СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по трудовому обучению детей с глубоким нарушением интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по предмету «РУЧНОЙ ТРУД (РЕМЕСЛО)».   Разработана программа для 8 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук Воронковой В.В. Москва; издательство «Просвещение», 2011 г.

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по трудовому обучению детей с глубоким нарушением интеллекта»

Государственное областное бюджетное учреждение

социального обслуживания населения

«Мончегорский дом-интернат для умственно отсталых детей»




Согласовано

на заседании педагогического совета

Протокол №1

от «30» августа 2019

Утверждаю:

директор ГОБУСОН МДИУОД

И.А. Горбунова

Приказ № 239 от «30» августа 2019






АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«РУЧНОЙ ТРУД (РЕМЕСЛО)»

8 КЛАСС

(1 год)










Титовой Ирины Николаевны,

инструктора по труду











2019/2020

Мончегорск

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Результативность обучения каждого обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Возможные предметные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд (ремесло)» в 8 классе:

  • знание правил рациональной организации труда;

  • умение соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ;

  • умение осознанно подбирать материалы для работы;

  • экономно расходовать материалы;

  • умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы с помощью педагога или самостоятельно;

  • умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью педагога;

  • оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);

  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

  • выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков трудового обучения под контролем взрослого.

Формируемые компоненты «жизненной компетенции»:

  • представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущном и необходимом жизнеобеспечении, представления о своих нуждах и правах в организации обучения (умения пользоваться очками, специальным креслом, слуховым аппаратом и др./ умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью (специальной помощью), точно описать возникшую ситуацию.

  • умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, не вербальную), как средство достижения цели;

  • иметь достаточный запас фраз и определений;

  • ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

  2. Положения о рабочей программе учебного предмета (курса), принятого на заседании педагогического совета ГОБУСОН МДИУОД, протокол № 1 от 30.08.2019г. и утвержденного приказом № 238 по ГОБУСОН МДИУОД от 30.08.2019 г.;

  3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью на 2019-2026 года, принятой на заседании педагогического совета ГОБУСОН МДИУОД, протокол № 1 от 30.08.2019г. и утвержденной приказом по ГОБУСОН МДИУОД № 236 от 30.08.2019;

  4. Учебного плана на 2019-2020 учебный год для обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (1 дополнительный – 10 классы), утвержденного приказом № 237 по ГОБУСОН МДИУОД от 30.08. 2019 г.;

  5. Федерального перечня учебников;

  6. Программы 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук Воронковой В.В. Москва; издательство «Просвещение», 2011 г.

Цели:

- воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;

- уважение к людям труда;

- получение элементарных знаний по видам труда.

Задачи

- расширение кругозора;

- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

- формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

-знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования;

- формирование интереса к разнообразным видам труда;

- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

- развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

- развитие сенсомоторных процессов, мелкой моторики, глазомера через формирование практических умений.

- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности;

- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

В соответствии с учебным планом на 2019/2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю).

Срок реализации программы – 1 год.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации. Общемоторное развитие у обучающихся нарушено. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности носит кратковременный, неустойчивый характер. Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. У обучающихся запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Поэтому при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающегося могут сформироваться элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново.





Общая характеристика учебного предмета


Главное место в коррекционно-воспитательной работе с учениками отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях, у детей развивается познавательная деятельность. Выполнение различных операций ставит воспитанников перед необходимостью познания материалов, их свойств и качеств, требует различения предметов, включенных в трудовую деятельность, что приводит к развитию представлений, мыслительных операций и речи. В процессе труда формируются такие личностные качества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации воспитанников. Трудовая деятельность оказывает большое влияние на физическое развитие детей. В процессе трудового обучения у воспитанников улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координированность движений. Обучающиеся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью обучаются таким видам ручного труда, как элементарное конструирование, лепка, овладевают навыками работы с тканью, нитками, бумагой, природным материалом. Успешное формирование трудовых навыков у воспитанников возможно лишь при правильной организации учебного процесса. Центральное место на уроке занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение воспитанниками знаний познавательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно-гигиенические требования к урокам ручного труда. Программа обучения ручному труду в начальных классах содержит перечень изделий, изготовлением которых должны овладеть воспитанники. Необходимо отметить, что во всей трудовой деятельности обучающихся полностью исключены измерительные операции. Их знакомят со свойствами материалов и областью их применения. Обучение ручному труду предусматривает проведение экскурсий с целью изучения окружающего мира и сбора природного материала.


Распределение программного материала в учебных часах


Название и содержание раздела

Количество часов

«Аппликация»

Правила безопасной работы с ножницами.

Разрезание листа бумаги вдоль на узкие, широкие полоски по карандашному контуру.

Складывание полоски пополам, еще раз пополам, разрезание по линиям сгиба.

Вырезание по контуру кругов из цветной бумаги и наклеивание их на полоску бумаги.

Подбор пуговиц разной величины для наклеивания их на трафарет, не выходя за контур.

Аккуратное отрывать маленький кусочек от тонкой бумаги, смятие, наклеивание их, не выходя за контур.

Разрезание квадрата по диагонали, выполнение срезов на прямоугольнике и аккуратное наклеивание деталей из ткани на картон.

Вырезание из ткани силуэтов и наклеивание их на бумагу, выполнение коллективных работ согласованно.

29

«Лепка»

Повторение и закрепление умений и навыков, приобретенных в начальных классах. Ощипывание пальцами кусочков и скатывание мелких шариков (вишни, сливы). Сгибание столбиков с соединением концов, сплетением (бублики, баранки, сдобы, кренделя).

Защипывание краев формы кончиками пальцев (миска, блюдце, корзинка).

Вытягивание столбиков из короткого толстого цилиндра, округление и заострение его концов, образуя формы: огурец, батон, морковь. Соединяя части, плотно прижимать одну часть к другой.

Лепка более сложных форм из двух – пяти частей (пирамида, снеговик, погремушка, рыбка, утенок, зайчик, матрешка, кувшин с ручкой).

Освоение приемов: соединение деталей примазыванием (матрешка); прищипывание, простейшее оттягивание небольших деталей (клюв).

Лепка простых форм, знакомых предметов, стараясь достичь приблизительного сходства (овощи, фрукты, посуда). Лепка их по представлению (без показа образца).

Лепка рельефов букв и цифр на подкладной доске по образцу. Лепка с применением инструментов для резания материала, обработки деталей поделки.

Лепка деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов. Сборка макетов осуществляется учителем на подставках из плотного картона или тонкой фанеры.

32

«Ниткография»

Передача впечатлений в творчестве (ниткографии).

Изучение материалов для работы по ниткографии, правильное называние и выделение из других видов деятельности.

Оборудование при выполнении ниткографии.

Правила безопасной работы с режуще-колющими предметами (ножницы, пинцеты), правила поведения в кабинете.

Сортировка ниток по цвету.

Наматывание толстых ниток на катушку и клубок.

Нарезание ниток крупно, соблюдая правила безопасной работы.

Нарезание ниток мелко, соблюдая правила безопасной работы.

Выкладывание на поверхность изученных геометрических фигур нарезанных ниток, не выходя за контур.

22

«Флористика»

Материал для выполнение работ по флористике.

Виды природного материала.

Умение отличать работы по флористике от других экспонатов. Аккуратный сбор природного материала и складывание в корзиночки. Аккуратное выкладывание сухих листьев на полосе бумаги, чередование по величине. Определение центра квадрата и расположение листьев вокруг центра, соблюдая расстояние между листьями. Расположение листьев по сторонам прямоугольника на равномерном расстоянии друг от друга. Аккуратное выкладывание круглых листьев друг за другом (цепочкой); называние цвета, формы, величины. Расположение природного материала хаотично по всему прямоугольнику; правильное называние величины, цвета. Определение центра и наклеивание цветов в центре и по кругу, соблюдая расстояние; аккуратное использование клея.

Аккуратное наклеивание засушенных цветов на прямоугольном листе.

Аккуратное наклеивание листьев по сторонам квадрата, определение центра.

Накладывание и наклеивание цветов на полосу бумаги, чередуя по величине и цвету.

Аккуратное выкладывание и наклеивание листьев разных цветов, хаотичное расположение на листе бумаги.

Подбор круглых листьев, выкладывание и наклеивание на листе бумаги.

Составление из 2-х форм (овальных и круглых) предмета, выкладывание и аккуратное наклеивание на лист бумаги.

28

«Поделки из природного и бросового материала»

Экскурсия в лес (сбор природного материала: шишки, веточки, листья).

Соединение частей предметов между собой с помощью пластилина.

Нанизывание на иглу ягоды рябины, соблюдая технику безлопастной работы с режеще-колющими предметами.

Изготовление поделок, используя в работе ракушки (по образцу).

Изготавливать поделку, используя в работе бросовый материал (бросовый и природный материал).

19

«Швейная машиной»

Основные части швейной машины.

Названия частей машины.

Подготовка к шитью.

Строчки по прямой и по кривой линии.

13

«Витражная техника»

Развитие представлений о витражной технике.

Рисование на органическом стекле, пленке.

Регулирование нажима на тюбик краски.

Закрепление (развитие) знаний геометрических форм.

15

«Шитье вручную»

Правила безопасной работы с ножницами, иглами, правила поведения в мастерской.

Разновидности тканей, изготовление и применение; выбор нужного вида ткани; способы пришивания пуговиц.

