СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по чтению 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по чтению 7 класс»

Содержание



  1. Пояснительная записка.

  2. Место учебной дисциплины в учебном плане образовательного учреждения

  3. Цели и задачи курса

  4. Результаты изучения учебного предмета

  5. Требования к уровню подготовки учащихся

  6. Содержание учебного предмета (программы).

  7. Методы и формы организации учебного процесса

  8. Планируемые результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения чтения).

  9. Тематическое планирование по учебному предмету.



  1. Пояснительная записка



Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для 7 класса составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой МБОУ СОШ д. Болотня с учетом нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 г. №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии».

  • Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) ОУ I – VIII вида» (с изменениями от 26.12.2000г.).

  • - приказа Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Учебного плана МБОУ СОШ д. Болотня для учащихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» на 2020-2021 учебный год;

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.И.Воронковой (Москва, "Просвещение", 2012 года).

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и учебному плану ОУ.

- программы:

Рабочая программа по чтению для 7 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. (Москва, Просвещение, 2010).

Учебники:

Чтение» для 7 класса (автор Аксёнова А.К ). Под редакцией В.В. Воронковой

Описание места учебного предмета в учебном плане.


Образовательная область: филология. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Российской Федерации на изучение чтения и развития речи для детей надомного обучения отводиться

Предмет «Чтение и развитие речи» включен в федеральную (базисную часть) учебного плана из расчета 4 часа в неделю, общее количество часов в год -140 ч.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по чтению, который доступен большинству школьников. Учитывая особенности этой группы учеников, рабочая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материла.

Общая характеристика предмета

Чтение обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается волевая сфера, способность к размышлениям и творчеству, знания и понимание поведенческой культуры.

Чтение во вспомогательной школе имеет практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.

Цель:

Преподавание чтения во вспомогательной школе детям-инвалидам надомного обучения состоит в том, чтобы дать понятия о смысле жизни, которые помогут им в дальнейшем включиться в полноценную жизнь.

Задачи:

  • Через уроки чтения и развития речи повышать уровень общего развития детей и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;





  • Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся;

  • Воспитывать у детей целеустремленность, работоспособность, трудолюбие;

  • Помочь овладеть русским языком на уроках чтения как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности;

  • Создать условия для обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Литературное образование в основной специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов:

-Устное народное творчество призвано ввести в мир разнообразных фольклорных жанров, познакомить с богатейшей культурой русского народа и народов мира.

-Через песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки приобщить к духовному миру культурного наследия.

-Произведения о родной природе призваны воспитать любовь и бережное отношение к животному и растительному миру.

-Произведения о друзьях-товарищах, о героическом прошлом России способствуют формированию высоко нравственных отношений между детьми и их родителями, между друзьями

-Героическое прошлое вызывает чувство гордости за свой народ и является достойным примером в воспитании патриотизма.

-Поэзия призвана приобщить к миру красоты, образности, поэтическому языку.

-Зарубежная литература призвана ввести в мир лучших шедевров западной литературы.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками истории (произведения об исторических событиях).

Планируемые результаты

.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Ведущее место предмета «Чтение и развитие речи» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка и литературы способствует формированию у обучающихся представлений о языке, как основном средстве человеческого общения, явлений национальной культуры и основе национального самосознания.

Личностные

-осознание себя как гражданина России;

-формирование чувств гордости за свою Родину;

-овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся развивающемся мире.

В области предметных результатов:

-овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных пи­сателей;

-получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

-научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса (VIII вида)

Учащиеся должны уметь:

  1. читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать и «про себя»;

  2. выделять главную мысль произведения;

  3. характеризовать главных  действующих лиц;

  4. пересказывать содержание прочитанного.

Учащиеся должны знать:

  1. наизусть 10 стихотворений.

Навыки чтения:

  1. Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

  2. Выделение главной мысли произведения.

  3. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их  поступков,  подтверждение  своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.

  4. Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.

  5. Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.

  6. Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.

  7. Заучивание наизусть стихотворений.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Техника чтения проверяется в начале, середине,  конце учебного года и составляет в 7 классе – 70 – 80  слов в минуту


Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи.

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бегло, выразительно;

- выделяет главную мысль произведения или части;

- делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;

- допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно;

- допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

- выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки;

- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;

- активно участвует в выделении главной мысли произведения;

- делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;

- оценивает поступки героев;

- отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам;

- читает стихотворение наизусть без ошибок

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

- характеризует героев по наводящим вопросам учителя;

- допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз;

- затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа;

- называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя;

- пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя;

- отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.

