СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по биологии. 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по биологии. 5 класс»

«СОГЛАСОВАНО»

« Утверждаю»

Директор МКОУ Никольской СОШ

_____________ /Л.А.Ощепкова/.


Приказ №


на заседании ППк

Протокол №

от










АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии



для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


для 5 класса



на 2018-2019 учебный год






Составлена:

учителем биологии и химии

Бахиревой О. Н








Никольское 2018 год


Приложение № 1

Паспорт рабочей программы

Тип программы


Программа общеобразовательного учреждения

Статус программы

Адаптированная рабочая программа учебного курса «Биология. Введение в биологию»

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

1. Конституция РФ; ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273.

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

3. «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированной рабочей программы в СОШ»

Базисного учебного плана составленного на основе Письма Министерства образования Красноярского края №76-9151 от 04.09.2015 "Методические рекомендации по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях Красноярского края, реализующих адаптированные программы".

Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской)

Рабочая программа биологии 5 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ 17.12.2010 № 1897;

- примерной программы основного общего образования по биологии:

- федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской учебной программы курса биологии под руководством Н. И. Сонина, В.Б. Захарова. 5-9 классы. М.: Дрофа.


Категория обучающихся (статус, вид обучения, класс)


Обучающиеся ___5_ класса

СОШ

Сроки освоения программы


1 год

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком)


35 часов

Режим занятий (кол-во часов в неделю/дни недели)


1 час в неделю

Форма обучения (инклюзия / индивидуальное обучение (на дому))


инклюзия

Информация об используемом учебнике.



Биология 5 класс А.А.Плешаков, Н.И. Сонин (2015 год) Введение в биологию

Издательство: Дрофа










Приложение № 2


Пояснительная записка

Приоритетные направления образовательной деятельности с учащимися с ОВЗ



Основным методом обучения является беседа


Главным компонентом беседы являются речь самих учащихся.


Характеристика ребенка


Цель и задачиобучения по предмету

Цель

Задачи


направленное исправление дефектов общего развития детей, их познавательной деятельности.


сообщение элементарных знаний о царствах живой природы, их значении в природе и жизни человека;

- формирование специальных и общеучебных умений и навыков; воспитание бережного отношения к природе;

- воспитание социально значимых качеств личности.


Типы урока

Урок открытия нового знания, урок общеметодологической направленности, урок рефлексии

Методы и приемы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.


Приёмы: Использование сигнальных карточек при выполнении заданий , Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда, Узелки на память, Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами, Использование картинного материала, Активные методы рефлексии.


Формы работы

  • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности
    (ежедневно);

  • поддержание постоянной связи с классным руководителем, администрацией
    школы, родителями;

  • составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ОВЗ при
    помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где
    отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с
    родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального
    развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;

  • составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося, где
    отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ
    предъявления учебного материала, темп обучения, направления
    коррекционной работы;

  • контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе;

  • формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому,
    чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;

  • ведение документации (педагогические дневники наблюдения за обучающимися);

  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных
    интересов обучающихся, их общее развитие.


Формы контроля достижений учащихся

индивидуальный опрос

Уровень подготовки выпускников на конец учебного года

Метапредметные:

  • уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность с учетом индивидуальных возможностей;

  • уметь анализировать и давать объективную оценку результатам собственной деятельности на основе
    интеграции единых требований к сверстникам и индивидуальных возможностей
    особого ребенка по их достижению;

  • управлять своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и
    взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.



Предметные:

    1. знать о живой природе и присущих ей закономерностях;

    2. знать строение, жизнедеятельность и средообразующую роль живых организмов; роль биологической науки в практической деятельности людей;

    3. знать методы познания живой природы,
      биологические объекты, процессы, явления, закономерности по общей биологии;

    4. уметь применять биологические знания для объяснения явлений и процессов живой природы.


Личностные:

  • уметь взаимодействовать со сверстниками на принципах
    сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;

  • уметь управлять своими эмоциями в
    различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со
    сверстниками и взрослыми людьми;

  • проявлять дисциплинированность и упорство в образовательной деятельности для
    достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении
    личного здоровья.



