(индивидуальное обучение для детей с ОВЗ VII вида).
Рабочая программа по литературному чтению для индивидуального обучения для 4 класса разработана на основе Сборника рабочих программ «Школа России» (1-4 классы). Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2011 с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Данная рабочая программа разработана для учащейся 4-в класса, которая находится на индивидуальном обучении по заключению ПМПК и нуждается в индивидуальном обучении, в связи с чем изменено количество часов данного предмета. Программа включает в себя все разделы учебного курса по литературному чтению для 4 класса и реализуется в течение года.
Образование детей с ОВЗ не сопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников. В структуре содержания его «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Обязательной является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, при необходимости индивидуализируется и содержание основной программы обучения.
Данная рабочая программа скорректирована на основе: федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по учебнику 4 класса авторов:Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников для индивидуального обучения. В программе заложены новые подходы к образованию учащихся, направленные не только на усвоение стандарта, базовых знаний, но и на формирование учебных компетенций, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся.
Одной из форм обучения, гарантированной Российским законодательством, является индивидуальное обучение больных детей на дому. Оно организуется с целью создания комфортных, сохраняющих и укрепляющих здоровье условий для больных детей, которые по состоянию здоровья не могут получать образование в школе, не успевают за темпом класса и нуждаются в индивидуальном, щадящем режиме учебной деятельности. Целевое назначение: обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, учебным планом школы, индивидуальными учебными планами учащихся в соответствии с Положением об организации обучения больных учащихся и детей, находящихся в социально-опасном положении.
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Процесс освоения программ осуществляется с учетом особенностей учебной деятельности и поведения детей данных типов, их склонностей и интересов, с целью развития навыков самостоятельной работы с учебником справочной и художественной литературой.
Образовательная программа индивидуального обучения рекомендуется учащимся с ослабленным здоровьем по направлениям клинико-экспертной комиссии медицинского учреждения и рассчитана на работу с одним учеником.
Учебные занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю, по индивидуальному расписанию.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника . Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятие литературного текста, формированию читательской самостоятельности. средств. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
самостоятельной работы с разными источниками информации (словарями, справочниками)
По индивидуальной программе на изучение курса «Литературное чтение» в 4 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебных недели).
№ | Тема урока | Дата | Основные виды деятельности учащихся |
| ТЕМА №1: Вводный урок (1 ч.) Планируемые результаты освоения курса: Знакомство с учебником по литературному чтению |
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению | 01.09 | Осознавать структуру учебника, систему условных обозначений. Пользоваться оглавлением, словарём. Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) |
| ТЕМА №2: «Летописи, былины, жития» (4 ч.) Планируемые результаты освоения курса: познакомить с отрывками из летописей, помочь им понять необходимость знания истории. Отработка навыка осознанного, правильного, выразительного чтения вслух. Научить самостоятельно давать характеристику героя. Составлять план текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду. |
2 | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего» | 06.09 | Понимать, что события летописи – основные события Древней Руси. Сравнивать текст летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» |
3 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | 08.09 | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения |
4 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы | 13.09 | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план |
5 | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проверка навыка чтения | 15.09 | Различать жанры произведений. Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль |
| ТЕМА №3: «Чудесный мир классики» (10 ч.) Планируемые результаты освоения курса: научить понимать идеи произведения, самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции. |
6 | П.П. Ершов «Конёк - Горбунок» | 20.09 | Знать название и основное содержание изученного произведения. Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. |
7 | П.П. Ершов «Конёк - Горбунок» | 22.09 | Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Сравнивать народную и литературную сказки. |
8 | А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» | 27.09 | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства |
9 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 29.09 | Знать название и основное содержание изученного произведения. Характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним. Анализировать поведение героев. |
10 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 04.10 | Знать название и основное содержание изученного произведения. Характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним. Анализировать поведение героев. |
11 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» | 06.10 | Называть изученные произведения М.Ю. Лермонтова. Различать жанры произведений. Понимать прием изображения действительности в стихотворении «олицетворение» |
12 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 11.10 | Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Иметь представление о классической литературе |
13 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 13.10 | Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка |
14 | Л.Н. Толстой «Детство», «Как мужик камень убрал» | 18.10 | Рассказывать о жизни и творчестве Л.Н. Толстого. Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка |
15 | А.П. Чехов «Мальчики». Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | 20.10 | Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. |
| ТЕМА №4: Поэтическая тетрадь (6 ч.) Планируемые результаты освоения курса: воспитывать Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. |
16 | А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» | 25.10 | Характеризовать картины природы в лирическом стихотворении. Определять ритм, интонации (тон, паузы, темп) стихотворения. Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. |
17 | Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот...» | 27.10 | Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения |
18 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка» | | Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения |
19 | Н.А. Некрасов «Школьник» | | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства |
20 | Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...» | | Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы, умение находить необычное в обычных предметах. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства |
21 | И.А. Бунин «Листопад» Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | | Описывать картины осени в стихотворении. Определять слово как средство художественной выразительности. Называть произведения русских поэтов. Рассказывать о листьях, как о живых существах, анализировать поэтическое изображение листьев в стихах, читать выразительно стихотворение. Сочинять маленький рассказ |