29

«Цветоводство»

Части дерева, правильное называние и показ; сравнение листьев по форме и величине, различение по окраске.

Представление о цветах высаживаемых на клумбах, название цветов, определение цвета и формы.

Части цветка, определение частей комнатных растений, уход за комнатными растениями.

Инвентарь, его назначение и хранение.

Рыхление земли с помощью деревянных палочек.

Аккуратное удаление тряпочкой пыли с листьев.

Правильное пользование пульверизатором при орошении комнатных растений.

Подкормка растений.

Практические работы по уходу за комнатными растениями: рыхление земли, орошение, полив, удобрение и согласованная работа с другими воспитанниками.

17

Итого

204


Виды и формы контроля


Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме текущих практических действий методом наблюдения по критерию относительной успешности (продвижение в уровне обученности и воспитанности относительно прежних собственных достижений).



Оборудование и методическое обеспечение

Учебно-практическое оборудование:

* материалы:

  • краски акварельные;

  • витражные краски;

  • фломастеры разного цвета;

  • цветные карандаши;

  • цветная бумага;

  • альбомы;

  • картон белый и цветной;

  • тетради в клетку;

  • наборы разноцветного пластилина;

  • цветные нитки (разные виды);

  • ткани разных сортов;

  • природные материалы (шишки, семена, скорлупа грецкого ореха, листья)

  • клей карандаш;

  • бархатная бумага;

  • гофрированный картон;

  • простые карандаши;

  • ластик;

  • пластилин;

  • нитки различной фактуры;

  • пуговицы.

*инструменты:

  • кисти;

  • стеки;

  • линейки;

  • гладилка для бумаги;

  • иглы;

  • ножницы.

*вспомогательные приспособления:

  • подкладные доски для работы с пластилином;

  • подкладные доски для работы с бумагой и картоном;

  • подкладные доски для работы с текстильными материалами;

  • салфетки для клея;

  • коробки для хранения природных материалов;

  • коробки для хранения конструктора;

  • коробки для хранения проволоки и древесины;

  • коробки для хранения раздаточного материала;

  • мешочки для мусора;

  • тряпочки для вытирания рук при работе с пластилином;

  • инвентарь для ухода за цветами;

  • органические стекла и пленки.

*дидактический раздаточный материал:

  • предметно-операционный план;

  • карточки задания для проведения физ. минуток;

  • шаблоны.

* модели и натуральный ряд:

  • муляжи фруктов и овощей;

  • образцы изделий из пластилина;

  • образцы изделий из природного материала;

  • образцы изделий из конструктора;

  • образцы изделий из бумаги и картона;

  • образцы изделий из древесины;

  • образцы изделий из текстильного материала;

  • наглядный материал «Устройство швейной машины».

Учебно – методическое обеспечение:

  1. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 2019.

  2. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 4 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, 2019.

  3. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» / под ред. И. М. Бгажноковой: М.: Гуманитарный Издательский Центр, 2007 г.

  4. Лыкова И.А. «Мы лепили, мы играли» учебно-методическое пособие, ООО «Дидактика» 2005.

  5. Выгонов В.В. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции,подарки, модели. – М.: «Первое сентября», 2002.

  6. Аппликации и поделки из бумаги. - М.: Стрекоза, 2016.297 c.

  7. Рузакова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности»-СПб-КАРО, 2007.

  8. Лыкова, И. А. Коллаж из листьев. Детская флористика / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2013.- 914 с.

  9. Коломейко Г.Л. Шьем просто и быстро. Большие и маленькие секреты хорошего кроя и шитья,М.:АСТ,2014.































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Раздел (количество часов)

Тема урока

Кол-во часов

Аппликация

( 31час)


Правила поведения в мастерских. Инструктаж по безопасной работе в кабинете. Соблюдение ТБ и санитарно-гигиенических требований на уроках труда.

1


«Осень золотая». Практическая работа. Разрезание листа бумаги на узкие полоски. Разрезание листа бумаги на широкие полоски.

1

«Осеннее разноцветье». Практическая работа. Разрезание узких полосок поперек и наклеивание их. Разрезание широких полосок поперек и наклеивание их.

1

«Подружки неваляшки»». Уметь вырезать по контуру круги разной величины и цвета из бумаги.

1

«Домик для Дружка». Уметь разрезать по контуру квадрат (по диагонали), вырезать круги по контуру ( из ткани).

1

«В лесу». Уметь вырезать и разрезать круги пополам, срезать углы у прямоугольника.

1

«Роза». Объемная аппликация. Уметь аккуратно скручивать мятые полоски бумаги в жгутики и полученный жгутик наклеить на бумагу, выкладывая от середины по кругу.

1

«Ветка сирени». Объемная аппликация. Уметь аккуратно отрывать маленький кусочек от тонкой бумаги, мять, наклеивать их, не выходя за контур.

