СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 8-9 классов с ОВЗ

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа для 8-9 классов  по Информатике и ИКТ составлена на основе  федерального компонента образовательного стандарта,  в соответствии с действующим постановлением Главного санитарного врача РФ от  29.12 2010 года  № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», программой развития, программой развития воспитательной системы школы.

Учащимся  с  задержкой психического развития (далее – ЗПР), у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость необходимо  обеспечить коррекцию их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизацию познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности. В этой связи из тематического планирования я убрала такую тему, как «Начала программирования», т.к. она сложна для понимания и усвоения для учащихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 8-9 классов с ОВЗ»


Утверждаю:

зам. директора по УВР

___________В.В. Бронникова

01.09.2016

Согласовано: руководитель МО математики, информатики, физики

____________ Внукова Г.А.

31.08.2016




















для учащихся 8 классов с ОВЗ




























Ангарск, 2016



Оглавление
  1. Паспорт программы

  2. Пояснительная записка

      1. Цели и задачи

      2. Характеристика предмета

      3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

  1. Основное содержание

  2. Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ

  3. КИМ, позволяющие оценить качество выполнения учебной программы

  4. Тематическое планирование по курсу «Информатика и ИКТ»

  5. Объекты и средства материально-технического обеспечения курса информатики и ИКТ в 8-9 классе

  6. УМК




































Паспорт программы

1.


Название программы


Адаптированная рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 8-9 классов с ОВЗ

2.


Заказчик программы


Администрация МБОУ «СОШ № 19» г. Ангарска

3.


Разработчик программы


Нефедьева Татьяна Владимировна


4.


Цель программы


  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.


5.


Задачи программы


  • обеспечить понимание всеми учащимися возможностей и ограничений, присущих компьютерной технике; 

  • целенаправленно формировать ведущие компоненты современной алгоритмической культуры учащихся, выступающей как основа компьютерной грамотности; 

  • познакомить учащихся с использованием информатики и ЭВМ во всех областях современного общественного производства.

7.


Сроки реализации программы


2016 -2018 гг.


8.


Исполнитель программы


Нефедьева Татьяна Владимировна, учитель информатики и ИКТ

9.


Ожидаемые результаты


  • Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

  • Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

  • Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

10.


Система организации контроля над исполнением программы


Контроль над исполнением программы осуществляет автор программы и в установленном порядке администрация школы


11.


База реализации программы


МБОУ «СОШ № 19» г. Ангарска





























Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа для 5-9 классов по Информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента образовательного стандарта, в соответствии с действующим постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12 2010 года № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», программой развития, программой развития воспитательной системы школы.

Учащимся с задержкой психического развития (далее – ЗПР), у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость необходимо обеспечить коррекцию их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизацию познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности. В этой связи из тематического планирования я убрала такую тему, как «Начала программирования», т.к. она сложна для понимания и усвоения для учащихся с ОВЗ.


Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

Изучение информатики и ИКТ в 5-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;

  • усиление культурологической составляющей школьного образования;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу курса информатики и ИКТ для 5-9 классов положены следующие принципы:

  • Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в дальнейшем.

  • Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).

  • Практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

  • Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

  • Принцип развивающего обучения: обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или текстовой форме – залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.

Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.

Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и т.д.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

В зависимости от объективных и субъективных условий школы выбран параллельный подход к изложению учебного материала, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала, а во второй части – освоение практических навыков работы на компьютере.


Содержание курса информатики и ИКТ для 8-9 классов ( 102 часа)


Тематическое планирование по курсу информатики в основной школе

8 классы

Примерные темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Тема 1. Математические основы информатики (17 часов)

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Аналитическая деятельность:

  • выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;

  • выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;

  • анализировать логическую структуру высказываний.


Практическая деятельность:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную(восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

  • записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;

  • строить таблицы истинности для логических выражений;

  • вычислять истинностное значение логического выражения.

Тема 2. Основы алгоритмизации (14 часов)

Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Аналитическая деятельность:

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.


Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения

9 классы

Тема 3. Математические основы информатики (17 ч)

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Аналитическая деятельность:

  • выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;

  • выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;

  • анализировать логическую структуру высказываний.


Практическая деятельность:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную(восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

  • записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;

  • строить таблицы истинности для логических выражений;

  • вычислять истинностное значение логического выражения.

