СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) рассчитана на 105 часов.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс»

Содержание


1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………

3

2.Общая характеристика учебного предмета, курса…………………………………………………………………………………………….

6

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане………………………………………………………………………………..

7

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса..……………………………………….....

7

5.Содержание учебного предмета, курса, подробное обоснование о внесенных изменениях в используемую программу с учетом психофизических особенностей детей с ОВЗ……………………………………………………………………………………………………


10

6.Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, содержание учебного материала, предметных и метапредметных результатов…………………………………………………………………………………………………….


15

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; дидактического материала коррекционно-развивающего характера…………………………………………………………………………………………………………


34

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса………………………………………………………………………………

35

9.Приложения………………………………………………………………………………………………………………………………………

37











1. Пояснительная записка



Адаптированная рабочая программа по предмету «Литература» для 6 класса общеобразовательных учреждений предназначена для детей с ОВЗ. Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;

2.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждѐнного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. No1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

3.Примерная программа основного общего образования по литературе;

4.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. No 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

6.Приказ Минобрнауки России от 30.08. 2013 No 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального, общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарег. В Минюсте России 01. 10. 2013 No30067).

7.Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 No ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

Данная Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Данная адаптированная рабочая программа для 6 класса составлена на основе Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, - М.: Просвещение, 2011), авторской программы В.Я. Коровиной и учебника для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, - 2-е изд. - М: Просвещение, 2013.

Программа конкретизирует содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

Особенности учащихся с ОВЗ. Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Повышенная истощаемость ЦНС и в связи с этим сниженная познавательная активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память - все эти и другие особенности учащихся с ЗПР отрицательно влияют на успешность обучения и являются основной причиной их стойкой неуспеваемости в учебе.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР и их коррекция. Каждая форма педагогического общения с детьми ЗПР должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.

Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.

Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития

социальной активности и т.д.

Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр.

Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция –развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция–развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Перед классами общего образования для детей с ЗПР стоят те же цели обучения, которые заложены в программах изучения литературы в 5—9 классах общеобразовательной школы (Стандарт основного общего образования по литературе, 2004)).- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и

аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены тремя категориями: воспитательной, образовательной и коррекционно-развивающей.

Воспитательные задачи заключаются в формировании эстетического идеала, развитии эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входят формирование умений углубленного чтения, читательской самостоятельности, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений - умений с помощью учителя составить план и пересказать прочитанное, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, иметь представление о писателях в истории мирового искусства.

К коррекционно-развивающим задачам относятся:- формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей, коррекция личностного развития ребенка;- развитие и расширение знаний детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;-совершенствование навыков чтения –сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;-уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем;-развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;-развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).

При адаптации программы основное внимание обращалось на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного или ознакомительного изучения.



2.Общая характеристика учебного предмета, курса


Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.


3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


В учебном плане МКОУ ХМР СОШ п. Красноленинский количество учебных недель увеличено с 34 до 35, в связи с чем данная рабочая программа предусматривает изучение литературы в 6 классе в количестве 105 часов (из расчета 3 часа в неделю).



4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса



Личностные результаты у детей с ОВЗ должны отражать:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты изучения литературы для детей с ОВЗ:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;


Предметные результаты по литературе для детей с ОВЗ:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.




5.Содержание учебного предмета, курса, подробное обоснование о внесенных изменениях в используемую программу с учетом психофизических особенностей детей с ОВЗ



ВВЕДЕНИЕ

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XX ВЕКА

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Василий Макарович Шукшин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОСИИ

Габдулла Тукай. Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта.

«Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека.

Кайсын Кулиев. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).



6.Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


Предмет литература

Класс 6

Учебник Литература 6, автор В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Москва «Просвещение», год издания 2015

Количество часов всего (105), в неделю 3 часа


п/п раздела и темы урока

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Универсальные учебные действия, требования к уровню подготовки обучающихся

Коррекционная

деятельность

Дата

План

Факт

1.1.

Введение.

Писатели – создатели, хранители и любители книг

Изучение нового

Предметные: понимать значение книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, оглавления, сносок; уметь находить в учебнике-хрестоматии «Литература» необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.


Метапредметные: Уметь работать с критической статьёй, составлять план. Формирование умения взаимодействовать в малых группах в процессе решения проблемных ситуаций.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.


Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию

Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов



02.09


2.1.

Устное народное творчество.

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

Изучение нового

06.09


3.2.

Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.

Изучение нового

08.09


4.3.

Загадки.

Изучение нового

09.09


5.4.

Проект по теме «Пословицы и их толкование».

(стр. 17)

Закрепление

13.09


6.1.

