СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа "Русский язык" 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

           Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии  с Законом Российской  Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Уставом ГБОУ  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», адаптированной основной  образовательной программой школы, учебным планом ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» для обучающихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья   на 2019-2020 учебный  год.

 Рабочая программа по разделу «русский язык» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Русский язык» (авторы – А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике «Программы СКОУ VIII вида. 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой.  М., Просвещение, 2013 г.

      Статистика всех стран мира, в том числе и России, показывает, что количество людей с ограниченными возможностями здоровья не уменьшается, отсюда – актуальность проблемы коррекции нарушения развития умственно отсталых детей.

    Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Цели предмета:

1) Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».

2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);

3) Овладение умениями  участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

Задачи предмета:

1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

2) Формирование  орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

3) Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа "Русский язык" 7 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Уставом ГБОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», адаптированной основной образовательной программой школы, учебным планом ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» для обучающихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья на 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа по разделу «русский язык» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Русский язык» (авторы – А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике «Программы СКОУ VIII вида. 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. М., Просвещение, 2013 г.

Статистика всех стран мира, в том числе и России, показывает, что количество людей с ограниченными возможностями здоровья не уменьшается, отсюда – актуальность проблемы коррекции нарушения развития умственно отсталых детей.

Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Цели предмета:

1) Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».

2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);

3) Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

Задачи предмета:

1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

2) Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

3) Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.








Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 7 классов. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 7 классе - 136 часов в год (4 часа в неделю). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться), в связи с неадекватным состоянием воспитанников коррекционного класса. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала и психологический климат в классе.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.  Программный материал расположен концентрически: темы программ по классам повторяются (основные части речи, обеспечивающие высказывание- имя существительное, имя прилагательное, глагол) с постепенным наращиванием сведений по каждой теме.

Основные требования к умениям учащихся

1-й уровень

-- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40 – 50 слов);

-- находить способ решения орфографических задач в часто встречающихся словах;

-- пользоваться школьным орфографическим словарем;

-- подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;

-- участвовать в составлении плана к тексту;

-- восстанавливать текст по опорным словам, словосочетаниям;

-- писать и правильно оформлять поздравительную открытку.


2-й уровень

-- писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;

-- решать орфографические задачи с помощью учителя;

-- подбирать однокоренные слова с помощью вопроса;

-- различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя;

-- участвовать в составлении поздравительной открытки;

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:

7 класс


Четверть

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I

36

2

II

28

2

III

44

2

IV

28

2

Год

136

8










ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


В коррекционном классе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса русского языка использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.       


ФОРМЫ РАБОТЫ


Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

Основные виды контрольных работ в 7 классах – диктанты.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в 5 и 7 классах, но и в предыдущих.

Задания для учащихся создаются в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика 7 класса. Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.

МЕТОДЫ УРОКА


На уроках русского языка используются следующие методы урока:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр презентаций, фильмов;

-практические – упражнения, карточки, тесты (разноуровневые);

Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:

-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

-комбинированный урок;

-нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)

Используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Звуки и буквы.

В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношению, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения и сложного предложения в 7 классе. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Текст. При изучении темы «Текст» у учащихся 7 классов формируются следующие умения:

      • определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);

      • выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;

      • выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;

      • определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;

      • отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;

      • подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;

      • с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений.

Связная речь. Большое внимание в 7 классе уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 7 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В 7 классе школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении, заявления, расписки и др.).

В 7 классе также обращается внимание на графические навыки.



ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны:

- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

-учиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.


Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

























Литература:


I. Для учащихся:


Галунчикова Н.Г. Русский язык. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида/Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. –М.: Просвещение, 2016

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя существительное / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя прилагательное / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Глагол / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003

Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Состав слова / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003г.


II. Для учителя:


Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. / Под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013

Веркеенко И.В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку. Тетрадь для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида / И.В.Веркеенко.- М.: Владос, 2005

Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка :1 – 4 части/ А.Г. Зикеев. -М.: Владос, 2004г.

Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида / Е.Я.Кудрявцева. –М.: Владос,2005

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе/А.К. Аксёнова. –М.: Владос, 2001г.

Никифорова В.В. Контрольно- измерительные материалы. Русский язык:4 класс/В.В.Никифорова. –М.: Вако, 2012

Никифорова В.В. Типовые тестовые задания за курс начальной школы/ В.В.Никифорова. –М.: Вако,2012

Ушакова О.Д.Учимся ставить знаки препинания: 3-4 классы /О.Д.Ушакова. – СПб: Литера,2010

Федосеева Л.Н. Разноуровневые задания :5 класс/Л.Н.Федосеева. – М.: Вако, 2012

Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 176с.

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 12-ти томах. – М.: Мир книги, 2003.

Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. 5-7 классы: пособие для учителя/ сост. Е.Я.Кудрявцева . – М.: Гуманитарн. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144с.