Тема 4. Моделирование и формализация (12 ч)

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.


Аналитическая деятельность:

  • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

  • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

  • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

  • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.


Практическая деятельность:

  • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

  • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;

  • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

  • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

  • создавать однотабличные базы данных;

  • осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

  • осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Тема 5. Основы алгоритмизации (14 ч)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;

  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;

  • строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.

Обработка числовой информации в электронных таблицах (11 ч)

Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.


Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

  • строить диаграммы и графики в электронных таблицах.


Коммуникационные технологии (10 ч)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.

Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.


Аналитическая деятельность:

  • выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

  • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

  • анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.

Практическая деятельность:

  • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;

  • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;

  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

  • создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты;

  • проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.


Резерв учебного времени в 8–9 классах: 4 часа









Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ


Планируемые результаты изучения информатики 8-9 классы

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.



Раздел 1. Информация вокруг нас

Выпускник научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Выпускник получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • сформировать представление о способах кодирования информации;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;



Раздел 2. Информационные технологии

Выпускник научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.



Раздел 3. Информационное моделирование

Выпускник научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

  • сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.



Раздел 4. Алгоритмика

Выпускник научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;



Выпускник получит возможность:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.



Раздел 5. Математические основы информатики

Выпускник научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

  • оперировать единицами измерения количества информации;

  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;

  • анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;

  • строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Выпускник получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита

  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;

  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.

  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;

  • познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов

  • научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.



Раздел 6. Алгоритмы и начала программирования

Выпускник научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;

  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

  • ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.

  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.

  • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Выпускник получит возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.



Раздел 7. Информационные и коммуникационные технологии

Выпускник научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

  • оперировать объектами файловой системы;

  • применять основные правила создания текстовых документов;

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;

  • работать с формулами;

  • визуализировать соотношения между числовыми величинами.

  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;

  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;

  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.

Ученик получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;

  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.

  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.


Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Информация и информационные процессы

9

6

3

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

4

3

3

Обработка графической информации

4

2

2

4

Обработка текстовой информации

9

3

6

5

Мультимедиа

4

1

3

6

Математические основы информатики

17

14

3

7

Основы алгоритмизации

14

10

4

8

Резерв 8 класс

2

0

2

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Математические основы информатики

17

14

3

2

Основы алгоритмизации

14

10

4

4

Моделирование и формализация

12

4

8

5

Обработка числовой информации

11

4

7

6

Коммуникационные технологии

10

4

6


Резерв 9 класс

6

0

6


Тематическое планирование 8 класс

Номер урока

Тема урока

Параграф учебника

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Введение.

2.

Актуализация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы»

№ 1-9

3.

Актуализация изученного материала по теме «Компьютер»

№ 10-14

Тема «Математические основы информатики»

4.

Общие сведения о системах счисления. Непозиционные системы счисления

§1.1.1. № 15-22

5.

Позиционные системы счисления. Развёрнутая и свёрнутая форма записи чисел.

§1.1.1. № 23-37

6.

Двоичная система счисления.

§1.1.2. № 44-49

7.

Восьмеричная система счисления.

§1.1.3. № 50

8.

Шестнадцатеричные системы счисления.

§1.1.4. № 51, 53-54

9.

Перевод чисел из 2-й, 8-й и 16-й в десятичную систему счисления

§1.1.1. № 38-43

10.

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

§1.1.5. №52

11.

Двоичная арифметика

§1.1.6. № 55-57

12.

Решение задач по теме «Системы счисления». Проверочная работа

§1.1. № 58-60, 61

13.

Представление целых чисел в компьютере

§1.2.1. № 62-64

14.

Представление вещественных чисел в компьютере

§1.2.2. № 65-67

15.

Элементы алгебры логики. Высказывание.

§1.3.1. № 76-77.

16.

Логические операции.

§1.3.2. № 78-82.

17.

Построение простых таблиц истинности для логических выражений

§1.3.3. № 83.

18.

Проверочная работа по теме «Элементы алгебры логики»


19.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики».

§1.3. № 94

20.

Контрольная работа по теме «Математические основы информатики»

§1.1.-1.3.

Тема «Основы алгоритмизации»

21.

Понятие алгоритма

§2.1.1. №95

22.

Исполнитель алгоритма. Работа с исполнителями в среде Кумир

§2.1.2. №96-101

23.

