СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа основного общего образования по предмету «Информатика» слепых обучающихся 5-6 класс по УМК Босова Л. Л., Босова А.Ю. ( базовый уровень)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП ) по информатике разрабатывается в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слепых обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа основного общего образования по предмету «Информатика» слепых обучающихся 5-6 класс по УМК Босова Л. Л., Босова А.Ю. ( базовый уровень)»


Государственное Бюджетное образовательное учреждение Пермского края «Школа –интернат для детей с нарушением зрения»





Адаптированная программа основного общего образования по предмету «Информатика»
слепых обучающихся

5-6 класс по УМК Босова Л. Л., Босова А.Ю. ( базовый уровень)








Разработано учителем информатики Денисовой Людмилой Михайловной



















Пермь

2018



Оглавление


1.Общие положения 2

2. Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования по предмету «Информатика» слепых обучающихся 2

2.1. Целевой раздел 3

2.1.1.Пояснительная записка Цели изучения информатики в основной школе: 3

2.1.2. Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися адаптированной общеобразовательная программы образования. 3

3.Содержательный раздел 6

3.1. Содержание учебного предмета 6

3.2. Тематический план 5-6 класс 7

3.2.1.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 8

3.2.2.Место изучаемого предмета 12

3.3.Условия реализации курса 12

3.3.1.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 12

3.3.2. Требования к комплектации компьютерного класса 12

3.3.3Требования к программному обеспечению компьютеров 13

4.Организационный раздел 13

4.1. Используемые технологии, методы и формы работы: 13

4.2. Поурочное планирование 15






1.Общие положения

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП ) по информатике разрабатывается в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слепых обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя слепым обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. 1 (Часть 3 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности слепых обучающихся определяется характером организации доступной им деятельности (учебно-познавательной, коммуникативной, двигательной, предметно-практической).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является организация познавательной и предметно­практической деятельности слепых обучающихся, обеспечивающая овладение ими содержанием образования.


2. Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования по предмету «Информатика» слепых обучающихся

Информатизация процесса обучения – одна из основных тенденций современного образования. Компьютеризация охватила все стороны жизнедеятельности человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Пользователем компьютера может стать любой человек. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, навыки использования персонального компьютера необходимы каждому человеку.

Использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий) обеспечивает реализацию «обходных» путей обучения слепых детей.

Практическая работа слепого обучающегося на персональном компьютере основана на использовании программ невизуального доступа к информации, которые анализируют выводимую на экран монитора информацию и, обработав ее, выводят на синтезатор речи или тактильный (брайлевский) дисплей.

Знакомство слепых школьников с компьютером про­исходит в начальной школе. Курс информатики в 5—6 классах ориентирован на выпускников начальной школы, получивших коррекционную подготовку в области информатики и информационных технологий. Курс информатики в 5-6 классах поддержива­ет непрерывность информационной подготовки школьни­ков.


В состав УМК входят:

  1. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5-6 классы. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для

  1. класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  1. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая те­традь для 5 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория зна­ний, 2013.

  2. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для

  1. класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  1. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая те­традь для 6 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория зна­ний, 2013.

  2. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика. 5-6 классы : методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс».

  4. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс».

  5. Материалы авторской мастерской Л. Л. Босовой (metodist.lbz.ru/).



2.1. Целевой раздел 2.1.1.Пояснительная записка
Цели изучения информатики в основной школе:

Повышение социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством использования приёмов работы на компьютере.

Задачи:

- обучающие (теоретические) – знакомство учащегося с простейшими основами работы на компьютере для повышения мотивации к учебно-трудовой деятельности; обучение применению компьютерных технологий в различных жизненных ситуациях для дальнейшего социального развития и совершенствования адаптационных возможностей;

- коррекционно-развивающие – развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, зрительного восприятия), мелкой моторики, познавательной деятельности; формирование самоконтроля и умения планировать свою деятельность на основе ИКТ;

- воспитательные - подготовка школьника к практической деятельности в компьютерном мире; создание ситуации успеха, развитие положительного отношения к своей работе и учёбе; формирование учебной и трудовой мотивации, уверенности в себе; отработка навыков культурного общения со сверстниками.


