СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

               Адаптированная образовательная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью на 2019-2020 учебный год и следующих  нормативно -  правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой - Москва «Просвещение», 2011, (программа «Живой мир», автор Н.Б. Матвеева).
  • СанПиН 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
  • Учебный план АООП (вариант 2) на 2019-2020 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»

 

           Основой для разработки рабочей программы  является авторская   программа  Н.Б. Матвеевой «Живой мир», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.

           Программа по предмету «Мир природы и человека» составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), закладывает основы для формирования у них естествоведческих знаний, способствует развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.

          Основная цель предмета:

  • формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

           Задачи:

  • Формирование у обучающихся знаний об основных элементах живой и неживой природы.
  • Расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий.
  • Развитие процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения на основе наблюдений за природными явлениями.
  • Расширение кругозора и развитие у обучающихся умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.
  • Формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека и воспитание у них бережного отношения к природе.

   Предмет имеет коррекционную направленность.

 

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Сенсомоторное развитие:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • развитие слухового внимания и памяти.

3.Развитие основных мыслительных операций и речи:

  • умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;
  • обогащение словаря
  • умение планировать деятельность;
  • умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;
  • умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4.Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления;

5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

      Содержание программного материала предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

      Программа состоит из следующих разделов: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Повторение», и реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам в старших классах «Естествознание» и «География» , который выдвигает на первый план обеспечение:

  • полисенсорности восприятия объектов;
  • практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
  • накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
  • постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
  • постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

      Основу всей программы составляет раздел «Сезонные изменения», так как именно он раскрывает наиболее важные причинно-следственные зависимости, существующие в мире природы, и способствует уяснению существенных особенностей жизни растений, животных, человека. Раздел «Повторение» используется в начале учебного года с целью повторения материала предыдущего периода обучения, в конце года, для обобщения повторения материала по разделам.

      После изложения программного материала в конце каждого класса определен обязательный базовый уровень знаний. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень).

     Программа адресована обучающимся 2 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Срок реализации рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» – 1 год.

 

 

Общая характеристика учебного предмета

 

      Предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

     Особенностями предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание уделено формированию представлений об ок­ру­жа­ю­щем мире.

    Во 2 классе продолжается работа, начатая в 1 классе.

Задачи этого периода:

  • развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
  • закрепление представлений о солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни растений, смене времен года;
  • формирование представлений о роли воды в жизни живой природы;
  • расширение словарного запаса;
  • воспитание бережного отношения к природе.

      Обучение носит практический характер. В каждой теме предмета представлены задания на развитие базовых учебных действий (жизненных компетенций) в различных формах: наблюдения, практические задания, дидактические и подвижные игры, художественная литература.

      Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к ис­поль­зованию знаний о живой и не­живой при­роде, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и само­сто­я­тель­ной ор­ганизации безопас­ной жи­зни в конкретных условиях. При изучении многих тем проводятся практические работы, опыты, в процессе которых обучающиеся получают навыки ухода за растениями, навыки работы в саду и огороде, правила обработки овощей и фруктов перед употреблением в пищу, правила приготовления пищи и правила предотвращения пищевых отравлений.

      Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи. Умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, ручного труда и физической культуры используются и подкрепляются в процессе изучения естествоведческих понятий.

     Основной формой организации процесса обучения является урок.

     Процесс обучения предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

  1. Общепедагогические методы:

по источнику знаний:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
  • наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
  • практические – практические работы; игры.

по характеру познавательной деятельности обучающихся:

  • проблемного изложения;
  • частично-поисковые;
  • исследовательские.

    Ведущими на уроках являются наблюдения, рассказ, беседа, проблемные, частично – поисковые  методы, практические работы.

  1. Специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
  • задания по степени нарастающей трудности;
  • метод самостоятельной обработки информации;
  • специальные коррекционные упражнения;
  • задания с опорой на несколько анализаторов;
  • развёрнутая словесная оценка;
  • призы, поощрения.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;
  • урок закрепления и применения знаний;
  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
  • урок контроля знаний и умений.
  • комбинированный.

Формы уроков:

а) ведущие формы:

  • урок-игра,
  • урок-экскурсия,
  • практические занятия;

б) другие формы уроков:

  • интегрированный,
  • урок-викторина,
  • виртуальная экскурсия,
  • уроки – путешествия;
  • уроки с элементами исследования.

Виды и формы организации работы на уроке:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная работа;
  • работа в парах.

Элементы образовательных технологий:

  • технология исследовательской направленности;
  • здоровьесберегающая технология ;
  • технология игрового обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология проблемного обучения.
  •  

Описание места учебного предмета в учебном плане

 

      Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область «Естествознание». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа во 2 классе рассчитана на 35 ч. в год (1ч. в неделю).