Проверка техники чтения

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):  7 класс - 90-100 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения

Содержание тем учебного курса

«Чтение» 7 класс (4 ч. в неделю).



Устное народное творчество. (19 ч)

Русская народная сказка «Сивка бурка». Русская народная сказка «Журавль и Цапля». Русская народная сказка «Умный мужик». Проверка техники чтения. Былина «Три поездки Ильи Муромца». Народные песни. Пословицы. Загадки. Урок внеклассного чтения.

Из произведений русской литературы XIX века. (59 ч)

А.С. Пушкин. Биографические сведения. А.С. Пушкин «Сказка о царе Cалтане…». Просмотр мультфильма по одноименной сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». А.С. Пушкин «Зимний вечер». А.С. Пушкин «У Лукоморья». Урок внеклассного чтения.

М.Ю. Лермонтов. Биографические сведения. М.Ю. Лермонтов «Бородино». И.А. Крылов. Жанр басня. Особенности басен Крылова. Басня «Кукушка и Петух». Басня «Волк и Журавль». Басня «Слон и Моська». Урок внеклассного чтения. Н.А. Некрасов. Биографические сведения; «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин».

Л.Н. Толстой. Биографические сведения. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Просмотр фильма по одноименной повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Урок внеклассного чтения. А.П. Чехов. Биография писателя; «Хамелеон». Урок внеклассного чтения. Проверка техники чтения. В.Г. Короленко. Биографические сведения. Повесть «Дети подземелья». Тестирование по пройденному материалу. В.Г. Короленко «Дети подземелья». Урок внеклассного чтения.

Из произведений русской литературы XX века. (62 ч)

А. М. Горький. Биографические сведения. Отрывки из повести «Детство». Отрывки из повести «В людях». Обобщающий урок по творчеству М. Горького. Урок внеклассного чтения. М. Исаковский «Детство», «Ветер», «Весна». К. Паустовский. Биографические сведения. Рассказ «Последний черт». Урок внеклассного чтения. М. Зощенко «Великие путешественники» Урок внеклассного чтения. К. Симонов. Биографические сведения. К. Симонов «Сын артиллериста». Урок внеклассного чтения. В. Катаев. Биографическая справка. «Флаг». Урок внеклассного чтения. Н. Рыленков. Биографическая справка. «Деревья», «Весна без вещуньи-кукушки», «Все в танцующей дымке». Проверка техники чтения. Ю. Коваль. Биографическая справка. «Капитан Клюквин», «Картофельная собака». Ю. Яковлев «Багульник». Р. Погодин. Биографическая справка. «Время говорит - пора». Проверка техники чтения. А. Алексин. Биографическая справка. «Двадцать девятое февраля». Урок внеклассного чтения. К. Ваншенкин. Библиографическая справка. «Мальчишка». Итоговый обобщающий урок за курс 7 класса. Тестирование по пройденному материалу. Задания на лето.

Формы организации учебного процесса

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как словесный, наглядный, практический.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Типы уроков:



- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний.

- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок). Цель: выработка умений по применению знаний.

- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок). Цель: обобщение знаний.

- Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Цель: определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками.

- Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:


Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой).

Наглядный (наблюдение, демонстрация).

Практический.

Методы контроля.

Формы работы:


Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.


Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

- составление плана текста;

- пересказ текста по плану;

- пересказ текста по предполагаемым вопросам;

- продолжение текста;

- выразительное чтение;

- чтение наизусть;

- чтение по ролям.

Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого ученика 5-9 классов. Контроль осуществляется после изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.

Виды контроля:

1) самоконтроль;

2) контроль учителя.




Тематическое планирование «Чтение и развитие речи».


Тема

Краткое содержание.

Всего часов.

Обязательный минимум знаний, умений и навыков.

(ЗУН).

Внеклассное

чтение

Устное народное творчество.

Понятие об У.Н.Т. Сказки. Былины. Песни. Пословицы и загадки, народные сказки.