2.1.2. Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися адаптированной общеобразовательная программы образования.

Личностные результаты — это сформировавшаяся в об­разовательном процессе система ценностных отношений уча­щихся к себе, другим участникам образовательного процес­са, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов спо­собы деятельности, применимые как в рамках образователь­ного процесса, так и в других жизненных ситуациях.

Предметные результаты включают: освоенные обучающи­мися в ходе изучения учебного предмета умения, специфиче­ские для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теори­ях, типах и видах отношений, владение научной терминоло­гией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты


•наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

• понимание роли информационных процессов в современном мире;

• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

• ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

  • владение общепредметными понятиями «объект», «си­стема», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: опре­делять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с плани­руемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать пра­вильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями инфор­мационного характера, такими как постановка и форму­лирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного по­иска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основ­ным методом приобретения знаний: умение преобразо­вывать объект из чувственной формы в пространствен­но-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные струк­туры для описания объектов; умение «читать» табли­цы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой си­стемы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, прове­рять адекватность модели объекту и цели моделирова­ния;

  • ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навы­ков использования средств информационных и коммуни­кационных технологий для сбора, хранения, преобразо­вания и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (об­ращение с устройствами ИКТ; создание письменных сообщений;; создание музыкальных и звуковых сообщений; коммуникация и социальное взаи­модействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

• формирование представления об основных изучаемых понятиях, таких как информация, алгоритм, модель, и их свойствах;

• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными про-граммами и в Интернете, умения соблюдать нормы ин-формационной этики и права.

3.Содержательный раздел 3.1. Содержание учебного предмета


Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5-6 классах основной школы может быть определена следующими укрупненными тематическими блоками (разделами):

  • Информация вокруг нас.

  • Информационные технологии.

  • Информационное моделирование.

  • Алгоритмика.

Из курса исключена тема «Компьютерная графика». Освободившиеся часы перенесены на тему «Подготовка текстовых документов».

Раздел 1. Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает ин­формацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память челове­чества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приемник. При­меры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования ин­формации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки ин­формации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получе­ние новой информации. Преобразование информации по за­данным правилам. «Черные ящики». Преобразование инфор­мации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружа­ющего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.


Раздел 2. Информационные технологии

Компьютер — универсальная машина для работы с инфор­мацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в ком­пьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощьюклавиатуры. Компьютер­ные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно програм­мы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предло­жение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фраг­ментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование симво­лов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абза­цев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный ин­тервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика ознакомительный урок.

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет).

Раздел 3. Информационное моделирование

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, дей­ствия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновид­ности объектов и их классификация. Состав объектов. Систе­мы объектов.

Модели объектов и их назначение. Информационные мо­дели. Словесные информационные модели. Простейшие мате­матические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. На­глядное представление о соотношении величин. Визуализа­ция многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел 4. Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные ис­полнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Во­долей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их на­значение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры ли­нейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторени­ями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т. д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и цикла­ми) для управления исполнителем.


3.2. Тематический план 5-6 класс


Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Информация вокруг нас

12

10

2

2

Компьютер

7

2

5

3

Подготовка текстов на компьютере

12

2

10

4

Компьютерная графика

2

1

1

5

Создание мультимедийных объектов

7

1

6

6

Объекты и системы

8

6

2

7

Информационные модели

10

5

5

8

Алгоритмика

10

3

7


Резерв

2

0

2


Итого:


68


28


40

3.2.1.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


Примерные темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых

на каждую тему

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Тема 1. Информация вокруг нас (12 часов)

Информация и информатика. Как че­ловек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память чело­века и память человечества. Носите­ли информации.

Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Спо­собы кодирования информации. Ме­тод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления ин­формации. Табличная форма пред­ставления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Разнообра­зие задач обработки информации. Изменение формы представления ин­формации. Систематизация информа­ции. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира

Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.