Приложение № 3


Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Промежуточная аттестация



1














2






















3



















4






















Живой организм: строение и изучение

Темы:

1) .Что такое живой организм

  1. Науки о живой природе.

  2. Методы изучения живой природы.

  3. Увеличительные приборы.

  4. Живые клетки.

  5. Химический состав клетки.

  6. Вещества и явления в окружающей среде

  7. Великие естествоиспытатели

Многообразие живых организмов

  1. Как развивалась жизнь на Земле.

  2. Разнообразие живого

  3. Бактерии

  4. Грибы

Растения

  1. Водоросли

  2. Мхи

  3. Папоротники

  4. Голосеменные растения

  5. Покрытосеменные (цветковые) растения

  6. Значение растений в природе и жизни человека

Животные

  1. Простейшие

  2. Беспозвоночные животные

  3. Позвоночные животные

  4. Значение животных в природе и жизни человека

Среда обитания живых организмов

    1. Три среды обитания живых организмов

    2. Приспособленность организмов к разным средам обитания

    3. Жизнь на разных материках: Евразия, Северная Америка, Африка

    4. Жизнь на разных материках: Южная Америка, Австралия, Антарктида.

    5. Природные зоны Земли

    6. Жизнь в морях и океанах


Человек на земле

      1. Как человек появился на Земле

      2. Как человек изменил Землю

      3. Жизнь под угрозой

      4. Не станет ли Земля пустыней?

      5. Здоровье человека и безопасность жизни.

      6. Растительный и животный мир вашего региона

      7. Биология как наука о живом организме



8 часов













14часов























6 часов



















7 часов











































зачет





















зачет


















зачет















зачет






















Приложение № 4


Содержание программы

(Темы и термины, выделенные курсивом, рассматриваются ознакомительно!)

Содержание

Цель

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

    1. Живой организм: строение и изучение


Познакомиться со следующими темами:

Что такое живой организм

Науки о живой природе.

Методы изучения живой природы.

Увеличительные приборы.

Живые клетки.

Химический состав клетки.

Вещества и явления в окружающей среде

Великие естествоиспытатели


Знать следующие понятия:

Основные признаки живого: обмен веществ и энергии, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность, размножение; биология, науки о живой природе; наблюдение, измерение, эксперимент; устройство лупы и светового микроскопа;

Основные органоиды клетки; белки, жиры, углеводы; органические и минеральные вещества; простые вещества и сложные; физические явления и химические; естествоиспытатели.



    1. Многообразие живых организмов























Рассмотреть темы:

Как развивалась жизнь на Земле.

Разнообразие живого

Бактерии

Грибы

Растения

Водоросли

Мхи

Папоротники

Голосеменные растения

Покрытосеменные (цветковые) растения

Значение растений в природе и жизни человека

Усвоить следующие понятия:

Одноклеточные организмы и многоклеточные, Вид, особенности строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, тела грибов, водорослей,

отличительные особенности Голосеменных и Покрытосеменных растений.


Среда обитания живых организмов


Рассмотреть темы:


Три среды обитания живых организмов

Приспособленность организмов к разным средам обитания

Жизнь на разных материках: Евразия, Северная Америка, Африка

Жизнь на разных материках: Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Природные зоны Земли

Жизнь в морях и океанах


Знать следующие понятия:

Наземно-воздушная среда, почвенная среда, водная; растительный и животный мир на разных континентах Земли; климатические условия разных природных зон, характерные представители флоры и фауны.

    1. Человек на земле


Рассмотреть темы:

Как человек появился на Земле

Как человек изменил Землю

Жизнь под угрозой

Не станет ли Земля пустыней?

Здоровье человека и безопасность жизни.

Растительный и животный мир вашего региона

Биология как наука о живом организме

среды.


Знать следующие понятия:

Эволюция человека, антропогенный фактор, парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди; красная книга, опустынивание, ядовитые растения и животные, оказание первой помощи при кровотечениях, растяжении связок.


