© 2018 10177 486
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий составлена для ученика 2 класса с ТНР(вариант 5.1) на основании рекомендаций ПМПК.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционной работы учителя-логопеда для обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР) разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений, в том числе регламентирующих работу учителя-логопеда в образовательном учреждении, а также методических материалов, рекомендованных Минобрнауки РФ:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06. 10. 2009 г. № 373);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598);
- Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- Инструктивное письмо Т.П. Бессоновой «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения» (методические рекомендации), М., 2010;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР.
-Программой коррекционной работы «Логопедическое сопровождение обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией Горбатенковой М.А, учитель-логопед гимназии №1, Ковальчук Н.А, учитель-логопед МБОУ «СШ №30», Кузнецовой Л.А, учитель-логопед МБОУ «СШ №25», Столяровой Е.Л, учитель-логопед МБОУ «Лицей №1 им. Академика Б.Н. Петрова
Для реализации используется учебные пособия: «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»: Учебное пособие. (Садовникова И.Н.) - М., Владос, 1995; «Обучаем читать и писать без ошибок»: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. (Ястребова А.В., Бессонова Т.П.) – М.: Аркти, 2007; «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений». (Ястребова А.В.) – М.: Аркти, 1999.
Программа составлена на основании рекомендаций территориальной психолого - медико-педагогической комиссии №1 г. Смоленска. от 23.05.2017 г.
Заключение ПМПК: нарушение процессов формирования чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи. Дизартрия.
Логопедическая коррекционно-развивающая программа разработана в соответствии с вышеуказанными рекомендациями, с учетом логопедических исследований, проведенных с обучающимся в 2016-2017 учебном году. Программа является частью адаптированной образовательной программы начального общего образования (2 класс), разработанной для ученика 2 класса.
Логопедические исследования выявили у ученика особенности развития устной и письменной речи:
Общее состояние речи: речь нечеткая, «смазанная», вялость мышц языка, губ. Ограниченные артикуляционные движения. Нарушено речевое дыхание.: выдох укорочен, дыхание в момент речи учащенное, прерывистое. Голос тихий, слабый, глухой. Голосовые модуляции не выражены. Темп речи замедлен.
Словарный запас: объем словарного запаса ограничен обиходно-бытовой тематикой. Значение многих слов не понимает и допускает ошибки в их употреблении. Затруднено установление синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением. Выявляются трудности передачи системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп Предложения, отличаются краткостью, стереотипностью. В активном словаре преобладают существительные и глаголы.
Звукопроизношение: в норме.
Фонематический слух: развит недостаточно. Испытывает определенные трудности при выполнении сложных форм фонематического анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие: развито недостаточно. Характерен низкий уровень овладения анализом слогового состава слова. При воспроизведении незнакомых слов встречается нарушение слоговой структуры.
Грамматический строй: сформирован недостаточно для данного возраста. Наблюдается недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, в грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.
Особую сложность представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Связная речь: требует дальнейшего развития. Рассказ характеризуется бедностью языкового оформления, нарушением логической связи, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов
При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.
Письменная речь. Наряду с расстройствами устной речи отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
Наблюдается пропуск букв, слогов, слов, нарушение согласования, слитное написание слов, нарушение мягкости согласных.
Цель программы – формировать и совершенствовать полноценные языковые средства общения и мышления у обучающегося с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи).
Задачи программы:
развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);
коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
развитие фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем);
формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения);
формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);
формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
практическое овладение основными морфологическими закономерностями грамматического строя речи;
практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений;
усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.
предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями развития устной речи у детей с речевой патологией.;
формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа коррекционной работы с детьми с ТНР включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями устной и письменной речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях ОУ;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков речевого развития и психических процессов, лежащих в основе устной и письменной речи, в условиях школьного логопункта; формирование универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речевого развития и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Формы работы:
Индивидуальная.
Организация логопедической работы
Программа по коррекции нарушений процессов формирования чтения и письма у ученика 2 класса рассчитана на 2 часа в неделю, итого: 60 часов за учебный год.
Коррекционная работа учителя-логопеда включает в себя индивидуальные занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи и коммуникативных способностей обучающегося.
Логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствии с составленным логопедом расписанием во внеурочное время, с учетом режима работы школы. Продолжительность занятий - 40 минут .После первых двадцати минут занятия предусмотрен перерыв 5 минут Каждое занятие включает в себя игры, упражнения, викторины, работу с ИКТ. Содержание занятий соответствует возрастным, индивидуальным особенностям ребенка.
Результативность и эффективность проведенных занятий выявляется путём диагностического обследования, проводимого по окончании цикла коррекционно-развивающих занятий.
Содержание коррекционно-развивающей работы для обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей и на основе рекомендаций ПМПК.
Распределение количества часов на каждый раздел курса, подбор тем и их последовательность проводится логопедом самостоятельно, исходя из минимума, при этом учитываются возрастные особенности обучающегося, его подготовленность и темп усвоения программного материала, но в первую очередь –специфика речевых нарушений.
Началу проведения коррекционно-развивающих занятий предшествует диагностический этап. Его цель – выявление пробелов в развитии устной и письменной речи.
В основе подбора форм, методов и содержания логопедической работы в рамках данной программы лежат как результаты диагностического исследования, так и методические рекомендации по организации логопедической работы с детьми, изложенные в Инструктивно-методическом письме о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Ястребова А.В., Бессонова Т.П.).