К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 2-4 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Л.А.Ахременкова. – М.: Просвещение, 2010. – 288с.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет: блочно- тематическое планирование/авт.-сост. Э.Ф.Курмаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 191с.

Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.

Организация внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Владос, 2000. – 184с.

Олимпиады по русскому языку. 3 класс/ О.А.Орг, Н.Г.Белицкая. – М.:Изд-во «Экзамен», 2010. – 93с.

Русский язык в таблицах и схемах/ Е.В.Амелина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 270с

Русский язык.1 класс. Проверь себя. Тесты./Л.Н.Потураева; под.ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д:Легион, 2011. – 87с.

Русский язык: правила и упражнения: 1 – кл./ Авт. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: АСТ:Астрель, Владимир: ВКТ, 2010. – 271с.

Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: пособие для учителя/ А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. – М.: Просвещение, 2004. – 143с.

Тикунова Л.И. Раздаточные материалы по русскому языку. 1 кл. – М.:Дрофа, 2005. – 141

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с.

Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.:ВАКО, 2008. – 176с.


Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 176с.

Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс. – М.:ВАКО, 2009. – 160с.

Калмыкова И.Р. Мы читаем и играем: Книга для учащихся младшего школьного возраста. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 72с

Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 288с.

Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. Для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.

Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия «Коррекционная педагогика»)

Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки: пособие для логопедов-практиков и внимательных родителей. – СПб.:КАРО, 2010. – 160с.

Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 224с.

Сказочная игротека: праздники, игры, викторины для детских коллективов от 6 до 12 лет/Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2009. – 221с.

Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 160с

Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 192с.



III. Для родителей:


Н.Н. Бабешина, Ф.Н. Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе. 5-8 класс. –М.: Просвещение,1970г.

Н.М. Барская, Л.А. Нислевич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение,1992г.

А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М.: Просвещение,2002г.

Об оценке знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка и математике(инструктивно – методическое письмо)-Москва,1983г.

Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку. Составители сборника В.И. Капинос, Т.А. Костяева. -М.: Просвещение,1978г

М.Е. Прокопенко. Русский язык и чтение. 5-7 классы Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград, «Учитель», 2009.

Т.П. Шабалкова. Сборник диктантов и изложений.5-9 классы. Коррекционное обучение.-Волгоград, «Учитель», 2007.

Ю.А. Вакуленко. Веселая грамматика. Разработки занятий, задания, игры.- Волгоград, «Учитель», 2011.


Интернет-ресурсы:


http://pedsovet.org

http://slovari.gramota.ru/portal_sl.html?d=azimov

www.gramota.ru

http://www.uchportal.ru

http://pedsovet.su

http://www.openclass.ru/node/25903

http://brava.ucoz.ru/load/tematicheskoe_planirovanie_po_russkomu_jazyku_i_chteniju_9_klass_8_vid/1-1-0-3

http://www.k-yroky.ru/load/86

http://www.protema.ru/multimedia/rpconstructor/about-rpconstructor








2020/2021 учебный год

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество уроков: всего 136 часов; в неделю 4 часа.

Плановых контрольных уроков 8, зачетов 4, тестов 12.

№ урока

Дата

Содержание учебного материала

Цели и задачи урока

Форма организации учебных занятий, виды учебной деятельности

Корректировка

Звуки и буквы. Текст

Цель: систематизировать знания, полученные в 5 – 6 классах

1


Повторение. Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.

повторить знания по разделу «Синтаксис»; повторить изученное о различении букв и звуков, гласных и согласных; закрепить умение в обозначении звуков и букв; навыки фонетического разбора; закрепить умение работы с безударными гласными; воспитание чувства прекрасного на примерах литературных произведений.


Комбинированный урок, работа с литературным произведением, поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;


2


Дифференциация звуков.

Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. Повторить знания по разделу «Звуки и буквы»; коррекция фонематического восприятия через игры; развитие зрительного восприятия; осуществление самоконтроля;

Урок обобщения и систематизации знаний, работа с карточками.

Тестирование №1


3


Нахождение орфограммы в слове, общий способ решения орфографических задач.

Развивать орфографическую зоркость, учить самостоятельно находить способ решения орфографических задач.

Урок обобщения и систематизации знаний; анализ текста;


4


Употребление разделительных ь и ъ в словах.


Собирать и систематизировать изученный материал по данной теме; сравнивать работу ь и ъ знаков в речи; проводить сравнительный анализ; осуществление взаимоконтроля;

Урок обобщения и систематизации знаний, практическая работа



5


Работа со школьным орфографическим словарем. Алфавит.

Текст. Повторение пройденного.

Учить пользоваться учебной и справочной литературой; повторить знания учащихся об алфавите; учить выполнять классификации;

Урок обобщения и систематизации знаний



Входная контрольная работа

6


Повторение. Простое предложение, нераспространённое и распространённое.

вырабатывать умение различать в тексте простое и сложное предложение; формировать пунктуационную грамотность; воспитание любви к Родине;

Урок обобщения и систематизации знаний


Анализ диктанта

7


Однородные члены предложения без союзов, с одиночным союзом и. Знаки препинания.

