СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по технологии 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по технологии 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по технологии 8 класс»



Пояснительная записка.



Адаптированная рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 «О рабочих программах учебных предметов».

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной деятельности в общеобразовательных школах.

  • Адаптированной образовательной программы МОУ Ишеевского многопрофильного лицея для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Основная цель специального (коррекционного) образования - подготовка учащихся к самостоятельной жизни в современном обществе, при этом образовательные предметы решают в основном общеразвивающие и практические задачи. Так же подготовить школьников к поступлению в профессиональное училище соответствующего типа и профиля.

В VIII-IX классах завершается трудовая подготовка учащихся в соответствии с выбранной профориентационной направленности - столярное дело.

Специальная задача коррекции имеющихся у учащихся специфических нарушений, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений и навыков осуществляется не только при изучении основных учебных предметов, на специальных занятиях и конечно на уроках трудового обучения.

Содержание образования направлено на формирование общей культуры личности учащихся, их адаптации к жизни в обществе, формирование профессионально-трудовых умений и навыков для дальнейшей работы в трудовом коллективе; воспитание гражданственности, трудолюбия.

Задачи трудового обучения в лицее:

- коррекции недостатков умственного и физического развития;

-воспитанию связной речи;

-формированию общих трудовых навыков;

-осуществлению социально-трудовой адаптации учащихся;

-формированию навыков самоконтроля учебных действий, культуры речи и поведения, санитарно-гигиенических навыков и здорового образа жизни;

-обеспечению условий формирования личности школьника с ограниченными возможностями здоровья в комплексном взаимодействии психолога, соц. педагога, учителей, родителей.

Рабочая программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой. Основной особенностью учебного плана в лицее является наличие часов на профессионально-трудового обучения: 8 класс – 2 часа в неделю;

Данная программа предполагает формирование у учащегося необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений. В нашем лицее профессионально-трудовое обучение ведётся по направлению столярное дело.

Цель программы – подготовить школьников к поступлению в учебные заведения средне-специального образования, соответствующего типа и профиля. В процессе обучения школьник знакомится с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретает навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними.

Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребёнок учится работать на сверлильном и токарном станках. Знакомится с ручным электрифицированным инструментом, учится применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения. Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столярного изделия»). Всё это способствует физическому и интеллектуальному развитию школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Раздел 1.

Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета «Трудовое обучение»

Данный курс позволяет добиться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.

Предметные УУД:

- выполнение столярных работ ручными инструментами;

- разметка и выполнение разъемных и неразъемных соединений, шиповых, угловых, концевых, серединных и ящичных вязок, соединений по длине, по кромкам, сплачивание, сращивание и склеивание детали;

- сборка столярных изделий (с помощью клеев и специальных приспособлений);

- пользование контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;

- рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;

- бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;

- подготовка и рациональная организация рабочего места;

- устранение дефектов и пороков древесины;

- изготовление строгальных и разметочных инструментов;

- изготовление простейших столярно-мебельных изделий;

- выполнение чернового и чистового точения;

- выполнение внутренней расточки на токарном станке;

- распознавать виды крепёжных изделий и мебельной фурнитуры;

- изготовление модели мебели;

- изготавление строительных инструментов и приспособлений;

- изготавление несложной мебели с облицовкой поверхности;

- устранение дефектов в столярно-мебельных изделиях;
- соблюдение требований безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы.


Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

• целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;

• самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирова­ние, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия); саморегуляция

. Раздел 2. Содержание учебного предмета.

Столярное дело 8 класс (62 часа) Количество учебных недель – 31. Количество часов в неделю – 2.

Раздел. Ручная и машинная обработка древесины и древесных материалов.

Вводное занятие. Вводное занятие. Правила безопасности. Повторение пройденного материала за 7 класс. План работы на четверть.

 Заделка пороков и дефектов древесины. Объекты работы. Заготовки для предстоящих работ и материалоотходов. Теоретические сведения. Дефекты и пороки древесины. Группы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения. Шпатлевка, назначение, виды (сухая, жидкая), характеристика по основному составу пленкообразующего вещества (масляная, клеевая, лаковая и др.). Станок одношпиндельный сверлильный: назначение, конструкция, устройство механизмов. Ознакомление с многошпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками. Устройство для крепления сверла. Правила безопасной работы при сверлении. Уборка и смазка сверлильного станка. Организация рабочего места для сверления. Подготовка сверлильного станка к работе. Сверление сквозных и глухих отверстий. Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением. Практические работы. Определение пороков и дефектов древесины. Усвоение приемов заделки на материалоотходах. Практические работы. Выявление дефектов, требующих заделки. Определение формы дефекта. Выполнение разметки под заделку. Высверливание, долбление отверстия. Изготовление заделки. Вставка заделки на клею. Застрагивание заделки.

