизация и программирование.

  1. класс.

Глава 1. Информация и инфор­мационные процессы Глава 2. Моделирование.

Глава 6. Алгоритмизация и программирование


2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учи­тывать позиции другого, эф­фективно разрешать конфлик­ты

Задания поискового, дискусси­онного содержания.

  1. класс.

§ 38. Коллективная работа над документом.

  1. класс.

Глава 4. Создание веб-сайтов


3. Готовность и способность к самостоятельной информа­ционно-познавательной дея­тельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, кри­тически оценивать и интерпре­тировать информацию, получа­емую из различных источников

Выполнение проектных зада­ний требует самостоятельного сбора информации и освоения новых программных средств.

11 класс.

§ 46. Сеть Интернет.

§ 48. Службы Интернета.

§ 50. Личное информационное пространство

4. Владение навыками познава­тельной рефлексии как осоз­нания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, гра­ниц своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Деление заданий практической части курса на уровни сложно­сти:

  1. й уровень — репродуктив­ный;

  2. й уровень — продуктивный;

  3. й уровень — творческий. Распределение заданий между учениками в проектных и кол­лективных работах



3.Содержательный раздел 3.1.Содержание учебного предмета

Расширенный базовый уровень

Курс информатики в 11-12 классах рассчитан на продолжение изучения информатики после освоения основ предмета в 7-9-10 классах Систематизирующей составляющей предметной и образовательной области информатики является единая содержательная структура, включающая следующие разделы:

1. Основы информатики.

2. Алгоритмы и программирование.

3. Информационно-коммуникационные технологии.

Согласно ФГОС, учебные предметы, изучаемые в старших классах на базовом уровне, имеют общеобразовательную направленность. Следовательно, изучение информатики на базовом уровне в старших классах продолжает общеобразовательную линию курса информатики в основной школе. Опираясь на достигнутые в основной школе знания и умения, курс информатики для 11-12 классов развивает их по всем отмеченным выше разделам образовательной области. Повышению научного уровня содержания курса способствует более высокий уровень развития и грамотности старшеклассников по сравнению с учениками основной школы. Это позволяет, например, рассматривать некоторые философские вопросы информатики, шире использовать математический аппарат в темах, относящихся к теоретическим основам информатики, к информационному моделированию.

В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся еще не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, изучаются в середине учебного года как в 11, так и в 12 классе.

Начинается изучение материала 11 класса с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса.

Планирование учебного материала представлено в варианте расширенного базового курса в объеме 134 учебных часов (по 2 часа в неделю в 11 и 12 классах).

В сравнении с полным курсом, в планировании базового курса:

• изъяты разделы «Объектно-ориентированное программирование», «Графика и анимация» и «D-моделирование и анимация»;

• раздел «Создание веб-сайтов» перенесен на конец курса 11 класса для того, чтобы наиболее сложные темы, связанные с программированием, изучались в середине учебного года;

• сокращен объем изучения остальных разделов.


  1. Информация и информационные процессы

  • Информатика и информация.

  • Что можно делать с информацией?

  • Структура информации.

  1. Кодирование информации

  • Дискретное кодирование.

  • Равномерное и неравномерное кодирование.

  • Декодирование.

  • Алфавитный подход к оценке количества информации.

  • Системы счисления.

  • Двоичная система счисления.

  • Восьмеричная система счисления.

  • Шестнадцатеричная система счисления.

  • Другие системы счисления.

  • Кодирование текстов.

  • Кодирование графической информации.

  • Кодирование звуковой и видеоинформации.

  1. Логические основы компьютеров

  • Логические операции.

  • Логические выражения.

  • Упрощение логических выражений.

  • Логические уравнения.

  • Множества и логические выражения.

  • Предикаты и кванторы.

  • Логические элементы компьютера.

  1. Как устроен компьютер

  • Современные компьютерные системы.

  • Общие принципы устройства компьютеров.

  • Магистрально-модульная организация компьютера.

  • Процессор.

  • Память.

  • Устройства ввода. Устройства вывода.

  1. Программное обеспечение

  • Введение.

  • Программы для обработки текстов.

  • Многостраничные документы.

  • Коллективная работа над документами.

  1. Программное обеспечение

  • Пакеты прикладных программ.