19


      1-й уровень

  • читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях — целым словом);

  • читать про себя с предварительным заданием легкие по содержанию тексты;

  • выделять тему и идею произведения с помощью учителя;

  • формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);

  • делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;

  •  характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;

  • выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);

  • соотносить читаемые произведения с определенным жанром (с помощью учителя);

  • выучить наизусть не менее 10 стихотворений;

  •  читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в ее обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя. 

  • 2-й уровень

  • читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;

  • читать про себя проанализированные ранее тексты;

  •  отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображенным событиям;

  • высказывать свое отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;

  •  выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);

  • учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);

  • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.

      


2




3






3



Русская литература XIX века.

Рассказы, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей. Стихи, сказки. Басни И.А. Крылова, исторические произведения.

59

Из произведений русской литературы ХХ века.

Рассказы, стихи, литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей. Рассказы, стихи о подвигах защитников Отечества.













62

































140 ч.









Календарно-тематическое планирование.

«Чтение» 7 класс (140 часов).

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов


Дата

Результаты обучения УУД

Коррекционная работа

Тип урока

Домашнее задание

план

факт

Устное народное творчество (17 ч. + 1 ч. вн. чт. + 1 ч. ТЧ)

1

Устное народное творчество. Жанры.

1



Толкование пословиц и поговорок. Анализ загадок. Составление плана пересказа статьи..

Изучение новых знаний

пересказать статью

2

Пословицы и поговорки. Загадки.

1



Пересказ по плану. Чтение с делением на части

Изучение новых знаний.

запомнить загадки

3

Сказка как жанр устного народного творчества.

1



Называние сказок, которые читали, определение, к какой группе они относятся. Пересказ по плану Чтение с делением на части.

Комбинированный

Пересказ статьи о сказках.

4

Особенности волшебной сказки.

1



Высказывание по иллюстрациям. Составление плана. Чтение с делением текста на части. Чтение по ролям.

Комбинированный

прочитать сказку

5

Сказка «Сивка-Бурка» (русская народная сказка)

1



Составление плана. Пересказ сказки по плану. Восстановление последовательности событий по плану, по сюжетным картинкам.

Комбинированный

Рассказ об особенностях волшебной сказки.

6

Особенности сказок о животных.

1



Чтение с делением текста на части. Выразительное чтение.

Комбинированный

прочитать статью

7


«Журавль и Цапля» (русская народная сказка)

1



Пересказ по ролям. Чтение по ролям.

Урок изучения новых знаний.

Пересказать сказку

8

Особенности бытовых сказок.

1



Пересказ по коллективно составленному плану. Выборочное чтение. Чтение с делением на части.

Урок изучения новых знаний.

прочитать сказку

9


«Умный мужик» (русская народная сказка).

1



Определение и доказательство, кто из героев сказки поступает справедливо. Характеристика действующих лиц. Описание иллюстраций

Урок изучения новых знаний.

пересказать сказку

10

Урок техники чтения. («0» срез).

1




Урок практического применения умений


11


Былина как жанр устного народного творчества.

1



Сравнение особенностей былины и сказки. Разбор устаревшей лексики. Цитирование с опорой на иллюстрации. Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Урок изучения новых знаний.

пересказать по плану

12

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

1



Составление плана. Пересказ по плану. Цитирование с опорой на иллюстрации. Чтение с делением на части. Выборочное чтение

Урок изучения новых знаний.

ответить на вопрос

13

Характеры героев былины. Язык былины

1



Выразительное чтение.

Комбинированный урок.

Пересказать былину

14

Жанр фольклора – народные песни

1



Работа с образными словами и выражениями.

Урок изучения новых знаний.

пересказать статью

15


Народные песни. «Эх, кабы на цветы не морозы…»


1



Правильное чтение.

Комбинированный урок.

читать песню

16

Народная песня «По улице мостовой»

1



Настроение песни. Особенности народных песен. Выразительное чтение.

Комбинированный урок.

Прочитать выразительно песню

17

Пословицы из русских народных сказок

1



Подбор пословиц о чтении книг, о временах года, о животных.

Комбинированный урок.

выбрать из сказок пословицы

18

Загадки в русских народных сказках

1



Подбор сказок с загадками

Комбинированный урок.

найти ответы к загадкам

19

Внеклассное чтение. Русские народные сказки.

1



Пересказ эпизодов. Словесное рисование. Чтение по ролям.

Урок изучения новых знаний


Из произведений русской литературы XIX века (52 час + 5 ч. вн. чт. + 2 ч. ТЧ)

20

Знакомство с Русской литературой XIX века

1



Знакомство учащихся с классиками XIX века.

Урок изучения новых знаний

прочитать статью

21

Биография А.С. Пушкина

1



Рассказ биографии поэта по плану. Чтение с делением текста на части.

Урок изучения новых знаний.

Пересказать статью по плану.

22


А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1



Цитирование с опорой на иллюстрации. Составление плана.

Комбинированный

прочитать сказку

23

Решение царя. Заговор сестёр.

1



Чтение с делением на части. Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Комбинированный

Читать выразительно фрагмент сказки

24

Чудеса на острове.

1



Словесное рисование. Составление высказываний по иллюстрациям с опорой на авторский текст. Составление плана. Работа с репродукцией картины Врубеля «Царевна Лебедь». Выборочное чтение. Выразительное чтение. Чтение с делением на части.

Комбинированный

Пересказать по плану.

25

Сёстры матери чинят препятствия.

1



Словесное рисование. Составление высказываний по иллюстрациям с опорой на авторский текст. Составление плана. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Чтение с делением на части.

Комбинированный

подготовить иллюстрацию

26

Поведение сестер и бабы Бабарихи. Обещания царя Салтана.

1



Характеристика действующих героев по вопросам. Выборочный пересказ. Составление плана. Чтение с делением на части.

Комбинированный

Пересказать по плану.

27

Встреча царя Салтана с сыном.

1



Характеристика действующих героев по вопросам. Выборочный пересказ. Составление плана. Чтение с делением на части. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выразительное чтение.

Комбинированный

ответить на вопросы

28

Просмотр мультфильма по одноименной сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

1



Составление плана. Краткий пересказ сказки по данному плану. Сходство и различие авторской сказки и народной. Чтение с делением на части. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Заучивание отрывка наизусть.

Урок изучения новых знаний.

выучить отрывок наизусть

29


Урок техники чтения.

1




Урок практического применения умений


30

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

1



Работа с эпитетами и сравнениями Словесное рисование. Выразительное чтение. Заучивание наизусть (отрывка).

Урок изучения новых знаний.

выучить наизусть

31

А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»

1



Работа с устаревшей лексикой. Словесное рисование. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

Урок изучения новых знаний.

читать выразительно отрывок

32

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».

1



Пересказ эпизодов. Ответы на вопросы. Выборочное чтение.

Урок изучения новых знаний.

33


М.Ю. Лермонтов. Творческий портрет.

1



Составление плана.

Рассказ биографии по плану. Чтение с делением текста на части.

Урок изучения новых знаний.

читать статью

34


М.Ю. Лермонтов «Бородино»

1



Работа с устаревшей лексикой. Составление плана. Чтение с делением на части. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выразительное чтение отрывка «Перед боем»

Урок изучения новых знаний.

читать выразительно

35

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Исторический аспект произведения

1



Словесное рисование. Цитирование с опорой на иллюстрации. Выборочное чтение. Выразительное чтение отрывка «Бой». Заучивание наизусть.

Комбинированный

Выучить наизусть отрывок «Перед боем»

36

И.А. Крылов. Биография баснописца.

1



Рассказ биографии по плану. Работа с пословицами и поговорками. Чтение с делением текста на части.

Урок изучения новых знаний.

читать статью

37

И.А. Крылов. Басня «Кукушка и Петух»

1



Словесное рисование. Выявление морали басни. Работа с пословицами. Чтение по ролям.

Урок изучения новых знаний.

читать выразительно басню

38

И.А. Крылов. Басня «Волк и Журавль»

1



Словесное рисование. Выявление морали басни. Работа с пословицами. Чтение по ролям. Заучивание наизусть.

Комбинированный

выучить наизусть басню

39

И.А. Крылов Басня «Слон и Моська»

1



Словесное рисование. Выявление морали басни. Работа с пословицами. Выразительное чтение.

Комбинированный

читать выразительно

40


Внеклассное чтение. В.В. Бианки. Рассказы «Мышарик», «Вести из леса».

1



Выборочный пересказ. Словесное рисование. Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Урок изучения новых знаний.


41


Н.А. Некрасов. Биография писателя, его творчество

1



Рассказ о жизни Некрасова в Петербурге. Главная тема его поэзии. Объяснение строчек о смысле творчества поэта. Чтение с делением на части.



Урок изучения новых знаний.