Древнерусская литература.

«Повесть временных лет».

Изучение нового

Коррекция памяти, мыслительных процессов

15.09


7.2.

«Сказание о белгородском киселе».

Изучение нового

Коррекция памяти, мыслительных процессов

16.09


8.1.

Из русской литературы XVIII века.

И. И. Дмитриев. О баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.


Изучение нового

Коррекция памяти, мыслительных процессов

20.09


9.2.

И. А. Крылов. О писателе-баснописце. «Листы и корни», «Ларчик».

Изучение нового

Коррекция памяти, мыслительных процессов

22.09


10.3.

И. А. Крылов. «Осел и Соловей».


Изучение нового

Коррекция памяти, мыслительных процессов

23.09


11.4.

Проект «Басни И.А. Крылова».


Закрепление

Коррекция памяти, мыслительных процессов

27.09


12.1.

Из русской литературы XIX века.

А. С. Пушкин. О писателе. Стихотворение «Узник».

Изучение нового

Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти

29.09


13.2.

Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро».

Изучение нового

Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти

30.09


14.3.

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

Изучение нового


Предметные: знать сведения о поэте, историю создания стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, определять роль «эпитетов» и «метафор» и других средств художественной выразительности в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы


Метапредметные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; планирует (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции, действует по плану; задаёт вопросы, слушает, отвечает на вопросы других, формулирует (по возможности) собственные мысли.

Личностные: Видеть нравственные аспекты стихотворения.



Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти

04.10


15.4.

Лирика Пушкина.

Изучение нового

Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти

06.10


16.5.

История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский».

Изучение нового

Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти

07.10


17.6.

Изображение русского барства в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Изучение нового

Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти

11.10


18.7.

Дубровский - старший и Троекуров в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Изучение нового

Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти

13.10


19.8.

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Изучение нового

Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти

14.10


20.9.

Бунт крестьян в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Изучение нового

Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти

18.10


21.10.

Осуждение пороков общества в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Изучение нового

Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.

20.10


22.11.

Защита чести, независимости личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Изучение нового

Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.

21.10


23.12.

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Изучение нового

Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.

25.10


24.13.

Авторское отношение к героям повести «Дубровский».

Изучение нового

Предметные: знать сведения о поэте, историю создания стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, определять роль «эпитетов» и «метафор» и других средств художественной выразительности в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы


Метапредметные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; планирует (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции, действует по плану; задаёт вопросы, слушает, отвечает на вопросы других, формулирует (по возможности) собственные мысли.

Личностные: Видеть нравственные аспекты стихотворения.

Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.

27.10


25.14.

Обобщение изученного по повести «Дубровский».

Изучение нового

Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.

28.10


26.15.

А. С. Пушкин «Повести Белкина».

Изучение нового

Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.

08.11


27.16.

Контрольное сочинение по повести А. С. Пушкина «Дубровский».

Контроль знаний

Коррекция нарушений устной/письменной/ речи.

10.11


28.17.

А. С. Пушкин.

«Барышня-крестьянка». Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка».

Изучение нового

Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.

11.11


29.18.

М.Ю. Лермонтов. О поэте. Стихотворение «Тучи».

Изучение нового

Предметные: Знать отдельные факты биографии поэта, историческую основу стихотворения; понимать его свободолюбивую направленность, отношение автора к Родине; уметь передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как внутренний монолог.

Метапредметные: Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Сотрудничество в поиске информации.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Личностные: Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.

15.11


30.19.

Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок»

Изучение нового

Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.

17.11


31.20.

Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес», «Три пальмы».

Изучение нового

Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.

18.11


32.21.

Проектная работа по стихотворениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Закрепление

Развитие словесно-логического мышления

22.11


33.22.

И.С. Тургенев. Литературный портрет писателя.

Изучение нового

Предметные: Знать сведения о жизни писателя; уметь делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать произведение, художественно пересказывать, сопоставлять литературные произведения со сходным сюжетом/ проблематикой, выявлять общее и отличительное, объяснять отношение автора к изображаемому.


Метапредметные: Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей.

развивать навыки пересказа и анализа.




Личностные: Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Развитие словесно-логического мышления

24.11


34.23.

Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Изучение нового

Развитие словесно-логического мышления

25.11


35.24.

Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Изучение нового

Развитие словесно-логического мышления

29.11


36.25.

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Изучение нового

Развитие словесно-логического мышления

01.12


37.26.

Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты крестьянских детей»

Закрепление

Развитие словесно-логического мышления

02.12


38.27.

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.