Формировать представления об однородных членах предложения; учить находить в предложении однородные члены предложения; учить составлять схемы однородных предложений с обозначением союзов;

Урок повторения



8


Распространение предложений однородными членами предложения.

Формирование умения распространять предложения однородными членами; повторить постановку знаков препинания между однородными членами;

Урок повторения



9


Составление предложений с заданными однородными членами предложения.

Формировать умение составлять сложные предложения с однородными членами предложения; повторить материал о главных и второстепенных членах предложения; коррекция устной и письменной речи;

Урок повторения.

Урок развития речи



10


Обращение, его место в предложении. Употребление обращения в диалоге.

Повторить понятие «обращение», развитие и коррекция устной речи; научить умению обращаться к товарищу с просьбой; развитие личностных качеств;

Урок повторения

Урок развития речи


11


Текст. Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль (с опорой на рисунки).


Формирование умений работы по тексту; развитие письменной речи учащихся; актуализация словаря; развитие зрительно-пространственной ориентировки на рисунках;

Урок повторения

Урок развития речи


12


Диктант по теме «Повторение».


Выявить уровень остаточных знаний.

Контрольная работа (диктант) №1


13


Анализ диктанта, работа над ошибками.


Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала;

Закрепление


14


Р.р.Адрес. Повторение. Дополнение тематического словаря адресными данными.

Формировать и закреплять умение заполнять почтовый конверт (ранее на уроках рус. яз и СБО); развитие коммуникативных навыков; зрительно-пространственная ориентировка.

Урок развития речи

Заполнение конверта.


15


Р.р.Поздравление. Повторение. Профессиональные праздники. Внесение личностно значимых профессиональных праздников в календарь памятных дат.

Закрепить умение заполнения поздравительной открытки; Расширение тематического словаря. Речевой этикет; развитие письменной речи; формирование личностных качеств; развитие умения отвечать на вопросы;

Урок развития речи

Заполнения поздравительной открытки



Состав слова

16


Корень. Определение. Графическое изображение.


Вспомнить изученный материал по теме «Состав слова» ; учить выделять корень в словах; формирование умения находить корень слов и подбирать однокоренные слова; развитие умения рассуждать и делать выводы;

Комбинированный урок



17


Приставка. Определение. Графическое изображение.

Вспомнить изученный материал по теме «Состав слова» ; формировать понятие об изменении части слов; обогащать словарный запас; развивать умение анализа и синтеза;

Комбинированный урок



18


Суффикс. Определение. Графическое изображение

Вспомнить изученный материал по теме «Состав слова»; формировать понятие об изменении и образовании слов. Вырабатывать умение отличать формы слов от однокоренных; развитие логического мышления;


Комбинированный урок



19


Окончание. Определение. Графическое изображение

Вспомнить изученный материал по теме «Состав слова»; формировать понятие об изменении и образовании слов. Вырабатывать умение отличать формы слов от однокоренных; формировать умение работать по плану;

Комбинированный урок

Тестирование №2


20


Образование разных частей речи с помощью приставок.

Систематизировать знания по теме «Состав слова»; учить образовывать слова с помощью приставок; развитие лексико-грамматической структуры речи; развитие зрительной ориентировки;

Комбинированный урок



21


Образование разных частей речи с помощью суффиксов.


Закрепить знания о суффиксе, его графическом изображении; учить образовывать слова с помощью суффиксов; развитие коммуникативных навыков; Развитие умения ориентироваться в тексте; развитие умения доказывать свою точку зрения.

Комбинированный урок


22


Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов.


Закрепить умение находить однокоренные слова, образовывать их, выделять корень слова, писать корень в однокоренных словах единообразно. Воспитывать внимание, аккуратность при письме. Развивать умение находить в слове корень; ознакомить с единообразным написанием корней в однокоренных словах. Познакомить детей с понятием «орфограмма» и помочь им глубже понять сущность орфографических трудностей русского письма. Формировать у детей осознанность письма.

Комбинированный урок


23


Способы проверки орфограмм в корне слова.

закрепить умения обнаруживать орфограмму в словах и применять

способы проверки орфограмм в корне слова, умение работать со словарём; Учить культурному общению учащихся (знать правила, устанавливать контакты); развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;

Урок-дискуссия



24


Правописание гласных и согласных в приставках.

  1. формирование орфографического навыка правописания приставок с опорой на знание того, что приставки сохраняют одинаковое написание, независимо от произношения;

  2. тренировка умения образовывать новые слова с помощью приставок;

  3. графическое обозначение их на письме.

  1. развитие самостоятельности получения знания; развитие мыслительных операций: анализа, наблюдения; развитие познавательных и творческих способностей; воспитание интереса и любви к родному языку, родным традициям


Урок изучения нового материала


25


Разделительный твёрдый знак после приставок

Закреплять знание правописания в словах Ъ; продолжать формирование умения писать Ъ после приставок. Развивать орфографическую зоркость , умение высказываться по предложенной теме и опорным словосочетаниям; корригировать нарушения речемыслительной деятельности, восприятия; развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения), образную долговременную память. Воспитывать устойчивое произвольное внимание.


Комбинированный урок

Тестирование №3


26


Сложные слова с соединительными гласными о, е.

Познакомить с образованием сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной; уметь правильно написать соединительные гласные о, е; поупражняться в нахождении сложных слов; научить определять, с помощью основ каких слов они образованы; познакомить с лексическим значением сложных слов; развивать логическое мышление, умение работать со словарем ; воспитывать самостоятельность, внимание, интерес к русскому языку, любовь и бережное отношение к природе.


Урок изучения нового материала


27


Обогащение словаря сложными словами, их активизация.

Обогащение словаря; развитие связной устной и письменной речи; развитие коммуникативных навыков; корригировать нарушения речемыслительной деятельности, восприятия; развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения),

Урок изучения нового материала


28


Объяснение значения данных слов (по образцу).

Развитие связной речи и умения давать определения словам; развитие познавательных и творческих способностей;

Комбинированный урок


29


Составление словосочетаний с данными словами, включение их в текст.

Формирование умения составлять различные словосочетания; развитие лексико-грамматической структуры речи; развитие коммуникативных навыков;

Комбинированный урок


30


Текст. Повторение пройденного.

обобщить сведения о тексте, известные учащимся; учить давать определение текста; формировать умение выявлять основные признаки текста; формировать и совершенствовать умения характеризовать текст по его признакам; развитие коммуникативных навыков;

Урок закрепления


31


Р.р. Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением плана и опорными словами.

Формировать умение составлять план текста; анализировать составленный текст; учить самостоятельно излагать повествовательный текст по плану; развитие речи; развитие умения ориентироваться в плане; развитие памяти и внимания.

Урок развития речи

Комбинированный урок


32


Упражнения на закрепление

Закрепить знания учащихся изученные за I четверть; воспитывать интерес к русскому языку, через работу с литературными текстами; развивать коммуникативные навыки;

Урок закрепления


33


Пробное изложение

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Контрольная работа (диктант) №2


34


Анализ изложения, работа над ошибками.


Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала;

Закрепление


35


Упражнения на закрепление

Закрепить знания учащихся изученные за I четверть; воспитывать интерес к русскому языку, через работу с литературными текстами; развивать коммуникативные навыки;

Урок закрепления



36


Состав слова, однородные предложения, члены предложения.

Проведение актуализации знаний за I четверть в игровой манере; создание ситуативного интереса и ситуации успеха; Закрепить знания учащихся по изученным темам;

Викторина

Закрепление знаний и умений


Части речи. Имя существительное

Цель: прилагательных и глаголах. Развивать умение распознавать части речи и правильно их употреблять в речи. Развивать орфографическую зоркость.

37


Части речи. Их различение. Составление словосочетаний, состоящих из разных частей речи.

Учить употреблять и определять в предложениях различные части речи. Развивать связную речь.. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Урок повторения


38


Существительное. Значение существительных в речи.

Уточнить представления об именах существительных как названиях предметов, людей, их качеств, явлений природы и др. - Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу, обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов-имен существительных.  Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Составлять предложения и текст из деформированных слов.

Комбинированный урок

Тестирование №4


39


Описание картин окружающей действительности существительными

учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения; путем речевой подготовки предупреждать недочеты грамматические ошибки в сочинениях учащихся; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Комбинированный урок


40


Существительные мужского и женского рода с шипящей на конце.

закрепить умения распознавать существительные женского и мужского рода с шипящим звуком на конце; Развитие и коррекция мышления, внимания через выполнение различных  игровых заданий и упражнений;

Комбинированный урок


41


Существительные мужского и женского рода с шипящей на конце.

закрепить умения распознавать существительные женского и мужского рода с шипящим звуком на конце; Развитие и коррекция мышления, внимания через выполнение различных  игровых заданий и упражнений; Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.


Комбинированный урок


42


Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза как бусинки).

Формирование представлений школьников о сравнительных оборотах; формирование навыков грамотного пунктуационного оформления сравнительного оборота; совершенствование умений употреблять сравнения в речи; совершенствование умений отличать предложения со сравнительным оборотом от сложноподчинённых предложений с придаточными сравнительными; развитие коммуникативных навыков.


Урок изучения нового материала


43


Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.

углублять знания об именах существительных, продолжить обучать школьников выделять из текста имена существительные, определять грамматические признаки имени существительного: одушевлённые/неодушевлённые, собственные/нарицательные, род, число, падеж, склонение, составлять предложения из предложенных слов.

Комбинированный урок


44


Различение существительных по родам в словосочетаниях, правописание.