Приложение № 5


Календарно-тематическое планирование

(Курсивом выделены темы и вопросы, изучаемые ознакомительно!)

Тема урока

Тип урока

Основные вопросы

Дата проведения

1

Что такое живой организм

Урок общеметодологической направленности

Что такое живой организм? Что общего в строении всех живых организмов?


2

Науки о живой природе

Урок общеметодологической направленности

Что изучает биология? Какие ещё есть науки, изучающие природу? Какой ученый внёс вклад в изучение биологии?


3

Методы изучения живой природы.

Урок открытия нового знания

Какие методы применяют для изучения природы? В каких случаях применяется наблюдение, эксперимент, измерение? Знакомство с оборудованием для научных исследований


4

Увеличительные приборы.

Урок открытия нового знания

Какие существуют увеличительные приборы? Как устроен микроскоп? В чем заключаются правила работы со световым микроскопом


5

Живые клетки.

Урок открытия нового знания

Что является основой строения всех живых организмов? Какое строение имеет клетка? В чем состоят отличия в строении растительной и животной клетки?


6

Химический состав клетки.

Урок открытия нового знания

Какие химические элементы входят в состав клетки? Какие вещества входят в состав клетки? Какова роль белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, минеральных солей и воды в живом организме?


7

Вещества и явления в окружающей среде

Урок открытия нового знания

В каких состояниях в природе могут находиться вещества? Из каких элементарных физических частиц состоят вещества?


8

Великие естествоиспытатели

Урок открытия нового знания.

Каких ученых называют естествоиспытателями? Когда впервые возник интерес к изучению природы? Какой вклад в изучение биологии внесли Аристотель, Линней. Дарвин, Вернадский?


9

Как развивалась жизнь на Земле

Урок рефлексии

Как давно и где возникла жизнь на Земле? Какие животные и растения господствовали в разные периоды на Земле? Какие полезные ископаемые образовались на Земле в далекие времена?


10

Разнообразие живого

Урок общеметодологической направленности.

Почему возникла необходимость в классификации живых организмов? Какая единица является основной в классификации?


11.

Бактерии.

Урок общеметодологической направленности.

Почему бактерии выделяют в отдельное царство? В чем заключается отрицательная и положительная роль бактерий? какое строение имеют бактерии?


12

Грибы

Урок общеметодологической направленности.

Каковы особенности строения шляпочных грибов? Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека?


13

Водоросли

Урок открытия нового знания

Чем растения отличаются от других царств? Почему водоросли называют низшими растениями? Где обитают водоросли? Чем одноклеточные водоросли отличаются от многоклеточных? Какое строение имеет хламидомонада?


14

Мхи

Урок открытия нового знания

Каковы отличия мхов и водорослей? В чем состоят отличия кукушкина льна от сфагнума? Какое значение имеют мхи в природе и в жизни человека?


15

Папоротники

Урок открытия нового знания

В каких природных условиях растут папоротники? Каково внешнее строение папоротников? С чем было связано господство папоротников в юрский период? Каково значение древних папоротников для человека?


16

Голосеменные растения

Урок открытия нового знания

Каковы особенности голосеменных растений? Какое строение имеют голосеменные растения? Чем представлены листья у голосеменных растений? Каково значение голосеменных для природы и для человека?


17

.Покрытосеменные (цветковые) растения

Урок рефлексии

Какие растения получили название «цветковые»? Почему их называют покрытосеменными? Каково значение плода для покрытосеменных? Каковы преимущества покрытосеменных по сравнению с голосеменными?


18

.Значение растений в природе и жизни человека

Урок открытия нового знания.

Какова роль зеленых растений в природе? Чем дикорастущие растения отличаются от культурных? На какие группы делит человек растения в зависимости от пользы, которую они ему приносят? Какие растения вашего края занесены в Красную книгу?


19

Простейшие

Урок открытия нового знания

Каковы основные признаки животных? Каких животных называют простейшими и почему? В чем сходства и отличия между простейшими и бактериями?