Разнообразие исполнителей алгоритмов

§2.1.2. №102-109

24.

Способы записи алгоритмов

§2.2. № 111-114.

25.

Объекты алгоритмов. Величины и выражения. Арифметические выражения.

§2.3.1-2. № 115-119

26.

Алгоритмическая конструкция «следование». Линейные алгоритмы для исполнителя Робот

§2.4.1. № 126.

27.

Составление линейных алгоритмов

§2.4.1. № 127, 132, 133.

28.

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Исполнение разветвляющихся алгоритмов.

§2.4.2. № 135, 136.

29.

Полная и неполная формы ветвления.

§2.4.2. № 137, 139.

30.

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.

§2.4.3. № 147-149, 151

31.

Циклические алгоритмы с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот

§2.4.3. № 150

32.

Цикл Работа с исполнителями Робот и Черепаха

§2.4.3. № 158-161

33.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации».

§2.1-2.4 № 167

34.

Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации».

§2.1-2.4

Итоговое повторение

35.

Основные понятия курса. Итоговое тестирование.




9 класс

Номер урока

Тема урока

Параграф учебника

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Введение.

Тема «Математические основы информатики»

Общие сведения о системах счисления. Непозиционные системы счисления

§1.1.1. № 15-22

Позиционные системы счисления. Развёрнутая и свёрнутая форма записи чисел.

§1.1.1. № 23-37

Двоичная система счисления.

§1.1.2. № 44-49

Восьмеричная система счисления.

§1.1.3. № 50

Шестнадцатеричные системы счисления.

§1.1.4. № 51, 53-54

Перевод чисел из 2-й, 8-й и 16-й в десятичную систему счисления

§1.1.1. № 38-43

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

§1.1.5. №52

Двоичная арифметика

§1.1.6. № 55-57

Решение задач по теме «Системы счисления». Проверочная работа

§1.1. № 58-60, 61

Представление целых чисел в компьютере

§1.2.1. № 62-64

Представление вещественных чисел в компьютере

§1.2.2. № 65-67

Элементы алгебры логики. Высказывание.

§1.3.1. № 76-77.

Логические операции.

§1.3.2. № 78-82.

Построение простых таблиц истинности для логических выражений

§1.3.3. № 83.

Проверочная работа по теме «Элементы алгебры логики»


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики».

§1.3. № 94

Контрольная работа по теме «Математические основы информатики»

§1.1.-1.3.

Тема «Моделирование и формализация»

Моделирование как метод познания

§1.1. № 20-27

Словесные модели

§1.2.1. № 28-29

Математические модели

§1.2.2. № 30-33

Графические модели. Графы

§1.3.1, 1.3.2. № 34-40

Использование графов при решении задач

§1.3.3. №41-46

Табличные модели

§1.4.1. №47-51

Использование таблиц при решении задач

§1.4.2. №52-54

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

§1.5. №55-60

Система управления базами данных

§1.6.1, 1.6.2.

Создание базы данных. Запросы на выборку данных.

§1.6.3, 1.6.4. № 61

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация».

§1.1.-1.6, № 62

Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация».

§1.1.-1.6.

Тема «Основы алгоритмизации»

Понятие алгоритма

§2.1.1. №95

Исполнитель алгоритма. Работа с исполнителями в среде Кумир

§2.1.2. №96-101

Разнообразие исполнителей алгоритмов

§2.1.2. №102-109

Способы записи алгоритмов

§2.2. № 111-114.

Объекты алгоритмов. Величины и выражения. Арифметические выражения.

§2.3.1-2. № 115-119

Алгоритмическая конструкция «следование». Линейные алгоритмы для исполнителя Робот

§2.4.1. № 126.

Составление линейных алгоритмов

§2.4.1. № 127, 132, 133.

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Исполнение разветвляющихся алгоритмов.

§2.4.2. № 135, 136.

Полная и неполная формы ветвления.

§2.4.2. № 137, 139.

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.

§2.4.3. № 147-149, 151

Циклические алгоритмы с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот

§2.4.3. № 150

Цикл Работа с исполнителями Робот и Черепаха

§2.4.3. № 158-161

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации».

§2.1-2.4 № 167

Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации».

§2.1-2.4

Тема «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.

§3.1.1, 3.1.2. № 96-104

Основные режимы работы ЭТ

§3.1.3. № 104-109

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

§3.2.1. № 110-113

Встроенные функции.

