СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа рабочая по русскому языку 4 класс к учебнику А.К.Аксёновой

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная  рабочая программа по русскому языку для 4 класса к учебнику А.К.Аксёновой, 2015 год

Просмотр содержимого документа
«планир. русский 4 класс ОВЗ»

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Коррекция

Причина


I четверть







Повторение.

8





Деление текста на предложения.

1

Слушать объяснения учителя.

Слушать объяснения учащихся.

Выполнять задания по разграничению понятий.

Составлять простые предложения в соответствии с программой.

Оформлять предложения на письме.

Составлять тексты в соответствии с программой.

Работать самостоятельно с учебником.

Восстанавливать деформированный текст по картинкам.

Составлять и анализировать простые предложения.

Составлять схемы предложений.

Выбирать нужный знак в конце предложения.

Правильно употреблять слова по значению.




Дополнение предложений.

1




Окончание.

1




Изменение окончаний в слове.

1




Практические упражнения в построении предложений

1




Расположение предложений в тексте в последовательном порядке.

1




Замена часто повторяющихся слов.

1




РР Сочинение «Хорошо летом!»

1





Звуки и буквы.


12





Работа над ошибками. Алфавит. Запись слов в алфавитном порядке

1

Рассказывать алфавит.

Писать слова в алфавитном порядке.

Находить изученные орфограммы в словах.

Делить слова по орфограммам на группы.

Составлять предложения на предложенную тему.

Объяснять правописание предлогов.

Восстанавливать деформированный текст.

Различать звуки и буквы.

Различать речевые и не речевые звуки.

Слышать, выделять гласные звуки, обозначать их схемой.

Применять правило переноса слов.

Применять орфографические умения в соответствии с программой.

Составлять текст на заданную тематику.

Самостоятельно работать с учебником.

Восстанавливать деформированный текст по картинкам.

Составлять и анализировать простые предложения.

Изменять форму слова в предложении по смыслу.

Составлять схемы предложений.

Определять интонацию предложения.





Подбор нужных слов для ответа на вопрос.

1




Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

1




Мягкий знак на конце и в середине слова.

1




Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1




Слова-родственники.

1




РР Изложение по вопросам.

1




Работа над ошибками. Мягкий знак в середине слова.

1




Правило переноса слов.

1




Разделительный мягкий знак.

1




Изменение слов в скобках по смыслу.

1




Составление рассказа по картинкам и вопросам.

1





Гласные после шипящих.

6





Подбор примеров на знакомые правила жи-ши, ча-ща, чу-щу..

1

Объяснять различие гласных и согласных звуков.

Распознавать слова, обозначающие предметы, действия предметов и признаки предметов.

Различать гласные и согласные звуки.

Называть отличительные признаки гласных и согласных звуков.

Характеризовать гласные и согласные звуки русского языка.

Слышать, выделять гласные звуки, обозначать их схемой.

Комментировать правила письма сочетаний шипящего звука с гласным: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Вставлять пропущенные буквы.

Подбирать проверочные слова для проверки прных согласных звуков в конце слова и в середине слова.

Распознавать слова, требующие проверки.

Записывать текст по плану, по вопросам, по опорным словам.

Подбирать слова на изученные правила.

Классифицировать слова по правилам.

Работать в паре.

Сравнивать свою работу с напарником.

Представлять результаты парной работы.

Проверять свою работу на наличие ошибок, исправлять их.







РР

Составление рассказа по плану.

1




Работа над ошибками. Правописание сочетаний чу-щу, ча-ща, жи-ши.

1




Вставь пропущенную букву.

1




Подбор слов на изученные правила.

1




РР Составь рассказ про котёнка по плану.

1





Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова

16




Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные на конце слов.

1




Подбор проверочных слов.

1




Звонкие и глухие согласные в середине слов.

1




Вставь нужную парную согласную букву.

1




Выбор проверочных слов.

1




Написание слов со звонкими и глухими согласными.

1




Правило правописания парных согласных в слове.

1




Проверка слов с парной согласной в середине слова, требующей проверки.

1




РР Запись текста по плану.

1




Работа над ошибками. Упражнения в подборе проверочных слов к словам с парной согласной.

