МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАВЕТ-ЛЕНИНСКАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 1 от _________ Руководитель ШМО ________О.Н.Нижеголенко | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР _________О.С.Тарасевич | УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ «Завет-Ленинская школа- детский сад» _________Н.А.Забавка Приказ № ___ от _________ |
Адаптированная рабочая программа
по математике для учащегося с ограниченными возможностями здоровья
(ТНР «вариант 5.1.»)
3-А класс
Уровень образования - начальное общее образование
Количество часов –4 часа в неделю (132 ч в год)
Учитель начальных классов – Мустафаева Фериде Садридиновна
Срок реализации – 1 год
с. Завет-Ленинский, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная рабочая программа разработана для учащегося 3-А класса с ограниченными возможностями здоровья Авакяна Тиграна. Коллегиальным заключением ТПМПК №7 от 12.02.2020 г. ему было рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе, вариант 5.1 ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Федеральные документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. N1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Региональные документы:
Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 21.07.2021г. №1212 «Об утверждении Порядка организации инклюзивного образования в Республике Крым»
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2021г. № 1018 «Об утверждении инструкции по ведению деловой документации в общеобразовательных организациях Республики Крым».
Локальные документы:
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи от 01.09.2020г, Пр.№ 191.
Положение об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ
МБОУ «Завет-Ленинская школа-детский сад» от 30.08.2019г. №264.
Положение о порядке организации инклюзивного обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Завет-Ленинская школа-детский сад» от 28.08.2019г. № 10.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, факультативам, в том числе внеурочной деятельности в МБОУ «Завет-Ленинская школа-детский сад» от 02.09.2016г, Пр.№ 312-а.
Рабочая программа воспитания МБОУ «Завет-Ленинская школа-детский сад» «Крым в сердце моём» на 2021-2022 учебный год от 24.06.2021 г., Пр. №187
УМК:
М И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика. 3 класс. Учебник с приложением на электронном носителе в 2-х ч. М.: Просвещение, 2021.
Адаптированная рабочая программа для обучающегося 3 класса составлена на 132 учебных часа (из расчета 4 часа в неделю – 34 недели) в соответствии с учебным планом школы.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Цель программы:
- формирование у обучающегося с ТНР общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
- овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
• формирование коммуникативных навыков;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР;
• формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
• развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
• развитие пространственного воображения;
• развитие математической речи;
• формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
• формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
• формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
• развитие познавательных способностей;
• воспитание стремления к расширению математических знаний;
• формирование критичности мышления;
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» в 3 классе является формирование следующих умений:
самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 3 м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные
умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем учиться планировать учебную деятельность на уроке;
умение высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные
ориентировка в своей системе знаний: понимание, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
умение добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
умение перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
умение слушать и понимать речь других;
умение вступать в беседу на уроке и в жизни;
умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты освоения третьего года изучения учебного предмета «Математика»:
чтение, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;
представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых;
нахождение числа, больше/меньше данного числа на заданное число, в заданное число раз;
выполнение арифметических действий: сложение и вычитание в пределах 100 - устно, в пределах 1000 - письменно;
умножение и деление в пределах 100 - устно и письменно на однозначное число;
деление с остатком в пределах 100;
умение устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления;
использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойства сложения и умножения;
нахождение неизвестного компонента арифметического действия;
умение выполнять проверку результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора;
использование при решении задач и в практических ситуациях единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (час, минута, секунда), стоимости (копейка, рубль);
умение преобразовывать одни единицы данной величины в другие (в пределах 1000);
знание и объяснение единиц площади: квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр;
определение с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длины, массы, время; выполнение прикидки и оценки результата измерений; определение продолжительности события;
сравнение предметов и объектов на основе измерения величин;
сравнение величин длины, площади, массы, времени, стоимости, установление между ними соотношение «больше/меньше на/в»;
выполнение сложения и вычитания однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;
умение называть, находить доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
умение сравнивать величины, выраженные долями;
умение решать текстовые задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), на сравнение (разностное, кратное);
знание и использование при решении задач и в практических ситуациях соотношения между: ценой, количеством, стоимостью; началом, окончанием и продолжительностью события;
решение задач, моделирование и представление задач графически, планирование хода решения, умение записывать решение по действиям и с помощью числового выражения, анализ решения (искать другой способ решения), умение записывать и оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);
умение конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части;
сравнение фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);
нахождение периметра прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата);
умение распознавать и конструировать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), умение строить логические рассуждения (одно-трех шаговые), в том числе с использованием изученных связок;
классификация объектов по одному-двум признакам;
извлечение и использование информации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка);
умение структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу; достраивать столбчатые диаграммы, дополнять чертежи данными;
составление плана выполнения учебного задания и следование ему.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ( 136 ч)
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 ч)
Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток.
Выражения с переменной.
Решение уравнений.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Решение задач.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (56ч)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение уравнений вида 58 – х = 27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Решение подбором уравнений вида х · 3=21, х : 4 = 9, 27 : х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Обозначение геометрических фигур буквами.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (28 ч)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, a · b, с : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения вида х · 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (12 ч)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (11ч)
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000.
Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000.
Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, равносторонний.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (15 ч)
Приемы устного умножения и деления.
Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Прием письменного умножения и деления на однозначное число.
Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (6ч)
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3-Й КЛАСС
№ | Раздел | Кол-во часов | Обязательные виды контроля | Математический диктант | Проект |
Итоговая контрольная работа. (Комбинированная ) | Проверочная работа |
Тесты | Контрольная работа (Вычислитель-ные навыки) | Контрольная работа (комбиниро- ванная) |
1 | Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание (продолжение) | 8 | | | | 1 | | |
2 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление. | 56 | 2 | 1 | | | 1 | 1 |
3 | Числа от1 до 100. Внетабличное умножение и деление. | 28 | | | 1 | | 1 | 1 |
5 | Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 12 | 1 | | | | | |
6 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. | 11 | | | | 1 | | |
7 | Умножение и деление. | 15 | 1 | | | | | |
8 | Итоговое повторение | 6 | | | | | | |
| Итого | 136 | 4 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |