СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа "Основы компьютерной грамотности"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины "Основы компьютерной гармотности" в коррекционных граппах обучения НПО И СПО.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа "Основы компьютерной грамотности"»

-

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского»

















АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Ад.07 «Основы компьютерной грамотности»


По профессии:12680 Каменщик

19727 Штукатур

18880 Столяр строительный

(срок обучения 2года10месяцев)












Брянск- 2017

Рабочая программа адаптированной учебной дисциплины «Основы компьютерной грамотности» /Сост. Лысенко Ю.С. – Брянск: ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского», 2017.- __стр.


Рабочая программа адаптированной учебной дисциплины «Основы компьютерной грамотности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 12680 «Каменщик», 18880 «Столяр строительный», 19727 «Штукатур».



Рецензенты:

(Кузина Ольга Игоревна, зам. директора по учебной работе, МБОУ СОШ№29)

(Лашина Татьяна Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории)









©Лысенко Ю.С., 2017

© ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е.Жуковского», 2017.

«__»______________201_г _________

(подпись)







РАССМОТРЕНО

на заседании Предметной цикловой комиссии строительных дисциплин

Протокол №____ от «__»_____201__г.

Председатель ПЦК _______О.В. Бабакова

(подпись)






УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского»


_______________Т.В. Мамченко

(подпись)

«__»_________________201_г


Содержание


1. Пояснительная записка………………………………………………………………………стр. 4

Общая характеристика учебной дисциплины………………………………………...стр. 5

Место учебной дисциплины в учебном плане. …………………………………..…..стр. 6

Результаты освоения учебной дисциплины. ……………………………………..…..стр. 7

Содержание учебной дисциплины………………………………………………..…...стр. 7

2. Тематическое планирование………………………………………………………...……...стр. 9

Тематический план……………………………………………………………….…...стр. 11

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов…………….....стр. 11

3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы……….....стр. 11

4. Рекомендуемая литература…………………………………………………………….…..стр. 13



























  1. Пояснительная записка

Адаптированная программа учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики в учреждениях начального и среднего профессионального образования по профессии 12680 «Каменщик», 19727 «Штукатур», 18880 «Столяр строительный», реализующих программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Программа разработана на основании следующих нормативных актов и учебно-методической документации:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Приказ Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N76н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования».

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 « О рабочих программах учебных предметов».

  • Базисный учебный план (приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»).

Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся с нарушением интеллекта необходимые им навыки работы с компьютером. Реализация данной программы направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на социализацию личности ученика. На создание основы для осознанного выбора и освоение будущей профессии.

Цели изучения курса «Основы компьютерной грамотности» следующие:

  • получение учащимся таких доступных сведений и представлений о компьютере, которые помогут им в дальнейшем включиться в процесс обучения в училищах и в трудовую деятельность;

  • повышение уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

  • развитие речи учащихся, обогащение её новыми терминами, развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения).

Основные задачи курса:

  • усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером;

  • приобретение учащимися с ограниченными возможностями здоровья навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре;

  • использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев;

  • воспитание целенаправленности, работоспособности трудолюбия у учащихся, навыков контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимися с ограниченными возможностями здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов.

Информатика изучается в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования с учетом рекомендаций.

Данная программа является адаптированной образовательной программой для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Общая характеристика учебной дисциплины

В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для учащихся с особыми возможностями здоровья в силу их психофизических особенностей.

      Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации.  Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.

В связи с этим целесообразно ввести изучение курса «Основы компьютерной грамотности» в коррекционные группы.

Данный курс формирует у учащихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.  

Учебная дисциплина «Основы компьютерной грамотности» включает следующие разделы:

- Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере.

- Основы работы на компьютере.

- Информация и информационные процессы.

- Основы офисных технологий.

- Основы работы в Интернет.

Содержание программы по основам компьютерной грамотности базируется на принципах коррекционно-развивающего обучения. Успех обучения во многом зависит от тщательного изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка, какими знаниями по информатике владеет учащийся, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в его развитии. Особенностью организации учебного процессе является уровневая дифференциация учебного материала, учитывающая психофизические возможности, запросы обучающихся.

Оценка достижений учащихся носит дифференцированный характер. Знания учащихся оцениваются по традиционной 5-балльной шкале в соответствии с уровнем усвоения программного материала. Оценка отражает не только уровень достижений в пределах программы, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения знаний. Оценка зависит от индивидуальных возможностей обучающихся с проблемами интеллектуального развития, выполняет стимулирующую функцию и учитывает степень продвижения ученика относительно самого себя.

Место учебной дисциплины в учебном плане Учебная дисциплина «Основы компьютерной грамотности» представлена в обязательной части учебного плана ГБПОУ СПО «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского», изучается на втором курсе по два часа в неделю (42 ч.).


Результаты освоения учебной дисциплины

К концу изучения курса «Основы компьютерной грамотности» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

должны знать:

  • основные требования при работе на компьютере;

  • основные приемы работы в программах Word, Excel, Paint, Power Point;

  • приемы работы с периферийными устройствами компьютера (принтер, сканер);

уметь:

  • организовывать рабочее место для работы на ПК,

  • работать с меню ПК,

  • создавать папки и размещать файлы,

  • вводить, редактировать, форматировать и сохранять информацию в текстовом и графическом редакторе,

  • создавать таблицу и вводить данные,

  • создавать комбинированный документ,

  • использовать Интернет-ресурсы (обзор и тематический поиск).