| ТЕМА №5: Литературные сказки (8 ч) Планируемые результаты освоения курса: формировать и развивать навык самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);формулировать основную мысль текста; составлять простой и сложный план текста. |
22 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Читать выразительно и осознанно текст сказки. Делить текст на части, составлять план сказки, подробно пересказывать |
23 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | | Называть особенности данного литературного жанра. Определять сказка или рассказ. Находить текст-описание в содержании художественного произведения |
24 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | | Чувствовать настроение героев произведения, улавливать отношение автора к нему и описанным событиям |
25 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | | Определять мотивы народных сказок в авторском тексте. Рассказывать об авторском отношении к героям произведения. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. |
26 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | | Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Читать выразительно и осознанно текст сказки. Определять мотивы народных сказок в авторском тексте. Рассказывать об авторском отношении к героям произведения. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. |
27 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | | Анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы |
28 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | | Делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями |
29 | Обобщение по разделу «Литературные сказки». | | Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ, участвовать в викторине. |
| ТЕМА №6: Делу время – потехе час (5 ч) Планируемые результаты освоения курса: развивать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. |
30 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | | Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения |
31 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» | | Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии). |
32 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
33 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» | | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко. Читать по ролям |
34 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». | | Называть авторов, которые пишут юмористические рассказы. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию |
| ТЕМА №7: «Страна детства» (5 ч) Планируемые результаты освоения курса: учить самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).Формулировать основную мысль текста; составлять простой и сложный план текста. Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других |
35 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | | Пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы |
36 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | | Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту |
37 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | | Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения |
38 | М.М. Зощенко «Елка». | | Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства |
39 | Обобщение по разделу «Страна детства». | | Называть изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных литературных произведений |
| ТЕМА №8: «Поэтическая тетрадь» (3ч) Планируемые результаты освоения курса: воспитывать умение воспринимать красоту природы, чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Способствовать формированию потребности в чтении |
40 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | | Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию |
41 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | | Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию |
42 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | | Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения |
| ТЕМА №9: Природа и мы (6 ч.) Планируемые результаты освоения курса: воспитывать чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. |
43 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному |
44 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | | Определять тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения |
45 | М.М. Пришвин «Выскочка» | | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному |
46 | Е.И. Чарушин «Кабан» | | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному |
47 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному |
48 | Обобщение по разделу «Природа и мы». | | Называть изученные литературные произведения и их авторов. Анализировать содержание изученных литературных произведений о природе |
| ТЕМА №10: Поэтическая тетрадь (4 ч.) Планируемые результаты освоения курса: развивать навык воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. |
49 | Б. Л. Пастернак «Золотая осень» | | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение) |
50 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | | Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения |
51 | С.А. Есенин «Лебедушка» | | Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. |
52 | Путешествие в мир поэзии. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | | Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения |
| ТЕМА №11: Родина (4 ч.) Планируемые результаты освоения курса: воспитывать умение чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Способствовать формированию потребности в чтении. |
53 | И.С. Никитин «Русь» | | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль |
54 | С.Д. Дрожжин «Родине» | | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль |
55 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | | Определять жанр произведения. Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения. Понимать нравственный смысл произведения. Определять основную мысль рассказа |
56 | Обобщение по разделу «Родина». | | Участвовать в работе группы. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) |
| ТЕМА №12: Страна Фантазия (5 ч.) Планируемые результаты освоения курса: научить самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения, находить ключевые слова, формулировать основную мысль текста; составлять план текста. Иметь собственные читательские приоритеты. |
57 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | | Участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения |
58 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | | Участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения |
59 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль |
60 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра |
61 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». | | Понимать особенности фантастических произведений. Соотносить название с содержанием произведения. Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному, сочинять фантастические истории |
| ТЕМА №13: Зарубежная литература (7 ч.) Планируемые результаты освоения курса: развивать навык воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. |
62 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение |
63 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание |
64 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | | Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста |
65 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание |
66 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | | Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль |
67 | С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете» | | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения |
68 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Проверка техники чтения. | | Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения |