Тип программы | Программа общеобразовательного учреждения |
Статус программы | Адаптированная рабочая программа учебного курса «Биология. Введение в биологию» |
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | 1. Конституция РФ; ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273. 2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 3. «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированной рабочей программы в СОШ» Базисного учебного плана составленного на основе Письма Министерства образования Красноярского края №76-9151 от 04.09.2015 "Методические рекомендации по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях Красноярского края, реализующих адаптированные программы". |
Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской) | Рабочая программа биологии 5 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ 17.12.2010 № 1897; - примерной программы основного общего образования по биологии: - федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской учебной программы курса биологии под руководством Н. И. Сонина, В.Б. Захарова. 5-9 классы. М.: Дрофа. |
Категория обучающихся (статус, вид обучения, класс) | Обучающиеся ___5_ класса СОШ |
Сроки освоения программы | 1 год |
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком) | 35 часов |
Режим занятий (кол-во часов в неделю/дни недели) | 1 час в неделю |
Форма обучения (инклюзия / индивидуальное обучение (на дому)) | инклюзия |
Информация об используемом учебнике. | Биология 5 класс А.А.Плешаков, Н.И. Сонин (2015 год) Введение в биологию Издательство: Дрофа |
Содержание | Цель | Требования к результатам обучения и освоению содержания курса |
| Познакомиться со следующими темами: Что такое живой организм Науки о живой природе. Методы изучения живой природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Вещества и явления в окружающей среде Великие естествоиспытатели | Знать следующие понятия: Основные признаки живого: обмен веществ и энергии, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность, размножение; биология, науки о живой природе; наблюдение, измерение, эксперимент; устройство лупы и светового микроскопа; Основные органоиды клетки; белки, жиры, углеводы; органические и минеральные вещества; простые вещества и сложные; физические явления и химические; естествоиспытатели. |
| Рассмотреть темы: Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого Бактерии Грибы Растения Водоросли Мхи Папоротники Голосеменные растения Покрытосеменные (цветковые) растения Значение растений в природе и жизни человека | Усвоить следующие понятия: Одноклеточные организмы и многоклеточные, Вид, особенности строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, тела грибов, водорослей, отличительные особенности Голосеменных и Покрытосеменных растений. |
Среда обитания живых организмов | Рассмотреть темы: Три среды обитания живых организмов Приспособленность организмов к разным средам обитания Жизнь на разных материках: Евразия, Северная Америка, Африка Жизнь на разных материках: Южная Америка, Австралия, Антарктида. Природные зоны Земли Жизнь в морях и океанах | Знать следующие понятия: Наземно-воздушная среда, почвенная среда, водная; растительный и животный мир на разных континентах Земли; климатические условия разных природных зон, характерные представители флоры и фауны. |
| Рассмотреть темы: Как человек появился на Земле Как человек изменил Землю Жизнь под угрозой Не станет ли Земля пустыней? Здоровье человека и безопасность жизни. Растительный и животный мир вашего региона Биология как наука о живом организме среды. | Знать следующие понятия: Эволюция человека, антропогенный фактор, парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди; красная книга, опустынивание, ядовитые растения и животные, оказание первой помощи при кровотечениях, растяжении связок. |
№ | Тема урока | Тип урока | Основные вопросы | Дата проведения |
1 | Что такое живой организм | Урок общеметодологической направленности | Что такое живой организм? Что общего в строении всех живых организмов? | |
2 | Науки о живой природе | Урок общеметодологической направленности | Что изучает биология? Какие ещё есть науки, изучающие природу? Какой ученый внёс вклад в изучение биологии? | |
3 | Методы изучения живой природы. | Урок открытия нового знания | Какие методы применяют для изучения природы? В каких случаях применяется наблюдение, эксперимент, измерение? Знакомство с оборудованием для научных исследований | |
4 | Увеличительные приборы. | Урок открытия нового знания | Какие существуют увеличительные приборы? Как устроен микроскоп? В чем заключаются правила работы со световым микроскопом | |
5 | Живые клетки. | Урок открытия нового знания | Что является основой строения всех живых организмов? Какое строение имеет клетка? В чем состоят отличия в строении растительной и животной клетки? | |
6 | Химический состав клетки. | Урок открытия нового знания | Какие химические элементы входят в состав клетки? Какие вещества входят в состав клетки? Какова роль белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, минеральных солей и воды в живом организме? | |
7 | Вещества и явления в окружающей среде | Урок открытия нового знания | В каких состояниях в природе могут находиться вещества? Из каких элементарных физических частиц состоят вещества? | |
8 | Великие естествоиспытатели | Урок открытия нового знания. | Каких ученых называют естествоиспытателями? Когда впервые возник интерес к изучению природы? Какой вклад в изучение биологии внесли Аристотель, Линней. Дарвин, Вернадский? | |
9 | Как развивалась жизнь на Земле | Урок рефлексии | Как давно и где возникла жизнь на Земле? Какие животные и растения господствовали в разные периоды на Земле? Какие полезные ископаемые образовались на Земле в далекие времена? | |
10 | Разнообразие живого | Урок общеметодологической направленности. | Почему возникла необходимость в классификации живых организмов? Какая единица является основной в классификации? | |
11. | Бактерии. | Урок общеметодологической направленности. | Почему бактерии выделяют в отдельное царство? В чем заключается отрицательная и положительная роль бактерий? какое строение имеют бактерии? | |
12 | Грибы | Урок общеметодологической направленности. | Каковы особенности строения шляпочных грибов? Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека? | |
13 | Водоросли | Урок открытия нового знания | Чем растения отличаются от других царств? Почему водоросли называют низшими растениями? Где обитают водоросли? Чем одноклеточные водоросли отличаются от многоклеточных? Какое строение имеет хламидомонада? | |
14 | Мхи | Урок открытия нового знания | Каковы отличия мхов и водорослей? В чем состоят отличия кукушкина льна от сфагнума? Какое значение имеют мхи в природе и в жизни человека? | |
15 | Папоротники | Урок открытия нового знания | В каких природных условиях растут папоротники? Каково внешнее строение папоротников? С чем было связано господство папоротников в юрский период? Каково значение древних папоротников для человека? | |
16 | Голосеменные растения | Урок открытия нового знания | Каковы особенности голосеменных растений? Какое строение имеют голосеменные растения? Чем представлены листья у голосеменных растений? Каково значение голосеменных для природы и для человека? | |
17 | .Покрытосеменные (цветковые) растения | Урок рефлексии | Какие растения получили название «цветковые»? Почему их называют покрытосеменными? Каково значение плода для покрытосеменных? Каковы преимущества покрытосеменных по сравнению с голосеменными? | |
18 | .Значение растений в природе и жизни человека | Урок открытия нового знания. | Какова роль зеленых растений в природе? Чем дикорастущие растения отличаются от культурных? На какие группы делит человек растения в зависимости от пользы, которую они ему приносят? Какие растения вашего края занесены в Красную книгу? | |
19 | Простейшие | Урок открытия нового знания | Каковы основные признаки животных? Каких животных называют простейшими и почему? В чем сходства и отличия между простейшими и бактериями? | |
20 | Беспозвоночные животные | Урок общеметодологической направленности. | По какому принципу животные делятся на позвоночных и беспозвоночных? Какие группы животных относятся к беспозвоночным? | |
21 | Позвоночные животные. | Урок общеметодологической направленности. | Какие группы животных относятся к позвоночным животным? Назвать по несколько представителей из разных групп позвоночных | |
22 | Значение животных в природе и жизни человека | Урок открытия нового знания. | Каково значение животных в природе и в жизни человека? Выделить значение животных в жизни человека, а также их роль в природе | |
23 | Три среды обитания живых организмов | Урок открытия нового знания | Каковы основные среды обитания живых организмов? Каковы особенности строения живых организмов, сформированные средой их обитания? | |
24 | Приспособленность организмов к разным средам обитания | Урок открытия нового знания | Каковы особенности строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой обитания? | |
25 | Жизнь на разных материках: Евразия, Северная Америка, Африка | Урок рефлексии | С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков? | |
26 | Жизнь на разных материках: Южная Америка, Австралия, Антарктида. | Урок открытия нового знания | С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков? Какие животные и растения населяют различные материки? | |
27 | Природные зоны Земли | Урок открытия нового знания | Что такое природная зона ? От чего зависит распределение природных зон на Земле? Что общего у травянистых равнин нашей планеты? Почему влажный тропический лес – самое богатое видами природное сообщество? | |
28 | Жизнь в морях и океанах | Урок рефлексии | Как распределяются живые организмы в морях и океанах? Почему растения не растут на больших глубинах? | |
29 | Как человек появился на Земле | Урок открытия нового знания | Какие существа ученые считают предками человекообразных обезьян и человека? Каковы черты сходства и отличия человекообразных обезьян, древних людей и современного человека? Какое значение для древних людей имело умение изготавливать орудия труда? | |
30 | Как человек изменил Землю | Урок открытия нового знания | Как влияли на природу Земли древние люди? К каким экологическим последствиям привело открытие и освоение людьми новых земель? К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ? Каковы способы решения экологических проблем? | |
31 | Жизнь под угрозой | Урок рефлексии | Что такое биологическое разнообразие? Как сохранить биоразнообразие видов? С чем связано исчезновение некоторых видов растений, животных, грибов | |
32 | Не станет ли Земля пустыней? | Урок открытия нового знания | Что такое опустынивание? Какие действия людей способствуют опустыниванию земель? | |
33 | Здоровье человека и безопасность жизни. | Урок открытия нового знания | Что такое здоровый образ жизни? Какие правила безопасности надо соблюдать при действии природных стихий? Как оказать первую помощь при кровотечениях, при повреждении опорно-двигательной системы? Какие животные и растения опасны для человека | |
34 | Растительный и животный мир вашего региона | Урок открытия нового знания | Какие животные обитают в вашем регионе? Какие растения растут в вашем регионе? | |
35 | Биология как наука о живом организме | Урок рефлексии | Что изучает биология? Что такое живой организм? | |