Изучение нового

Предметные: знать биографические сведения о поэтах, историю создания и содержание стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, определять роль «эпитетов» и «метафор» и других средств художественной выразительности в создании словесной картины, уметь охарактеризовать особенности поэтики Ф.И.Тютчева и . А.А.Фета

Метапредметные: Знать изученные теоретико-литературные понятия.

Определять свои действия в рамках предложенных условий и требований. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности иобучающихся к саморазвитию и самообразованию

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

06.12


39.28.

Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

08.12


40.29.

Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

09.12


41.30.

Контрольная работа «Анализ стихотворений Ф.И. Тютчева».

Контроль знаний

Коррекция - развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии.

13.12


42.31.

А. А. Фет Стихотворениях «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

Изучение нового

Коррекция словесно-логического мышления.

15.12


43.32.

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета

Изучение нового

Коррекция словесно-логического мышления.

16.12


44.33.

Сопоставление пейзажной лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Закрепление

Коррекция словесно-логического мышления.

20.12


45.34.

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Изучение нового

Предметные: Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности, историю создания произведения; понимать его тональность и значение понятий «крепостное право», «крепостничество». Уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения и др. тропы

Метапредметные: Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность

Личностные: Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера

Коррекция словесно-логического мышления.

22.12


46.35.

Народ - созидатель в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога».

Изучение нового

Коррекция словесно-логического мышления.

23.12


47.36.

Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога».

Изучение нового

Коррекция словесно-логического мышления.

10.01


48.37.

Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога».

Изучение нового

Коррекция словесно-логического мышления.

12.01


49.38.

Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога».

Изучение нового

Коррекция словесно-логического мышления.

13.01


50.39.

Двусложные и трехсложные размеры стиха

Изучение нового

Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления

17.01


51.40.

Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя.

Изучение нового

Предметные: Знать сведения о де писателе, о начале его литературной деятельности, историю создания произведения; уметь соотносить описание быта и нравов царской России в сказе со знаниями об этом периоде из истории; знать сюжет повести, понимать духовные и нравственные качества Левши, определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, используя цитаты.

Метапредметные:

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника, тексте художественного произведения.

Личностные: Совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.


Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления

19.01


52.41.

Н.С. Лесков Гордость за народ в сказе «Левша».

Изучение нового

Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления

20.01


53.42.

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

Изучение нового

Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления

24.01


54.43.

Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в повести Н.С. Лескова «Левша».

Изучение нового

Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления

26.01


54.44.

Сказовая форма повествования.

Изучение нового

Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления

27.01


55.45.

Самостоятельная работа «Лесков - «писатель будущего» (Л.Н. Толстой)

Контроль знаний

Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания.

31.01


56.1.

Писатели улыбаются.

А.П. Чехов. Литературный портер писателя. Рассказ «Толстый и тонкий».

Изучение нового

Предметные: Знать автора и биографические сведения о нем; уметь передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации.

Метапредметные: Строить письменное высказывание в связи с изученным произведением, выражать свое отношение к прочитанному. Сотрудничество в поиске информации. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Личностные: Учится контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления

02.02


57.2.

Особенности юмора в рассказе «Толстый и тонкий».

Изучение нового

Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления

03.02


58.3.

Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».

Изучение нового

Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления

07.02


59.1.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

Изучение нового

Предметные: Знать биографические сведения о поэтах, содержание их стихотворений; выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе;

уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании.

.Метапредметные: Знать особенности построения поэтического произведения, Уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение.

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Личностные: Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе.

Коррекция словесно-логического мышления, коррекция творческого воображения.

09.02


60.2.

Е.А. Баратынский. «Весна, весна!

Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»

Изучение нового

Коррекция словесно-логического мышления, коррекция творческого воображения.

10.02


61.3.

А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Изучение нового

Коррекция словесно-логического мышления, коррекция творческого воображения.

14.02


62.4.

Контрольное сочинение по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов».

Контроль знаний

Коррекция - развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии

17.02


63.1.

Из русской литературы XX века.

А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».

Изучение нового

Предметные: Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказов, их героев, уметь сжато пересказывать, инсценировать; определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, используя цитаты.

Метапредметные: Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника, тексте художественного произведения. Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Личностные: Испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом и созидательном процессе.

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

20.02


64.2.

Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор».

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

21.02


65.3.

А.С. Грин. Повесть «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести.

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

22.02


66.4.

Душевная чистота главных героев в повести «Алые паруса».

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

28.02


67.5.

Отношение автора к героям повести «Алые паруса»

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

02.03


68.6.

А.П. Платонов. Литературный портрет писателя.

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

03.03


69.7.

А.П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок».

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

07.03


70.8.

М.М. Пришвин. Литературный портрет писателя. Сказка-быль «Кладовая солнца».