1

«Одуванчик на поляне». Объемная аппликация. Уметь аккуратно отрывать маленький кусочек от тонкой бумаги, мять, наклеивать их, не выходя за контур.

1

«Ваза с тюльпанами». Уметь вырезать из прямоугольников, сложенных вдвое, цветы.

1

«Чудо-пуговка». Уметь подбирать пуговицы разной величины для наклеивания их на трафарет, не выходя за контур.

1

«Мой веселый звонкий мяч». Уметь подбирать пуговицы разной величины для наклеивания их на трафарет, не выходя за контур.

1

«Вот такой у нас арбуз». Уметь подбирать пуговицы разной величины для наклеивания их на трафарет, не выходя за контур.

1

«Грибок в траве». Уметь вырезать по контуру детали из ткани, наклеивать их на картон (из ткани).

1

«Кораблик». Уметь разрезать квадрат по диагонали, делать срезы на прямоугольнике и аккуратно наклеивать детали из ткани на картон (из ткани).

1

«Книжки для малышки». Уметь складывать лист бумаги пополам и наклеить картинки по определенному сюжету, ориентируясь на листе бумаги.

1


«Шарики на елке». Уметь вырезать из квадратов круги (срезая углы).

1

«Елка с новогодними шарами». Уметь вырезать силуэт елки по контуру.

1

«Новогодняя елочка». Вырезание силуэта елки по контуру и кругов (шаров) из квадратов. Собрать и наклеить на лист бумаги сюжет.

1

«С Новым годом!». Поздравительная открытка.

1

«Аквариум». Коллективная работа. Уметь вырезать из ткани силуэты и наклеивать их на бумагу, согласованно выполнять коллективную работу.

1

«Рыбки в аквариуме». Коллективная работа. Уметь вырезать из ткани силуэты и наклеивать их на бумагу, согласованно выполнять коллективную работу.

1

«Украшение коврика». Уметь разрезать полоски бумаги на квадраты и наклеивать их на бумагу.

1

«Цветик - семицветик». Уметь разрезать полоски бумаги на квадраты и наклеивать их на бумагу.

1

«Птичка-невеличка». Уметь разрезать полоски бумаги на квадраты и наклеивать их по замыслу на бумагу.

1

«Украшение коврика готовыми геометрическими формами». Уметь составлять узор на листе бумаги из геометрических форм.

1

«Бусы для девочки Лены». Уметь вырезать из квадратов кружки, наклеивать их.

1

«Мак». Уметь вырезать из прямоугольника вазу, из прямоугольников – овалы, из квадратов – круги.

1

«Маки в поле». Вырезать из квадратов круги – лепестки, из прямоугольника по контуру вазу.

1

Лепка

(32 часа)



Посещение выставки детских работ. Правила поведения. Техника безопасной работы.

1

Беседа на тему «Урожай у нас хорош». Знать определение овощей, определять форму и цвет.

1

«Вылепи, что хочешь». Собираем урожай (овощи). Уметь раскатывать пластилин между ладонями, отрывать кусочек от целого куска.

1

«Свекла». Уметь отрывать от целого куска небольшой кусочек пластилина и раскатывать его между ладонями круговыми движениями.

1

«Спелый помидор». Уметь отрывать от целого куска небольшой кусочек пластилина и раскатывать его между ладонями круговыми движениями.

1

«Картофель». Уметь раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями.

1

«Овощи» (трафареты). Уметь размазывать пластилин пальцами на трафарете, сглаживать поверхность.

1

«Морковь». Уметь размазывать пластилин пальцами на трафарете, сглаживать поверхность.

1

«Тыква». Уметь размазывать пластилин пальцами на трафарете, сглаживать поверхность.

1

1

«Болгарский перец». Уметь размазывать пластилин пальцами на трафарете, сглаживать поверхность.

«Репчатый лук». Уметь размазывать пластилин пальцами на трафарете, сглаживать поверхность.

1

«Урожай собрали». Уметь размазывать пластилин пальцами на трафарете, сглаживать поверхность.


«Картофель». Уметь размазывать пластилин пальцами на трафарете, сглаживать поверхность.

1

«Разноцветные клубочки». Уметь размазывать пластилин пальцами, сглаживать поверхность, не выходя за контур. Уметь пользоваться стекой, счищая лишний пластилин за контуром «клубочков».

1

«Осенние листья». Уметь размазывать пластилин пальцами и стекой, не выходя за контур.

1

«Праздничные флажки». Уметь размазывать пластилин пальцами на прямоугольной форме, не выходя за контур стекой, выравнивать углы прямоугольника.

1

«В гости к нам пришел снеговик». Уметь размазывать пластилин пальцами и стекой на круглой форме, сглаживать поверхность, используя воду.