Дать представление о роде имён существительных в русском языке. Научить определять род  имени существительного; способствовать развитию речи, мышления; воспитать усидчивость, интерес к предмету, чувство доброты, милосердия и сострадания; научить определять род имен существительных с помощью окончаний и местоимения «мой»;

Комбинированный урок


45


Три типа склонения существительных

Закрепить знания о падежах существительных; формировать умение определять склонение. Совершенствовать умения учащихся определять тип склонения. Закрепить умение склонять имена существительные. Совершенствование своих коммуникативных способностей путём общения в паре. Обобщить знания о склонении имен существительных.

Комбинированный урок


46


Ударные и безударные падежные окончания.

сравнить ударные и безударные окончания существительных одного и того же склонения; познакомить со способом проверки безударных окончаний. Развитие фонематического восприятия и зрительной ориентировки;


Комбинированный урок


47


Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1 склонения.

  • уметь определять особенности имён существительных: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, тип склонения, число, падеж; научиться правильно писать безударные падежные окончания имён существительных первого склонения; уметь объяснять необходимость знания типа склонения и падежа имени существительного для верного написания его падежного окончания;

Комбинированный урок


48


Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 2 склонения.

совершенствовать навыки написания безударных окончаний имен существительных;  формировать навыки грамотного и красивого письма, развивать речь детей, внимание, наблюдательность;  пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах; доброжелательно относиться к собеседнику, уважать чужое мнение.

Комбинированный урок


49


Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 3 склонения.

Научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать, умению проверять данную орфограмму. Формировать у учащихся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность, Использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

Формировать умения:

Комбинированный урок


50


Проверка безударных окончаний существительных каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием (по дороге - по земле, на дереве – на окне).

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Осознавать познавательную задачу;


Комбинированный урок


51


Р.р.Продолжение рассказа по данному началу и плану последующих частей.

Развитие связной речи; активизация и обогащение словаря; формирование умения формулировать предложения и продолжать мысль. Формировать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; Участвовать в творческом, созидательном процессе;

Урок развития речи


52


Р.р. Записка. Повторение. Записка – извинение, записка- благодарность.

Расширение тематического словаря. Речевой этикет. Составление записок – извинений и записок – благодарностей на заданную тему. Развитие навыков применения на практике полученных знаний. Воспитать усидчивость, интерес к предмету, чувство доброты, милосердия и сострадания. Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Урок развития речи


53


Распространение предложений однородными членами, выраженными существительными в заданной падежной форме.



познакомить учащихся с однородными членами предложения. Развивающая: развивать мышление, память, познавательный интерес, речь. Воспитательная: воспитывать любовь к природе, уважение к людям труда, эстетические чувства, аккуратность.

Комбинированный урок


54


Повторение по теме: «Имя существительного»


повторение, обобщение и систематизация знаний об именах существительных, контроль за усвоением знаний и умений; развитие речи учащихся; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Урок повторения


55


Диктант по теме: «Имя существительное»

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Контрольная работа (диктант) №3


56


Анализ диктанта, работа над ошибками.

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала;

Закрепление


57


Текст. Установление последовательности фактов, подтверждающих основную мысль в тексте. Связь между ними с помощью слов сначала, потом, затем, наконец.

Продолжать формировать у детей общее понятие о тексте. Научить отличать текст от простого набора предложений по его основным признакам. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Комбинированный урок


58


Р.р. Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным анализом и опорой на план – схему.

Формировать умение составлять план текста; анализировать составленный текст; учить самостоятельно излагать повествовательный текст по плану; развитие речи; развитие умения ориентироваться в плане

Урок развития речи

Комбинированный урок


59


Р.р. Написание изложения.

развитие памяти и внимания. Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление. Воспитывать доброе отношение к нашим меньшим братьям, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.

Урок развития речи


60


Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,


Комбинированный урок

Работа с деформированными предложениями.


61


Описание предмета и его частей словосочетаниями с прилагательными.

Продолжить развивать и коррегировать орфографическую зоркость учащихся, память, мышление, внимание, устную и письменную речь, мелкую моторику кистей рук, воображение; Воспитывать интерес к учёбе, к родному языку, чувства патриотизма.

Комбинированный урок


62


Использование прилагательных для выражения сравнения.

Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;

Формировать умения:

Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников,


Комбинированный урок


63


Согласование прилагательных существительными в роде и числе.

Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи; уметь ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий; анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью,


Комбинированный урок


64


Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.


Комбинированный урок


65


Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

Формировать способность к самооценке своих действий, поступков;


Комбинированный урок


66


Дифференциация окончаний единственного и множественного числа: - ее, - ие.

оценивать свои успехи в учебной деятельности, контролировать и корректировать свои действия, работать в паре, соблюдая правила совместного труда; проявление интереса к изучению родного языка, стремиться применять полученные знания в практике речевого общения,

Комбинированный урок


67


Склонение прилагательных женского рода.

