Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.С. Пушкина
УТВЕРЖДЕНО
директором школы
приказ № 107
от «30 августа 2017г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе
_______________
Климовцева В.А.
«30» августа 2017г.
Принята на заседании
учителей начальных классов
Протокол № 1 от 30 августа 2017г.
Рук. ШМО: __________________
Падина Л.Г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(Для учащихся с ОВЗ)
4 класс
Падина Лидия Григорьевна,
учитель высшей квалификационной категории
Трубчевск
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС НОО МБОУ Трубчевская СОШ № 2 им. А.С.Пушкина на основании Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Трубчевская СОШ №2 им. А.С.Пушкина.
соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой», данная адаптированная программа разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка.
Программа предназначена для учащейся 4 «А» класса Садкевич Русалины, которой по заключению ПМПК рекомендовано обучение по АООП НОО вариант 7.2.
Окружающий мир - является специфическим для обучения учащихся с ОВЗ. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам и предполагает собственный подход в структурировании учебного материала, определяет последовательность изучения этого материала, а также пути формирования системы знаний, умений, навыков..
Цель программы - направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей,
познавательной деятельности.
Задачи:
Курс «Окружающий мир» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
-уточняет имеющие у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
-на основе наблюдений и простейших действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
-вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ;
-формирует знания учащихся о природе своего края;
-формирует первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
В программе определён обязательный базовый уровень знаний.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрации).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: доставлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- характеризовать способы изучения окружающего мира;
- определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
- сравнивать рисунок и план местности; читать карту;
- различать старинные и современные средства передвижения;
- называть средства связи;
- различать объекты живой и неживой природы, твёрдые тела, жидкости и газы; - характеризовать небесные тела, воду;
- называть природные стихии, полезные ископаемые;
- классифицировать растения и животных;
- характеризовать сообщества (лес, луг, водоём);
- сравнивать устройство старинного и современного домов;
- составлять схему родственных связей;
- рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека (по иллюстрациям); называть объекты Всемирного наследия.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного курса «Окружающий мир 4 класс» используется УМК:
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир //Образовательная система «Перспектива». Федеральный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. – М.; Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч.- М.: Просвещение, 2017.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2011.
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, и авторской программы курса, учебно – методической системы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой, и имеет несущественные изменения, связанные с изменением количества часов.
На изучение курса отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Форма годовой промежуточной аттестации - тестирование.
Принципы реализации программы
Принцип гуманизации – предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
Принцип индивидуального подхода — предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
Принцип системности – обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка.
Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.
Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
-систематический характер обучения;
-логически правильное изучение учебного материала.
Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса.
Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает
создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся.
Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания.
Целесообразно применение заданий тестового характера с выбором ответов. В связи с недостатками памяти детей с ОВЗ текущие проверки овладения знаниями должны проводиться чаще, чем в школе общего назначения.
Дифференцированное обучение - помогает учитывать индивидуально-типологические особенности личности и обучать каждого на уровне его возможностей и способностей. Здоровьесберегающие технологии - позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, что дает положительные результаты в обучении.
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Система оценки результатов учащихся с ОВЗ опирается на следующие принципы:
Дифференциация оценки достижений с учётом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
Динамичность оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
Методом оценки личностных результатов является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у обучающихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. В ходе текущей оценки используется оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования.
Содержательный контроль и оценка знаний и умений обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Формы контроля знаний и умений по окружающему миру
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются стартовые и итоговые проверочные работы, тестовые диагностические работы, текущие проверочные работы. Для контроля и оценки знаний по этому предмету используются индивидуальные и фронтальные устные проверки, письменные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные, практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют учащиеся всего класса.
Индивидуальный устный опрос проводится в следующих формах: рассказ-описание, рассказ-рассуждение.
При письменной проверке знаний используются контрольные работы, тестовые задания, работа с карточками-заданиями, графические работы.
Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».
Тестовая диагностическая работа включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме.
Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) и включает все основные темы учебного периода.
Проверочные работы для учащихся с ОВЗ имеют следующие особенности:
1. Материал выбран аналогичный, проработанный в пропедевтическом задании.
2. Снижен объём обязательных заданий.
3. Присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности.
4. При необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию).
5.Увеличение времени на выполнение задания.
При проверке знаний, умений и навыков учитываются:
Требования, предъявляемые к учащимся с ОВЗ, согласуются с требованиями образовательных программ и Положением о текущем оценивании учащихся с ОВЗ по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля.