1

«Девочка-снегурочка». Уметь размазывать пластилин пальцами и стекой на круглой и треугольной формах, не выходя за контур, используя воду для сглаживания поверхности.


1

«Украсим нашу елочку». Коллективная работа. Уметь размазывать пластилин на трафарете пальцами и стекой, сглаживая поверхность водой.

1

«Елочка - красавица». Уметь размазывать пластилин пальцами и стекой на треугольниках, не выходя за контур, используя воду для сглаживания поверхности.


1

Закрепление полученных навыков по разделу «Размазывание».

1

«Новогодние елочные игрушки». Уметь раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, наносить рисунок на шарик стекой. Уметь раскатывать прямыми движениями между ладошками. Полученный предмет соединить в кольцо.

1

Лепка по замыслу «Украсим елочку».

1

Лепка по замыслу «Новогодние подарки». Уметь раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями. Составлять из 1 и 2-х частей предметы, использовать метод прищипывания.

1

Лепка по замыслу «Новогодняя открытка».

1

«Сказочные цветы». Уметь раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, расплющивать и сдавливать середину предмета пальцем (получая полый предмет), примазывать одну часть к другой.

1


Лепка по замыслу. Уметь выполнять способы последовательности лепки предметов. Закрепление способов выполнения: расплющивание, примазывание, раскатывание пластилина круговыми и прямыми движениями.

1

«Праздник на дворе». Коллективная работа. Закрепление способов выполнения: расплющивание, примазывание, раскатывание пластилина круговыми и прямыми движениями.

1

«В гости к сказке». Коллективная работа. Закрепление способов выполнения: расплющивание, примазывание, раскатывание пластилина круговыми и прямыми движениями.

1

«Сказочные герои». Коллективная работа. Закрепление способов выполнения: расплющивание, примазывание, раскатывание пластилина круговыми и прямыми движениями.

1

«Зимние забавы». Коллективная работа. Закрепление способов выполнения: расплющивание, примазывание, раскатывание пластилина круговыми и прямыми движениями.

1

Закрепление полученных навыков по разделу «Лепка».

1

Ниткография

(22 часа)


Экскурсия. Уметь передавать свои впечатления в творчестве (ниткографии).

1

Выставка детских работ. Знать, из какого материала сделаны работы по ниткографии, правильно называть и выделять из других видов деятельности.

1

Беседа о ниткографии. Знать какое оборудование используется при выполнении ниткографии.

1

Правила поведения в кабинете. Техника безопасной работы. Знать правила безопасной работы с режуще-колющими предметами (ножницы, пинцеты), правила поведения в кабинете.

1

Намотка ниток на катушку и клубок. Наматывание толстых и тонких ниток на катушку и клубок.

1

Нарезание ниток (мелко и крупно). Уметь нарезать нитки мелко и крупно, соблюдая правила безопасной работы.

1

Выкладывание нарезанных ниток на поверхность круга. Уметь выкладывать на поверхность круга нарезанные нитки, не выходя за контур, знать геометрические фигуры – круг, квадрат.

1

«Мой веселый, звонкий мяч». Выкладывание нарезанных ниток на поверхность намазанную клеем, не выходя за контур.

1

«Коврик для куклы Даши». Уметь намазывать поверхность картона клеем и аккуратно выкладывать нарезанные нитки.

1

«Забавный снеговик». Уметь аккуратно наклеивать нарезанные нитки по контуру круга. Знать геометрическую форму – круг.

1

«Елка, зеленая иголка». Уметь наклеивать мелко нарезанные нитки на треугольник, не выходя за контур.

1

«Разноцветные коврики». Уметь намазывать поверхность картона клеем и аккуратно выкладывать нарезанные нитки.

1

«Новогодние коврики». Коллективная работа. Уметь намазывать поверхность картона клеем и аккуратно выкладывать нарезанные нитки.

1

«На лужке гуляли..». Уметь намазывать поверхность картона клеем и аккуратно выкладывать нарезанные нитки, знать зеленый цвет.

1

«Облачное небо». Уметь намазывать поверхность картона клеем и аккуратно выкладывать нарезанные нитки, знать голубой цвет.

1

«Речка, реченька». Уметь намазывать поверхность картона клеем и аккуратно выкладывать нарезанные нитки, знать синий цвет.

1

«Солнышко лучистое». Уметь намазывать поверхность картона клеем и аккуратно выкладывать нарезанные нитки, знать желтый цвет.

1

«На природе». Коллективная работа. Уметь намазывать поверхность картона клеем и аккуратно выкладывать нарезанные нитки, закрепить синий, зеленый, голубой цвет.

1

«Сказочный теремок». Выкладывание нарезанных ниток на поверхность намазанную клеем, не выходя за контур.