  • Обработка мультимедийной информации.

  • Программы для создания презентаций.

  • Системное программное обеспечение.

  • Системы программирования.

  1. Компьютерные сети

  • Основные понятия.

  • Локальные сети.

  • Сеть Интернет.

  • Адреса в Интернете.

  • Службы Интернета.

  • Электронная коммерция.

  • Личное информационное пространство.

  1. Алгоритмизация и программирование

  • Алгоритмы.

  • Оптимальные линейные программы.

  • Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами.

  • Введение в язык Python.

  • Вычисления.

  • Ветвления.

  • Циклические алгоритмы.

  • Цикл по переменной.

  • Процедуры.

  • Функции.

  • Рекурсия.

  • Массивы.

  • Алгоритмы обработки массивов.

  • Сортировка массивов.

  • Символьные строки.

  • Матрицы.

  • Работа с файлами.

  1. Решение вычислительных задач на компьютере

  • Точность вычислений.

  • Решение уравнений.

  • Дискретизация.

  • Оптимизация.

  • Статистические расчёты.

  1. Информационная безопасность

  • Основные понятия.

  • Вредоносные программы.

  • Защита от вредоносных программ.

  • Шифрование данных.

  • Хэширование и пароли.

  • Безопасность в Интернете.


12 класс (66 часов)

  1. Информация и информационные процессы

  • Количество информации.

  • Передача данных.

  • Сжатие данных.

  • Информация и управление.

  • Информационное общество.

  1. Моделирование

  • Модели и моделирование.

  • Игровые модели.

  • Модели мышления.

  • Этапы моделирования.

  • Математические модели в биологии.

  • Вероятностные модели.

  1. Базы данных

  • Введение.

  • Многотабличные базы данных.

  • Реляционная модель данных.

  • Работа с таблицей.

  • Запросы.

  • Формы.

  • Отчёты.

  • Нерялиционнные базы данных.

  • Экспертные системы.

  1. Создание веб-сайтов

  • Веб-сайты и веб-страницы.

  • Текстовые веб-страницы.

  • Оформление веб-страниц.

  • Рисунки, звук, видео.

  • Таблицы.

  • Блоки.

  • XML и XHTML.

  • Динамический HTML.

  • Размещение веб-сайтов.

  1. Элементы теории алгоритмов

  • Уточнение понятия алгоритма.

  • Алгоритмически неразрешимые задачи.

  • Сложность вычислений.

  • Доказательство правильности программы.

  1. Алгоритмизация и программирование

  • Целочисленные алгоритмы.

  • Структуры.

  • Словари.

  • Стек, очередь, дек

  • Деревья.

  • Графы.

  • Динамическое программирование.



3.2. Тематическое планирование

Расширенный базовый курс, по 2 часа в неделю в 11 и 12 классах (всего 134 часов).

темы

Название темы

Количество часов / класс

Всего

10 кл.

11 кл.

Основы информатики

1

Техника безопасности. Организа­ция рабочего места

2

1

1

2

Информация и информационные процессы

11

3

8

3

Кодирование информации

12

12


4

Логические основы компьютеров

6

6


5

Компьютерная арифметика

1

1


6

Устройство компьютера

4

4


7

Программное обеспечение

5

5


8

Компьютерные сети

3

3


9

Информационная безопасность

3

3



Итого:

47

38

9

Алгоритмы и программирование

10

Алгоритмизация и программи­рование

37

21

16

11

Решение вычислительных задач

7

7


12

Элементы теории алгоритмов

3


3

13

Объектно-ориентированное про­граммирование

0




Итого:

47

28


Информационно-коммуникационные технологии

14

Моделирование

11


11

15

Базы данных

12


12

16

Создание веб-сайтов

13


13

17

Графика и анимация

0



18

3D-моделирование и анимация

0




Итого:

36

0

36


Резерв

4

2

2


Итого по всем разделам:

134

68

66





3.2.1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

знать/понимать:

    • роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

    • различные подходы к определению понятия «Информация»;

    • виды и свойства источников и приемников информации;

    • способы кодирования и декодирования;

    • причины искажения информации при передаче;

    • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

    • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный;

    • знать единицы измерения информации;

    • виды дискретных объектов и их свойства;

