СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по воспитательному блоку Гражданско-патриотическое воспитание для воспитанников с ОВЗ 7-8 классов на 2019-2020 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа гражданско-патриотического воспитания разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 7б-8б класс.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по воспитательному блоку Гражданско-патриотическое воспитание для воспитанников с ОВЗ 7-8 классов на 2019-2020 учебный год»

казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»





УТВЕРЖДЕНА

приказом КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

от 28.08.2019 г. №246-од







АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

для воспитанников группы продленного дня № 10 (7б- 8б классов)

на 2019/2020 учебный год











Составитель: Т.С. Калабина, воспитатель









Леуши, 2019

Адаптированная программа по воспитательному блоку Гражданско-патриотическое воспитание для воспитанников группы продленного дня № 10 (7б – 8б классов) на 2019-2020 учебный год составлена на основе воспитательной Программы гражданско-патриотического воспитания «Расту Гражданином» для воспитанников с ОВЗ (5-11 класс) под редакцией Пермяковой Н.Н., воспитателя высшей квалификационной категории, с. Леуши, 2017 г.




































Рассмотрена на заседании методического совета

протокол № 1 от 27.08.2019 г.

Председатель методического совета ________________________ М.В. Бабушкина

(подпись) (И.О.Ф.)


Пояснительная записка

Основной задачей школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья становится оказание помощи воспитанникам успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить жизнь достойного человека. Введение в обучение и воспитание школы-интерната блока гражданско-патриотического воспитания необходимо для сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, необходимости в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.

В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Необходимость гражданско-патриотического воспитания детей с ОВЗ сопряжена с решением многих проблем. Сотовая связь, интернет меняют ценности и приоритеты нового поколения. И все труднее теперь воспитывать, формировать из наших обучающихся настоящих граждан и патриотов своей страны.

Работа по патриотическому воспитанию в школе–интернате для обучающихся с ОВЗ направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.

Для того чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет.

Цель программы: формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи программы:

1. Способствовать получению и расширению знаний воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.

2. Оказывать содействие по воспитанию у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.

3. Формировать у детей любовь к своей «малой» Родине, родному краю, уважение к её замечательным людям.

4. Формировать у воспитанников с ОВЗ активную жизненную позицию посредством отрицательного отношения к вредным привычкам.

5. Содействовать формированию элементарного понимания у воспитанников с ОВЗ своего гражданского долга и конституционных обязанностей.

Содержание программы строится на основе следующих принципов патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Принцип коррекционно-компенсаторной направленности (во всех видах деятельности происходит коррекция и компенсация первичного дефекта и вторичных отклонений);

2. Принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.).

3. Принцип учета региональных условий (осознание не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального).

4. Принцип дифференциации (учёт возрастных особенностей и индивидуальных способностей; создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о семье, родном крае, стране с учетом возраста, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и т.д.).

5. Принцип цикличности и системности (содержание программы предусматривает постепенное усложнение и расширение познавательного материала от возраста к возрасту: «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»).

6. Принцип интеграции (применение знаний всех воспитательных блоков).

7. Принцип стимулирования активности (планирование и реализация проектной деятельности, которая обеспечивает практическое применение полученных знаний, совместный поиск решения задач, сбор материала и др.).

Реализация Программы призвана способствовать:

- развитию целостной системы патриотического, гражданского воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокую общую культуру, патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей России, родного города и района;

- воспитанию у воспитанников любви к своей «малой» Родине, родному краю, уважения к её замечательным людям;

- формированию ответственного понимания обучающихся с ОВЗ своего гражданского долга и конституционных обязанностей;

- созданию благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности.

Содержание программы составлено по каждому занятию для 7б – 8б классов, 5 учебных часов в неделю. Объем программы составляет 35 часов в год и может быть уменьшен в зависимости от календарного графика. Для каждого воспитательного занятия определены цели по проведению, что позволяет воспитателю легко подобрать форму проведения и соответствующий методический материал.

Распределение внеклассных часов и последовательность изучения тем по программе осуществляется следующим образом:

7б – 8б классы


Четверть


Количество часов


Количество часов диагностики усвоения программного материала (из общего количества часов)


I

5

1

II

10

2

III

10

2

IV

10

2

Год

35

7

Итого

35 часов


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В школе-интернате для обучающихся с ОВЗ особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Учитывая психологические особенности воспитанников, материал даётся небольшими дозами, с постепенным увеличением закрепляющих упражнений, включая ежедневный материал для повторения.

При организации гражданско-патриотического воспитания детей с нарушением интеллекта используются следующие принципы: принцип коммуникативно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности, принцип индивидуального и дифференцированного подхода и т.д.

При последовательном гражданско-патриотическом воспитании ребёнка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.       


ФОРМЫ РАБОТЫ

Для реализации основных целей и задач программы применяются коллективная, групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы; проводятся практические занятия, экскурсии, дидактические игры; используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).

Основными видами работ являются рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой, наблюдение, демонстрация, просмотр и т.п.

Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.


МЕТОДЫ РАБОТЫ

На занятиях используются следующие методы (словесные, наглядные, практические):

Методы, повышающие познавательную активность:

• элементарный анализ;

• группировка и классификация;

• ответы на вопросы;

• сравнение по контрасту и подобию, сходству;

• тестирование.

Методы, вызывающие эмоциональную активность:

• игры (дидактические, деловые, квест, сюжетно-ролевые и т.д.)

Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:

• беседы.

Методы коррекции и уточнения представлений:

• повторение;

• наблюдение;

• беседы.




ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

К концу года дети должны:

- иметь элементарные представления о названии страны, столицы, государственных символах России, обычаях и традициях народов Югры;

- понимать значение и происхождение символики РФ и ХМАО – Югры, значение терминов - патриотизм, патриот, подвиг, любовь к Родине, родственные отношения;

- выполнять обязанности гражданина, прописанные в Конституции РФ, под руководством воспитателя.


Тематическое планирование (35 часов)


п/п


Тема


Кол-во часов


Краткое содержание темы


Обязательный минимум ЗУН


Примечание

I.

Введение.

2

Вводное занятие «Я - человек, патриот, гражданин».

Диагностика ЗУН на начало года.

Владеть элементарными навыками общения под контролем воспитателя.


II.

Семья и семейные ценности.

5

Я и моя семья. Генеалогическое дерево моей семьи. Отношения в семье. Члены семьи и их обязанности. Диагностика усвоения программного материала.

Иметь элементарные представления о внутрисемейных отношениях и ценностях.

Иметь элементарные представления о генеалогическом дереве посредством выстраивания цепочки родственных взаимоотношений.


III.

Все мы разные, но все мы вместе.

6

Азбука общения. Компания и Я. Дружба – одна на всех. Моя роль в коллективе. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. Диагностика усвоения программного материала.

Владеть навыками доброжелательного общения с окружающими под руководством воспитателя.

Владеть коммуникативными навыками поведения: кооперироваться, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций под руководством воспитателя.


IV.

Малая Родина.

6

Мое село родное! Моё село на территории Югры. Моё село – моя малая Родина. Профессии людей села. Обычаи и традиции нашего села. Диагностика усвоения программного материала.

Иметь элементарные представления о своей малой Родине.

Владеть навыками уважительного отношения к традициям и культуре своего народа под контролем воспитателя.


V.

Мой край родной – моя Югра.

6

Родная Югра. Бесценный край – моя Югра. Природа Югры моя гордость. Животные моего края. За что люблю тебя, Югра. Диагностика усвоения программного материала.

Иметь элементарные представления о своем округе – Югре.

Владеть навыками уважительного отношения к традициям и культуре своего народа под контролем воспитателя.


VI.

Слава рукам золотым!

5

Беседы о профессиях. Строительные специальности. Труд в нашей жизни. Кулинарный поединок. Подари книге вторую жизнь. Диагностика усвоения программного материала.

Иметь элементарные представления о значении труда в жизни общества.

Владеть навыками бережного обращения с книгой под контролем воспитателя.


VII.

Я - человек, патриот, гражданин.

5

Быть гражданином. Государственная символика РФ. Подвигу народа жить в веках. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Диагностика усвоения программного материала.

Иметь элементарные представления об устройстве нашего государства, о символах Российского государства – флаг, герб, гимн.

Иметь элементарные представления о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина.



















Учебно-методический комплекс


Воспитательная программа

Методический материал

Дидактический материал

Дополнительная литература

Воспитательная программа гражданско-патриотического воспитания «Расту Гражданином» для воспитанников с ОВЗ (5-11 класс) под редакцией Пермяковой Н.Н., воспитателя высшей квалификационной категории, с. Леуши, 2017 г.


1. Горбунов В. С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход. Воспитание школьников. — 2010 -№ 1. –31с.

2. Будникова О. Л., Кузнецова Н. П., Лебедева А. В. Воспитательная система гражданско-патриотическое воспитание в школе. - Издательство: Учитель, 2015.

3. Поговорим о воспитанности.­ – Петрозаводск, 1991.

4. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М.: Просвещение, 2000.

5. Борщанская М. С. Создание воспитательной системы в школе VIII вида. Дефектология. – 2001. — №4 – с. 37

- Дидактические игры.

-Упражнения на коррекцию и развитие ВПФ

- Физкультминутки

- Игровые упражнения

- Психологические тренинги

- Наглядные пособия, рисунки, игрушки, плакаты.

- Презентации.

1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 — №4 – с. 23.

2. Ильин И. А. О сущности правосознания // Собр. Соч.: в 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 4.

3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1974. Т. 2. — с 160.

4. Черкасова П. А. Патриотическое воспитание как средство познавательной активности у детей с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №2.