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

09.03


71.9.

Тема дружбы и согласия в сказке-были «Кладовая солнца».

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

10.03


72.10.

Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца».

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

14.03


73.11.

Сказка и быль в рассказе «Кладовая солнца». Смысл названия рассказа.

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

16.03


74.12.

Сочинение по сказке - были

М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Контроль знаний

Коррекция - развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии

17.03


75.1.

Произведения о Великой Отечественной войне.

К. М. Симонов. Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

Изучение нового

Предметные: Знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии поэтов; уметь переживать события, рассказанные в стихотворении, усваивать его интонацию и ритм

Метапредметные: Кратко познакомиться с жизнью и творчеством поэтов.

Формирование умения взаимодействовать в парах.

Умение строить  логическое рассуждение, умозаключение.

Личностные: Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России.

Коррекция словесно-логического мышления.

21.03


76.2.

Д.С. Самойлов. Стихотворение «Сороковые».


Изучение нового

Коррекция словесно-логического мышления.

04.04


77.3.

В. П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе.

Изучение нового

Предметные: Знать автора, факты его жизни. Уметь определить границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему, озаглавить; дать характеристику персонажам, действующим в эпизоде; уметь выбирать эпизоды для характеристики персонажей.

Метапредметные: Понять и объяснить смысл названия рассказа, определять позицию автора. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

Умение  определять понятия, создавать обобщения.

Личностные: Совершенствование духовно- нравственных качеств личности.

Коррекция словесно-логического мышления.

06.04


78.4.

Яркость и самобытность героев рассказа «Конь с розовой гривой».

Изучение нового

Коррекция словесно-логического мышления.

07.04


79.5.

В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Отражение трудностей военного времени.

Изучение нового

Коррекция словесно-логического мышления.

11.04


80.6.

Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика в рассказе «Уроки французского».

Изучение нового

Коррекция словесно-логического мышления.

13.04


81.7.

Нравственные проблемы рассказа «Уроки французского».

Изучение нового

Коррекция словесно-логического мышления.

18.04


82.8.

Контрольное сочинение по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».


Коррекция - развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии

20.04


83.1.

Писатели улыбаются.

В. М. Шукшин. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности героев - «чудиков».

Изучение нового

Предметные: Знать сведения о жизни писателя; уметь делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать произведение, художественно пересказывать, объяснять отношение автора к изображаемому; уметь выбирать эпизоды для характеристики персонажей.

Метапредметные: Строить письменное высказывание в связи с изученным произведением, выражать свое отношение к прочитанному.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Умение работать с разными источниками информации, находить ее, использовать в самостоятельной деятельности

Личностные:Учится контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Развитие фонематического восприятия. Коррекция творческого воображения.

21.04


84.2.

Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах

В.М. Шукшина.

Изучение нового

Развитие фонематического восприятия. Коррекция творческого воображения.

25.04


85.3.

Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».


Изучение нового

Развитие фонематического восприятия. Коррекция творческого воображения.

27.04


86.4.

Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла».

Изучение нового

Развитие фонематического восприятия. Коррекция творческого воображения.

28.04


87.5.

Герой-повествователь в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла».

Изучение нового

Развитие фонематического восприятия. Коррекция творческого воображения.

02.05


88.1.

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века.

А. Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

Изучение нового

Предметные: Знать основные события жизни С.Есенина, А.А.Блока, Н.М.Рубцова; понимать, каким настроением окрашены их стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения.

Метапредметные: Совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли.

Личностные: Знание истории языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

Развитие фонематического восприятия. Коррекция творческого воображения.

04.05


89.2.

С. А. Есенин. Стихотворения «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

Изучение нового

Развитие фонематического восприятия. Коррекция творческого воображения.

05.05


90.3.

А. Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...».

Изучение нового

Развитие фонематического восприятия. Коррекция творческого воображения.

10.05


91.4.

Н. М. Рубцов. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

Изучение нового

Развитие фонематического восприятия. Коррекция творческого воображения.

11.05


92.5.

Контрольное сочинение по теме: «Родная природа в русской поэзии XX века».

Контроль знаний

Коррекция - развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии

12.05


93.1.

Из литературы народов России.

Г. Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

Изучение нового

Предметные: Знать автора стихотворения; уметь выразительно читать стихотворения, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль.

Метапредметные:

Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Личностные: Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

16.05


94.2.

К. Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

18.05


95.1.

Из зарубежной литературы.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

19.05


96.2.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

22.05


97.3.

Геродот. «Легенда об Арионе».

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

23.05


98.1.

Произведения зарубежных писателей.

