Пояснительная записка
Адаптированная программа внеурочной деятельности для детей с умеренной умственной отсталостью «Волшебный мир палочек» составлена в соответствии с:
Нормативная база
-Конституция РФ;
-Конвенция ООН о правах ребенка;
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно- эпидемиологические правила СанПиН 2. 4. 4. 1251-03);
-Письмо Минобрнауки России «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. № 06-1844;
-Устав МКОУ «ООШ для обучающихся с ОВЗ»
-Локальные акты МКОУ «ООШ для обучающихся с ОВЗ» (положения, правила, должностные инструкции и др.).
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы обучающимися с проблемами в развитии. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов для детей с ОВЗ.
Особое место во внеурочной работе занимает внеурочная деятельность. Школа после уроков для детей с множественными нарушениями - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? как? где?» порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования. Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно- действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Направленность:
Программа имеет познавательную направленность, способствует формированию у детей математического мышления.
Актуальность
Наблюдение за образовательным процессом позволило сделать вывод о том, что сенсорный опыт и основные логические операции у детей с умеренной умственной отсталостью практически не сформированы, они испытывают огромные трудности в овладении математическим материалом. Для эффективной работы я нуждалась в многофункциональном развивающем дидактическом средстве, которое позволит «через руки», в доступной форме подвести к пониманию различных абстрактных математических понятий, которое способно реализоваться в широком спектре видов деятельности, позволяющем вовлечь в общую работу детей с различными интересами, с разными ведущими каналами восприятия, помочь каждому ребенку проявить себя. В школьной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных мной математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у школьников с умеренной умственной отсталостью, а также их возрастным возможностям и уровню развития
К тому же сегодня на смену учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностноориентированная модель, эффективность которой основана на чутком отношении к ребенку и его развитию и на определении степени его самостоятельности. Поэтому палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма обретают все большее значение.
Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет воспитанникам удовольствие получать результат тех или иных математических действий, возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.
Новизна
Методика развития элементарных математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной форме. Поэтому, целесообразно использовать на занятиях дидактические игры с использованием палочек Кюизенера.
Цель программы
Формирование у детей с умеренной умственной отсталостью элементарные математические представления с помощью Палочек Кюизенера.
Основные задачи программы
- Закреплять представления о величине (длинный-короткий, широкий-низкий, большой-маленький).
-Развитие способности группировать предметы по цвету и величине
-Освоение способов измерения с помощью условной мерки.
-Развитие количественных представлений (образование чисел в пределах 10 на основе измерения и цвета), способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство нескольких групп предметов.
-Развивать умение различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.
- Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), пространственные представления (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку), познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение).
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.
Целевая аудитория:
Программа составлена для обучающихся с умеренной умственной отсталостью с учётом их психофизических особенностей. Возраст 10-11лет.
Срок реализации программы:
Сентябрь 2018-май 2019.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности.
Содержание программы
С помощью цветных палочек Х.Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Основные особенности этого дидактического материала- абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Х. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Палочки Х. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребёнка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Форма организации занятия
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи, игровые упражнения. В теоретической части используется рассказ учителя, беседа, рассказы детей, показ учителем способа действия; в практической части – непосредственное выполнения заданий самостоятельно, коллективно или группами детей.
Принципы, лежащие в основе программы:
- Доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
- Наглядность (наличие дидактических материалов).
- Демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация
творческих потребностей).
- Научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической
основы).
- «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Ожидаемые результаты
Основным результатом должно стать формирование у воспитанников первоначального интереса к познанию, развитие внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у воспитанников формируются основные умения:
- Считать до 10 (прямой и обратный счет).
- Уметь различать геометрические фигуры и использовать их в играх (плоскостные и объемные фигуры).
- Обнаруживать логические связи и отражать их в речи.
- Уметь классифицировать, объединять предметы по определенным (двум и более) признакам.
- Проявлять интерес в заданиях на развитие логического мышления
Уровень усвоения программы
При определении уровня усвоения программы оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
-действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
-действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
-действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
-действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
-действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
-действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
Формы контроля
Мониторинг результатов усвоения программы проводится не реже одного раза в полугодие.
