СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная программа по литературе для учащихся с ЗПР составлена на основе авторской программы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М.:
Дрофа. Преподавание ведется по учебникам-хрестоматиям для общеобразовательных учреждений (автор – составитель Курдюмова Т.Ф.)
Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих трудности в обучении и требующих специальной направленности образовательного процесса.
К коррекционно – развивающим задачам относятся:
формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоцианальном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоцианально- волевой сфере детей,коррекция личностного развития ребенка;
развитие и расширение знаний детей об окружающем мире. Обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами,Обозначающими действия и признаки,которые называют чувства, переживаемые самим говорящим.
с. Весело – Вознесенка Неклиновского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Весело-Вознесенская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Потемкина А. Н.
«Утверждаю»
Директор МБОУ В-Вознесенской СОШ
Приказ от __31 августа 2018_ № ___312__
_______________ Синеокова Е. П.
МП
МП
Адаптированная программа
по литературе для обучающихся АООП ООО для детей с ЗПР (вариант 7.2)
Количество часов: 105.
Учитель: Прокопцова Надежда Николаевна
Программа разработана на основе Рабочей программы по литературе, составленной Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леоновым, Е.Н. Колокольцевым, О.Б. Марьиной – Москва, «Дрофа», 2010.
Пояснительная записка.
Данная программа по литературе для учащихся с ЗПР составлена на основе авторской программы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М.:
Дрофа. Преподавание ведется по учебникам-хрестоматиям для общеобразовательных учреждений (автор – составитель Курдюмова Т.Ф.)
Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих трудности в обучении и требующих специальной направленности образовательного процесса.
К коррекционно – развивающим задачам относятся:
формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоцианальном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоцианально- волевой сфере детей,коррекция личностного развития ребенка;
развитие и расширение знаний детей об окружающем мире. Обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами,Обозначающими действия и признаки,которые называют чувства, переживаемые самим говорящим.
При составлении программы был уменьшен объем теоретических сведений, отдельные темы или целые разделы включены в материалы для обзорного или ознакомительного изучения
Общая характеристика учебного предмета.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.
В основе обучения литературе в 5 классе лежат следующие технологии:
ориентированная на результат;
обучения в сотрудничестве;
проектного обучения.
Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе — 105ч. (3часа в неделю). Учитывая, что по производственному календарю в 2018- 2019 г. праздничные дни 08.03,01.05 ,02.05 совпали с днями проведения уроков и 12 часов отведено на родную литературу, то фактически будет проведено 90 уроков. Программа составлена с учетом уплотнения материала. Обучение ведется по учебнику Т Ф Курдюмовой. Литература. 5 класс. В2 ч.: учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа 2015г.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Данная рабочая программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе и реализует основные идеи стандарта для основной школы.
Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении предмета«Литература»:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты обучающихся основной школы:
познавательные:
• понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора и литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
ценностно-ориентационные:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и определение собственного отношения к ней;
коммуникативные:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
эстетические:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета коррекционного курса
Происхождение и развитие литературы
Искусство как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Искусство слова как наиболее совершенная форма человеческой речи. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафора, сравнение, риторическое обращение, риторический вопрос и др.
Уроки литературы. Труд писателя и труд читателя. Работа ученика с художественным текстом как школа читательского мастерства. Знания и умения читателя. Ученик как слушатель и как исполнитель — чтец художественного текста.
Теория. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Общее понятие о тропах и фигурах в художественном слове.
Мифы народов мира
Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и народов. Календарные мифы и календарные праздники. Связь мифов с ритуалами. Масленица, народные обычаи, связанные с этим праздником. Яркость поэтического изображения природы и Вселенной в мифах. Персонажи славянской мифологии. Греческие мифы. Подвиги Геракла. «Золотые яблоки Гесперид».
Теория. Мифы.
Устное народное творчество
(Фольклор)
Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отраженное в фольклоре. Эстетическое совершенство произведений русского фольклора.
Теория. Фольклор. Жанры фольклора. Детский фольклор.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Рассказчики и слушатели сказок.
«Царевна-лягушка». Волшебные превращения героини. Василиса Премудрая и Иван-царевич. Роковая ошибка героя и стремление добиться перелома в судьбе. Способность героев волшебной сказки преодолевать препятствия и добиваться победы. Волшебные помощники. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке. Народные идеалы в сюжете и образах сказки. Художественное совершенство сказок. Любимое число сказок (троекратное повторение).
Народные сказки в творчестве художников (В.М.Васнецов, И.А.Билибин и др.).
Теория. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка.
СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА
Отражение полноты жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главные достоинства героев сказок.
Теория. Сюжет сказки и реальная жизнь.
«Тысяча и одна ночь» ( «Путешествия Синдбада-морехода»). «Тысяча и одна ночь» - сборник народных сказок. «Путешествия Синдбада-морехода» - сказки об освоении незнакомого мира. Стремление Синдбада познать тайны далеких стран — причина его путешествий и приключений.
Теория. Путешествие как жанр.
МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА.
Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор.
Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.
Теория. Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора.
Пословицы. Поговорки. Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в тексты художественных произведений. Отличие пословиц от поговорок по роли в речи и по завершенности мысли. Связь с другими жанрами фольклора. Процесс постоянного обогащения речи малыми формами фольклора.
Теория. Пословица. Поговорка. Отличительные особенности. Афоризм.
Загадки. Загадка как один из видов фольклора и как древнейшая форма «тестов» на сообразительность. Особенности процесса создания загадок: роль метафоры и сравнения в их создании. Роль и место загадки в фольклоре и литературе.
Теория. Загадка и особенности ее строения. Отгадка.
Анекдот. Анекдот как один из малых жанров фольклора. Популярность анекдота. Рождение анекдотов. Герои и сюжеты анекдотов. Циклы анекдотов. Судьба анекдота в устной речи и в литературе.
Теория. Анекдот.
Причины создания произведений, сочетающих разные жанры: сказка-загадка, сказка-анекдот.
Песни. Частушки. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Одна из самых поздних форм песенного фольклора — частушка. Стих и мелодия в песне и частушке. Причины популярности этих жанров.
Теория. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора.
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР
Народный театр в истории русской культуры. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой кукольных пьес — озорник Петрушка. Синкретический характер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами
фольклора.
Теория. Театр. Сцена. Пьеса. Особенности построения и оформления драматического произведения: акт, действие, явление; мизансцена; декорация.
«Озорник Петрушка». Пьесы о Петрушке и их сюжеты. Петрушка и другие герои пьесы. Острота столкновения Петрушки и его врагов. Стремительность развития действия и яркость диалогов. Насыщенность пьесы малыми жанрами фольклора. Особенности кукольного театра.
Теория. Диалог, реплика, ремарка.
Методика. При изучении фольклора важно учитывать, что эти произведения долгое время существовали только в устной форме. Поэтому их изучение предполагает активное использование звучащей речи, а там, где это представляется возможным, - обращение к импровизации.
ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА
РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА
Славные имена русских писателей 19 века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии.
Теория. Классика. Классическое произведение.
И. А. Крылов. «Свинья под Дубом», «Осел и мужик». Расцвет русской басни в начале 19 в. Великий баснописец Крылов. Обличение воинствующего невежества в баснях Крылова. Невежа и невежда. Злободневность морали басни «Свинья под Дубом». Герои басен. Мораль басен. Басня и ее читатели.
Теория. Басня. Аллегория. Олицетворение. Сюжет и мораль басни.
А.С.Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Родная природа в лирике поэта. Сказки Пушкина (повторение изученного в начальной школе).
«Руслан и Людмила». Связь пролога к поэме с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета. Руслан, его друзья и помощники, соперники и враги. Людмила — героиня поэмы. Волшебник Черномор и его злодеяния. Поражение злых сил. Яркость сказочных описаний. Особенности стиха поэмы. Поэма в других видах искусства. Иллюстрации к поэме. Опера М.И.Глинки.
Теория. Поэма. Сюжет поэмы. Стопа. Двусложный стихотворный размер — ямб.
М.Ю.Лермонтов. «И вижу я себя ребенком...», «Парус», «Листок», «Из Гёте» («Горные вершины...»). Детство поэта. Родное гнездо — Тарханы. Начало творчества. Воспоминания о детстве в лирике поэта. Начало творчества. Стихотворения, в которых отражено отношение поэта к окружающему миру.
Теория. Рифма.
Н.В.Гоголь. «Пропавшая грамота» или «Ночь перед Рождеством». Детство и юность Гоголя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Забавные истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам, как основа сюжетов повестей Гоголя. Словари, которые Гоголь создавал для своих читателей. Сюжет и герои повести. Язык повести.
Теория. Поверье. Быличка.
И.С.Тургенев. «Муму». Детство в Спасском-Лутовинове. История создания рассказа. Сюжет и герои рассказа. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Герасим и барыня. Герасим и дворня. Причины самовольного возвращения в родную деревню. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева (описание пути Герасима в родную деревню).
Теория. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя.
ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РОДИНЫ
И.С.Никитин «Русь»; М.Ю.Лермонтов. «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А.В.Кольцов. «Песня пахаря»; А.К.Толстой. «Край тымой, родимый край...»; Н.А.Некрасов. «Соловьи»; Ф.И.Тютчев. «весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Листья»; А.А.Фет. «Весенний дождь», «Летний вечер тих и ясен...», «Учись у них — у дуба, у березы...», «Я пришел к тебе с приветом...». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов.
Теория. Двусложные размеры стиха — ямб и хорей.
Методика. Возможна композиция их двух уроков по этим темам или урок-концерт с этими и другими стихотворениями.
ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОДИНЫ В СТИХАХ И ПРОЗЕ
М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Патриотическая тема в стихотворениях о войне 1812 года. «Бородино»: композиция и герои произведения. Образ старого солдата. Рассказ-монолог старого солдата о знаменитой битве. Молодой солдат как слушатель. Автор и его оценка героев и событий.
Теория. Строфа. Монолог и диалог в стихотворении.
Л.Н.Толстой. «Петя Ростов» (отрывки из романа-эпопеи «Война и мир»). Роман-эпопея «Война и мир». Партизанская война на страницах романа-эпопеи и ее герои. Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига.
Теория. Роман-эпопея. Эпизод (фрагмент) как элемент развития сюжета.
М.А.Булгаков. «Петя Ростов» (отрывок из инсценировки романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого). Петя Ростов в партизанском отряде. Точное сохранение в инсценировке эпизодов партизанской войны из романа-эпопеи. Диалог в инсценировке.
Теория. Инсценировка прозаического произведения.
Методика. Сопоставление прозаического текста и его инсценировки — возможность освоения особенностей и характера творческого взаимодействия различных жанров.
ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА
Век 19 и века 20 — 21. Связь веков
Неразрывная связь русской литературы 19 и 20 — 21 вв. Богатство литературы 20 в. Авторы, произведения и герои 20 столетия. Сохранение культурных традиций в литературе 20 века. Память о А.С.Пушкине в литературе 20 века: И.А.Бунин. «26 мая»; А.А.Ахматова. «В Царском Селе»; В.А.Рождественский. «Памятник юноше Пушкину»; К.Д.Бальмонт. «Пушкин»; П.Г.Антокольский. «Бессмертие» и другие стихотворения, посвященные великому поэту (по выбору учителя и учащихся).
Теория. Темы лирики.
Методика. Возможен урок-концерт с чтением стихотворений, изученных в начальной школе. Возможно использование этих текстов во вступительной беседе по теме.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ ПИСАТЕЛЕЙ 19 — 20 ВЕКОВ
Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Расцвет сказки в 20 в. сказки писателей-ученых.
Методика. При изучении сказок писателей возможен самостоятельный выбор сказок и использование сочетания домашнего чтения и обобщающих уроков по его итогам. Можно использовать сопоставление народных сказок и их литературных обработок («Волшебное кольцо» и др.).
К.Г.Паустовский. «Рождение сказки». Рассказ автора о творческом процессе создания художественных произведений.
А.П.Платонов. «Волшебное кольцо». Любовь автора к фольклору. Народная сказка «Волшебное кольцо». Герой сказки Платонова — Семен и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. Сохранение примет народной сказки и ярость собственной стилистики автора.
Сказка в переработке Б.В.Шергина (вариант сопоставления).
Теория. Фольклорная и литературная сказки.
Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Слово о писателе. Сюжет сказки из семи рассказов. Роль Снежной королевы в развитии событий сказки. Герои сказки — Герда и Кай. Дружба, верность, коварство, жестокость и предательство в сюжете сказки. Победа Герды в неравной борьбе. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. «Снежная королева» в театре, кино.
Теория. Композиция и сюжет большого произведения.
Дж. Родари. «Сказки по телефону». Джанни Родари — любимец многих поколений читателей. «Сказки по телефону» - отклик на стремление людей 20 века к лаконизму и оперативности. Сказки, которые решают важные нравственные проблемы: «Страна без углов», «Человек, который купил Сткгольм», «Вопросы наизнанку», «Старые пословицы», «Про мышь, которая ела кошек», «Война колоколов» и др. Стремительные сюжеты и активные герои. Современный подход к традиционным сюжетам. Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону».
Теория. Лаконизм как один из способов организации художественного текста. Его особенности и достоинства.
Л.Кэррол. «Алиса в Стране чудес». Сказка ученого Льюиса Кэррола и ее перевод-обработка В.В.Набокова: «Аня в Стране чудес». Алиса (она же Аня) — героиня сказки. Любознательность героини и ее способность к быстрым решениям и необычным поступкам. Чудо и парадокс на страницах сказки ученого. Сказка ученого для детей и для взрослых.
Теория. Парадокс.