 

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

     В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

  1. Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

  • адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении; 
  • способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;   
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком); 
  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной организации; 
  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. 
  1. Предметные результаты по учебному предмету «Мир природы и человека» на конец обучения во 2 классе:

Обучающиеся усвоят  следующие представления:

  • о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека;
  • о растениях сада и огорода, их отличии;
  • о разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и домашних животных;
  • о роли питания в жизни человека;
  • о гигиенических правилах;
  • о сезонных изменениях в живой и неживой природе и жизни растений, животных, человека;
  • о значении тепла, света в жизни растений и животных.

       Предметные результаты имеют два уровня. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

 

Минимальный уровень:

 

Достаточный уровень:

Обучающиеся овладеют умениями:

  • называть изученные объекты и явления;
  • различать 2–3 вида комнатных растений, называть их части;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • различать наиболее распространенные овощи и фрукты;
  • различать изученных домашних и диких животных, рыб;
  • выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи;
  • различать признаки времен года.

Получат возможность овладеть умениями:

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
  • различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;
  • различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
  • выполнять элементарные гигиенические правила;
  • различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе.

 

 

  1. Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

       У обучающихся будут сформированы:

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  • сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений   об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • готовность    к         безопасному  и          бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

      Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
  • принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:  

       Обучающиеся научатся:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо - родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
  • читать;
  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

      Обучающиеся научатся:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Содержание учебного предмета

 

Сезонные изменения в природе.

Сезонные изменения в неживой природе.

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разное время года.

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой. 

Труд человека в разное время года.

Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев. 

Неживая природа.

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть.

Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото. 

Живая природа. Растения.

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.

Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.  

Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода. 

Живая природа. Животные.

Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным. Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. 

Живая природа. Человек.

Безопасное поведение Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

Повторение.

 

 

 

 

 

Формы контроля уровня достижений обучающихся

 

Виды контроля

Содержание

Методы

Вводный

Уровень знаний школьников, общая эрудиция

Наблюдение, самостоятельные работы

Текущий

Освоение учебного материала по теме, разделу программы

Диагностические задания: самостоятельные работы, карточки

Коррекция

Ликвидация пробелов

 Наблюдение, консультация

Промежуточный

Контроль выполнения поставленных задач

Тест за курс учебного года

 

Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.

 

      Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

      В течение первого полугодия 2-го класса используется качественная оценка, направленная на  поощрение и стимулирование работы обучающегося без фиксирования балльной отметкой в классном журнале. В это время контроль знаний, умений и навыков осуществляется через мониторинговые исследования по всем предметам с целью выявления уровня сформированности предметных результатов. Во 2 классе проводится мониторинг в начале года (вводный), в конце 1 полугодия, а также итоговый (по результатам промежуточной аттестации обучающихся) в форме теста. Данные мониторинга заносятся в диагностическую карту обучающегося, выявляется динамика формирования знаний, умений и навыков по предмету.

    Со второго полугодия 2 класса осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

    Текущий контроль.

     Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

    Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах:

  • устный опрос;
  • творческие и практические работы;
  • самостоятельные работы.

   Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.

   Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.

   При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.

    Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

     В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:

- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

     При оценке устных ответов по предмету используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом

2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания;

3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

«5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный   ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

«4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

«3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

     При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются  такие, которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают   положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

 Литература для учителя:

  1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Владос, 2007 г.
  2. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой, Д.И.Бойковой, А.П. Зарина. - Псков, 1999.

 

  1.  Методические рекомендации. Живой мир. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н. Б., Попова М. А.

 

  1. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Живой мир. 4 класс. Матвеевой Н.Б., Поповой М.А., Куртовой Т.О.

 

  1. Мир вокруг нас. С.А. Кузнецов, М.: АСТ, 1999.

 

  Дополнительная литература для  учащихся:

  1. Борис Житков
  • «Рассказы о животных»
  1. Виталий Бианки
  • «Лесные домишки»
  • «Лесная газета» — уникальный сборник-альманах, настоящая энциклопедия живой природы, написанная живым и ярким языком.