§3.2.2. № 114-121

Логические функции.

§3.2.3. № 122-124

Организация вычислений в ЭТ.

§3.2.

Сортировка и поиск данных.

§3.3.1.

Диаграмма как средство визуализации данных

§3.3.2. № 125-134

Построение диаграмм.

§3.3.2.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

§3.1-3.3. № 135

Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

§3.1-3.3.

Тема «Коммуникационные технологии»

56.

Локальные и глобальные компьютерные сети

§6.1

57.

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

§6.2

58.

Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

§6.2

59.

Всемирная паутина. Файловые архивы.

§6.3

60.

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

§6.3

61.

Технологии создания сайта.

§6.4

62.

Содержание и структура сайта.

§6.4

63.

Оформление сайта.

§6.4

64.

Размещение сайта в Интернете.

§6.4

65.

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа.


Итоговое повторение

66.

Основные понятия курса.


67.

Итоговое тестирование.


68-70.

Резерв учебного времени.



Контроль уровня обученности учащихся

В качестве измерителей учебных достижений предполагается использование таких форм, как выполнение творческой работы, решение индивидуальной задачи, тестирование, а также выполнение практических и контрольных работ. Главным критерием оценки знаний по информатике является проведение внешней экспертизы в виде государственного экзамена по информатике. Также предполагается участие в конкурсах и олимпиадах разных форм и уровней.

Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Для достижения выше перечисленных результатов используются следующие  средства проверки и оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.

Критерии и нормы оценки устного ответа

            Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

            Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

            Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

            Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

            Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерии и нормы оценки практического задания

            Отметка «5»: а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;

б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

            Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

            Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

            Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

            Отметка «1»: работа не выполнена.

 

Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ

Оценка 5ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка 4ставится за работу, выполненную полностью, но при нали-

чии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка 3ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка 2ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.

Оценка 1ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 

Перечень ошибок

Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения,  не верное применение операторов в программах, их незнание.

4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.

5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.

6. Небрежное отношение к ЭВМ.

7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.

Негрубые ошибки

1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.

2.  Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.

3. Нерациональный выбор решения задачи.

Недочёты

1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5. Орфографические  и пунктуационные ошибки


КИМ, позволяющие оценить качество выполнения учебной программы:

8-9 класс

Тема

Методический инструментарий

Математические основы информатики

Цифровой тест: matematicheskie-osnovy-informatiki.exe

Моделирование и формализация

Цифровой тест: modelirovanie-i-formalizacija.exe

Основы алгоритмизации

Цифровой тест: osnovy-algoritmizacii.exe

Обработка числовой информации в электронных таблицах

Цифровой тест: obrabotka-chislovoj-informacii-v-jelektronnyh-tablicah

Коммуникационные технологии

Цифровой тест: kommunikacionnye-tehnologii

Итоговое тестирование

Приложение




Итоговая контрольная работа по информатике 9 класс Вариант 1

Часть А

1. Сколько бит в 1 Кбайте?

1)1000 бит 2) 8*210 бит 3)1024 бит 4) 103 бит

2. Какое количество информации содержит один разряд двоичного числа?

1)1 байт 2) 3 бит 3) 4 бит 4)1 бит

3. Каков информационный объем текста, содержащего слово ИНФОРМАТИКА, в 8-ми битной кодировке?

1)8 бит 2) 11 байт 3) 11 бит 4) 88 бит

4. Как записывается десятичное число 1310 в двоичной системе счисления?

1) 1101 2) 1111 3) 1011 4) 1001

5. Процессор обрабатывает информацию, представленную:

1) в десятичной системе счисления; 2) на английском языке;

3) на русском языке; 4) в двоичной системе счисления


6. В каком из перечисленных ниже предложений правильно расставлены

пробелы между словами и знаками препинания?

1) Добрая слава бежит, а худая–летит. 2) Добрая слава бежит,а худая – летит.

3) Добрая слава бежит , а худая – летит. 4) Добрая слава бежит, а худая – летит. 


7. На схеме нарисованы дороги между четырьмя населенными пунктами A, B, C, D и указаны протяженности данных дорог.

Определите, какие два пункта наиболее удалены друг от друга (при условии, что передвигаться можно только по указанным на схеме дорогам). В ответе укажите кратчайшее расстояние между этими пунктами.