    • устройства современных компьютеров, тенденции развития компьютерных технологий;

    • понятие «операционная система» и основные функции операционных систем;

    • виды компьютерных сетей и их роль в современном мире; базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;

    • нормы информационной этики и права;

    • принципы обеспечения информационной безопасности;

    • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

    • правовые аспекты использования компьютерных программ и работы в Интернете;

    • логическую символику;

    • основные алгоритмы обработки числовой и текстовой информации, алгоритмы поиска и сортировки;

    • основные конструкции языка программирования;уметь• выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;

уметь:

    • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;

    • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

    • решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

    • выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;

    • представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления

    • вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;

    • строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

    • писать программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ;

    • разрабатывать программы в выбранной среде программирования, включая тестирование

3.3. Условия реализации курса 3.3.1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
  • «Информатика. 10 класс. Базовый и углубленный уровень»

  • «Информатика. 11 класс. Базовый и углубленный уровень»

  • завершенной предметно

  • й линии для 10–11 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:

  • авторская программа по информатике;

  • компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm

  • электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666

  • материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;

  • методическое пособие для учителя;

  • комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);

  • сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.

3.3.2. Требования к комплектации компьютерного класса

Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности слепых детей в школе является установка в компьютерном классе 3-4 компьютеров (рабочих мест) для школьников с программой экранного доступа и одного компьютера (рабочего места) для педагога.

Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхо­да в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.

Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:

  • процессор - не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;

  • оперативная память - не менее 256 Мб;

  • жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;

  • жёсткий диск - не менее 80 Гб;

  • клавиатура;

  • мышь;

  • устройство для чтения компакт-дисков (желательно);

  • аудио-карта и акустическая система (наушники и колонки обязательно). Кроме того, в кабинете информатики должны быть:

  • брайлевский принтер на рабочем месте учителя;

  • брайлевский дисплей;

  • проектор на рабочем месте учителя;

  • сканер на каждом рабочем месте (желательно).


3.3.3Требования к программному обеспечению компьютеров

На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики для учеников с глубоким нарушением зрения, должна быть уста­новлена операционная система Windows, а также необходимое программное обеспечение:

  • программа экранного доступа Jaws for Windows, NVDA for Windows;

  • Fine Reader;

  • текстовый редактор (Блокнот) и текстовый процессор (Word);

  • табличный процессор (Excel);

  • средства для работы с базами данных (Access);

  • редактор звуковой информации Audacity (http ://audacity.sourceforge.net);

  • среда программирования КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/);

  • среда программирования FreePascal (http://www.freepascal.org/) или PascalABC.NET (http://pascalabc.net);

  • и другие свободно распространяемые программные средства.



4.Организационный раздел 4.1. Используемые технологии, методы и формы работы:

При организации занятий школьников 11-12 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);

  • наглядные методы (демонстрация наглядных пособий, презентаций) для детей с остатком зрения;

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов;

  • ролевой метод.


Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок контроля знаний;

  • обобщающий урок;

  • комбинированный урок.



Формы и методы контроля достижения планируемых результатов

  • входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;

  • промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;

  • проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;

  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.



    1. Поурочное планирование


Поурочное планирование

расширенный базовый курс 11 класс (68 часов)


Номер

урока

Тема урока

Параграф учебника (номер, название)

Практическая

работа

(номер, название)

Работа компьютер­ного практикума (источник, номер, название)

Коли­

чество

часов

1

Техника безопас­ности. Организация рабочего места


Тест № 1. Техника безопасности

ПР № 1. Оформле­ние документа

1

2

Информатика и ин­формация. Инфор­мационные процессы

§ 1. Информатика и информация.

§ 2. Что можно де­лать с

информацией?



Тест № 2. Информа­ция и информацион­ные процессы


1

3

Измерение инфор­мации

§ 3. Измерение ин­формации

Тест № 3. Задачи на измерение инфор­мации


1

4

Структура инфор­мации (простые структуры). Дере­вья. Графы

§ 4. Структура ин­формации


ПР № 2. Структури­зация информации (таблица, списки)

1

5

Кодирование и деко­дирование

§ 5. Язык и алфавит. § 6. Кодирование

Тест № 6. Двоичное кодирование


1

6

Дискретность

§ 7. Дискретность

Тест № 7. Декодиро­вание


1

7

Алфавитный подход к оценке количества информации

§ 8. Алфавитный подход к оценке количества инфор­мации

Тест № 9. Алфавит­ный подход к оценке количества инфор­мации


1

8

Системы счисления. Позиционные систе­мы счисления

§ 9. Системы счис­ления.