Аналитическая деятельность:

приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

приводить примеры информационных носителей;

классифицировать информацию по спо­собам ее восприятия человеком, по фор­мам представления на материальных носителях;

разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

определять, информативно или нет не­которое сообщение, если известны спо­собности конкретного субъекта к его восприятию.

Практическая деятельность:

кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

осущоествлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых за­просов (по одному признаку);

сохранять для индивидуального исполь­зования найденные в сети Интернет ин­формационные объекты и ссылки на них;

систематизировать (упорядочивать) фай­лы и папки;

вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

преобразовывать информацию по задан­ным правилам и путем рассуждений;

решать задачи на переливания, перепра­вы и пр. в соответствующих программ­ных средах




Тема 2. Компьютер (7 часов)

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода ин­формации (текста, звука, изображе­ния) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основ­ные правила именования файлов. Элементы пользовательского интер­фейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьюте­ром с помощью мыши. Компью­терные меню. Главное меню. За­пуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компью­тера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клави­атуре

Аналитическая деятельность:

выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

определять технические средства, с по­мощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изобра­жения) в компьютер.

Практическая деятельность:

выбирать и запускать нужную про­грамму;

работать с основными элементами поль­зовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и переме­щать окна, реагировать на диалоговые окна);

вводить информацию в компьютер с по­мощью клавиатуры (приемы квалифи­цированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

создавать, переименовывать, переме­щать, копировать и удалять файлы;

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требова­ния безопасности и гигиены при работе со средствами


Тема 3. Подготовка текстов на компьютере (8 часов)

Текстовый редактор.

Правила ввода текста. Слово, предло­жение, абзац.

Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фраг­мент. Перемещение и удаление фраг­ментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.

Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравни­вание, отступ первой строки, между­строчный интервал и др.).

Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее фор­матирование и заполнение данными

Аналитическая деятельность:

соотносить этапы (ввод, редактирова­ние, форматирование) создания тексто­вого документа и возможности текстово­го процессора по их реализации;

определять инструменты текстового ре­дактора для выполнения базовых опера­ций по созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

создавать несложные текстовые доку­менты на родном и иностранном языках;

выделять, перемещать и удалять фраг­менты текста; создавать тексты с повто­ряющимися фрагментами;

осуществлять орфографический кон­троль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

оформлять текст в соответствии с задан­ными требованиями к шрифту, его на­чертанию, размеру и цвету, к выравни­ванию текста;

создавать и форматировать списки;

создавать, форматировать и заполнять данными таблицы


Тема 5. Создание мультимедийных объектов (7 часов)

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развиваю­щихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эф­фекта движения с помощью смены последовательности рисунков


Аналитическая деятельность:

планировать последовательность собы­тий на заданную тему;

подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;

создавать на заданную тему


Тема 6. Объекты и системы (8 часов)

Объекты и их имена. Признаки объ­ектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Раз­новидности объектов и их класси­фикация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как систе­ма. Файловая система. Операционная система

Аналитическая деятельность:

анализировать объекты окружающей дей­ствительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

осуществлять деление заданного множе­ства объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному при­знаку — основанию классификации;

приводить примеры материальных, не­материальных и смешанных систем.

Практическая деятельность:

изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

изменять свойства панели задач;

узнавать свойства компьютерных объ­ектов (устройств, папок, файлов) и воз­можных действий с ними;

упорядочивать информацию в личной папке




Тема 7. Информационные модели (10 часов)



Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простей­шие математические модели. Табличные информационные моде­ли. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Таблич­ное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представле­ние о соотношении величин. Визуа­лизация многорядных данных. Многообразие схем. Информацион­ные модели на графах. Деревья



Аналитическая деятельность:

различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречаю­щиеся в жизни;

приводить примеры использования таб­лиц, диаграмм, схем, графов и т. д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

создавать словесные модели (описания);

создавать многоуровневые списки;

создавать табличные модели;

создавать простые вычислительные та­блицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

создавать диаграммы и графики;

создавать схемы, графы, деревья;

создавать графические модели


Тема 8. Алгоритмика (10 часов)

Понятие исполнителя. Неформаль­ные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как при­меры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление испол­нителями с помощью команд и их последовательностей .

