Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10
имени Заслуженного учителя Российской Федерации С.Н. Шепелева»
города Лиски Воронежской области
Адаптированная рабочая программа
по обучению грамоте
для обучающегося с ТНР (5.2)
1 (дополнительного) класса
Мироненко Дмитрия
Составитель: Майорова Т.Н.
2023-2024 уч.г.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это образовательная программа, которая разработана для детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Вариант 5.2 предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств.
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ТНР разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 г. № 273 - ФЗ (с дополнениями и изменениями)
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями)
3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1598
5.АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.2). Приказ №285 от 31.08.2019 г.
6. Устав МБОУ «СОШ №10» г. Лиски
7. Учебный план МБОУ «СОШ №10» г. Лиски.
Данная программа составлена для учащегося 1 «В» класса, Мироненко Дмитрия,
который обучается по программе 1 (дополнительного) класса (ТНР 5.2 вариант).
Цели:
-
коррегировать недостатки речевого развития, создать предпосылки для овладения школьными знаниями, умениями и навыками;
-
формировать полноценную речевую деятельность как одну из важнейших предпосылок успешного обучения и средства успешной адаптации личности в обществе;
-
формировать первоначальные навыки чтения и письма, а также обеспечить базовую подготовку к овладению основными принципами русской орфографии (фонетическим, морфологическим, традиционным)
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального образования:
-
повысить уровень речевого и общего психического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
-
осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
-
сформировать фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения;
-
формировать «чувство» языка, умение отличать правильные языковые формы от неправильных;
-
обеспечить условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексий, дисграфий и дизорфографий;
-
выработать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого,
грамотного письма.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Обучение грамоте» занимает важное место в системе начального общего образования.
В основе реализации программы лежит системно деятельностный подход, который определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания небольшого объема;
4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
5.пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь
Важнейшей особенностью курса развитие речи в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно практической деятельности.
Начальный курс русского языка для обучающихся с ТНР включает следующие разделы: «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Лексика (состав слова, морфология)», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация» «Развитие речи», что соответствует программе по русскому языку общеобразовательной школы и обеспечивает возможность перехода обучающихся с ТНР в общеобразовательную школу. Начальным этапом изучения русского языка в I дополнительном и первом классе является учебный предмет «Обучение грамоте». Предмет «Обучение грамоте» входит в образовательную область «Филология» и является первым разделом учебного предмета «Русский язык». Письменная речь (чтение и письмо) представляет собой более сложную форму речевой деятельности. Овладение чтением и письмом характеризует более высокий уровень речевого развития ребенка. Вместе с тем овладение навыком чтения и письма требует достаточно высокого уровня сформированности устной речи, языковых обобщений (фонематических, лексических, морфологических, синтаксических).
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение литературного чтения в 1 дополнительном классе начальной школы отводится 99 ч (по 3 часа в неделю)— (33 учебные недели). Из них 72 часов составляет вводный курс «Обучение грамоте». На изучение русского языка в 1 дополнительном классе начальной школы отводится 66 ч (по 2 часа в неделю)— (33 учебные недели). Из них 50 часов составляет вводный курс «Обучение грамоте».
II. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТЕПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Добукварный период
Личностные:
-
принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
-
проявлять интерес к новому учебному материалу
-
выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
-
внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Метапредметные:
Регулятивные:
-
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
-
принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;
-
вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.
Познавательные:
-
ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);
-
понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
-
пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках.
Коммуникативные:
-
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
-
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
-
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
-
принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные:
У учащихся будут сформированы:
-
отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;
-
выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи
-
выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
-
разделять слово на слоги с использованием графических схем;
-
делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
-
определять главную мысль предложения;
-
отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков.
Учащиеся имеют возможность для формирования:
-
осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
-
выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
-
определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения
-
артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
-
понимать смысловое значение интонации;
-
обозначать гласные звуки буквами;
-
рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;
-
наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.
Букварный период
Личностные:
-
воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
-
проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;
-
принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
-
внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;
-
выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Метапредметные:
Регулятивные:
-
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
-
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
-
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
-
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала;
-
опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;
-
адекватно воспринимать оценку учителя;
-
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-
планировать свои действия;
-
правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради.
Познавательные:
-
ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
-
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
-
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
-
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные:
-
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
-
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
-
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
-
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
-
допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации.
Предметные:
У учащихся будут сформированы:
-
давать характеристику согласным звукам,
-
узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
-
читать слова с изученными буквами,
-
узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,
-
группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;
-
обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;
-
определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;
-
называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.
Учащиеся имеют возможность для формирования:
-
распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;
-
правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;
-
наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;
-
выделять в однокоренных словах корень;
-
объяснять значение многозначных слов,
-
отгадывать буквенные ребусы;
-
находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;
-
выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;
-
правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
-
находить рифму;
-
придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;
-
различать значения многозначных слов.
Послебукварный период
Личностные:
-
воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
-
проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;
-
принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
-
внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;
-
выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
-
внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства;
-
адекватно воспринимать оценку учителя.
Метапредметные:
Регулятивные:
-
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
-
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
-
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
-
в сотрудничестве с учиелем определять последовательность изучения материала.
Познавательные:
-
ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
-
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
-
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
-
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные:
-
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
-
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
-
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
-
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Предметные:
У учащихся будут сформированы:
-
ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;
-
соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);
-
определять тему, главную мысль произведения;
-
правильно строить ответы на поставленные вопросы;
-
ставить вопросы по содержанию прочитанного;
Учащиеся имеют возможность для формирования:
-
участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;
-
различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
-
сравнивать различные по жанру произведения;
-
кратко характеризовать героев произведений,
-
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
-
выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;
-
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
-
давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
-
создавать небольшой устный текст на заданную тему.
-
вырабатывать навыки грамотного письма.
-
формировать умение записывать предложение, находить в нем основу.
-
проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания.
-
формировать навыки правописания гласных в корне слова.
-
формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1-й класс
Чтение
Добукварный период
«Давайте знакомиться!»(14 ч)
Урок-игра. «Давайте знакомиться» Мир общения. Мы теперь ученики. Книжки мои друзья. Урок- путешествие. Слова – названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением. Как понять животных? Язык животных, их движения, позы. Рассказы в картинках. Урок- игра. Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.. Урок-путешествие «В Цветочном городе». Знаки охраны природы. Как найти дорогу? Дорожные знаки. Урок- экскурсия. Удивительная встреча. Звездное небо. Загадочное письмо. Мир полный звуков. Звуки в природе. Как звучат слова? Гласные и согласные звуки. Урок- знакомство. Твердые и мягкие согласные. Звучание и значение слова. Слова и слоги. Ударение в слове. Слово и предложение. Повторение – мать учения.
Букварный период
«Страна АБВГДейка» (53 ч)
Звук [а]. Буквы Аа. Звук [о]. Буквы Оо. Звук [у]. Буквы Уу. Закрепление изученного о гласных звуках. Звук [и]. Буквы Ии. Звук[ы].Буквы ы. Звук [э]. Буквы Ээ. Звук [э]. Буквы Ээ. Узелки на память. Закрепление изученного. Звуки [м], [м’] Буквы Мм. Звуки [с], [с’]. Буквы Сс. Звуки [н],[н’]. Буквы Нн. Звуки [л], [л’]. Буквы Лл. Чтение предложений и текстов. Игры со словами. Звуки [т], [т’]. Буквы Тт . Звуки [к],[к’]. Буквы Кк. Упражнения в чтении. Игры со словами. Узелки на память. Звуки [р],[р’]. Буквы Рр. Звуки [в], [в’]. Буквы Вв. Звуки [п], [п’]. Буквы Пп. Звуки [г], [г’]. Буквы Гг. Парные по глухости-звонкости звуки [г]-[к], [г’]-[к’]. Упражнения в чтении. Игры со словами. Буква Е в начале слова и после гласных. Буква Ё в начале слова и после гласных. Обозначение мягкости согласных буквами Е. Ё. Чтение слов с буквами Е, Ё. Чтение слов с изученными буквами. Узелки на память. Игры со словами. Звуки [б], [б’]. Буквы Бб. Парные по глухости-звонкости согласные звуки [б] - [п], [б’] - [п’]. Звуки [з], [з’]. Буквы Зз. Парные по глухости-звонкости согласные звуки [з] - [с], [з’] - [с’]. Повторение – мать учения. Звуки [д], [д’]. Буквы Дд. Парные по глухости-звонкости согласные звуки [д] - [т], [д’] -[т’]. Звук [ж]. Буквы Жж. Правописание слов с буквосочетанием жи. Мои первые книжки. Загадки слов. Веселые картинки. Узелки на память. Игры со словами. Буква Я в начале слова и после гласных. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Я. Составление рассказа по картинкам. Игра в слова. Звуки [х], [х’]. Буквы Хх. Мягкий знак- показатель мягкости согласных. Звук [й’]. Буквы Йй. Буква Ю в начале слова и после гласных. Обозначение мягкости согласных буквой Ю. Приговорки, игры, загадки, песенки. Узелки на память. Упражнения в чтении. Звук [ш]. Буквы Шш. Правописание слов с буквосочетаниями жи – ши. Звук [ч’]. Буквы Чч.. Правописание слов с буквосочетаниями ча, чу. Звук [щ’]. Буквы Щщ. Правописание слов с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу. Чтение текстов о хлебе. Наблюдения над словами. Звук [ц]. Буквы Цц. Звук [ф] [ф’]. Буквы Фф. Парные по глухости-звонкости согласные звуки [в] - [ф], [в’] - [ф’]. Разделительные твердый и мягкий знаки. Узелки на память. Упражнения в чтении. Наблюдения над словами. Повторение – мать учения. Старинные азбуки и буквари. По страницам старинных азбук. Читаем сами. Народная пословица. Обращение Л. Толстого к учащимся Яснополянской школы. Упражнения в чтении. Проверка читательских умений.
Послебукварный период
Про все на свете. (5 ч)
Про все на свете. С чего начинается общение? Умеет ли разговаривать природа? Что, где, когда и почему? Удивительное рядом. Чтобы представить слово. Об одном и том же по-разному. Книга природы. Сравни и подумай. Большие и маленькие секреты. Волшебство слова. Считалки, сказки, загадки. Семейное чтение.
Литературное чтение
Вводный (1 ч)
Вводный урок. Знакомство с учебником.
Книги – мои друзья (2 ч)
Введение в содержание раздела. С. Маршак «Новому читателю». С. Михалков «Как жили мы без книг?». А.С. Пушкин. Наш театр. Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Радуга – дуга (3 ч)
Введение в содержание раздела. Песенки разных народов. Загадки. Пословицы и поговорки разных народов. Мы идем в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Наш театр. Английская народная песенка «Перчатки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Здравствуй, сказка! (4 ч)
Введение в содержание раздела. Г. Юдин «Почему «А» первая». Т. Коти «Катя и буквы». Сравнение авторской и народной сказки. Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Л. Пантелеев «Две лягушки». И. Гамазкова «Живая азбука». Татарские народные сказки «Три дочери», «Два лентяя». Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха». Наш театр. С. Михалков «Сами виноваты». Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Люблю все живое (5 ч)
Введение в содержание раздела. В. Лунин «Никого не обижай». Е. Благинина «Котенок». Л. Толстой «Пожарные собаки». Приемы звукозаписи как средство создания образа. И. Токмакова «Лягушки», «Разговор синицы и дятла». В. Бианки «Разговор птиц в конце лета». Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова «Всех угостила». С. Михалков «Зяблик». Н. Сладков «Без слов». Книги о природе и животных. Л. Толстой «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных». С. Маршак «В зоопарке». Б. Житков «Вечер». Наш театр. С. Маршак «Волк и лиса». Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Хорошие соседи, счастливые друзья (6 ч)
Введение в содержание раздела. С. Михалков «Песенка друзей». М. Танич «Когда мои друзья со мной». А. Барто «Сонечка». Характеристика героя произведения. Е. Пермяк «Самое страшное». В. Осеева «Хорошее». Итоговая комплексная работа. Книги о детях. Э. Шим «Брат и младшая сестра». Е. Благинина «Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез?..». В. Лунин «Мне туфельки мама вчера подарила…». Наш театр. М. Пляцковский «Солнышко на память». Ю. Мориц «Это - да! Это – нет!». Л. Толстой «Не лениться», «Косточка». Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Край родной, навек любимый (5 ч)
Введение в содержание раздела. П. Воронько «Лучше нет родного края». Стихотворения русских поэтов о родной природе. Природа в произведениях русских художников. Выразительное чтение. Сравнение произведений литературы и живописи. Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский «Четыре сестры». Сочинение сказки. В. Берестов «Любили тебя без особых причин…». Г. Виеру «Сколько звезд на ясном небе!». Н. Бромлей «Какое самое первое слово?». А. Митяев «За что люблю маму». В. Берестов «Стихи для папы». Е.Пермяк «Первая рыбка». Рассказ о своей семье. И. Косяков «Все она». Л. Толстой «Мальчик и отец». К. Ушинский «Лекарство». Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Сто фантазий (1 ч)
Введение в содержание раздела. Р. Сеф «Совершенно непонятно». В. Маяковский «Тучкины штучки». Ю. Мориц «Сто фантазий». В. Викторов «Поэт нашел в себе слова…». Проверка техники чтения.