На каждом занятии поводится работа по формированию всех компонентов речевой системы.
Основные направления работы:
диагностика и коррекция лексической стороны речи;
диагностика и коррекция грамматического строя речи;
коррекция диалогической и формирование монологической стороны речи;
коррекция нарушений письменной речи;
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
формирование просодической стороны речи;
нормализация моторики артикуляционного аппарата;
формирование правильного речевого дыхания
Технологии обучения
Основные технологии (элементы), используемые при изучении курса:
здоровьесберегающие технологии (Н.К. Смирнов);
индивидуальный подход (И.Э.Унт);
технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
технологии дифференцированного обучения (Г.К. Селевко);
игровые технологии (Г.К. Селевко);
ИКТ – технологии (Р.М.Ревнивцева).
В основе всех технологий лежит системно-деятельностный подход.
Место коррекционного курса в учебном плане.
Программа коррекционной работы составлена для обучающегося 2 класса с ТНР на один год. (6о занятий, 2 ч. в неделю).
Продолжительность коррекционного обучения зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития и может составлять от 2 до 3 лет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты освоения коррекционной программы:
- сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- сформированность уважительного отношения и иному мнению;
- самостоятельность и личную ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- сформированность этических чувств, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- стремление к совершенствованию собственной речи;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- сформированность мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
- освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
- сформированность умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
- умение составлять план решения учебной задачи, умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- владение знаково-символическими средствами представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, широким спектром действий и операций решения практических и учебно-познавательных задач;
- умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- владение навыками смыслового чтения произведений различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- умение работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;
- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими).
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения в оценке данных;
- умение адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решения различных познавательных и коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи;
- готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- использование речи в целях налаживания продуктивного сотрудничества со сверстниками при решении различных учебно-познавательных задач; регуляции своих действий; построения монологического высказывания;
- умение организовывать и поддерживать коммуникативную ситуацию сотрудничества, адекватно воспринимать и отражать содержание и условия деятельности;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты освоения содержания коррекционной программы:
- сформированность психофизиологических механизмов, лежащих в основе произносительной речи (сенсомоторных операций порождения речевого высказывания);
- нормативное/компенсированное произношение звуков русского языка во взаимодействии между звучанием, лексическим значением слова и его графической формой;
- осознание единства звукового состава слова и его значения;
- сформированность умений осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
- сформированность понятия слога как минимальной произносительной единицы, усвоение смыслоразличительной роли ударения;
- сформированность умений воспроизводить звукослоговую структуру слов различной сложности (как изолированно, так и в условиях контекста);
- осознание эмоционально-экспрессивной и семантической функции интонации, умение пользоваться выразительной речью в соответствии с коммуникативной установкой;
- сформированность речевых предпосылок к овладению чтению и письмом.- сформированность представлений о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
- сформированность осознания безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры;
- владение учебными действиями с языковыми единицами и умение их использовать для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- сформированность умений опознавать и анализировать основные единицы языка, его грамматические категории, использовать их адекватно ситуации общения
В области словообразования:
Ученик научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления;
отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;
выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;
правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);
конструировать слова из заданных частей слова;
сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;
соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слов к заданной модели.
различать изменяемые и неизменяемые слова.
Ученик получит возможность научиться:
выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);
самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;
выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.
В области лексики:
Ученик научится:
осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);
стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов;
Ученик получит возможность научиться:
наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;
понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Коррекционная программа содержит следующие разделы: «Работа над звуком и словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью».
Работа над всеми разделами ведется параллельно, однако при необходимости учитель может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над связной речью.
Осуществить такой подход можно, лишь опираясь на совокупность основных закономерностей и принципов построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, психологией и лингвистикой.
Работа над звуком и словом.
Раздел призван решать следующие задачи:
развитие фонематических процессов (восприятия, анализа, синтеза, представлений);
формирование навыков анализа и синтеза звуко-буквенного и слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины.
формирование готовности к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
формирование понимания слов, обозначающих предметы, признаки, качества предметов, действия;
обогащение и развитие словарного запаса обучающихся как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования;
формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом значении слова;
уточнение значений слов;
развитие лексической системности;
расширение и закрепление связей слова с другими словами;
обучение правильному употреблению слов различных морфологических категорий в самостоятельной речи.
Работа над звуком включает уточнение представления обучающихся о звуках, способе их образовании, классификации, дифференциации и формирование навыков звуко-буквенного и слогового анализа. Вводится понятие «ударение», «ударный» и «безударный» гласный, как основа для освоения орфограмм.
При дифференциации смешиваемых звуков даётся их полная артикуляционная и акустическая характеристика, выявляется сходство и различие. Различаемые звуки сравниваются в слогах, в словах-паронимах, во фразах, в речи, а потом связываются с буквами и дифференцируются при чтении и на письме. Обучающиеся учатся дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, а также звуки, сходные по акустико-артикуляционным признакам.
Формируется навык обозначения на письме мягкости согласного с помощью гласных букв второго ряда и с помощью мягкого знака.
На этапе дифференциации кинетически и оптически сходных букв проводится анализ смешиваемых букв, вычленяются в них схожие и различные элементы, определяется последовательность движения руки при их написании. Закрепляется сформированный кинетический навык на уровне написания слогов, слов и предложений.