Что такое алгоритм. Различные фор­мы записи алгоритмов (нумерован­ный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, ал­горитмов с ветвлениями и повторени­ями (в повседневной жизни, в лите­ратурных произведениях, на уроках математики и т. д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управ­ления исполнителями Чертежник, Водолей и др

.

Аналитическая деятельность:

приводить примеры формальных и не­формальных исполнителей;

придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линей­ных алгоритмов, алгоритмов с ветвлени­ями и циклами.

Практическая деятельность:

составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителя­ми;

составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем




3.2.2.Место изучаемого предмета

В соответствии с учебным планом школы для изучения п курса информатики и ИКТ выделено:

5 класс — 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год;

6 класс — 1 ч/нед., 34 учебных часов в год;

Поскольку отсутствует наличие учебника в рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля, учащиеся не имеют возможность изучать дополнительные разде­лы расширенного курса самостоятельно

Количество учебных часов в учебном плане скорректировано в зависи­мости от специфики и образовательной программы образовательного учреждения ГБОУ Пермского края «Школа-интернат для детей с нарушением зрения».

Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся планируется использовать часы, отведенные на внеурочную деятельность.



3.3.Условия реализации курса 3.3.1.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5-6 классы. 7—9 классы. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для

класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая те­традь для 5 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория зна­ний, 2013.

Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для

класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая те­традь для 6 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория зна­ний, 2013.

Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика. 5-6 классы : методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Босова Л. Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс».

Босова Л. Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс».

Материалы авторской мастерской Л. Л. Босовой (metodist.lbz.ru/).

3.3.2. Требования к комплектации компьютерного класса

Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности слепых детей в школе является установка в компьютерном классе 3-4 компьютеров (рабочих мест) для школьников с программой экранного доступа и одного компьютера (рабочего места) для педагога.

Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхо­да в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.


Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:

• процессор - не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;

• оперативная память - не менее 256 Мб;

• жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;

• жёсткий диск - не менее 80 Гб;

• клавиатура;

• мышь;

• устройство для чтения компакт-дисков (желательно);

• аудио-карта и акустическая система (наушники и колонки обязательно). Кроме того в кабинете информатики должны быть:

• брайлевский принтер на рабочем месте учителя;

• проектор на рабочем месте учителя;

• сканер на каждом рабочем месте (желательно).

• брайлевский дисплей.

3.3.3Требования к программному обеспечению компьютеров

На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики для учеников с глубоким нарушением зрения, должна быть уста­новлена операционная система Windows, а также необходимое программное обеспечение:

• операционная система Windows;

• программа экранного доступа Jaws for Windows, NVDA for Windows;

• текстовый редактор (Блокнот) и текстовый процессор (Word);

• табличный процессор (Excel);

• средства для работы с базами данных (Access);

• редактор звуковой информации Audacity (http ://audacity.sourceforge.net);

• среда программирования КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/);

• среда программирования FreePascal (http://www.freepascal.org/) или PascalABC.NET (http://pascalabc.net);

и другие свободно распространяемые программные средства.


4.Организационный раздел 4.1. Используемые технологии, методы и формы работы:

При организации занятий школьников 5-6 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа);

  • наглядные методы (демонстрация наглядных пособий, презентаций) для детей с остатком зрения;

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов;

  • ролевой метод.


Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок контроля знаний;

  • обобщающий урок;

  • комбинированный урок.


Формы и методы контроля достижения планируемых результатов

Виды контроля:

  • входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;

  • промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;

  • проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;

  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.


Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а во второй части урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5-6 классах 15-25 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый незрячий ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.