 

  1. Керр Джудит
  • «Рассеянная Мяули»;
  • «Что натворила Мяули» и другие истории о непоседливой кошке и ее приключениях обязательно понравятся малышам.
  1. Мария Ваго
  • «Записки черного кота»
  1. Евгений Чарушин
  • «Тюпа, Томка и сорока» — замечательные, наполненные добротой рассказы о животных, которые сопровождают авторские иллюстрации.
  1. Ольга Перовская
  • «Ребята и зверята» — сборник рассказов о детях лесничего и их многочисленных питомцах. Эти рассказы, воспитавшие не одно поколение ребят, учат любви, заботе и милосердию.
  1. Холли Вебб
  • «Добрые истории о зверятах» — щенок Гарри, котенок Дымка, щенок Элфи, котенок Милли — эти и многие другие пушистые герои книг Холли Вебб заставят улыбнуться, взгрустнуть и задуматься о доброте и верности.
  1. Владимир Дуров
  • «Мои звери»;
  • «Мой дом на колесах» — истории об артистах московского театра зверей «Уголок Дурова», написанные его основателем, знаменитым дрессировщиком Владимиром Дуровым.
  1. Эдуард Успенский
  • «Невероятные истории про любимых питомцев»
  1. Виктор Лунин
  • «Зверье мое»
  1. Вера Чаплина
  • «Питомцы зоопарка»
  1. Вячеслав Чиркин
  • «Тошка, собачий сын»
  1. Эдуард Тополь
  • «Еду я на осле!» и другие смешные истории»
  1. Юрий Дмитриев
  • «Лесные загадки»
  1. Николай Сладков
  • «Лесные тайнички»
  1. Юрий Дмитриев
  • «Сказки про Мушонка и его друзей»
  1. Феликс Зальтен
  • «Бемби»
  1. Константин Сергиенко

«До свидания, овраг!». Книга о брошенных бездомных собаках. Книга о доброте, милосердии и ответственности.

 

Литература для  родителей:

  1. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.,2005.
  2. Клепинина З.А. Я и мир вокруг. 1-й и 2-й класс. - М., Московские учебники, 1998.

 

  1. Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008

    Просмотр содержимого документа
    «Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"»

    Министерство образования и науки Республики Бурятия

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

    школа-интернат»

    671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: [email protected]



    «Рассмотрено»



    на заседании методического объединения

    протокол №________

    от________________


    «Согласовано»



    Зам. директора по НМР

    _______ Е.Г. Сапожникова

    от___________________

    «Утверждено»



    Директор школы

    _________С.О. Будаев

    от_________________





    Адаптированная рабочая программа



    Предмет: Мир природы и человека

    Класс: 2

    Учебный год: 2019-2020

    Учитель: Финаева Ольга Сергеевна

    Квалификационная категория: первая















    с. Новая Брянь





    Пояснительная записка

    Адаптированная образовательная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью на 2019-2020 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:

    • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой - Москва «Просвещение», 2011, (программа «Живой мир», автор Н.Б. Матвеева).

    • СанПиН 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

    • Учебный план АООП (вариант 2) на 2019-2020 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»


    Основой для разработки рабочей программы является авторская программа Н.Б. Матвеевой «Живой мир», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.

    Программа по предмету «Мир природы и человека» составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), закладывает основы для формирования у них естествоведческих знаний, способствует развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.

    Основная цель предмета:

    • формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

    Задачи:

    • Формирование у обучающихся знаний об основных элементах живой и неживой природы.

    • Расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий.

    • Развитие процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения на основе наблюдений за природными явлениями.

    • Расширение кругозора и развитие у обучающихся умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.

    • Формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека и воспитание у них бережного отношения к природе.

    Предмет имеет коррекционную направленность.


    Основными направлениями коррекционной работы являются:

    1.Сенсомоторное развитие:

    • развитие зрительного восприятия и узнавания;

    • развитие пространственных представлений;

    2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

    • развитие зрительной памяти и внимания;

    • развитие слухового внимания и памяти.

    3.Развитие основных мыслительных операций и речи:

    • умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;

    • обогащение словаря

    • умение планировать деятельность;

    • умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;

    • умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

    4.Развитие различных видов мышления:

    • развитие наглядно-образного мышления;

    • развитие словесно-логического мышления;

    5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

    Содержание программного материала предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

    Программа состоит из следующих разделов: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Повторение», и реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам в старших классах «Естествознание» и «География» , который выдвигает на первый план обеспечение:

    • полисенсорности восприятия объектов;

    • практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

    • накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

    • постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

    • постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

    Основу всей программы составляет раздел «Сезонные изменения», так как именно он раскрывает наиболее важные причинно-следственные зависимости, существующие в мире природы, и способствует уяснению существенных особенностей жизни растений, животных, человека. Раздел «Повторение» используется в начале учебного года с целью повторения материала предыдущего периода обучения, в конце года, для обобщения повторения материала по разделам.

    После изложения программного материала в конце каждого класса определен обязательный базовый уровень знаний. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень).

    Программа адресована обучающимся 2 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Срок реализации рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» – 1 год.



    Общая характеристика учебного предмета


    Предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

    Особенностями предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание уделено формированию представлений об ок­ру­жа­ю­щем мире.