§ 10. Позиционные системы счисления

Тест № 10. Пози­ционные системы счисления


1

9

Двоичная система счисления

§ 11. Двоичная си­стема счисления

Тест № 11. Двоичная система счисления


1

10

Восьмеричная систе­ма счисления

§ 12. Восьмеричная система счисления

Тест № 12. Вось­меричная система счисления


1

11

Шестнадцатеричная система счисления

§ 13. Шестнадца­теричная система счисления

Тест № 13. Шестнад­цатеричная система счисления


1

12

Контрольная работа по теме «Системы счисления»




1

13

Кодирование симво­лов.

§ 15. Кодирование символов

Тест № 14. Кодиро­вание символов


1

14

Кодирование графи­ческой информации

§ 16. Кодирование графической инфор­мации

Тест № 15. Кодиро­вание графических изображений


1

15

Кодирование зву­ковой информации. Кодирование видео­информации

§ 17. Кодирование звуковой и видеоин­формации

Тест № 16. Кодиро­вание звука и видео


1

16

Контрольная работа по теме «Кодирова­ние информации»




1

17

Логика и компью­тер. Логические операции

§ 18. Логика и ком­пьютер.

§ 19. Логические операции


ПР № 7. Тренажер «Логика»

1

18

Диаграммы Эйлера- Венна

§ 20. Диаграммы Венна

Тест № 19. Запро­сы для поисковых систем

ПР № 8. Исследо­вание запросов для поисковых систем

1

19

Упрощение логиче­ских выражений

§ 21. Упрощение логических выраже­ний

Тест № 20. Упро­щение логических выражений


1

20

Синтез логических выражений

§ 22. Синтез логиче­ских выражений

СР № 1. Синтез логи­ческих выражений


1

21

Логические элемен­ты компьютера

§ 24. Логические элементы компью­тера

СР № 3. Построение схем на логических элементах


1

22

Контрольная работа по теме «Логические основы компьюте­ров»




1

23

Хранение в памяти целых и веществен­ных чисел

§ 26. Особенности представления чисел в компьютере.

§ 27. Хранение в па­мяти целых чисел.

§ 29. Хранение в па­мяти вещественных чисел

СР № 4. Хранение в памяти целых чисел

ПР № 9. Целые чис­ла в памяти

1

24

Принципы устрой­ства компьютеров

§ 32. Принципы устройства компью­теров.

§ 33. Магистрально­модульная организа­ция компьютера

Тест № 23. Прин­ципы устройства компьютеров


1

25

Процессор

§ 34. Процессор

Тест № 25. Процес­сор


1

26

Память

§ 35. Память

Тест № 26. Память


1

27

Устройства ввода и вывода

§ 36. Устройства ввода

Тест № 27. Устрой­ства ввода.

Тест № 28. Устрой­ства вывода


1

28

Прикладные про­граммы

§ 38. Что такое про­граммное обеспече­ние?

§ 39. Прикладные программы

Тест № 29. Приклад­ные программы


1

29

Практикум: коллек­тивная работа над текстом; правила оформления рефера­тов; правила цитиро­вания источников

§ 39. Прикладные программы


ПР № 15. Оформле­ние рефератов

1

30

Системное про­граммное обеспече­ние

§ 40. Системное про­граммное обеспече­ние



1

31

Системы программи­рования

§ 41. Системы про­граммирования

Тест № 30. Систем­ное программное обеспечение


1

32

Правовая охрана программ и данных

§ 43. Правовая охрана программ и данных

Тест № 32. Правовая охрана программ и данных


1

33

Компьютерные сети. Основные понятия

§ 44. Основные по­нятия.

§ 45. Структура (то­пология) сети.

§ 46. Локальные сети

Тест № 33. Компью­терные сети


1

34

Сеть Интернет. Адреса в Интернете

§ 47. Сеть Интернет § 48. Адреса в Ин­тернете

Тест № 35. Адреса в Интернете


1

35

Службы Интернета

§ 49. Всемирная паутина.