Развитие навыка звуко-буквенного анализа является основой для освоения обучающимися лексического и грамматического уровней, так как позволяет связать набор звуков, обозначающих словообразующие аффиксы с определённым их семантическим и грамматическим значением. Это приводит к видению речевых закономерностей и формированию необходимых языковых обобщений.
Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности обучающихся на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. По мере уточнения значения слова осуществляется включение данного слова в определенную лексическую систему, формирование семантических полей (т. е. функциональное объединение слов семантически близких).
Обучающиеся учатся группировать слова по различным лексико- семантическим признакам (родовидовым отношениям, отношениям часть-целое, по сходству или противоположности значений и т. д.), учатся находить и правильно использовать в речи антонимы и синонимы.
У обучающихся формируется способность выделять и сравнивать различные морфемы в словах. В процессе усвоения словообразования рекомендуется следующий порядок работы: уточнение значения слова, от которого будет образовано новое слово, сопоставление по значению двух слов, выделение общих и различных элементов в словах, уточнение обобщенного значения некорневой морфемы, сопоставление родственных слов с различными префиксами или суффиксами, сравнение слов с разными корнями и одинаковой некорневой морфемой. Обучающиеся знакомятся с многозначностью отдельных приставок. При образовании новых слов с помощью суффиксов следует обучать учащихся улавливать общий признак, обозначаемый этими суффиксами (например, обозначение лиц по роду их деятельности, профессии при помощи суффиксов (-щик, -чик, -ист, -тель, -арь). В дальнейшем в речь вводятся слова, образованные при помощи приставок и суффиксов одновременно.
Одновременно с уточнением лексического значения слова усваивается его грамматическое значение. Формируются понимание и дифференциация грамматических форм словоизменения: уточнение значения, употребления и дифференциации предлогов (в значении направления действия, местонахождения в различных предложно-падежных формах), согласования различных частей речи.
Формируются понимание и дифференциация словообразовательных моделей:
существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой»;
прилагательных, образованных от существительных (с использованием продуктивных и непродуктивных суффиксов с чередованием и без чередования);
глаголов, образованных префиксальным способом. Уточняются общие значения и звучания словообразующих аффиксов.
Сравниваются родственные слова по значению и звучанию (производящего и производного), определяется их сходство и различие. Определяются и выделяются в родственных словах общие морфемы, соотносятся со значением. Формируются модели словообразования, уточняются и дифференцируются значения словообразующих аффиксов через сравнение слов с одинаковым аффиксом, через сравнение родственных слов.
Работа над предложением.
Основная задача этого раздела - развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями различных типов, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложения.
В процессе формирования и закрепления навыка построения словосочетаний или предложений одновременно уточняются морфологические особенности входящих в него слов (род, число, падеж, вид, время, лицо и т.д.).
Модели (типы) предложений усложняются от класса к классу.
Овладение грамматическим строем языка в младших классах ведется в практическом плане без употребления грамматических терминов, путем формирования языковых (морфологических и синтаксических) обобщений.
Формирование различных конструкций предложения осуществляется как на основе речевых образцов, так и на основе демонстрируемого действия, с помощью картинок. При этом важное место отводится таким видам работы как моделирование и конструирование, способствующих формированию процессов анализа, синтеза и обобщений на синтаксическом уровне.
В работе над предложением большое внимание уделяется семантическим связям между словами предложения (с использованием вопросов, сопоставления по значению, верификации предложений, различной символизации).
При введении в речь той или иной модели предложения необходимо опираться на внешние схемы, выделяя и обозначая графически его структурные компоненты. Алгоритмизация операций языкового анализа и синтеза позволяет учителю организовывать умственную деятельность обучающихся.
Работа над связной речью.
Основные задачи раздела следующие:
формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;
формирование умений планировать содержание связного собственного высказывания;
формирование умений понимать связные высказывания различной сложности;
формирование умений самостоятельно выбирать и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания.
Программой предусматривается овладение разными формами связной речи, видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).
Работа над смысловым содержанием текста включает развитие умения анализировать наглядную ситуацию (реальную ситуацию, серии сюжетных картинок, сюжетную картинку), выделять в ней главное и существенное, основное и фоновое, формирование умения устанавливать смысловые связи между отдельными компонентами ситуации и располагать эти компоненты в определенной логической последовательности, определяя смысловой план текста, умение удерживать смысловую программу в памяти, а в дальнейшем развертывать ее в процессе порождения связного высказывания.
В процессе смыслового программирования текста проводится работа с серией сюжетных картинок (раскладывание серий, нахождение лишней или «выпавшей» картинки и т.д.); работа с двумя сходными сюжетными картинками, на одной из которых отсутствует ряд предметов, что способствует привлечению внимания к содержанию, выделению элементов ситуации на картинке, ее анализу. Используется также работа над соотнесением сюжетных и предметных картинок;
по анализу отдельной сюжетной картинки; составлению смыслового плана связного высказывания (сначала картинно-графического, затем картинно-вербального, далее вербального).
Формирование умения оформлять текст с помощью языковых средств включает развитие навыков правильного выбора слов, грамматического оформления связей между словами в предложении, а также умения использовать специальные лингвистические средства связи между отдельными предложениями текста. Учитывая степень трудности продуцирования текстов различной структуры рекомендуется следующая последовательность работы: формирование умений составлять текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
Содержание тем коррекционно-развивающего материала
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание | Формы контроля |
Предложение.