    Во 2 классе продолжается работа, начатая в 1 классе.

    Задачи этого периода:

    • развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

    • закрепление представлений о солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни растений, смене времен года;

    • формирование представлений о роли воды в жизни живой природы;

    • расширение словарного запаса;

    • воспитание бережного отношения к природе.

    Обучение носит практический характер. В каждой теме предмета представлены задания на развитие базовых учебных действий (жизненных компетенций) в различных формах: наблюдения, практические задания, дидактические и подвижные игры, художественная литература.

    Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к ис­поль­зованию знаний о живой и не­живой при­роде, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и само­сто­я­тель­ной ор­ганизации безопас­ной жи­зни в конкретных условиях. При изучении многих тем проводятся практические работы, опыты, в процессе которых обучающиеся получают навыки ухода за растениями, навыки работы в саду и огороде, правила обработки овощей и фруктов перед употреблением в пищу, правила приготовления пищи и правила предотвращения пищевых отравлений.

    Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи. Умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, ручного труда и физической культуры используются и подкрепляются в процессе изучения естествоведческих понятий.

    Основной формой организации процесса обучения является урок.

    Процесс обучения предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

    1. Общепедагогические методы:

    по источнику знаний:

    • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

    • наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

    • практические – практические работы; игры.

    по характеру познавательной деятельности обучающихся:

    • проблемного изложения;

    • частично-поисковые;

    • исследовательские.

    Ведущими на уроках являются наблюдения, рассказ, беседа, проблемные, частично – поисковые методы, практические работы.

    1. Специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

    • задания по степени нарастающей трудности;

    • метод самостоятельной обработки информации;

    • специальные коррекционные упражнения;

    • задания с опорой на несколько анализаторов;

    • развёрнутая словесная оценка;

    • призы, поощрения.

    Основные типы уроков:

    • урок изучения нового материала;

    • урок закрепления и применения знаний;

    • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

    • урок контроля знаний и умений.

    • комбинированный.

    Формы уроков:

    а) ведущие формы:

    • урок-игра,

    • урок-экскурсия,

    • практические занятия;

    б) другие формы уроков:

    • интегрированный,

    • урок-викторина,

    • виртуальная экскурсия,

    • уроки – путешествия;

    • уроки с элементами исследования.

    Виды и формы организации работы на уроке:

    • коллективная;

    • фронтальная;

    • групповая;

    • индивидуальная работа;

    • работа в парах.

    Элементы образовательных технологий:

    • технология исследовательской направленности;

    • здоровьесберегающая технология ;

    • технология игрового обучения;

    • информационно-коммуникационные технологии;

    • технология проблемного обучения.

    Описание места учебного предмета в учебном плане


    Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область «Естествознание». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа во 2 классе рассчитана на 35 ч. в год (1ч. в неделю).


    Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета



    В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

    1. Личностные результаты:

    У обучающихся будут сформированы:

    • адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

    • способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

    • владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

    • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

    • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной организации;

    • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

    1. Предметные результаты по учебному предмету «Мир природы и человека» на конец обучения во 2 классе:

    Обучающиеся усвоят следующие представления:

    • о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека;

    • о растениях сада и огорода, их отличии;

    • о разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и домашних животных;

    • о роли питания в жизни человека;

    • о гигиенических правилах;

    • о сезонных изменениях в живой и неживой природе и жизни растений, животных, человека;

    • о значении тепла, света в жизни растений и животных.

    Предметные результаты имеют два уровня. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.


    Минимальный уровень:


    Достаточный уровень:

    Обучающиеся овладеют умениями:

    • называть изученные объекты и явления;

    • различать 2–3 вида комнатных растений, называть их части;

    • ухаживать за комнатными растениями;

    • различать наиболее распространенные овощи и фрукты;

    • различать изученных домашних и диких животных, рыб;

    • выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи;

    • различать признаки времен года.

    Получат возможность овладеть умениями:

    • правильно называть изученные объекты и явления;

    • различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;

    • различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

    • различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

    • выполнять элементарные гигиенические правила;

    • различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе.



    1. Формирование базовых учебных действий

    Личностные базовые учебные действия:

    У обучающихся будут сформированы:

    • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

    • сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

    • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

    • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

    • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

    • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

    • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

    Регулятивные базовые учебные действия:

    Обучающиеся научатся:

    • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

    • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

    • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

    • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

    • принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

    Познавательные базовые учебные действия:

    Обучающиеся научатся:

    • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

    • устанавливать видо - родовые отношения предметов;

    • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

    • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

    • читать;

    • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

    • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

    Коммуникативные базовые учебные действия:

    Обучающиеся научатся:

    • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

    • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

    • обращаться за помощью и принимать помощь;

    • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

    • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

    • договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

    Содержание учебного предмета


    Сезонные изменения в природе.