  1. 9 2) 13 3) 15 4) 17

8. От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма,

переданная с использованием азбуки Морзе:

При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно,

что в радиограмме использовались только следующие буквы:

Определите текст радиограммы. В ответе укажите, сколько букв было в исходной радиограмме.

1) 5 2) 6 3) 7 4) 12

9. Пользователь работал с каталогом C:\Архив\Рисунки\Натюрморты. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем еще раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Фотографии. Запишите полный путь каталога, в котором оказался пользователь.

1) C:\Архив\Рисунки\Фотографии 2) C:\Архив\Фотографии

3) C:\Фотографии\Архив 4) C:\Фотографии


10. Какая модель является динамической (описывающей изменение состояния объекта)?

1) формула химического соединения 2) формула закона Ома

3) формула химической реакции 4) закон Всемирного тяготения

11. Дан фрагмент электронной таблицы:

После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2. Укажите получившуюся диаграмму.

12. Фрагмент алгоритма изображен в виде блок-схемы. Определите, какое значение переменной S будет напечатано в результате выполнения алгоритма.

1)5   2) 6 3) 8 4) 10

13. В растровом графическом редакторе изображение формируется из ...

1) линий 2) окружностей 3) прямоугольников 4) пикселей



Часть В

1. Сколько Кбайт информации содержит сообщение объемом 2 16 бит? В ответе укажите одно число.


2. Определите значение переменной a после исполнения данного фрагмента программы.

a := 8;

b := 6+3*a;

a := b/3*a;

3. Какой объем информации составляет растровое графическое изображение размером 20x20 пикселей, если используется 32 различных цвета? Ответ записать в байтах.


4. Определите значение переменной с после выполнения фрагмента алгоритма, записанного в виде блок-схемы:

5. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных о результатах

тестирования учащихся (используется стобалльная шкала).

Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяет условию

«Математика 60 И Информатика 55»?


6. Некоторое число в двоичной системе счисления записывается как 100110.

Определите это число и запишите его в ответе в десятичной системе счисления.


7. У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:

1. вычти один

2. умножь на три

Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая – утраивает его. Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 5 числа 26, содержащем не более 5 команд, указывая лишь номера команд. (Например, 21211 – это алгоритм:

умножь на три

вычти один

умножь на три

вычти один

вычти один

который преобразует число 2 в 13.)

Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.


8. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256000 бит/c. Передача файла через данное соединение заняла 16 секунд. Определите размер файла в Кбайт.


9. Доступ к файлу htm.txt, находящемуся на сервере com.ru, осуществляется по протоколу http. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

10. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

Для обозначения логической операции “ИЛИ” в запросе используется символ |, а для логической операции “И” – &.

Часть С

1. Составить алгоритм на языке блок-схем для решения следующей задачи: определить, является ли треугольник с заданными сторонами a,b,c равнобедренным.

Итоговый контрольный тест по информатике 9 класс Вариант 2

Часть А

1. Чему равен 1 Мбайт ...

1) 106 бит  2) 106 байт 3)1024 Кбайт 4)1024 байт

2.Какое количество информации содержит один разряд шестнадцатеричного числа?

1) 4 бит  2) 1 бит 3)1 байт 4) 16 бит

3. Какое количество информации требуется для двоичного кодирования каждого символа набора из 256 символов?

1) 1 бит  2) 1 байт 3) 1 Кбайт 4) 8 байт

4. Как записывается десятичное число 1410 в двоичной системе счисления?

1) 1101  2) 1100 3) 1011 4) 1110

5. Файл – это

1) данные в оперативной памяти; 2) данные на диске, имеющие имя;

3) программа в оперативной памяти; 4) текст на диске


6. В каком из перечисленных ниже предложений правильно расставлены пробелы между словами и знаками препинания?

1) Не суйся , середа , прежде четверга ! 2) Не суйся,середа,прежде четверга!

3) Не суйся, середа, прежде четверга ! 4) Не суйся, середа, прежде четверга!  


7. На схеме нарисованы дороги между пятью населенными пунктами A, B, C,

D, E и указаны протяженности данных дорог.

Определите, какие два пункта наиболее удалены друг от друга (при условии, что передвигаться можно только по указанным на схеме дорогам). В ответе укажите кратчайшее расстояние между этими пунктами. 1) 14 2) 16 3) 17 4) 21


8. От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:

При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:

Определите текст радиограммы. В ответе укажите, сколько букв было в

исходной радиограмме.

