СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по биологии для детей с ОВЗ с нарушением интелекта(класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающегося. Способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации. Обучение имеет практическую направленность. В данной Программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.

Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающегося специфических нарушений.

При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества      

          Основной задачей обучения биологии таких учащихся является обеспечение прочных и сознательных знаний.

 Особое внимание уделяется учету возрастных и психофизических особенностей учащихся

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по биологии для детей с ОВЗ с нарушением интелекта(класс»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Комсомольский муниципального района Кинельский Самарской области



Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей____________________________

Протокол № __от «__»______2015г. Руководитель: _______ /_____________./


Согласовано

заместитель директора по УВР

_________/Громко И.А./

«____» «__________ » 2015г.

Утверждено:

Директор школы: __________/М.В Меньшов/

«___» «_________» 2015 г







Адаптированная образовательная программа

для детей с нарушениями интеллекта



по предмету «Биология»

Класс 9


Ф.И.О. учителя: Попова Л.А.





  1. Пояснительная записка.

В соответствии ч.2 п.1. ст.34, п.5 ст.41 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г.N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ГБОУ СОШ пос. Комсомольский создаются необходимые условия для обучения детей с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. В ОУ индивидуальное обучение на дому реализуется по адаптированной образовательной программе для детей с нарушениями интеллекта.

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Биология 9» для детей с нарушениями интеллекта, обучающихся индивидуально на дому, составлена на основе:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 5-9 класс: в 2сб/под редакцией В.Воронковой-М.: Гуманитарное. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

Данная Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающегося. Способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации. Обучение имеет практическую направленность. В данной Программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.

Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающегося специфических нарушений.

При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества

Основной задачей обучения биологии таких учащихся является обеспечение прочных и сознательных знаний.

Особое внимание уделяется учету возрастных и психофизических особенностей учащихся

Цели обучения:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Данный курс построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Это помогает детям с нарушением интелекта развивать основные познавательные процессы, устанавливать логические связи.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Некоторые темы, согласно программе изучаются ознакомительно.

Общий обзор организма человека (6 ч). Не изучаются следующие вопросы: «Стандарты по охране природы, санитарии, гигиене труда», «Человек и окружающая его среда, здравоохранение», «Нервная и гуморальная регуляция деятельности организма».

Опорно-двигательная система (8 ч). Не рассматриваются вопросы «Статическая и динамическая нагрузка», «Влияние ритма и нагрузки на работу мышц», «Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц», в связи с чем исключаются опыты, иллюстрирующие статическую и динамическую нагрузки, раскрывающие влияние ритма и нагрузки на работу мышц.

Кровь и кровообращение (8 ч). На факультативные занятия выносится вопрос «Роль Мечникова в создании учения об иммунитете». Исключаются из изучения вопросы «Лимфообращение», «Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов», не проводится лабораторная работа «Микроскопическое строение крови».

Дыхание (6 ч). Не изучаются вопросы «Газообмен в тканях» и «Нервная и гуморальная регуляция дыхания». Не обязательна демонстрация модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха, измерения жизненной емкости легких.

Пищеварение (5 ч). Не изучаются вопросы «Пищеварительные ферменты и их значение», «Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения» и «Регуляция процессов пищеварения». Не проводится лабораторная работа «Действие желудочного сока на белки или действие слюны на крахмал».

Обмен веществ и энергия. Выделение (5 ч). Не дается определение пластического и энергетического обмена, не рассматривается их взаимосвязь. Следует исключить демонстрацию опыта с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Железы внутренней секреции (3 ч). Вопросы «Роль половых желез в развитии организма, половое созревание» и «Гигиена юноши и девушки» рассматриваются при изучении темы «Размножение и развитие организма».

Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность (16 ч). Не изучается тема «Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов». Вопрос «И. М. Сеченов и И.П. Павлов в создании учения о высшей нервной деятельности» по усмотрению учителя может быть вынесен на факультативные занятия. Не обязательны демонстрация (на различных животных) образования и торможения условных рефлексов, проведение лабораторной работы «Строение головного мозга» и обобщающего урока «Нервно-гуморальная регуляция — основа целостности организма».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;

- строение и функции основных тканей, органов, систем органов; черты сходства и различия в строении и функциях систем органов человека и млекопитающих;

- особенности организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямо хождением и социальным образом жизни;

- об иммунитете теплорегуляции, обмене веществ, рациональном питании;

- приемы искусственного дыхания, оказания первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обмораживаниях;

- приемы определения осанки человека;

- этапы развития человеческого организма;

- влияние физической нагрузки на организм;

- факторы, сохраняющие здоровье, факторы, действующие на него разрушительно.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать системы органов и органы; объяснять влияние физического труда и спорта на организм; - - вявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, обосновывать правила личной гигиены, необходимость соблюдения режима труда и отдыха, правила рационального питания; объяснять вред курения и употребление алкоголя, наркотиков, соблюдать правила гигиены;

- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдение (проверить пульс);

- оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;

- составлять план пересказа, работать с текстом и рисунками учебника, готовить краткие сообщения. От учащихся не требуется знание нервной и гуморальной регуляции деятельности систем органов, относительного постоянства состава внутренней среды организма, знание взаимосвязи пластического и энергетического обмена, а также объяснения связи между строением и функцией систем органов и выяснения влияния различной нагрузки на работу мышц.

Важнейшими коррекционными задачами курса биологии являются: развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать записи, уметь объяснить их.

      Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Дети с нарушением интеллекта из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу учебного предмета по биологии. В связи с этим в рабочую программу по биологии внесены некоторые изменения: увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы даются как ознакомительные; исключаются задания повышенной сложности.Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, решают, рисуют, чертят, собирают. Домашнее задание - дифференцированное, в соответствии с индивидуальными возможностями.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении биологии, строится в соответствии со следующими основными положениями:

  • Восполнение пробелов начального школьного развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности

  • Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых тем

  • Дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане

  • Формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления

  • Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций

  • Активизация речи детей в единстве с их мышлением

  • Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету

  • Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля

       Особенностями системы оценки для учащегося являются:

* комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов образования);

* использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

* оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

* оценка динамики образовательных достижений обучающегося;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

* уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представление их;

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения. Основная задача курса – сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении организма человека и его здоровье); привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане: На основе учебного плана ГБОУ СОШ пос. Комсомольский на 2015-2016 учебный год, на изучение биологии в 9 классе отводится 1 час в неделю.



























II.Содержание рабочей программы

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

уроки

Лабараторно -практические работы, экскурсии

1

Введение

1

1


2

Общий обзор организма человека

2

2


3

Опорно-двигательная система

7

7


4

Кровь и кровообращение. Сердечно-сосудистая система

4

4


5

Дыхательная система

2

2


6

Пищеварительная система

6

6


7

Мочевыделительная система

1

1


8

Кожа

3

3


9

Нервная система

4

4


10

Органы чувств

3

3


11

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

1

1


Итого:

34

34
















III. Контроль уровня обучения

Наименование

разделов и тем

Вид контроля

Источник


1

Общий обзор организма человека

Тест1



Соломина Е.Н. Биология. Человек. Учебник для 9 класса СКОУ VIII вида

2

Опорно-двигательная система

Тест2


3

Мочевыделительная система

Тест3


4

Кожа

Тест4


5

Нервная система

Тест5


6

Органы чувств

Тест6


7

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

Тест7




IV.Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

Кол-во часов

Особые формы

организации урока

Дата

проведения

Требования к уровню подготовки обучающихся

I

Введение

1



Учащиеся должны знать:

  • названия, строение и расположение основных органов организма человека;

  • элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

  • влияние физических нагрузок на организм;

  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

  • основные санитарно-гигиенические правила.




Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

  • соблюдать санитарно-гигиенические правила.

1.

Место человека среди млекопитающих



2.09

II

Общий обзор организма человека

2



2.

Строение клеток и тканей организма



9.09

3.

Органы и системы органов человека



16.09

III

Опорно-двигательная система

7



4.

Скелет человека. Его значение. Основные части скелета



23.09

5.

Состав и строение костей. Соединение костей. Череп.



30.09

6.

Скелет позвоночника. Скелет верхних конечностей. Скелет нижних конечностей



14.10

7.

Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов



21.10

8.

Значение и строение мышц. Основные группы мышц человека. Работа мышц. Физическое утомление



28.10

9.

Предупреждение искривления позвоночника. плоскостопие



11.11

10.

Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании



25.11

IV

Кровь и кровообращение. Сердечно-сосудистая система

4



11.

Значение крови и кровообращения. Состав крови



2.12

12.

Органы кровообращения. Сосуды



9.12

13.

Органы кровообращения. Сердце и его работа. Большой и малый круги кровообращения



16.12

14.

Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях



23.12

V

Дыхательная система

2



15.

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции. Газообмен в легких и тканях



30.12

16.

Гигиена дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение



13.01.16

VI

Пищеварительная система

6



17.

Значение питания. Пищевые продукты. Питательные вещества. Витамины



20.01

18.

Органы пищеварения. Ротовая полость. Зубы



27.01

19.

Изменение пищи в желудке. Изменение пищи в кишечнике. печень



3.02

20.

Гигиена питания. Уход за зубами и ротовой полостью



10.02

21.

Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний



17.02

22.

Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений. Пищевые отравления



24.02

VII

Мочевыделительная система

1



23.

Почки – органы выделения. Предупреждение почечных заболеваний



2.03

VIII

Кожа

3



24.

Кожа и её роль в жизни человека. Уход за кожей



9.03

25.

Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями



16.03

26.

Закаливание организма. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах. Первая помощь при ожогах и обморожении



23.03

IX

Нервная система

4



27.

Головной и спиной мозг



30.03

28.

Нервы. Значение нервной системы



13.04

29.

Режим дня, гигиена труда. Сон и его значение



20.04

30.

Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему



26.04

X

Органы чувств

3



31

Орган зрения. Гигиена зрения



3.05

32.

Орган слуха. Гигиена слуха



10.05

33.

Орган обоняния. Орган вкуса



17.05

XI

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

1



34.

Охрана здоровья человека. Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации



24.05

Итого:

34





























V.Ресурсное обеспечение программы

Литература для учителя (основная и дополнительная):

  1. Воронкова В. В., Перова М. Н., Эк В. В. и др. Программы специальной (коррекционной) педагогики образовательной школы 8 вида. 5- 9 классы. / Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: ГИЦ «Владос», 2010 г. – 224 с.

  2. Соломина Е.Н. Биология. Человек. Учебник для 9 класса СКОУ VIII вида / Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва /- М.: Просвещение, 2010.

Литература для обучающихся (основная и дополнительная):

  1. Соломина Е.Н. Биология. Человек. Учебник для 9 класса СКОУ VIII вида / Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва /- М.: Просвещение, 2010.

Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы

  1. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий» 2007г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!