Письмо
Добукварный период
Письмо «Рисуй, думай, рассказывай» (9 ч)
«Твои новые друзья». «Дорога в школу». «Первое задание». «На уроке». «Что в центре круга». «Целое и часть». «Целое из частей». «На компьютере». «Головоломка». «Овал». Элементы печатных букв а, б. «В квартире». «Веселые превращения». Элементы печатных букв в, г. «В магазине одежды». Элементы печатных букв д, е. «В походе». «На отдыхе». Элементы печатных букв ж, з. «На коньках». «Контуры и силуэты». Элементы печатных букв и, к. «На волнах». «Морские путешествия». Элементы печатных букв л, м. «На лугу». «Мы рисуем». Элементы печатных букв н, о. «Под грибом». «Сравни и подумай». Элементы печатных букв п, р. «Мы - спортсмены». «Выбирай». Элементы печатных букв с, т. «Кто построил домики?». «Сравни и подумай». Элементы печатных букв у, ф. «Рассмотри и расскажи». «В гости к бабушке». Элементы печатных букв х, ц. «Распиши посуду». «Наличники». Элементы печатных букв ч, ш. «Расшитые полотенца». «Лоскутное одеяло». Элементы печатных букв щ, ь, ы, ъ.
Букварный период
«Мой алфавит» (33 ч)
Буквы А, а. Буквы О, о. Строчная у и заглавная буква У. Проверочная работа. Буквы И, и. Буква ы. Буквы Э,э. Буквенная мозаика. Пиши, да не спеши. Закрепление изученного. Буквы М, м. Буквы С, с. Буквы Н, н. Буквы Л, л. Буквы Т, т. Буквы К, к. Буквенная мозаика. Пиши, да не спеши. Буквы Р, р. Буквы В, в. Буквы П, п Буквы Г, г. Буквы Е, е. Буквы Ё,ё. Письмо слов с буквами е, ё. Буквенная мозаика. Буквы Б, б. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками [б] - [п], [б’] - [п’]. Буквы З, з. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками [з] - [с], [з’] - [с’]. Буквы Д, д. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками [д] - [т], [д’] -[т’]. Строчная буква ж. Заглавная буква Ж. Правописание слов с буквосочетанием жи. Буквенная мозаика. Буквы Я, я. Строчная буква х. Заглавная буква Х. Буква ь. Правописание слов с мягким знаком – показателем мягкости. Буквы Й, й. Буквы Ю, ю. Обозначение мягкости согласных буквой ю. Буквенная мозаика. Проверка знаний. Буквы Ш, ш. Правописание слов с буквосочетаниями жи – ши. Буквы Ч, ч. Правописание слов с буквосочетаниями ча, чу. Буквы Щ, щ. Правописание слов с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу. Упражнения в правописании слов с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу. Буквы Ц, ц Буквы Ф, ф. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками [в] - [ф], [в’] - [ф’]. Буква ъ. Правописание слов с разделительными ъ и ь. Отработка написания элементов букв – плавных линий с точкой. Отработка написания элементов букв - прямых линий с одним и двумя закруглениями и плавными линиями. Отработка написания элементов букв прямых линий с петлей внизу. Отработка написания элементов букв прямых линий с петлей вверху и внизу. Отработка написания элементов букв – овалов и полуовалов. Отработка написания элементов букв. Кроссворд.
Послебукварный период
«Пиши красиво» (5 ч)
Отработка написания элементов букв. Правописание имен собственных, слов с буквосочетанием ЧК. Упражнения в написании букв. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, ю, я, и. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Правописание слов с разделительным мягким знаком, с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. Правописание слов с разделительным твердым знаком.
Русский язык
В мире общения (2ч)
Знакомство с учебником. В мире общения. Главное средство общения – родной язык. Словесное творчество.
Слово и его значение (6 ч)
Роль слова в общении. Слово и его значение. Имя собственное. Слова с несколькими значениями. Слова, близкие по значению (синонимы). Слова, противоположные по значению (антонимы). Группы слов. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Из старинных учебников.
Звуки и буквы (4 ч)
Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их буквами. Слоги. Деление слов для переноса. Ударение. «Говори правильно». Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я.
Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу (1ч)
Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак (1 ч)
Разделительный мягкий и твердый знак.
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (3 ч)
Звонкие и глухие согласные звуки.
Предложение (2 ч)
От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения.
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР ( 1 класс)
Чтение
Тема раздела программы | Количество часов |
Добукварный период | 14 |
Букварный период | 53 |
Послебукварный период | 5 |
Литературное чтение | 27 |
Итого | 99 ч |
Письмо
Тема раздела программы | Количество часов |
Добукварный период | 9 |
Букварный период | 33 |
Послебукварный период | 5 |
Русский язык | 19 |
Итого | 66 ч |
V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебники
Обучение грамоте
1. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2.
3. Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. Учебник.. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1.
4. Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. Учебник.. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1.
Методические пособия
Обучение грамоте Горецкий В.Г. и др.
Обучение грамоте. Игнатьева Т.В. Обучение грамоте. Интерактивные демонстрационные таблицы.
Канакина В.П. и др. Русский язык. 1 класс. Электронные пособия
Календарно – тематическое планирование по обучению грамоте.( чтение)
1 класс
№ урока п/п | № урока | Тема урока | Коррекционная направленность урока | Дата (по плану) | Дата (по факту) |
Добукварный период |
«Давайте знакомиться!» (14 ч) |
1 | 1 | Урок-игра «Давайте знакомиться». Мир общения. | Развитие внимания, памяти и зрительного восприятия. Игра «Угадай, кто я». | 01.09 | |
2 | 2 | Мы теперь ученики. Книжки - мои друзья. | Отгадывание загадок. | 04.09 | |
3 | 3 | Урок- путешествие. Слова – названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением. | Участие в диалоге, ответы на вопросы учителя.. | 06.09 | |
4 | 4 | Как понять животных? Язык животных, их движения, позы. Рассказы в картинках. Урок- игра. | Игра «Угадай слово».Участие в диалоге, ответы на вопросы учителя. | 08.09 | |
5 | 5 | Разговаривают ли предметы? Слова и предметы. | Разучивание стихов. | 11.09 | |
6 | 6 | Урок-путешествие «В Цветочном городе». Знаки охраны природы. | Разучивание чистоговорок. | 13.09 | |
7 | 7 | Как найти дорогу? Дорожные знаки. Урок- экскурсия. | Участвовать в процессе говорения и слушания речи. | 15.09 | |
8 | 8 | Удивительная встреча. Звездное небо. Загадочное письмо. | Развитие фонематического слуха, умения проводить звукобуквенный анализ, различать гласные и согласные буквы. Игра «Угадай слово». | 18.09 | |
9 | 9 | Мир полный звуков. Звуки в природе. Как звучат слова? | 20.09 | |
10 | 10 | Гласные и согласные звуки. Урок- знакомство. | Развитие фонематического слуха, умение различать гласные и согласные буквы. Игра «Угадай слово». | 22.09 | |
11 | 11 | Твердые и мягкие согласные. Звучание и значение слова. | Участвовать в процессе говорения и слушания речи. | 25.09 | |
12 | 12 | Слова и слоги. Ударение в слове. | Развитие мышления, фонематического слуха, умения составлять слова из данных букв, звукобуквенный анализ. Игра «Рассыпанные буквы». | 27.09 | |
13 | 13 | Слово и предложение. | Отгадывание ребусов. | 29.09 | |
14 | 14 | Повторение – мать учения. | Обобщить и систематизировать полученные знания. | 02.10 | |
Букварный период «Страна АБВГДейка» (53 ч) |
15 | 1 | Звук [а]. Буквы Аа. | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха. «Конструирование из палочек» - буквы. | 04.10 | |
16 | 2 | Звук [о]. Буквы Оо. | 06.10 | |
17 | 3 | Звук [у]. Буквы Уу. | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха. «Конструирование из палочек» - буквы. Отгадывание ребусов. | 09.10 | |
18 | 4 | Закрепление изученного о гласных звуках. | 11.10 | |
19 | 5 | Звук [и]. Буквы Ии. | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха. «Конструирование из палочек» - буквы. Заучивание стиха. | 13.10 | |
20 | 6 | Звук[ы].Буквы ы. | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха. «Конструирование из палочек» - буквы. Разучивание потешек. | 16.10 | |
21 | 7 | Звук [э]. Буквы Ээ. | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха. «Конструирование из палочек» - буквы. Отгадывание ребусов. | 18.10 | |
22 | 8 | Закрепление изученного о гласных звуках.. | 20.10 | |
23 | 9 | Узелки на память. Закрепление изученного. | Обобщить и систематизировать полученные знания. | 23.10 | |
24 | 10 | Звуки [м], [м’] Буквы Мм. | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха, умения подбирать слова по заданной схеме. Игра «Угадай слово». | 25.10 | |
25 | 11 | Звуки [с], [с’]. Буквы Сс. | 27.10 | |
26 | 12 | Звуки [н],[н’]. Буквы Нн. | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха, умения подбирать слова по заданной схеме, проводить звукобуквенный анализ. Игра «Сколько точек - столько букв». | 08.11 | |
27 | 13 | Звуки [л], [л’]. Буквы Лл. | 10.11 | |
28 | 14 | Чтение предложений и текстов. Игры со словами. | 13.11 | |
29 | 15 | Звуки [т], [т’]. Буквы Тт . | Участвовать в процессе говорения и слушания речи. | 15.11 | |
30 | 16 | Звуки [к],[к’]. Буквы Кк. | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха, умения подбирать слова по заданной схеме, проводить звукобуквенный анализ. Игра «Сколько точек - столько букв». | 17.11 | |
31 | 17 | Упражнения в чтении. Игры со словами. | 20.11 | |
32 | 18 | Узелки на память. Закрепление изученного. | 22.11 | |
33 | 19 | Звуки [р],[р’]. Буквы Рр. | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха. «Конструирование из палочек» - буквы. Отгадывание ребусов. | 24.11 | |
34 | 20 | Звуки [в], [в’]. Буквы Вв. | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха. «Конструирование из палочек» - буквы. Отгадывание загадок. | 27.11 | |
35 | 21 | Звуки [п], [п’]. Буквы Пп. | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха, умения подбирать слова по заданной схеме, проводить звукобуквенный анализ. Игра «Угадай слово». | 29.11 | |
36 | 22 | Звуки [г], [г’]. Буквы Гг. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимание учащихся. Игра «Сложи имена». | 01.12 | |
37 | 23 | Парные по глухости-звонкости звуки [г]-[к], [г’]-[к’]. Упражнения в чтении. Игры со словами. | 04.12 | |
38 | 24 | Буква Е в начале слова и после гласных. | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха, умения подбирать слова по заданной схеме, проводить звукобуквенный анализ. Игра «Угадай слово». | 06.12 | |
39 | 25 | Буква Ё в начале слова и после гласных. | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха. «Конструирование из палочек» - буквы. Отгадывание ребусов. Расширение словаря учащихся, развитие памяти, речи. Игра «Не поддавайся» | 08.12 | |
40 | 26 | Обозначение мягкости согласных буквами Е. Ё. Чтение слов с буквами Е, Ё. | 11.12 | |