Восполнение пробелов по формированию фонематических процессов. | 3
15 |
Предложение. Интонационная законченность предложения. Установление связи слов в предложениях. Составление предложений из слов и по картинкам.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ слов.
Фонетический анализ слов.
Слог. Слоговой состав слова.
Деление слов на слоги.
Ударение.
Дифференциация твердых и мягких согласных. Дифференциация гласных, а–я.
Дифференциация гласных у-ю.
Дифференциация гласных о –ё.
Дифференциация гласных ё-ю.
Мягкий знак в середине слова.
Мягкий знак в словах и предложениях.
Разделительный мягкий знак в словах.
Разделительный мягкий знак в словах и предложениях. |
|
Корень слова
Словообразование различных частей речи
| 3
15
| Однокоренные слова. Родственные слова. Корень слова. Чередование согласных в корне. Беглая гласная в корне слова.
.
Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-, -ик-,-чик-. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ечк-, -ушк-,-ышк-. Названия детёнышей животных: -онок-, -ёнок-. Названия детёнышей животных: -ат-,-ят-, -их-, -иц-. Существительные со значением вместилища и единичности: - ник-,-ниц-; -ин –инк-. Профессии с суффиксами: -щик-,-чик-, -ист-, -ник-. Профессии с суффиксами: -ёр-, -ор-, -тель-, -арь-. Профессии с суффиксами: -чиц-, -щиц-, -иц-, -их-,-ниц-. Качественные прилагательные: -оват-, -еват-; -оньк-, -еньк-, -ушк-. Относительные прилагательные: –ов-, -ев-, -ск-, -н-, -ист-. Притяжательные прилагательные: –ин-, -ов-, -й-. Глаголы со значением направления действий: в-, на-, с-. Глаголы с пространственным и временным значением: в-, вы-, от-,про-, пере-, ото-. Глаголы со значением противоположности действий: в-, вы-, подо-, от-, за-. Окончание.
|
|
Предлоги |
8 | Предлоги в, из.
Предлоги на, с (со).
Предлоги к, от, до.
Предлоги над, под.
Предлоги под и из-под.
Предлоги за и из-за.
Дифференциация предлогов за и из-за.
Предлоги, имеющие различное значение: у, с, за, из-за, в, из. |
|
Дифференциация предлогов и приставок | 5 | Различение разных предлогов и приставок.
Дифференциация приставки на- и предлога на.
Дифференциация приставки по- и предлога по.
Дифференциация приставки с-(со- и предлога с-(со-). Обобщение по теме: «Дифференциация предлогов и приставок» |
|
Лексика
| 4 | Антонимы. Синонимы. Омонимы
Многозначные слова.
Фразеологические обороты.
|
|
Проверочные работы
| 7 | Диктант по теме «Обозначение мягкости согласных». Диктант по теме: «Словообразование существительных». Диктант по теме: «Словообразование прилагательных». Диктант по теме: «Словообразование слов» Диктант по теме: «Предлоги» Диктант по теме: «Дифференциация предлогов и приставок» Итоговая контрольная работа.
|
|
Тематическое планирование
коррекционной работы
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
1 | Предложение.
| 3 |
2 | Восполнение пробелов по формированию фонематических процессов. | 15 |
3 | Корень слова.
| 3 |
4 | Словообразование различных частей речи.
| 15 |
5 | Предлоги.
| 8 |
6 | Дифференциация предлогов и приставок.
| 5 |
7 | Лексика.
| 4 |
8 | Проверочные работы | 7 |
| Итого | 60 |
Календарно-тематическое планирование
Коррекционной работы
(60 часов, 2 часа в неделю).
№ | Темы | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Предложение. Интонационная законченность предложения. | 1 | 15.09 |
|
2 | Установление связи слов в предложениях.
| 1 | 20.09 |
|
3 | Составление предложений из слов и по картинкам. | 1 | 22.09 |
|
4 | Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | 27.09 |
|
5 | Звукобуквенный анализ слов.
| 1 | 29.09 |
|
6 | Фонетический анализ слов.
| 1 | 04.10 |
|
7 | Слог. Слоговой состав слова.
| 1 | 06.10 |
|
8 | Деление слов на слоги.
| 1 | 11.10 |
|
9 | Ударение.
| 1 | 13.10 |
|
10 | Дифференциация твердых и мягких согласных. | 1 | 18.10 |
|
11 | Дифференциация гласных, а–я.
| 1 | 20.10 |
|
12 | Дифференциация гласных у-ю.
| 1 | 25.10 |
|
13 | Дифференциация гласных о –ё.
| 1 | 27.10 |
|
14 | Дифференциация гласных ё-ю.
| 1 | 08.11 |
|
15 | Мягкий знак в середине слова.
| 1 | 10.11 |
|
16 | Мягкий знак в словах и предложениях.
| 1 | 15.11 |
|
17 | Разделительный мягкий знак в словах.
| 1 | 17.11 |
|
18 | Разделительный мягкий знак в словах и предложениях. | 1 | 22.11 |
|
19 | Диктант по теме «Обозначение мягкости согласных». | 1 | 24.11 |
|
20 | Корень слова. Однокоренные слова.
| 1 | 29.11 |
|
21 | Родственные слова.