    Сезонные изменения в неживой природе.

    Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

    Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.

    Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.

    Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

    Растения и животные в разное время года.

    Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.

    Труд человека в разное время года.

    Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.

    Неживая природа.

    Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть.

    Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека.

    Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.

    Живая природа. Растения.

    Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.

    Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

    Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода.

    Живая природа. Животные.

    Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

    Отношение человека к животным. Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

    Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

    Живая природа. Человек.

    Безопасное поведение Гигиена тела человека, закаливание.

    Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

    Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

    Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

    Повторение.






    Формы контроля уровня достижений обучающихся


    Виды контроля

    Содержание

    Методы

    Вводный

    Уровень знаний школьников, общая эрудиция

    Наблюдение, самостоятельные работы

    Текущий

    Освоение учебного материала по теме, разделу программы

    Диагностические задания: самостоятельные работы, карточки

    Коррекция

    Ликвидация пробелов

    Наблюдение, консультация

    Промежуточный

    Контроль выполнения поставленных задач

    Тест за курс учебного года

    Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.


    Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

    В течение первого полугодия 2-го класса используется качественная оценка, направленная на поощрение и стимулирование работы обучающегося без фиксирования балльной отметкой в классном журнале. В это время контроль знаний, умений и навыков осуществляется через мониторинговые исследования по всем предметам с целью выявления уровня сформированности предметных результатов. Во 2 классе проводится мониторинг в начале года (вводный), в конце 1 полугодия, а также итоговый (по результатам промежуточной аттестации обучающихся) в форме теста. Данные мониторинга заносятся в диагностическую карту обучающегося, выявляется динамика формирования знаний, умений и навыков по предмету.

    Со второго полугодия 2 класса осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

    Текущий контроль.

    Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

    Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах:

    • устный опрос;

    • творческие и практические работы;

    • самостоятельные работы.

    Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.

    Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.

    При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.

    Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

    чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

    В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:

    - «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

    - «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

    - удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

    При оценке устных ответов по предмету используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом

    2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания;

    3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

    4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

    5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

    «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный   ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

    «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

    «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

    При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

































    Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

     Литература для учителя:

    1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Владос, 2007 г.

    2. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

    3. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой, Д.И.Бойковой, А.П. Зарина. - Псков, 1999.

    1. Методические рекомендации. Живой мир. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н. Б., Попова М. А.


    1. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Живой мир. 4 класс. Матвеевой Н.Б., Поповой М.А., Куртовой Т.О.

    1. Мир вокруг нас. С.А. Кузнецов, М.: АСТ, 1999.

      Дополнительная литература для учащихся:

    1. Борис Житков

    • «Рассказы о животных»

    1. Виталий Бианки

    • «Лесные домишки»

    • «Лесная газета» — уникальный сборник-альманах, настоящая энциклопедия живой природы, написанная живым и ярким языком.


    1. Керр Джудит

    • «Рассеянная Мяули»;

    • «Что натворила Мяули» и другие истории о непоседливой кошке и ее приключениях обязательно понравятся малышам.

    1. Мария Ваго

    • «Записки черного кота»

    1. Евгений Чарушин

    • «Тюпа, Томка и сорока» — замечательные, наполненные добротой рассказы о животных, которые сопровождают авторские иллюстрации.

    1. Ольга Перовская

    • «Ребята и зверята» — сборник рассказов о детях лесничего и их многочисленных питомцах. Эти рассказы, воспитавшие не одно поколение ребят, учат любви, заботе и милосердию.

    1. Холли Вебб

    • «Добрые истории о зверятах» — щенок Гарри, котенок Дымка, щенок Элфи, котенок Милли — эти и многие другие пушистые герои книг Холли Вебб заставят улыбнуться, взгрустнуть и задуматься о доброте и верности.

    1. Владимир Дуров

    • «Мои звери»;

    • «Мой дом на колесах» — истории об артистах московского театра зверей «Уголок Дурова», написанные его основателем, знаменитым дрессировщиком Владимиром Дуровым.

    1. Эдуард Успенский

    • «Невероятные истории про любимых питомцев»

    1. Виктор Лунин

    • «Зверье мое»

    1. Вера Чаплина

    • «Питомцы зоопарка»

    1. Вячеслав Чиркин

    • «Тошка, собачий сын»

    1. Эдуард Тополь

    • «Еду я на осле!» и другие смешные истории»

    1. Юрий Дмитриев

    • «Лесные загадки»

    1. Николай Сладков

    • «Лесные тайнички»

    1. Юрий Дмитриев

    • «Сказки про Мушонка и его друзей»

    1. Феликс Зальтен

    • «Бемби»

    1. Константин Сергиенко

    «До свидания, овраг!». Книга о брошенных бездомных собаках. Книга о доброте, милосердии и ответственности.



