Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Новочеркасская школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ РО
«Новочеркасская школа-интернат» ______________Н.П. Новикова
Приказ № 83 от «31» августа 2023г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Психолого – педагогического сопровождения ребенка с ТНР
«Психологическая азбука»
1 «А» класса (132 часа)
для 1 и 2 подгруппы
разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2)
Составила: педагог-психолог
Коваль Алла Владимировна
Новочеркасск 2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по психокоррекционным занятиям для 1 «А» класса разработана на основе нормативно-правовых документов:
• 1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. (с изменениями и дополнениями).
• 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. N 286 «Об утверждении ФГОС НОО).
• 3. Приказ Министерства образования и науки РФ №254 от 20.05.2021 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
• 4. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
• 5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
• 6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
• 7. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа по предмету «Психологическая азбука» 1 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания»
Основные задачи:
Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
Учить методам и приемам познания себя;
Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
Научит детей осознавать и называть собственные переживания;
Помочь осознать свои задатки и способности;
Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.
Общая характеристика предмета
Настоящая программа «Психологическая азбука» для 1-го класса создана на основе авторской программы Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013.
На занятиях по "Психологической азбуке" дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По достигаемым задачам и используемым методам занятия по "Психологической азбуке" представляют собой развивающие групповые занятия.
Одна из важных особенностей развивающих занятий по программе "Психологическая азбука" заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей в процессе специально организованного самоузнавания и взаимоузнавания, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход и достижения их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, и, в конечном счете, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка.
Структура занятий включает в себя, как правило, три основных этапа: подготовительный (повторение пройденного, проверка домашнего задания, подготовка к восприятию материала, настрой на занятие) основной (изложение учителем нового материала, работа по теме, выполнение развивающих упражнений), подведение итогов и выводы.
В комплект методических материалов к программе входят:
Методические пособия для психолога, включающие теоретическое обоснование содержания программы, примерные конспекты в 1-4 классах;
Книга для чтения – «Сказка о самой душевной науке» (автор – Вачков И.В.): в течение первого и второго годов обучения – повесть «Королевство внутреннего мира»; в течение третьего и четвертого годов обучения – «Королевство разорванных связей»;
Рабочие тетради для каждого года обучения, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.
Раздел 3. Место предмета в учебном плане
Адаптированная коррекционно-развивающая программа «Психолого-педагогическое сопровождение» составлена в соответствии с адаптированным учебным планом ГБОУ РО «Новочеркасской школы - интерната» и с ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья (5.2) 4 часа в неделю, 132 часа в учебном году (34 недели). Подгрупповые занятия проходят по 30 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предполагает проведение четырёх занятий в неделю. Курс рассчитан на четыре года обучения.
Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
Личностные универсальные учебные действия (УУД)
Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях:
Виды личностных УУД:
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями.
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
У выпускника начальной школы будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально - положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;
• способность к оценке своей учебной деятельности;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Коммуникативные УУД
Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Виды регулятивных УУД:
1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
2. Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД
Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.
Виды познавательных УУД:
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Подведение под понятие, выведение следствий.
Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Формулирование проблемы.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
Содержание программы
Основным содержанием программы «Психологическая азбука» является формирование у детей умения познавать самих себя, раскрывать свою субъективную реальность.
В программу «Психологическая азбука» для первого класса входят пять основных разделов:
1 раздел. Я теперь школьник (вхождение в новую роль).
Цель раздела – помочь детям быстрее войти в непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить процессы адаптации к новым условиям, освоить новую социальную позицию школьника.
2 раздел. Введение в мир психологии.
Цель – раскрыть перед детьми сначала в сказочной метафорической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений просторы Королевства Внутреннего мира – психического мира каждого человека.
3 раздел. Психика и познание мира.
Цель раздела – знакомство учащихся с тем, как мы познаем окружающий мир, с помощью каких органов чувств мы воспринимаем действительность, что такое познавательные психические процессы.
4 раздел. Темперамент и характер.
Этот раздел способствует изучению учащимися своих индивидуальных психологических особенностей.