1




Правописание слов с пропущенной парной согласной буквой в середине слова.

1




Проверка парных согласных звуков. Обозначение их буквами.

1




РР Изложение текста по плану.

1




Работа над ошибками. Подбор слов на изученные правила.

1




Контрольное списывание.

1




Работа над ошибками. Повторение изученных правил.

1






Ударные и безударные гласные.



15




Изменение значений слов с помощью ударения.

1

Объяснять различие гласных ударных и безударных звуков.

Определять ударение в словах.

Находить безударный гласный звук, требующий проверки.

Слышать, выделять гласные звуки, обозначать их схемой.

Подбирать проверочные слова для проверки безударных гласных .

Сравнивать написание безударных и ударных гласных в слове.

Записывать слова в алфавитном порядке.

Восстанавливать деформированный текст.

Определять последовательность частей деформированного текста.

Передавать содержание текста по вопросам.






Определение ударения в одинаково написанных словах.

1




Определение ударного слога в слове.

1




Ударение в двусложных словах.

1




Правописание безударных гласных.

1




Безударные гласные .

1




Проверка написания слов с безударной гласной.

1




Ударные и безударные гласные.

1




РР Запись частей рассказа по порядку.

1




Работа над ошибками. Проверка правописания безударных гласных в слове.

1




Подбор проверочных слов для проверки безударных гласных.

1




Упражнения в подборе проверочных слов.

1




РР

Изложение по вопросам.

1




Работа над ошибками. Распознавание слов с безударной гласной, требующей проверки.

1




РР Восстановление частей текста по порядку.

1






Непроверяемые безударные гласные.


16




Работа над ошибками. Правописание слов из словаря.

1

Распознавать словарные слова.

Соотносить правописание слов с непроверяемыми гласными звуками по словарю.

Создавать группы словарных слов по заданному признаку, например: профессии, растения, животные.

Восстанавливать последовательность предложений в тексте.

Отвечать на вопросы предложениями из текста.

Написать письмо.

Подбирать слова на изученные правила.

Работать в паре, распределяя роли.






Дополни предложение словом из словаря с непроверяемой безударной гласной.

1




Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными.

1




РР Изложение по вопросам.

1




Работа над ошибками. Упражнения в письме слов с безударными гласными.

1




Распознавание слов с безударными гласными и парными согласными, требующие подбора проверочных слов.

1




Научись писать письмо.

1




Непроверяемые безударные гласные в словах, обозначающих растения, профессии.

1




РР Работа с деформированным текстом.

1




Работа над ошибками. Правописание пропущенных букв.

1




Контрольный диктант.

1




Работа над ошибками. Расположение предложений в тексте в последовательном порядке. (упр.22)

1




РР Изложение по вопросам.

(упр.27)

1




Работа над ошибками. Построение предложений из данных вразбивку слов.

1




Подбор слов на знакомые правила.

1




Контрольное списывание.

1





Слово.


23





Работа над ошибками. Слова, обозначающие названия предметов, действий и признаков.

1

Находить в тексте слова, обозначающие действия предметов.

Классифицировать слова по группам.

Задавать к словам вопросы.

Дополнять предложения словами, называющими действиями предметов.

Характеризовать действия предметов.

Составлять предложения по картинке, опорным словам.

Отвечать на вопросы.



Находить в тексте слова, обозначающие признаки предметов.

Классифицировать слова, опираясь на заданные вопросы.

Дополнять предложения словами, называющими действиями предметов.

Характеризовать действия предметов.

Составлять предложения по картинке, опорным словам.

Отвечать на вопросы.

Объяснять свои действия.

Наблюдать за значением слов.

Изменять слова для связи слов в предложении.

Соотносить предмет с его признаками.

Подбирать слова, близкие и противоположные по значению.

Описывать заданный предмет по его признакам.

Работать в паре.




Изменение окончаний в слове.

1




Слова, отвечающие на падежные вопросы.

1




Подбор слов в тексте во избежание повторений.

1




Близкие по значению слова.

1




Названия действий.

1




Постановка вопросов к словам, называющим действия.

