Математика
Рабочая программа для 4 класса
(индивидуальное обучение для детей с ОВЗ VII вида).
Пояснительная записка
Адаптированная программа по математике в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе УМК «Перспектива»:
Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука, учебник Математика 4 класс. В 2-х частях «Просвещение» 2014 год;
Основной целью программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО является: создание возможностей для математической подготовки каждого ребёнка на высоком уровне.
Основные задачи:
Обеспечение естественного введения детей в новую для них предметную область «Математика» через усвоение элементарных норм
математической речи и навыков учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (счёт, вычисления, решение задач, измерения, моделирование, проведение несложных индуктивных и дедуктивных рассуждений, распознавание и изображение фигур и т. д.);
Формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для продолжения математического образования в основной школе и использования математических знаний на практике;
Развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД;
Формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования.
Одной из форм обучения, гарантированной Российским законодательством, является индивидуальное обучение больных детей на дому. Оно организуется с целью создания комфортных, сохраняющих и укрепляющих здоровье условий для больных детей, которые по состоянию здоровья не могут получать образование в школе, не успевают за темпом класса и нуждаются в индивидуальном, щадящем режиме учебной деятельности. Целевое назначение: обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, учебным планом школы, индивидуальными учебными планами учащихся в соответствии с Положением об организации обучения больных учащихся и детей, находящихся в социально-опасном положении.
Образование детей с ОВЗ не сопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников. В структуре содержания его «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Обязательной является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, при необходимости индивидуализируется и содержание основной программы обучения.
Данная рабочая программа разработана для учащейся 4-б класса, которая находится на индивидуальном обучении по заключению ПМПК и нуждается в индивидуальном обучении, в связи с чем изменено количество часов данного предмета. Программа включает в себя все разделы учебного курса по русскому языку для 4 класса и реализуется в течение года.
Предмет «Математика» для детей с ОВЗ VII вида носит элементарно-практическую и коррекционную направленность. Большое внимание на уроках уделяется не столько запоминанию теории и правил, сколько умению применять изученные материалы в практике в ее устной и письменной форме.
Место курса в учебном плане
На изучение математики в 4 классе отводится по 2 ч в неделю, 60 часов в год (30 учебных недель, т.к. обучающийся приступил к занятиям 08.10.2018г.).
Содержание учебного предмета.
Числа от 1 до 1000.
Повторение и обобщение пройденного.
Нумерация. Счет предметов. Разряды.
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия.
Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел, умножения и деления на однозначное число.
Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата.
Нумерация чисел больше 1000
Нумерация
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Луч. Числовой луч.
Угол. Виды углов.
Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар, соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век, соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание величин.
Умножение и деление.
Умножение и деление на однозначное число
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; деление нуля и невозможность деления на нуль; переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму; деления суммы на число; умножения и деления числа на произведение.
Приёмы письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное.
Решение задач на пропорциональное деление
Скорость, время, расстояние.
Скорость. Единицы скорости.
Примеры взаимосвязей между величинами (время, скорость, путь при равномерном движении и др.).
Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями.
Умножение числа на произведение.
Приёмы устного и письменного умножения и деления на числа оканчивающиеся нулями.
Перестановка и группировка множителей.
Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.
Письменное умножение и деление на двузначное и трехзначное число (в пределах миллиона).
Математика и информатика
Начальные представления о математических взаимоотношениях объектов окружающего мира, выраженных числом, формой, временем, пространством и др.,
Первоначальные представления о компьютерной грамотности.
Основы логического и алгоритмического мышления.
Чтение и заполнение таблиц, интерпретации данных таблиц.
Чтение столбчатой диаграммы.
Создание простейшей информационной модели.
Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы уроков и методы обучения).
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)
- урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- урок контроля умений и навыков.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .
Сокращения, принятые в данном планировании:
ОНЗ – урок «открытия» нового знания Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений) КЗ – урок контроля, оценки и коррекции знаний | | с/к - самоконтроль и/к - итоговый контроль и- индивидуальный ф - фронтальный |
№ п/п | Тема урока | Тип уро-ка | Требования к уровню подготовки учащихся | Элементы содержания | Дата проведения | Дата фактического проведения |
1. | Нумерация. Счёт предметов. Разряды | ОНЗ | Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Использовать знания таблицы умножения при вычислении значений выражений. Решать задачи в 2 – 3 действия. Проверять правильность выполнения арифметических действий, используя другой приём вычисления или зависимость между компонентами и результатом действия. Вычислять площадь прямоугольника, ступенчатой фигуры по заданным размерам сторон. Сравнивать площади фигур методом наложения и с помощью общей мерки. Работать с информацией, заданной в форме таблицы, схемы, диаграммы. Характеризовать свойства геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, куб, пирамида) | Актуализация знаний учащихся об образовании трёхзначных чисел и их разрядном составе; повторение чисел в натуральном ряду; арифметические действия с нулём. Закрепление знаний о последовательности чисел в пределах 1000. | Знание последователь ностей чисел в пределах 1000, как образуется каждая следующая счётная единица. | | |
2. | Сложение и вычитание трёхзначных чисел | ОНЗ | Обобщение знаний о названии чисел при сложении и вычитании, о связи между результатами и компонентами этих действий | Знание таблицы сложения и вычитания однозначных чисел. | | |
3. | Умножение вида 216 х 4 | ОНЗ | Письменный приём умножения трехзначного числа на однозначное; решение задач | Умение выполнять приёмы письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные. | | |
4 | Умножение вида 324 х 4 Самостоятельная работа | ОНЗ | Письменный приём умножения трехзначного числа на однозначное; решение задач | Умение выполнять приёмы письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные. | | |
5 | Приёмы письменного деления трёхзначных чисел на однозначные. Деление вида 876 : 3 | ОНЗ | Письменные приёмы деления трёхзначного числа на однозначное. Таблица умножения. | Умение выполнять приёмы письменного деления на однозначное число. | | |
6 | Деление двузначного числа на двузначное. Деление с остатком вида 67 : 23 | ОНЗ | Деление с остатком. Письменные приёмы деления двузначного числа на двузначное. | Умение выполнять деление двузначного числа на двузначное, деление с остатком | | |
7 | Деление трёхзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | ОНЗ | Деление трёхзначных чисел на однозначное; решение текстовых задач и задач геометрического характера | Умение выполнять деление трёхзначных чисел на однозначные числа,. когда в записи частного есть нуль | | |
8 | Числовые выражения | Р | Читать, записывать и сравнивать числовые выражения. Устанавливать порядок выполнения действий в числовых выражениях, находить их значения. Записывать решение текстовой задачи числовым выражением. | Числовые выражения с действиями одной ступени, обеих ступеней, со скобками и без скобок. Порядок действий, связь между компонентами и результатами этих действий; вычислительные навыки, решение задач. | Умение вычислять значение числового выражения, содержащего 2- 3 действия. Понимание правила порядка выполнения действий в числовых выражениях | | |
9 | Порядок выполнения действий со скобками и без скобок | Р | | |
10. | Диагональ многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. Свойства диагоналей квадрата. | ОНЗ | Проводить диагонали многоугольника, характеризовать свойства диагоналей прямоугольника, квадрата. Исследовать фигуру, выявлять свойства её элементов, высказывать суждения и обосновывать или опровергать их. | Ознакомление учащихся с понятием «диагональ». | Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники. | | |
11. | Группировка слагаемых. | ОНЗ | Использовать свойства арифметических действий, приёмы группировки и округления слагаемых для рационализации вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, находить наиболее удобный. | Знакомство с приёмами рационального выполнения действия сложения: группировка слагаемых. | Умение группировать слагаемые, применение свойств сложения Группировка слагаемых. Решение задач на нахождение площади геометрических фигур | | |
12 | Приёмы рационального выполнения действия сложения | ОНЗ | | |
13 | Округление слагаемых Математический диктант | ОНЗ Р | Использовать приёмы округления при сложении для рационализации вычислений. Использовать свойства арифметических действий, приёмы группировки и округления слагаемых для рационализации вычислений. | Приёмы округления слагаемых. Округление одного или нескольких слагаемых. Переместительное свойство сложения. Решение текстовых задач арифметическим способом | Сравнение разных способов вычислений, нахождение наиболее удобного. | | |
| |