§ 50. Электронная почта.

§ 51. Другие службы Интернета § 52. Электронная коммерция.

§ 53. Право и этика в Интернете

Представление до­кладов


1

36

Простейшие про­граммы. Вычисле­ния. Стандартные функции

§ 54. Алгоритм и его свойства.

§ 55. Простейшие программы.

§ 56. Вычисления

Тест № 36. Оператор вывода.

Тест № 37. Операто­ры div и mod

ПР № 25. Простые вычисления

1

37

Условный оператор

§ 57. Ветвления

Тест № 38. Ветвле­ния

ПР № 26. Ветвления

1

39

Цикл с условием

§ 58. Циклические алгоритмы

Тест № 40. Циклы с условием

ПР № 31. Циклы с условием

1

40

Цикл с переменной

§ 58. Циклические алгоритмы

Тест № 41. Циклы с переменной

ПР № 32. Циклы с переменной

1

41

Контрольная работа «Ветвления и ци­клы»




1

42

Процедуры

§ 59. Процедуры


ПР № 34. Процеду­ры

1

43

Функции

§ 60. Функции


ПР № 35. Функции

1

44

Логические функции

§ 60. Функции


ПР № 36. Логиче­ские функции

1

45

Рекурсия

§ 61. Рекурсия


ПР № 37. Рекурсия

1

46

Массивы. Перебор элементов массива

§ 62. Массивы

Тест № 42. Массивы

ПР № 40. Перебор элементов массива

1

47

Линейный поиск в массиве

§ 63. Алгоритмы об­работки массивов


ПР № 41. Линейный поиск

1

48

Отбор элементов мас­сива по условию

§ 63. Алгоритмы об­работки массивов


ПР № 44. Отбор эле­ментов массива по условию

1

49

Сортировка массивов

§ 64. Сортировка


ПР № 46. Метод вы­бора

i

50

Сортировка масси­вов. Быстрая сорти­ровка

§ 64. Сортировка


ПР № 47. Быстрая сортировка

1

51

Двоичный поиск в массиве

§ 65. Двоичный по­иск


ПР № 48. Двоичный поиск

i

52

Символьные строки

§ 66. Символьные строки


ПР № 49. Посим­вольная обработка строк

1

53

Функции для работы с символьными стро­ками

§ 66. Символьные строки

Тест № 44. Символь­ные строки

ПР № 50. Функции для работы со стро­ками

1

54

Сравнение и сорти­ровка строк

§ 66. Символьные строки


ПР № 54. Сравнение и сортировка строк

i

55

Матрицы

§ 67. Матрицы


ПР № 56. Матрицы

i

56

Контрольная работа «Массивы и сим­вольные строки»




1

57

Решение уравнений. Метод перебора

§ 70. Решение урав­нений


ПР № 62. Решение уравнений методом перебора

1

58

Решение уравнений. Метод деления от­резка пополам

§ 70. Решение урав­нений


ПР № 63. Решение уравнений методом деления отрезка по­полам

1

59

Решение уравнений в табличных процес­сорах

§ 70. Решение урав­нений


ПР № 64. Решение уравнений в таблич­ных процессорах

1

60

Оптимизация с по­мощью табличных процессоров

§ 72. Оптимизация


ПР № 68. Оптими­зация с помощью табличных процес­соров

1

61

Статистические рас­четы

§ 73. Статистические расчеты


ПР № 69. Статисти­ческие расчеты

1

62

Условные вычисле­ния

§ 73. Статистические расчеты


ПР № 70. Условные вычисления

i

63

Восстановление за­висимостей в таблич­ных процессорах

§ 74. Обработка результатов экспери­мента


ПР № 72. Линии тренда

1

64

Вредоносные про­граммы

§ 75. Основные по­нятия.

§ 76. Вредоносные программы



1

65

Защита от вредонос­ных программ

§ 77. Защита от вре­доносных программ

Тест № 46. Вредо­носные программы и защита от них

ПР № 73. Использо­вание антивирусных программ

1

66

Хэширование и па­роли. Безопасность в Интернете

§ 78. Шифрование. § 79. Хэширование и пароли.