1




Слова, обозначающие незаконченное и законченное действие.

1




Слова, обозначающие действия, противоположные

по значению.

1




Впиши в предложение слова- названия предметов, названия действий.

1




Соотнеси название предмета с названием действий.

1




Слова – названия признаков.

1




Соотнесение слов предметов с их признаками.

1




Подбор нескольких признаков к одному предмету.

1




Изменение окончаний слов-признаков по вопросу.

1




Выпиши название предмета и его признак.

1




Подбери предмет по названным признакам.

1




Слова, обозначающие признаки, близкие и противоположные по значению.

1




Подбор слов признаков, близких по значению.

1




Контрольное списывание.

1




Найди в тексте признаки предметов. (упр.50)

1




РР Опиши птицу по вопросам.

1




Описание внешнего вида щенка.


1





Имена собственные.


9





Имена собственные.

1

Распознавать в речи слова -имена собственные, которые пишутся с большой буквы.

Объяснять правописание слов с большой буквы.

Классифицировать по группам слова, называющие имена. Фамилии, названия сел, городов, рек.

Распознавать в предложении имена собственные.

Различать имена собственные и нарицательные с единообразным написанием, например цветок роза – девочка Роза.

Писать свой адрес по памяти.






Прописная буква в именах и фамилиях людей.

1




Имена собственные, обозначающие географические названия.

1




Выделение в тексте имён собственных.

1




Правила написания имён собственных.

1




РР Работа с деформированным текстом (упр.10)

1




Работа над ошибками. Запиши ответы на вопросы.

1




Различение в предложении имен собственных и нарицательных.

1




Научись писать свой адрес.

1





Предлоги.


10






Предлог как отдельное слово.

1


Распознавать предлоги в речи.

Дополнять предлогами предложения.

Объяснять различие предлогов по смысловой нагрузке.

Объяснять правила написания предлогов со словами.

Различать в словах случаи написания Ъ и Ь .






Раздельное написание предлогов со словами.

1




Вставь предлоги в предложение по смыслу.

1




Работа с деформированными предложениями. (упр.7)

1




Смысловое значение предлогов.

1




Составление предложений из данных слов, используя нужные предлоги.

1




Сопоставление предлога и слова в предложении в одной форме.

1




Составление рассказа по картинке, используя предлоги.

1




Запиши ответы на вопросы.

1




Контрольное списывание.

1





Разделительный твёрдый знак


2





Работа над ошибками. Правописание слов с ъ.

1

Различать в словах случаи написания Ъ .

Объяснять необходимость вставления Ъ в слово.

Подбирать слова с ъ.





Упражнения в правописании слов с разделительным ъ.

1





Родственные слова.


12





Слова-родственники.

1

Находить в тексте слова-родственники.

Объяснять их родственную связь.

Образовывать родственные слова.

Выделять корень в однокоренных (родственных словах).

Объяснять единообразность написания родственных слов.

Употреблять родственные слова в речи.

Находить в тексте начало, главную часть и конец.

Подбирать группы однокоренных слов.

Составлять текст по картинке и опорным словам.

Давать оценку своей работе.





Общая часть родственных слов.

1




Однокоренные слова.

1




Выделение корня в родственных словах.

1




Употребление родственных слов.

1




Единообразное написание родственных слов.

1




Образование однокоренных слов

1




Подбор родственных слов.

1




Проверка слова с парным согласным звуком в середине слова.

1




Употребление родственных слов в тексте.

1




РР Сочинение по картинке и опорным словам. (упр.31)

1




Работа над ошибками. Найди в тексте: начало, главную часть, конец.

1





Предложение.


13





Составление предложений из заданных слов.

1

Составлять и анализировать простые предложения.

Определять порядок слов в деформированном предложении.

Различать слова и предложения.

Определять постановку знака в конце предложения.

Оформлять предложения на письме.

Коллективно составлять текст.

Восстанавливать деформированный текст по картинкам.

Объяснять изученные орфограммы.

Дополнять предложение словами, подходящими по смыслу.

Распознавать различные группы слов.

Соотносить слова-предметы и слова-признаки.

Комментировать свое письмо.




Деление текста на предложения.