прочитать статью

42

Н.А. Некрасов. «Несжатая полоса»

1



Словесное рисование. Олицетворение, эпитеты. Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Комбинированный

читать выразительно

43

Н.А. Некрасов. «Генерал Топтыгин»


1



Составление плана. Пересказ по плану с цитированием. Словесное рисование. Чтение с делением на части. Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Комбинированный

ответить на вопросы

44

Н.А. Некрасов. «Генерал Топтыгин». Комичность и драматизм в стихотворении




1



Объяснение названия стихотворения. Что смешного, комичного в ситуации, описанной поэтом? В чем драматизм, тяжесть случившегося? Характеристика смотрителя по плану и опорным словам. Выборочное чтение.

Комбинированный

читать выразительно

45

Л.Н. Толстой. Творческий портрет.

1



Пересказ по плану биографической статьи. Чтение с делением на части.

Урок изучения новых знаний.

Пересказать по плану биографию писателя.

46


Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник».

1



Составление плана. Краткий пересказ по плану.

Урок изучения новых знаний.

прочитать первую часть

47

I часть. Пленение Жилина.

1



Чтение с делением на части.

Комбинированный

ответить на вопросы

48


II часть. В горском поселении.

1



Составление рассказа по иллюстрации «Как жили горцы». Сравнение поведения Жилина и Костылина по вопросам.

Комбинированный

пересказать вторую часть

49

Жилин в плену

1



Краткий пересказ по плану. Чтением по ролям. Чтение с делением текста на части.

Комбинированный

нарисовать рисунок

50

Поведение Жилина и Костылина в плену

1



Сравнение поведения Жилина и Костылина по вопросам.

Комбинированный

Сравнить поведение героев в плену.

51

Знакомство Жилина с Диной

1



Чтением по ролям. Выборочное чтение.

Комбинированный

ответить на вопрос

52

III часть. Отношение окружающих к Жилину.

1



Выборочный пересказ по данному плану. Выборочное чтение.

Комбинированный

пересказать эпизод

53

Отношение Жилина к Костылину

1



Подбор отрывков к данному плану.

Комбинированный

прочитать четвёртую часть

54


IV часть. Жилин планирует побег.

1



Сравнение описания природы и переживаний Жилина. Составление плана.

Комбинированный

пересказать эпизод

55

Жилин не бросает товарища

1



Выборочный пересказ по плану. Чтение с делением на части. Выборочное чтение.

Комбинированный

ответить на вопрос

56


V часть. Неудачный побег.

1



Составление плана. Пересказ по плану. Сравнение поведения Жилина и Костылина.

Комбинированный

прочитать пятую часть

57

Жилин снова в плену

1



Чтение по ролям. Чтение с делением на части.

Комбинированный

пересказать по плану

58


VI часть. Дружба Жилина и Дины.

1



Рассказ о дружбе Жилина и Дины по данному плану и опорным словам. Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Комбинированный

прочитать выразительно эпизод

59

Просмотр фильма по одноименной повести

Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

1




Урок изучения новых знаний.


60

Обобщающий урок по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

1



Сравнительная характеристика Жилина и Костылина по данному плану и опорным словам. Краткий пересказ по плану. Выборочное чтение.

Урок повторения и обобщения полученных знаний

составить рассказ по плану

61

Внеклассное чтение. Л.Н. Лагин «Старик Хоттабыч»

1



Ответы на вопросы. Пересказ с опорой на иллюстрации. Восстановление последовательности событий. Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Урок изучения новых знаний.


62

А.П. Чехов. Биография писателя, его творчество

1



Составление плана. Пересказ по плану. Беседа о самовоспитании. Чтение с делением на части.

Урок изучения новых знаний.

прочитать статью

63

А.П. Чехов. «Хамелеон».

1



Описание базарной площади, действующих лиц. Выборочное чтение. Чтение по ролям.


Урок изучения новых знаний.

Пересказать рассказ

64

А.П. Чехов. «Хамелеон». Итог произведения

1



Характеристика действующих лиц по данному плану и опорным словам. Выборочное чтение.

Комбинированный

ответить на вопросы

65

Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Спать хочется», «Каштанка».

1



Выборочный пересказ. Характеристика действующего лица. Выборочное чтение.

Урок изучения новых знаний.


66

Урок техники чтения.

1




Урок практического применения умений


67

В.Г. Короленко. Биография писателя, его творчество

1



Пересказ биографии по плану. Чтение с делением текста на части.