20

Беспозвоночные животные

Урок общеметодологической направленности.

По какому принципу животные делятся на позвоночных и беспозвоночных? Какие группы животных относятся к беспозвоночным?


21

Позвоночные животные.

Урок общеметодологической направленности.

Какие группы животных относятся к позвоночным животным? Назвать по несколько представителей из разных групп позвоночных


22

Значение животных в природе и жизни человека

Урок открытия нового знания.

Каково значение животных в природе и в жизни человека? Выделить значение животных в жизни человека, а также их роль в природе


23

Три среды обитания живых организмов

Урок открытия нового знания

Каковы основные среды обитания живых организмов? Каковы особенности строения живых организмов, сформированные средой их обитания?


24

Приспособленность организмов к разным средам обитания

Урок открытия нового знания

Каковы особенности строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой обитания?


25

Жизнь на разных материках: Евразия, Северная Америка, Африка

Урок рефлексии

С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков?


26

Жизнь на разных материках: Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Урок открытия нового знания

С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков? Какие животные и растения населяют различные материки?


27

Природные зоны Земли

Урок открытия нового знания

Что такое природная зона ? От чего зависит распределение природных зон на Земле? Что общего у травянистых равнин нашей планеты? Почему влажный тропический лес – самое богатое видами природное сообщество?


28

Жизнь в морях и океанах

Урок рефлексии

Как распределяются живые организмы в морях и океанах? Почему растения не растут на больших глубинах?


29

Как человек появился на Земле

Урок открытия нового знания

Какие существа ученые считают предками человекообразных обезьян и человека? Каковы черты сходства и отличия человекообразных обезьян, древних людей и современного человека? Какое значение для древних людей имело умение изготавливать орудия труда?


30

Как человек изменил Землю

Урок открытия нового знания

Как влияли на природу Земли древние люди? К каким экологическим последствиям привело открытие и освоение людьми новых земель? К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ? Каковы способы решения экологических проблем?


31

Жизнь под угрозой

Урок рефлексии

Что такое биологическое разнообразие? Как сохранить биоразнообразие видов? С чем связано исчезновение некоторых видов растений, животных, грибов


32

Не станет ли Земля пустыней?

Урок открытия нового знания

Что такое опустынивание? Какие действия людей способствуют опустыниванию земель?


33

Здоровье человека и безопасность жизни.

Урок открытия нового знания

Что такое здоровый образ жизни? Какие правила безопасности надо соблюдать при действии природных стихий? Как оказать первую помощь при кровотечениях, при повреждении опорно-двигательной системы? Какие животные и растения опасны для человека


34

Растительный и животный мир вашего региона

Урок открытия нового знания

Какие животные обитают в вашем регионе? Какие растения растут в вашем регионе?


35

Биология как наука о живом организме

Урок рефлексии

Что изучает биология? Что такое живой организм?



Приложение № 6


Критерии и нормы оценивания ЗУН уч-ся с ОВЗ

Форма работы

Оценка

Критерии и нормы

Устный ответ


Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.

Оценка «4»- при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.

Оценка «3»- материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся.

Оценка «2»- незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся.




правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого  материал;

-полнота ответа;

-умение на практике применять свои знания;

-последовательность изложения и речевое оформление ответа.


Письменная проверка знаний и умений учащихся


Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.

Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 негрубые.

Оценка «2» ставится, если допущены 3—4 грубые шибки и ряд негрубых.

Оценка «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.


используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.



Приложение № 7


Учебно-методическое и МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.

Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.

Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

4. Демонстрационные таблицы.

5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»

6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии

7. Электронно-образовательные ресурсы:

  1. Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. – М.: Дрофа, 2008.

  1. Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009

  1. 1С: Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009

  1. Сайты: www.it-n.ruwww.zavuch.infowww.1september.ruhttp://school-collection.edu.ru


8. Электронно-программное обеспечение:

  1. Компьютер

  2. Презентационное оборудование

  3. Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)

  4. Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!