1




Составление и запись предложений.

1




Выборочное письмо.

(упр.11)

1




Предложение имеет законченную мысль.

1




Составление предложений.

1




РР Работа с деформированным текстом. (упр.25)

1




Работа над ошибками.

Связь слов в предложении по

смыслу.

1




РР Составление рассказа по картинке и опорным словам.

(упр.30)

1




Работа над ошибками. Изменение слов по вопросам.

1




Задай к слову нужный вопрос.

1




Дополни каждое предложение первой части словами второй части.

1




Запиши ответы на вопросы.

(упр.47)

1





Знаки препинания в конце предложения.

9





Знаки препинания в конце предложения.

1

Составлять и анализировать простые предложения.

Определять порядок слов в деформированном предложении.

Различать слова и предложения.

Определять постановку знака в конце предложения.

Оформлять предложения на письме.

Коллективно составлять текст.

Восстанавливать деформированный текст по картинкам.

Объяснять изученные орфограммы.

Дополнять предложение словами, подходящими по смыслу.

Распознавать различные группы слов.

Соотносить слова-предметы и слова-признаки.

Комментировать свое письмо.




Письмо предложений, различных по интонации.

1




Вставь нужный знак препинания в конце предложения.

1




Упражнения в письме вопросительных предложений.

1




Закончи вопросы.

1




Самостоятельная работа.

Знаки препинания в предложении.

1




Постановка восклицательного знака в конце предложения.

1




Прочтение и запись восклицательных и вопросительных предложений.

1




Упражнения в постановке знаков препинания в конце предложения.

1





Главные и второстепенные члены в предложении.

7





Главные члены предложения. Сказуемое.

1

Составлять и анализировать простые предложения.

Определять порядок слов в деформированном предложении.

Различать слова и предложения.

Определять постановку знака в конце предложения.

Оформлять предложения на письме.

Коллективно составлять текст.

Восстанавливать деформированный текст по картинкам.

Объяснять изученные орфограммы.

Дополнять предложение словами, подходящими по смыслу.

Распознавать различные группы слов.

Соотносить слова-предметы и слова-признаки.

Комментировать свое письмо.




Подлежащее.

1




Упражнения в определении главных членов предложения.

1




Подбор подлежащего по вопросу.

1




Второстепенные члены предложения.

1




Дополнение предложений второстепенными членами по вопросам..

1




Разбор предложений по членам.

1





Повторение.


12





Алфавит.

1

Составлять и анализировать простые предложения.

Определять порядок слов в деформированном предложении.

Различать слова и предложения.

Определять постановку знака в конце предложения.

Оформлять предложения на письме.

Коллективно составлять текст.

Восстанавливать деформированный текст по картинкам.

Объяснять изученные орфограммы.

Дополнять предложение словами, подходящими по смыслу.

Распознавать различные группы слов.

Соотносить слова-предметы и слова-признаки.

Комментировать свое письмо.




Родственные слова.

1




Правописание родственных слов.

1




Правописание звонких и глухих согласных.

1




Предлоги.

1




Главные и второстепенные члены предложения.

1




Дополнение предложений второстепенными членами предложений.

1




Деление текста на предложения.

1




Запиши ответы на вопросы.

1




Слова, близкие по смыслу.

1




Вставь в слово пропущенную букву.

1




Интонация предложений.

1






16


Просмотр содержимого документа
«русский ПЗ коррекц. 4 класс»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (далее – Программа) разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта.

  2. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012года №273-ФЗ

  3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее ООПНОО).

  4. Программы формирования универсальных учебных действий.

  5. «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1-4 классов» под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2009 год. Используется учебник «Русский язык» авторов А.К.Аксёновой, Н.Г.Галунчиковой, издательства «Просвещение», 2015 года выпуска.

Адаптированная образовательная программа 4 класса ориентирована на достижение следующих целей:

      Цель: Учить навыкам письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья с нарушением интеллекта (лёгкая степень умственной отсталости) сообразно их возможностям.