Изготовление столярно–мебельного изделия. Изделия. Скамейка. Табурет. Выставочная витрина. Теоретические сведения. Мебель: виды (стул, кресло, стол, шкаф, тумба, комод, сервант, диван, диван-кровать, кушетка, тахта), назначение и комплектование для разных помещений. Ознакомление с производственным изготовлением мебели. Содержание сборочного чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия (сборочных единиц). Практические работы. Определение вида мебели на рисунке и по натуральному образцу. Чтение технической документации. Изготовление рамок, коробок, подвижных и неподвижных элементов мебели. Подготовка изделия к отделке, отделка изделия. Практические работы. Изготовление табурета, аптечки

Изготовление разметочного инструмента. Изделия. Угольник столярный. Ярунок. Рейсмус. Теоретические сведения. Разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность. Ярунок: назначение, применение. Практические работы.  Проверка состояния и пригодности к работе имеющихся в мастерской линеек и угольников. Практические работы. Подбор материала для изделия. Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы. Изготовление инструмента. Проверка изготовленного угольника контрольным угольником и на доске с отфугованной кромкой. Установка малки по транспортиру. Проверка ярунка.

Токарные работы. Изделия. Ручки для напильников, стамесок, долот. Ножки для табурета, журнального столика. Солонка. Коробочка для мелочи. Теоретические сведения. Токарный станок: управление, уход, неисправности и меры по предупреждению поломки. Правила безопасной работы. Скоба и штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров). Практические работы. Разметка скобой. Снятие конуса резцом. Выполнение шипов у ножек. Сверление с использованием задней бабки. Проверка размеров изделия кронциркулем и штангенциркулем.

Изготовление столярно-мебельного изделия. Изделия. Несложная мебель. Теоретические сведения. Технология изготовления сборочных единиц (рамки, коробки, щиты, опоры). Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях. Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея, температурных условий, конструкции узла и условий последующей обработки. Брак при сборке изделия: предупреждение, исправление. Металлическая фурнитура для соединения сборочных единиц. Учет производительности труда. Бригадный метод работы. Практические работы. Подбор материала для изделия. Организация рабочего места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка и отделка изделия. Организация пооперационной работы. Проверка изделий. Учет и коллективное обсуждение производительности труда.

Ремонт столярного изделия. Объекты работы. Стул. Стол. Шкаф. Теоретические сведения. Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды (восстановление шиповых соединений, покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей), правила безопасности при выполнении. Практические работы. Выявление повреждений на мебели. Подготовка к переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей.

 Безопасность труда во время столярных работ. Теоретические сведения. Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев и травм). Причины травмы: неисправность инструмента или станка, неправильное складирование или переноска рабочего материала, ошибки при заточке или наладке инструмента, неосторожное обращение с электричеством. Меры предохранения от травм. Возможность быстрого возгорания древесных материалов, материалоотходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся жидкостей.Предупреждение пожара. Действия при пожаре.

Крепежные изделия и мебельная фурнитура. Теоретические сведения. Гвоздь: виды (строительный, тарный, обойный, штукатурный, толевый, отделочный), использование. Шуруп, саморез: виды, назначение. Стандартная длина гвоздя и шурупа, самореза. Болт, винт, стяжка, задвижка, защелка, магнитный держатель, полкодержатель, петля: виды, назначение.Умение. Распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры. Практическая работа Определение названий крепежных изделий и мебельной фурнитуры по образцам. Определение длины гвоздя на глаз. Изготовление крепежных изделий.

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению






№ урока

Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения урока

План.

Факт.

1

Вводный инструктаж по охране труда и правилам пожарной безопасности

1

03.10 .


2

Заготовка древесины.

1

05.10.


3

Пороки древесины.

1

10.10.


4

Заделка пороков и дефектов древесины.

1

12.10.


5

Шпаклёвка: назначение, виды.

1

17.10.


6

Сверлильный станок: назначение, устройство.

1

19.10.


7

Правила безопасной работы при сверлении.

1

24.10.


8

Подготовка сверлильного станка к работе. Приёмы сверления.

1

26.10.


9

Выявление на древесине дефектов, требующих заделки

1

07.11.


10

Выполнение разметки под заделку.

1

09.11.


11

Вставка заделки на клею.

1

14.11.


12

Ознакомление с производством изготовления мебели.

1

16.11.


13

Содержание сборочного чертежа.


1

21.11.