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» как героическая эпическая поэма.

Изучение нового

Предметные: Знать зарубежных авторов, факты их жизни, сюжет изучаемых произведений; понимать поведение главного героя, общение его с окружающими, миром природы, простоту и человечность, диалогичность, трогательный образ мечтателя Дон-Кихота маленького принца.

Метапредметные: Воспринять и осмыслить особый мир романтических героев; уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики зарубежной прозы.

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Формирование умения строить  логическое рассуждение.

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

25.05


99.2.

Гомер. Слово о Гомере. «Одиссея» как героическая эпическая поэма.

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

26.05


100.3.

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

26.05


101.4.

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

29.05


102.5.

А. де Сент-Экзюпери. Повесть «Маленький принц».

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

30.05


103.6.

А. де Сент-Экзюпери.

Повесть «Маленький принц». Сказочное и реальное в произведении.

Изучение нового

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

30.05


104.7.

Итоговый тест

Контроль знаний


Предметные: Уметь высказывать мнение о самостоятельно прочитанных произведениях, аргументируя свой ответ (определять жанр произведения, его тему, идею, замысел автора, взаимоотношения героев).

Метапредметные: учится совместно с учителем выбирать необходимые действия и операции, действовать по плану; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Личностные: Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Метапредметные: Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Коррекция - развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии.

31.05


105.8.

Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

Закрепление

Коррекция нарушений устной/письменной/речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

31.05



Итого

105







7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; дидактического материала коррекционно-развивающего характера


Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2013.

2. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011.

3.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной.

4. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

5. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011.

6. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

7. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

8. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

9. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

10. http://www.bibliotekar.ru - Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.

11. http://www.litera.ru - Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал "Словесность".


Методическое обеспечение коррекционно-развивающего характера:


1.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2007 г.

2. «Дефектология» 2009, №1,2,3.

3. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Изд-во «Аркти», 2011 г.

4. Концепция коррекционно-развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc 

5. Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М.: Изд-во «Аркти», 2008 г.

6. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр коррекции. – М., 2005.

7. Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2012 № 29/2065-п.

8. Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

9. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.,2009. – С. 90-95.

10. Семаго Н., Семенович М.. Интеграция стихийная и продуманная. «Школьный психолог» 2011, №23.

11. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. –М.,2009.



8.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса


В результате изучения литературы в 6 классе учащийся с ОВЗ должен

ЗНАТЬ:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия.

УМЕТЬ:

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;

  • владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;

  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика);

  • создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии;

  • отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении;

  • привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;

  • работать со справочными материалами.


Приложения


Организация текущего и промежуточного контроля знаний

Входной мониторинг в 6 классе по литературе для учащихся с ЗПР можно провести по следующей таблице (оценки по 3, 4, 5, 6-ому столбцам учитель ставит сообразно индивидуальным особенностям ученика).


Техника чтения

Анализ текста

Теория литературы

Речевое развитие

Скорость чтения

Выразительность

Осознанность

Чтение незнакомого текста с 12 шрифтом вслух 100 слов и более – «5»

80 – 100 – «4»,

60-90 – «3»,

До 60 слов – «2».

«Актерское» чтение, передача чувств и выделение голосом ключевых слов (игра голоса, мимика, паузы и т.п.) – «5»,

Чтение предложений с правильной интонацией (понижение – повышение голоса, перечислительная интонация, длинные паузы при тире, в конце предложений и т.п.) – «4»,

Достаточный для понимания текста уровень выразительности – «3».

Однообразная интонация – «2».

Озаглавить прочитанный эпизод,

пересказать содержание,

сочинить план по прочитанной статье

Предмет речи (О чём идёт речь?)

Сформулировать основную мысль текста (Ради какой главной мысли написал автор это произведение?)

Словесное рисование (Какие картины показал автор?)

Аргументация авторской позиции (Какие доказательства приводит автор?)


Знать имя фамилию автора, название произведения.

Определить, чем является текст: рассказом, стихотворением или пьесой.

Различать главных и второстепенных героев.

Видеть авторские приёмы выразительности текста (эпитет, сравнение, олицетворение)

Пересказывать текст: подробно, кратко, выборочно.

Составлять характеристику героя: внешность, характер и его поступки.

Создавать письменный отзыв.






Чтение наизусть

Если в течение учебного года учащиеся выучивают по 15-20 произведений (стихотворений или фрагментов прозы) по собственному выбору или указанию учителя, то учащимся с ЗПР можно рекомендовать 7-10, причём объём материала, который следует выучить, учитель должен обговаривать особо (например, стихотворение от 8 строчек и больше).


19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!