Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо».
Рассмотрено на заседании МО учителей предметников Протокол № от « __»______2015 г. Руководитель МО ___________ Майорова М.В. | Согласовано Зам. директора по УВР _________Лебедева Е.В. «___» __________2015 г. | Утверждена Приказ №_____ от « __»______2015 г. Директор ___________О.Я. Сычевская |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Чтение 6 класс
2015-2016 уч. год
Учитель чтения Гринеева Т.В.
Всего часов 132 ; в неделю 4 часа.
I четверть 35 часа
II четверть 28 часов I полугодие 63 часа
III четверть 35 часа
IV четверть 34 часа II полугодие 69 часов
Составлена на основе:
( М.: Владос, 2011)
(название, автор, издательство, год издания)
г.Бодайбо 2015г.
Пояснительная записка
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Она направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе овладения каждым учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Рабочая программа по чтению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование; содержание программы учебного предмета; перечень учебно-методических средств обучения.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста. С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В 6 классе продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 6 класса используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
В методике преподавания чтения определены задачи обучения предмету:
1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
2. Совершенствовать технику чтения, формировать навыки беглого чтения.
3. Повысить уровень общего развития учащихся.
4. Расширять возможности в осознании читаемого материала.
5. Учить последовательно, грамотно и достаточно самостоятельно излагать свои мысли в устной форме.
6. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
7. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.
8. Развивать нравственные качества школьников.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Содержание программы 6 класс (4 ч. в неделю)
Примерная тематика
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений:
о героическом прошлом и настоящем нашей Родины;
о событиях в мире;
о труде людей;
о родной природе и бережном отношении к ней;
о знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам; подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение1
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Рекомендуемая литература (на выбор)
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
В. П. Астафьев «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростыля?», «Белогрудка», «Злодейка».
Я. П. Бажов «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень», «Надпись на камне», «У старого рудника», «Уральские были».
А. Р. Беляев «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды».
В. В. Бианки «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Сумасшедшая птица», «Морской чертенок».
А. М. Волков «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».
А. П. Гайдар «Тимур и его команда».
Л.А.Касиль. «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына».
В. Я. Катаев «Белеет парус одинокий».
С. Я. Маршак «Быль небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная», «Ледяной остров», «Приключения в дороге».
А.Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича».
Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе»; «Незнайка на Луне».
Ю.К. Олеша «Три толстяка».
К. Г. Паустовский «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».
Е. А. Пермяк «Волшебные Истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда,».
М. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».
Джани Родари «Путешествие голубой стрелы».
Г. А.Скребщкйй «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож».
А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; определять основные черты характера действующих лиц; пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Учащиеся должны знать:
наизусть 8-10 стихотворений.
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Количество часов | |
Сроки проведения | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I четверть - 8 недель 3 дня (35 часов) |
О Родине, о природе, о труде |
1. | В. Песков "Отечество". | 1 неделя 1 | 02.09.15 | |
2. | М. Ножкин "Россия". | 1 | 03.09.15 | |
3. | М. Пришвин "Моя Родина". | 1 | 04.09.15 | |
4. | В. Бианки "Сентябрь". | 1 | 05.09.15 | |
5. | И. Бунин "Лес, точно терем расписной". | 2 неделя 1 | 09.09.15 | |
6. | Ю. Качаев "Грабитель". | 1 | 10.09.15 | |
7. | Внеклассное чтение "Природа и мы". (Рассказы М. Пришвина, К. Паустовского). | 1 | 11.09.15 | |
8. | Б. Житков "Белый домик", I часть. | 1 | 12.09.15 | |
9. | Б. Житков "Белый домик", II часть. | 3 неделя 1 | 16.09.15 | |
10. | А. Белорусец "Звонкие Ключи", I часть. | 1 | 17.09.15 | |
11. | А. Белорусец "Звонкие Ключи", II часть. | 1 | 18.09.15 | |
12. | А. Белорусец "Звонкие Ключи", III часть. | 1 | 19.09.15 | |
13. | А. Белорусец "Звонкие Ключи". Обобщающий урок. | 4 неделя 1 | 23.09.15 | |
14. | К. Паустовский "Заячьи лапы", I часть. | 1 | 24.09.15 | |
15. | К. Паустовский "Заячьи лапы", II часть. | 1 | 25.09.15 | |
16. | К. Паустовский "Заячьи лапы", III часть. | 1 | 26.09.15 | |
17. | К. Паустовский "Заячьи лапы". Обобщающий урок. | 5 неделя 1 | 30.10.15 | |
18. | И. Тургенев "Осенний день в берёзовой роще". | 1 | 01.10.15 | |
19. | Е. Носов "Хитрюга", I часть. | 1 | 02.10.15 | |
20. | Е. Носов "Хитрюга", II часть. | 1 | 03.10.15 | |
21. | Внеклассное чтение "Рассказы о животных и их повадках". (Произведения В. Бианки, Г. Скребицкого). | 6 неделя 1 | 07.10.15 | |
22. | В. Бианки "Октябрь". | 1 | 08.10.15 | |
23. | С. Михалков "Будь человеком". | 1 | 09.10.15 | |
24. | Б. Заходер "Петя мечтает". | 1 | 10.10.15 | |
25. | Д. Биссет "Слон и муравей". | 7 неделя 1 | 14.10.15 | |
26. | Д. Биссет "Кузнечик Денди". | 1 | 15.10.15 | |
27. | Дж. Родари "Как один мальчик играл с палкой". | 1 | 16.10.15 | |
28. | Дж. Родари "Пуговкин домик", I часть. | 1 | 17.10.15 | |
29. | Дж. Родари "Пуговкин домик", II часть. | 8 неделя 1 | 21.10.15 | |
30. | "Илья Муромец и Соловей-разбойник" (отрывок из былины). | 1 | 22.10.15 | |
31. | Ф. Глинка "Москва". | 1 | 23.10.15 | |
32. | В. Бианки "Ноябрь". | 1 | 24.10.15 | |
33. | По С. Алексееву "Без Нарвы не видать моря". | 3 дня 1 | 28.10.15 | |
34. | По С. Алексееву "На берегу Невы". | 1 | 29.10.15 | |
35. | По С. Алексееву. Рассказы о русском подвиге. «Медаль". | 1 | 30.11.15 | |
36. | Всего: | 35ч. | | |
II четверть - 7 недель (28 часов) |
О подвигах, чести, славе. |
37. | По С. Алексееву "Гришенька". | 1 неделя 1 | 11.11.15 | |
38. | Великодкшный русский воин. По Е. Холмогоровой "Серебряный лебедь". | 1 | 12.11.15 | |
39. | По Е. Холмогоровой "Боевое крещение". | 1 | 13.11.15 | |
40. | По Е. Холмогоровой "День рождения Наполеона". | 1 | 14.11.15 | |
41. | По Е. Холмогоровой "В дни спокойные". | 2 неделя 1 | 18.11.15 | |
42. | Н. Носов "Как Незнайка сочинял стихи". | 1 | 19.11.15 | |
43. | Н. Носов "Как Незнайка сочинял стихи". Чтение сказки по ролям. | 1 | 20.11.15 | |
44. | Внеклассное чтение "Герои сказок Н. Носова". | 1 | 21.11.15 | |
45. | Е. Пермяк "Тайна цены". | 3 неделя 1 | 25.11.15 | |
46. | Е. Пермяк "Тайна цены". Деление сказки на части, составление плана. | 1 | 26.11.15 | |
47. | Д. Гальперина "Здравствуйте". | 1 | 27.11.15 | |
48. | В. Бианки "Декабрь". | 1 | 28.11.15 | |
49. | А. Никитин "Встреча зимы". | 4 неделя 1 | 02.12.15 | |
50. | А. Дорохов "Тёплый снег". | 1 | 03.12.15 | |
51. | А. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..." | 1 | 04.12.15 | |
52. | Д. Хармс "Пушкин". | 1 | 05.12.15 | |
53. | Д. Хармс "Пушкин". Чтение рассказа по ролям. | 5 неделя 1 | 09.12.15 | |
54. | В. Бианки "Январь". | 1 | 10.12.15 | |
55. | Х.-К. Андерсен "Ель", I часть. | 1 | 11.12.15 | |
56. | Х.-К. Андерсен "Ель", I часть. Работа над содержанием. | 1 | 12.12.15 | |
57. | Х.-К. Андерсен "Ель", II часть. | 6 неделя 1 | 16.12.15 | |
58. | Х.-К. Андерсен "Ель". Чтение сказки по ролям. | 1 | 17.12.15 | |
59. | Внеклассное чтение "Что за прелесть эти сказки". (Русские народные сказки и сказки народов мира). | 1 | 18.12.15 | |
60. | А. Чехов "Ванька". | 1 | 19.12.155 | |
61. | А. Чехов "Ванька". Деление рассказа на части, составление плана. | 7 неделя 1 | 23.12.15 | |
62. | И. Никитин "Весело сияет месяц над селом". | 1 | 24.12.15 | |
63. | И. Суриков "Белый снег пушистый". | 1 | 25.12.15 | |
64. | Контрольное чтение за I полугодие. | 1 | 26.12.15 | |
| Всего: | 28ч. | | |
III четверть - 8 недель 3 дня (35 часов) |
65. | М. Зощенко "Ёлка". | 1 неделя 1 | 13.01.16 | |
66. | М. Зощенко "Ёлка". Чтение рассказа по ролям. | 1 | 14.01.16 | |
67. | Ю. Рытхэу "Пурга". | 1 | 15.01.16 | |
68. | Ю. Рытхэу "Пурга". Деление рассказа на части, составление плана. | 1 | 16.01.16 | |
69. | Ю. Дмитриев "Таинственный ночной гость". | 2 неделя 1 | 20.01.16 | |
70. | В. Бианки "Февраль". | 1 | 21.01.16 | |
71. | Внеклассное чтение "По страницам детских газет и журналов". | 1 | 22.01.16 | |
72. | С. Маршак "Двенадцать месяцев", I часть. | 1 | 23.01.16 | |
73. | С. Маршак "Двенадцать месяцев", II часть. | 3 неделя 1 | 27.01.16 | |
74. | С. Маршак "Двенадцать месяцев". Чтение сказки по ролям. | 1 | 28.01.16 | |
75. | С. Маршак "Двенадцать месяцев". Обобщающий урок. | 1 | 29.01.16 | |
76. | Х.-К. Андерсен "Снежная королева", I часть. | 1 | 30.01.16 | |
77. | Х.-К. Андерсен "Снежная королева", II часть. | 4 неделя 1 | 03.02.16 | |
78. | Х.-К. Андерсен "Снежная королева", III часть. | 1 | 04.02.16 | |
79.. | Х.-К. Андерсен "Снежная королева", IV часть. | 1 | 05.02.16 | |
80. | Х.-К. Андерсен "Снежная королева", V часть. | 1 | 06.02.16 | |
81. | Х.-К. Андерсен "Снежная королева", VI часть. | 5 неделя 1 | 17.02.16 | |
82. | Х.-К. Андерсен "Снежная королева", VII часть. | 1 | 18.02.16 | |
83. | Х.-К. Андерсен "Снежная королева", VIII часть. | 1 | 19.02.16 | |
84. | Х.-К. Андерсен "Снежная королева". Обобщающий урок. | 1 | 20.02.16 | |
85. | Внеклассное чтение "Сказки зарубежных писателей" (Х.-К. Андерсен, братья Гримм и др.). | 6 неделя 1 | 24.02.16 | |
86. | С. Смирнов "Первые приметы". | 1 | 25.02.16 | |
87. | В. Бианки "Март". | 1 | 26.02.16 | |
88. | В. Песков "Весна идёт". | 1 | 27.02.16 | |
89. | М. Пришвин "Жаркий час". | 7 неделя 1 | 02.03.16 | |
90. | Г. Скребицкий "Весенняя песня", I часть. | 1 | 03.03.16 | |
91. | Г. Скребицкий "Весенняя песня", II часть. | 1 | 04.03.16 | |
92. | В. Жуковский "Жаворонок". | 1 | 05.03.16 | |
93. | А. Толстой "Детство Никиты" (отр.). | 8 неделя 1 | 09.03.16 | |
94. | Внеклассное чтение "Любить всё живое". (Рассказы В. Астафьева, Д. Мамина-Сибиряка, В. Бианки). | 1 | 10.03.16 | |
95. | А. Твардовский "Как после мартовских метелей". | 1 | 11.03.16 | |
96. | А. Плещеев "И вот шатёр свой голубой". | 1 | 12.03.16 | |
