Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Турнаевская основная общеобразовательная школа
Болотнинского района Новосибирской области
Рассмотрено на заседании ШМО МКОУ Турнаевской ООШ Протокол №___ от «___» ______201_ г | | Утверждаю директор МКОУ Турнаевской ООШ __________ Приказ № ______ от «___» ____________201_ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»
для обучающихся по адаптированной программе
.
Разработала:
Сетова Е.В.
учитель биологии
с. Турнаево
2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся по адаптированной программе составлена на основе:
- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Естествознание (биология) В.И.Сивоглазов, Т.В.Шевырева, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронкова под редакцией В.В.Воронковой, Сборник 1, - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014г.
- УМК «Биология» для 6-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой:
«Биология. Неживая природа». 6 класс. Никишов А.И.
«Биология. Растения. Бактерии. Грибы». 7 класс. Клепинина З.А.
«Биология. Животные». 8 класс. Никишов А.И., Теремов А.В.
«Биология. Человек». 9 класс. Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В.
Биология, как учебный предмет, вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Основными целями изучения биологии являются:
•освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
•овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
•применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции
Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии.
Цели данной программы: использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; сообщение учащимся элементарных сведений о живой и неживой природе, об организме человека и приобщение к здоровому образу жизни на основе охраны здоровья.
Основными задачами курса являются:
-сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);
-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;
-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;
-первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения, на изучение предмета отводится по 2 часа в неделю в 6-9 классах.
6 класс – 68 часов (34 недели), 7 класс – 68 часов (34 недели),
8 класс – 68 часов (34 недели), 9 класс – 68 часов (34 недели). Итого на изучение курса в основной школе отводится 272 часа.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Неживая природа»(6 класс), «Растения»(7 класс), «Животные»(8 класс), «Человек и его здоровье»(9 класс).
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.
В настоящей программе в разделе «Растения» (7 класс) растения объединены в группы по виду семейств и классов. Апробация программы показала, что такое структурирование материала оказалось более доступным для понимания детьми со сниженным интеллектом. В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения» и др.
В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в сельской местности («Сельскохозяйственные животные», «Кошки. Собаки. Породы. Уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию», «Уход за домашними животными » и др.).
В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит умственно отсталым учащимся воспринимать человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
В результате изучения естествоведческого курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
В разделе программы «Требования к уровню подготовки выпускников коррекционной школы по биологии» указаны предполагаемые результаты изучения систематического курса биологии. Они направлены на реализацию деятельностного, практико и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
По курсу «Биология»
В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, , регуляции жизнедеятельности организма, круговорота веществ;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
Отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
Характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
Некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;
Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;
Текучесть воды и движение воздуха.
Учащиеся должны уметь:
Обращаться с простым лабораторным оборудованием;
Определять температуру воды и воздуха;
Проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых, строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;
некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
различать органы у цветкового растения;
различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;
различать грибы и растения.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенностями строения организма, поведения животных;
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
названия, строение и расположение основных органов организма человека;
элементарное представление о функциях основных органов них систем;
влияние физических нагрузок на организм;
вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
Содержание учебного курса
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
6 класс
Введение
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода
Вода в природе. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры — градус.
Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком.
Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода.
Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе.
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.
Демонстрация опытов:
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
Расширение воды при замерзании.
Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде.
Очистка мутной воды.
Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
Практические работы:
1. Определение текучести воды.
2. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.
3. Определение чистоты воды ближайшего водоема.
Воздух
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.
Демонстрация опытов:
Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).
Объем воздуха в какой-либо емкости.
Упругость воздуха.
Воздух — плохой проводник тепла.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Практические работы:
1. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция).
2. Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые и их значение.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.
Горючие полезные ископаемые.
Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства.
Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).
Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.
Демонстрация опытов:
Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагкоемкость торфа и хрупкость каменного угля.
Определение растворимости калийной соли и фосфоритов.
Определение некоторых свойств черных и цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность).
Практическая работа:
Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
Экскурсии: в краеведческий музей
Почва
Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы.
Виды почв.
Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие.
Местные типы почв: название, краткая характеристика.
Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.
Демонстрация опытов:
Выделение воздуха и воды из почвы.
Обнаружение в почве песка и глины.
Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.
Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практические работы:
1. Различие песчаных и глинистых почв.
2. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.
3. Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке.Экскурсия:к почвенным обнажениям
Повторение
7 класс
РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ И БАКТЕРИИ
Введение
Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.
РАСТЕНИЯ
Общее знакомство с цветковыми растениями
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Подземные и наземные органы цветкового растения
Корни и корневые системы.Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Стебель.Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения.
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.
Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
Демонстрация опытов:
Испарение воды листьями.
Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
Образование крахмала в листьях на свету.
Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Условия, необходимые для прорастания семян.
Практические работы:
Органы цветкового растения.
Строение цветка.
Определение строения семени с двумя семядолями (фасоль).
Строение семени с одной семядолей (пшеница).
Определение всхожести семян.
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)
Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практические работы:
Перевалка и пересадка комнатных растений.
Строение луковицы.
Двудольные растения
Пасленовые.Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные.Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Практические работы:
Строение клубня картофеля.
Выращивание рассады.
Многообразие бесцветковых растений
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Охрана растительного мира.
Бактерии
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы
Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.
Практические работы:
Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке.
Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Уборка прошлогодней листвы.
Экскурсия:«Весенняя работа в саду».
Повторение
8 класс
ЖИВОТНЫЕ
Введение
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие костного скелета.
Черви
Общие признаки червей.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Круглые черви—паразиты человека (глиста). Аскариды — возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые
Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение/Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация:
живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям;
фильмов о насекомых.
Экскурсия: в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности образа жизни.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.
Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие
Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки.
Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы чувств.
Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей.
Мышцы.
Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение.
Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.
Демонстрацияскелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение.
Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Разведение домашних кроликов.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Парнокопытные животные
Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи — всеядные животные.
Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.
Приматы
Общая характеристика.
Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.
Внешний вид, образ жизни.
Сельскохозяйственные млекопитающие
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения — приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Практические работы на животноводческих фермах.
Экскурсии в зоопарк, на звероферму для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа
На любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
9 класс
ЧЕЛОВЕК
Введение
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение.
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение.
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).
Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы
Микроскопическое строение крови.
Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание.
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение.
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
Действие слюны на крахмал.
Действие желудочного сока на белки.
Почки.
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа.
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма.
Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система.
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств.
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.
Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики.
Календарно-тематическое планирование
Биология 7 класс
№п/п | Раздел, тема урока | Количество часов | Дата проведения |
планируемое | фактическое |
Введение | 3 | | |
1 | Разнообразие растений. | 1 | | |
2 | Значение растений. | 1 | | |
3 | Охрана растений. | 1 | | |
Общее знакомство с цветковыми растениями | 16 | | |
4 | Строение растения. П.р. №1 «Органы цветкового растения» | 1 | | |
5 | Строение цветка. П.р. №2 «Строение цветка». | 1 | | |
6 | Виды соцветий. | 1 | | |
7 | Опыление цветков. | 1 | | |
8 | Распространение плодов и семян. Разнообразие плодов. | 1 | | |
9 | Строение семени. П.р. №3 «Определение строения семени с двумя семядолями». | 1 | | |
10 | Строение семени пшеницы. П.р. №4 «Строение семени с одной семядолей» | 1 | | |
11 | Условия прорастания семян. Распространение семян. П.р.№5 «Определение всхожести семян». | 1 | | |
12 | Виды корней, корневые системы. | 1 | | |
13 | Значение корня. Видоизменения корней. | 1 | | |
14 | Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. | 1 | | |
15 | Образование органических веществ в растении. | 1 | | |
16 | Испарение воды листьями. | 1 | | |
17 | Дыхание растений. Листопад. | 1 | | |
18 | Строение стебля. | 1 | | |
19 | Значение стебля в жизни растений. Растение - целостный организм | 1 | | |
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) | 35 | | |
20 | Деление растений на группы. | 1 | | |
21 | Однодольные покрытосеменные растения. | 1 | | |
22 | Покрытосеменные. Деление цветковых на классы. | 1 | | |
23 | Злаки (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза). | 1 | | |
24 | Выращивание зерновых: посев, уход, уборка. | 1 | | |
25 | Использование злаков в народном хозяйстве. | 1 | | |
26 | Лилейные. Общая характеристика. | 1 | | |
27 | Цветочно-декоративные лилейные. | 1 | | |
28 | Овощные лилейные. П.р.№6 «Строение луковицы» | 1 | | |
29 | Дикорастущие лилейные. | 1 | | |
30 | Обобщающий урок «Однодольные растения». | 1 | | |
31 | Двудольные покрытосеменные растения. | 1 | | |
32 | Пасленовые. Общие признаки пасленовых. | 1 | | |
33 | Паслен. Дикорастущие пасленовые. | 1 | | |
34 | Картофель. Овощные и технические пасленовые. П.р. №7 «Строение клубня картофеля» | 1 | | |
35 | Томат. Овощные пасленовые. | 1 | | |
36 | Баклажан и перец. Овощные пасленовые. | 1 | | |
37 | Цветочно-декоративные пасленовые. | 1 | | |
38 | Бобовые. Общие признаки бобовых. | 1 | | |
39 | Горох. Пищевые бобовые растения. | 1 | | |
40 | Фасоль и соя - южные бобовые культуры. | 1 | | |
41 | Кормовые бобовые растения. | 1 | | |
42 | Розоцветные. Общие признаки розоцветных. | 1 | | |
43 | Шиповник - растение группы розоцветных. | 1 | | |
44 | Плодово-ягодные розоцветные.Яблоня. | 1 | | |
45 | Плодово-ягодные розоцветные. Груша. | 1 | | |
46 | Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. | 1 | | |
47 | Плодово-ягодные розоцветные. Малина. | 1 | | |
48 | Плодово-ягодные розоцветные. Земляника. | 1 | | |
49 | Южные плодовые розоцветные – персик и абрикос. | 1 | | |
50 | Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. | 1 | | |
51 | Календула и бархатцы - однолетние цветочно-декоративные сложноцветные. | 1 | | |
52 | Маргаритка и георгин - многолетние цветочно-декоративные сложноцветные. | 1 | | |
53 | Уход за комнатными растениями | 1 | | |
54 | Повторительно - обобщающий урок по теме «Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)». | 1 | | |
Многообразие бесцветковых растений | 5 | | |
55 | Мхи | 1 | | |
56 | Папоротники. | 1 | | |
57 | Голосеменные. Хвойные растения. | 1 | | |
58 | Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. | 1 | | |
59 | Использование древесины в народном хозяйстве. | 1 | | |
Бактерии | 2 | | |
60 | Бактерии - особая группа живых организмов. | 1 | | |
61 | Значение бактерий в природе и жизни человека. | 1 | | |
Грибы | 2 | | |
62 | Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. | 1 | | |
63 | Грибы съедобные и ядовитые. | 1 | | |
Практические работы | 5 | | |
64 | Практическая работа «Вскапывание приствольных кругов на школьном УОУ» | 1 | | |
65 | Практическая работа «Рыхление междурядий, прополка и другие работы на участке» | 1 | | |
66 | Практическая работа «Уборка прошлогодней листвы» | 1 | | |
67 | Экскурсия «Весенняя работа на участке». | 1 | | |
68 | Обобщение по курсу | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование
Биология 8 класс
№п/п | Раздел, тема урока | Количество часов | Дата проведения |
планируемое | фактическое |
Введение | 2 | | |
