государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Комсомольский муниципального района Кинельский Самарской области
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей____________________________ Протокол № __от «__»______2015г. Руководитель: _______ /_____________./ | Согласовано заместитель директора по УВР _________/Громко И.А./ «____» «__________ » 2015г. | Утверждено: Директор школы: __________/М.В Меньшов/ «___» «_________» 2015 г
|
Адаптированная образовательная программа
для детей с нарушениями интеллекта
по предмету «Биология»
Класс 9
Ф.И.О. учителя: Попова Л.А.
Пояснительная записка.
В соответствии ч.2 п.1. ст.34, п.5 ст.41 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г.N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ГБОУ СОШ пос. Комсомольский создаются необходимые условия для обучения детей с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. В ОУ индивидуальное обучение на дому реализуется по адаптированной образовательной программе для детей с нарушениями интеллекта.
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Биология 9» для детей с нарушениями интеллекта, обучающихся индивидуально на дому, составлена на основе:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 5-9 класс: в 2сб/под редакцией В.Воронковой-М.: Гуманитарное. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Данная Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающегося. Способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации. Обучение имеет практическую направленность. В данной Программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающегося специфических нарушений.
При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества
Основной задачей обучения биологии таких учащихся является обеспечение прочных и сознательных знаний.
Особое внимание уделяется учету возрастных и психофизических особенностей учащихся
Цели обучения:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Данный курс построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Это помогает детям с нарушением интелекта развивать основные познавательные процессы, устанавливать логические связи.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Некоторые темы, согласно программе изучаются ознакомительно.
Общий обзор организма человека (6 ч). Не изучаются следующие вопросы: «Стандарты по охране природы, санитарии, гигиене труда», «Человек и окружающая его среда, здравоохранение», «Нервная и гуморальная регуляция деятельности организма».
Опорно-двигательная система (8 ч). Не рассматриваются вопросы «Статическая и динамическая нагрузка», «Влияние ритма и нагрузки на работу мышц», «Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц», в связи с чем исключаются опыты, иллюстрирующие статическую и динамическую нагрузки, раскрывающие влияние ритма и нагрузки на работу мышц.
Кровь и кровообращение (8 ч). На факультативные занятия выносится вопрос «Роль Мечникова в создании учения об иммунитете». Исключаются из изучения вопросы «Лимфообращение», «Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов», не проводится лабораторная работа «Микроскопическое строение крови».
Дыхание (6 ч). Не изучаются вопросы «Газообмен в тканях» и «Нервная и гуморальная регуляция дыхания». Не обязательна демонстрация модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха, измерения жизненной емкости легких.
Пищеварение (5 ч). Не изучаются вопросы «Пищеварительные ферменты и их значение», «Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения» и «Регуляция процессов пищеварения». Не проводится лабораторная работа «Действие желудочного сока на белки или действие слюны на крахмал».
Обмен веществ и энергия. Выделение (5 ч). Не дается определение пластического и энергетического обмена, не рассматривается их взаимосвязь. Следует исключить демонстрацию опыта с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Железы внутренней секреции (3 ч). Вопросы «Роль половых желез в развитии организма, половое созревание» и «Гигиена юноши и девушки» рассматриваются при изучении темы «Размножение и развитие организма».
Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность (16 ч). Не изучается тема «Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов». Вопрос «И. М. Сеченов и И.П. Павлов в создании учения о высшей нервной деятельности» по усмотрению учителя может быть вынесен на факультативные занятия. Не обязательны демонстрация (на различных животных) образования и торможения условных рефлексов, проведение лабораторной работы «Строение головного мозга» и обобщающего урока «Нервно-гуморальная регуляция — основа целостности организма».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;
- строение и функции основных тканей, органов, систем органов; черты сходства и различия в строении и функциях систем органов человека и млекопитающих;
- особенности организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямо хождением и социальным образом жизни;
- об иммунитете теплорегуляции, обмене веществ, рациональном питании;
- приемы искусственного дыхания, оказания первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обмораживаниях;
- приемы определения осанки человека;
- этапы развития человеческого организма;
- влияние физической нагрузки на организм;
- факторы, сохраняющие здоровье, факторы, действующие на него разрушительно.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать системы органов и органы; объяснять влияние физического труда и спорта на организм; - - вявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, обосновывать правила личной гигиены, необходимость соблюдения режима труда и отдыха, правила рационального питания; объяснять вред курения и употребление алкоголя, наркотиков, соблюдать правила гигиены;
- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдение (проверить пульс);
- оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
- составлять план пересказа, работать с текстом и рисунками учебника, готовить краткие сообщения. От учащихся не требуется знание нервной и гуморальной регуляции деятельности систем органов, относительного постоянства состава внутренней среды организма, знание взаимосвязи пластического и энергетического обмена, а также объяснения связи между строением и функцией систем органов и выяснения влияния различной нагрузки на работу мышц.
Важнейшими коррекционными задачами курса биологии являются: развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать записи, уметь объяснить их.
Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Дети с нарушением интеллекта из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу учебного предмета по биологии. В связи с этим в рабочую программу по биологии внесены некоторые изменения: увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы даются как ознакомительные; исключаются задания повышенной сложности.Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, решают, рисуют, чертят, собирают. Домашнее задание - дифференцированное, в соответствии с индивидуальными возможностями.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении биологии, строится в соответствии со следующими основными положениями:
Восполнение пробелов начального школьного развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности
Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых тем
Дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане
Формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления
Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций
Активизация речи детей в единстве с их мышлением
Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету
Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля
Особенностями системы оценки для учащегося являются:
* комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов образования);
* использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
* оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
* оценка динамики образовательных достижений обучающегося;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
* уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представление их;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения. Основная задача курса – сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении организма человека и его здоровье); привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане: На основе учебного плана ГБОУ СОШ пос. Комсомольский на 2015-2016 учебный год, на изучение биологии в 9 классе отводится 1 час в неделю.