14 | Умножение чисел на 10 и на 100 | ОНЗ Р | Выполнять умножение круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100. Выполнять задания по образцу, заданному алгоритму действий | Приёмы умножения чисел на 10 и на 100 Связь между компонентами и результатами действий; устные и письменные вычислительные навыки, сравнение, решение геометрических задач | Умение проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение числа в 10, 100 раз. | | |
15 | Умножение числа на произведение Способы умножения числа на произведение. | Р | Сравнивать различные способы умножения числа на произведение, выбирать наиболее удобный способ вычислений. Составлять и решать задачи, обратные данной | Свойство умножения числа на произведение. | | |
16 | Окружность и круг | ОНЗ | Распознавать на чертеже окружность и круг, называть и показывать их элементы (центр, радиус, диаметр), характеризовать свойства этих фигур | Знакомство с окружностью и кругом и их элементами: центр окружности (круга), радиус и диаметр окружности (круга). Свойства радиуса (диаметра) окружности (круга) | Знание понятия «окружность», «круг». Умение распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, чертить окружность и круг. | | |
17 | Среднее арифметическое | ОНЗ Р | Находить среднее арифметическое нескольких слагаемых. Развивать умение выполнять письменные вычисления с натуральными числами. | Знакомство с понятием среднего арифметического нескольких величин, способом его вычисления | Вычисление среднего арифметического нескольких величин. Решение задач арифметическим способом с опорой на таблицы, краткие записи | | |
19 | Контрольная работа за четверть | КЗ | Уметь пользоваться изученной математичес-кой терминологией, ре-шать текстовые задачи арифметическим спосо-бом, выполнять письмен-ные вычисления. | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом | Умение решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления | | |
20 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Р | Проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольной работе; совершенствовать умение решать текстовые задачи, уравнения; отрабатывать устные и письменные приёмы вычислений | Понимание причины допущенных ошибок, выполнение работы над ошибками. | Выявление причин ошибок и корректировка их, оценивание своей работы | | |
21 | Понятие скорости. Единицы скорости | ОНЗ | Моделировать и решать задачи на движение в одно действие, используя схематический рисунок, таблицу или диаграмму. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решение задачи. Составлять и решать задачи, обратные задачам, характеризую-щим зависимость между скоростью, временем и расстоянием. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Интерпретировать информацию, представленную с помощью диаграммы (таблицы). | Знакомство учащихся с понятием скорость, с единицами скорости, с новым типом задач на движение. | Умение устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость | | |
22 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | ОНЗ | Развивать умение решения задач на движение. Закрепить знания о зависимости между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) Развивать умение решения задач на движение, где необходимо находить время, если известны расстояние и скорость, работать с величинами | Умение выполнять решение задач на движение, находить расстояние, если известны время и скорость, работать с величинами | | |
23 | Умножение двузначного числа на двузначное. Письменное умножение на двузначное число | РНЗ | Выполнять письменно умножение двузначного числа на двузначное. Работать в паре при решении логических задач на поиск закономерностей. Совместно оценивать результат работы | Знакомство с алгоритмом письменного умножения двузначного числа на двузначное в пределах 1000 | Умение группировать множители в произведении. Знание конкретного смысла умножения и деления, названия действий, | | |
24 | Виды треугольников. Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный треугольник Классификация треугольников по длине сторон: равнобедренные, равносторонние и разносторонние | ОНЗ | Классифицировать треугольники на равнобедренные и разносторонние, остроугольные, прямоугольные и тупоугольные; различать равносторонние треугольники. Интерпретировать информацию, представленную с помощью диаграммы (таблицы), формулировать выводы. | Познакомить учащихся с видами треугольников, развивать умение в различение треугольников по видам углов Познакомить с понятиями «равносторонний треугольник», «равносторонний треугольник», «равнобедренный треугольник». | Знакомство с видами треугольников, развитие умения в различение треугольников по видам углов Знакомство с понятиями «равносторонний треугольник», «равносторонний треугольник», «равнобедренный треугольник». | | |
25 | Самостоятельная работа по теме «Построение треугольников» | КЗ | Развивать навыки построения треугольников различных видов | Знание конкретного смысла умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления | | |
26 | Деление круглых чисел на 10, на 100 | ОНЗ | Выполнять деление круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100. Решать задачи, в которых стоимость выражена в рублях и копейках. | Приемы деления круглых десятков на 10. Единицы стоимости: рубль, копейка. | | |
27 | Деление числа на произведение | Р | Сравнивать различные способы деления числа на произведение, выбирать наиболее удобный способ вычислений. Закреплять умение выполнять деление числа на произведение разными способами. | Выполнять деление числа на произведение разными способами; ориентироваться в разнообразии способов решения задач. | | |
28 | Деление круглых чисел на круглые десятки | р | Выполнять устно деление на круглые десятки в пределах 100. Использовать при делении числа на круглые десятки знание таблицы умножения на 10 и правила деления числа на произведение | Познакомить учащихся с новым приемом деления. Моделирование приемов умножения и деления круглых чисел с помощью предметов. Читать рав-ва, используя математическую терминологию. | Знание конкретного смысла деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления. Умение применять приём письменного деления на двухзначное число | | |
29 | Новые счётные единицы. Класс единиц и класс тысяч Тысяча. Счёт тысячами. Запись многозначных чисел Чтение, запись и сравнение чисел | ОНЗ | Моделировать ситуации, требующие умения считать тысячами. Выполнять счёт тысячами, как прямой, так и обратный. Выполнять сложение и вычитание тысяч, основанные на знании нумерации. Образовывать числа, которые больше 1000, из единиц тысяч, сотен, десятков и единиц. Сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте. Читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе. | Знакомство с последовательностью чисел в пределах 1000000, понятия «разряды» и «классы». | Умение читать и записывать числа, которые больше 1000. | | |
ОНЗ | Знакомство с названием, последовательность натуральных шестизначных чисел . | Развитие умения считать тысячами; вычислительные навыки, устные и письменные. | | |
ОНЗ | Совершенствовать умение верно называть и записывать числа в пределах 1000000. | Устное выполнение арифметических действий над числами . Умение верно называть и записывать числа в пределах 1000000. | | |
30 | Десяток тысяч как новая счётная единица Счёт десятками тысяч | ОНЗ | Моделировать ситуации, требующие умения считать десятка-ми тысяч. Выполнять счёт десятками тысяч, как прямой, так и обратный. Выполнять сложение и вычитание десятков тысяч, основанные на знании нумерации. Образовывать числа, которые больше 1000, из сотен тысяч, десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков и единиц. Сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте. Читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе | Умение записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнивать числа, состоящие из единиц 1 и 2 классов, решать текстовые и геометрические задачи | Знание последовательности чисел в пределах 100000, понятия «разряды» и «классы». Умение читать, записывать числа, которые больше 1000 | | |
ОНЗ | Научить читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000, находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе | Умение находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе. Закрепление навыка воспроизведения последовательности чисел в пределах 1000000 | | |
31 | Сотня тысяч как новая единица, счёт сотнями тысяч. Миллион | ОНЗ | Познакомить с классом миллионов, научить воспроизводить последовательность чисел в пределах 100000, читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000 | Умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000 | | |
32 | Контрольная работа | КЗ | Проверить знания, умения и навыки по итогам первого полугодия | Письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений | Умение работать самостоятельно, выполнение мыслительных операции анализа и синтеза, контроль своей работы Выявление причин ошибок и корректировка их, оценивание своей работы. | | |
33. | Виды углов | ОНЗ | Классифицировать углы на острые, прямые и тупые. Использовать чертёжный треугольник для определения вида угла на чертеже. | Знакомство с видами углов (прямые, тупые и острые). Алгоритм определения вида угла на чертеже с помощью чертёжного треугольника | Знание понятие «угол», виды углов. Распознавать геометри-ческие фигуры и изо-бражать их на бумаге с разлиновкой в клетку, строить прямой угол | | |
34. | Разряды и классы чисел | ОНЗ | Называть разряды и клас-сы многозначных чисел в пределах1000000.Сравнивать многозначные числа, опираясь на порядок следования чисел при счете. | Таблица разрядов и классов. Класс единиц, класс тысяч и их состав | Знание класса миллионов, класса миллиардов; последовательности чисел в пределах 100000. | | |
35 | Конус | ОНЗ | Находить в окружающей обстановке предметы конической формы. Конструировать модель конуса по его развёртке, использовать и характеризовать свойства конуса | Конус, боковая поверхность, вершина и основание конуса. Развёртка конуса | Умение находить в окружающей обстановке предметы конической формы, конструировать модель конуса по его развёртке, использовать и характеризовать свойства конуса | | |
36 | Письменные приёмы сложения и вычитания Алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел | ОНЗ | Выполнять приёмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Познакомить с алгоритмом письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Строить сообщения в устной и письменной форме. | Знакомство с алгоритмом письменного сложения и вычитания чисел в пределах миллиона. | Умение выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел), вычисления с нулём, пользоваться изученной математической терминологией | | |
| |
37 | Единицы массы. Центнер и тонна Повторение и самоконтроль. | ОНЗ | Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять массу в центнерах и тоннах. Заменять крупные единицы массы мелкими (6 т 4 ц = 64 ц) и наоборот (3800 кг = 3 т 800 кг = 3 т 8 ц). | Понятия «масса», «единицы массы». Знакомство с новой единицей массы – тонна и центнер; развивать умение сравнивать предметы по массе; решать геометрические задачи. | Знание понятия «масса», единицы массы. Умение сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах | | |
38 | Доли и дроби. Нахождение нескольких долей целого | ОНЗ | Моделировать ситуации, требующие умения находить доли предмета. Называть и обозначать дробью доли предмета, разделённого на равные части. | Знакомство с долями предмета, их названием и обозначением. | Решение задач на нахождение нескольких долей целого; развитие вычислительных навыков | | |
39 | Нахождение целого по его части | ОНЗ | | |
40 | Единицы времени. Секунда Таблица единиц времени | ОНЗ | Моделировать ситуации, требующие умения измерять время в секундах. Заменять крупные единицы времени мелкими (2 ч = 3600 с) и наоборот (250 с = 4 мин 10 с). | Секунда как новая единица времени. Секундомер Решение текстовых задач арифметическим способом. | Соотношение единиц времени: час, минута, секунда. Закрепление знаний о единицах времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год), о соотношениях между ними. | | |
| |
41 | Приемы письменного сложения и вычитания составных именованных единиц | ОНЗ | | | | |
42 | Умножение многозначного числа на однозначное число (письменные вычисления) Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное число | ОНЗ | Выполнять письменно умножение многозначного числа на однозначное число. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. | Знакомство с письменными приёмами умножения многозначного числа на однозначное. Выполнять письменное умножение трёхзначных чисел на однозначные согласно алгоритму | Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 | | |
| | |
43 | Умножение и деление на 10, 100, 1000, 10000 и 100000. | Р | Выполнять умножение и деление многозначного числа на 10, 100, 1000, 10000 и 100000. | Приёмы умножения и деления многозначных чисел на 10, 100, 1000, 10000 и 100000. | | |
44 | Нахождение дроби от числа | ОНЗ | Моделировать ситуации, требующие умения находить дробь от числа. Решать задачи на нахождение дроби от числа. | Приемы проверки правильности выполнения действия, вычисления значения числового выражения | Моделирование ситуации, требующей умения находить дробь от числа. Решение задачи на нахождение дроби от числа. | | |
45 | Задачи на нахождение дроби от числа | ОНЗ | | |
46 | Таблица единиц длины. | Р | Заменять крупные единицы длины мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц длины. | Знакомство с таблицей единиц длины. | Сравнение единиц длины по их числовым значениям, выражение данных величин в различных единицах. | | |
47 | Контрольная работа по теме «Доли и дроби» | КЗ | Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия | Повторить и обобщить изученный материал | Умение решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления | | |
48 | Задачи на встречное движение Решение задач на встречное движение по схематическому рисунку | ОНЗ | Моделировать и решать задачи на встречное движение. Составлять задачи на встречное движение по схематическому рисунку, решать эти задачи. Представлять различные способы рассуждения Выбирать самостоятельно способ решения задачи | Знакомство с задачей на встречное движение, ее краткой записью и решением | Развитие умения решать задачи на встречное движение, обратные задачи Развитие умения решать и составлять задачи по схематическому рисунку | | |
Р | | |
| |
49 | Таблицы единиц массы Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Их соотношение | ОНЗ | Заменять крупные единицы массы мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц массы. Планировать решение задачи, сравнивать разные способы решения задачи с пропорциональными величинами | Знакомство с таблицей единиц массы. | Сравнение величин по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | | |
Р | Развитие умения сравнивать предметы по массе; решение геометрических задач | | |
50 | Задачи на движение в противоположных направлениях | Р | Моделировать и решать задачи на встречное движение, движение в противоположных направлениях. Составлять задачи на движение в проти-воположных направ-лениях по схематическо му рисунку, решать эти задачи. Представлять различные способы рассуждения .Выбирать самостоятельно способ решения задачи | Знакомство с задачей на движение в противоположных направлениях, ее схематической записью и решением | Решение задач на движение в противоположных направлениях. Развитие умения решения задач нового вида арифметическим способом. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | | |
51 | Умножение на двузначное число Письменное умножение на двузначное число | ОНЗ Р | Выполнять в пределах миллиона письменное умножение на двузначное число. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. | Знакомство с письменным приёмом умножения на двузначное число. Знакомство с алгоритмом умножения на двузначное число | Уметь выполнять письменное умножение на двузначное число | | |
52 | Задачи на движение в одном направлении | Р | Моделировать и решать задачи на встречное движение, движение в противоположных направлениях и движение в одном направлении. Составлять задачи на движение в одном направлении по схематическому рисунку, решать эти задачи. Дополнять условие задачи недостающим вопросом, числовым данным | Знакомство с задачей на движение в одном направлении, ее схематической записью и решением. | Умение решения задач нового вида арифметическим способом. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость | | |
53 | Контрольная работа за 3 четверть. | КЗ | Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия | Повторить и обобщить изученный материал | Умение решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния, проверять правильность выполненных вычислений | | |
54 | Единицы времени. Год Сутки. Время от 0 до 24 часов. Единицы времени. Век Единицы времени. | ОНЗ | Анализировать ситуации, требующие умения измерять промежутки времени в сутках, неделях, месяцах, годах и веках. Заменять крупные единицы времени мелкими и наоборот на основе знания соотношений между единицами времени. Понимать и анализиро-вать информацию, пред-ставленную с помощью диаграммы, формулиро-вать выводы. Выполнять задания творческого и поискового характера | Знакомство с новой единицей времени – год. Знакомство с новой единицей времени – сутки. Знакомство с новой единицей времени – век. Повторить и обобщить изученный материал | Соотношение между известными единицами времени. | | |
| Использование приобретенных знаний для определения времени по часам | | |
| Развитие умения преобразовывать единицы времени из одних в другие, решать задачи на время | | |
| | |
55 | Нахождение числа по его дроби | ОНЗ | Моделировать ситуации, требующие умения находить число по его дроби. Решать задачи на нахождение числа по его дроби. | Создание ситуации, требующей умения находить число по его дроби | Решение задач на нахождение нескольких долей целого Создание ситуации, требующей умения находить число по его дроби | | |
56 | Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни и тысячи. | ОНЗ | Выполнять деление многозначного числа на круглые десятки, сотни и тысячи, используя правила деления числа на произведение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия | Знакомство с умением деления многозначного числа, которое оканчивается нулями, на круглые десятки, сотни и тысячи | Умение проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 | | |
57. | Таблица единиц площади | ОНЗ | Заменять крупные единицы площади мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц площади | Единицы площади (мм2, см2, дм2, м2, км2, ар и гектар) и их соотношения. Составление таблицы единиц площади | Знание таблиц единиц площади. Умение вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | | |
58 | Умножение многозначного числа на трехзначное число. | ОНЗ | Выполнять письменно умножение многозначного числа на трехзначное число. Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых и использовать правило умножения числа на сумму при вычислениях | Знакомство с письменным приёмом умножения на трехзначное число. Знакомство с алгоритмом умножения на трехзначное число | Умение выполнять письмен. умножения. Уметь проверять правильность выполненных вычислений. Знание конкретного смысла умножения | | |
59 | Контрольная работа за год | КЗ | Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия | Повторить и обобщить изученный материал | Умение решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления | | |
60 | Резервный урок | | | | | | |
Планируемые результаты
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
Книгопечатная продукция
Учебники
1.Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. 4 кл. В 2 ч. Ч. 1;
2.Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. 4 кл. В 2 ч. Ч. 2.
Рабочие тетради
Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1;
Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Проверочные работы
Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 4 класс.
Печатные пособия
1.Волкова С.И. Математика. Комплект таблиц для начальной школы.
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства
Электронные учебные пособия
Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс (диск CD–ROM), автор В.Л.Соколов.
Технические средства
Классная доска;
Магнитная доска;
Персональный компьютер с принтером.
Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование
Демонстрационная оцифрованная линейка;
Демонстрационный чертёжный треугольник;
Демонстрационный циркуль.