СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по окружающему миру»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.С. Пушкина



УТВЕРЖДЕНО

директором школы

приказ № 107

от «30 августа 2017г.


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по учебно-воспитательной

работе

_______________

Климовцева В.А.

«30» августа 2017г.



Принята на заседании

учителей начальных классов

Протокол № 1 от 30 августа 2017г.

Рук. ШМО: __________________

Падина Л.Г.















АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

(Для учащихся с ОВЗ)



4 класс






Падина Лидия Григорьевна,

учитель высшей квалификационной категории








Трубчевск

2017г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС НОО МБОУ Трубчевская СОШ № 2 им. А.С.Пушкина на основании Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Трубчевская СОШ №2 им. А.С.Пушкина.

    • соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой», данная адаптированная программа разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка.

Программа предназначена для учащейся 4 «А» класса Садкевич Русалины, которой по заключению ПМПК рекомендовано обучение по АООП НОО вариант 7.2.

Окружающий мир - является специфическим для обучения учащихся с ОВЗ. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам и предполагает собственный подход в структурировании учебного материала, определяет последовательность изучения этого материала, а также пути формирования системы знаний, умений, навыков..


Цель программы - направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей,

познавательной деятельности.

Задачи:

Курс «Окружающий мир» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

-уточняет имеющие у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;

-на основе наблюдений и простейших действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

-вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ;

-формирует знания учащихся о природе своего края;

-формирует первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

В программе определён обязательный базовый уровень знаний.





Планируемые результаты освоения учебного курса:

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрации).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: доставлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

- характеризовать способы изучения окружающего мира;

- определять тип справочной и научно-познавательной литературы;

- сравнивать рисунок и план местности; читать карту;

- различать старинные и современные средства передвижения;

- называть средства связи;

- различать объекты живой и неживой природы, твёрдые тела, жидкости и газы; - характеризовать небесные тела, воду;

- называть природные стихии, полезные ископаемые;

- классифицировать растения и животных;

- характеризовать сообщества (лес, луг, водоём);

- сравнивать устройство старинного и современного домов;

- составлять схему родственных связей;

- рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека (по иллюстрациям); называть объекты Всемирного наследия.

Для достижения планируемых результатов освоения учебного курса «Окружающий мир 4 класс» используется УМК:

  1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир //Образовательная система «Перспектива». Федеральный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. – М.; Просвещение, 2011.

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2014.

  3. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч.- М.: Просвещение, 2017.

  4. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2011.

Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, и авторской программы курса, учебно – методической системы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой, и имеет несущественные изменения, связанные с изменением количества часов.

На изучение курса отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год.

Форма годовой промежуточной аттестации - тестирование.

Принципы реализации программы


Принцип гуманизации – предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.


Принцип индивидуального подхода — предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.

Принцип системности – обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка.


Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.


Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ Технологии современного традиционного обучения.


Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:


-систематический характер обучения;

-логически правильное изучение учебного материала.


Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса.

Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.

Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.

Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает

создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся.

Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания.

Целесообразно применение заданий тестового характера с выбором ответов. В связи с недостатками памяти детей с ОВЗ текущие проверки овладения знаниями должны проводиться чаще, чем в школе общего назначения.

Дифференцированное обучение - помогает учитывать индивидуально-типологические особенности личности и обучать каждого на уровне его возможностей и способностей. Здоровьесберегающие технологии - позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, что дает положительные результаты в обучении.


    • работе с учащимися тщательно отбираются и комбинируются методы и приёмы обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, используется ориентировочная основа действий (образцы выполнения заданий).


Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы







Система оценки результатов учащихся с ОВЗ опирается на следующие принципы:


  1. Дифференциация оценки достижений с учётом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

  1. Динамичность оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.


Методом оценки личностных результатов является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у обучающихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. В ходе текущей оценки используется оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности.


Предметом итоговой оценки освоения обучающимися по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования.


Содержательный контроль и оценка знаний и умений обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.


Формы контроля знаний и умений по окружающему миру


Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются стартовые и итоговые проверочные работы, тестовые диагностические работы, текущие проверочные работы. Для контроля и оценки знаний по этому предмету используются индивидуальные и фронтальные устные проверки, письменные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные, практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют учащиеся всего класса.
Индивидуальный устный опрос проводится в следующих формах: рассказ-описание, рассказ-рассуждение.
При письменной проверке знаний используются контрольные работы, тестовые задания, работа с карточками-заданиями, графические работы.


Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».


Тестовая диагностическая работа включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.


Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме.


Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) и включает все основные темы учебного периода.



Проверочные работы для учащихся с ОВЗ имеют следующие особенности:

1. Материал выбран аналогичный, проработанный в пропедевтическом задании.



2. Снижен объём обязательных заданий.

3. Присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности.


4. При необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию).

5.Увеличение времени на выполнение задания.

При проверке знаний, умений и навыков учитываются:


  • понимание содержания статьи при пересказе и воспроизведении на слух;


  • логичность построения ответа;


  • знание терминологии (по изучаемой теме);


  • практическое применение полученных знаний и умений.


Требования, предъявляемые к учащимся с ОВЗ, согласуются с требованиями образовательных программ и Положением о текущем оценивании учащихся с ОВЗ по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля.



Коррекционная работа по окружающему миру

В коррекционной работе большое значение придается  развитию познавательной  деятельности, а для этого  необходимо развивать  психические процессы:  восприятие, мышление, память, речь, необходимо направлять психическую деятельность ребенка, способность быть внимательным, организовывать  и направлять внимание при выполнении любого задания, так как внимание влияет на всю деятельность ребенка.

Основные направления коррекционной работы:

-формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

-совершенствование знаний о месяцах, сезонах, характерных признаках времен  года, о связи живой и неживой природы.

-активизация словарного запаса путем подбора слов, обозначающих действия, использования упражнений в образовании приставочных глаголов и уточнении смысловых оттенков словосочетаний.

- развитие осмысленных навыков описания предметов, явлений.

-развитие памяти, устойчивого внимания, мышления, речи.

-воспитание эмоциональной адекватности  поведения.

-формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение (в процессе формирования представлений) выявлению характерных,

- существенных признаков предметов;

- развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать

выводы и т.д.;

-побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой

деятельностью;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным

обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к

изученному материалу;

- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции,

позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания,

памяти;

-формирование положительной мотивации к обучению;

-повышение уровня общего развития;

-коррекция отклонения в развитии познавательной и эмоционально-личностной

сфере;

-формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной

деятельности;

- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.



Содержание учебного курса

2 ч в неделю, 33 недели, 66 ч в год

Мы - граждане единого Отечества -12 ч.

Общество-это мы. Российский народ. Конституция России. Права ребёнка. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Сокровища России и их хранители. Творческий союз.

По родным просторам - 22 ч.

Карта - наш экскурсовод. Равнины, горы, полезные кладовые. Реки, озёра, морские просторы. Пустыня, тундра, леса, степи. Чёрное море. Мы - дети родной земли. Как сберечь природу России: красная книга, заповедники, национальные парки.

Путешествие по Реке времени - 26 ч.

В путь по реке времени. Археологи. Древнерусская летопись. Истоки древней Руси. Мудрый выбор. Наследница Киевской Руси. Начало Московского царства. Подвижники Руси. На пути к единству. Начало Российской империи. Отечественная война 1812 года. Золотой век театра и музыки. Рассвет изобразительного искусства и литературы. Век бед и побед. Великая отечественная война. После Великой войны. Достижения 1950-1970 годов.

Мы строим будущее России - 6 ч.

Современная Россия. Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя.





Календарно - тематическое планирование


п/п

Название разделов, тем

Кол-во

часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Примечание



Мы - граждане единого Отечества.

12




1.

Общество - это мы.

1

01.09


Фронтальный опрос

2.

Российский народ.

1

04.09


Задания по группам

3.

Инструктаж по ПДД. Экскурсия в музей. Наши земляки.

1

08.09


Фронтальный и индивидуальный опрос

4.

Конституция России.

1

11.09


Беседа по вопросам

5

Права ребёнка.

1

15.09


Самостоятельная работа

6.

Государственное устройство России.

1

18.09


Устный опрос

7.

Российский союз равных.

1

22.09


Фронтальный и инд. опрос

8.

Государственная граница России.

1

25.09


Фронтальный опрос

9.

Путешествие за границу России.

1

29.09


Работа в парах

10.

Сокровища России и их хранители.

1

02.10


Индивидуальный опрос

11.

Творческий союз.

1

06.10


Фронтальный опрос

12.

