Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо».
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № от « __»______2015 г Руководитель МО _________ Иванова Н.Н. | Согласовано Зам. директора по УВР _________ Лебедева Е.В. «___» __________2015 г | Утверждена Приказ №_____ от « __»______2015 г Директор ___________О.Я. Сычевская |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Изобразительное искусство 1 класс
2015-2016 уч. год
Учитель: Гринеева Т.В.
Всего часов 34 ; в неделю 1 час
I четверть _9_ часов
II четверть _7 час I полугодие _16_ часов
III четверть _9_ часов
IV четверть _9_ часа II полугодие _18_ часа
Составлена на основе:
г.Бодайбо 2015г.
Пояснительная записка.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Содержание программы
(1 ч в неделю)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать «графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал.
Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать мелкую моторику руки, формировать графические навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке; навык удержания направления движения.
Различать цвета: красный, желтый, зелёный, синий, коричневый, чёрный, белый.
Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.
Основные знания и умения учащихся
Учащиеся должны уметь:
организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаши;
выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину, осуществляя выбор по образцу и по названию;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;
уметь рисовать указанные в программе предметы (по подражанию действиям учителя, по образцу и словесной инструкции), передавая их основные свойства.
Учащиеся должны знать:
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Сроки | Примечание |
1четверть - 9ч. |
1 | Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски | 1 | 3.09.15 | |
2 | Рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины | 1 | 10.09.15 | |
3 | Рисование прямых линий в различных направлениях (по показу): высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии); провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии). | 1 | 17.09.15 | |
4 | Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенки, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др. | 1 | 24.09.15 | |
5 | Рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др. | 1 | 1.10.15 | |
6 | Рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек — цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др. | 1 | 8.10.15 | |
7 | Рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары — большие и маленькие, клубки ниток — большие и маленькие, ленты — длинные и короткие, карандаши — толстые и тонкие, елочки — высокие и низкие и др. | 1 | 15.10.15 | |
8 | Рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы: арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др. | 1 | 22.10.15 | |
9 | Рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др. | 1 | 29.10.15 | |
2 четверть- 7 ч. |
1. | Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка. | 1 | 12.11.15 | |
2. | Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель). | 1 | 19.11.15 | |
3. | Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов). | 1 | 26.11.15 | |
4. | Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов. | 1 | 3.12.15 | |
5. | Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). Деление круга на четыре равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура. | 1 | 10.12.15 | |
6. | Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы). | 1 | 17.12.15 | |
7. | Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели). | 1 | 24.12.15 | |
3 четверть-9ч. |
1 | Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка). | 1 | 14.01.16 | |
2 | Рисование на тему «Снеговик». | 1 | 21.01.16 | |
3 | Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета). | 1 | 28.01.16 | |
4 | Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров. | 1 | 4.02.16 | |
5 | Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки. | 1 | 18.02.16 | |
6 | Рисование с натуры игрушки-кораблика. | 1 | 25.02.16 | |
7 | Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. | 1 | 3.03.16 | |
8 | Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала | 2 | 10.03.16 | |
-
| Рисование по замыслу «Что бывает круглое?». | | 17.03.16 | |
4четверть-9ч. |
-
| Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке»). | 1 | 31.03.16 | |
-
| Декоративное рисование — узор в круге (круг — готовая форма). | | 7.04.16 | |
-
| Тематический рисунок «Я ракету нарисую». | 1 | 14.04.16 | |
-
| Геометрический узор в полосе из треугольников. | 1 | 21.04.16 | |
-
| Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». | | 28.04.16 | |
-
| Рисование несложных предметов из геометрических форм (домик -квадрат, треугольник) | 1 | 5.05.16 | |
-
| Рисование с натуры праздничного флажка. | 1 | 12.05.16 | |
-
| Рисование узора в полосе растительных элементов. | | 19.05.12 | |
-
| Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки). | 1 | 26.05.16 | |
| Всего: | 34ч. | | |
Список литературы:
Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989.
Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство и др.). Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.