Коррекционная работа по окружающему миру
В коррекционной работе большое значение придается развитию познавательной деятельности, а для этого необходимо развивать психические процессы: восприятие, мышление, память, речь, необходимо направлять психическую деятельность ребенка, способность быть внимательным, организовывать и направлять внимание при выполнении любого задания, так как внимание влияет на всю деятельность ребенка.
Основные направления коррекционной работы:
-формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
-совершенствование знаний о месяцах, сезонах, характерных признаках времен года, о связи живой и неживой природы.
-активизация словарного запаса путем подбора слов, обозначающих действия, использования упражнений в образовании приставочных глаголов и уточнении смысловых оттенков словосочетаний.
- развитие осмысленных навыков описания предметов, явлений.
-развитие памяти, устойчивого внимания, мышления, речи.
-воспитание эмоциональной адекватности поведения.
-формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение (в процессе формирования представлений) выявлению характерных,
- существенных признаков предметов;
- развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать
выводы и т.д.;
-побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой
деятельностью;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным
обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к
изученному материалу;
- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции,
позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания,
памяти;
-формирование положительной мотивации к обучению;
-повышение уровня общего развития;
-коррекция отклонения в развитии познавательной и эмоционально-личностной
сфере;
-формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной
деятельности;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Содержание учебного курса
2 ч в неделю, 33 недели, 66 ч в год
Мы - граждане единого Отечества -12 ч.
Общество-это мы. Российский народ. Конституция России. Права ребёнка. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Сокровища России и их хранители. Творческий союз.
По родным просторам - 22 ч.
Карта - наш экскурсовод. Равнины, горы, полезные кладовые. Реки, озёра, морские просторы. Пустыня, тундра, леса, степи. Чёрное море. Мы - дети родной земли. Как сберечь природу России: красная книга, заповедники, национальные парки.
Путешествие по Реке времени - 26 ч.
В путь по реке времени. Археологи. Древнерусская летопись. Истоки древней Руси. Мудрый выбор. Наследница Киевской Руси. Начало Московского царства. Подвижники Руси. На пути к единству. Начало Российской империи. Отечественная война 1812 года. Золотой век театра и музыки. Рассвет изобразительного искусства и литературы. Век бед и побед. Великая отечественная война. После Великой войны. Достижения 1950-1970 годов.
Мы строим будущее России - 6 ч.
Современная Россия. Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
| Мы - граждане единого Отечества. | 12 | | | |
1. | Общество - это мы. | 1 | 01.09 | | Фронтальный опрос |
2. | Российский народ. | 1 | 04.09 | | Задания по группам |
3. | Инструктаж по ПДД. Экскурсия в музей. Наши земляки. | 1 | 08.09 | | Фронтальный и индивидуальный опрос |
4. | Конституция России. | 1 | 11.09 | | Беседа по вопросам |
5 | Права ребёнка. | 1 | 15.09 | | Самостоятельная работа |
6. | Государственное устройство России. | 1 | 18.09 | | Устный опрос |
7. | Российский союз равных. | 1 | 22.09 | | Фронтальный и инд. опрос |
8. | Государственная граница России. | 1 | 25.09 | | Фронтальный опрос |
9. | Путешествие за границу России. | 1 | 29.09 | | Работа в парах |
10. | Сокровища России и их хранители. | 1 | 02.10 | | Индивидуальный опрос |
11. | Творческий союз. | 1 | 06.10 | | Фронтальный опрос |
12. | Обобщающий урок по разделу «Мы - граждане единого Отечества». | 1 | 09.10 | | Работа в парах |
