Рабочая программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Биология», входящему в образовательную область «Естественно-научные предметы».
Планирование составлено на основе основной общеобразовательной программы для общеобразовательных учреждений Н.И. Сонина, В.Б. Захарова «Программа основного общего образования. Биология 5-9 классы» (М: Просвещение, 2014).
Учебник: Биология. Введение в биологию. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2017. –159 с.;
Учебник: Биология. Живой организм.6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2017. – 174с.
Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс. - М.: Дрофа, 2017. -176с.. Б.В. Захаров, Н.И.Сонин. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебник по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина. «Биология. Человек». 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин – М.: Дрофа, 2014. – 287 с.
«Биология. Общие закономерности» 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С. Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2012. - 286 с.
Программа рассчитана на обучающихся, имеющих смешанное специфическое расстройство психологического характера, задержку психического развития (ЗПР). Психика таких детей промежуточная между здоровым и патологическим ребенком. Это не умственно отсталые дети, а дети с замедленным темпом развития, но характеризующиеся положительной динамикой. Программа для обучения таких детей несколько изменена. Некоторые темы изучаются ознакомительно. При составлении программы учитывались следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью. Программа определяет базовый уровень подготовки учащихся основной общеобразовательной школы в соответствии со стандартами основного общего образования.
Основные направления коррекционно-развивающей работы
1. Совершенствование сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
- оптико-пространственной ориентации,
- зрительно-моторной координации и др.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6.Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации адаптированной образовательной программы (АОП) решаются коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения …
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение …
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений …
- коррекция и развитие зрительного восприятия …
- развитие слухового восприятия …
- коррекция и развитие тактильного восприятия …
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности, соразмеренности движений) …
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления) …
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки. Умение выражать свои чувства) …