Дж.Р.Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно». Джон Роналд Руэл Толкиен — один из самых читаемых в мире авторов второй половины 20 века. Смысл двойного названия повести «Хоббит, или туда и обратно». Сказочная страна. Герои повести: Бильбо, Гэндальф и др. Ожесточенность битвы добра со злом. Нравственные принципы, утверждаемые автором. Многочисленные исследования, которые созданы в разных странах, о выдуманной писателем стране. Связь его Средиземноморья с фольклором. Малые формы фольклора (загадки) на страницах произведения. Новый жанр в литературах мира — фэнтези.
Теория. Фэнтези как жанр.
Методика. При изучении сказок писателей можно использовать уроки-сопоставления как с народными сказками, так и сопоставления вариантов их литературных переработок.
ПРОЗА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ НАЧАЛА 20 ВЕКА
И.С.Шмелев. «Как я встечался с Чеховым. За карасями». Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» - Антоном Чеховым на пруду в Замоскворечье. Облик и поведение писателя в восприятии его спутника. Двойное название рассказа.
Теория. Название произведения.
А.И.Куприн. «Мой полёт», «Чудесный доктор».
«Мой полёт». Автобиографический очерк и его герои. Полет одного из первых русских летчиков — Заикина с Куприным над Одессой. Отвага и решительность героев.
«Чудесный доктор». Рождественский рассказ о добром докторе.
Теория. Очерк.
Е.И.Замятин. «Огненное «А»». Корабел, инженер, писатель Евгений Замятин. Рассказ о мечте подростков начала века. Герой рассказа как читатель. Сюжет, который рожден прочитанной книгой. Комическая развязка.
Теория. Рассказ.
Методика. Авторы начала 20 века, включенные в этот перечень, могут быть использованы при обращении к литературе 20 века в рассказе-обзоре литературы этого века в ходе урока-обсуждения самостоятельно прочитанных произведений.
ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РОДИНЫ В ЛИРИКЕ И ПРОЗЕ 20 ВЕКА
А.А.Блок. «На лугу», «Ворона»; И.А.Бунин. «Сказка»; К.Д.Бальмонт. «Снежинка», «Фейные сказки» ( «У чудищ», «Осень» ); С.А.Есенин. «Пороша», «Черемуха»; М.М.Пришвин. «Времена года» (фрагменты); Н.А.Заболоцкий. «Оттепель»; Д.Б.Кедрин. «скинуло кафтан зеленый лето...»; Н.М.Рубцов. «В горнице» и другие стихотворные и прозаические произведения о красе родной земли (по выбору). Чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Точность и неожиданность взгляда на мир в стихотворениях поэтов. Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и стремление ее защитить. Художественные приемы и музыка стиха. Изучение произведений разных авторов как своеобразного калейдоскопа мгновенных поэтических зарисовок живых картин природы. Эстетическое совершенство этих зарисовок.
МИР БРАТЬЕВ НАШИХ МЕНЬШИХ В ПОЭЗИИ
Любовь и сострадание ко всему живому. Осуждение человеческой жестокости к братьям нашим меньшим.
С.А.Есенин. «Песнь о собаке»; В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Произведения писателей и поэтов обо всем живом объединяют мир вокруг нас в единое пространство. Гуманное отношение человека к природе и животным.
В беседах о друзьях наших меньших активно использовать самостоятельное чтение таких произведений, как «Белый клык» Дж.Лондона, рассказы Э. Сетона-Томпсона, «Жизнь Трезора» В.П.Астафьева, «Арктур — гончий пес» Ю.П.Казакова и др.
Теория. Лирическая проза.
Методика. Целесообразна организация уроков-концертов с выбором текстов и их фрагментов по желанию учеников. При этом возможно использование произведений местных авторов. Урок можно назвать «Край ты мой, родимый край...» и в подготовке к нему использовать конкурс ученических произведений по этой тематике.
ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОССИИ
А.И.Фатьянов. «Соловьи»; А.Т.твардовский. «Я убит подо Ржевом...»; А.А.Ахматова. «Мужество»; Р.Г.Гамзатов. «Журавли». Стихи о Великой Отечественной войне. Стихи и песни, созданные на стихи поэтов и их популярность в годы Великой Отечественной войны и после нее. Чтение и исполнение произведений ( по выбору).
Теория. Песня: слово и музыка в их единстве.
Методика. Возможна организация урока-концерта.
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографическое произведение писателя о детских годах как произведение о формировании характера подростка в сибирской деревне. Васютка и его путешествие по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу писателя.
Теория. Автобиографический рассказ.
Т.Янссон. «Последний в мире дракон». Писательница и художница Туве Янссон. Мир нарисованных и описанных в книгах сказочных героев, созданных писательницей и художником Туве Янссон. Мумми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которых придумала и нарисовала художница, как герои ее книг.
Теория. Литературная сказка и ее иллюстрация.
Методика. На этом этапе необходимо подвести итоги наблюдений за сюжетом и композицией в художественных произведениях: выделить элементы построения произведения (завязка, кульминация, развязка); показать особенности композиции произведения.
ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА СТРАНИЦАХ КНИГ
ПОКОРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
Методика. Чтение и изучение последующих тем предполагают использование нескольких уроков, причем возможен выбор определенных произведений для обсуждения в классе после домашнего чтения. Такие уроки будут подготовкой к самостоятельному летнему чтению.
Д.Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниэля Дефо. Герой его книги — Робинзон. Характерные черты героя Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя. Рождение термина «робинзонада».
Теория. «Робинзонада».
Р.Э.Распэ. «Приключения барона Мюхгаузена». Барон Мюхгаузен и придуманные им истории. «Конь на крыше», «Волк, запряженный в сани», «Искры из глаз», «Удивительная охота» и др. Использование в подлинных историях иронии и гротеска, гиперболы и литоты.
Теория. Гротеск. Литота.
М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Автобиографическая повесть и ее герои. Марк Твен — мастер занимательного и веселого повествования. Провинциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели. Том и Гек. Приключения подростков. Их смелость, авантюризм и неуемная фантазия. Бэкки Тэтчер.
Теория. Прототип.
А.Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Астрид Линдгрен и ее тезис: «Не хочу писать для взрослых!» Знакомые герои произведений писательницы: Карлсон, который живет на крыше, Пеппи Длинныйчулок, Эмиль из Леннеберги и др. Три детективные повести о Калле Блюмквисте: «Калле Блюмквист играет», «Калле Блюмквист рисует», «Калле Блюмквист и Расмус». События и приключения повести «Калле Блюмквист играет». Детективный сюжет повести. Калле и его друзья: Андерс и Ева-Лотта. Находчивость, энергия и изобретательность главного героя. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести.
Теория. Трилогия. Детективный сюжет.
Методика. Можно использовать специальный урок для обсуждения тех книг, которые увлекли кого-то из учеников для расширения круга чтения всего класса. В этот урок можно включить и материалы всей последующей темы - «Новая жизнь старых героев».
НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ ГЕРОЕВ
Н.С.Гумилев. «Орел Синдбада». Образы знакомых сказок в стихах поэта 20 века.
Б. Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода». Синдбад 20 века в сказке польского классика. Знакомый герой в новом произведении. Что принес новый век в облик героя и события его жизни. Почему новый рассказ о старом герое признан классическим произведением польской литературы.
Теория. Новая жизнь героев художественных произведений. Что меняется и что сохраняется в сюжетах новых произведений о старых героях.
ИТОГИ
Картина мира и художественное произведение. Сюжеты изученных произведений. Сюжет и герой. Герои книг вокруг нас. Чтение летом.
М.И.Цветаева. «Книги в красном переплете». Советы поэта и собственные вкусы и пристрастия учеников-читателей в организации летнего чтения.
Методика. Обзор книг для самостоятельного летнего чтения с включением произведений курса следующего класса
Результаты освоения курса
Знать:
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;.
определять тему и основную мысль произведения ;
владеть различными видами пересказа пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики ; оценивать систему персонажей;
Уметь:
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения ;
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений ;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними , постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров
; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению ;
.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Предполагаемая дата урока | Дата проведения урока | Тип урока | Тема урока | Планируемые результаты | ||||||||
Предметные |
Элементы содержания |
Вид контроля . Основные виды учебной деятельности. |
Коррекционная работа | ||||||||||
знать |
уметь | ||||||||||||
1 | 3.09 |
| Урок внеклассного чтения. | Впечатления от прочитанного летом. | Знать о целях и задачах нового учебного предмета «Литература». . | Уметь пересказывать текст | Особенности худож. Литературы как искусства слова. | Организация совместной Выразительное чтение, выражение личного отношения к прчитанному. |
Коррекция зрительного и слухового внимания. Коррекция памяти. | ||||
2 | 5.09 |
| Урок усвоения новых знаний. | Мифы народов мира. Календарные мифы. Масленица. Мифы о сотворении мира. | Знать понятия «миф», «мифология», классификацию мифов. | Иметь представление о календарных мифах, знать историю праздника Масленицы. | Миф. Мифология. Активное влияние мифов на культуру человечества. Календарные мифы. Масленица. Мифы о сотворении мира. | Организация совместной Работа с текстом. | Коррекция творческого мышления. наглядно- образного представления. | ||||
3 | 6.09 |
| Урок усвоения новых знаний. | Мифы Древней Греции. «Золотые яблоки Гесперид». | Навык выразительного чтения и пересказа. | Свободная работа с текстами; владение монологической | Древнегреческие мифы. | Индивидуальные сообщения |
Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов. | ||||
4 | 10.09 |
| Урок внеклассного чтения. | Мифы Древней Греции. | Навык пересказа.
| Уметь пересказывать текст | Мифы Древней Греции. | Индивидуальные сообщения |
Коррекция памяти . восприятия и внимания. | ||||
5 | 12.09 |
| Урок усвоения новых знаний. | Фольклор. Былины – русский народный эпос.
Р.К.Казачьи песни. | Знать термины «фольклор», «фольклористика», «былина». | Знать жанры фольклора. | Фольклор. Фольклористика. Жанры фольклора. Былина как жанр фольклора. Герои былин. Сюжет былин. Гипербола. | Задания по выбору учителя. Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нем по плану. |
Развитие памяти , восприятия и мышления. | ||||
6 | 13.09 |
| Урок усвоения новых знаний. | Художественные особенности былины «Три поездки Ильи Муромца».
| Навык выразительного чтения, пересказа и анализа текста. | Знакомство с особенностями композиции, выразительное чтение, беседа по содержанию | Былина. Герой былины – богатырь Илья Муромец. | Задания по выбору учителя в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся |
Коррекция памяти, мыслительных процессов | ||||
7 | 17.09 |
| Урок развития речи. | Проверка грамотного и осмысленного чтения. | Навык грамотного и осмысленного чтения. | Расширение представлений о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. | Грамотность и осмысленность чтения. | Индивидуальные сообщения. Составление развернутого устного и письменного ответа на проблемный вопрос. |
Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти.
| ||||
8 | 19.09 |
| Урок внеклассного чтения. | В мире русских былин. | Навык пересказа. | Былины и их герои. | Индивидуальные сообщения | Развитие слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении. | |||||
9 | 20.09 |
| Урок усвоения новых знаний. | Русские народные сказки. Волшебная сказка. Сюжет, герои, события сказки «Царевна-лягушка». | Знать виды сказок. Навык пересказа. | Знать, как пересказывается народная сказка. | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Волшебная сказка. Сюжет, герои, события. | Задания по выбору учителя в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся |
Коррекция творческого мышления , наглядно- образного представления. | ||||
10 | 24.09 |
| Урок развития речи. | Художественный пересказ эпизода сказки.
Р.К.Сказки казаков-некрасовцев. | Знать, как пересказывается народная сказка. Навык пересказа. | жанровые особенности сказки; схему построения волшебной сказки.
| Художественный пересказ. | Индивидуальные сообщения. Создание иллюстраций к сказке. |
Развитие внимания : устойчивости и концентрации | ||||
11 | 26.09 |
| Урок усвоения новых знаний. | Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь» - сборник народных сказок. | Иметь представление о сказках народов мира. Навык выразительного чтения, пересказа. | Уметь: отличать виды сказок; охарактеризовать героев сказки; строить рассказ о герое | Арабские сказки, их своеобразный национальный колорит. Черты волшебных сказок.
| Организация совместной |
Развитие зрительного восприятия,распределение внимания. | ||||
12-13 | 27.09-1.10 |
| Уроки усвоения новых знаний. | Приключения Синдбада и его стремление познать тайны окружающего мира. | Знать:.
жанровые особенности сказки | Уметь: охарактеризовать героев сказки; строить | работать | Арабские сказки. Путешествие как жанр. |
Развитие воображения | ||||
14 | 3.10 |
| Урок внеклассного чтения. | Моя любимая сказка. | Навык выразительного чтения, пересказа и анализа текста. | создавать письменное оригинальное произведение | Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Смысл названия, герои, проблемы понравившегося произведения. |
Развитие логического мышления. | ||||
15-16 | 4.10-8.10 |
| Уроки усвоения новых знаний. | Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность пословиц, поговорок, загадок.