41 | 27 | Чтение слов с изученными буквами. Узелки на память. Игры со словами. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимание учащихся. Игра «Сложи имена». | 13.12 | |
42 | 28 | Звуки [б], [б’]. Буквы Бб. Парные по глухости-звонкости согласные звуки [б] - [п], [б’] - [п’]. | Развитие фонематического слуха, восприятие умения определять наличие или отсутствие изучаемого звука в слове, различать гласные и согласные. Игра «Чей домик?». | 15.12 | |
43 | 29 | Звуки [з], [з’]. Буквы Зз. | Расширение словаря учащихся, развитие памяти, речи. Игра «Не поддавайся» | 18.12 | |
44 | 30 | Парные по глухости-звонкости согласные звуки [з] - [с], [з’] - [с’]. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимание учащихся. Игра «Большая буква». | 20.12 | |
45 | 31 | Повторение – мать учения. | Участвовать в процессе говорения и слушания речи. | 22.12 | |
46 | 32 | Звуки [д], [д’]. Буквы Дд. Парные по глухости-звонкости согласные звуки [д] - [т], [д’] -[т’]. | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха, умения подбирать слова по заданной схеме, проводить звукобуквенный анализ. | 25.12 | |
47 | 33 | Звук [ж]. Буквы Жж. Правописание слов с буквосочетанием жи. | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха. «Конструирование из палочек» - буквы. Отгадывание ребусов. Расширение словаря учащихся, развитие памяти, речи. Игра «Не поддавайся» | 27.12 | |
48 | 34 | Мои первые книжки. Загадки слов. Веселые картинки. Узелки на память. Игры со словами. | 29.12 | |
49 | 35 | Буква Я в начале слова и после гласных. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Я. | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха. «Конструирование из палочек» - буквы. Отгадывание загадок. Игра «Сколько точек - столько букв». | 10.01 | |
50 | 36 | Составление рассказа по картинкам. Игра в слова. | Расширение словаря учащихся, развитие памяти, речи. Игра «Не поддавайся». | 12.01 | |
51 | 37 | Звуки [х], [х’]. Буквы Хх. | Развитие мышления, фонематического слуха, звукобуквенный анализ слов.Игра «Рассыпанные буквы». | 15.01 | |
52 | 38 | Мягкий знак- показатель мягкости согласных. | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха. «Конструирование из палочек» - буквы. Отгадывание ребусов. | 17.01 | |
53 | 39 | Звук [й’]. Буквы Йй. | Развитие мышления, фонематического слуха, звукобуквенный анализ слов. Игра «Рассыпанные буквы». | 19.01 | |
54 | 40 | Буква Ю в начале слова и после гласных. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Игра «Красное - синее» Разучивание чистоговорок. | 22.01 | |
55 | 41 | Обозначение мягкости согласных буквой Ю. Приговорки, игры, загадки, песенки. Узелки на память. Упражнения в чтении. | 24.01 | |
56 | 42 | Звук [ш]. Буквы Шш. Правописание слов с буквосочетаниями жи – ши. | Развитие мышления, фонематического слуха, звукобуквенный анализ слов. Игра «Рассыпанные буквы». | 26.01 | |
57 | 43 | Звук [ч’]. Буквы Чч.. Правописание слов с буквосочетаниями ча, чу. | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха. «Конструирование из палочек» - буквы. Отгадывание ребусов. | 29.01 | |
58 | 44 | Звук [щ’]. Буквы Щщ. Правописание слов с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу. | Развитие внимания, памяти, фонематического слуха. «Конструирование из палочек» - буквы. Отгадывание загадок. | 31.01 | |
59 | 45 | Чтение текстов о хлебе. Наблюдения над словами. | 02.02 | |
60 | 46 | Звук [ц]. Буквы Цц. | Разучивание чистоговорок. | 05.02 | |
61 | 47 | Звук [ф] [ф’]. Буквы Фф. Парные по глухости-звонкости согласные звуки [в] - [ф], [в’] - [ф’]. | Развитие мышления, фонематического слуха, звукобуквенный анализ слов. Игра «Рассыпанные буквы». | 07.02 | |
62 | 48 | Разделительные твердый и мягкий знаки. Узелки на память. Упражнения в чтении. Наблюдения над словами. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, умения дифференцировать звонкие и глухие согласные. Игра «Наоборот». | 09.02 | |
63 | 49 | Повторение – мать учения. | Выполнение практических заданий в тетрадях – рисование. | 19.02 | 19.02 |
64 | 50 | Старинные азбуки и буквари. По страницам старинных азбук. | Разгадывание ребусов. Разучивание стихотворения. | 21.02 | 19.02 |
65 | 51 | Читаем сами. Народная пословица. Упражнения в чтении. | Участвовать в процессе говорения и слушания речи. Работа с пословицами и поговорками. | 23.02 | 21.02 |
66 | 52 | Обращение Л. Толстого к учащимся Яснополянской школы. | Участие в диалоге, ответы на вопросы учителя. | 26.02 | 26.02 |
67 | 53 | Проверка читательских умений. | | 28.02 | 28.02 |
Послебукварный этап «Про все на свете» (5 ч) |
68 | 1 | Про все на свете. С чего начинается общение? | Высказывание суждений о прочитанном. | 01.03 | 01.03 |
69 | 2 | Умеет ли разговаривать природа? Что, где, когда и почему? Удивительное рядом. | Выполнение практических заданий в тетрадях – рисование. Чтение вслух и про себя. | 04.03 | 04.03 |
70 | 3 | Книга природы. Сравни и подумай. | Расширение словаря учащихся, развитие памяти, речи. Игра «Не поддавайся». | 06.03 | 06.03 |
71 | 4 | Большие и маленькие секреты. Волшебство слова. Считалки, сказки, загадки. | Участвовать в процессе говорения и слушания речи. | 08.03 | 11.03 |
72 | 5 | Семейное чтение. | Высказывание суждений о прочитанном. | 11.03 | 11.03 |
Литературное чтение Вводный (1 ч) |
73 | 1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. | Участие в диалоге, ответы на вопросы учителя. | 13.03 | 13.03 |
Книги – мои друзья (2 ч) |
74 | 1 | Введение в содержание раздела. С. Маршак «Новому читателю». С. Михалков «Как жили мы без книг?». А.С. Пушкин. | Развитие внимания, памяти. Выразительное чтение с передачей настроения. | 15.03 | 15.03 |
75 | 2 | Наш театр. Маленькие и большие секреты страны Литературии. | Участие в диалоге, ответы на вопросы учителя. | 18.03 | 18.03 |