§ 82. Безопасность в Интернете

Представление до­кладов


1





Резерв:

2





Итого:

68




Поурочное планирование

расширенный базовый курс 12 класс (66 часов)

Номер

урока

Тема урока

Параграф учебника (номер, название)

Практическая

работа

(номер, название)

Работа компьютер­ного практикума (источник, номер, название)

Коли­

чество

часов

i

Техника безопас­ности


Тест № 1. Техника безопасности.

ПР № 1. Набор и оформление доку­мента

1

2

Формула Хартли

§ 1. Количество ин­формации

Тест № 2. Задачи на количество инфор­мации


1

3

Информация и ве­роятность. Формула Шеннона

§ 1. Количество ин­формации

Тест № 3. Информа­ция и вероятность


1

4

Передача информа­ции

§ 2. Передача дан­ных

Тест № 4. Передача информации


1

5

Помехоустойчивые

коды

§ 2. Передача дан­ных

СР № 1. Помехоу­стойчивые коды


1

6

Сжатие данных без потерь

§ 3. Сжатие инфор­мации


ПР № 2. Алгоритм RLE.

1

7

Практическая рабо­та: использование архиватора

§ 3. Сжатие инфор­мации

Тест № 6. Сжатие данных

ПР № 4. Использова­ние архиваторов

1

8

Информация и управление. Систем­ный подход

§ 4. Информация и управление

Тест № 7. Информа­ция и управление


1

9

Информационное

общество

§ 5. Информацион­ное общество

Представление до­кладов


1

10

Модели и моделиро­вание

§ 6. Модели и моде­лирование



1

11

Использование

графов

§ 7. Системный под­ход в моделировании

Тест № 9. Задачи на графы


1

12

Этапы моделирова­ния

§ 8. Этапы моделиро­вания

Тест № 10. Модели­рование


1

13

Моделирование движения. Дискре­тизация

§ 9. Моделирование движения



1

14

Практическая рабо­та: моделирование движения

§ 9. Моделирование движения


ПР № 7. Моделиро­вание движения

1

15

Модели ограничен­ного и неограничен­ного роста

§ 10. Математиче­ские модели в био­логии


ПР № 8. Моделиро­вание популяции

1

16

Моделирование эпи­демии

§ 10. Математиче­ские модели в био­логии


ПР № 9. Моделиро­вание эпидемии

1

17

Модель «хищник- жертва»

§ 10. Математиче­ские модели в био­логии


ПР № 10. Модель «хищник-жертва»

1

18

Обратная связь. Саморегуляция

§ 10. Математиче­ские модели в био­логии


ПР № 11. Саморегу­ляция

1

19

Системы массового обслуживания

§ 11. Системы массо­вого обслуживания



1

20

Практическая рабо­та: моделирование работы банка

§ 11. Системы массо­вого обслуживания


ПР № 12. Моделиро­вание работы банка

1

21

Информационные

системы.