Урок изучения новых знаний.

прочитать статью

68

В.Г. Короленко. «Дети подземелья».

1



Рассказ об отношениях

Васи с сестрой, Васи с отцом.

Комбинированный

перечитать первую часть


69

«Дети подземелья». Я и мой отец

1



Самостоятельное чтение. Выборочное чтение.

Комбинированный

ответить на вопрос

70

«Дети подземелья». Я приобретаю новое знакомство. 1 часть.

1



Описание часовни и её обитателей по опорным словам.

Комбинированный

Рассказать об отношениях

Васи с сестрой

71

«Дети подземелья». Знакомство продолжается.

1



Выборочное чтение.

Комбинированный

нарисовать рисунок

72

«Дети подземелья». Моё общение с Васей. 2 часть.

1



Деление главы на части по плану. Пересказ по плану.

Комбинированный

пересказать эпизод

73

«Дети подземелья». Как рассказать отцу?




Чтение с делением текста на части.

Комбинированный

ответить на вопросы

74

«Дети подземелья». Разговор с отцом Васи

1



Сравнение по плану двух девочек. Выборочное чтение.


Комбинированный

Пересказать по плану.

75

«Дети подземелья». Осенью.

1



Характеристика Валека и Васи, их отношения с сёстрами. Характеристика судьи по плану и опорным словам. Выборочное чтение.

Комбинированный

дочитать главу

76

«Дети подземелья». Кукла.


1



Устное сочинение на тему «Минуты радости и тревоги». Пересказ главы по плану. Чтение по ролям. Чтение с делением на части.

Комбинированный

ответить на вопрос

77

Обобщающий урок. Тестирование по пройденному материалу.


1



Объяснение названия повести.

Характеристика Васи и Валека по опорным словам. План повести. Краткий пересказ по плану. Выборочное чтение.

Урок повторения и обобщения полученных знаний

прочитать рассказ

78

Внеклассное чтение. В.Г. Короленко. «Купленные мальчики»

1



Беседа по содержанию. Выборочное чтение.

Урок изучения новых знаний.


Из произведений русской литературы XX века (54 часа + 6 ч. вн. чт. + 2 ч. ТЧ)

79

Знакомство с Русской литературой XX века

1



Знакомство учащихся с классиками XX века.

Урок изучения новых знаний

прочитать статью

80

А.М. Горький.

Биография писателя, его творчество




Пересказ биографии по плану. Чтение с делением текста на части.


Урок изучения новых знаний

рассказать о писателе

81




А.М. Горький. «Детство».


1



Характеристика обитателей дома деда, их взаимоотношений по вопросам и опорным словам.

Урок изучения новых знаний.




прочитать вступление

82

«Детство». Жизнь в доме деда глазами Алеши

1



Пересказ от имени героя. Чтение по ролям.

Комбинированный

пересказать отрывок

83


История с напёрстком.

1



Составление плана. Пересказ по плану..

Комбинированный

ответить на вопрос

84

«Детство». Что ждёт Алёшу?




Чтение с делением текста на части. Чтение по ролям

Комбинированный

нарисовать рисунок

85


«Детство». Наказание Алёши.

1



Составление плана. Пересказ по плану.

Характеристика матери Алёши по вопросам. Чтение с делением текста на части. Чтение по ролям.

Комбинированный

Пересказать по плану

86


«Детство». Бабушка и Цыганок.

1



Характеристика Бабушки и Цыганка по вопросам и опорным словам. Выборочное чтение.

Комбинированный

прочитать выразительно отрывок

87


А.М. Горький «В людях». В доме чертёжника. 1часть.

1



Художественные определения для описания дома и его хозяев. Пересказ по плану. Чтение с делением текста на части. Выборочное чтение.

Комбинированный

ответить на вопрос

88

А.М. Горький «В людях». В доме чертёжника.

2 часть.

1



Пересказ по плану. Чтение с делением текста на части. Выборочное чтение.

Комбинированный

Пересказать по плану.

89

А.М. Горький «В людях». Страсть к чтению.

1



Характеристика Алёши по плану и опорным словам. Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Комбинированный

нарисовать рисунок

90

Обобщающий урок по произведениям

А.М. Горького.