1

Выкладывание нарезанных ниток на поверхность треугольника. Уметь выкладывать на поверхность треугольника нарезанные нитки, не выходя за контур, знать геометрическую фигуру – треугольник.

1

«В море ходят корабли». Выкладывание нарезанных ниток на поверхность намазанную клеем, не выходя за контур.

1

«Елочка – красавица, на праздник к нам пришла». Выкладывание нарезанных ниток на поверхность намазанную клеем, не выходя за контур.

1

Флористика

( 28 часов)


Экскурсия в лес. Правила поведения в лесу.

1

Экскурсия на выставку работ по флористике. Знать, из чего выполнены работы по флористике. Уметь отличать эти работы от других экспонатов.

1

Сбор природного материала в лесу. Правила поведения в лесу. Учить аккуратно, собирать природный материал и складывать в корзиночки.

1

Рассказ о природном материале, который используется в выполнении флористики. Знать из какого природного материала выполняют флористику.

1

Выкладывание засушенных листьев на полосе. Учить, аккуратно выкладывать сухие литья на полосе бумаги, чередуя по величине.

1

«Кораблик на берегу». Уметь подбирать листья для выполнения флористики; использовать ножницы для вырезания нужной формы.

1

«Корабль в море». Уметь подбирать листья для выполнения флористики; использовать ножницы для вырезания нужной формы

1

«Грибы на полянке». Уметь использовать в работе для выразительности образа кожуру апельсина и листья, траву, аккуратно работать с клеем, плотно прижимая фактуру к листу бумаги.

1

«Грибное царство». Уметь использовать в работе для выразительности образа кожуру апельсина и листья, траву, аккуратно работать с клеем, плотно прижимая фактуру к листу бумаги.

1

«Гроздья винограда». Уметь располагать на листе бумаги предмет, наклеив материал по намеченным точкам, раскрашивать гуашью косточки.

1

«Аквариум» (коллективная работа). Уметь располагать «водоросли» хаотично по всему прямоугольнику; правильно называть величину, цвет.

1

«Аквариум» (коллективная работа). Уметь располагать «рыбок» хаотично по всему прямоугольнику; правильно называть величину, цвет.

1

«Листопад». Уметь аккуратно выкладывать и наклеивать листья разных цветов, располагая хаотично на листе бумаги.

1

«Листья падают, кружаться». Уметь аккуратно выкладывать и наклеивать листья разных цветов, располагая хаотично на листе бумаги.

1

«Цыпленок на полянке». Уметь аккуратно наклеивать мелкий материал на бумагу, не выходя за контур, выкладывать предметы из 2-х форм – кругов. Знать геометрическую форму – круг.

1

«Цыпленок на лужайке». Уметь аккуратно наклеивать мелкий материал на бумагу, не выходя за контур, выкладывать предметы из 2-х форм – кругов. Знать геометрическую форму – круг.

1

«Букет цветов». Уметь определять центр листа бумаги, наклеивать цветы, аккуратно пользуясь клеем.

1

«Ежик в лесу». Уметь аккуратно выкладывать и наклеивать листья разных цветов, располагая хаотично на листе бумаги.

1

«Разноцветные шары». Уметь подбирать круглые листья, выкладывать и наклеивать на листе бумаги.

1

«Солнышко лучистое». Уметь составлять из 2-х форм (овальных и круглых) предмет, выкладывать и аккуратно наклеивать на листе бумаги.

1

«Снеговик и ребята». Уметь подбирать нужные по величине листья; составлять предмет из 3-х форм; выкладывать и аккуратно наклеивать на листе бумаги; знать геометрические формы (круг).

1

«Поздравительная открытка к 23 февраля». Уметь подбирать нужные по величине листья; выкладывать и аккуратно наклеивать на листе бумаги.

1

«Украшения для куклы Кати». Уметь подбирать круглые листья одинаковой по величины; наклеивать друг за другом; знать геометрическую форму – круг.

1

«Забор». Уметь, выкладывать овальные узкие листья поперек 2-х прямых из листьев.


«На арене цирка. Слон». Уметь, выкладывать овальные узкие листья поперек 2-х прямых из листьев.

1


«Лесенка». Уметь выкладывать овальные узкие листья поперек 2-х прямых из листьев и аккуратно наклеивать на бумагу.

1

«Букет цветов». Уметь определять центр листа бумаги, наклеивать цветы, аккуратно пользуясь клеем.

1

«Ароматный букет». Уметь определять центр листа бумаги, наклеивать цветы, аккуратно пользуясь клеем.

1

Поделки из природного и бросового материала.

(19 часов)

Экскурсия в лес. Сбор природного материала.

1

Беседа «Изготовление поделок из природного и бросового материала».

1

Правила поведения в кабинете. Техника безопасной работы.

1

«Петушок-золотой гребешок». Уметь соединять части предметов между собой с помощью пластилина (шишка, перья, семечки).