1 | Многообразие животного мира. | 1 | | |
2 | Значение животных и их охрана. | 1 | | |
Беспозвоночные животные Черви | 9 (2) | | |
3 | Общие признаки беспозвоночных животных. Дождевой червь | 1 | | |
4 | Круглые черви – паразиты человека | 1 | | |
Насекомые (7 часов) | (7) | | |
5 | Внешнее строение и образ жизни насекомых. № 1 Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми | 1 | | |
6 | Бабочка – капустница. | 1 | | |
7 | Яблонная плодожорка | 1 | | |
8 | Майский жук. | 1 | | |
9 | Комнатная муха | 1 | | |
10 | Медоносная пчела | 1 | | |
11 | Тутовый шелкопряд | 1 | | |
Позвоночные животные Рыбы | 55 (7) | | |
12 | Внешнее строение и скелет рыбы. | 1 | | |
13 | Внутреннее строение рыбы | 1 | | |
14 | Размножение рыб | 1 | | |
15 | Речные рыбы | 1 | | |
16 | Морские рыбы | 1 | | |
17 | Рыболовство и рыбоводство | 1 | | |
18 | Рациональное использование и охрана рыб | 1 | | |
Земноводные | (3) | | |
19 | Общие Признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. | 1 | | |
20 | Внутреннее строение земноводных | 1 | | |
21 | Размножение и развитие лягушки | 1 | | |
Пресмыкающиеся | (3) | | |
22 | Среда обитания и внешнее строение | 1 | | |
23 | Внутреннее строение | 1 | | |
24 | Размножение и развитие пресмыкающихся | 1 | | |
Птицы | (12) | | |
25 | Особенности внешнего строения птиц, скелет птиц. | 1 | | |
26 | Особенности скелета | 1 | | |
27 | Особенности внутреннего строения | 1 | | |
28 | Размножение и развитие | 1 | | |
29 | Птицы, кормящиеся в воздухе | 1 | | |
30 | Птицы леса | 1 | | |
31 | Хищные птицы | 1 | | |
32 | Птицы пресных водоёмов и болот | 1 | | |
33 | Птицы, обитающие вблизи жилья человека | 1 | | |
34 | Домашние куры | 1 | | |
35 | Домашние утки и гуси | 1 | | |
36 | Птицеводство | 1 | | |
Млекопитающие | (30) | | |
37 | Общие признаки млекопитающих | 1 | | |
38 | Внешнее строение млекопитающих | 1 | | |
39 | Особенности скелета и нервной системы | 1 | | |
40 | Внутренние органы | 1 | | |
41 | Грызуны | 1 | | |
42 | Значение грызунов в природе и в жизни человека | 1 | | |
43 | Зайцеобразные | 1 | | |
44 | Разведение домашних кроликов | 1 | | |
45 | Хищные звери | 1 | | |
46 | Дикие пушные хищные звери | 1 | | |
47 | Разведение норки на зверофермах | 1 | | |
48 | Домашние хищные звери – кошка, собака | 1 | | |
49 | Ластоногие | 1 | | |
50 | Китообразные | 1 | | |
51 | Парнокопытные | 1 | | |
52 | Непарнокопытные | 1 | | |
53 | Корова | 1 | | |
54 | Содержание коров на фермах | 1 | | |
55 | Выращивание телят | 1 | | |
56 | Овцы | 1 | | |
57 | Содержание овец и выращивание ягнят | 1 | | |
58 | Верблюды | 1 | | |
59 | Северные олени | 1 | | |
60 | Домашние свиньи | 1 | | |
61 | Содержание свиней на свиноводческих фермах. | 1 | | |
62 | Выращивание поросят | 1 | | |
63 | Домашние лошади | 1 | | |
64 | Содержание лошадей и выращивание жеребят | 1 | | |
65 | Приматы | 1 | | |
66 | Контрольная работа | 1 | | |
Практические работы на животноводческих фермах. Экскурсии | 2 | | |
67 | Экскурсия в зоопарк | 1 | | |
68 | Экскурсия на животноводческую ферму. | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование
Биология 9 класс
№п/п | Раздел, тема урока | Количество часов | Дата проведения |
планируемое | фактическое |
Введение | 1 | | |
1 | Место человека среди млекопитающих в живой природе. | 1 | | |
Общий обзор организма человека | 5 | | |
2 | Клетка | 1 | | |
3 | Химический состав клетки | 1 | | |
4 | Жизнедеятельность клетки | 1 | | |
5 | Ткани | 1 | | |
6 | Органы. Системы органов | 1 | | |
Опора тела и движение | 13 | | |
7 | Значение опорно-двигательной системы. | 1 | | |
8 | Строение и соединение костей | 1 | | |
9 | Скелет головы | 1 | | |
10 | Скелет туловища | 1 | | |
11 | Скелет конечностей | 1 | | |
12 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах | 1 | | |
13 | Первая помощь при переломах костей | 1 | | |
14 | Строение и значение мышц | 1 | | |
15 | Основные группы мышц | 1 | | |
16 | Работа мышц. Утомление. | 1 | | |
17 | Гигиена физического труда | 1 | | |
18 | Осанка и здоровье человека | 1 | | |
19 | Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц | 1 | | |
Кровь и кровообращение | 9 | | |
20 | Значение крови и органы кровообращения | 1 | | |
21 | Состав крови. Л.р. 1 Микроскопическое строение крови. | 1 | | |
22 | Сердце. | 1 | | |
23 | Кровеносные сосуды. Круги кровообращения | 1 | | |
24 | Движение крови по сосудам. Л.р. 2 Подсчет частоты пульса в разных ситуациях. | 1 | | |
25 | Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови. | 1 | | |
26 | Предупреждение заболеваний кровеносной системы | 1 | | |
27 | Влияние вредных привычек на сердце и сосуды | 1 | | |
28 | Повторение по разделу Кровеносная система | 1 | | |
Дыхание | 7 | | |
29 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы | 1 | | |
30 | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. | 1 | | |
31 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания | 1 | | |
32 | Влияние физической нагрузки на развитие дыхательной системы | 1 | | |
33 | Болезни органов дыхания и их предупреждение | 1 | | |
34 | Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды | 1 | | |
35 | Первая помощь при нарушении дыхания | 1 | | |
Пищеварение | 10 | | |
36 | Значение и состав пищи | 1 | | |
37 | Значение пищеварения. Система органов пищеварения | 1 | | |
38 | Строение и значение зубов | 1 | | |
39 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке | 1 | | |
40 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | | |
41 | Гигиена и нормы питания | 1 | | |
42 | Профилактика желудочно-кишечных заболеваний | 1 | | |
43 | Пищевые отравления | 1 | | |
44 | Влияние вредных привычек на пищеварительную систему | 1 | | |
45 | Повторение по разделу Пищеварительная система | 1 | | |
Почки | 2 | | |
46 | Значение выделения. Строение почек | 1 | | |
47 | Предупреждение почечных заболеваний | 1 | | |
Кожа | 5 | | |
48 | Значение и строение кожи | 1 | | |
49 | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма человека | 1 | | |
50 | Первая помощь при перегревании, ожогах, обморожении | 1 | | |
51 | Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви | 1 | | |
52 | Повторение по разделу «Кожа» | 1 | | |
Нервная система | 8 | | |
53 | Значение и строение нервной системы | 1 | | |
54 | Спинной мозг | 1 | | |
55 | Головной мозг | 1 | | |
56 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь | 1 | | |
57 | Эмоции. Внимание и память | 1 | | |
58 | Сон и бодрствование. Профилактика нарушения сна | 1 | | |
59 | Гигиена нервной деятельности. Режим дня | 1 | | |
60 | Влияние вредных привычек на нервную систему | 1 | | |
Органы чувств | 6 | | |
61 | Значение органов чувств | 1 | | |
62 | Орган зрения | 1 | | |
63 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | 1 | | |
64 | Орган слуха. Гигиена органов слуха | 1 | | |
65 | Органы осязания, обоняния, вкуса | 1 | | |
66 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
Охрана здоровья человека в Российской Федерации | 2 | | |
67 | Здоровье человека и общество. | 1 | | |
68 | Болезни цивилизации | 1 | | |
Список литературы
Литература для учащихся:
Клепинина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс: учеб.для спец. (коррецион.) образоват. учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2013.
Никишов А.И. Биология. Животные. 8 класс: учеб.для спец. (коррецион.) образоват. учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2014.
Никишов А.И. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 8 класс: пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2014
Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. 9 класс: учеб.для спец. (коррецион.) образоват. учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2014
Литература для учителя:
Галушкова Н.И. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.» 6 класс: поурочные планы – Волгоград: Учитель, 2007.
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области «Красная книга Новосибирской области. Животные, растения и грибы», Новосибирск: Арта, 2008
Демьянкова Е.Н. «Биология в вопросах и ответах», - М.: «Просвещение», 1996.
Зарудняя Т.В. «Занимательные материалы по биологии» 7 класс, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
Красноборов И.М., Шауло Д.Н., Ломоносова М.Н. «Красная книга Новосибирской области. Растения», Новосибирск: Наука. Сиб.предприятие РАН, 1998
Парфилова Л.Д. «Тематическое и поурочное планирование по биологии: 7 кл «Биология. Животные.» – М.: «Экзамен», 2006
Плешева В.В. «100 вопросов и ответов. Животные» перевод с англ. - М.: «РОСМЭН» 2003
Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Естествознание (биология) В.В.Сивоглазов, под редакцией В.В.Воронковой, Сборник 1, - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014г.
Свечникова В.В., Чибисовой О.И. «Жизнь на Земле. Большая энциклопедия знаний» перевод с англ. - М.: «РОСМЭН», 2008
Свечников В. «Энциклопедия живой природы» перевод с англ. – М.: «Махаон», 2006
«Энциклопедия животных» (перевод с англ. Авдониной М.) – М.: Эксмо», 2007
О Друзьях наших меньших от А до Я. – Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000