1) 5 2) 6 3) 7 4) 12

9. Пользователь работал с каталогом C:\Учеба\Математика\Задания. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем еще раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Биология, далее спустился в каталог Оценки. Запишите полный путь каталога, в котором оказался пользователь.

1) C:\Биология\Оценки 2) C:\Оценки\Биология

3) C:\Учеба\Математика\Биология\Оценки 4) C:\Учеба\Биология\Оценки


10. Какая модель является статической (описывающей состояние объекта)?

1) формула химического соединения 3) формулы равноускоренного движения

3) формула химической реакции 4) второй закон Ньютона

11. Дан фрагмент электронной таблицы:

После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2. Укажите получившуюся диаграмму.

12. Фрагмент алгоритма изображен в виде блок-схемы. Определите, какое значение переменной S будет напечатано в результате выполнения алгоритма.

1) 2  2) 3 3) 6 4)24

13. В векторном графическом редакторе изображение формируется из ...

1) линий 2) геометрических объектов

3) прямоугольников 4) пикселей


Часть В

1. Сколько байт информации содержит сообщение объемом 0,25 Кбайт? В ответе укажите одно число.


2. Определите значение переменной a после исполнения фрагмента программы.

a := 16;

b := 12 – a / 4;

a := a + b * 3;


3. В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов увеличилось с 16 до 256. Во сколько раз увеличился  объем, занимаемый им в памяти?


4. Определите значение переменной c после выполнения фрагмента алгоритма, записанного в виде блок-схемы:

5. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных о стоимости изготовления фотографий.

Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию

(Ширина ?


6. Некоторое число в двоичной системе счисления записывается как 101111. Определите это число и запишите его в ответе в десятичной системе счисления.


7. У исполнителя Конструктор две команды, которым присвоены номера:

1. приписать 2

2. разделить на 2

Первая из них приписывает к числу на экране справа цифру 2, вторая – делит его на 2.

Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 1 числа 16, содержащем не более 5 команд, указывая только номера команд (например, 22212 – это алгоритм:

разделить на 2

разделить на 2

разделить на 2

приписать 2

разделить на 2

который преобразует число 8 в число 6.)

Если таких алгоритмов более одного, запишите любой из них.


8. Максимальная скорость передачи данных по модемному протоколу составляет 56000 бит/c. Какое максимальное количество байт можно передать за 5 секунд по этому протоколу?


9. Доступ к файлу net.txt, находящемуся на сервере html.ru, осуществляется по протоколу http. В таблице фрагменты адреса файла закодированы цифрами от 1 до 7. Запишите последовательность цифр, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

10. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции ИЛИ в запросе используется символ |, а для логической операции И – символ &.


Часть С

1. Составить алгоритм на языке блок-схем для решения следующей задачи: определить, является ли прямоугольник с заданными сторонами квадратом.

Итоговый контрольный тест по информатике 9 класс Вариант 3

Часть А

1. Чему равен 1 Кбайт ...

  1) 1000 бит  2) 103 байт 3) 210 байт 4) 1024 бит


2. Какое количество информации получит второй игрок при игре в крестики-нолики на поле 8х4 после первого хода первого игрока, играющего крестиками?

  1) 4 бит  2) 5 бита 3) 8 бита 4) 32 бит

3. Черно-белое растровое графическое изображение имеет размер 10*10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?

1)100 бит 2) 100 байт 3) 10 Кбайт 4) 1000 бит

4. Как записывается десятичное число 1510 в двоичной системе счисления?

1)1101 2) 1111 3) 1011 4) 1110

5. Драйвер – это

1) устройство ввода; 2) устройство вывода; 3) прикладная программа;

4) программа, обеспечивающая работу устройства компьютера

   

6. В каком из перечисленных ниже предложений правильно расставлены

пробелы между словами и знаками препинания?

1) Вольному — воля ,спасенному — рай. 2) Вольному—воля, спасенному—рай.

3) Вольному — воля , спасенному — рай. 4) Вольному — воля, спасенному — рай.

7. Четыре населенных пункта: А, B, C, D соединены дорогами. Время проезда (в часах) на машине из одного города в другой указано на схеме. Сколько часов займет на автомобиле самый быстрый маршрут из В в С?

1) 4  2) 5 3) 6 4) 7    

8. От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:

При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:

Определите текст радиограммы.