1

«Снежинка». Уметь нанизывать на нейлоновую нить семечки дыни.

1

«Девочки подружки». Уметь изготовлять из природного и бросового материала поделку – фигурку.

1

«Чебурашка». Уметь изготовлять из природного и бросового материала поделку – фигурку. Знать название природного материала.

1

«Птица лебедь». Уметь изготавливать птицу из природного и бросового материала.

1

«Парад мод». Уметь вырезать из фантиков, сложенных вдвое одежду. Знать правила безопасной работы.

1

«Рыжие лисички». Уметь изготавливать из нескольких частей, аккуратно соединяя их пластилином. Знать какой материал использовать: (шишки сосновые, кожура апельсина, мох).

1

«Украшения для куклы Даши». Уметь нанизывать на иголку ягоды рябины, соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами.

1

«Белка в лесу». Уметь аккуратно соединять части предмета из пластилина (шишки, семена арбуза, пластилин).

1

«Чебурашка». Уметь изготавливать поделку, используя в работе ракушки.

1

«Сказочный цветок». Уметь аккуратно прикреплять с помощью пластилина семена тыквы к косточке сливы.

1

«В гостях у жирафа» Уметь использовать в изготовлении поделок пластилин, семечки, косточки.

1

«Ваза для цветочка». Уметь использовать в изготовлении поделок бросовый материал.

1

«Тюльпан в вазе». Уметь использовать в изготовлении поделок бросовый материал.

1

«Лисичка сестричка». Уметь изготавливать поделку, используя в работе бросовый материал (ватные диски).

1

«Заюшкина избушка». Уметь изготавливать поделку, используя в работе бросовый материал (вата).

1

Швейная машина

(13часов)


Экскурсия в швейную мастерскую. Знать, для чего нужны швейные машины.

1

Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Инструктаж по правилам безопасной работы в швейной машине.

1

Технические характеристики о швейной машине. Сведения. Знакомство.

1

Правила посадки за швейной машиной. Подключение питания. Установка катушечных стержней.

1

Заправка верхней нити. Наматывание шпульного колпачка. Установка шпульного колпачка. Заправка нижней нити. Вытягивание нижней нити.

1

Уход за швейными машинами. Правила безопасной работы на швейных машинах.

1

«Ткани животного и растительного происхождения, нитки и изделия из них».

1

Прямая строчка по прямой на бумаге. Практическое занятие.

1

Прямая строчка по ткани по прямой линии. Практическое занятие.

1

Прямая строчка с поворотом на бумаге. Практическое занятие.

1

Прямая строчка с поворотом на ткани. Практическое занятие.

1

Строчка по кривой линии намеченной на бумаге. Практическое занятие.

1

Строчка по кривой линии намеченной на ткани. Практическое занятие.

1

Витражная техника (15 часов)

Посещение выставки детских работ. Правила поведения. Знать, как выполняется работа по витражной технике, где ее используют.

1

Беседа о витражной технике. Правила безопасной работы.

1

«Любимый мяч». Уметь рисовать на органическом стекле круглые формы, регулируя нажим на тюбик с краской. Знать геометрическую форму – круг, цвет (красный, синий).

1

«Домик для собачки». Уметь рисовать из геометрических форм (треугольника и квадрата) домик, раскрашивать его. Уметь пользоваться витражной краской.

1

«Сказочный цветок». Уметь проводить круглые и овальные, прямые линии витражными красками, регулируя нажим на тюбик, рисовать предмет, состоящий из нескольких частей. Знать геометрические формы: круг, овал, цвета – синий, зеленый, желтый.

1

«Цыпленок». Уметь рисовать на органическом стекле витражными красками круглые формы, регулируя нажим на тюбик с краской. Знать, геометрическую форму – круг, цвет - желтый).

1

«Бабочка». Уметь рисовать на органическом стекле витражными круглые и овальные формы, регулируя нажим на тюбик с краской, из нескольких частей, аккуратно пользоваться краской. Знать геометрические формы – овал и круг.

1

«Раскрашивание трафаретов». Уметь рисовать на органическом стекле витражными круглые и овальные формы, регулируя нажим на тюбик с краской, из нескольких частей, аккуратно пользоваться краской. Знать геометрические формы – овал и круг.

1

«Дорожки по дорожке». Уметь проводить по рисунку на пол. пленке прямые линии, длинные, слегка нажимая на тюбик.

1

«Цветной заборчик». Уметь проводить прямые лини сверху вниз по рисунку на пол. пленке, слегка нажимая на тюбик с витражной краской. Знать цвета: голубой, красный, зеленый.

1

«Мы играем в мяч». Уметь проводить круглую форму, регулируя нажим на тюбик с краской. Знать синий цвет.