   Задачи:

1. Адаптировать общеобразовательную программу по русскому языку для 4 класса к индивидуальным возможностям детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Обеспечить овладение обучающимися конкретными навыками чтения и письма:

- выделение на слух звука в слове при произношении;

- соотнесение звука и буквы;

- слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур;

- умение отвечать на вопросы.

3. Учить грамотному начертанию букв, соединению их в слоги, в слова.

4. Формировать навыки правильного написания элементов букв, слогов и слов на основе звуко-буквенного анализа.

5. Создавать условия для развития устной и письменной речи: восстановление деформированного текста, восстановление нарушенного порядка слов в предложении, списывание текста целыми словами.

При обучении русскому языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья с нарушением интеллекта (лёгкая степень умственной отсталости) учитываются особенности состава общеобразовательного класса, осуществляется дифференцированный подход к данным учащимся. Задания для самостоятельной работы данным учащимся предлагаются сообразно их возможностям. Обучение русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушением интеллекта (лёгкая степень умственной отсталости) носит практическую направленность, не требует заучивания правил.

Данная программа, сохраняет основное содержание образования, предусматривает коррекционную направленность обучения, учет психологических и возрастных особенностей учащихся с нарушением интеллекта (лёгкая степень умственной отсталости) на основе принципа вариативности.



Общая характеристика учебного предмета



Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение русскому языку способствует их умственному и речевому развитию.

Программа учитывает особенности детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Незрелость эмоционально-волевой сферы.

2.Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.

3.Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

4.Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.

5. Проблемы речи, связанные с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

6.У детей с ОВЗ наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)

7.Учащиеся с ОВЗ характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

Обучение русскому языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья с нарушением интеллекта ( лёгкая степень умственная степень умственной отсталости) способствует установлению тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.



Описание места учебного предмета в учебном плане



На изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 170 часов, (5 часов в неделю, 34 учебных недели).



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.



Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностные результаты

  • развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

  • представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

  • осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

  • осознание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

  • представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

  • положительное отношение к языковой деятельности;

  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

  • этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

  • представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.



Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.


Познавательные универсальные учебные действия

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.



Коммуникативные универсальные учебные действия

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;



Предметные результаты 

Учащиеся должны уметь:

  • составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

  • анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

  • писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).

Учащиеся должны знать:

  • алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.


Содержание учебного предмета



Раздел

Содержание раздела

Количество

часов

Повторение (Начало года и конец года).

Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Алфавит. Правописание безударных гласных. Основные категории слов. Главные члены предложения.

Практическая работа. Контрольная работа.



20ч

Звуки и буквы

Звуки и буквы - 67 ч.

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.

Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водя— воды) или подбора по образцу родственных слов (вода водный).




65ч

Слово


Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.

Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.

Предлоги: до, без; под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Разделительный ъ.

Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Практическая работа. Контрольная работа.



56ч

Предложение


Выделение в речи предложений, в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.

Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).



29ч

Связная речь

Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.

Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.

Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.

Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.

Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.



17 (Включено во все изучаемые в 4 классе разделы)

Итого


170ч



Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение представлено в виде таблицы «Перечень учебного оборудования для обеспечения образовательного процесса по предмету «Русский язык» и учебно-методического комплекта по предмету».

Таблица. Перечень учебного оборудования для обеспечения образовательного процесса по предмету «Русский язык»


Наименование

Количество

1

Компьютер для учителя


1

2

Ноутбук для учащихся

1

3

Акустическая система (колонки)


1

4

Офисный пакет


1

5

Интегрированная творческая среда для поддержки освоения и развития грамотности, развития речи, освоения математических моделей, развития коммуникативных навыков и творческих способностей обучающихся

1

6

Интерактивный курс по основным предметам начальной школы, созданный на основе мультимедийных продуктов (сетевая версия)

1

7

Антивирус


1

8

Комплект таблиц "Русский язык"


1

9

Раздаточный материал (веер с буквами)

1





Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методическая литература для учащихся

    1. «Русский язык 4 класс » авторов А.К.Аксёновой, Н.Г.Галунчиковой, издательства «Просвещение», 2015 года выпуска.

Учебно-методическая литература для учителя

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

2. В. В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 класс», М., Просвещение, 2009 г.








8