обучающиеся научатся:

  • набирать редактировать и форматировать тексты с образца на клавиатуре;

  • создавать презентацию с помощью программы Power Point, осуществлять демонстрацию презентации с использованием проектора;

  • выполнять основные операции с текстом;

  • соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами информационно-коммуникативных технологий в практической деятельности;

  • использовать полученные знания в практической деятельности.

обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку).


Содержание учебной дисциплины Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере (1 ч.). Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности и организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером. Информация и информационные процессы (3ч.) Понятие, свойства и основные операции с информацией. Информационные объекты различных видов. Кодирование информации. Системы счисления. Основы работы на компьютере (10ч.). Архитектура ПК, характеристика основных и периферийных устройств. Основные приемы работы с мышью и клавиатурой; клавиатурные тренажеры. Ввод информации в память компьютера. Программное обеспечение компьютера. Рабочий стол. Назначение и функции Главного меню. Запуск программ и завершение работы с программами. Файловая стуктура. Основы офисных технологий (20ч.). Назначение текстового редактора, структура его графического интерфейса. Основные действия с текстом. Табличный редактор Excel. Решение практических задач и примеров в табличном редакторе. Компьютерная графика. Графические редакторы. Возможности и область использования приложения Power Point. Типовые объекты презентации. Основы работы в Интернет (7ч.). Понятие сервиса Интернет. Поиск информации в сети Интернет. Создание почтового ящика. Создание и просмотр сообщений. Проверка полученных знаний (1ч.). Закрепление пройденного курса. 2. Тематическое планирование.

При реализации содержания учебной дисциплины «Основы компьютерной грамотности» максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: 42 часа.


Тематический план

Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия, содержание обучения

Введение. Правила техники безопасности на компьютере.

1

1. Информация и информационные процессы.

3

2. Основы работы на компьютере.

10

3. Основы офисных технологий.

20

4. Основы работы в Интернет.

7

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

1

Всего

42


Характеристика основных видов учебной деятельности

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере.

Владение базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, санитарно- гигиенических требований.

    1. Информация и информационные процессы.

Оценка информации с позиций ее свойств (достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. п.).

Представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.

Умение отличать представление информации в различных системах счисления.

2. Основы работы на компьютере.

Умение анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных и программных средств.

Умение анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации.

Выделение и определение назначения элементов окна программы.

Представление об операционной системе компьютера.

Оценка и организация информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью.

3. Основы офисных технологий.

Владение базовыми навыками и умениями по работе с основной программой по обработке текстовых документов.

Умение выполнять основные операции по редактированию и форматированию документов.

Представление об электронных таблицах.

Владение основными приемами работы с таблицами.

Знание типов компьютерной графики, их различия между собой.

Умение работать с основными инструментами компьютерной графики.

Использование основных приёмов работы с презентациями.

4. Основы работы в Интернет.

Представление о компьютерных сетях и их роли в современном мире.

Понимание основ работы в Интернете.

Определение ключевых слов, фраз для поиска информации.

Умение использовать почтовые сервисы для передачи информации.









3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины


Освоение программы учебной дисциплины «Основы компьютерной грамотности» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. В состав кабинета информатики входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета информатики должно удовлетворять требованиям санитарно- эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Основы компьютерной грамотности» входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции с CD ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, проектор и экран);

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты): «Организация рабочего места и техника безопасности», «Архитектура компьютера», «Архитектура компьютерных сетей», «Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы)», «Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме», «История информатики»;

• компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows), системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Основы компьютерной грамотности»;

• печатные и экранно-звуковые средства обучения;

• расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата, диск для записи (CD-R или CD-RW);

• учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

• модели: «Устройство персонального компьютера», «Преобразование информации в компьютере», «Информационные сети и передача информации», «Модели основных устройств ИКТ»;

• вспомогательное оборудование;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Основы компьютерной грамотности», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, а также энциклопедии и справочники.





















4. Рекомендованная литература

Основная

  1. Бгажнокова И.М. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями». – Москва: Владос, 2013 г.

  2. Бокучава Т.П. «Методичнское пособие по информатике» - СПб: БХВ-Петербург, 2011 г.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-7 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  5. Гонеев А.Д., Лифенцева Н.И, Ялпаева Н.В. «Основы коррекционной педагогики», под ред. В.А. Сластенина – Москва: издательский центр «Академия», 2010 г.

  6. Князева Е.В. «Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. /Князева Е.В.// Коррекционная педагогика – 2009 г.- №4 (34) – с.29-37.

  7. Курилина И.А., Программа «Основы компьютерной грамотности», п. Целинные Земли, 2012 г.

  8. Макарова Н.В. «Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс» - СПб.: Питер, 2011 г.

Дополнительная

    1. Великович Л. С., Цветкова М. С. Программирование для начинающих: учеб. издание. —М., 2011.

    2. Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. В. Информационная безопасность: учеб.пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013.

    3. Новожилов Е. О., Новожилов О. П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.


Интернет-ресурсы:

  1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).

  2. www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

  3. www. intuit. ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).

  4. http://school.edu.ru/catalog.asp - Российский общеобразовательный портал

  5. http://metodist.lbz.ru/ - Методическая служба. БИНОМ. Лаборатория знаний

  6. ttp://videouroki.net/ - Сайт учителя для учителей.

  7. http://metod-kopilka.ru/ - Методическая копилка учителя информатики.

  8. www. digital-edu. ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).

  9. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).

  10. www. freeschool. altlinux. ru (портал Свободного программного обеспечения).

  11. www. heap. altlinux. org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).

  12. www. books. altlinux. ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice. org: Теория и практика»).

15



Скачать

© 2017, 1533 55

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!