14

Составление и чтение технической документации.

1

23.11


15

Правила безопасной работы при работе с ручным лобзиком.

1

28.11.


16

Выпиливание акета мебели.

1

30.11.


17

Выпиливание макета мебели.

1

5.12.


18

Контроль качества при выпиливании деталей изделия.

1

07.12.


19

Подготовка деталей к сборке.

1

12.12.


20

Сборка изделия.

1

14.12.


21

Контроль качества готового изделия.

1

19.12.


22

Виды дереворежущих инструментов.

1

21.12.


23

Разметка заготовки по заданным размерам.

1

26.12.


24

Правила безопасной работы при строгании рубанком.

1

28.12.


25

Повторный инструктаж по охране труда и правилам пожарной безопасности.

1



26

Изготовление цилиндрической детали ручным инструментом.

1



27

Разметка заготовки с помощью рейсмуса.

1



28

Изготовление восьмигранника.

1



29

Изготовление цилиндра.

1



30

Контроль качества выполненной работы.

1



31

Изготовление конической детали ручным инструментом.

1



32

Разметка заготовки.

1



33

Строгание. Зачистка. Проверка качества работы.




34

Токарный станок по обработке древесины: назначение, устройство.

1



35

Подготовка токарного станка к работе.

1



36

Виды инструментов необходимых для работы на токарном станке.

1



37

Правила безопасной работы при работе на токарном станке. Упражнения.

1



38

Изготовление цилиндрической детали на токарном станке.

1



39

Проверка размеров с помощью кронциркуля.

1



40

Изготовление конической детали на токарном станке.

1



41

Проверка размеров с помощью штангенциркуля.

1



42

Точение детали фасонной формы на токарном станке.

1



43

Контроль качества проделанной работы.

1



44

Изготовление столярно-мебельного изделия.

1



45

Понятие о конструкторской документации.

1



46

Понятие о технологической документации.

1



47

Подбор материала для изделия. Организация рабочего места.

1



48

Изготовление деталей и сборочных единиц.

1



49

Изготовление деталей и сборочных единиц.

1



50

Сборка изделия.

1



51

Отделка изделия.

1



52

Брак при сборке изделия, предупреждение и исправление.

1



53

Выявление повреждение мебели, причины.

1



54

Технические требования к качеству.

1



55

Усиление узлов и соединений болтами.

1



56

Переклейка соединений.

1



57

Восстановление облицовки

1



58

Изготовление и замена повреждённых деталей

1



59

Безопасность труда во время столярных работ.

1



60

Неисправность инструмента или станка.

1



61

Меры предохранения от травм.

1



62

Предупреждение пожара. Действия при пожаре.

1











Формы оцениванияучитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

  • Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).

  • Прилежание ученика во время работы.

  • Степень умственной отсталости.

  • Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.

  • Уровень физического развития ученика.

За теоретическую часть: Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной  терминологии. Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы. Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы. Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно. Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно. Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя. Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.

Контроль. Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.

Основная литература по планированию учебной деятельности: Павлова О.В. Тематическое планирование по столярному делу в специальной   (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Издательство «Учитель», 2012 год


























Дополнительная литература:

  1. Антонов П.П., Муравьев Е.М. Обработка конструкционных материалов. - М: Просвещение, 1982.

  2. Арданский А. С. Столярные работы. - М.: Гос. изд. литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. 1959.

  3. Бобиков П.Д. Мебель своими руками. – М.: Эксмо-пресс, 2001.

  4. Буриков В.Г.,Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1992.

  5. Григорьев М.А. Материаловедение для столяров, плотников и паркетчиков. – М.: Высшая школа, 1989.

  6. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. – М.: Просвещение, 1984.

  7. Жданова Т.А. Технология: Поурочные планы. – Волгоград, 2003.

  8. Журавлёв Б.А. Столярное дело. – М.: Просвещение, 1984.

  9. Карабанов И.А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 1997. - 12 -

  10. Кузнецов В.П., Рожнев Я.А.  Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение,1992.

  11. Мальковский Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. – М.: Просвещение, 1986.

  12. Мирский С.Л.  Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. – М.: Просвещение, 1992.

  13. Мирский С.Л.  Методика профессионально-трудового обучения вовспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1980.

  14.  Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение, 1988.

  15. Хворостов А.С.  Чеканка.  Инкрустация.  Резьба по дереву. – М.:  Просвещение, 1985.

  16. Смирнов Н.К. Журнал «Школа и производство» №8, 2005.  «Нравитесь ли высвоим ученикам».

  17. Шумега С.С.  Технология столярно-мебельного производства. – М.:  Лесная промышленность, 1984.