Формы обучения:

  • учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников,

  • внеплановые (консультации, конференции, занятия по продвинутым и дополнительным программам),

  • вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания).


4.2. Поурочное планирование

5 класс (34 часа)

Номер урока

Тема урока

Практическая работа

Для любознательных

Параграф учебника

1.

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

Видеоурок


Введение, §1, §2(3)

2.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

Клавиатурный тренажер. Ввод слов

Презентация «Компьютер на службе у человека»

§2

3.

Ввод информации в память компьютера.

Клавиатура.


Практическая работа №1 «Английская раскладка»

§ 3.11. История латинской раскладки клавиатуры


§3

4.

Управление компьютером.


Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

3.12. Как работает мышь с помощью Jaws


§4

5.

Хранение информации.


Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»

Для любознательных:§ 3.1. Первое путешествие во времени: как хранили информацию раньше


§5


6.

Передача информации.

конспект

§ 3.4. Третье путешествие во времени: как передавали информацию в прошлом


§6 (1)

7.

Электронная почта.


Практическая работа №4 «Пишем письмо другу»


§6 (2)

8.

В мире кодов. Способы кодирования информации

конспект

§ 3.5. Научные открытия и средства передачи информации


§7 (1)

9.

Метод координат.

Конспект.

Игра «Морской бой»

§ 3.6. Язык жестов


§7 (2)

10.

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

Файлы Слова.rtf, Анаграммы.rtf

§ 3.13. Основные объекты текстового документа


§8 (1, 2)

11.

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.


Практическая работа №5 «Вводим текст»

Файл «Снегурочка»


Презентация «Текст: история и современность» (часть 2).


§9 (3, 4)

12.

Редактирование текста.


Практическая работа №6 «Редактируем текст»

Файл «Большой»

Файлы Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf

Презентация «Текст: история и современность» (часть 2).


§9 (5)

13.

Текстовый фрагмент и операции с ним.


Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

Файлы Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.


§8 (6)

14.

Форматирование текста.


Практическая работа №8 «Форматируем текст»

Файлы Форматирование.rtf, Радуга.rtf


§8 (7)

15.

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.


Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)

«Европейские государства»


§9 (1)

16.

Табличное решение логических задач.


Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)


§9 (2)

17.

Разнообразие наглядных форм представления информации

Файлы тест2_1.doc


§10 (1, 2)

18.

Диаграммы.




§10 (3)

19.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»


§ 3.15. Как формируется изображение на экране монитора


§11 (2)

20.

Компьютерная графика. Ознакомительный урок

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы»



21.

Разнообразие задач обработки
информации.

Диалог «Найти и заменить»

Файл «Медвежонок»



22.

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации



§12 (1, 2)

23.

Списки – способ упорядочивания информации.


Практическая работа №14 «Создаём списки»



§12 (2)

24.

Поиск информации.


Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»


§12 (3)

25.

Кодирование как изменение формы представления информации



§12 (4)

26.

Преобразование информации по заданным правилам.


Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»


§12 (5)

27.

Преобразование информации путём рассуждений

Коллективный проект «История письменности».


§12 (6)

28.

Разработка плана действий. Задачи о переправах.



§12 (7)

29.

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях



§12 (7)

30.

Программы экранного доступа Jaws и NVDA


Сайты:

www.elitagroup.ru



31.

Настройка программ экранного доступа для индивидуального использования


Знакомство с

www.tiflocomp.ru





Итоговое повторение

32.

Итоговое тестирование




33.-34

Резерв учебного времени







6 класс (34 часа)


Тема урока

параграфа

Практическая работа

Используемые ресурсы

1.

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

Введение,

§1

ПР №3. а) персонажи сказки «Золотой ключик или Приключения Буратино»; б) названия сказок; в) крупные города Российской Федерации; г) крупные реки нашей страны; д) города европейской части нашей страны.


презентации: «Техника безопасности», «История вычислительной техники».

2.

Объекты операционной системы.


§2(3)

Практическая работа 1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

презентация «Файлы и папки»

3.

Файлы и папки. Размер файла.


§2(1,2)

Практическая работа 2 «Работаем с объектами файловой системы»

файл Ошибка.doc

презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1);

4.

Разнообразие отношений объектов и их мно­жеств.

Отношения между множествами

§3(1, 2)

Практическая работа №2 (задание 2)

презентация «Цифровые данные» (часть 1)

5.

Отношение «входит в состав».


§1.3 (1)

Практическая работа №3 (задание 1)


6.

Разновидности объекта и их классификация

§1.3 (2)

Практическая работа №3 (задание 2)

файл Заготовка.doc


7.

Классификация компьютерных объектов.

§1.3 (2)



8.

Системы объектов. Состав и структура систе­мы.



Практические работы №1-3.



9.

Система и окружающая среда. Система как «черный ящик».

Практическая контрольная



Файлы: ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc



10.

Персональный компьютер как система.

§6


«Цифровые данные»;

11.

Способы познания окружающего мира.

§7

Практическая работа №4.

файлы: Слова.doc, Кувшин.doc

«Цифровые данные» (часть 3);

12.

Понятие как форма мышления. Как образуют­ся понятия.


§8(1, 2)

Практическая работа №5.

файлы: Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc

презентация «Единицы измерения информации»;

13.

Определение понятия.


§8(3)


«Цифровые данные»;

14.

Информационное моделирование как метод по­знания.

Практическая работа 8




Практическая работа №6 (задания 1-2)

файл Пары.doc

15.

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.


Практическая работа 9 «Создаем словесные модели»

Практическая работа №6 (задания 3-4)

файлы: Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc


16.

Математические модели.

Многоуровневые списки.



Практическая работа 10 «Создаем многоуров­невые списки»

Практическая работа №7

файл Загадки.doc


17

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.



Практическая работа 11 «Создаем табличные модели»

Практическая работа №8 (задания1-2)

файлы: Задача1.doc,


18.

Решение логических задач с помощью не­скольких таблиц. Вычислительные таблицы.


Практическая работа 12 «Создаем вычисли­тельные таблицы в текстовом процессоре»


19.

Графики и диаграммы. Наглядное представле­ние процессов изменения величин и их соотно­шений.

Контрольная практическая работа.



Практическая работа 13 «Создаем информаци­онные модели — диаграммы и графики» (зада­ния 1-4)

Файлы: ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc


20.

Создание информационных моделей — диа­грамм.


Выполнение мини-проекта «Диаграм­мы вокруг нас»

Практическая работа №8 (задания 3 - 5)

файлы: Задача3.doc,


21.

Многообразие схем и сферы их применения. (за­дания 1)


Практическая работа 14 «Создаем информаци­онные модели — схемы, графы, деревья»

Работа № 8

Файл Задача 2.doc


22.

Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.


Практическая работа 14 «Создаем информаци­онные модели — схемы, графы, деревья» (за­дания 4 и 6)

Работа №8.

Файл Задача4.doc,

23.

Что такое алгоритм.

Работа в среде виртуальной лаборатории «Пе­реправы»

§14


Логическая игра.

24.

Исполнители вокруг нас.

Работа в среде исполнителя Кузнечик

§15


Практическая работа №15

25.

Формы записи алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Водолей

§16


файлы: ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc


26.

Линейные алгоритмы.


§17(1)

Практическая работа 15 «Создаем линейную презентацию»

Практическая работа №16.

27.

Алгоритмы с ветвлениями.


§ 17 (2)

Практическая работа 16 «Создаем презента­цию с гиперссылками»

Практическая работа №17.

28.

Алгоритмы с повторениями.


§ 17 (3)

Практическая работа 17 «Создаем цикличе­скую презентацию»

Практическая работа №17.

.

29.

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.

Работа в среде исполнителя Чертежник

§18(1, 2)



30.

Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертежник

§ 18 (3)



31.

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертежник.

Работа в среде исполнителя Чертежник

§ 18 (4)



32.

Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика»




33-34

Резерв







1

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!