1) ГАИГАЧ 2) НАИГАН 3) НАИГАЧ 4) ГАИГАН


9. Пользователь находился в каталоге, который назывался ТЕКСТ. Сначала он поднялся на один уровень вверх, потом спустился на один уровень вниз, затем еще раз спустился на один уровень вниз. В результате пользователь оказался в каталоге, полное имя которого D:\ИВАНОВ\ТАБЛИЦЫ\ЗАРПЛАТА. Какой был полный путь к каталогу, в котором пользователь находился первоначально?


1) D:\ИВАНОВ\ТАБЛИЦЫ\ЗАРПЛАТА     2) D:\ТЕКСТ    

3) D:\ИВАНОВ\ТАБЛИЦЫ\ТЕКСТ     4) D:\ИВАНОВ\ТЕКСТ    


10. Дан фрагмент электронной таблицы:


A

B

C

D

1


3

4


2

=C1-B1

=B1-A2*2

=C1/2

=B1+B2

После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2. Укажите получившуюся диаграмму.

11. Формальной информационной моделью является ...

1) анатомический муляж 2) техническое описание компьютера

3) рисунок схемы компьютера 4) программа на языке программирования

12. Фрагмент алгоритма изображен в виде блок-схемы. Определите, какое значение переменной A будет напечатано в результате выполнения алгоритма.


1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

13. В растровом графическом редакторе минимальным объектом, цвет которого можно изменить, является ...

1) точка экрана (пиксель) 2) графический примитив

3) знакоместо (символ) 4) выделенная область

Часть В


1. Сколько Мбайт информации содержит сообщение объемом 223 бит? В ответе укажите одно число.

2. Определите значение переменной b после исполнения данного алгоритма.

a := 3; b := –2;
a := b – a * 2;
b := 240 / a * b;
b := a + b;

3. Какой объем информации составляет растровое графическое изображение размером 10x10 пикселей, если используется 64 различных цвета? Ответ записать в байтах.

4. Определите значение переменной s после выполнения фрагмента алгоритма, записанного в виде блок-схемы:

5. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Распределение прослушивания радио по возрастным группам в Москве».

Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию

(Дом 48) И (Автомобиль

6. Некоторое число в двоичной системе счисления записывается как 110110. Определите это число и запишите его в ответе в десятичной системе счисления.


7. У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:

1. прибавь 2
2. умножь на 3

Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 2, а выполняя вторую, умножает его на 3. (Например, программа 21211 это программа:
умножь на 3
прибавь 2
умножь на 3
прибавь 2
прибавь 2 которая преобразует число 2 в 28.)

Запишите порядок команд в программе получения из числа 3 числа 65, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд. Если таких алгоритмов более одного, запишите любой из них.


A

.html

Б

www.

В

/

Г

ftp

Д

.гu

Е

http

Ж

index

З

://

8. Скорость передачи данных составляет 56000 бит/с. Необходимо передать файл размером 280000 байт. Определите время передачи файла в секундах.


9. Доступ к файлу index.html, размещенному на сервере www.ftp.ru, осуществляется по протоколу http. В таблице приведены фрагменты адреса этого файла, обозначенные буквами от А до 3. Запишите последовательность этих букв, соответствующую адресу данного файла.


10. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите

обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые

найдет поисковый сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции “ИЛИ” в запросе используется символ |, а для операции “И” – &.

Часть С

1. Составить алгоритм на языке блок-схем для решения следующей задачи: определить, является ли треугольник с заданными сторонами a,b,c равносторонним.


Объекты и средства материально-технического обеспечения курса информатики и ИКТ в 8-9 классе

Аппаратные средства

1. Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся

2. Мультимедиапроектор

3. Принтер

4. Источник бесперебойного питания

5. Устройства вывода звуковой информации ( колонки)

6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)

7. Сканер

Программные средства

1. Операционная система.

2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

3. Антивирусная программа.

4. Программа-архиватор.

5. Клавиатурный тренажер.

6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

7. Простая система управления базами данных.

8. Среда программирования

9. Система автоматизированного проектирования.

10. Программа-переводчик.

11. Система оптического распознавания текста.

12. Программы разработки анимации

13. Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

14. Комплект учебных миров.

Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 5–9 классов
  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ.

. Лаборатория знаний, 2013.

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»

  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»

  8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!