СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа (ТНР 5.1) по литературному чтению для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа (ТНР 5.1) по литературному чтению для 3 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАВЕТ-ЛЕНИНСКАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ






РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения учителей начальных классов

Протокол № 1 от _________

Руководитель ШМО

________О.Н.Нижеголенко









СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора

по УВР

_________О.С.Тарасевич


УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ

«Завет-Ленинская школа- детский сад»

_________Н.А.Забавка

Приказ № ___ от _______




Адаптированная рабочая программа

по литературному чтению для учащегося с ограниченными возможностями здоровья

(ТНР «вариант 5.1.»)


3-А класс







Уровень образования - начальное общее образование

Количество часов –3 часа в неделю (102 ч в год)

Учитель начальных классов – Мустафаева Фериде Садридиновна

Срок реализации – 1 год











с. Завет-Ленинский, 2022


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная адаптированная рабочая программа разработана для учащегося 3-А класса с ограниченными возможностями здоровья Авакяна Тиграна. Коллегиальным заключением ТПМПК №7 №30 от 12.02.2020 г. ему было рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе, вариант 5.1 ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

  1. Федеральные документы:

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. N1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  2. Региональные документы:

    1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

    2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 21.07.2021г. №1212 «Об утверждении Порядка организации инклюзивного образования в Республике Крым»

    3. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.05.2021г. №2005/01-15 «О формировании учебных планов образовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам, на 2021/2022 учебный год»

    4. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2021г. № 1018 «Об утверждении инструкции по ведению деловой документации в общеобразовательных организациях Республики Крым».


  1. Локальные документы:

    1. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи от 01.09.2020г, Пр. № 191.

    2. Положение об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ в МБОУ «Завет-Ленинская школа-детский сад» от 30.08.2019г. №264.

    3. Положение о порядке организации инклюзивного обучения детей с

ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Завет-Ленинская школа-детский сад» от 28.08.2019г. № 10.

    1. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, факультативам, в том числе внеурочной деятельности в МБОУ «Завет-Ленинская школа-детский сад» от 02.09.2016г, Пр.№ 312-а.

    2. Рабочая программа воспитания МБОУ «Завет-Ленинская школа-детский сад» «Крым в сердце моём» на 2021-2022 учебный год от 24.06.2021 г., Пр. №187

  1. УМК: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Литературное чтение. 3 класс. Учебник с приложением на электронном носителе в 2-х ч. М.: Просвещение, 2014.


Адаптированная рабочая программа для обучающегося 3 класса составлена на 102 учебных часов (из расчета 3 часа в неделю – 34 недели) в соответствии с учебным планом школы.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

  • развитие интереса к чтению и книге;

  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Основными задачами курса являются:

  • развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

  • формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

  • обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.


1.Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в

информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,

социальной справедливости и свободе;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная

отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работа на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского литературного языка;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по литературному чтению.


Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

Обучающийся научится:

- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания резуль татов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»);

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»);

- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

- формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;

- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разго­ворной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

- осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

- принимать замечания, конструктивно обсуждать недо­статки предложенного плана;

- выбирать наиболее эффективный вариант плана для до­стижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролиро­вать их выполнение;

- оценивать свою работу в соответствии с заранее выра­ботанными критериями и выбранными формами оценивания;

- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;

- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлет­ворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?», накопительной системы баллов);

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оце­ночных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?», накопи­тельной системы баллов);

- фиксировать индивидуальные причины неудач в письмен­ной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;

- записывать варианты устранения причин неудач, наме­чать краткий план действий по их устранению;

- предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опы­та, делиться со сверстниками.

Познавательные результаты.