1

«Платочек для подружки». Уметь проводить прямые лини, слегка нажимая на тюбик с краской. Знать - цвет — желтый.

1

«Здравствуй, весна!». Коллективная работа. Закрепление знаний.

1

«Весна пришла!». Коллективная работа. Закрепление знаний.

1

«Оттепель на дворе». Коллективная работа. Закрепление знаний.


1

Шитье вручную

(29 часов)


Правила поведения в кабинете. Элементы техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

1

Измерительные инструменты, применяемые на уроках труда.

1

Разновидности ткани, их изготовление и применение.

1

Составление коллекции тканей. Знать виды ткани. Уметь выбирать нужный вид ткани.

1

Сведения о материалах для пуговиц. Способы пришивания пуговиц.

1

Сведения о швейных иглах, нитках. Разновидности. Техника безопасности с режуще-колющими предметами.

1

«Волшебная иголочка». Способы вдевания нитки в иголку. Практическое занятие.

1

«Волшебная ниточка». Способы: уравнивания нити, завязывания узелка. Практическое занятие.

1

Пришивание пуговиц. Пришивание пуговиц по намеченной линии. Практические занятие.

1

Пришивание пуговиц с четырьмя дырочками по намеченной линии. Практические занятие.

1

Пришивание пуговиц на «ножке». Практические занятие.

1

Отделочные ручные стежки. Подготовка к выполнению ручных швейных работ.

1

Шов «вперед иголку». На бумаге и ткани по намеченным проколам.

1

Шов «вперед иголку». Закрепление. По ткани по указанной линии.

1

«Дорожки». Шов «вперед иголку».

1

Шов «назад иголку». На бумаге, на ткани по намеченным проколам.

1

Шов «назад иголку». Закрепление. На ткани по указанной линии.

1

«Ручеек». Шов «назад иголку».

1

Шов «Строчка». На бумаге по намеченным проколам.

1

Шов «Строчка». На ткани по указанной линии.

1

Шов «Строчка». Закрепление. На ткани по указанной линии.

1

«Лесенка». Шов «Строчка».

1

«Стебельчатый шов». На бумаге, на ткани по намеченным проколам.

1

«Стебельчатый шов». Закрепление. На ткани по указанной линии.

1

«Веселое солнышко». «Стебельчатый шов».

1

«Радостное солнышко». Закрепление.

1

«Веселая неваляшка». Уметь вышивать стебельчатым швом круглые формы разной величины по контуру. Знать геометрическую форму – круг.

1

«Яркая неваляшка». Закрепление.

1

«Елка» (из треугольников). Уметь вышивать стебельчатым швом по контуру предмет из 2-х треугольников разной величины. Знать геометрическую форму – треугольник.

1

Цветоводство

(17 часов)


Экскурсия к клумбам. Знать какие цветы высаживать на клумбах, название цветов, определять цвет и форму.

1

Беседа о комнатных растениях. Знать из каких частей состоит цветок, уметь правильно определять части комнатных растений, знать, как ухаживать за комнатными растениями.

1

Оборудование для ухода за растениями.

1

Полив. Знать название инвентаря, его назначение и хранение. Знать название комнатного растения, определять его характерные признаки, уметь правильно пользоваться лейкой и знать правила необходимости поливки.

1

Рыхление. Уметь рыхлить землю с помощью деревянных палочек.

1

Содержание растений в чистоте (удаление пыли с крупных листьев – пальма, монстера). Уметь аккуратно удалять тряпочкой пыль с листьев.

1

Орошение комнатных растений. Уметь правильно пользоваться пульверизатором при орошении комнатных растений.

1

Подкормка комнатных растений. Знать, для чего нужна подкормка растениям.

1

Сравнивание двух комнатных растений (лимон и кактус). Знать сходство и отличие двух комнатных растений: лимона и кактуса, правильно называть и находить среди других комнатных растений.

1

Варианты подготовки семян к посадке (опыты). Уметь подготовить семена к посадке.

1

Удаление сухих листьев и веточек. Уметь аккуратно удалять сухие листья и веточки у комнатных растений. Соблюдать правила безопасной работы с ножницами.

1

Размножение комнатных растений. Уметь размножать комнатные растения разными способами.

1

Посадка комнатного растения листом (фиалка). Знать способ размножения комнатных растений листом.

1

Практическое занятие по усвоению полученных знаний. Уметь ухаживать за комнатными растениями: рыхлить землю и согласованно работать.

1

Практическое занятие по усвоению полученных знаний. Уметь ухаживать за комнатными растениями: поливать и согласованно работать.

1

Практическое занятие по усвоению полученных знаний. Уметь ухаживать за комнатными растениями: орошать и согласованно работать.

1

Практическое занятие по усвоению полученных знаний. Уметь ухаживать за комнатными растениями: удобрять и согласованно работать

1

Итого:

204