СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по биологии 9 класс»













Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области»

Адапционная рабочая программ

Наименование учебного предмета ___Биология_________________________________

Класс____________9___Индивидуальник______________________________

Уровень основного общего образования

Учителя АбдулганиеваС.С. _____________________________________________________________________

Срок реализации программы, учебный год___2021-2022 учебный год___________________________________

Количество часов по учебному плану всего 33 часов в год; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе

  • Учебник « Биология. 9 класс.» 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений - М.: Вентана-Граф, 2016.И.Н. Пономарёва,О.А.Корнилова,Н.М.Чернова .

(название, автор, год издания, кем рекомендовано) Рабочую программу составила_ Абдулганиева С.С.________________________________

подпись расшифровка подписи





Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология».

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Курс должен:
Сформировать биологическое и экологическое мышление.
Дать представление о человеке как биосоциальном существе, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде;

Показать отличия в строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности от других организмов (растений, грибов, животных, бактерий, вирусов).

В соответствии с этим поставлены следующие результаты изучения биологии в 9 классе:

Предметные результаты обучения

Выпускник научится:

характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе;

приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Метапредметные результаты обучения
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
5)выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

6)аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

Личностные результаты обучения

-Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

-соблюдать правила поведения в природе;

-понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

-умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;

-понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;

-признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества;

-готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;

-уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

-проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

-признание права каждого на собственное мнение;

-эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

-готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

-умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
-реализация установок здорового образа жизни;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.




Программа «Основы общей биологии» 9 класс

Тема 1. Общие закономерности жизни (3 ч )

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Отличительные признаки

живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.


Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (5 ч)

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме . Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Органические вещества. Их роль в организме Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма Многообразие клеток. Размножение. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»

Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»


Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (8 ч)

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Разнообразие организмов. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые бактериями и вирусами. Меры профилактики заболеваний. Растения. Клетки и органы растений. Размножение. Бесполое и половое размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразие (типы, классы) животных, их роль в природе и жизни человека. Общие сведения об организме человека. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Особенности поведения человека. Социальная среда обитания человека. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие организмов. Рост и развитие организмов. Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Значение селекции и биотехнологии в жизни человека.

Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов»


Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (8 ч)

Эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Система и эволюция органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Ус лож нение организмов в процессе эволюции. Движущие силы эволюции. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Природная и социальная среда обитания человека. Роль человека в биосфере.

Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»


Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (7 ч)

Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Вид — основная систематическая единица. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Закономерности сохранения устойчивости природных экосистем. Причины устойчивости экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Экологические проблемы. Роль человека в биосфере. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды»

Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности»



















Учебно-тематический план.



Тема

Количество часов

В том числе

авторская программа

рабочая программа

лабораторных опытов

Экскурсии

1

Общие закономерности жизни

5

3

0


2

Закономерности жизни на клеточном уровне

10

5

2


3

Закономерности жизни на организменном уровне

17

8

2


4

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

20

8

1


5

Закономерности взаимоотношений организмов и среды

15

7

1


6

Резерв

3

2



7


70

33

6






























Календарно-тематическое планирование по биологии

9 классе 2021-2022 учебный год 33 часа (индивидуальник).



урока

Тема урока

Кол-во

часов


Дата

проведения

Примечание

План

Факт

1

2

3

4

5

7

1

Тема 1. Общие закономерности жизни (3 ч )

Биология — наука о живом мире. Методы биологических исследований

1




2

Общие свойства живых организмов.

1




3

Многообразие форм жизни

1




4

Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (5 ч)

Многообразие клеток. Химические вещества в клетке. Строение клетки. Лабораторная работа № 1«Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»

1




5

Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ — основа существования клетки

1




6

Биосинтез белка в живой клетке

1




7

Биосинтез углеводов — фотосинтез. Обеспечение клеток энергией

1




8

Размножение клетки и её жизненный цикл. Лабораторная работа № 2«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

1




9.

ТЕМА 3.Закономерности жизни на организменном уровне (8 ч) Организм — открытая живая система (биосистема). Примитивные организмы

1




10

Растительный организм и его особенности. Многообразие растений и значение в природе

1




11

Организмы царства грибов и лишайников. Животный организм и его особенности

1




12

Многообразие животных . Сравнение свойств организма человека и животных

1




13

Размножение живых организмов. Индивидуальное развитие организмов

1




14

Образование половых клеток. Мейоз. Основные закономерности наследственности организмов

1




15

Закономерности изменчивости. Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

1




16

Ненаследственная изменчивость. Основы селекции организмов. Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов»

1




17

Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (8ч) Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле

1




18

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле


1




19

Идеи развития органического мира в биологии.Чарлз Дарвин об эволюции органического мира

1




20

Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов

1




21

Макроэволюция как процесс проявления над видовых групп организмов. Основные направления эволюции

1




22

Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Лабораторная работа № 5«Приспособленность организмов к среде обитания»

1




23

Человек — представитель животного мира .Эволюционное происхождение человека

1




24

Ранние этапы эволюции человека. Поздние этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение.

1




25

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (7ч)

Условия жизни на Земле. Общие законы действия факторов среды на организмы

1




26

Приспособленность организмов к действию факторов среды. Биотические связи в природе

1




27

Популяции. Функционирование популяций в природе. Природное сообщество — биогеоценоз

1




28

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Развитие и смена биогеоценозов

1




29

Основные законы устойчивости живой природы.

1




30

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды»

1




31

Обобщение и систематизация знаний по теме 5

1




32

Повторение пройденного материала

1




33

Повторение пройденного материала

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!