§ 12. Информацион­ные системы



1

22

Таблицы. Основные понятия

§ 13. Таблицы

Тест № 11. Основные понятия баз данных


1

23

Реляционные базы данных

§ 15. Реляционная модель данных

СР № 2. Проектиро­вание реляционных баз данных


1

24

Практическая работа: операции с таблицей

§ 16. Работа с табли­цей


ПР № 13. Работа с готовой таблицей

1

25

Практическая рабо­та: создание таблицы

§ 17. Создание однотабличной базы данных


ПР № 14. Создание однотабличной базы данных

1

26

Запросы

§ 18. Запросы


ПР № 15. Создание запросов

1

27

Формы

§ 19. Формы


ПР № 16. Создание формы

1

28

Отчеты

§ 20. Отчеты


ПР № 17. Оформле­ние отчета

1

29

Многотабличные базы данных

§ 21. Работа с много­табличной базой данных


ПР № 19. Построе­ние таблиц в реляци­онной БД

1

30

Формы с подчинен­ной формой

§ 21. Работа с много­табличной базой данных


ПР № 20. Создание формы с подчинен­ной формой

1

31

Запросы к много­табличным базам данных

§ 21. Работа с много­табличной базой данных


ПР № 21. Создание запроса к многота­бличной БД

1

32

Отчеты с группиров­кой

§ 21. Работа с много­табличной базой данных


ПР № 22. Создание отчета с группиров­кой

1

33

Уточнение понятия алгоритма. Универ­сальные исполни­тели

§ 34. Уточнение по­нятия алгоритма


ПР № 36. Машина Тьюринга

1

34

Сложность вычис­лений

§ 36. Сложность вы­числений

Тест № 14. Слож­ность вычислений


i

35

Доказательство пра­вильности программ

§ 37. Доказательство правильности про­грамм


ПР № 40. Инвариант цикла

1

36

Решето Эратосфена

§ 38. Целочисленные алгоритмы


ПР № 41. Решето Эратосфена

i

37

Длинные числа

§ 38. Целочисленные алгоритмы


ПР № 42. «Длинные числа»

i

38

Структуры (записи)

§ 39. Структуры (за­писи)


ПР № 43. Ввод и вы­вод структур

i

39

Структуры (записи)

§ 39. Структуры (за­писи)


ПР № 44. Чтение структур из файла

i

40

Динамические мас­сивы

§ 40. Динамические массивы


ПР № 46. Динамиче­ские массивы

1

41

Списки

§ 41. Списки



1

42

Использование мо­дулей

§ 41.Списки


ПР № 49. Модули

1

43

Стек

§ 42. Стек, очередь, дек


ПР № 50. Вычисле­ние арифметических выражений

1

44

Очередь. Дек

§ 42. Стек, очередь, дек


ПР № 52. Заливка области

1

45

Деревья. Основные понятия

§ 43. Деревья



1

46

Хранение двоичного дерева в массиве

§ 43. Деревья


ПР № 54. Хранение двоичного дерева в массиве

1

47

Графы. Основные понятия

§ 44. Графы

Тест № 16. Графы.


1

48

«Жадные» алгорит­мы (задача Прима- Крускала)

§ 44. Графы


ПР № 55. Алгоритм Прима-Крускала

1

49

Поиск кратчайших путей в графе

§ 44. Графы


ПР № 56. Алгоритм Дейкстры

1

50

Динамическое про­граммирование

§ 45. Динамическое программирование


ПР № 58. Числа Фибоначчи

1

51

Веб-сайты и веб­страницы

§ 24. Веб-сайты и веб-страницы

Тест № 12. Веб­сайты и веб­страницы


1

52

Текстовые страни­цы.

§ 25. Текстовые веб-­страницы



1

53

Практическая рабо­та: оформление тек­стовой веб-страницы

§ 25. Текстовые веб-­страницы


ПР № 25. Текстовые веб-страницы

1

54

Списки

§ 25. Текстовые веб-­страницы


ПР № 26. Списки

1

55

Гиперссылки

§ 25. Текстовые веб-­страницы


ПР № 27. Гипер­ссылки

1

56

Содержание и оформление. Стили

§ 26. Оформление документа

Тест № 13. Каскад­ные таблицы стилей


1

57

Практическая работа: использование CSS

§ 26. Оформление документа


ПР № 28. Использо­вание CSS

1

58

Рисунки на веб-­страницах

§ 27. Рисунки


ПР № 29. Вставка рисунков в документ

i

59

Таблицы

§ 29. Таблицы



i

60

Практическая рабо­та: использование таблиц

§ 29. Таблицы


ПР № 31. Табличная верстка

1

61

Блоки. Блочная верстка

§ 30. Блоки



i

62

Практическая рабо­та: блочная верстка

§ 30. Блоки


ПР № 32. Блочная верстка

i

63

Динамический

HTML

§ 32. Динамический HTML



i

64

Практическая рабо­та: использование JavaScript

§ 32. Динамический HTML


ПР № 34. Использо­вание JavaScript

1





Резерв:

2





Итого:

66




5.Дополнительная литература

1. Швецов В.И., Рощина М.А. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения: Учебное пособие. 154 с.

2. Соколов В.В. Использование новейших компьютерных технологий в сфере специального образования - основа развития методик обучения незрячих школьников в перспективе // Проблемы социализации детей и молодежи с нарушением зрения / Сборник статей. - М.: Флинта: Наука, 2004. - С. 109-114.

3. Швецов В.И., Рощина М.А. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения: Учебное пособие. - Нижний Новгород; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского., 2007. - 154 с.




5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!