Р.К.Донские былины. | Знать определения малых жанров фольклора: пословиц, поговорок, загадок; тематические группы пословиц. Уметь использовать их в речи. Уметь отгадывать и сочинять загадки. | создавать письменное оригинальное произведение | Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, их сходство и различие. Происхождение и природа загадок. |
Развитие внимания. Развитие памяти. | ||||
17-18 | 10.10-11.10 |
| Уроки усвоения новых знаний. | Малые жанры фольклора. Анекдоты. Песни. Частушки. | Знать о происхождении жанра анекдота, жанровые особенности песен и частушек. | создавать письменное оригинальное произведение | Жанр анекдота. Жанровые особенности песен и частушек. |
Развитие логического мышления. | |||||
19 | 15.10 |
| Урок усвоения новых знаний | Народная драма. Насыщенность пьесы «Озорник Петрушка» малыми жанрами фольклора. | Знать понятия «драма», «пьеса», «диалог», «монолог», «афиша», «реплика», «ремарка», «декорация». | создавать пись- | Свободная работа с текстами, | Особенности драматических произведений. Народная драма. | Коррекция памяти,восприятия и внимания. | ||||
20 | 17.10 |
| Урок усвоения новых знаний | Расцвет русской басни в начале 19 века. Обличение воинствующего невежества в баснях И. А. Крылова « Свинья под дубом», «Зеркало и обезьяна», «Осёл и Мужик». | понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. | воспринимать | Свободная работа с текстами, | Биография И.А. Крылова. Жанровые признаки басни. Аллегория. Олицетворение. |
Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти.
Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления. | ||||
21-24 | 18.10 22.10 24.10 25.10 |
| Уроки усвоения новых знаний | Фантастические события сюжета поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Р.К.Пушкин на Дону. | Навык выразительного чтения, пересказа и анализа текста, характеристики героев. | воспринимать | Свободная работа с текстами художественных произведений Выбор и использование выразительных средств | Биография юного Пушкина. Мир пушкинской сказки. Сюжет и герои поэмы. Роль автора-рассказчика. |
Развитие внимания. Коррекция наглядно – образного представления.
| ||||
25 | 29.10 |
| Урок развития речи. | Классное сочинение. Сочинение по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». | Формирование навыка написания сочинения на заданную тему | Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы |
| Коррекция памяти. | |||||
26-27 | 31.10 1.11 |
| Уроки усвоения новых знаний | Поэтические картины зимы в лирике А. С. Пушкина («Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы»). | Навык анализа, выразительного чтения поэтического текста. | Выбор и использование выразительных средств | Свободная работа с текстами художественных произведений
| Пейзажная лирика, её своеобразие. Мастерство Пушкина в создании картин зимнего пейзажа. Рифма, ритм. |
Коррекция слухового внимания. | ||||
28 | 12.11 |
| Объяснение нового мате-риала | Теория литературы. Повествование. Описание. Рассуждение | воспринимать | формулировать идею, проблематику произведения | следование этическим нормам и правилам ведения диалога | Пересказ текста. |
Коррекция памяти | ||||
29 | 14.11 |
| Урок усвоения новых знаний | Воспоминания о детстве в лирике М.Ю.Лермонтова («И вижу я себя ребёнком…») | Знать понятие «рифма». | Навык анализа, выразительного чтения поэтического текста. | Извлечение | Детство Лермонтова. Своеобразие лирики. Рифма. |
Коррекция наглядно-образного представления. | ||||
30 | 15.11 |
| Урок усвоения новых знаний | Стихотворения («Парус», «Листок», «Из Гёте»), в которых выражено отношение поэта к окружающему миру. | Знать: определения, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения.
| Уметь: воспринимать | Извлечение | Своеобразие лирики. Рифма |
Развитие объема и концентрации внимания | ||||
31 | 19.11 |
| Урок развития речи. | Отработка выразительного чтения. | Навык выразительного чтения. | Уметь: воспринимать | Извлечение | Отработка выразительного чтения. |
Коррекция творческого мышления. | ||||
32 | 21.11 |
| Урок усвоения новых знаний | Цикл повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота». | Иметь представление о сборнике «Вечера…» Навык выразительного чтения,пересказа, анализа текста. | воспринимать | формулировать идею, | Детство и юность Гоголя. Своеобразие сборника «Вечера на хуторе…»Ирония. Гротеск. |
Коррекция памяти, восприятия и внимания | ||||
33 | 22.11 |
| Урок усвоения новых знаний | Язык повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота». | составлять план произведения и работать с ним. | определять жанр литературного произведения; | воспринимать | План повести. Язык повести. |
Коррекция слухового внимания. | ||||
34 | 26.11 |
| Урок усвоения новых знаний | Детство И.С. Тургенева, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. | Знать обстоятельства, объясняющие появление рассказа. Знать героев рассказа. | воспринимать | Свободная работа с текстами, | Детство Тургенева и начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Герои рассказа. |
Развитие зрительного восприятия. Распределение внимания. | ||||
35 | 28.11 |
| Урок усвоения новых знаний | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» (начало беседы о главном герое). | Знать главного героя произведения. | Навык выразительного чтения и характеристики героев. Свободная работа с текстами, Владение основными видами публичных выступлений; | Главный герой рассказа, его чувства и переживания. Портрет в литературном произведении. |
Коррекция слухового внимания. | |||||
36 | 29.11 |
| Урок усвоения новых знаний | Герасим и его окружение. | Навык составления сопоставительной характеристики героев. Навык выразительного чтения. | Нравственное превосходство Герасима над людьми, окружающими его в доме барыни. |
Развитие наглядно-образного мышления. | ||||||
37 | 5.12 |
| Урок усвоения новых знаний | Герасим и Муму. | Навык составления сопоставительной характеристики героев. Навык выразительного чтения. | Умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода. | Свободная работа с текстами, ; | Сопоставительная характеристика героев. |
Развитие воображения. | ||||
38 | 6.12 |
| Урок развития речи. | Классное сочинение. Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму». | Знать особенности сочинения-рассуждения. Навык написания сочинения-рассуждения. | выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, | Самостоятельно делать выводы. | Написание сочинения |
Развитие речи. | ||||
39 | 10.12 |
| Урок внеклассного чтения. | Рассказы о животных. | Умение и навык выразительного чтения и пересказа. | воспринимать | Свободная работа с текстами, | Рассказы о животных по выбору учащихся. |
Коррекция памяти, восприятие внимания.
| ||||
40 | 12.12 |
| Урок усвоения новых знаний | Поэтический образ Родины. И.С. Никитин. «Русь». М.Ю. Лермонтов. «Сашка», «Кто видел Кремль…» А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край!» | особенности построения поэтического произведения, понятие параллелизма.
| Выбор и использование выразительных средств языка | Выбор и использование выразительных средств языка | Мастерство русских поэтов 19 века в создании образа Родины. Стихотворные размеры (ямб, хорей). |
Коррекция слухового внимания. | ||||
41 | 13.12 |
| Урок усвоения новых знаний | Поэтический образ Родины. Н.А. Некрасов. «Соловьи». Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной…», «Листья».
Р.К.А.Пушкин»Был и я среди донцов» | Навык анализа стихотворения, выразительного чтения. | Выбор и использование выразительных средств языка | Выбор и использование выразительных средств языка | Мастерство русских поэтов 19 века в создании образа Родины. Стихотворные размеры (ямб, хорей). |
Коррекция творческого мышления. | ||||
42 | 19.12 |
| Урок усвоения новых знаний | Поэтический образ Родины. А.А. Фет. «Весенний дождь», «Учись у них – у дуба, у берёзы». | Навык анализа стихотворения, выразительного чтения. | Выбор и использование выразительных средств языка | Выбор и использование выразительных средств языка | Мастерство русских поэтов 19 века в создании образа Родины. Стихотворные размеры (ямб, хорей). |
Коррекция актуализации памяти. | ||||
43 | 20.12 |
| Урок развития речи. | Обучение анализу стихотворения. | анализировать | определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение | Извлечение | Анализ стихотворений. |
Развитие внимания | ||||
44 | 24.12 |
| Урок внеклассного чтения. | Час любимого стихотворения. | Умение и навык выразительного чтения | воспринимать | Свободная работа с текстами, | Любимые стихотворения учащихся. |
Развитие логического мышления | ||||
45 | 26.12 |
| Урок усвоения новых знаний | Героическое прошлое России. М. Ю. Лермонтов. Композиция и герои произведения «Бородино». | Знать композицию, героев стихотворения. | воспринимать | давать характеристику герою, связь литературы с историей России, географией | Великое прошлое России. Композиция произведения, герои. Монолог и диалог в стихотворном произведении. |
Коррекция творческого мышления, | ||||
46 | 27.12 |
| Урок усвоения новых знаний | Изображение героического подвига русского народа в войне 1812 года. | Навык анализа поэтического текста |
| Свободная работа с текстами, | Подвиг русского народа в войне 1812 года. Осмысление содержания стихотворения. Художественный анализ текста. |
Коррекция наглядно – образного представления. | ||||
47 | 9.01 |
| Урок развития речи. | Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова. | Умение составлять план стихотворного произведения. | воспринимать | формулировать идею, | Обобщение наблюдений, сделанных по стихотворению «Бородино». Составление плана. |
Развитие памяти | ||||
|
|
| Урок усвоения новых знаний | Л. Н. Толстой. «Петя Ростов». Партизанская война и её герои. | Знать понятия «роман-эпопея», «фрагмент». Иметь представление о партизанском движении войны 1812 года и его героях. Навык выразительного чтения. | воспринимать | Свободная работа с текстами, | Детство Л. Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». Фрагмент. Эпизод. Партизанское движение. |
| ||||
48 | 10.01 |
| Урок усвоения новых знаний | Петя Ростов в партизанском отряде. | Навык выразительного чтения, краткого пересказа, анализа текста. | воспринимать | Свободная работа с текстами, | Анализ эпизодов. |
Коррекция слухового внимания | ||||
|
|
| Урок усвоения новых знаний | Первый бой и гибель Пети. | Навык выразительного чтения, краткого пересказа, анализа текста. | Уметь: анализировать | Свободная работа с текстами, | Отношение Толстого к войне. Анализ эпизодов. |
| ||||
49 | 16.01 |
| Урок усвоения новых знаний | М. А. Булгаков. «Петя Ростов» (отрывок). Особенности драматического произведения. | Знать особенности драматического произведения. | воспринимать | Свободная работа с текстами, | Инсценировка. Монолог. Диалог. Реплика. Ремарка. |
Коррекция памяти | ||||
50 | 17.01 |
| Урок контроля. | Итоговый урок по литературе 19 века. | Знать тексты произведений, уметь определять автора по отрывку. | выбрать жанр | Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы | Контрольная работа. |
Развитие воображения | ||||
51 | 21.01 |
| Урок внеклассного чтения по УМК «Вокруг тебя мир…» | Д. Давыдов. «1812 год». Ф. Глинка. «Последнее уничтожение на Бородинском поле». | Навык выразительного чтения, анализа текста. | воспринимать | Свободная работа с текстами, | Дневник. Проблема произведения. |
Развитие слухового внимания. | ||||
52 | 23.01 |
| Уроки усвоения новых знаний. | Связь веков в поэзии 20 века. И. А. Бунин. «26-е мая». А. А. Ахматова. «В Царском Селе». В. А. Рождественский. «Памятник юноше Пушкину». | Иметь представление о том, что самые яркие имена предшествующих веков живут в памяти поколений. Навык выразительного чтения. | Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы | Уметь: анализировать | Лирика. Связь веков в поэзии 20 века. |
Коррекция монологической и диалогической речи | ||||
53 | 24.01 |
| Урок усвоения новых знаний. | Литературные сказки 20 века. К. Г. Паустовский. «Рождение сказки».
Р.К.Сказки донских армян. | Знать понятия «литературная сказка», «народная сказка». Навык выразительного чтения. | воспринимать | формулировать идею, | Литературная сказка. Психологические причины постоянного рождения сказок. |
Коррекция памяти | ||||
54 | 30.01 |
| Урок усвоения новых знаний. | Мастерство Х. К. Андерсена в построении сюжета и создании характеров сказки «Снежная королева». Кай и Герда. | Знать главных героев сказки. Уметь характеризовать героев.. | Навык комментированного, выразительного и аналитического чтения, пересказа | Выбор и использование выразительных средств языка | Литературная сказка. Биография Андерсена. Сказка «Снежная королева». Главные герои сказки. |
| ||||
55 | 31.01 |
| Урок усвоения новых знаний. | Приключения Герды. | Знать содержание сказки.. | воспринимать | Выбор и использование выразительных средств языка | Анализ эпизодов о приключениях Герды. |
Коррекция творческого воображения. | ||||
|
|
| Урок усвоения новых знаний | Могущество любви, дружбы, верности. | Навык выразительного чтения, анализа текста, пересказа. | Свободная работа с текстами, | самостоятельный поиск необходимой информации | Любовь. Дружба. Верность. Добро побеждает зло. Обобщение. |
| ||||
56 | 6.02 |
| Урок развития речи. | Изложение эпизода из сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева». | Уметь пересказать фрагмент текста, сохраняя его главную мысль. | Свободная работа с текстами, | самостоятельный поиск необходимой информации | Создание материала в помощь |
Коррекция слухового и зрительного внимания | ||||
57 | 7.02 |
| Уроки усвоения новых знаний. | А. П. Платонов. «Волшебное кольцо». Сюжет и герои сказки. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. | Навык аналитического чтения, приёмов сопоставления. Умение работать в парах, составлять план произведения. | определять жанр литературного произведения; | воспринимать | Народная и литературная сказка. Сопоставление сюжетов. Идея. |
| ||||
58 | 11.02 |
| Урок развития речи. | Классное сочинение. Сочинение по сказке А. П. Платонова «Волшебное кольцо». | Уметь составлять план сочинения, знать такие понятия, как «тема», «основная мысль сочинения». | Навык написания сочинения по художественному произведению. | Свободная работа с текстами художественных произведений | Написание необходимого материала в помощь |
Коррекция слухового внимания | ||||
59 | 13.02 |
| Урок внеклассного чтения по УМК «Вокруг тебя мир…» | Доброта, справедливость, сострадание, любовь в сказке-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок». | Навык выразительного чтения, анализа текста. | воспринимать | Свободная работа с текстами, | Сказка-быль. Сочувствие, сопереживание, сострадание, уважение достоинства. |
Коррекция аналитического мышления | ||||
60 | 14.02 |
| Урок усвоения новых знаний. | Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону» Джанни Родари. | Знать: содержание прочитанного произведения.
| воспринимать | Свободная работа с текстами, | Жизнь и творчество Дж. Родари. Философский смысл сказок. Стремительные сюжеты. Активные герои. Лаконизм и афористичность повествования. |
| ||||
61 | 20.02 |
| Урок-игра. | Дж. Родари. Смысл «Старых пословиц». | составление цитатного плана сказки | анализировать смысл пословиц. | создавать сочинения различных жанров | Старые пословицы и их смысл. |
Коррекция наглядно – образного воображения | ||||
62 | 21.02 |
| Урок усвоения новых знаний. | В. В. Набоков. «Аня в стране чудес». Любознательность героини. | Навык аналитического чтения. | воспринимать | формулировать идею, | История создания перевода. Любознательность героини. Сочинение-миниатюра. |
Коррекция памяти | ||||
|
|
| Урок усвоения новых знаний. | Чудо и парадокс в сказке В. В. Набокова «Аня в стране чудес». | Знать понятие «парадокс». Навык аналитического чтения. | воспринимать | формулировать идею, | Парадокс. Обзор содержания сказки. |
Коррекция памяти | ||||
63 | 25.02 |
| Урок усвоения новых знаний. | Дж. Р. Р. Толкиен. Смысл двойного названия повести «Хоббит, или Туда и обратно». | Знать понятие «трилогия». Уметь составлять характеристику героя произведения. | воспринимать | Извлечение необходимой информации из справочной литературы; связь литературы с географией | Трилогия. Сказочная повесть, её содержание. Характеристика героя. |
Коррекция внимания | ||||
|
|
| Урок усвоения новых знаний. | «Огонь» и «полымя» в жизни героев повести Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно». | Навык аналитического чтения, характеристики героя. | воспринимать | Извлечение необходимой информации из справочной литературы | Характеристика героя. |
| ||||
64 | 27.02 |
| Урок внеклассного чтения по УМК «Вокруг тебя мир…» | В чём истинная красота человека? Нравственная проблематика сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда».
Р.К.проза донских писателей. | Навык выразительного чтения, анализа текста, пересказа. | воспринимать | Свободная работа с текстами, | Уважение и сострадание. |
Развитие зрительного восприятия | ||||
65 | 28.02 |
| Урок усвоения новых знаний. | Проза русских писателей 20 столетия. И. С. Шмелёв «Как я встречался с Чеховым». «За карасями». Знакомство юных рыболовов с Чеховым. | воспринимать | Уметь: определять жанр литературного произведения; | Свободная работа с текстами, | Биография И. С. Шмелёва. Образ Чехова в рассказе. Стиль писателя. |
Развитие внимания | ||||
66 | 6.03 |
| Урок усвоения новых знаний. | Е. И. Замятин. «Огненное А». Мечта подростков 20 века о связи с Космосом. | Знать содержание рассказа. Навык комментированного чтения.. | воспринимать | Извлечение | Творчество Е. Замятина. Несобственно-прямая речь. Юмор. |
Коррекция слухового внимания | ||||
67 | 7.03 |
| Урок усвоения новых знаний. | Отвага и решительность героев очерка А. И. Куприна «Мой полёт». | Знать содержание очерка. Знать термины»очерк», «жанр». Навык аналитического пересказа. | аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, | Свободная работа с текстами, необходимой информации | Очерк. Жанр. |
| ||||
68 | 11.03 |
| Урок внеклассного чтения по УМК «Вокруг тебя мир…» | Тема милосердия в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор». | Навык пересказа, анализа текста. Понимать, что такое милосердие. | воспринимать | Свободная работа с текстами, | Милосердие. | Коррекция памяти | ||||
69 | 13.03 |
| Урок усвоения новых знаний. | Отражение красоты природы в стихах А.А. Блока(«На лугу», «Ворона»), И.А. Бунина(«Сказка»), К.Д. Бальмонта(«Снежинка», «У чудищ», «Осень»). | Навык выразительного чтения, анализа лирического произведения. | содержание прочитанного произведения.
| воспринимать | Творчество А. Блока, И. Бунина, К. Бальмонта. Лирика. Эпитет. |
Коррекция творческого воображения | ||||
70 | 14.03 |
| Урок усвоения новых знаний. | Чувство привязанности к окружающему человека миру природы в стихах С.А. Есенина («Пороша», «Черёмуха»), Н.А. Заболоцкого («Оттепель»), Д.Б. Кедрина («Скинуло кафтан зелёный лето»), Н.М. Рубцова («В горнице») | Навык выразительного чтения, анализа лирического произведения. | содержание прочитанного произведения.
| воспринимать | Творчество С. Есенина, Н. Заболоцкого, Д. Кедрина, Н. Рубцова. Лирика. |
Развитие логического мышления | ||||
71 | 1.04 |
| Урок развития речи. | Отработка выразительного чтения. | Навык выразительного чтения. | воспринимать | Свободная работа с текстами, | Отработка выразительного чтения. |
Развитие памяти | ||||
72 | 3.04 |
| Урок усвоения новых знаний. | Картины природы в лирической прозе М. М. Пришвина «Времена года». | Навык пересказа, выразительного чтения и анализа текста. Знать понятие «лирическая проза». | содержание прочитанного произведения.
| воспринимать | Лирическая проза. |
Коррекция слухового внимания | ||||
73 | 4.04 |
| Урок усвоения новых знаний. | Осуждение человеческой жестокости к братьям меньшим в «Песни о собаке» С. А. Есенина. | Навык выразительного чтения, анализа лирического произведения. | содержание прочитанного произведения.
| воспринимать | Смысл названия стихотворения. |
Коррекция творческого воображения | ||||
74 | 10.04 |
| Урок усвоения новых знаний. | Гуманное отношение человека к животным в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». | Навык выразительного чтения, анализа лирического произведения. | содержание прочитанного произведения.
| воспринимать | Жизнь и творчество В. Маяковского. Сюжет стихотворения. Монолог. |
| ||||
75 | 11.04 |
| Урок усвоения новых знаний | Героическое прошлое России в стихах о ВОв А.И.Фатьянова («Соловьи»), А.Т.Твардовского («Я убит подо Ржевом…»), А.А.Ахматовой («Мужество»), Р. Гамзатова («Журавли»).
Р.К.В.Г.Калмыков «Хороши на Дону вечера». | Навык выразительного чтения. Прививать чувство патриотизма. | содержание прочитанного произведения.
| воспринимать | Стихи и песни о ВОв. |
Коррекция слухового внимания | ||||
76 | 15.04 |
| Урок внеклассного чтения. | Стихотворения о войне. | Навык выразительного чтения. | воспринимать | Свободная работа с текстами, | Стихотворения о войне. |
Коррекция памяти | ||||
77 | 17.04 |
| Урок усвоения новых знаний | Современная литература. В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»- автобиографическое произведение о детстве. | Знать содержание рассказа. Навык краткого пересказа текста, комментированного чтения. | воспринимать | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации | Творчество В.П. Астафьева. Автобиографическая проза. Биографическая основа рассказа. |
Коррекция памяти | ||||
78 | 18.04 |
| Урок усвоения новых знаний | Характер Васютки, его сопротивление обстоятельствам. | Обсуждение смысла | формулировать идею, | Свободная работа с текстами, | Черты характера главного героя. |
Коррекция наглядно – образного воображения | ||||
|
|
| Урок развития речи. | Васютка и его путешествие по осенней тайге. Подготовка к написанию домашнего сочинения. | Навык устного словесного рисования, комментированного чтения, анализа прозаического текста. | воспринимать | Свободная работа с текстами, | Подготовка к сочинению |
Коррекция памяти | ||||
79 | 24.04 |
| Урок внеклассного чтения. | Рассказы о дружбе. | Навык выразительного чтения и пересказа. | воспринимать | Свободная работа с текстами, | Рассказы о дружбе. |
Развитие восприятия, памяти и мышления. | ||||
80 | 25.04 |
| Урок усвоения новых знаний. | Т. Янссон. «Последний в мире дракон». Цена настоящей дружбы. | Определять главную мысль произве- | воспринимать | Извлечение | Подтекст. |
Коррекция памяти , мыслительных процессов | ||||
81-82 | 29.04-6.05 |
| Уроки усвоения новых знаний. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм главного героя романа. | биографические сведения о Д. Дефо и его творчестве; значения слов робинзон и робинзонада
| Свободная работа с текстами, | Извлечение | Тема путешествия в литературе. Биография Д.Дефо. Робинзон, робинзонада. Значение романа в истории лит-ры, в формировании личности. |
Коррекция слухового внимания | ||||
83 | 8.05 |
| Урок развития речи. | Обучение сжатому аналитическому пересказу текста. |
|
| Извлечение | Обучение сжатому аналитическому пересказу текста. План пересказа. |
Развитие воображения | ||||
84 | 15.05 |
| Урок усвоения новых знаний. | Р.Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Двойственный характер главного героя. | . Знать понятие «ирония». Навык выразительного чтения | воспринимать | Извлечение | История создания книги. Ирония. Видеофильм. Двойственный характер главного героя. Гротеск. Гипербола. Литота. |
Развитие наглядно – образного мышления | ||||
85 | 16.05 |
| Урок внеклассного чтения. | Р.Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена» (главы по выбору). | Навык пересказа. | Анализировать и вычленять основную мысль | воспринимать | Пересказ Главы по выбору. |
Коррекция слухового внимания | ||||
86 | 20.05 |
| Урок усвоения новых знаний. | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» -автобиографическая повесть. | Уметь самостоятельно работать с учебником. Навык выразительного чтения. | воспринимать | формулировать идею, | Жизнь и творчество М. Твена (краткое знакомство). Работа с текстом. Прототип. |
Развитие восприятия , памяти и мышления | ||||
|
|
| Урок внеклассного чтения. | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Приключения подростков, их смелость, авантюризм и неуёмная фантазия (главы по выбору). | Навык пересказа. | Высказывать личное отношение к ситуациям, в которые попадают герои произведения | Анализировать и вычленять основную мысль | Навык публичного выступления |
| ||||
87 | 22.05 |
| Урок усвоения новых знаний. | А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Детективный сюжет повести. Находчивость, энергия и изобретательность главного героя. | Навык подробного пересказа. | воспринимать | Свободная работа с текстами, | Краткое знакомство с жизнью и творчеством писательницы. Стилевые особенности произведения. Трилогия. Детективный сюжет. |
Развитие слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении | ||||
88 | 23.05 |
| Урок усвоения новых знаний. | Н. С. Гумилёв. «Орёл Синдбада». Образы знакомых сказок в стихах поэта 20 века. | Навык выразительного чтения, устного словесного рисования. | воспринимать | Свободная работа с текстами, | Рассказ о поэте Н. Гумилёве. Образы знакомых сказок в стихах поэта 20 века. |
Развитие объема и и концентрации внимания | ||||
|
|
| Урок усвоения новых знаний. | Б. Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода». Знакомый герой в новом произведении. | Навык выразительного чтения, устного словесного рисования, пересказа. | воспринимать | Свободная работа с текстами, | Синдбад 20 века в сказке польского классика. Что принёс новый век в облик героя и события его жизни? |
| ||||
89 | 29.05 |
| Урок внеклассного чтения. | Великий сыщик Шерлок Холмс. | Навык пересказа, характеристики героя. | воспринимать | Свободная работа с текстами, | Рассказы о Шерлоке Холмсе. |
Коррекция творческого мышления | ||||
90 |
|
| Урок развития речи. | Теория литературы. Сюжет и композиция художественного произведения | Свободная работа с текстами, | Систематизирование | Уметь пользоваться теоретико-литературными понятиями из программы при анализе художественного произведения; | Проверка техники чтения. |
Развитие воображения | ||||
|
|
| Систематизация ЗУН. | Мой любимый литературный герой. М.И.Цветаева. «Книги в красном переплёте». | Навык выразительного чтения, анализа стихотворения. | пользоваться теоретико-литературными понятиями из программы при анализе художественного произведения; Свободная работа с текстами, объяснять свою точку зрения | Анализ стихотворения М. Цветаевой. |
| |||||
|
|
| Уроки подведения итогов года. | Итоги года. Рекомендательный список литературы для самостоятельного летнего чтения. | Знать:роды и жанры произведений | Рекомендательный список литературы на лето. |
|
Рабочая программа рассчитана на 3 часа неделю (105).Учитывая, что по производственному календарю в 2018-2019г. праздничные дни 8.03,1.05 и 2.05. совпали с днями проведения уроков и 12 часов отведено на родную литературу , то фактически будет проведено 90 уроков. Рабочая программа составлена с учетом уплотнения материала.
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
1.О.А.Еремина. Поурочное планирование по литературе .5 класс. – м.: экзамен, 2006.
2.И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс- М.: ВАКО,2005.
3.Б.И.Турьянская, Е.В.Комисарова. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя.-М.: Русское слово,1999.
4. В.Я.Коровина, И.С.Збарский. Литература: 5 класс: Методические советы.- М.: Просвещение, 2003.
5. Занимательные материалы по литературе. 5 класс./ Сост. Н.И.Еременко.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
6.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании.М.:ООО»Аспект»,2007.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения
МБОУ В-Вознесенской СОШ
От __ 2018 года №__________
____________________
Руководитель МО Глазко С. И.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ Глазко С. И.
«____»__________________2018 года
53