5 раздел. Я и мои эмоции.
Основная цель раздела – научить распознавать ребенка собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл.
| Название занятия | Ключевые задачи, решаемые на занятии | Планируемые образовательные результаты |
Я теперь школьник | Знакомство | познакомиться друг с другом и ввести в игровую атмосферу | — эмоционально-положительное отношение к школе; — адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; — принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания |
Знакомство продолжается | создать условия для самораскрытия и мотивирование на заимопознание |
Я теперь школьник | познакомить с правилами школьной жизни и занятий |
Что значит быть школьником? | помочь в осознании социальной позиции школьника |
Знакомство с Пси-Магом | создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности |
Введение в мир психологии | Королевство Внутреннего мира | поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности | — способность к самопознанию и самооценке; — зачатки личностной рефлексии |
Сказка о волшебных зеркалах-1 | укрепить интерес к самопознанию, познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию |
Сказка о волшебных зеркалах-2 |
Что я знаю о себе? | актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии |
Что я знаю о себе и о других? | помочь посмотреть на себя глазами других людей |
| Я — это кто? | помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности к самоанализу и рефлексии | |
Психика и познание мира | Мои ощущения | показать роль ощущений в познании окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений | — осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причин успешности/неуспешности учебной деятельности; — стремление к самоизменению |
Мое восприятие мира | содействовать осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира |
Мое внимание | содействовать осознанию актуального состояния своего внимания, развивать внимательность |
Как быть внимательным? | развивать умение замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания |
Развиваем свое внимание | помочь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизировать и развивать произвольное внимание |
Я умею быть внимательным | мотивировать на развитие собственного внимания, развивать произвольное внимание и наблюдательность |
Темперамент и характер | Что такое темперамент? | содействовать осознанию индивидуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента | осознание и оценка особенностей своего темперамента и характера как причин успешности/неуспешности общения в школе; позитивное самоотношение; —ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Типы темперамента | способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей своего темперамента, развивать умение различать его типы |
Разные люди — разные типы темперамента | закрепить умение различать типы темперамента, содействовать осознанию собственной уникальности и неповторимости через обнаружение у себя особенностей того или иного типа темперамента, развивать экспрессивные возможности |
Разные люди — разные характеры | обогатить запас слов, используемых для обозначения черт характера, развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения |
Какой у меня характер? | мотивировать на осознание черт собственного характера, актуализировать нравственные представления о хороших и плохих чертах характера, способствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представлений о себе |
Какой характер у других |
Мой характер: оценим недостатки | содействовать осознанию непривлекательных черт своего характера за счет получения от одноклассников обратной связи, развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей |
Я и мои эмоции | Что такое эмоции? | мотивировать на познание собственного эмоционального мира, способствовать осознанию собственных эмоций | осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов межличностного взаимодействия; использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций; зачатки эмпатии как понимания чувств других людей |
Какие бывают эмоции? | показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций, мотивировать на понимание собственных и чужих эмоций, развивать способности к их «прочтению», мимический и жестовый репертуар выражения эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций |
Конкурс чувствоведов |
Что я знаю о своих эмоциях? | способствовать осознанию богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способности к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок |
Королевство внутреннего мира | стимулировать интерес к самопознанию, содействовать осознанию содержания собственной психической реальности, развивать рефлексию |
Календарно - тематическое планирование.