II.Содержание рабочей программы
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: |
уроки | Лабараторно -практические работы, экскурсии |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Общий обзор организма человека | 2 | 2 | |
3 | Опорно-двигательная система | 7 | 7 | |
4 | Кровь и кровообращение. Сердечно-сосудистая система | 4 | 4 | |
5 | Дыхательная система | 2 | 2 | |
6 | Пищеварительная система | 6 | 6 | |
7 | Мочевыделительная система | 1 | 1 | |
8 | Кожа | 3 | 3 | |
9 | Нервная система | 4 | 4 | |
10 | Органы чувств | 3 | 3 | |
11 | Охрана здоровья человека в Российской Федерации | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 34 | |
III. Контроль уровня обучения
№ | Наименование разделов и тем | Вид контроля | Источник |
1 | Общий обзор организма человека | Тест1 |
Соломина Е.Н. Биология. Человек. Учебник для 9 класса СКОУ VIII вида |
2 | Опорно-двигательная система | Тест2 |
3 | Мочевыделительная система | Тест3 |
4 | Кожа | Тест4 |
5 | Нервная система | Тест5 |
6 | Органы чувств | Тест6 |
7 | Охрана здоровья человека в Российской Федерации | Тест7 |
IV.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Особые формы организации урока | Дата проведения | Требования к уровню подготовки обучающихся |
I | Введение | 1 | | | Учащиеся должны знать: названия, строение и расположение основных органов организма человека; элементарное представление о функциях основных органов и их систем; влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; основные санитарно-гигиенические правила. Учащиеся должны уметь: |
1. | Место человека среди млекопитающих | | | 2.09 |
II | Общий обзор организма человека | 2 | | |
2. | Строение клеток и тканей организма | | | 9.09 |
3. | Органы и системы органов человека | | | 16.09 |
III | Опорно-двигательная система | 7 | | |
4. | Скелет человека. Его значение. Основные части скелета | | | 23.09 |
5. | Состав и строение костей. Соединение костей. Череп. | | | 30.09 |
6. | Скелет позвоночника. Скелет верхних конечностей. Скелет нижних конечностей | | | 14.10 |
7. | Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов | | | 21.10 |
8. | Значение и строение мышц. Основные группы мышц человека. Работа мышц. Физическое утомление | | | 28.10 |
9. | Предупреждение искривления позвоночника. плоскостопие | | | 11.11 |
10. | Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании | | | 25.11 |
IV | Кровь и кровообращение. Сердечно-сосудистая система | 4 | | |
11. | Значение крови и кровообращения. Состав крови | | | 2.12 |
12. | Органы кровообращения. Сосуды | | | 9.12 |
13. | Органы кровообращения. Сердце и его работа. Большой и малый круги кровообращения | | | 16.12 |
14. | Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях | | | 23.12 |
V | Дыхательная система | 2 | | |
15. | Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции. Газообмен в легких и тканях | | | 30.12 |
16. | Гигиена дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение | | | 13.01.16 |
VI | Пищеварительная система | 6 | | |
17. | Значение питания. Пищевые продукты. Питательные вещества. Витамины | | | 20.01 |
18. | Органы пищеварения. Ротовая полость. Зубы | | | 27.01 |
19. | Изменение пищи в желудке. Изменение пищи в кишечнике. печень | | | 3.02 |
20. | Гигиена питания. Уход за зубами и ротовой полостью | | | 10.02 |
21. | Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний | | | 17.02 |
22. | Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений. Пищевые отравления | | | 24.02 |
VII | Мочевыделительная система | 1 | | |
23. | Почки – органы выделения. Предупреждение почечных заболеваний | | | 2.03 |
VIII | Кожа | 3 | | |
24. | Кожа и её роль в жизни человека. Уход за кожей | | | 9.03 |
25. | Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями | | | 16.03 |
26. | Закаливание организма. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах. Первая помощь при ожогах и обморожении | | | 23.03 |
IX | Нервная система | 4 | | |
27. | Головной и спиной мозг | | | 30.03 |
28. | Нервы. Значение нервной системы | | | 13.04 |
29. | Режим дня, гигиена труда. Сон и его значение | | | 20.04 |
30. | Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему | | | 26.04 |
X | Органы чувств | 3 | | |
31 | Орган зрения. Гигиена зрения | | | 3.05 |
32. | Орган слуха. Гигиена слуха | | | 10.05 |
33. | Орган обоняния. Орган вкуса | | | 17.05 |
XI | Охрана здоровья человека в Российской Федерации | 1 | | |
34. | Охрана здоровья человека. Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации | | | 24.05 |
Итого: | 34 | | |
V.Ресурсное обеспечение программы
Литература для учителя (основная и дополнительная):
Воронкова В. В., Перова М. Н., Эк В. В. и др. Программы специальной (коррекционной) педагогики образовательной школы 8 вида. 5- 9 классы. / Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: ГИЦ «Владос», 2010 г. – 224 с.
Соломина Е.Н. Биология. Человек. Учебник для 9 класса СКОУ VIII вида / Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва /- М.: Просвещение, 2010.
Литература для обучающихся (основная и дополнительная):
Соломина Е.Н. Биология. Человек. Учебник для 9 класса СКОУ VIII вида / Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва /- М.: Просвещение, 2010.
Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы
Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий» 2007г.