казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
| УТВЕРЖДЕНА приказом КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 28.08.2019 г. №246-од |
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
для воспитанников группы продленного дня № 10 (7б- 8б классов)
на 2019/2020 учебный год
Составитель: Т.С. Калабина, воспитатель
Леуши, 2019
Адаптированная программа по воспитательному блоку Гражданско-патриотическое воспитание для воспитанников группы продленного дня № 10 (7б – 8б классов) на 2019-2020 учебный год составлена на основе воспитательной Программы гражданско-патриотического воспитания «Расту Гражданином» для воспитанников с ОВЗ (5-11 класс) под редакцией Пермяковой Н.Н., воспитателя высшей квалификационной категории, с. Леуши, 2017 г.
Рассмотрена на заседании методического совета
протокол № 1 от 27.08.2019 г.
Председатель методического совета ________________________ М.В. Бабушкина
(подпись) (И.О.Ф.)
Пояснительная записка
Основной задачей школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья становится оказание помощи воспитанникам успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить жизнь достойного человека. Введение в обучение и воспитание школы-интерната блока гражданско-патриотического воспитания необходимо для сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, необходимости в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.
В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Необходимость гражданско-патриотического воспитания детей с ОВЗ сопряжена с решением многих проблем. Сотовая связь, интернет меняют ценности и приоритеты нового поколения. И все труднее теперь воспитывать, формировать из наших обучающихся настоящих граждан и патриотов своей страны.
Работа по патриотическому воспитанию в школе–интернате для обучающихся с ОВЗ направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.
Для того чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет.
Цель программы: формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи программы:
1. Способствовать получению и расширению знаний воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.
2. Оказывать содействие по воспитанию у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.
3. Формировать у детей любовь к своей «малой» Родине, родному краю, уважение к её замечательным людям.
4. Формировать у воспитанников с ОВЗ активную жизненную позицию посредством отрицательного отношения к вредным привычкам.
5. Содействовать формированию элементарного понимания у воспитанников с ОВЗ своего гражданского долга и конституционных обязанностей.
Содержание программы строится на основе следующих принципов патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Принцип коррекционно-компенсаторной направленности (во всех видах деятельности происходит коррекция и компенсация первичного дефекта и вторичных отклонений);
2. Принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.).
3. Принцип учета региональных условий (осознание не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального).
4. Принцип дифференциации (учёт возрастных особенностей и индивидуальных способностей; создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о семье, родном крае, стране с учетом возраста, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и т.д.).
5. Принцип цикличности и системности (содержание программы предусматривает постепенное усложнение и расширение познавательного материала от возраста к возрасту: «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»).
6. Принцип интеграции (применение знаний всех воспитательных блоков).
7. Принцип стимулирования активности (планирование и реализация проектной деятельности, которая обеспечивает практическое применение полученных знаний, совместный поиск решения задач, сбор материала и др.).
Реализация Программы призвана способствовать:
- развитию целостной системы патриотического, гражданского воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокую общую культуру, патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей России, родного города и района;
- воспитанию у воспитанников любви к своей «малой» Родине, родному краю, уважения к её замечательным людям;
- формированию ответственного понимания обучающихся с ОВЗ своего гражданского долга и конституционных обязанностей;
- созданию благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности.
Содержание программы составлено по каждому занятию для 7б – 8б классов, 5 учебных часов в неделю. Объем программы составляет 35 часов в год и может быть уменьшен в зависимости от календарного графика. Для каждого воспитательного занятия определены цели по проведению, что позволяет воспитателю легко подобрать форму проведения и соответствующий методический материал.
Распределение внеклассных часов и последовательность изучения тем по программе осуществляется следующим образом:
7б – 8б классы
Четверть | Количество часов | Количество часов диагностики усвоения программного материала (из общего количества часов) |
I | 5 | 1 |
II | 10 | 2 |
III | 10 | 2 |
IV | 10 | 2 |
Год | 35 | 7 |
Итого | 35 часов |
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В школе-интернате для обучающихся с ОВЗ особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Учитывая психологические особенности воспитанников, материал даётся небольшими дозами, с постепенным увеличением закрепляющих упражнений, включая ежедневный материал для повторения.
При организации гражданско-патриотического воспитания детей с нарушением интеллекта используются следующие принципы: принцип коммуникативно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности, принцип индивидуального и дифференцированного подхода и т.д.
При последовательном гражданско-патриотическом воспитании ребёнка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Для реализации основных целей и задач программы применяются коллективная, групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы; проводятся практические занятия, экскурсии, дидактические игры; используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).
Основными видами работ являются рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой, наблюдение, демонстрация, просмотр и т.п.
Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.
МЕТОДЫ РАБОТЫ
На занятиях используются следующие методы (словесные, наглядные, практические):
Методы, повышающие познавательную активность:
• элементарный анализ;
• группировка и классификация;
• ответы на вопросы;
• сравнение по контрасту и подобию, сходству;
• тестирование.
Методы, вызывающие эмоциональную активность:
• игры (дидактические, деловые, квест, сюжетно-ролевые и т.д.)
Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:
• беседы.
Методы коррекции и уточнения представлений:
• повторение;
• наблюдение;
• беседы.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ
К концу года дети должны:
- иметь элементарные представления о названии страны, столицы, государственных символах России, обычаях и традициях народов Югры;
- понимать значение и происхождение символики РФ и ХМАО – Югры, значение терминов - патриотизм, патриот, подвиг, любовь к Родине, родственные отношения;
- выполнять обязанности гражданина, прописанные в Конституции РФ, под руководством воспитателя.
Тематическое планирование (35 часов)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Краткое содержание темы | Обязательный минимум ЗУН | Примечание |
I. | Введение. | 2 | Вводное занятие «Я - человек, патриот, гражданин». Диагностика ЗУН на начало года. | Владеть элементарными навыками общения под контролем воспитателя. | |
II. | Семья и семейные ценности. | 5 | Я и моя семья. Генеалогическое дерево моей семьи. Отношения в семье. Члены семьи и их обязанности. Диагностика усвоения программного материала. | Иметь элементарные представления о внутрисемейных отношениях и ценностях. Иметь элементарные представления о генеалогическом дереве посредством выстраивания цепочки родственных взаимоотношений. | |
III. | Все мы разные, но все мы вместе. | 6 | Азбука общения. Компания и Я. Дружба – одна на всех. Моя роль в коллективе. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. Диагностика усвоения программного материала. | Владеть навыками доброжелательного общения с окружающими под руководством воспитателя. Владеть коммуникативными навыками поведения: кооперироваться, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций под руководством воспитателя. | |
IV. | Малая Родина. | 6 | Мое село родное! Моё село на территории Югры. Моё село – моя малая Родина. Профессии людей села. Обычаи и традиции нашего села. Диагностика усвоения программного материала. | Иметь элементарные представления о своей малой Родине. Владеть навыками уважительного отношения к традициям и культуре своего народа под контролем воспитателя. | |
V. | Мой край родной – моя Югра. | 6 | Родная Югра. Бесценный край – моя Югра. Природа Югры моя гордость. Животные моего края. За что люблю тебя, Югра. Диагностика усвоения программного материала. | Иметь элементарные представления о своем округе – Югре. Владеть навыками уважительного отношения к традициям и культуре своего народа под контролем воспитателя. | |
VI. | Слава рукам золотым! | 5 | Беседы о профессиях. Строительные специальности. Труд в нашей жизни. Кулинарный поединок. Подари книге вторую жизнь. Диагностика усвоения программного материала. | Иметь элементарные представления о значении труда в жизни общества. Владеть навыками бережного обращения с книгой под контролем воспитателя. | |
VII. | Я - человек, патриот, гражданин. | 5 | Быть гражданином. Государственная символика РФ. Подвигу народа жить в веках. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Диагностика усвоения программного материала. | Иметь элементарные представления об устройстве нашего государства, о символах Российского государства – флаг, герб, гимн. Иметь элементарные представления о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина. | |
Учебно-методический комплекс
Воспитательная программа | Методический материал | Дидактический материал | Дополнительная литература |
Воспитательная программа гражданско-патриотического воспитания «Расту Гражданином» для воспитанников с ОВЗ (5-11 класс) под редакцией Пермяковой Н.Н., воспитателя высшей квалификационной категории, с. Леуши, 2017 г. | 1. Горбунов В. С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход. Воспитание школьников. — 2010 -№ 1. –31с. 2. Будникова О. Л., Кузнецова Н. П., Лебедева А. В. Воспитательная система гражданско-патриотическое воспитание в школе. - Издательство: Учитель, 2015. 3. Поговорим о воспитанности. – Петрозаводск, 1991. 4. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М.: Просвещение, 2000. 5. Борщанская М. С. Создание воспитательной системы в школе VIII вида. Дефектология. – 2001. — №4 – с. 37 | - Дидактические игры. -Упражнения на коррекцию и развитие ВПФ - Физкультминутки - Игровые упражнения - Психологические тренинги - Наглядные пособия, рисунки, игрушки, плакаты. - Презентации. | 1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 — №4 – с. 23. 2. Ильин И. А. О сущности правосознания // Собр. Соч.: в 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 4. 3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1974. Т. 2. — с 160. 4. Черкасова П. А. Патриотическое воспитание как средство познавательной активности у детей с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №2. |