СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по литературному чтению 7 класс для детей с умственной отсталостью (1 вариант)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по литературному чтению 7 класс для детей с умственной отсталостью (1 вариант)»



Настоящая программа по чтению составлена для обучающихся 7 –го класса с умственной отсталостью (вариант №1) 5-9 классы (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.), под редакцией В.В. Воронковой. Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю.

Рабочая программа составлена по учебнику: И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2017г.

Содержание учебного предмета - всего 136 часов, 4 часа в неделю)

Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения в 6 классе

Личностные результаты

-формировать понимание важности процесса обучения;

-развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и зарубежной литературой;

-формировать нравственно развитую личность в процессе чтения, развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

-развивать чувство ответственности за свои поступки при сопоставлении образов персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

-формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

-развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

-развивать умение составлять тексты в устной форме;

-развивать умение строить рассуждения в процессе характеристики текста;

-развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

-совершенствовать мотивации к систематическому , самостоятельному чтению.

Предметные результаты

-читать текст правильно, осознанно и выразительно вслух и про себя;

-делить текст на смысловые части, пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий);

- определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;

-пользоваться монологической и диалогической речью при пересказах, рассказывании, выражении собственной точки зрения, коллективном обсуждении и т.п.;

-самостоятельно составлять и задавать одноклассникам ( или учителю) вопросы к тексту;

-понимать жанровые особенности произведений 9 сказка, стихотворение, рассказ, басня);

-заучивать наизусть стихотворения, басни;

-совершенствовать читательский опыт, развивать умение пользоваться библиотекой (нахождение нужной книги по теме урока, выбор книги для самостоятельного чтения, для выполнения творческих работ и т.д.)

МЕСТО И РОЛЬ ПРЕДМЕТА В ДОСТИЖЕНИИ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

В процессе изучения чтения в 7 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.



Основные направления коррекционной работы:

  1. Корригировать артикуляционный аппарат.

  2. Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.

  3. Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

  4. Развивать речь, владение техникой речи;

  5. Корригировать слуховое и зрительное восприятие.

  6. Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

  7. Развивать познавательные процессы.

  8. Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.



Примерная тематика курса

Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном к ней отношении, о знаменательных событиях в жизни страны.



Навыки чтения

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение про «себя».

Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражениях, характеризующих поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

Пересказ прочитанного текста по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.



Внеклассное чтение

Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника внеклассного чтения по данной учителем форме.

Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.

Урок внеклассного чтения проводится 1-2 раза в месяц.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса (VIII вида)

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать и «про себя»;

  • выделять главную мысль произведения;

  • характеризовать главных действующих лиц;

  • пересказывать содержание прочитанного.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 10 стихотворений.

Навыки чтения:

  • Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

  • Выделение главной мысли произведения.

  • Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.

  • Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.

  • Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.

  • Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.

  • Заучивание наизусть стихотворений.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Техника чтения проверяется в начале, середине, конце учебного года и составляет в 7 классе – 70 – 80 слов в минуту



Содержание учебного предмета

Наименование разделов учебной программы и характеристика основных

содержательных линий.

7 класс

Устное народное творчество

Сказки.

«Сивка – бурка» (русская народная сказка), «Журавль и Цапля» (русская народная сказка), «Умный мужик» (русская народная сказка).

Былина. «Три поездки Ильи Муромца».

Народные песни. «Ах, кабы на цветы не морозы…». «По улице мостовой…».

Пословицы. Загадки.

Из произведений русской литературы XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.» Главные герои сказки. Понятие: литературная сказка .

Стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», «У Лукоморья…».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе. «Бородино» - поэма об историческом прошлом нашей страны, Великая Отечественная война 1812 года.

Иван Андреевич Крылов. Слово о писателе. Понятия: басня, мораль. «Кукушка и Петух», «Волк и ягненок», «Слон и Моська».

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин».

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» (в сокращении). Жилин и Костылин – герои рассказа, противопоставление характеров. Дина. Дружба Жилина и Дины. Нравственные проблемы рассказа.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон».

Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «Дети подземелья» (в сокращении). Нравственные проблемы повести.

Валек и Вася. Соня и Маруся. Глава «Кукла» - кульминация повести.

Из произведений русской литературы XX века

Максим Горький. Слово о писателе. «Детство» (отрывки из повести), «В людях» (отрывки из повести).

Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте. «Детство», «Ветер», «Весна».

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. «Последний черт».

Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. «Великие путешественники».

Константин Михайлович Симонов - Военный корреспондент. «Сын артиллериста» (отрывки).

Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе. «Флаг».

Николай Иванович Рыленков. «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Всѐ в тающей дымке»..

Юрий Иосифович Коваль. «Капитан Клюквин», «Картофельная собака».

Юрий Яковлевич Яковлев. «Багульник».

Радий Петрович Погодин. «Время говорит – пора».

Анатолий Георгиевич Алексин. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»).

Константин Яковлевич Ваншенкин. «Мальчишка», «Снежки».





Система оценивания.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 70-80 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Ожидаемый результат: Результаты обучения представлены в основных требованиях к знаниям и умениям учащихся 7 класса, которые содержат следующие компоненты:

знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь – перечень конкретных умений и навыков, основных видов речевой деятельности.

В школе для умственно-отсталых детей в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах. Но на более сложном речевом и понятийном материале.

Коррекция отклонений в развитии умственно отсталых детей средствами образования и трудовой подготовки, социально-психологическая реабилитация учащихся для последующей их интеграции в общество.

Работа по развитию навыков чтения:

Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.

Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.

Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при

однородных членах предложения.

Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования)

значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем

читаемого текста и самостоятельность чтения.

Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения

не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту. Участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и

образные выражения текста.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе

произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

В 5—7 классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 5—7 классов используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов

рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

По мере перехода учащихся из класса в класс уменьшается помощь учителя в составлении отзывов и аннотаций на читаемые произведения.

Вместе с тем (с учетом сложности контингента учащихся) творческие работы по освоению литературных текстов могут выполняться коллективно.

Работа с текстом

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста.

Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.

Выделение частей текста в соответствии с данным планом.

Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после их выделения.

Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста на основе прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов.

Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя).

Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений, характеризующих события, героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).

Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.

Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения.

Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.

Внеклассное чтение:

Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит рекомендательный характер с постепенным увеличением

доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы.

Уроки внеклассного чтения в рабочую программу не внесены, но работа по организации дополнительного чтения проводится. Дается задание по чтению детских газет и журналов. Обсуждение прочитанных произведений, составление кратких отзывов о книгах,

пересказ содержания прочитанного, название главных действующих лиц. Выявление своего к ним отношения.



Тематическое планирование по чтению и развитию речи 7 кл.

Тема урока

Кол-во

часов


Устное народное творчество (11часов)

1

Введение. Устное народное творчество.

1

2-3

Русские народные сказки. «Сивка-бурка». Уроки, заключенные в сказках.

2

4

Художественные особенности сказки «Журавль и Цапля».

1

5

Бытовая сказка и ее особенности. «Умный мужик».

1

6

Понятие былины. Художественные особенности былины «Три поездки Ильи Муромца».

1

7-8

Былина «Три поездки ильи Муромца».

2

9

Русские народные песни.

1

10

Пословицы и загадки. Малые жанры фольклора.

1

11

РК №1

В.Ларичев. «Тайна каменной черепахи».

1


Из русской литературы 19 века (37 часов)

12

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.

1

13

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Тема. Сюжет.

1

14

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Художественные особенности.

1

15-16

А.С.Пушкин.»Сказка о царе Салтане».

2

17-18

РР

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Письменный отзыв.

2

19

А.С.Пушкин. «Зимний вечер». Образ няни.

1

20

А.С.Пушкин. «У лукоморья…». Роль отрывка в построении поэмы.

1

21-22

Н.Задорнов. «Амур-батюшка».