| 1 | 01.12 |
|
22 | Чередование согласных в корне, беглые гласные. | 1 | 06.12 |
|
23 | Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-, -ик-,-чик-. | 1 | 08.12 |
|
24 | Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ечк-, -ушк-,-ышк-. | 1 | 13.12 |
|
25 | Названия детёнышей животных: -онок-, -ёнок-. | 1 | 15.12 |
|
26 | Названия детёнышей животных: -ат-,-ят-, -их-, -иц-. | 1 | 20.12 |
|
27 | Существительные со значением вместилища и единичности: - ник-,-ниц-; -ин –инк-. | 1 | 22.12 |
|
28 | Профессии с суффиксами: -щик-,-чик-, -ист-, -ник-. | 1 | 27.12 |
|
29 | Профессии с суффиксами: -ёр-, -ор-, -тель-, -арь-. | 1 | 10.01 |
|
30 | Профессии с суффиксами: -чиц-, -щиц-, -иц-, -их-,-ниц-. | 1 | 12.01 |
|
31 | Диктант по теме: «Словообразование существительных». | 1 | 17.01 |
|
32 | Качественные прилагательные: -оват-, -еват-; -оньк-, -еньк-, -ушк-. | 1 | 19.01 |
|
33 | Относительные прилагательные: –ов-, -ев-, -ск-, -н-, -ист-. | 1 | 24.01 |
|
34 | Притяжательные прилагательные: –ин-, -ов-, -й-. | 1 | 26.01 |
|
35
| Диктант по теме: «Словообразование прилагательных». | 1 | 31.01 |
|
36 | Глаголы со значением направления действий: в-, на-, с-. | 1 | 02.02 |
|
37 | Глаголы с пространственным и временным значением: в-, вы-, от-,про-, пере-, ото-. | 1 | 07.02 |
|
38 | Глаголы со значением противоположности действий: в-, вы-, подо-, от-, за-. | 1 | 09.02 |
|
39 | Окончание.
| 1 | 14.02 |
|
40 | Диктант по теме: «Словообразование слов»
| 1 | 16.02 |
|
41 | Предлоги в, из.
| 1 | 21.02 |
|
42 | Предлоги на, с (со).
| 1 | 28.02 |
|
43 | Предлоги к, от, до.
| 1 | 02.03 |
|
44 | Предлоги над, под.
| 1 | 07.03 |
|
45 | Предлоги под и из-под.
| 1 | 14.03 |
|
46 | Предлоги за и из-за.
| 1 | 16.03 |
|
47 | Дифференциация предлогов за и из-за.
| 1 | 21.03 |
|
48 | Предлоги, имеющие различное значение: у, с, за, из-за, в, из. | 1 | 23.03 |
|
49 | Диктант по теме: «Предлоги»
| 1 | 04.04 |
|
50 | Различение разных предлогов и приставок.
| 1 | 06.04 |
|
51 | Дифференциация приставки на- и предлога на.
| 1 | 11.04 |
|
52 | Дифференциация приставки по- и предлога по.
| 1 | 13.04 |
|
53 | Дифференциация приставки с-(со-) и предлога с-(со-). | 1 | 18.04 |
|
54 | Обобщение по теме: «Дифференциация предлогов и приставок» | 1 | 20.04 |
|
55 | Диктант по теме: «Дифференциация предлогов и приставок» | 1 | 25.04 |
|
56 | Антонимы. Синонимы | 1 | 27.04 |
|
57 | Омонимы
| 1 | 02.05 |
|
58 | Многозначные слова.
| 1 | 04.05 |
|
59 | Фразеологические обороты
| 1 | 11.05 |
|
60 | Итоговая контрольная работа | 1 | 16.05 |
|
Тематическое планирование коррекционной работы
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
1 | Предложение. | 5 |
2 | Звуки и буквы. | 1 |
3 | Слоговой состав слов. Ударение. | 4 |
4 | Гласные звуки и буквы. | 5 |
|
|
|
5 | Дифференциация букв по кинетическому сходству. | 6 |
6 | Дифференциация букв по оптическому сходству | 2 |
7 | Дифференциация гласных по акустическому сходству | 2 |
8 | Звонкие и глухие согласные | 38 |
9 | Сонорные согласные | 4 |
10 | Гласные и согласные звуки | 14 |
11 | Мягкий знак. | 2 |
12 | Разделительный мягкий знак. | 2 |
13 | Итоговое занятие | 1 |
| Итого | 87 часов |
Второй этап коррекционной работы
Второй этап коррекционной работы начинается во втором классе.
Цель данного этапа – формирование у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка.
Задачи:
сформировать умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, уточнить семантическое значение, привносимое ими в слова;
научить отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;
совершенствовать навыки выделения морфемных частей слов;
познакомить с предлогами, их значением и ролью в предложении;
обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования, наблюдая явление многозначности, синонимии, антонимии и омонимии, как слов, так и морфем.
На логопедических занятиях, в процессе работы формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, активного и адекватного их использования в целях общения в разных учебных ситуациях. Кроме того, на занятиях отрабатываются умения устанавливать связь между формой слова и его значением.
В процессе работы дети накапливают опыт различения и выделения морфемных частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов.
Привлечение внимания к звуковой стороне и морфемному составу слова вооружает детей средствами, с помощью которых они самостоятельно расширяют запас слов, накапливают звуковые и морфологические обобщения, что обеспечивает полноценное восприятие всех явлений языка, представляющих единства смысла, функции и формального их выражения.