1



Ответы на вопросы. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрации и авторский текст. Автобиографические повести. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Слушание отдельных глав из повести Детство» А. М. Горького

Урок повторения и обобщения полученных знаний


91

Внеклассное чтение. А.М. Горький «Детство»

1




Урок изучения новых знаний


92

М.В. Исаковский. Краткая биография.

1



Пересказ биографии М.В. Исаковского по плану. Ответы на вопросы по тексту стихотворения.



Урок изучения новых знаний


знать статью

93

М.В. Исаковский «Детство».

1



Образные слова и выражения. Словесное рисование. Чтение с делением на части. Выразительное чтение.

Урок изучения новых знаний

прочитать стихотворение

94

М.В. Исаковский «Ветер»

1



Словесное рисование. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

Комбинированный

выучить наизусть

95


М.В. Исаковский «Весна»

1



Олицетворение. Словесное рисование. Выразительное чтение.

Комбинированный

читать выразительно

96

К.Г. Паустовский. Биографические сведения.

1



Ответы на вопросы. Выборочное чтение.

Урок изучения новых знаний

прочитать статью

97

К.Г. Паустовский «Последний чёрт».

1



Словесное рисование. Составление плана. Пересказ по плану.

Урок изучения новых знаний

прочитать произведение

98

«Последний чёрт». Герои рассказа




Деление текста на части. Выборочное чтение


Ответить на вопросы.

99

К.Г. Паустовский «На глухом озере»

1



Последовательность событий. Составление плана. Деление текста на части. Чтение по ролям.

Урок изучения новых знаний

Пересказать по плану.

100


Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Жильцы старого дома»

1



Ответы на вопросы. Выборочный пересказ. Выборочное чтение.

Урок изучения новых знаний


101

М.М. Зощенко. Краткие биографические сведения

1



Ответы на вопросы. Выборочное чтение.



Урок изучения новых знаний

прочитать статью

102

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1



Последовательность событий. Составление плана.

Урок изучения новых знаний

дочитать произведение

103

«Великие путешественники». Главные герои

1



Деление текста на части. Чтение по ролям.

Комбинированный

ответить на вопрос

104

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы

М. М. Зощенко.

1



Ответы на вопросы. Выборочный пересказ. Выборочное чтение.

Урок изучения новых знаний


105

К.М. Симонов. Творческий портрет.

1



Составление плана. Пересказ биографии по плану. Рассказ о войне. Чтение с делением текста на части.

Урок изучения новых знаний

прочитать статью.


106

К.М. Симонов. «Сын артиллериста», I часть.

1



Ответы на вопросы. Описание внешности лейтенанта Петрова по плану. Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Урок изучения новых знаний

прочитать выразительно

107

К.М. Симонов. «Сын артиллериста», II часть.

1



Ответы на вопросы. Слова, характеризующее состояние майора Деева, поступок Лёньки. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

Комбинированный

ответить на вопросы

108

Внеклассное чтение. А.А. Сурков. Стихотворения из цикла «Победители».

1



Выборочный пересказ. Ответы на вопросы. Беседа о событиях войны. Выборочное чтение.

Урок изучения новых знаний


109

В.П. Катаев. Краткие биографические сведения.

1



Составление плана. Пересказ биографии по плану. Рассказ о войне. Чтение с делением текста на части.

Урок изучения новых знаний




прочитать статью

110

В.П. Катаев. Флаг. 1 часть.

1



Беседа о событиях войны. Цитирование с опорой на иллюстрации. Пересказ плану и по опорным словам 1 части. Чтение с делением текста на части. Выборочное чтение.



Урок изучения новых знаний




Пересказать по плану.

111

В.П. Катаев. Флаг. 2 часть.

1



Составление плана. Пересказ по плану.

Оценка подвига русских моряков. Чтение с делением текста на части. Выборочное чтение.

Комбинированный

ответить на вопросы

112

Внеклассное чтение. В.П. Катаев «Хуторок в степи»

1



Выборочный пересказ. Словесное рисование. Выборочное чтение.

Урок изучения новых знаний



113

Урок техники чтения.

1




Урок практического применения умений


114

Н.И. Рыленков. Биографическая справка.

1



Сравнение стихотворения М.В. Исаковского «Детство», Н.И. Рыленкова «Деревья». Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Урок изучения новых знаний






читать статью

115

Н.И. Рыленков «Деревья»

1



Работа с образными словами и выражениями. Изменение настроения стихотворения. Выразительное чтение. Словесное рисование.