Радуга – дуга (3ч) |
76 | 1 | Введение в содержание раздела. Песенки разных народов. | Участие в диалоге, ответы на вопросы учителя. | 20.03 | 20.03 |
77 | 2 | Загадки. Пословицы и поговорки разных народов. Мы идем в библиотеку. Произведения устного народного творчества. | Развитие внимания, памяти. Отгадывание загадок. Ответы на вопросы. Формирование интереса к окружающему, привлечение внимания к речи. | 22.03 | 22.03 |
78 | 3 | Наш театр. Английская народная песенка «Перчатки». Маленькие и большие секреты страны Литературии. | Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение вслух и про себя. | 01.04 | 01.04 |
Здравствуй, сказка! (4 ч) |
79 | 1 | Г. Юдин «Почему «А» первая». Т. Коти «Катя и буквы». Сравнение авторской и народной сказки. | Высказывание суждений о прочитанном. | 03.04 | 03.04 |
80 | 2 | Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Л. Пантелеев «Две лягушки». | Развитие внимания, памяти. Выразительное чтение с передачей настроения. | 05.04 | 05.04 |
81 | 3 | И. Гамазкова «Живая азбука». Татарские народные сказки «Три дочери», «Два лентяя». | Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение вслух и про себя. | 08.04 | 08.04 |
82 | 4 | Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха». Наш театр. С. Михалков «Сами виноваты». | Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию. | 10.04 | 10.04 |
Люблю все живое (5 ч) |
83 | 1 | Введение в содержание раздела. В. Лунин «Никого не обижай». Е. Благинина «Котенок». Л. Толстой «Пожарные собаки». | Формирование интереса к окружающему, привлечение внимания к речи. Коррекция базовых эмоций личности | 12.04 | 12.04 |
84 | 2 | Приемы звукозаписи как средство создания образа. И. Токмакова «Лягушки», «Разговор синицы и дятла». В. Бианки «Разговор птиц в конце лета». | Высказывание суждений о прочитанном. | 15.04 | 15.04 |
85 | 3 | Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова «Всех угостила». С. Михалков «Зяблик». Н. Сладков «Без слов». | Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию. | 17.04 | 17.04 |
86 | 4 | Книги о природе и животных. Л. Толстой «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных». С. Маршак «В зоопарке». | Участвовать в процессе говорения и слушания речи. Пересказ. | 19.04 | 19.04 |
87 | 5 | Б. Житков «Вечер». Наш театр. С. Маршак «Волк и лиса». | Высказывание суждений о прочитанном. Развитие внимания, памяти. | 22.04 | 22.04 |
Хорошие соседи, счастливые друзья (6 ч) |
88 | 1 | Введение в содержание раздела. С. Михалков «Песенка друзей». М. Танич «Когда мои друзья со мной». А. Барто «Сонечка». | Формирование интереса к окружающему, привлечение внимания к речи. Коррекция базовых эмоций личности. | 24.04 | 24.04 |
89 | 2 | Характеристика героя произведения. Е. Пермяк «Самое страшное». В. Осеева «Хорошее». | Участвовать в процессе говорения и слушания речи. Пересказ. | 26.04 | 26.04 |
90 | 3 | Итоговая комплексная работа. | Грамотное чтение заданий. | 29.04 | 03.05 |
91 | 4 | Книги о детях. Э. Шим «Брат и младшая сестра». Е. Благинина «Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез?..». В. Лунин «Мне туфельки мама вчера подарила…». | Развитие внимания, памяти. Выразительное чтение с передачей настроения. Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию. | 03.05 | 06.05 |
92 | 5 | Наш театр. М. Пляцковский «Солнышко на память». Ю. Мориц «Это - да! Это – нет!». | Участвовать в процессе говорения и слушания речи. Пересказ. | 06.05 | 08.05 |
93 | 6 | Л. Толстой «Не лениться», «Косточка». Маленькие и большие секреты страны Литературии. | Участие в диалоге, ответы на вопросы учителя. | 08.05 | 13.05 |
Край родной, навек любимый (5 ч) |
94 | 1 | Введение в содержание раздела. П. Воронько «Лучше нет родного края». | Формирование интереса к окружающему, привлечение внимания к речи. Коррекция базовых эмоций личности. | 13.05 | 15.05 |
95 | 2 | Выразительное чтение. Сравнение произведений литературы и живописи. Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский «Четыре сестры». Сочинение сказки. | Выступление с подготовленным сообщением. | 15.05 | 15.05 |
96 | 3 | В. Берестов «Любили тебя без особых причин…». Г. Виеру «Сколько звезд на ясном небе!». Н. Бромлей «Какое самое первое слово?». | Высказывание суждений о прочитанном. Развитие внимания, памяти. | 17.05 | 17.05 |
97 | 4 | А. Митяев «За что люблю маму». В. Берестов «Стихи для папы». Е.Пермяк «Первая рыбка». Рассказ о своей семье. | Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение вслух и про себя. | 20.05 | 20.05 |
98 | 5 | И. Косяков «Все она». Л. Толстой «Мальчик и отец». К. Ушинский «Лекарство». Маленькие и большие секреты страны Литературии. | Участие в диалоге, ответы на вопросы учителя. | 22.05 | 22.05 |
Сто фантазий (1 ч) |
99 | 1 | Введение в содержание раздела. Р. Сеф «Совершенно непонятно». В. Маяковский «Тучкины штучки». Ю. Мориц «Сто фантазий». В. Викторов «Поэт нашел в себе слова…». Проверка техники чтения. | Формирование интереса к окружающему, привлечение внимания к речи. Коррекция базовых эмоций личности. | 24.05 | 24.05 |
| | Итого | 99 ч | | |
Календарно – тематическое планирование по обучению грамоте. (письмо)
1 класс
№ урока п/п | № урока | Тема урока | Коррекционная направленность урока | Дата (по плану) | Дата (по факту) |
Подготовительный этап. «Рисуй, думай, рассказывай» (9 ч) |
1 | 1 | «Твои новые друзья». «Дорога в школу». «Первое задание». «На уроке». «Что в центре круга». | Развитие памяти, речи и моторики мелких мышц руки на основе упражнения: «Зарядка для пальцев рук» - «Овощи». «Обводка - раскраска» - «Квадраты». | 04.09 | |