№ п/п | ФИ | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Горецкий Иван |  |  |
2 | Матвеева Вероника |  |  |
3 | Меньшенин Владислав |  |  |
4 | Яковлев Лев |  |  |
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности используется следующая градация и условные обозначения:
-действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
-действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
-действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
-действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
-действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
-действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
Список используемой литературы
Никитин Б.П. «Развивающие игры».-М.: издание «Занятие»,1994 год ;
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «логика и математика для дошкольников».-СПб «Детство- Пресс», 2004 год;
Смоленцова А.А., Суворова О.В. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей».- СПб «Детство-Пресс», 2004 год;
Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце… Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера».-СПб, 2003 год;
Финкельштейн Б.Б. «Страна блоков и палочек»
Финкельштейн Б.Б. «Лепим нелепицы»;
Финкельштейн Б.Б. «Вместе весело играть»;
Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель- Ехевич Н.М.,1990 год;
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г
Тематическое планирование
68 часов в год
№ п/п | Часы | Дата | Тема | Материалы |
1 четверть-16 часов |
1 | 1 | | «Сказка о палочках» | |
2 | 1 | | «Заборчики» | |
3 | 1 | | «Разложи по цвету» | |
4 | 1 | | «Змейка» | |
5 | 1 | | «У кого больше» | |
6 | 1 | | «Разноцветные вагончики» | |
7 | 1 | | «Столбики» | |
8 | 1 | | «Сушим полотенца» | |
9 | 1 | | «Строительство домов». | |
10 | 1 | | «Треугольники» | |
11 | 1 | | «Рамка для картины» | |
12 | 1 | | «Разноцветные флажки» | |
13 | 1 | | «Бусы» | |
14 | 1 | | «Зайка» | |
15 | 1 | | «Кукла Маша» | |
16 | 1 | | «Конструирование геометрических фигур». | |
2 четверть-15 часов |
1 | 1 | | «Новоселье» | |
2 | 1 | | «Дорога к дому» | |
3 | 1 | | «Кастрюльки» | |
4 | 1 | | «Дети нашего двора» | |
5 | 1 | | «Дачный поселок» | |
6 | 1 | | «Слоненок» | |
7 | 1 | | «Море волнуется» | |
8 | 1 | | «Составление ковриков» | |
9 | 1 | | «Завершение замысла мастера» | |
10 | 1 | | « Волшебный мешочек» | |
11 | 1 | | «Продолжи ряд» | |
12 | 1 | | «Что изменилось» | |
13 | 1 | | «Цветик-семицветик» | |
14 | 1 | | «Олень» | |
15 | 1 | | «Елка» | |
3 четверть-21 час |
1,2,3,4 | 4 | | «Птичий двор» | |
5 | 1 | | «Собачья семейка» | |
6 | 1 | | «Числа 1 и 2» | |
7 | 1 | | «Улитка на солнышке» | |
8 | 1 | | «Котёнок» | |
9 | 1 | | «Цветок» | |
10 | 1 | | «Мышка» | |
11 | 1 | | «Число 3» | |
12 | 1 | | «Кит» | |
13 | 1 | | «Домик в деревне» | |
14 | 1 | | «Яблоко» | |
15, 16 | 2 | | «Это мы придумали сами» | |
17 | 1 | | «Число 4» | |
18, 19 | 2 | | «Сказочный город» | |
20 | 1 | | «Аквариум» | |
21 | 1 | | «Число 5» | |
4 четверть-16 часов |
1 | 1 | | «Аквариум» | |
2 | 1 | | «Царевна Лебедь» | |
3 | 1 | | «Сказки острова Буяна» | |
4 | 1 | | «Число 6» | |
5 | 1 | | «Робот» | |
6 | 1 | | «Терем» | |
7 | 1 | | «Число 7» | |
8 | 1 | | «Лучник» | |
9 | 1 | | «Число 8» | |
10 | 1 | | «По щучьему велению» | |
11 | 1 | | «Число 9» | |
12 | 1 | | «Лягушка» | |
13 | 1 | | «Царевна Лебедь» | |
14, 15 | 2 | | «Улица разноцветных палочек» | |
16 | 1 | | «Число 10» | |