Обобщающий урок по разделу «Мы - граждане единого Отечества».

1

09.10


Работа в парах


По родным просторам.

22




13.

Карта - наш экскурсовод.

1

13.10


Беседа по вопросам

14.

По равнинам и горам.

1

16.10


Самостоятельная работа

15.

В поисках подземных кладовых.

1

20.10


Устный опрос

16.

В поисках подземных кладовых. Продолжение.

1

23.10



17.

Наши реки.

1

27.10


Работа в парах

18.

Озёра - краса Земли.

1

10.11


Беседа по вопросам

19.

По морским просторам.

1

13.11


Самостоятельная работа

20.

С севера на юг.

1

17.11


Устный опрос

21.

В ледяной пустыне.

1

20.11


Самостоятельная работа

22.

В холодной тундре.

1

24.11


Устный опрос

23.

Среди лесов.

1

27.11


Фронтальный опрос

24.

В широкой степи.

1

01.12


Беседа по вопросам

25.

В жаркой пустыне.

1

04.12


Самостоятельная работа

26.

У тёплого моря.

1

08.12


Устный опрос

27.

Мы - дети родной земли.

1

11.12


Устный опрос

28.

В содружестве с природой.

1

15.12


Беседа по вопросам

29.

Как сберечь природу России.

1

18.12


Самостоятельная работа

30.

По страницам Красной книги.

1

22.12


Устный опрос

31.

По заповедникам и национальным паркам.

1

25.12



32.

Инструктаж по ПДД. Экскурсия в музей. Заповедник «Брянский лес».

1

29.12


Работа в парах

33.

Закрепление. Викторина «Заповедники и национальные парки России».

1

12.01



34.

Обобщающий урок по разделу «По родным просторам». Тест.

1

15.01


Тест


Путешествие по Реке времени.

26




35.

В путь по реке времени.

1

19.01


Индивидуальный опрос

36.

Путешествуем с археологами.

1

22.01


Устный опрос

37.

В путь по страницам летописи.

1

26.01


Работа в парах

38.

Истоки Древней Руси.

1

29.01


Беседа по вопросам

39.

Мудрый выбор.

1

02.02


Работа в парах

40.

Наследница Киевской Руси.

1

05.02


Беседа по вопросам

41.

Инструктаж по ПДД. Экскурсия. Архитектурные памятники нашего города.

1

09.02


Индивидуальный опрос

42.

Москва - преемница Владимира.

1

12.02


Индивидуальный опрос

43.

Начало Московского царства.

1

16.02


Устный опрос

44.

Подвижники Руси и землепроходцы.

1

19.02


Беседа по вопросам

45.

На пути к единству.

1

26.02



46.

Начало Российской империи.

1

02.03


Устный опрос

47.

«Жизнь - Отечеству, честь - никому!».

1

05.03


Устный опрос

48.

Отечественная война 1812 года.

1

09.03


Индивидуальный опрос

49.

Великий путь.

1

12.03


Устный опрос

50

Золотой век театра и музыки.

1

16.03


Работа в парах

51.

Расцвет изобразительного искусства и литературы.

1

19.03


Беседа по вопросам

52.

В поисках справедливости.

1

02.04


Индивидуальный опрос

53.

Век бед и побед.

1

06.04


Индивидуальный опрос

54.

«Вставай, страна огромная!»

1

09.04


Устный опрос

55.

Трудовой фронт России.

1

13.04


Беседа по вопросам

56.

Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.

1

16.04


Устный опрос

57.

«Нет в России семьи такой ...».

1

20.04


Устный опрос

58.

После Великой войны.

1

23.04


Работа в парах

59.

Достижения 1950-1970-х гг.

1

27.04


Беседа по вопросам

60.

Обобщающий урок по разделу «Путешествие по реке времени». Тест.

1

30.04


Тест


Мы строим будущее России.

6




61.

Современная Россия.

1

04.05


Работа в парах

62.

Хороша честь, когда есть, что есть.

1

07.05


Беседа по вопросам

63.

Тестирование в рамках годовой промежуточной аттестации.

1

11.05


Тестирование

64.

Умная сила России.

1

14.05


Контрольная работа (20 мин)

65.

Светлая душа России.

1

18.05


Беседа по вопросам

66.

Обобщение по разделу «Мы строим будущее России». КВН.

1

21.05


Фронтальный опрос


Итого:

66