Восполнение пробелов в области лексических средств увязывается с отработкой предложений различных синтаксических конструкций.
В процессе логопедических занятий в плане устной речи осуществляется работа по овладению детьми различными моделями предложений. Наиболее углубленно проводится работа по теме «Образование слов при помощи приставок», т.к. значение каждого вновь образованного слова посредством приставки уточняется, прежде всего, в словосочетании и предложении.
В процессе работы по формированию полноценных морфологических представлений должны быть сформированы предпосылки к осознанному усвоению таких важнейших тем программы обучения русскому языку как безударные гласные в корне, родовые, падежные окончания различных частей речи и т.д.
Таким образом, суть логопедических упражнений сводится к подготовительной работе по формированию предпосылочных умений и навыков, необходимых для усвоения соответствующего программного материала и отсутствующих у детей с ОНР.
В течение второго этапа осуществляется активная работа по совершенствованию навыков полноценного чтения и письма, учащиеся на каждом занятии упражняются в чтении:
различных слоговых таблиц, имеющих различные грамматические формы (сын, о сыне, к сыну);
разных слов с одинаковыми окончаниями (на кустах, на столах, на партах);
однокоренных слов (земля, земляк, земляника, земляничное);
слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни (прилететь, прибежать, прискакать);
слов, образованных от одного корня с помощью разных приставок (прилететь, отлететь, залетать, перелетать).
После прочтения слова обязательно сопоставляются, выясняется их звукобуквенный состав, сходство и различие, значение слов.
Перечисленные упражнения помогают учащимся лучше ориентироваться в составе слова, определять, какое значение приобретает слово при том или ином аффиксе и тем самым не допускать ошибок на замену слова или его части, а в процессе чтения узнавать слова сразу; группировать слова между собой по лексико-грамматическим признакам.
Что касается письменных работ, то основу их составляют различные задания, имеющие целью образование слов посредством различных аффиксов, составление с ними словосочетаний, предложений, текстов.
На логопедических занятиях второго этапа обучения продолжается работа над развитием связной речи. Отрабатываются различные виды высказываний по ходу учебной работы, по её завершению, учебные диалоги, которые постепенно становятся более развёрнутыми. Особое внимание уделяется формированию у детей таких видов высказываний, как рассуждения и доказательства.
В области словообразования:
Ученик научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления;
отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;
выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;
правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);
конструировать слова из заданных частей слова;
сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;
соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слов к заданной модели.
различать изменяемые и неизменяемые слова.
Ученик получит возможность научиться:
выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);
самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;
выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.
В области лексики:
Ученик научится:
осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);
стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов;
Ученик получит возможность научиться:
наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;
понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.
Тематическое планирование коррекционной работы
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1 | Предложение. | 3 |
2 | Восполнение пробелов по формированию фонематических процессов. | 16 |
3 | Корень слова. | 3 |
4 | Словообразование различных частей речи. | 18 |
5 | Предлоги. | 9 |
6 | Дифференциация предлогов и приставок. | 6 |
7 | Лексика. | 5 |
| Итого | 60 часов
|
второго года обучения детей с общим недоразвитием речи (III - IV ур.)
Третий этап коррекционной работы
Основной целью третьего этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания. Реализация этой цели осуществляется в течение третьего года обучения.
Задачи
совершенствовать умение обучающихся овладевать морфологическим анализом слов;
развивать умение устанавливать связи между формой слова и его значением;
развивать и совершенствовать оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении;
активизировать словарь, уточнить значения имеющихся у детей слов и формировать активное и адекватное их использование в целях общения в разных учебных ситуациях;
научить программировать смысловую и языковую структуру сложного предложения;
формировать у ребенка ориентиры, по которым он научился бы распознавать рассказ;
научить детей выделять структурно-логические компоненты текста (предмет и то, что о нем сообщается);
познакомить с правилами строения связного сообщения;
предупреждать вербальные повторы с опорой на словообразовательные и синонимичные средства языка;
развивать и закреплять навыки конструирования описательного рассказа, высказывания цепной и комбинированной структуры;
Обучать различным видам пересказа (последовательному, выборочному, краткому) связных монологических сообщений.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам необходимо обучать специально. Успешное формирование прочных умений и навыков связного высказывания предполагает опору на представления о структурно - семантических закономерностях построения связного сообщения.
На занятиях формируются умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводится качественный и количественный анализ предложений. Одновременно закрепляются инициативные формы речи: умения составлять краткие и развёрнутые сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. При работе с деформированными предложениями формируются умения и навыки построения связного высказывания, предупреждаются аграмматизмы согласования и управления, повтора слов в предложениях, нарушение порядка слов. Проводится работа по совершенствованию различных видов синтаксических конструкций – построение и переконструирование предложений; составление предложение при помощи различных приёмов (по картинкам, по опорным словам); распространение, сокращение предложений, составление из двух простых предложений одного сложного.
По мере совершенствования умений составляются предложения различной синтаксической конструкции, создаются условия для построения текстов. Основным содержанием этой работы является развитие умений и навыков построения текста различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними. Развиваются умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, используя союзы, союзные слова, наречия, местоимения. Совершенствуются различные приёмы мыслительной обработки текстов: деление текста на части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана. Работа с деформированными текстами предупреждает искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий, нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту.
В области синтаксиса и пунктуации:
Ученик научится:
различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;
ставить от главного слова к зависимому смысловые вопросы;
составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;
различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;
выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);
проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения;
Ученик получит возможность научиться:
по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;
строить словосочетания разных видов;
создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;
различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);
осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.
В области связной речи:
Ученик научится:
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);
подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного и описательного характера;
письменно создавать небольшие тексты повествовательного и описательного характера;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Ученик получит возможность научиться:
понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;
делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
Тематическое планирование коррекционной работы
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1 | Состав слова. Словообразование. | 11 |
2 | Предлоги. Дифференциация предлогов и приставок. | 5 |
3 | Словоизменение существительных. | 5 |
4 | Словоизменение глаголов. | 3 |
5 | Словоизменение прилагательных. | 8 |
6 | Сложное предложение. | 8 |
7 | Текст. | 20 |
| Итого | 60 часов |
третьего года обучения детей с общим недоразвитием речи (III - IV
Содержание подгрупповых и индивидуальных занятий
На логопедических занятиях в 1 и 2 классах необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
- развитие ручной и артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Процесс коррекции нарушений звуковой стороны речи делится на следующие этапы:
Первый этап — обследование речи обучающихся и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года (2 недели). Результаты обследования оформляются в речевой карте.
Второй этап — подготовительный. Цель подготовительного этапа – формирование психофизиологических механизмов овладения произношением. Основными задачами этого этапа являются: развитие тонкой ручной и артикуляторной моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении, развитие элементарных форм фонематического анализа.
Третий этап — основной. Он включает формирование правильной артикуляции и автоматизацию звуков в речи, слухо-произносительную дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков, параллельно с развитием слогового и фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения.
Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация – на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях.
Последовательность работы над нарушенными звуками определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного обучающегося и объемом нарушенных звуков. Общая последовательность работы над нарушенными в произношении звуками может быть представлена следующим образом: [c], [c’], дифференциация [с]-[с’]; [з], [з’], дифференциация [з]-[з’]; [л], [л’], дифференциация [л]-[л’]; [ш], [ж], дифференциация [ш]-[ж], [с]-[ш], [з]-[ж]; [р], [р’], дифференциация [р]-[р’], [р]-[л]; [ч], дифференциация [ч]-[т’], [ч]-[щ]; [ц], дифференциация [c]-[ц], [т]-[ц]; [щ], дифференциация [щ]-[с’], [щ]-[ч]. Автоматизация щелевых звуков начинается в структуре открытого (СГ) слога, а смычных и аффрикат – закрытого слога (ГС). Затем звук автоматизируется в сложной структуре слога (со стечением согласных).
В процессе автоматизации и дифференциации звуков речи одновременно ставится задача коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова, начиная со слов простой звуко-слоговой структуры. Обучение освоению акцентно-ритмической структуры слова проводится в следующей последовательности:
- двусложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на первом слоге (вата, лапа, юный и т.д.);
- двусложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на втором слоге (весы, дыра, лупа т.д.);
- трехсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на первом слоге (ягода, курица, радуга и т.д.);
- трехсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на втором слоге (канава, минута, панама и т.д.);
- трехсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на последнем слоге (молоко, борода, далеко и т.д.);
- двухсложные слова с одним закрытым слогом с ударением на первом слоге (веник, лошадь, тополь и т.д.);
- двухсложные слова с одним закрытым слогом с ударением на втором слоге (петух, каток, копать и т.д.);
- двухсложные слова со стечением согласных в середине слова с ударением на первом слоге (тыква, сумка, белка и т.д.);
- двухсложные слова со стечением согласных в середине слова с ударением на втором слоге (ведро, весна, окно и т.д.);
- двухсложные слова с закрытыми слогами и стечением согласных с ударением на первом слоге (фартук, зонтик, тридцать и т.д.);
- двухсложные слова с закрытыми слогами и стечением согласных с ударением на втором слоге (стакан, медведь, спросить и т.д.);
- трехсложные слова со стечением согласных с ударением на первом слоге (бабочка, мыльница, дедушка и т.д.);
- трехсложные слова со стечением согласных с ударением на втором слоге (закрасить, ботинки, здоровый и т.д.);
- трехсложные слова со стечением согласных с ударением на третьем слоге (глубина, колбаса, посмотреть и т.д.);
- односложные слова со стечением согласных в начале (стол, крот, гром и т.д.) и в конце слова (куст, тигр, волк и т.д.);
- четырехсложные слова, включающие открытые, закрытые слоги, слоги со стечением согласных с ударением на первом слоге (пуговица, гусеница, жаворонок и т.д.), на втором слоге (планировать, дыхание, коричневый и т.д.), на третьем слоге (ежевика, оказаться, земляника и т.д.), на последнем слоге (колокола, велосипед, перепорхнуть и т.д.).
Новая звуко-слоговая структура закрепляется на артикуляторно простых звуках, произношение которых не было нарушено у детей. Параллельно с коррекцией дефектов звукопроизношения и воспроизведения звуко-слоговой структуры слова осуществляется работа по нормализации просодических компонентов речи.
Тематика и последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по обучению грамоте, но имеет опережающий характер. К моменту усвоения той или иной буквы по мере возможности обучающиеся должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи.
В результате обучения обучающиеся овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но и в значительной мере расширяется и уточняется их лексикон, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей. Задачи коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи на уроках произношения ставятся в соответствии с программой обучения грамоте, развития речи, русскому языку.