2

23

М.Ю.Лермонтов. Очерк жизни и творчества.

1

24

М.Ю.Лермонтов. Художественные особенности стихотворения «Бородино».

1

25-26

М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

2

27

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве И.А.Крылова.

1

28

И.А.Крылов. «Слон и Моська», «Волк и журавль». Мораль басен.

1

29

Н.Задорнов. «Амур-батюшка». Образы переселенцев. Обобщение.

1

30

Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества.

1

31

Н.А.Некрасов. «Несжатая полоса». Тема крестьянской доли.

1

32

Н.А.Некрасов. «Генерал Топтыгин». Художественные особенности произведения.

1

33

Н.А.Некрасов. «Генерал Топтыгин». Комментированное чтение.

1

34-35

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Тема. Идея. Сюжет.

2

36-37

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Авторское отношение к героям.

2

38

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Образ Дины.

1

39-40

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».

2

41-42

РР

Письменный отзыв о произведении.

2

43-44


В.С.Еращенко. «Легенда о земле Даурской», «На Непрядве-реке».

2

45

А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества.

1

46

А.П.Чехов. «Хамелеон». Художественные особенности рассказа.

1

47-48

А.В.Гребенюков. «Собака», «Пошутил». Чтение и обсуждение рассказов.

2


Из русской литературы 20 века (88 часа)

49

В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе.

1

50-51

В.Г.Короленко. «Дети подземелья». Сюжетная линия. Герои.

2

52

В.Г.Короленко. «Дети подземелья». Проблематика произведения.

1

53

В.Г.Короленко. «Дети подземелья».Роль пейзажных зарисовок.

1

54-56

В.Г.Короленко. «Дети подземелья».

3

57-58

РР

Сочинение по рассказу В.Г.Короленко «Дети подземелья».

2

59

Контрольная работа №1 по литературе 19 века.

1

60

В.Сукачев. «В той стороне, где солнце…».

1

61

М.Горький. Рассказ о творчестве.

1

62-63

М.Горький. «Детство». Первая часть автобиографии.

2

64-65

М.Горький. «Детство». Образ главного героя.

2

66-67

М.Горький. «Детство». Люди, окружающие Алешу Пешкова.

2

68

М.Горький. «Детство». Образ деда Каширина.

1

69

М.Горький. «Детство». Образ бабушки – чудесного человека.

1

70-72

М.Горький «Детство».

3

73-74

РР

Изложение по повести М.Горького «Детство».20

2

75-76

«Здесь моя Родина». Обсуждение стихов брянских поэтов о родной земле.

2

77

М.Исаковский. Рассказ о творчестве поэта. Чтение и обсуждение стихотворения «Ветер».

1

78

М.Исаковский. Чтение и обсуждение понравившихся стихов.

1

79

К.Г.Паустовский. Очерк жизни и творчества.

1

80-81

К.Г.Паустовский. «Последний черт». Чтение и обсуждение.

2

82-84

М.Зощенко. Чтение и обсуждение рассказов.

3

85

Устное рассуждение о рассказах М.Зощенко.

1

86

Р.И.Фраерман. Очерк жизни и творчества.

1

87-89

Р.И.Фраерман. «Дикая собака динго…». Знакомство с сюжетом.

3

90

Литература периода Великой Отечественной войны». К.Симонов. «Сын артиллериста».

1

91

К.Симонов. «Сын артиллериста». Выразительное чтение.

1

92

К.Симонов. «Сын артиллериста». Образ главного героя.

1

93-94

В.Катаев. «Флагман». Чтение и обсуждение.

2

95

Н.Рыленков. Рассказ о жизни и творчестве поэта.

1

96

Н.Рыленков. «Деревня», «Все в тающей дымке». Образ малой родины.

1

97

Р.Фраерман. «Дикая собака динго…».

1

98-99

Ю.Коваль. «Капитан Клюквин». Главная мысль произведения.

2

100-101

РР

Выборочное изложение по рассказу Ю.Коваля. «Капитан Клюквин».

2

102

Ю.Коваль. «Картофельная собака». Составление цитатного плана.

1

103

Ю.Коваль. «Картофельная собака».

1

104-105

Ю.Яковлев. «Багульник». Сюжет. Главный герой.

2

106-107

Ю.Яковлев. «Багульник». Устная характеристика героя.

2

108-109

РР

Сочинение-рассуждение по рассказу Ю.Яковлева «Багульник».

2

110-111

Р.Погодин. «Время говорить пора». Художественный замысел писателя.

2

112-113

Р.Погодин. «Время говорить пора».

2

114

А.Алексин. Знакомство с творчеством писателя.

1

115-117

А.Алексин. «Безумная Евдокия».

3

118-119

К.Ваншенкин. Чтение и обсуждение стихотворений.

2

120-121

РР

Средства выразительности в стихах.

2

122-123

Обобщение курса литературы 7 класса.

2

124-125

Контрольная работа №2

«Произведения литературы 20 века».

2

126-127

Р.И.Фраерман. «Дикая собака динго…».

2

128-129

РР

Сочинение-рассуждение по повести «Дикая собака динго…»

2

130-131

«Эхо войны» в стихах поэтов.

2

132

Мысли древних о вечном. Конфуций.

1

133-134

Составление отзыва на прочитанную книгу.

2

135-136

Итоговый урок.


























Приложение



Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

план

Дата

факт


Устное народное творчество (11часов)



1

Введение. Устное народное творчество.

1



2-3

Русские народные сказки. «Сивка-бурка». Уроки, заключенные в сказках.

2



4

Художественные особенности сказки «Журавль и Цапля».

1



5

Бытовая сказка и ее особенности. «Умный мужик».

1



6

Понятие былины. Художественные особенности былины «Три поездки Ильи Муромца».

1



7-8

Былина «Три поездки ильи Муромца».

2



9

Русские народные песни.

1



10

Пословицы и загадки. Малые жанры фольклора.

1



11

РК №1

В.Ларичев. «Тайна каменной черепахи».

1




Из русской литературы 19 века (37 часов)



12

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.

1



13

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Тема. Сюжет.

1



14

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Художественные особенности.

1



15-16

А.С.Пушкин.»Сказка о царе Салтане».

2



17-18

РР

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Письменный отзыв.

2



19

А.С.Пушкин. «Зимний вечер». Образ няни.

1



20

А.С.Пушкин. «У лукоморья…». Роль отрывка в построении поэмы.

1



21-22

Н.Задорнов. «Амур-батюшка».

2



23

М.Ю.Лермонтов. Очерк жизни и творчества.

1



24

М.Ю.Лермонтов. Художественные особенности стихотворения «Бородино».

1



25-26

М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

2



27

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве И.А.Крылова.

1



28

И.А.Крылов. «Слон и Моська», «Волк и журавль». Мораль басен.

1



29

Н.Задорнов. «Амур-батюшка». Образы переселенцев. Обобщение.

1



30

Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества.

1



31

Н.А.Некрасов. «Несжатая полоса». Тема крестьянской доли.

1



32

Н.А.Некрасов. «Генерал Топтыгин». Художественные особенности произведения.

1



33

Н.А.Некрасов. «Генерал Топтыгин». Комментированное чтение.

1



34-35

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Тема. Идея. Сюжет.

2



36-37

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Авторское отношение к героям.

2



38

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Образ Дины.

1



39-40

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».

2



41-42

РР

Письменный отзыв о произведении.

2



43-44


В.С.Еращенко. «Легенда о земле Даурской», «На Непрядве-реке».

2



45

А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества.

1



46

А.П.Чехов. «Хамелеон». Художественные особенности рассказа.

1



47-48

А.В.Гребенюков. «Собака», «Пошутил». Чтение и обсуждение рассказов.

2




Из русской литературы 20 века (88 часа)



49

В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе.

1



50-51

В.Г.Короленко. «Дети подземелья». Сюжетная линия. Герои.

2



52

В.Г.Короленко. «Дети подземелья». Проблематика произведения.

1



53

В.Г.Короленко. «Дети подземелья».Роль пейзажных зарисовок.

1



54-56

В.Г.Короленко. «Дети подземелья».

3



57-58

РР

Сочинение по рассказу В.Г.Короленко «Дети подземелья».

2



59

Контрольная работа №1 по литературе 19 века.

1



60

В.Сукачев. «В той стороне, где солнце…».

1



61

М.Горький. Рассказ о творчестве.

1



62-63

М.Горький. «Детство». Первая часть автобиографии.

2



64-65

М.Горький. «Детство». Образ главного героя.

2



66-67

М.Горький. «Детство». Люди, окружающие Алешу Пешкова.

2



68

М.Горький. «Детство». Образ деда Каширина.

1



69

М.Горький. «Детство». Образ бабушки – чудесного человека.

1



70-72

М.Горький «Детство».

3



73-74

РР

Изложение по повести М.Горького «Детство».20

2



75-76

«Здесь моя Родина». Обсуждение стихов брянских поэтов о родной земле.

2



77

М.Исаковский. Рассказ о творчестве поэта. Чтение и обсуждение стихотворения «Ветер».

1



78

М.Исаковский. Чтение и обсуждение понравившихся стихов.

1



79

К.Г.Паустовский. Очерк жизни и творчества.

1



80-81

К.Г.Паустовский. «Последний черт». Чтение и обсуждение.

2



82-84

М.Зощенко. Чтение и обсуждение рассказов.

3



85

Устное рассуждение о рассказах М.Зощенко.

1



86

Р.И.Фраерман. Очерк жизни и творчества.

1



87-89

Р.И.Фраерман. «Дикая собака динго…». Знакомство с сюжетом.

3



90

Литература периода Великой Отечественной войны». К.Симонов. «Сын артиллериста».

1



91

К.Симонов. «Сын артиллериста». Выразительное чтение.

1



92

К.Симонов. «Сын артиллериста». Образ главного героя.

1



93-94

В.Катаев. «Флагман». Чтение и обсуждение.

2



95

Н.Рыленков. Рассказ о жизни и творчестве поэта.

1



96

Н.Рыленков. «Деревня», «Все в тающей дымке». Образ малой родины.

1



97

Р.Фраерман. «Дикая собака динго…».

1



98-99

Ю.Коваль. «Капитан Клюквин». Главная мысль произведения.

2



100-101

РР

Выборочное изложение по рассказу Ю.Коваля. «Капитан Клюквин».

2



102

Ю.Коваль. «Картофельная собака». Составление цитатного плана.

1



103

Ю.Коваль. «Картофельная собака».

1



104-105

Ю.Яковлев. «Багульник». Сюжет. Главный герой.

2



106-107

Ю.Яковлев. «Багульник». Устная характеристика героя.

2



108-109

РР

Сочинение-рассуждение по рассказу Ю.Яковлева «Багульник».

2



110-111

Р.Погодин. «Время говорить пора». Художественный замысел писателя.

2



112-113

Р.Погодин. «Время говорить пора».

2



114

А.Алексин. Знакомство с творчеством писателя.

1



115-117

А.Алексин. «Безумная Евдокия».

3



118-119

К.Ваншенкин. Чтение и обсуждение стихотворений.

2



120-121

РР

Средства выразительности в стихах.

2



122-123

Обобщение курса литературы 7 класса.

2



124-125

Контрольная работа №2

«Произведения литературы 20 века».

2



126-127

Р.И.Фраерман. «Дикая собака динго…».

2



128-129

РР

Сочинение-рассуждение по повести «Дикая собака динго…»

2



130-131

«Эхо войны» в стихах поэтов.

2



132

Мысли древних о вечном. Конфуций.

1



133-134

Составление отзыва на прочитанную книгу.

2



135-136

Итоговый урок.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!