    Литература для родителей:

    1. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.,2005.

    2. Клепинина З.А. Я и мир вокруг. 1-й и 2-й класс. - М., Московские учебники, 1998.


    1. Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.


    1. С.И.Богатырева «Круглый год», изд. «Детская литература»,1985

    2. Дж Силберг, П. Скиллер. Полное собрание стихотворений, песенок, считалок и потешек, игр, скороговорок и загадок для детей” – Перевод с анг. Т.И. Попова _ Мн.: ООО “Попурри”, 2005.

    3. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Составители Н.Б. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: “Академия развития, 1997.




    \

      Интернет ресурсы:


     

     

    http://www.school.edu.ru

    Российский общеобразовательный портал               

    где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

    http://www.viki.rdf.ru

    Детские  электронные книги и презентации

    http://school-collection.edu.ru/

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    http://www.solnet.ee

    Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

    образованию детей, дидактический и                                                                сценарный материал для учителя начальных

    http://www.prazdnik.by

    Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

    http://www.it-n.ru/

    Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

    http://mail.redu.ru

    Исследовательская работа школьников

    http://festival.1september.ru

    Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

    http://kid. nashcat.ru

    Все для детей. Детский портал, детские сайты.

    http://edu.rin.ru

    Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

     


    ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/

    Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/

    Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций) http://ppt4web.ru/

    Портал готовых презентаций http://prezentacii.com/

    Академия таланта - Всероссийские конкурсы для детей и педагогов http://aktalant.ru/

    Видеоуроки «Окружающий мир»-ИНФОУРОК












    Тематическое планирование

    п/п

    Наименование разделов и тем

    Основные виды учебной деятельности

    Долгота дня

    1

    Влияние солнца на смену времен года.

    Рассматривание рисунков, объяснения признаков времен года. Составление рассказа по теме. Работа с пословицей, с закличкой.

    2

    Сутки. Долгота дня летом и зимой.

    Описание действий детей в разное время суток по иллюстрациям. Закрепление названий приемов пищи в разное время суток. Составление рассказа, рисование по теме «Моя семья». Определение времени года по картинке

    Времена года. Осень.

    3

    Времена года. Осень.

    Нахождение признаков лета, осени по рисункам. Сравнение схем. Наблюдения за листопадом, выяснение значения слова «листопад». Составление рассказа о погоде за окном. Чтение стихотворения. Запоминание названий осенних месяцев.

    4

    Растения осенью.

    Прогулка по школьному участку. Составление рассказа о ягодах, созревающих в сентябре. Приготовление (в домашних условиях) настоя шиповника.

    5

    Животные осенью.

    Рассматривание животных на картинке, животных, впадающих в спячку. Чтение текста, составление рассказа о еже. Понятие «сорока-белобока». Выбор способов и продуктов питания зимующих птиц по иллюстрациям.

    6

    В гости к осени. Экскурсия в парк.

    Экскурсия в природу, сбор и сушка листьев в осенние месяцы, сравнение листьев, наклеивание листьев в тетрадь.

    7

    Занятия людей осенью.


    Неживая природа

    8

    Вода. Вода горячая и холодная. Температура воды.

    Работа с рисунком. Опыт и его зарисовка в тетрадь.

    9

    Вода в природе. Значение воды.

    Составление рассказа об использовании горячей воды. Работа с рисунком термометра. Наблюдение за изменениями показателей термометра; запись в тетради: температура тела здорового человека, температура кипения воды, температура воздуха зимой и летом.

    10.

    Вода в природе.

    Рассматривание рисунков с чтением подписей. Нахождение и показ водоемов, занятия на водоемах летом, зимой. Опыт с паром. Опасность пара.

    11.

    Значение воды.

    Работа с картинками (животные, живущие только в воде, растения без воды). Составление рассказа об использовании воды.

    Живая природа.

    12.

    Комнатные растения.

    Рассматривание рисунка. Словарная работа, нахождение комнатных растений по параметрам. Зарисовка комнатного растения

    13.

    Части растений.

    Рассматривание и показ на рисунках частей растений, зарисовка. Чтение и заучивание стихотворения, рассказ.

    14.

    Жизнь растений.

    Рассматривание и показ на рисунках частей растений, зарисовка. Чтение и заучивание стихотворения, рассказ.

    Времена года. Зима.

    15.

    Времена года. Зима.

    Нахождение признаков осени, зимы на картинке. Сравнение схемы. Объяснение слова «снегопад». Дополнение предложений. Объяснение пословицы. Запоминание названия зимних месяцев. Составление рассказа по теме.

    Чтение стихотворения. Работа над рисунками к любому четверостишию.

