СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая коррекционно-развивающая программа. Психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ТНР "Психологическая азбука" 1 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель-развитие личности ребёнка, в частности,его самосознания и рефлексивных способностей в техпределах, которыеопределяютсявозрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребёнка от излишней " боли самопознания".

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая коррекционно-развивающая программа. Психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ТНР "Психологическая азбука" 1 класс.»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Новочеркасская школа-интернат»








УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ РО

«Новочеркасская школа-интернат» ______________Н.П. Новикова

Приказ № 83 от «31» августа 2023г.







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Психолого – педагогического сопровождения ребенка с ТНР

«Психологическая азбука»

1 «А» класса (132 часа)

для 1 и 2 подгруппы

разработана на основе федерального государственного

образовательного стандарта образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2)















Составила: педагог-психолог

Коваль Алла Владимировна









Новочеркасск 2023 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по психокоррекционным занятиям для 1 «А» класса разработана на основе нормативно-правовых документов:

• 1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. (с изменениями и дополнениями).

• 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. N 286 «Об утверждении ФГОС НОО).

• 3. Приказ Министерства образования и науки РФ №254 от 20.05.2021 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».

• 4. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;

• 5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

• 6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

• 7. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа по предмету «Психологическая азбука» 1 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания»

Основные задачи:

  • Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;

  • Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;

  • Учить методам и приемам познания себя;

  • Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;

  • Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;

  • Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;

  • Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;

  • Научит детей осознавать и называть собственные переживания;

  • Помочь осознать свои задатки и способности;

  • Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.


Общая характеристика предмета

Настоящая программа «Психологическая азбука» для 1-го класса создана на основе авторской программы Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013.

На занятиях по "Психологической азбуке" дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По достигаемым задачам и используемым методам занятия по "Психологической азбуке" представляют собой развивающие групповые занятия.

Одна из важных особенностей развивающих занятий по программе "Психологическая азбука" заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей в процессе специально организованного самоузнавания и взаимоузнавания, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход и достижения их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, и, в конечном счете, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка.

Структура занятий включает в себя, как правило, три основных этапа: подготовительный (повторение пройденного, проверка домашнего задания, подготовка к восприятию материала, настрой на занятие) основной (изложение учителем нового материала, работа по теме, выполнение развивающих упражнений), подведение итогов и выводы.

В комплект методических материалов к программе входят:

  • Методические пособия для психолога, включающие теоретическое обоснование содержания программы, примерные конспекты в 1-4 классах;

  • Книга для чтения – «Сказка о самой душевной науке» (автор – Вачков И.В.): в течение первого и второго годов обучения – повесть «Королевство внутреннего мира»; в течение третьего и четвертого годов обучения – «Королевство разорванных связей»;

  • Рабочие тетради для каждого года обучения, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.


Раздел 3. Место предмета в учебном плане

Адаптированная коррекционно-развивающая программа «Психолого-педагогическое сопровождение» составлена в соответствии с адаптированным учебным планом ГБОУ РО «Новочеркасской школы - интерната» и с ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья (5.2) 4 часа в неделю, 132 часа в учебном году (34 недели). Подгрупповые занятия проходят по 30 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предполагает проведение четырёх занятий в неделю. Курс рассчитан на четыре года обучения.

Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования

Личностные универсальные учебные действия (УУД)

Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях:

Виды личностных УУД:

  1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

  2. Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями.

  3. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и лич­ностных ценностей.

У выпускника начальной школы будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально - положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;

• способность к оценке своей учебной деятельности;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному матери­алу и способам решения новой задачи;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.


Коммуникативные УУД

Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных УУД:

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверст­никами — определение цели, функций участников, спосо­бов взаимодействия.

  2. Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в по­иске и сборе информации.

  3. Разрешение конфликтов — выявление, идентификация про­блемы, поиск и оценка альтернативных способов разреше­ния конфликта, принятие решения и его реализация.

  4. Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

  5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими норма­ми родного языка, современных средств коммуникации.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения раз­личных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации раз­личных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения ин­тересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия.


Регулятивные УУД

Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Виды регулятивных УУД:

1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

2. Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

  1. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

  2. Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и от­личий от эталона.

  3. Коррекция — внесение необходимых дополнений и коррек­тив в план и способ действия в случае расхождения эта­лона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товари­щами.

  4. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уров­ня усвоения; оценка результатов работы.

  5. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энер­гии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его за­вершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и ино­странном языках;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результа­тов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.


Познавательные УУД

Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.

Виды познавательных УУД:

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существен­ных, несущественных).

