казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
| УТВЕРЖДЕНА приказом КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 28.08.2019 г. №246-од |
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
для воспитанников группы продленного дня № 10 (7б- 8б классов)
на 2019/2020 учебный год
Составитель: Т.С. Калабина, воспитатель
Леуши, 2019
Адаптированная программа по воспитательному блоку Охрана здоровья и физическое развитие для воспитанников группы продленного дня № 10 (7б – 8б классов) на 2019-2020 учебный год составлена на основе воспитательной программы «Охрана здоровья и физическое развитие» для воспитанников II ступени с ОВЗ (6-10 класс) под редакцией Пермяковой Н.Н., воспитателя высшей квалификационной категории, с. Леуши, 2016 г.
Рассмотрена на заседании методического совета
протокол № 1 от 27.08.2019 г.
Председатель методического совета ________________________ М.В. Бабушкина
(подпись) (И.О.Ф.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Укрепление здоровья детей сопряжено с решением многих проблем. Особенно сложна ситуация в системе специального образования, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому необходимо максимально использовать те возможности, которые потенциально имеются в специальной школе. Образовательное пространство, в рамках которого формируются интеллектуальные, эмоциональные и нравственные составляющие развивающейся личности, несёт ответственность за физическое развитие ребёнка. Причем имеется ввиду не только пассивное сбережение здоровья, но и активная деятельность в области воспитания культуры здорового образа жизни.
Необходимо формировать у ребёнка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающего мира, личный пример педагогов, родителей, общественности.
Успешность образовательной деятельности зависит от состояния здоровья учащихся. Однако, учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины нарушений у каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно-развивающее сопровождение групп детей разного уровня одного класса и одного вида нарушений. Исходя из этого, составлена данная адаптированная программа для воспитанников с тяжелой умственной отсталостью.
Деятельность данного воспитательного блока для воспитанников с тяжелой умственной отсталостью в образовательном пространстве школы обеспечивает:
- развитие системы мероприятий по сохранению и упрочению здоровья детей;
- проведение специализированных оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований, организация мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.
Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна. Адаптированная программа «Охрана здоровья и физическое развитие» для воспитанников 7б-8б классов будет содействовать решению проблемы здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса.
Цель программы: Способствовать пониманию воспитанниками сохранения и укрепления физического и психологического здоровья, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Задачи программы:
1. Формировать у воспитанников осознание происходящих в их организме физических и психических процессов и умение управлять ими.
2. Формировать отрицательное отношение к вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркомании и токсикомании.
3. Учить разумному поведению в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью воспитанников.
В целом в ходе реализации программы происходит знакомство воспитанников со своим организмом, внутренними потребностями и возможностями, элементарными навыками ухода за собой. Такой подход составляет основу для формирования представлений о здоровом образе жизни.
Предусматриваются личностно-ориентированный и индивидуально- дифференцированный подходы к детям, что позволяет, исходя из общих принципов, составлять индивидуальные коррекционно-развивающие программы для каждого ребенка.
Воспитательный блок «Охрана здоровья и физическое развитие» носит практический характер (применение знаний на практике) и реализуется в форме занятий: беседы, практикум, ролевая игра, минутки здоровья и т.д. К выбору форм и методов контроля необходим творческий подход воспитателя (использование нетрадиционных форм проведения занятия, создание проблемных ситуаций, поощрение проявлений инициативы и самостоятельности со стороны учащихся, воспитанников).
Программа не дублирует содержание государственных стандартов по изучаемым предметам, содержит новые знания, предполагает изучение материала в порядке нарастания, представляет интерес для воспитанников.
Данная программа рассчитана на воспитанников 7б – 8б классов. Занятия по данной программе проводятся в форме внеклассного занятия (40 минут), 5 учебных часов в неделю. Объем программы составляет 35 часов в год и может быть уменьшен в зависимости от календарного графика. На каждую тему предусмотрено определенное количество часов, указанное в тематическом плане.
Распределение внеклассных часов и последовательность изучения тем по программе осуществляется следующим образом:
7б – 8б классы
Четверть | Количество часов | Количество часов диагностики усвоения программного материала |
I | 5 | 1 |
II | 10 | 2 |
III | 10 | 1 |
IV | 10 | 3 |
Год | 35 | 7 |
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В школе-интернате для обучающихся с ОВЗ особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Формирование и обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно – двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой деятельности детей с нарушением интеллекта.
Учитывая психологические особенности воспитанников, материал даётся небольшими дозами, с постепенным увеличением закрепляющих упражнений, включая ежедневный материал для повторения.
При организации деятельности у детей с нарушением интеллекта используются следующие принципы:
- индивидуализация воспитательной работы (учет особенностей воспитанников);
- активность воспитанников (взаимодействие с окружающим миром);
- целостность педагогического процесса;
- структурированность деятельности;
- практическая направленность;
- коммуникативная направленность;
- доступность предлагаемых требований и видов деятельности;
- социальная мотивация деятельности.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Для реализации основных целей и задач формирования знаний по охране здоровья и физическому развитию у детей с нарушением интеллекта применяются коллективная, групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы; проводятся практические занятия, экскурсии, дидактические игры; используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).
Основными видами работ являются рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой, наблюдение, демонстрация, просмотр фильмов и т.д.
МЕТОДЫ РАБОТЫ
На занятиях используются следующие методы (словесные, наглядные, практические):
1. Методы, повышающие познавательную активность:
ответы на вопросы;
сравнение по контрасту и подобию, сходству;
тестирование.
2. Методы, вызывающие эмоциональную активность:
3. Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:
беседа;
перспектива, направленная на последующую деятельность;
приём обучения способу связи разных видов деятельности.
4. Методы коррекции и уточнения детских представлений:
повторение;
наблюдение;
беседа.
ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
К концу года дети должны:
Иметь элементарное представление о строении и работе своего организма: об основных системах человеческого организма и их функциях.
Иметь элементарное представление о правилах рационального питания (витамины, сбалансированная пища).
Иметь элементарное представление о правилах поведения в экстремальных ситуациях.
По наводящим вопросам рассказывать об окружающих людях (родные, близкие, знакомые, незнакомые), взаимоотношениях с ними с помощью воспитателя.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (35 часов)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Краткое содержание темы | Обязательный минимум ЗУН | Примечание |
1. | Введение. | 2 | Вводное занятие «Валеология – наука о здоровье». Диагностика ЗУН на начало года. | Иметь элементарное представление о ЗОЖ. | |
2. | Наш организм. | 6 | Мой организм и погода. Твоя нервная система. Как мы слышим, видим, чувствуем. Мои глаза и мир вокруг нас. Болезни. Почему они бывают? Диагностика усвоения программного материала. | Иметь элементарное представление о строении и работе своего организма. Иметь элементарные представления о наиболее распространенных болезнях. | |
3. | Безопасность в экстремальных ситуациях. | 6 | Кто с огнем неосторожен, у того пожар возможен! Взрыв и обрушение здания. Чрезвычайные ситуации природного характера – наводнение. Безопасность в опасном мире –осторожно – незнакомец. Безопасность при обращении с животными. Диагностика усвоения программного материала. | Иметь элементарное представление о правилах поведения в быту в экстремальных ситуациях. Иметь элементарное представление о неприятностях, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми, об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними. | |
4. | Охрана жизни и здоровья. | 9 | Беседа о здоровом образе жизни. Что мы едим каждый день? Пищевые добавки. Сбалансированное питание. Если хочешь быть здоров - постарайся. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Профилактика гриппа и ОРВИ. Лекарственные вещества и их применение. Утомление и переутомление. Учимся отдыхать. Диагностика усвоения программного материала. | Иметь элементарное представление о значении правильного питания. С помощью воспитателя располагать информацией о пищевых добавках и сбалансированном питании. Иметь элементарные представления о значимости профилактики гриппа и ОРВИ, о применении лекарственных средств. | |
5. | Экологически безопасный образ жизни. | 8 | В гостях у зелёной аптеки. Лекарственные растения нашего края. Лекарственные растения. Что происходит с солнцем, воздухом, водой? Путешествие в страну здоровья. В здоровом теле - здоровый дух. В царстве экологии. Диагностика усвоения программного материала. | Иметь элементарные представления о лекарственных растениях. Иметь элементарное представление о роли солнечного света, воздуха, о взаимосвязи здоровья человека с природными и погодными явлениями. | |
6. | Вредные привычки и их влияние на здоровье. | 4 | Я выбираю жизнь. ЗОЖ - главное условие профилактики возникновения вредных привычек. Диагностика усвоения программного материала (2ч.) | Иметь элементарное представление о последствиях курения, алкоголизма. | |
Учебно-методический комплекс
Воспитательная программа | Методический материал | Дидактический материал | Дополнительная литература |
Воспитательная программа «Охрана здоровья и физическое развитие» для воспитанников II ступени с ОВЗ (6-10 класс), составитель: воспитатель высшей квалификационной категории Пермякова Н.Н., 2016 г. | 1. «Общение детей с проблемами в развитии», Д.И.Бойков. 2. «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников», Е.М. Мастюкова. 3.«Развивающая педагогика оздоровления», В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. 4.«Нетрадиционные методы оздоровления», С.М. Мартынов. 5.«Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах». 6. «Твое здоровье», Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев. 7. «Наука быть здоровым», Д.З.Шибков. 8. «Валеология» Б.Н. Чумаков. | - Упражнения на коррекцию и развитие ВПФ - Физминутки - Игровые упражнения - Наглядные пособия - Рисунки - Игрушки - Плакаты - Презентации - Дидактические игры. | 1. «Переходный возраст» - деятельность классного руководителя. 2.«Тридцать уроков для первоклассников» Л.А. Обуховой. 3.«Практическое пособие для воспитателей и методистов». В.Н. Волчковой, Н.В. Степановой. |