| По родным просторам. | 22 | | | |
13. | Карта - наш экскурсовод. | 1 | 13.10 | | Беседа по вопросам |
14. | По равнинам и горам. | 1 | 16.10 | | Самостоятельная работа |
15. | В поисках подземных кладовых. | 1 | 20.10 | | Устный опрос |
16. | В поисках подземных кладовых. Продолжение. | 1 | 23.10 | | |
17. | Наши реки. | 1 | 27.10 | | Работа в парах |
18. | Озёра - краса Земли. | 1 | 10.11 | | Беседа по вопросам |
19. | По морским просторам. | 1 | 13.11 | | Самостоятельная работа |
20. | С севера на юг. | 1 | 17.11 | | Устный опрос |
21. | В ледяной пустыне. | 1 | 20.11 | | Самостоятельная работа |
22. | В холодной тундре. | 1 | 24.11 | | Устный опрос |
23. | Среди лесов. | 1 | 27.11 | | Фронтальный опрос |
24. | В широкой степи. | 1 | 01.12 | | Беседа по вопросам |
25. | В жаркой пустыне. | 1 | 04.12 | | Самостоятельная работа |
26. | У тёплого моря. | 1 | 08.12 | | Устный опрос |
27. | Мы - дети родной земли. | 1 | 11.12 | | Устный опрос |
28. | В содружестве с природой. | 1 | 15.12 | | Беседа по вопросам |
29. | Как сберечь природу России. | 1 | 18.12 | | Самостоятельная работа |
30. | По страницам Красной книги. | 1 | 22.12 | | Устный опрос |
31. | По заповедникам и национальным паркам. | 1 | 25.12 | | |
32. | Инструктаж по ПДД. Экскурсия в музей. Заповедник «Брянский лес». | 1 | 29.12 | | Работа в парах |
33. | Закрепление. Викторина «Заповедники и национальные парки России». | 1 | 12.01 | | |
34. | Обобщающий урок по разделу «По родным просторам». Тест. | 1 | 15.01 | | Тест |
| Путешествие по Реке времени. | 26 | | | |
35. | В путь по реке времени. | 1 | 19.01 | | Индивидуальный опрос |
36. | Путешествуем с археологами. | 1 | 22.01 | | Устный опрос |
37. | В путь по страницам летописи. | 1 | 26.01 | | Работа в парах |
38. | Истоки Древней Руси. | 1 | 29.01 | | Беседа по вопросам |
39. | Мудрый выбор. | 1 | 02.02 | | Работа в парах |
40. | Наследница Киевской Руси. | 1 | 05.02 | | Беседа по вопросам |
41. | Инструктаж по ПДД. Экскурсия. Архитектурные памятники нашего города. | 1 | 09.02 | | Индивидуальный опрос |
42. | Москва - преемница Владимира. | 1 | 12.02 | | Индивидуальный опрос |
43. | Начало Московского царства. | 1 | 16.02 | | Устный опрос |
44. | Подвижники Руси и землепроходцы. | 1 | 19.02 | | Беседа по вопросам |
45. | На пути к единству. | 1 | 26.02 | | |
46. | Начало Российской империи. | 1 | 02.03 | | Устный опрос |
47. | «Жизнь - Отечеству, честь - никому!». | 1 | 05.03 | | Устный опрос |
48. | Отечественная война 1812 года. | 1 | 09.03 | | Индивидуальный опрос |
49. | Великий путь. | 1 | 12.03 | | Устный опрос |
50 | Золотой век театра и музыки. | 1 | 16.03 | | Работа в парах |
51. | Расцвет изобразительного искусства и литературы. | 1 | 19.03 | | Беседа по вопросам |
52. | В поисках справедливости. | 1 | 02.04 | | Индивидуальный опрос |
53. | Век бед и побед. | 1 | 06.04 | | Индивидуальный опрос |
54. | «Вставай, страна огромная!» | 1 | 09.04 | | Устный опрос |
55. | Трудовой фронт России. | 1 | 13.04 | | Беседа по вопросам |
56. | Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 16.04 | | Устный опрос |
57. | «Нет в России семьи такой ...». | 1 | 20.04 | | Устный опрос |
58. | После Великой войны. | 1 | 23.04 | | Работа в парах |
59. | Достижения 1950-1970-х гг. | 1 | 27.04 | | Беседа по вопросам |
60. | Обобщающий урок по разделу «Путешествие по реке времени». Тест. | 1 | 30.04 | | Тест |
| Мы строим будущее России. | 6 | | | |
61. | Современная Россия. | 1 | 04.05 | | Работа в парах |
62. | Хороша честь, когда есть, что есть. | 1 | 07.05 | | Беседа по вопросам |
63. | Тестирование в рамках годовой промежуточной аттестации. | 1 | 11.05 | | Тестирование |
64. | Умная сила России. | 1 | 14.05 | | Контрольная работа (20 мин) |
65. | Светлая душа России. | 1 | 18.05 | | Беседа по вопросам |
66. | Обобщение по разделу «Мы строим будущее России». КВН. | 1 | 21.05 | | Фронтальный опрос |
| Итого: | 66 | | | |