| Содержание | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
РАЗДЕЛ I. Я теперь школьник | |
1 2 3 4 | Диагностика. Знакомство. | 1 1 1 1 | 04.09. 05.09 06.09 07.09 | |
5 6 7 8 | Диагностика. Знакомство продолжается. | 1 1 1 1 | 11.09 12.09 13.09 14.09 | |
9 10 11 12 | Диагностика. Я теперь школьник | 1 1 1 1 | 18.09 19.09 20.09 21.09 | |
13 14 15 16 | Диагностика. Что значит быть школьником? | 1 1 1 1 | 25.09 26.09 27.09 28.09 | |
17 18 19 20 21 | Знакомство с Пси-Магом | 1 1 1 1 1 | 02.10 03.10 04.10 05.10 09.10 | |
22 | Итоговое занятие | 1 | 10.10 | |
РАЗДЕЛ II. Введение в мир психологии | |
23 24 25 26 27 | Королевство внутреннего мира | 1 1 1 1 1 | 11.10 12.10 16.10 17.10 18.10 | |
28 29 30 31 32 | Сказка о волшебных зеркалах | 1 1 1 1 1 | 19.10 23.10 24.10 25.10 26.10 | |
33 34 35 36 37 | Что я знаю о себе? | 1 1 1 1 1 | 06.11 07.11 08.11 09.11 13.11 | |
38 39 40 41 42 | Что я знаю о себе и о других? | 1 1 1 1 1 | 14.11 15.11 16.11 20.11 21.11 | |
43 44 45 46 47 | Я – это кто? | 1 1 1 1 1 | 22.11 23.11 27.11 28.11.29.11 | |
Раздел III. Психика и познания мира | |
48 49 50 51 52 | Мои ощущения | 1 1 1 1 1 | 30.11 04.12 05.12 06.12 07.12 | |
53 54 55 56 57 | Мое восприятие мира | 1 1 1 1 1 | 11.12 12.12 13.12 14.12 18.12 | |
58 59 60 61 62 | Моё внимание | 1 1 1 1 1 | 19.12 20.12 21.12 25.12 26.12 | |
63 64 65 66 67 | Как быть внимательным? | 1 1 1 1 1 | 27.12 09.01 10.01 11.01 15.01 | |
68 69 70 71 72 | Развиваем своё внимание | 1 1 1 1 1 | 16.01 17.01 18.01 22.01 23.01 | |
73 74 75 76 77 | Я умею быть внимательным! | 1 1 1 1 1 | 24.01 25.01 29.01 30.01 31.01 | |
78 | Итоговое занятие | 1 | 01.02 | |
Раздел IV. Темперамент и характер | |
79 80 81 82 83 | Что такое темперамент? | 1 1 1 1 1 | 05.02 06.02 07.02 08.02 19.02 | |
84 85 86 87 88 | Типы темперамента | 1 1 1 1 1 | 20.02 21.02 22.02 26.02 27.02 | |
89 90 91 92 93 | Разные люди – разные типы темперамента | 1 1 1 1 1 | 28.02 29.02 04.03 05.03 06.03 | |
94 95 96 97 98 | Разные люди – разные характеры | 1 1 1 1 1 | 07.03 11.03 12.03 13.03 14.03 | |
99 100 101 102 103 | Какой у меня характер? | 1 1 1 1 1 | 18.03 19.03 20.03 21.03 01.04 | |
104 105 106 107 108 | Какой характер у других? | 1 1 1 1 1 | 02.04 03.04 04.04 08.04 09.04 | |
109 110 111 112 113 | Мой характер: оценим недостатки | 1 1 1 1 1 | 10.04 11.04 15.04 16.04 17.04 | |
Раздел V. Я и мои эмоции | |
114 115 116 117 | Что такое эмоции? | 1 1 1 1 | 18.04 22.04 23.04 24.04 | |
118 119 120 121 | Какие бывают эмоции? | 1 1 1 1 | 25.04 29.04 30.04 02.05 | |
122 123 124 125 | Конкурс чувствоведов | 1 1 1 1 | 06.05 07.05 08.05 13.05 | |
126 127 128 | Что я знаю о своих эмоциях | 1 1 1 | 14.05 15.05 16.05 | |
129 130 131 | Королевство Внутреннего мира | 1 1 1 | 20.05 21.05 22.05 | |
132 | Итоговое занятие | 1 | 23.05 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. – М.: Когито-центр.
Вачков И.В. Сказка о самой душевной науке. – М.: Генезис.
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось.
Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Генезис.
Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.
Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: просвещение; Владос.
Шипицына Л.М. и др. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми. – СПб.: Образование.