    16.

    Растения зимой.

    Рассматривание иллюстраций. Составление рассказа о жизни растений зимой. Рисование зимнего дерева

    17.

    Животные зимой.

    Составление рассказа о жизни животных зимой. Чтение текста. Составление рассказа по теме. Отгадывание загадок о животных

    18.

    Занятия людей зимой.

    Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы по картинке, составление рассказа. Работа по изготовлению кормушки для птиц.

    Живая природа.

    19.

    Огород. Овощи.

    Определение объектов по рисункам. Отгадывание загадок. Чтение стихотворения. Составление рассказа.

    20.

    Овощи в питании человека.

    Работа с рисунками, схемами, работа с загадками. Ответы на вопросы Перечисление любимых овощей, зарисовка Составление описательного рассказа о любимом овоще.

    21.

    Сад. Фрукты.

    Называние объектов природы. Составление рассказа по картинке. Зарисовка и раскрашивание в тетради изображения предметов.

    22.

    Фрукты в питании человека.

    Работа с рисунками, схемами, работа с загадками. Ответы на вопросы. Перечисление любимых фруктов, зарисовка. Составление описательного рассказа о любимом фрукте.

    23.

    Уход за растениями сада и огорода.

    Ответы на вопросы Нахождение садового инструмента на картинке, соотнесение с натуральными объектами. Зарисовка садового инструмента. Правильное использование инструмента (выбор картинки).

    24.

    Дикие и домашние животные.

    Составление рассказа о домашних и диких животных. Ответы на вопросы

    25.

    Кошка и рысь. Породы кошек.

    Сравнение объектов на рисунке, зарисовка в тетради заучивание прибаутки. Ответы на вопросы. Составление рассказа о животном по плану Составление рассказа о породах кошек.

    25.

    Собака и волк. Породы собак.

    Рассматривание рисунка. Нахождение объектов, классификация. Составление рассказа по рисунку. Составление рассказа по плану. Классификация собак по породе. Ответы на вопросы.

    27.

    Рыбы.

    Рассматривание схемы. Определение строения рыбы. Ответы на вопросы. Зарисовка Рассматривание рисунка. Нахождение соответствия. Составление рассказа по рисунку.

    Времена года. Весна.

    28.

    В гости к весне.

    Определение времен года, признаков зимы, весны по рисункам. Работа со схемами. Чтение и запоминание правил поведения в природе. Разучивание заклички о весне. Наблюдение за набуханием почек на ветках (опыт). Составление рассказа по рисункам об основных приметах весны.

    29.

    Растения весной.

    Показ объектов природы на рисунках, ответы на вопросы. Определение аромата цветов Составление рассказа о цветении березы и тополя. Разучивание названий растений. Прогулка, экскурсия. Зарисовка увиденных объектов природы. Составление рассказа по рисунку «Приход весны»

    30.

    Животные весной.

    Составление рассказа о жизни животных весной. Чтение текста. Составление рассказа по теме. Отгадывание загадок о животных

    31.

    Занятия людей весной.

    Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы по картинке, составление рассказа. Работа по изготовлению кормушки для птиц.

    Человек.

    32.

    Гигиена тела человека.

    Работа с рисунками, схемами, ответы на вопросы, работа с загадками. Составление рассказа. Отработка гигиенических навыков

    33.

    Органы пищеварения.

    Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объекта. Ответы на вопросы.

    34.

    Питание человека.

    Рассматривание рисунков. Классификация предметов. Показ объектов на рисунках. Ответы на вопросы. Составление рассказа по рисунку. Отработка навыков правильного питания Отработка навыков профилактики отравлений

    Времена года. Лето.

    35.

    Лето. Растения и животные летом.

    Нахождение признаков весны, лета. Рассматривание схемы. Составление рассказа о птицах. Работа по схемам. Отработка названий летних месяцев. Определение по рисунку способа питания и места проживания животных Рассматривание и называние опасных насекомых.
































    Контрольно-измерительные материалы по предмету «Мир природы и человека» для 2 класса

    Тест № 1 по теме «Сезонные изменения в природе»

    1.От чего зависит смена времён года:

    а) от положения солнца;

    б) от положения луны;

    в) от направления ветра.

    2.В какой последовательности происходит смена времён года:

    а) зима, лето, весна, осень;

    б) осень, зима, весна, лето;

    в) осень, лето, весна, зима.

    3.Допиши пропущенное слово в сутках:

    утро


    вечер

    ночь

    4.Определи, какое время суток летом длится дольше:

    а) утро;

    б) день;

    в) ночь.

    5.Определи, какое время суток зимой длится дольше:

    а) утро;

    б) день;

    в) ночь.