формирование навыков определения падежей имен прилагательных по падежам имён существительных;  обобщение и систематизация знаний учащихся  об имени прилагательном; воспитание интереса к языку; коррекция памяти и внимания.

Комбинированный урок


68


Склонение прилагательных женского рода.

формирование навыков определения падежей имен прилагательных по падежам имён существительных;  обобщение и систематизация знаний учащихся  об имени прилагательном; воспитание интереса к языку; коррекция памяти и внимания.стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка,

Комбинированный урок

Работа с деформированными предложениями.


69


Р.р. Коллективное сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, составлением плана опорой на схему, отбором речевого материала.

Познакомить с жизнью и творчеством В.Д. Поленова. Научить учащихся передавать свое отношение к картине, понимать содержание картины и её художественные способности. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, интерес к живописи. Развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употребление в устной и письменной речи. Развивать чувство прекрасного.

Урок развития речи


70


Р.р. Письмо.

Повторение.

Выделение в тексте письма вопросов и просьб к адресату как отдельной структурной единицы. Расширение тематического словаря. Коллективное сочинение писем на заданную тему, ответов на полученное письмо.

Урок развития речи


71


Постановка вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах.

Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного.

научить распознавать тип склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах; прививать навыки самостоятельной работы; развитие орфографической зоркости, развитие речи.


Комбинированный урок


72


Постановка вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах.

Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного. Развитие памяти и мыслительной деятельности.

Комбинированный урок


73


Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.

способствовать формирова­нию знаний об имени прилагательном; раз­вивать умения находить имена прилагатель­ные в речи и определять все его граммати­ческие категории; способствовать развитию творческой активности и познавательных интересов учащихся, ассоциативное мышление; воспитывать любовь к зимнему времени года, аккуратность, целеустремленность

Урок – закрепление


74


Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса.

закрепить умения учащихся грамотно писать безударные окончания имен прилагательных. Развивать умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными и с помощью вопросов проверять безударные окончания имен прилагательных; обогащать словарный запас учащихся

Комбинированный урок


75


Распространение предложений однородными членами, выраженными прилагательными в заданной падежной форме.

совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;

Определить лексическое значение имён прилагательных, их изменения по родам, числам и падежам; обозначить зависимость имени прилагательного в предложении от имени существительного. Развивать навык самооценки, умение поддерживать на уроке доброжелательную атмосферу; работать в коллективе, быть собранным, сдержанным на протяжении всего урока. Воспитывать интерес к предмету.

Комбинированный урок


76


Упражнения на закрепление «Прилагательное».

Развивать память, внимание, логическое мышление;  совершенствовать устную и письменную речь, грамматический строй речи.

Урок закрепления


77


Диктант по теме: «Прилагательное».

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Контрольная работа (диктант) №4


78


Анализ диктанта, работа над ошибками.

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала;

Урок закрепления



79


Текст. План текста. Деление главной части плана на подпункты, отражающие последовательность предъявляемых фактов (примеров).

Формировать умение составлять план текста. Учить делить на главные части и подпункты. Познакомить учащихся с понятием «абзац» как средством членения письменной связной речи, при помощи которого отделяются предложения, выражающие новую мысль, важную для читателя; развивать умения выделять части повествовательного текста (начало, основную часть, концовку); составлять план текста.

Комбинированный урок


Глагол

80


Глагол. Значение глаголов в речи.

Расширять представления детей о значении глаголов в речи. Учить детей использовать различные по значению глаголы при составлении связных высказываний. Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.


Комбинированный урок

Работа с деформированными предложениями.


81


Использование глаголов для выражения сравнения (прыгает, как мячик).

продолжить развитие у учащихся орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола, роль глагола в тексте, совершенствовать умения выполнять различные виды разборов; развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление детей; совершенствовать работу с кластерами, другими опорными схемами для систематизации знаний, умений и навыков по теме урока; воспитывать любовь к родному языку и красоте родной природы.

Комбинированный урок

Тестирование


82


Время и число глаголов.

дать знания о глаголе, повторить понятия времени и числа, развивать речь, творческое мышление, любовь и внимательное отношение к природе.

Урок изучения нового материала


83


Время и число глаголов.

совершенствовать умения определять время и число глагола; развитие орфографической зоркости, внимания, речи учащихся; воспитание интереса к русскому языку, при работе в группах умение слушать и слышать друг друга, сотрудничать на уроке; распознавать изученные формы глаголов; определять значение глаголов; правильно произносить формы глагола.

Урок закрепления


84


Изменение глаголов по числам

закреплять  у  учащихся   понятия о глаголе, как части речи; формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи, определять лицо и число глагола; развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навыки работы с учебником;  воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим,  положительные  качества  личности;  прививать интерес к предмету.

Урок закрепления


85


Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

развитие абстрактного и логического мышления; развитие зрительного и звукового внимания к языковым единицам; развитие и совершенствование навыков грамматического оформления речи в ходе работы над словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций; 

Комбинированный урок


86


Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.


уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей, дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Комбинированный урок

Работа с деформированными предложениями.


87


Начальная форма глагола (неопределенная форма) на –ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? Что сделать?).

Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи. Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности. Воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия.

Урок изучения нового материала


88


Начальная форма глагола (неопределенная форма) на –ть, -ться, - ти, -чь, - чься (что делать? что сделать?).

Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи. Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности. Воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия.

Урок закрепления


89


Постановка глаголов в начальную форму.

познакомиться с новым понятием “Начальная форма глагола”;

закрепить знания о глаголе как части речи; научить распознавать форму слова и однокоренные слова;

развивать мыслительные операции, сравнения, классификации;

воспитывать самостоятельность у учащихся.

Комбинированный урок


90


Постановка глаголов в начальную форму.

Углубить представления о понятии “Начальная форма глагола”;

закрепить знания о глаголе как части речи; научить распознавать форму слова и однокоренные слова;

развивать мыслительные операции, сравнения, классификации;

воспитывать самостоятельность у учащихся.

Комбинированный урок


91


Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.

расширить знания детей о служебных частях речи познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами выработать навык правильного письма частицы не с глаголами на основе алгоритма; формировать коммуникативные умения детей;

Комбинированный урок



92


Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.

Воспитание культуры учебного труда создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе развитие интереса к изучению русского языка развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами развивать навыки точного употребления глаголов в речи побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы развивать умение оценивать себя и своих одноклассников.

Урок повторения


93


Правописание глаголов 2 лица единственного числа

формировать орфографическую зоркость учащихся. научить находить глаголы 1, 2, 3 лица; воспитывать интерес к предмету; развитие мелкой моторики; развитие мышления.

Урок изучения нового материала


94


1 лицо глагола.

Урок изучения нового материала


95


2 лицо глагола.


Комбинированный урок


96


3 лицо глагола.


Комбинированный урок


97


Р.р. Объявление.

Повторение раннее изученных знаний о составлении объявления. Формировать представления о видах объявлений. Объявление на улице. Расширение тематического словаря. Тематика объявлений. Составление объявлений на заданные темы. Развитие устной и письменной речи. Коррекция мыслительной деятельности.

Урок развития речи

Урок повторения


98


Повторение по теме: «Глагол».


Повторение и обобщение пройденного по теме «Глагол»; Формировать навыки определения морфологических признаков глагола; Воспитывать любовь к искусству, развивать творческое воображение

Урок повторение


99


Диктант по теме «Глагол»

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Контрольная работа (диктант) №5


100


Анализ диктанта, работа над ошибками.

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала;

Урок повторения


101


Местоимение. Значение личных местоимений в речи.

познакомить учащихся с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений. Формирование умений видеть местоимения в тексте, правильно употреблять их в разговорной и письменной речи.
Коррекция внимания, фонематического восприятия и словесно-логического мышления в процессе работы над темой урока. Воспитание самоконтроля и самоорганизации через самостоятельную работу на уроке.

Урок изучения нового материала

Работа с деформированными предложениями.


102


Правильное соотнесение местоимений с существительными.

Формировать умение соотносить местоимение с существительным; Развивать связную устную и письменную речь. Воспитывать интерес к поэзии М.Ю. Лермонтова.

Урок изучения нового материала


103


Личные местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа.

актуализация знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению; обобщить, повторить и закрепить на практике знания о местоимении; совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;

навыки контроля и самоконтроля;

умению работать в парах.

Комбинированный урок


104


Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа.

Комбинированный урок


105


Употребление местоимения 2 лица множественного числа (вы, Вы).

Комбинированный урок


106


Игра «Местоимения – это …. «

Обобщить и систематизировать умения и навыки по теме в процессе выполнения тренировочных упражнений. Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица местоимений. Воспитывать интерес к урокам русского языка через игровую форму урока.

Урок – игра

Урок закрепление


107


Конференция: «Части речи;

Повторить и систематизировать представления учащихся о частях речи; развитие словесно-логического мышление; развитие памяти и концентрации внимания;

Урок - конференция


IV четверть – 28 часов

108


Употребление местоимения 2 лица множественного числа (вы, Вы).


Комбинированный урок


109


Культура речи при обращении к нескольким лицам и к одному человеку.


Комбинированный урок


110


Культура речи при обращении к нескольким лицам и к одному человеку.


Комбинированный урок


111


Употребление местоимения 2 лица множественного числа.


Комбинированный урок


112


Изменение местоимений 3 лица единственного числа по родам.


Комбинированный урок


113


Изменение местоимений 3 лица единственного числа по родам.


Комбинированный урок


114


Р.р.Коллективное сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, составлением плана, опорой на схему, отбором речевого материала.



Урок развития речи


115


Р.р.Коллективное сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, составлением плана, опорой на схему, отбором речевого материала.


Урок развития речи


116


Использование местоимений как средства связи предложений в тексте.


Комбинированный урок


117


Замена местоимениями повторяющихся существительных и словосочетаний с ними в рядом стоящих предложениях.


Комбинированный урок


118


Повторение по теме «Местоимения»


Урок повторения


119


Повторение по теме «Местоимения»


Урок повторения


120


Диктант по теме

«Местоимение»


Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Контрольная работа (диктант) №6


121


Анализ диктанта, работа над ошибками.

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала;

Урок повторения


122


Р.р. Объяснительная записка.



Формировать умение составлять объяснительную записку; развивать связную речь. Текст объяснительной записки, ее структурные части (адресат, название деловой бумаги, объяснение, фамилия, имя, отчество и подпись составителя, число). Тематический словарь. Нахождение и установление значения слов. Формирование умения преодолевать разрыв в 2-3 предложениях, связанных по смыслу, путём изменения порядка слов, употребления лексических повторов.

Урок развития речи


123


Р.р. Членение текста объяснительной записки на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги.

Урок развития речи


Предложение. Текст.

Цель: формировать умение видеть сложное предложение и правильно ставить знаки препинания в нём; формировать умение находить обращение и правильно ставить знаки препинания.

124


Простое предложение с однородными членами.

Упражнять в комментировании для выработки аргументов пояснения правописания; Вырабатывать прочные умения для перевода в навык. Накапливать активный словарь и коммуникативные умения.

Корригировать мышление на основе упражнений в умозаключении

Комбинированный урок


125


Простое предложение с однородными членами (перечисление без союзов и с одиночным союзом и). Знаки препинания.

Упражнять в комментировании для выработки аргументов пояснения правописания; Вырабатывать прочные умения для перевода в навык. Накапливать активный словарь и коммуникативные умения.

Корригировать мышление на основе упражнений в умозаключении

Комбинированный урок


126


Распространение предложений однородными членами, выраженными разными частями речи.

закреплять умение находить однородные члены в предложении, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах; закреплять умение различать научный и художественный стили речи; закреплять умение развёртывать текст-описание на основе данного начала, по опорным словам, правильно употреблять предложения в структуре текста. развивать устную и письменную речь обучающихся; развивать произвольное внимание, мыслительные процессы: обобщение, классификация на основе работы со словарными словами, сравнение – на основе работы с лексическим материалом; прививать интерес к предмету; воспитывать бережное отношение к родной природе;

Комбинированный урок


127


Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления. Знаки препинания.

Комбинированный урок


128


Обращение. Место обращения в предложении. Знаки препинания. Культура речи при обращении.

сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять на письме предложения с обращением. Развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении. Развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся. Воспитывать культуру поведения учащихся, содействовать усвоению правил вежливого обращения к людям, воспитание культуры общения.

Урок изучения нового материала


129


Сложное предложение без союзов и с союзом и. Знаки препинания.


Дать общее представление об основных видах сложных предложений. Тренировать в умении строить схемы сложных предложений разного вида; воспитывать у учеников истинное понимание доброты, стремление поступать по- доброму, быть неравнодушным к людям.

Комбинированный урок


130


Сравнение сложного предложения с простым предложением.

Сравнить сложное и простое предложение; развивать мыслительные операции анализа и синтеза; развитие пространственно-зрительной ориентировки

Комбинированный урок


131


Смысловая и интонационная законченность сложного предложения.

дифференциация понятий слово-предложение; учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, обладающей смысловой и интонационной законченностью; развитие речеслуховой памяти. формировать умение анализировать интонацию предложения, соотносить с правилами обозначения предложения на письме.

закрепление умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос;

Комбинированный урок


132


Составление сложных предложений с опорой на рисунки и схему сложного предложения.

Формирование умения составлять сложные предложения с опорой на рисунки. Развивать интерес к учебной деятельности; продолжать воспитывать у детей навыки доброжелательности, уважения друг к другу.

Комбинированный урок


133


Диктант по теме «Предложение»

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Контрольная работа (диктант) №7


134


Анализ диктанта, работа над ошибками.

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала;

Урок закрепления


135


Состав слова.



повторить и закрепить знания учащихся о составе лова. Развивать умение выделять части слова (морфемы);  закрепить знания об однокоренных словах и умение их образовывать;  расширять словарный запас учащихся.

Урок повторения


136


Правописание гласных и согласных в корне

обобщить полученные ранее знания по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова», развивать умение применять конкретное правило на практике, способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

Урок повторения


резервные темы


Текст. Повторение пройденного.

Закрепить знания о тексте, его видах и признаках;

Урок повторения

Работа с деформированными предложениями



Правописание гласных и согласных в корне.

Повторить знания о правописании гласных и согласных в корне; развивать устную и письменную речь обучающихся; развивать произвольное внимание, мыслительные процессы: обобщение, классификация на основе работы со словарными словами, сравнение – на основе работы с лексическим материалом;

Урок повторения








8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!