К концу 2 класса у обучающихся с ТНР должны быть в основном устранены нарушения звуковой стороны речи (дефекты звукопроизношения, нарушения звуко-слоговой структуры не только простых, но и сложных слов, нарушения просодической стороны речи). Сокращаются репродуктивные упражнения и повышается роль когнитивных процессов в формировании устной речи.
Предметные результаты освоения содержания курса коррекции звуковой стороны речи определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом речевой/языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР.
Общими ориентирами в достижении предметных результатов освоения содержания курса коррекции звуковой стороны речи выступают:
- сформированность психофизиологических механизмов, лежащих в основе произносительной речи (сенсомоторных операций порождения речевого высказывания);
- нормативное/компенсированное произношение звуков русского языка во взаимодействии между звучанием, лексическим значением слова и его графической формой;
- осознание единства звукового состава слова и его значения;
- сформированность умений осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
- сформированность фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем);
- осознание эмоционально-экспрессивной и семантической функции интонации, умение пользоваться выразительной речью в соответствии с коммуникативной установкой;
- сформированность речевых предпосылок к овладению чтению и письму.
Планируемые результаты
Ученик научится:
правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
различать правильное и неправильное произнесение звука;
дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам;
использовать интонационные средства выразительности речи.
Тематическое планирование занятий с детьми, имеющими фонетическое недоразвитие речи.
Недостатки произношения фонем /с/, /з/, /ц/.
№ п/п | Раздел | Примерное количество часов |
1 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. | 1 |
2 | Артикуляционная гимнастика, развитие артикуляционного праксиса. | 4 |
3 | Постановка звука и автоматизация звука /с / | 17 |
4 | Постановка и автоматизация звука /с’/ | 8 |
5 | Автоматизация звуков /с/, /с’ / | 4 |
6 | Дифференциация звуков /с/ - /ш / | 5 |
7 | Постановка и автоматизация звука /з / | 12 |
8 | Постановка и автоматизация звука /з’/ | 2 |
9 | Автоматизация звуков /з/, /з’/ | 5 |
10 | Дифференциация звуков /з/ - /ж/ | 4 |
11 | Постановка и автоматизация звука /ц / | 9 |
12 | Дифференциация звуков /с/ - /ц/ | 3 |
13 | Дифференциация звуков /ц/ - /т’/ | 4 |
Тематическое планирование занятий с детьми, имеющими фонетическое недоразвитие речи.
Недостатки произношения фонем /л/, /л’/.
№ п/п | Раздел | Примерное количество часов |
1 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. | 1 |
2 | Артикуляционная гимнастика, развитие артикуляционного праксиса. | 4 |
3 | Постановка и автоматизация звука /л/ | 28 |
4 | Дифференциация звуков /л/ - /л’ / | 2 |
5 | Дифференциация звуков /л/ - /в / | 3 |
6 | Дифференциация звуков /л/ - /р / | 5 |
Тематическое планирование занятий с детьми, имеющими фонетическое недоразвитие речи.
Недостатки произношения фонем /ш/, /ж/.
№ п/п | Раздел | Примерное количество часов |
1 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. | 1 |
2 | Артикуляционная гимнастика, развитие артикуляционного праксиса. | 4 |
3 | Постановка и автоматизация звука /ш / | 21 |
4 | Дифференциация звуков /с/- /ш / | 5 |
5 | Постановка и автоматизация звука /ж / | 19 |
6 | Дифференциация звуков /ш /- /ж / | 4 |
7 | Дифференциация звуков /з /- /ж / | 4 |
Тематическое планирование занятий с детьми, имеющими фонетическое недоразвитие речи.
Недостатки произношения фонем /ч/, /щ /.
№ п/п | Раздел | Примерное количество часов |
1 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. | 1 |
2 | Артикуляционная гимнастика, развитие артикуляционного праксиса. | 4 |
3 | Постановка и автоматизация звука /ч / | 13 |
5 | Дифференциация звуков /ч-т’/ | 3 |
6 | Дифференциация звуков /ч-ц / | 3 |
7 | Постановка и автоматизация звука /щ / | 10 |
8 | Дифференциация звуков /ч-щ / | 3 |
9 | Дифференциация звуков /щ-с’/ | 3 |
10 | Дифференциация звуков /ш-щ/ | 4 |
Тематическое планирование занятий с детьми, имеющими фонетическое недоразвитие речи.
Недостатки произношения фонем /р/, /р’ /.
№ п/п | Раздел | Примерное количество часов |
1 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. | 1 |
2 | Артикуляционный массаж, развитие артикуляционного праксиса. | 4 |
3 | Постановка и автоматизация звука /р / | 31 |
4 | Дифференциация звуков /р-л / | 4 |
5 | Постановка и автоматизация звука /р’/ | 14 |
6 | Дифференциация звуков /р’-л’ / | 6 |
ЛИТЕРАТУРА
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Пособие для логопеда. Под редакцией Р.И. Лалаевой, - М.: ВЛАДОС, 2006.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М..: Просвещение, 1998.
Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики – С-П, 2004.
Грибова О.Е. Обследование письменной и связной речи. - М.: АРКТИ, 2000.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1991.
Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. Настольная книга логопеда: справочно-методическое пособие. - М.: АСТ: Астрель, 2009.
Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.
Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения: Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 № 2.