Обучающийся научится:

- определять информацию на основе различных художествен­ных объектов, например, литературного произведения, иллю­страции, репродукции картины, музыкального текста, табли­цы, схемы и т. д.;

- анализировать литературный текст с опорой на систему во­просов учителя (учебника), выявлять основную мысль произ­ведения;

- сравнивать мотивы поступков героев из одного литератур­ного произведения, выявлять особенности их поведения в за­висимости от мотива;

- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, ис­пользовать их в своих творческих работах;

- самостоятельно определять с помощью пословиц (погово­рок) смысл читаемого произведения;

- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать зна­чение этих произведения для русской и мировой литературы; l проявлять индивидуальные творческие способности при со­ставлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в про­цессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

- предлагать вариант решения нравственной проблемы, ис­ходя из своих нравственных установок и ценностей;

- определять основную идею произведения (эпического и ли­рического), объяснять смысл образных слов и выражений, вы­являть отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией кар­тины художника; самостоятельно подбирать к тексту произ­ведения репродукции картин художника или фрагменты музы­кальных произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить необходимую информацию в тексте литера­турного произведения, фиксировать полученную информа­цию с помощью рисунков, схем, таблиц;

- анализировать литературный текст с опорой на систе­му вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

- находить в литературных текстах сравнения и эпите­ты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;

- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и бы­лину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастиче­ское произведение; находить в них сходства и различия;

- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

- находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

- сравнивать мотивы героев поступков из разных литера­турных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

- создавать высказывание (или доказательство своей точ­ки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литера­туры;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении про­ектных заданий;

- предлагать вариант решения нравственной проблемы ис­ходя из своих нравственных установок и ценностей и учи­тывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

- определять основную идею произведений разнообраз­ных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описы­ваемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные результаты.

Обучающийся научится:

- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на про­читанное или прослушанное произведение, проявлять актив­ность и стремление высказываться, задавать вопросы; понимать цель своего высказывания;

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мими­кой и жестикуляцией;

- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

- создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя ос­новные положения устного высказывания;

- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятель­ности;

- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точ­ки зрения;

- опираться на собственный нравственный опыт в ходе до­казательства и оценивании событий;

- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции; определять в группе или паре критерии оценивания вы­полнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по вы­работанным критериям;

- определять критерии оценивания поведения людей в раз­личных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного пове­дения;

- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, на­ходить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить при­меры похожих ситуаций из литературных произведений;

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обраща­ясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Ис­пользовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, мо­дели и пр.);

- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Обучающийся получит возможность научиться:

- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стрем­ление высказываться, задавать вопросы;

- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хоте­лось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, приве­сти пример...» и пр.;

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, при­ёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

- участвовать в диалоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по про­читанному произведению;

- создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; способствовать созданию бесконфликтного взаимодей­ствия между участниками диалога ; демонстрировать образец правильного ведения диалога ;

- предлагать способы саморегуляции в сложившейся кон­фликтной ситуации;

- определять цитаты из текста литературного произве­дения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к опи­сываемым событиям;

- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблем­ного характера, по прочитанному произведению;

- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследова­тельских и творческих заданий;

- определять самостоятельно критерии оценивания вы­полнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям; l оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

- искать причины конфликта в себе, анализировать при­чины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

- обращаться к перечитыванию тех литературных произ­ведений, в которых отражены схожие конфликтные ситу­ации;

- находить в библиотеке книги, раскрывающие на худо­жественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

- находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, системати­зировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слай­дов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

- использовать в презентации не только текст, но и изо­бражения, видеофайлы;

- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.


Предметные результаты.

Виды речевой и читательской деятельности.

Обучающийся научится:

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразитель­но, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между пред­ложениями и частями текста;

- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выбо­рочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о са­мых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказы­ваниях на заданную тему;

- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чув­ства при этом испытывает;

- рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разре­шения конфликтных ситуаций;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста; со­ставлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведе­ния поддерживает автор, находить этому доказательства в тек­сте;

- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного про­изведения для ответа на вопрос или подтверждения собствен­ного мнения;

- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пере­сказывать, опираясь на составленный под руководством учите­ля план;

- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при вы­боре книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать значимость произведений великих русских пи­сателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, инто­национно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произ­ведения великих мастеров слова их нравственные и эстети­ческие ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения ли­тературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; под­бирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

- формулировать один вопрос проблемного характера к из­учаемому тексту; находить эпизоды из разных частей про­читанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;

- делить текст на части, подбирать заголовки к ним,
составлять самостоятельно план пересказа, продумывать
связки для соединения частей;

- находить в произведениях средства художественной вы­разительности;

- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфа­витным и тематическим каталогом в библиотеке;

- пересказывать содержание произведения подробно, выбо­рочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последователь­ность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обста­новки) или рассуждения.

Творческая деятельность.

Обучающийся научится:

- сочинять самостоятельно произведения малых жанров уст­ного народного творчества в соответствии с жанровыми осо­бенностями и индивидуальной задумкой;

- писать небольшие по объёму сочинения и изложения о зна­чимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием; пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

- сказывать русские народные сказки, находить в них не­преходящие нравственные ценности, осознавать русские на­циональные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Обучающийся получит возможность научиться:

- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведе­ний (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

- подбирать материалы для проекта, записывать послови­цы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравивших­ся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; гото­вить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в чи­тательских конференциях. писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

- определять героев басни, характеризовать их, понимать мо­раль и разъяснять её своими словами; соотносить с послови­цами и поговорками;

- понимать, позицию какого героя произведения поддержива­ет автор, находить доказательства этому в тексте;

- осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать на­родную и литературную сказки, находить в тексте доказатель­ства сходства и различия;

- находить в произведении средства художественной вырази­тельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих по­нятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной вырази­тельности (сравнение, олицетворение, метафора); определять позиции героев и позицию автора художе­ственного текста;

- создавать прозаический или поэтический текст по ана­логии на основе авторского текста, используя средства ху­дожественной выразительности.


2. Содержание учебного предмета.

2 класс (102ч)

Самое великое чудо на свете (2 ч)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество (9 ч)

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.

Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина.

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

Русские поэты 19-20 века. Ф.И.Фютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А.А.Фет. «мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты. И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встеча зимы». Заголовок стихотворения. И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение.

Великие русские писатели (19 ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин. «Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.

Поэтическая тетрадь 2 (4 ч)

Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

Литературные сказки (5 ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

Были-небылицы (6 ч)

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев. А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.

Поэтическая тетрадь 1 (4 ч)

Саша Чёрный. Стихи о животных. А. А. Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. С. А. Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

Люби живое (12 ч)

М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Творческий пересказ: дополнение пересказа текста. В. И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения. Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения. В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения. А. Л. Барто «Разлука». «В театре». С. В. Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок». Проект: «Праздник поэзии».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч)

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения. А. П. Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. М. М. Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений. Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.

По страницам детских журналов (8 ч)

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего города, своего дома. Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.

Зарубежная литература (7 ч )

Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.



















3.Тематическое планирование.

3 –й класс


Тема раздела

Кол-во часов

Обязательные виды контроля

Практическая часть

Проверка навыков чтения.

Чтение вслух.

Проверка навыков чтения.

Чтение ( про себя).

Проекты

Тесты

(оценка достижений)

Наизусть

1

Самое великое чудо на свете

2






2

Устное народное творчество

9



1

1

1

3

Поэтическая тетрадь 1

6




1

2

4

Великие русские писатели

19

1

1


1

4

5

Поэтическая тетрадь 2

4




1

1

6

Литературные сказки

5




1


7

Были – небылицы

6




1


8

Поэтическая тетрадь 3

4




1

1

9

Люби живое

12




1


10

Поэтическая тетрадь 4

8



1

1

2

11

Соберёшь по ягодке – наберёшь кузовок

12




1


12

По страницам детских журналов

8




1


13

Зарубежная литература

7

1

1


1



Итого

102 ч

2

2

2

12

11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!