СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по письму и развитию речи 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа по письму и развитию речи предназначена для учащихся 9 класса с особыми образовательными потребностями.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по письму и развитию речи 9 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красногорская средняя общеобразовательная школа №1



















Адаптированная

рабочая программа

по русскому языку

9 класс

















П.г.т.Красная Гора 2022г







Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, – Сб.1. – 232с. Русский (родной) язык, В.В. Воронкова, раздел «Грамматика, правописание и развитие речи», 2011. Программа ориентирована на учебник для 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык. 9 класс: учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

  • программе по русскому языку для старших классов структурно выделяются два раздела: 1. Грамматика, правописание, развитие речи. 2. Чтение и развитие речи. Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу каждого года обучения.

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями — в зависимости от учебных возможностей школьников. 1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, 2-й — предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.

Место и роль учебного предмета. Данная программа по русскому языку для 9 класса предназначена для детей с особыми образовательными потребностями и рассчитана на 102 часа- 3 часа в неделю . Используемый учебник для 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык. 9 класс: учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2019.



Тематическое планирование по русскому языку в 9классе




п/п


Разделы

Количество часов

Предложение.

Состав слова


Части речи


Имя существительное

12ч

Имя прилагательное.

11ч

Местоимение.

Глагол

17ч

Наречие

Числительное

Предложение. Текст

14ч

Повторение


Итого:

102ч


Содержание программы 9 класс

ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ


Предложение. Текст


Простое и сложное предложения. Их использование в текстах с элементами рассуждения («Какие качества ты ценишь в людях и почему», «Как ты хочешь достичь успеха в жизни», «Что ты собираешься делать после окончания школы»).

Простое и сложное предложения в деловых бумагах (заявление, расписка, доверенность).

Решение орфографических задач в процессе работы над текстом.

Исправления в тексте (правильность построения простых и сложных предложений), устранение других недочетов.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сравнение планов ко всем


типам текстов.

Составление любого типа текста с использованием простых и сложных предложений с опорой на план, картину, схему, наблюдения. Включение образных слов и выражений.


Слово. Текст


Состав слова


Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов.


Сложные слова с соединительными гласными и без них (сбербанк, видеомагнитофон).


Сложносокращенные слова (НТВ, АТС).

Правописание приставок без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас)в зависимости от произношения (как слышим, так и пишем).


Составление текстов повествовательного и описательного характера по коллективно составленному плану. Решение орфографических задач в процессе работы над текстом. Повторение способов проверки орфограмм.


Части речи


Выделение знакомых частей речи из текстов книг по различным учебным предметам с доказательством (с опорой на таблицу или без нее).


Образование различных частей речи с помощью суффиксов (лапалапочка, пожар — пожарник, сила — сильный, бурить бурильщик).

Имя существительное. Смысловые группы имен существительных: профессии людей, их возраст, состояние, черты характера. Составление словосочетаний существительного с существительным. Определение падежа и окончания зависимого слова.


Несклоняемые имена существительные. Определение их рода. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными. Тематический подбор несклоняемых имен существительных. Составление рассказа по опорным словам.

Написание деловых бумаг (доверенности, заявления), заполнение почтового перевода.

Правильное употребление имен собственных в косвенных падежах (Василию, Марии).


Имя прилагательное. Согласование прилагательного с именами существительными в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.


Подбор лексического материала (словосочетаний существительных с прилагательными) для составления портретной характеристики с опорой на картину известного художника или литературное произведение. Определение типа предполагаемого текста (повествование, описание, рассуждение).


Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье. Упражнение в их правописании.

Местоимение. Правописание личных местоимений с предлогами.


Исправление в тексте. Правильное использование местоимений в качестве средств связи предложений в тексте.


Глагол. Лексические группы глаголов, обозначающих состояние, речемыслительные процессы, настроение, цвет, звучание и др. Составление словосочетаний с переносным значением для описания пейзажа.

Трудные случаи правописания глаголов: глаголы неопределенной формы на -чь, различение глаголов на -тся и -ться и написание глаголов 2-го лица единственного числа.


Глаголы I и II спряжения с ударным (произносим — слышим — пишем) и безударным (запоминаем — сверяем по таблице и по школьному орфографическому словарю)


окончанием.

Повелительная форма глагола в просьбах, приказаниях, инструкциях.

Составление текстов повествовательного характера с опорой на глагольную лексику и серию сюжетных картинок (возможно, комиксы). Использование образных средств языка, решение орфографических задач.


Наречие. Значение и вопросы для выделения наречия как части речи. Его неизменяемость.


Составление словосочетаний глаголов с наречиями для описания места, пейзажа, характера человека.


Наречия, характеризующие глаголы речи в диалоге (весело сказал, удивленно спросил, испуганно прошептал и т. д.). Правильное интонирование диалогов с ориентировкой на глагол и наречие.


Правописание наречий на -а и с проверкой их именем существительным (с окна, на окно, слева, направо).


Использование наречий в текстах-рассуждениях (отзывы на книгу, на просмотренную телепередачу).


Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Употребление числительных в деловых бумагах. Написание заявления, расписки,


доверенности с использованием имен числительных.


Предложение. Текст


Образование различных словосочетаний: глагол и наречие, глагол и существительное, существительное и существительное, прилагательное и существительное.


Простое и сложное предложения с союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, когда и союзным словом который. Построение схем этих предложений. Выделение главных и второстепенных членов предложения.


Использование простых и сложных предложений в различных типах текстов: повествовании, описании, рассуждении. Определение типов текстов по началу, его развертывание. Составление текстов на основе данного заглавия (например: «Как я удил рыбу», «Как надо удить рыбу», «Почему полезен этот вид отдыха»).

Составление диалогов с опорой на ситуацию, тему, картину, прочитанное произведение, практическую деятельность. Выделение вопросительных, восклицательных


  • повествовательных предложений. Правильное их интонирование в диалоге. Работа с неполными диалогами.

Полное и краткое изложение темы. Составление телеграммы.

Исправление текстов, составленных учащимися в течение года (нарушение логики

изложения, искажение фактов, последовательность их изложения; неточный подбор слов, нарушение границ предложений, неправильная структура предложений, грамматические и орфографические ошибки).


Повторение


Связная речь


Изложение текста (художественное описание) с предварительной отработкой всех его компонентов. Использование образных средств языка.

Составление автобиографии по данному плану.

Изложение статьи учебника географии или естествознания.

Сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картинок (комиксов) с предварительной отработкой сюжета словаря.

Описание характера героя на материале уроков чтения с предварительной отработкой


этого материала.

Сочинение-повествование по картине известного художника. Предварительная отработка плана и словаря к каждому пункту плана.

Сочинение по картине с изображением пейзажа. Составление плана описания, подбор образных средств языка.

Сочинение с элементами рассуждения на материале уроков труда. Предварительная отработка плана и словаря.


Сочинение творческого характера (например: «Мой лучший друг (подруга)», «Моя цель


  • жизни» и т. д.).

СЛОВАРЬ: автобиография, авторитет, администратор, ансамбль, аттестат, безопасность, биография, благодаря (чему), бюллетень, бухгалтер, бухгалтерия, великодушный, видеомагнитофон, демократия, депозит, диагноз, досуг, дубликат, живопись, жюри, забастовка, за счет, иждивенец, избиратель, карикатура, комиссия, компьютер, малодушный, население, общежитие, организация, парламент, правонарушение, православный, предприниматель, путешествие, религия, религиозный, сбербанк, свидетельство, совершеннолетний, торжественный, увлечение, фермер, характеристика (45 слов).


Основные требования к умениям учащихся


1-й уровень


    • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75—80 слов);

    • составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;

    • писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов);

    • составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку, схему, предложенную ситуацию, на собственный трудовой опыт;

    • подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм

  • различных частях слова;

    • определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;

    • находить и решать орфографические задачи;

    • оформлять все виды деловых бумаг;

    • пользоваться школьным орфографическим словарем.


2-й уровень


  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;

  • принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;

  • составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картинке или без нее (40— 45 слов);

  • составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картинку, собственный опыт (с помощью учителя);

  • решать орфографические задачи, опираясь на схему (с помощью учителя);

  • пользоваться школьным орфографическим словарем.




Учебно-методическое обеспечение программы

1.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с. Русский (родной) язык, В.В. Воронкова, раздел «Грамматика, правописание и развитие речи», 2011.

2.Учебник для 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык. 9 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 11-е изд. – М.: Просвещение.2019







Календарно – тематическое планирование по русскому языку 9 класс

№п/п

Тема

Кол-во ч

По программе

фактически

примечание

ПОВТОРЕНИЕ


Предложение





1

Простые предложения

1




2

Сложные предложения

1




3

Распространение предложений

1




4

Составление сложных предложений

1





Состав слова





5

Корень. Однокоренные слова

1




6

Образование слов с помощью суффиксов

1




7

Образование слов с помощью приставок

1




8

Правописание в корне и приставке

1




9

Сложные слова

1




10

Сложносокращенные слова

1




11

Состав слова. Закрепление знаний

1




12

Диктант

1




13

Деловое письмо. автобиография

1




14

Значение существительных в речи. Значение предметности

1




15

Существительные, близкие и противоположные по значению

1




16

Существительные, обозначающие черты характера

1




17

Использование сущ. для сравнения предмета

1




18

Склонение сущ. в ед. и мн.числе

1




19

Правописание падежных окончаний сущ

1




20-21

Несклоняемые имена существительные. Сочетание прилаг. С нескл.сущ.

2




22

Употребление гл. в прошедшем времени с нескл. Сущ.

1




23

Существительное. Закрепление знаний.

1




24

Диктант

1




25

Деловое письмо.Записка

1




26

Изложение содержания текста биографии писателя.

1




27

Значение признака предмета

1




28

Употребление прилагательных в прямом и переносном значении

1




29

Согласование прилагательных с существительными

1




30

Правописание падежных окончаний прилагательных

1




31

Знакомство с прилагательными,обозначающими признак по принадлежности

1




32

Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на –ий, -ьи

1




33

Склонение прилагательных в женском роде на -ья

1




34

Склонение прилагательных во мн. Числе на -ьи

1




35-36

Склонени прилагательных. Закрепление знаний.

2




37

Диктант

1




38

Деловое письмо. Объяснительная записка.

1




39

Значение местоимений в речи

1




40

Употребление местоимений в тексте

1




41

Лицо и число местоимений

1




42

Изменение местоимений по падежам

1




43

Правописание местоимений с предлогами

1




44

Правописание местоимений 3 лица

1




45

Местоимение .Закрепление знаний.

1




46

Диктант

1




47

Деловое письмо. Письмо.

1




48

Сочинение с элементами рассуждения

1




49

Значение действия предмета

1




50

Глаголы, близкие и противоположные по значению

1




51

Использование глаголов для выражения сравнения

1




52

Употребление глаголов в прямом и переносном значении

1




53

Употребление глаголов со значением отрицания

1




54

Выделение глаголов в неопределенной форме

1




55

Правописание глаголов в неопределенной форме

1




56

Различение глаголов по лицам и числам

1




57

Изменение формы лица и числа

1




58

Правописание глаголов 2 лица ед.числа

1




59

Знакомство с повелительной формой глагола

1




60-61

Правописание глаголов в повелительной форме

2




62

Использование в речи глаголов в повелительной форме

1




63

Правописание глаголов.Закрепление знаний.

1




64

Глагол. Закрепление знаний.

1




65

Диктант

1




66

Сочинение по данному началу и словосочетаниям

1




67

Наречие как часть речи

1




68

Наречия противоположные и близкие по значению

1




69

Употребление наречий с глаголами

1




70

Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значении

1




71

Наблюдение за правописанием наречий с глаголами а и о на конце

1




72

Правописание наречий с гласными а и о на конце

1




73

Различение наречий и прилагательных

1




74

Наречий. Закрепление знаний.

1




75

Диктант

1




76

Числительное как часть речи

1




77

Простые и составные числительные

1




78

Словосочетания с числительными

1




79

Правописание числительных от 5 до 20 и 30

1




80

Правописание числительных от 50 до820 и 500 до 900

1




81

Числительные с мягким знаком на конце и в середине слова

1




82

Правописание числительных 90,200,300,400

1




83-84

Числительное. Закрепление знаний. Диктант

2




85

Деловое письмо. Доверенность.

1




86

Простые и сложные предложения

1




87

Союз и в простых и сложных предложениях

1




88

Союз и в простых и сложных предложениях

1




89

Сложные предложения с союзом что

1




90

Сложные предложения с союзом что

1




91

Сложные предложения с союзом чтобы

1




92

Сложные предложения с союзом чтобы

1




93

Сложные предложения с союзом потому что

1




94

Сложные предложения с союзом потому что

1




95

Сложные предложения с союзом когда

1




96

Сложные предложения с союзом когда

1




97

Сложные предложения. Закрепление знаний.

1




98

Предложение. Закрепление знаний.

1




99

Деловое письмо. Объяснительная записка.

1




100-102

Повторение











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!