97. | В. Бианки "Апрель". | 3 дня 1 | 16.03.16 | |
98. | К. Паустовский "Стальное колечко", I часть. | 1 | 17.03.16 | |
99. | К. Паустовский "Стальное колечко", II часть. | 1 | 18.03.16 | |
| Всего: | 35ч. | | |
IV четверть - 8 недель 2 дня (34ч) |
100. | К. Паустовский "Стальное колечко", III часть. | 1 неделя 1 | 30.03.16 | |
101. | К. Паустовский "Стальное колечко". Обобщающий урок. | 1 | 31.03.16 | |
102. | В. Астафьев "Злодейка". | 1 | 01.04.16 | |
103. | Е. Баронина "Рассказы про зверей", I часть. | 1 | 02.04.16 | |
104. | Е. Баронина "Рассказы про зверей", II часть. | 2 неделя 1 | 06.04.16 | |
105. | В. Драгунский "Кот в сапогах". | 1 | 07.04.16 | |
106. | В. Драгунский "Кот в сапогах". Чтение рассказа по ролям. | 1 | 08.04.16 | |
107. | Д. Хармс "Заяц и ёж". | 1 | 09.04.16 | |
108. | Внеклассное чтение "Сказы и были П. Бажова" ("Живой огонёк", "Надпись на камне" и др.). | 3 неделя 1 | 13.04.16 | |
109. | И. Крылов "зеркало и обезьяна". | 1 | 14.04.16 | |
110. | Р. Киплинг "Рикки-Тикки-Тави", I часть. | 1 | 15.04.16 | |
111. | Р. Киплинг "Рикки-Тикки-Тави", II часть. | 1 | 16.04.16 | |
112. | Р. Киплинг "Рикки-Тикки-Тави", III часть. | 4 неделя 1 | 20.04.16 | |
113. | Р. Киплинг "Рикки-Тикки-Тави", IV часть. | 1 | 21.04.16 | |
114. | Р. Киплинг "Рикки-Тикки-Тави", V часть. | 1 | 22.04.16 | |
115. | Р. Киплинг "Рикки-Тикки-Тави", VI часть. | 1 | 23.04.16 | |
116. | Р. Киплинг "Рикки-Тикки-Тави". Обобщающий урок. | 5 неделя 1 | 27.04.16 | |
117. | В. Набоков "Дождь пролетел и сгорел на лету". | 1 | 28.04.16 | |
118. | В. Бианки "Май". | 1 | 29.04.16 | |
119. | М. Дудин "Наши песни спеты на войне". | 1 | 30.04.1 | |
120. | Внеклассное чтение «Из истории нашей Родины». (Рассказы Л. Кассиля «У классной доски»», «Улица младшего сына»). | 6 неделя 1 | 04.05.16 | |
121. | В. Медведев "Звездолёт "Брунька". | 1 | 05.05.16 | |
| 0бобщающий урок по произведению. Медведев "Звездолёт "Брунька". | 1 | 06.05.16 | |
122. | В. Медведев "Звездолёт "Брунька". Деление сказки на части, составление плана. | 1 | 07.05.16 | |
123. | К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками", I часть. | 7 неделя 1 | 11.05.16 | |
124. | К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками", II часть. | 1 | 12.05.16 | |
125. | К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками", III часть. | 1 | 13.05.16 | |
126. | К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками". Обобщающий урок. | 1 | 14.05.16 | |
127. | А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (отр.), I часть. | 8 неделя 1 | 18.05.16 | |
128. | А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (отр.), II часть. | 1 | 19.05.16 | |
139. | А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Чтение сказки по ролям. | 1 | 20.05.16 | |
| 0бобщающий урок по произведению. А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц". | 1 | 21.05.16 | |
130. | В. Астафьев "Зорькина песня". | 2 дня 1 | 25.05.16 | |
131. | Н. Рыленков "Нынче ветер, как мальчишка, весел". | 1 | 26.05.16 | |
| Всего: | 34ч. | | |
Перечень учебно-методических средств обучения.
А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» - М.-2002.
М.Ф.Гнездилов «Методика русского языка во вспомогательной школе» - М. -1965.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой издательство «Владос» 2011г.
Прокопьенко М. Е. Русский язык и чтение, 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.
Чтение 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» / автор-составитель И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина (М.: «Просвещение», 2011)
1внеклассное чтение проводится один раз в месяц