2 | 2 | «Целое и часть». «Целое из частей». «На компьютере». «Головоломка». «Овал». Элементы печатных букв а, б. | Развитие памяти, речи, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, моторики мелких мышц руки на основе упражнений: «Зарядка для пальцев рук» - «Фрукты», «Обводка - штриховка», «Круг». | 06.09 | |
3 | 3 | «В квартире». «Веселые превращения». Элементы печатных букв в, г. «В магазине одежды». Элементы печатных букв д, е. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимание учащихся. Развитие памяти, речи, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, моторики мелких мышц руки на основе упражнений: «Конструирование из палочек», «Флажок», «Жук». «Зарядка для пальцев рук» - «Ягоды». «Обводка - штриховка». | 11.09 | |
4 | 4 | «В походе». «На отдыхе». Элементы печатных букв ж, з. «На коньках». «Контуры и силуэты». Элементы печатных букв и, к | Развитие памяти, речи, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, моторики мелких мышц руки на основе упражнений: «Конструирование из палочек», «Грибок», «Ёлочка». «Зарядка для пальцев рук», «Ягоды». «Обводка - штриховка», «Многоугольник». | 13.09 | |
5 | 5 | «На волнах». «Морские путешествия». Элементы печатных букв л, м. «На лугу». «Мы рисуем». Элементы печатных букв н, о. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимание учащихся. | 18.09 | |
6 | 6 | «Под грибом». «Сравни и подумай». Элементы печатных букв п, р. | Развитие памяти, речи, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, моторики мелких мышц руки на основе упражнений: «Сложи букву»; «Зарядка для пальцев рук» - «Ягоды». «Обводка -штриховка» - «Бабочка». | 20.09 | |
7 | 7 | «Мы - спортсмены». «Выбирай». Элементы печатных букв с, т. Кто построил домики?». «Сравни и подумай». Элементы печатных букв у, ф. | Развитие памяти, речи, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, моторики мелких мышц руки на основе упражнений: «Зарядка для пальцев рук» - «Осень. Деревья». «Обводка - штриховка» - «Кораблик». | 25.09 | |
8 | 8 | «Рассмотри и расскажи». «В гости к бабушке». Элементы печатных букв х, ц. «Распиши посуду». «Наличники». Элементы печатных букв ч, ш. | Развитие памяти, речи, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, моторики мелких мышц руки на основе упражнений: «Сложи букву»; «Зарядка для пальцев рук» - «Осень. Деревья». Обводка - штриховка» - «Гусь. | 27.09 | |
9 | 9 | «Расшитые полотенца». «Лоскутное одеяло». Элементы печатных букв щ, ь, ы, ъ. «Проверь себя». | Развитие памяти, внимания, моторики закрепление начертаний букв. Игра «Допиши букву». | 02.10 | |
Букварный период (33 ч) «Мой алфавит» |
10 | 1 | Буквы А, а. | Развитие памяти, речи, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, моторики мелких мышц руки на основе упражнений: «Сложи букву»; «Зарядка для пальцев рук» | 04.10 | |
11 | 2 | Буквы О, о. | Развитие памяти, внимания, моторики закрепление начертаний букв. Игра «Допиши букву». | 09.10 | |
12 | 3 | Строчная у и заглавная буква У. | Развитие речи и координация движения кисти руки и пальцев «Зарядка для пальцев рук» - «Профессии». | 11.10 | |
13 | 4 | Буквы И, и. Буква ы. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимание учащихся. Игра «Большая буква». | 16.10 | |
14 | 5 | Буквы Э,э. Закрепление изученного. | Развитие внимания, моторики, закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками. Игра «Угадай, кто я». | 18.10 | |
15 | 6 | Буквенная мозаика. Пиши, да не спеши. Закрепление изученного. | 23.10 | |
16 | 7 | Буквы М, м. Буквы С, с. | Развитие и координация движения кисти руки и пальцев на основе упражнений: «Сложи букву»; «Зарядка для пальцев рук» «Профессии». | 25.10 | |
17 | 8 | Буквы Н, н. | Развитие и координация движения кисти руки и пальцев на основе упражнений: «Сложи букву»; «Зарядка для пальцев рук» - «Зимняя одежда». | 08.11 | |
18 | 9 | Буквы Л, л. Закрепление изученного. | Развитие памяти, речи, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, моторики мелких мышц руки на основе упражнений: «Сложи букву»; «Зарядка для пальцев рук» - «Транспорт». | 13.11 | |
19 | 10 | Буквы Т, т. | Развитие и координация движения кисти руки и пальцев на основе упражнений: «Сложи букву»; «Зарядка для пальцев рук» - Кто как зимует». | 15.11 | |
20 | 11 | Буквы К, к. Закрепление изученного. | 20.11 | |
21 | 12 | Буквы Р, р. Буквенная мозаика. Пиши, да не спеши. | Развитие речи и координация движения кисти руки и пальцев на основе упражнений: «Сложи букву»; «Зарядка для пальцев рук» - «Дикие животные». | 22.11 | |
22 | 13 | Буквы В, в. | 27.11 | |
23 | 14 | Буквы П, п. Закрепление изученного. | Развитие речи и координация движения кисти руки и пальцев на основе упражнений: «Сложи букву»; «Зарядка для пальцев рук» - «Зимующие птицы». | 29.11 | |
24 | 15 | Буквы Г, г. | Развитие внимания, памяти и зрительного восприятия. Развитие и координация движения кисти руки и пальцев на основе упражнений: «Сложи букву»; «Зарядка для пальцев рук» - «Зимняя одежда». | 04.12 | |
25 | 16 | Буквы Е, е. Повторение. Проверка знаний. | 06.12 | |
26 | 17 | Буквы Ё,ё. Письмо слов с буквами е, ё. Закрепление изученного. | Развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Игра «Найди место». | 11.12 | |
27 | 18 | Буквы Б, б. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками [б] - [п], [б’] - [п’]. | Развитие и координация движения кисти руки и пальцев на основе упражнений: «Сложи букву»; «Зарядка для пальцев рук» - «Зимние забавы». | 13.12 | |
28 | 19 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками [з] - [с], [з’] - [с’]. | 18.12 | |
29 | 20 | Буквы Д, д. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками [д] - [т], [д’] -[т’]. | Развитие речи и координация движения кисти руки и пальцев на основе упражнений: «Сложи букву»; «Зарядка для пальцев рук» - «Зимующие птицы». | 20.12 | |
30 | 21 | Строчная буква ж. Правописание слов с буквосочетанием жи. | 25.12 | |
31 | 22 | Заглавная буква Ж. Закрепление изученного. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимание учащихся. Игра «Большая буква». | 27.12 | |
32 | 23 | Буквы Я, я. Закрепление изученного. | Развитие внимания, моторики, закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками. Игра «Угадай, кто я». | 10.01 | |
33 | 24 | Строчная буква х. Заглавная буква Х. | | 15.01 | |
34 | 25 | Буква ь. Правописание слов с мягким знаком – показателем мягкости. Буквы Й, й. | | 17.01 | |
35 | 26 | Буквы Ю, ю. Обозначение мягкости согласных буквой ю. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимание учащихся. | 22.01 | |
36 | 27 | Буквы Ш, ш. Правописание слов с буквосочетаниями жи – ши. | Формирование интереса к окружающему, привлечение внимания к речи. Коррекция базовых эмоций личности. | 24.01 | |
37 | 28 | Буквы Ч, ч. Правописание слов с буквосочетаниями ча, чу. | 29.01 | |
38 | 29 | Буквы Щ, щ. Правописание слов с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу. Упражнения в правописании слов с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу. | Развитие и координация движения кисти руки и пальцев на основе упражнений: «Сложи букву»; «Зарядка для пальцев рук» - «Домашние птицы». | 31.01 | |
39 | 30 | Буквы Ц, ц. Закрепление изученного. | 05.02 | |
40 | 31 | Буквы Ф, ф. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками [в] - [ф], [в’] - [ф’]. | | 07.02 | |
41 | 32 | Буква ъ. Правописание слов с разделительными ъ и ь. | Развитие речи и координация движения кисти руки и пальцев на основе упражнений: «Сложи букву»; «Зарядка для пальцев рук» - Игра «Твёрдый-мягкий». | 19.02 | |
42 | 33 | Буквенная мозаика. Закрепление изученного. Проверка знаний. | 21.02 | |
Послебукварный этап. |
«Пиши красиво» (5 ч) |
43 | 1 | Отработка написания элементов букв. Отработка написания элементов букв. Правописание имен собственных, слов с буквосочетанием ЧК. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимание учащихся. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимание учащихся. Игра «Сложи имена». | 26.02 | |
44 | 2 | Контрольное списывание. | | 28.02 | |
45 | 3 | Упражнения в написании букв. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, ю, я, и. | Проговаривание предложений «про себя». | 04.03 | |
46 | 4 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Правописание слов с разделительным мягким знаком, с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. | Развитие внимания, памяти и зрительного восприятия. Игра «Угадай, кто я»». | 06.03 | |
47 | 5 | Правописание слов с разделительным твердым знаком. Проверочная работа. | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимание учащихся. | 11.03 | |
Русский язык. В мире общения (2ч) |
48 | 1 | Знакомство с учебником. В мире общения. | Участие в диалоге. | 13.03 | |
49 | 2 | Главное средство общения – родной язык. Словесное творчество. | Ответы на вопросы учителя. Составление предложений из слов. Формирование умения осуществлять словесный отчет о проделанной работе. | 18.03 | |
Слово и его значение (6 ч) |
50 | 1 | Роль слова в общении. Слово и его значение. | Участие в диалоге. | 20.03 | |
51 | 2 | Имя собственное. | Формулирование правила написания имен собственных. | 01.04 | |
52 | 3 | Слова с несколькими значениями. | Ответы на вопросы учителя. | 03.04 | |
53 | 4 | Слова, близкие по значению (синонимы) | Пополнение словарного запаса: «омонимы». | 08.04 | |
54 | 5 | Слова, противоположные по значению (антонимы). Группы слов. | Пополнение словарного запаса: «антонимы». Подбор антонима к слову. | 10.04 | |
55 | 6 | Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | 15.04 | |
Звуки и буквы (4 ч) |
56 | 1 | Звуки и буквы. Алфавит | Пополнение словарного запаса: «звуки», «буквы». Правильное произношение букв алфавита. | 17.04 | |
57 | 2 | Гласные звуки. Обозначение их буквами. Ударение | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимание учащихся. Произнесение слов с ударением. Нахождение ударного слога. | 22.04 | |
58 | 3 | Согласные звуки. Обозначение их буквами | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | 24.04 | |
59 | 4 | Слоги. Деление слов для переноса. | Формулирование правила деления слов на слоги. | 29.04 | 06.05 |
Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу (1ч) |
60 | 1 | Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу | Формулирование орфограмм. Составление предложений со словами с орфограммами жи – ши, ча – ща, чу – щу. | 01.05 | 08.05 |
Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак (1 ч) |
61 | 1 | Разделительный мягкий знак. | Формулирование правила написания разделительного ь в словах. Подбор слов с разделительным ь знаком. | 06.05 | 08.05 |
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (3 ч) |
62 | 1 | Звонкие и глухие согласные звуки. | Участвовать в процессе говорения и слушания речи. | 08.05 | 13.05 |
63 | 2 | Словарный диктант. Звонкие и глухие согласные звуки. | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | 13.05 | 13.05 |
64 | 3 | Контрольное списывание. | Проговаривание предложений «про себя». | 15.05 | 15.05 |
Предложение (2 ч) |
65 | 1 | От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Составление предложений из слов. Формирование умения осуществлять словесный отчет о проделанной работе. | 20.05 | 20.05 |
66 | 2 | Повторение пройденного материала. | Обобщить и систематизировать полученные знания. | 22.05 | 22.05 |
| | Итого : 66 ч | | | |