    6.В какое время года солнце светит меньше, листья на деревьях желтеют и опадают:

    а) лето ;

    б) осень;

    в) весна.

    7.Что означает слово «листопад»:

    а) падает снег;

    б) идёт дождь;

    в) опадают листья.

    8.Почему осенью улетаю птицы:

    а) нечего есть;

    б) холодно;

    в) хочется путешествовать

    9.Какие месяцы относятся к осенним:

    а) март, апрель, май;

    б) сентябрь, октябрь, ноябрь;

    в) июнь, июль, август.

    10.Какой месяц осени называют поздней осенью, начинаются заморозки, выпадает первый снег:

    а) сентябрь;

    б) октябрь;

    в) ноябрь.

    Оценка результатов теста:_______________

    «5» - 10-9 баллов

    «4» - 8-7 баллов

    «3» - 6-5 баллов













    Тест №2 по теме «Живая природа. Комнатные растения»

    1. Как называются растения, которые выращивают в своих домах:

    а) комнатные;

    б) садовые.

    2. Соединить правильно названия части растений:

    Лист


    Стебель


    Цветок


    Корень

    3. Корень…

    а) удерживает растение в земле, всасывает воду;

    б) помогает растению тянуться к свету.

    4. Стебель..

    а) помогает растению тянуться к свету;

    б) из них образуются плоды и семена.

    5. Растения очищают воздух с помощью

    а) листьев;

    б) корней.

    6. Лист клёна покрась жёлтым цветом, лист дуба – коричневым, лист берёзы –зелёным.

    7. Растению нужны для жизни:

    а) свет в) лёд д) тепло

    б) вода г) воздух е) холод

    8. Растения, которые любят воду называются..

    а) влаголюбивые

    б) засухоустойчивые

    9. Растения, которые любят свет называются..

    а) светолюбивые

    б) тенелюбивые

    10. Ухаживая за комнатными растениями их ….

    а) не надо поливать;

    б) надо поливать

    Оценка результатов теста:_______________

    «5» - 10-9 баллов

    «4» - 8-7 баллов

    «3» - 6-5 баллов














    Тест №3 по теме «Живая природа. Животные»

    1.К какой природе относятся животные?

    А) к живой;

    Б) к неживой.

    2. Животные, которые не могут жить без заботы человека, называются…

    А) дикие животные;

    Б) домашние животные.

    3. Животные, которые живут в лесу, сами заботятся о себе,

    называются ….

    А) домашние животные;

    Б) дикие животные.

    4. По картинкам определи названия животных (укажи стрелками)

    БЕЛКА СВИНЬЯ ЗАЯЦ КОШКА

    5. Кто из них относится к ДОМАШНИМ, а кто к ДИКИМ?

    (Укажи стрелками)

    6. К каким животным относится рысь?

    А) к диким;

    Б) к домашним.

    7. Внешне рысь похожа по форме головы, тела, лап, ушей на …

    А) кошку;

    Б) собаку.

    8. У кошки и рыси глаза…

    А) хорошо видят в темноте;

    Б) плохо видят в темноте.

    9. На какое дикое животное по строению тела похожа собака?

    А) на волка;

    Б) на лису

    10. Собаки и волки …

    А) быстро бегают;

    Б) медленно бегают.

    Оценка результатов теста:_______________

    «5» - 10-9 баллов

    «4» - 8-7 баллов

    «3» - 6-5 баллов





















    Тест №4 по теме «Живая природа. Человек»

    1.К какой природе относится человек?

    А) живой;

    Б) неживой.

    2.Здоровый человек…

    А) всегда бодрый и весёлый;

    Б) у него плохое настроение, слабость.

    3.Что нужно делать, чтобы стать сильным, ловким, здоровым?

    А) заниматься спортом, делать зарядку;

    Б) теплее одеваться и сидеть дома у телевизора.

    4.Наши лучшие друзья –

    А) компьютер, конфеты, чипсы;

    Б) солнце, воздух и вода.

    5.Органы пищеварения человека:

    А) нос, легкие;

    Б) рот, пищевод, желудок, кишечник.

    6.Полезные питательные вещества человек получает из…

    А) воздуха;

    Б) продуктов.

    7.Из чего делают сметану, творог, сливочное масло?

    А) из молока;

    Б) из муки.

    8.Кто хочет вырасти сильным и крепким, нужно есть

    А) мясные продукты;

    Б) кондитерские изделия.

    9.Много витаминов содержится

    А) в овощах и фруктах;

    Б) в конфетах и печенье.

    10.Во время еды нужно…

    А) проглатывать большие куски пищи;

    Б) пережёвывать пищу тщательно.

    Оценка результатов теста:_______________

    «5» - 10-9 баллов

    «4» - 8-7 баллов

    «3» - 6-5 баллов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей