Донецкая Народная Республика
отдел образования администрации Петровского района города донецка
муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 116 города Донецка»
РАСМОТРЕНО: на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов Протокол «__ »_____________№_______ | СОГЛАСОВАННО: Заместитель директора _________ Потапенкова А.Н «__ »_______________2022г. | УТВЕРЖДЕННО: Директор МОУ «Школа № 116 г. Донецка» __________ И.Е. Сташевская «__ »_____________2022г. |
Рабочая программа учителя
по учебному предмету
«Биология»
для обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Цапун Анастасии
9 класс
на 2022-2023 учебный год
Составитель рабочей программы:
Педагог –психолог
Бейдик А.В.
Донецк 2022 г.
Пояснительная записка
Примерная программа по учебному предмету «Биология 7-9 классы» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена согласно Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 7 августа 2020 года № 123-IIП, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (допущена Приказом Министерства образования и науки от 26 августа 2020 года № 1181; утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 августа 2020 года № 1183), Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой, 2011 год.
Биология, являясь одним из образовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
Данная программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся. Учебный материал в силу своего содержания обладает возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости. Учебный предмет предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий
Цель – формировать у обучающихся знания о природе путём наблюдений отдельных объектов природы, представлений и элементарных понятий о конкретных объектах неживой и живой природы, осознание у обучающихся отношения к природе и обществу; создание условий для бережного отношения к окружающей среде.
Задачи:
сформировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
сформировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-
Согласно примерному учебному плану на изучение предмета «Биология» 9 класс – отводится 35 часов (1 час в неделю);
Содержание учебного предмета
№ | Название раздела | Количество часов |
| Введение. | 1 |
| Общий обзор организма | 2 |
| Опорно-двигательная система. | 6 |
| Кровеносная система. | 5 |
| Дыхательная система. | 3 |
| Пищеварительная система. | 4 |
| Выделительная система | 3 |
| Нервная система. | 3 |
| Органы чувств | 3 |
Календарно – тематическое планирование
(1 час в неделю)
«Биология» (9 класс)
№ | Название раздела | Дата | примечание | | |
план | факт | | |
Тема№1 Введение. (1ч.) | | |
| Место человека в живой природе | 19.09 | | | | |
Тема№2 Общий обзор организма (2ч.) | | 15.09 |
| Клетка. Химический состав клетки. Ткани. | 03.10 | | | | |
| Органы. Системы органов | | | | | |
Тема№3 Опорно-двигательная система. (6ч.) | | |
| Скелет человека. Его значение. Основные части скелета. | 10.10 | | | | |
| Скелет головы | 17.10 | | | | |
| Скелет туловища .Скелет конечностей | 24.10 | | | | |
| Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах. Первая помощь при переломах костей. | 07.11 | | | | |
| Строение и значение мышц. Основные группы мышц | 14.11 | | | | |
| Осанка и здоровье человека | 21.11 | | | | |
Тема№4 Кровеносная система. (5ч.) | | |
| Значение крови и органы кровообращения. Состав крови. Лабораторная работа№1 | 28.11 | | | | |
| Органы кровообращения. Сосуды | 05.12 | | | | |
| Органы кровообращения. Сердце и его работа Лабораторная работа №2 | 12.12 | | | | |
| Круги кровообращения. | 19.11 | | | | |
| Первая помощь при кровотечении. | 26.12 | | | | |
Тема№5 Дыхательная система. (3ч.) | | |
| Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания .Их строение и функции | 09.01 | | | | |
| Газообмен в легких и тканях. | 16.01 | | | | |
| Гигиена органов дыхания. Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания. | 23.01 | | | | |
Тема№6 Пищеварительная система. (4ч.) | | |
| Значение и состав пищи. Значение пищеварения | 30.01 | | | | |
| Питательные вещества. Витамины | 06.02 | | | | |
| Органы пищеварения | 13.02 | | | | |
| Ротовая полость .Зубы | 20.02 | | | | |
Тема№7 Выделительная система (3ч.) | | |
| Почки-органы выделения .Предупреждение почечных заболеваний | 27.02 | | | | |
| Кожа и ее роль в жизни человека. Уход за кожей | 06.03 | | | | |
| Волосы и ногти уход за волосами и ногтями . | 27.03 | | | | |
| Закаливание организма | | | | | |
Тема№8 Нервная система. (3ч.) | | |
| Головной и спинной мозг | 03.04 | | | | |
| Нервы. Значение нервной системы | 10.04 | | | | |
| Режим дня гигиена труда. Сон и его значение | | | | | |
Тема№9 Органы чувств(3ч.) | | |
| Орган зрения. Гигиена зрения | 17.04 | | | | |
| Орган слуха. Гигиена слуха | 24.04 | | | | |
| Орган обоняния. | 15.05 | | | | |
| Орган вкуса | | | | | |
| Охрана здоровья человека | 22.05 | | | | |
| | | | | | |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО учебно-методическоМУ и материально-техническОМУ обеспечениЮ образовательной деятельности ПО ПРЕДМЕТУ
Учебно – методическое обеспечение.
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой, 2011 год. Клепинина 3. А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). – М.: Просвещение, 2017.
2. Никишов А. И. Биология. Животные. 8 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) / А.И. Никишов, А. В. Теремов. – М.: Просвещение, 2017.
3. Соломина Е. Н. Биология. Человек. 9 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) / Е. Н.Соломина, Т. В. Шевырёва. – М.: Просвещение, 2017.
Электронные образовательные ресурсы:
1. http://school.edu.ru/catalog.asp - Российский общеобразовательный портал
2. http://metodist.lbz.ru/ - Методическая служба. БИНОМ. Лаборатория знаний
3. http://videouroki.net/ - Сайт учителя для учителей
4. http://pptcloud.ru/ - Презентации по природоведению для начальной школы
5. http://konspekteka.ru/prirodovedenie/ - Учебно-методические материалы и разработки по природоведению