Комбинированный

читать выразительно стихотворения


116

Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки…»

1



Словесное рисование. Работа с образными словами и выражениями. Выразительное чтение. Словесное рисование. Заучивание наизусть.

Комбинированный

выучить наизусть

117


Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…»

1



Участие в беседе. Цитирование. Словесное рисование. Выразительное чтение.

Комбинированный

читать выразительно

118

Ю.И. Коваль. Биографическая справка.


1



Ответы на вопросы по биографической статье. Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Урок изучения новых знаний


прочитать статью

119

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин»

1



Описание клеста по плану и опорным словам. Определение основной мысли и художественных особенностей рассказа. Выборочное чтение.

Урок изучения новых знаний


дочитать произведение

120

«Капитан Клюквин». Истории героя

1




Комбинированный

ответить на вопросы

121

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». 1 часть.

1



Озаглавливание частей. Пересказ по плану. Чтение с делением на части. Чтение по ролям.

Урок изучения новых знаний


прочитать произведение

122

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». 2 часть.

1



Пересказ по данному плану. Словесное рисование. Выборочное чтение. Деление текста на части по данному плану.

Комбинированный

Пересказать 1 часть по плану.

123

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». 3 часть.

1



Описание собаки по данному плану и опорным словам. Выборочное чтение. Чтение с делением текста на части.

Комбинированный

ответить на вопросы

124

Ю.Я. Яковлев. Краткая биография.

1



Пересказ по коллективно составленному плану биографической статьи. Чтение с делением текста на части.




Урок изучения новых знаний




прочитать статью

125

Ю.Я. Яковлев «Багульник». Герои рассказа.

1



Составление рассказа о героях по опорным словам. Выборочное чтение.

Урок изучения новых знаний


читать произведение


126

Ю.Я. Яковлев «Багульник». Секрет Кости.

1



Составление плана. Пересказ по плану.

Рассказ о собаках от лица Кости. Чтение с делением текста на части.

Комбинированный

Составить рассказа о героях по опорным словам.

127

Ю.Я. Яковлев «Багульник». Верность собак и отношение к ним людей.

1



Описание собак по опорным словам. Рассказ о Косте по плану и опорным словам. по ролям. Выборочное чтение.

Комбинированный

Пересказ по плану эпизод

128

Р.П. Погодин. Биографическая справка.

1



Пересказ по коллективному плану.

Урок изучения новых знаний




прочитать статью

129

Р.П. Погодин «Время говорит – пора» 1 часть.

1



Чтение с делением текста на части.

Урок изучения новых знаний


Рассказать о Косте по опорным словам.

130

«Время говорит – пора» 2 часть.

1



Оценка поступков отца и мальчика. Чтение по ролям.

Комбинированный

Пересказать по плану 2 часть.

131


«Время говорит – пора» 3 часть.

1



Сравнительная характеристика Володи и его отца по плану и опорным словам. Выборочное чтение.

Комбинированный

читать 3 часть.

132

Урок техники чтения.

1




Урок практического применения умений


133


А.Г. Алексин. Биографические сведения.


1



Ответы на вопросы по биографической статье. Составление плана. Краткий пересказ по плану. Самостоятельное чтение. Чтение текста с делением на части.

Урок изучения новых знаний


прочитать статью

134

А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля»

1



Составление характеристики Лили по плану и опорным словам. Чтение по ролям.

Урок изучения новых знаний


дочитать произведение

135

Внеклассное чтение. А.Н. Алексин «Звоните и приезжайте».

1




Урок изучения новых знаний



136

К. Я. Ваншенкин. Биографические сведения.

1



Ответы на вопросы по биографии поэта. Деление текста стихотворения на части. Характеристика героя, описание его настроения, чувств. Самостоятельное чтение биографической статьи.



Урок изучения новых знаний








читать статью

137

К.Я. Ваншенкин Стихотворение «Мальчишка»

1



Словесное рисование. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Самостоятельное чтение.

Урок изучения новых знаний


выучить наизусть

138

К.Я. Ваншенкин. «Снежки».

1



Словесное рисование. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Самостоятельное чтение.

Комбинированный

читать выразительно

139

Тестирование по пройденному материалу

1



Викторина

Урок повторения и обобщения полученных знаний


140

Итоговый обобщающий урок за курс 7 класса..

Задания на лето.


1



Выборочный пересказ. Работа с иллюстрациями. Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Урок повторения и обобщения полученных знаний







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!