  2. Синтез — составление целого из частей, в том числе само­стоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

  3. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

  4. Подведение под понятие, выведение следствий.

  5. Установление причинно-следственных связей, представле­ние цепочек объектов и явлений.

  1. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

  2. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

  3. Формулирование проблемы.

  4. Самостоятельное создание способов решения проблем твор­ческого и поискового характера.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по задан­ным критериям;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение об­щности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объек­те, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.




Содержание программы

Основным содержанием программы «Психологическая азбука» является формирование у детей умения познавать самих себя, раскрывать свою субъективную реальность.

В программу «Психологическая азбука» для первого класса входят пять основных разделов:


1 раздел. Я теперь школьник (вхождение в новую роль).

Цель раздела – помочь детям быстрее войти в непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить процессы адаптации к новым условиям, освоить новую социальную позицию школьника.

2 раздел. Введение в мир психологии.

Цель – раскрыть перед детьми сначала в сказочной метафорической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений просторы Королевства Внутреннего мира – психического мира каждого человека.


3 раздел. Психика и познание мира.

Цель раздела – знакомство учащихся с тем, как мы познаем окружающий мир, с помощью каких органов чувств мы воспринимаем действительность, что такое познавательные психические процессы.


4 раздел. Темперамент и характер.

Этот раздел способствует изучению учащимися своих индивидуальных психологических особенностей.


5 раздел. Я и мои эмоции.

Основная цель раздела – научить распознавать ребенка собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл.



Название занятия

Ключевые задачи, решаемые на занятии

Планируемые образовательные результаты

Я теперь школьник

Знакомство

познакомиться друг с другом и ввести в игровую атмосферу

— эмоционально-положительное отношение к школе;

— адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

— принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания


Знакомство продолжается

создать условия для самораскрытия и мотивирование на заимопознание

Я теперь школьник

познакомить с правилами школьной жизни и занятий

Что значит быть

школьни­ком?

помочь в осознании социальной позиции школьника

Знакомство с Пси-Магом

создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности

Введение в мир психологии

Королевство Внутреннего мира

поддержать мотивацию на позна­ние самих себя и одноклассников, создать первоначальное представ­ление о специфике психической реальности

— способность к самопознанию и самооценке;

— зачатки личностной рефлексии



Сказка о волшебных зеркалах-1

укрепить интерес к самопознанию, познакомить с основными состав­ляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию

Сказка о волшебных зеркалах-2

Что я знаю о себе?

актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии

Что я знаю о себе и о других?

помочь посмотреть на себя глазами других людей


Я — это кто?

помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности к самоана­лизу и рефлексии


Психика и познание мира

Мои ощущения

показать роль ощущений в позна­нии окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений

— осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

— стремление к самоизменению

Мое восприятие мира

содействовать осознанию уникаль­ности собственного восприятия окружающего мира

Мое внимание

содействовать осознанию актуаль­ного состояния своего внимания, развивать внимательность

Как быть внимательным?

развивать умение замечать свои ошибки, концентрацию, устойчи­вость, распределение и переключе­ние внимания

Развиваем свое внимание

помочь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизировать и развивать произвольное внимание

Я умею быть внимательным


мотивировать на развитие соб­ственного внимания, развивать произвольное внимание и наблю­дательность

Темперамент и характер

Что такое темпера­мент?

содействовать осознанию индиви­дуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента

  • осознание и оценка особен­ностей своего темперамента и характера как причин успеш­ности/неуспешности общения в школе;

  • позитивное самоотношение;

—ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей


Типы темперамента

способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей своего темперамента, развивать умение различать его типы

Разные люди — разные типы темпера­мента

закрепить умение различать типы темперамента, содействовать осо­знанию собственной уникальности и неповторимости через обнаруже­ние у себя особенностей того или иного типа темперамента, разви­вать экспрессивные возможности

Разные люди — разные

характеры



обогатить запас слов, используе­мых для обозначения черт характе­ра, развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения

Какой у меня характер?

мотивировать на осознание черт собственного характера, актуализировать нравственные представления о хороших и плохих чертах характера, способствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представлений о себе

Какой характер у других

Мой характер: оценим недостатки

содействовать осознанию неприв­лекательных черт своего характера за счет получения от одноклассни­ков обратной связи, развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей

Я и мои эмоции

Что такое эмоции?

мотивировать на познание соб­ственного эмоционального мира, способствовать осознанию соб­ственных эмоций

  • осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов межличностного взаимодействия;

  • использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций;

  • зачатки эмпатии как понимания чувств других людей

Какие бывают эмоции?

показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций, мотивировать на понимание собственных и чужих эмоций, развивать способности к их «про­чтению», мимический и жестовый репертуар выражения эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций

Конкурс чувствоведов

Что я знаю о своих эмоциях?

способствовать осознанию богат­ства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способности к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок

Королевство внутреннего мира

стимулировать интерес к самопоз­нанию, содействовать осознанию содержания собственной психи­ческой реальности, развивать рефлексию



Календарно - тематическое планирование.



Содержание

Кол-во часов

Дата

план

факт

РАЗДЕЛ I. Я теперь школьник


1

2

3

4

Диагностика. Знакомство.

1

1

1

1

04.09.

05.09

06.09

07.09


5

6

7

8

Диагностика.

Знакомство продолжается.

1

1

1

1

11.09

12.09

13.09

14.09


9

10

11

12

Диагностика.

Я теперь школьник

1

1

1

1

18.09

19.09

20.09

21.09


13

14

15

16

Диагностика.

Что значит быть школьником?

1

1

1

1

25.09

26.09

27.09

28.09


17

18

19

20

21

Знакомство с Пси-Магом

1

1

1

1

1

02.10

03.10

04.10

05.10

09.10


22

Итоговое занятие

1

10.10


РАЗДЕЛ II. Введение в мир психологии


23

24

25

26

27

Королевство внутреннего мира

1

1

1

1

1

11.10

12.10

16.10

17.10

18.10


28

29

30

31

32

Сказка о волшебных зеркалах

1

1

1

1

1

19.10

23.10

24.10

25.10

26.10


33

34

35

36

37

Что я знаю о себе?

1

1

1

1

1

06.11

07.11

08.11

09.11

13.11


38

39

40

41

42

Что я знаю о себе и о других?

1

1

1

1

1

14.11

15.11

16.11

20.11

21.11


43

44

45

46

47

Я – это кто?

1

1

1

1

1

22.11

23.11

27.11

28.11.29.11


Раздел III. Психика и познания мира


48

49

50

51

52

Мои ощущения

1

1

1

1

1

30.11

04.12

05.12

06.12

07.12


53

54

55

56

57

Мое восприятие мира

1

1

1

1

1

11.12

12.12

13.12

14.12

18.12


58

59

60

61

62

Моё внимание

1

1

1

1

1

19.12

20.12

21.12

25.12

26.12


63

64

65

66

67

Как быть внимательным?

1

1

1

1

1

27.12

09.01

10.01

11.01

15.01


68

69

70

71

72

Развиваем своё внимание

1

1

1

1

1

16.01

17.01

18.01

22.01

23.01


73

74

75

76

77

Я умею быть внимательным!

1

1

1

1

1

24.01

25.01

29.01

30.01

31.01


78

Итоговое занятие

1

01.02


Раздел IV. Темперамент и характер


79

80

81

82

83

Что такое темперамент?

1

1

1

1

1

05.02

06.02

07.02

08.02

19.02


84

85

86

87

88

Типы темперамента

1

1

1

1

1

20.02

21.02

22.02

26.02

27.02


89

90

91

92

93

Разные люди – разные типы темперамента

1

1

1

1

1

28.02

29.02

04.03

05.03

06.03


94

95

96

97

98

Разные люди – разные характеры

1

1

1

1

1

07.03

11.03

12.03

13.03

14.03


99

100

101

102

103

Какой у меня характер?

1

1

1

1

1

18.03

19.03

20.03

21.03

01.04


104

105

106

107

108

Какой характер у других?

1

1

1

1

1

02.04

03.04

04.04

08.04

09.04


109

110

111

112

113

Мой характер: оценим недостатки

1

1

1

1

1

10.04

11.04

15.04

16.04

17.04


Раздел V. Я и мои эмоции


114

115

116

117

Что такое эмоции?

1

1

1

1

18.04

22.04

23.04

24.04


118

119

120

121

Какие бывают эмоции?

1

1

1

1

25.04

29.04

30.04

02.05


122

123

124

125

Конкурс чувствоведов

1

1

1

1

06.05

07.05

08.05

13.05


126

127

128

Что я знаю о своих эмоциях

1

1

1

14.05

15.05

16.05


129

130

131

Королевство Внутреннего мира

1

1

1

20.05

21.05

22.05


132

Итоговое занятие

1

23.05




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. – М.: Когито-центр.

  2. Вачков И.В. Сказка о самой душевной науке. – М.: Генезис.

  3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось.

  4. Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Генезис.

  5. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение.

  6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.

  7. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: просвещение; Владос.

  8. Шипицына Л.М. и др. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми. – СПб.: Образование.