СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для индивидуального обучения на дому учащегося 4 класса (СИПР)

Нажмите, чтобы узнать подробности

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для индивидуального обучения на дому учащегося 4 класса (СИПР)»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ



Рассмотрена на заседании методического объединения

протокол от _______2017 г №________

Утверждена приказом от _______ 2017 г

№________



Принята на заседании НМС

от ________ 2017 г. протокол №________







Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Математические представления»

для индивидуального обучения на дому

учащегося 4 класса

(СИПР)





Составитель: Наумова Марина Николаевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории










    1. учебный год

  1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» для учащегося 4 класса с умственной отсталостью разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  3. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  5. Приказ департамента образования ЯНАО от 23 марта 2017 года № 378 «Об утверждении Порядка организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому детей-инвалидов и детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации»;

  6. Приказ Минобрнауки России № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  7. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью Гимназии г. Лабытнанги (1 – 4 класс) на 2017-2020 г.г.;

  8. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы» / Под ред. В.В. Воронковой; 6-е издание. - М.: Просвещение, 2013.

Основанием для разработки адаптированной рабочей программы для индивидуального обучения на дому учащегося 4 класса (СИПР) является заключение муниципальной межведомственной психолого-медико-педагогической комиссии от 24.03.2017 № 64.

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» учитывает психолого-педагогическую характеристику учащегося 4 класса № 10 от 04.09.2017, выданную по результатам психолого-педагогического обследования педагогом-психологом Гимназии г. Лабытнанги.


Психолого-педагогическая характеристика учащегося Гимназии

г. Лабытнанги с умственной отсталостью умеренной степени (СИПР)

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов.

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.).

Развитие всех психических процессов у детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной в учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде.


В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

Обучающей задачей является получение на занятиях представления о различных признаках предметов, обучение сравнивать и устанавливать взаимно однозначные соответствия, получение представлений о количестве и числе, элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений и др.

Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

«Математические представления» как систематический курс начинается с 1 дополнительного класса и представлен разделами: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Задачи:

  • формировать умение различать количество предметов;

  • выделять один предмет из группы и составлять группу из отдельных предметов;

  • сравнивать предметы по величине, форме;

  • продолжать учить различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много);

  • учить различать части суток, соотносить действие с временными промежутками;

  • определять время по часам;

  • учить соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;

  • учить пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах;

  • решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

Коррекционные задачи:

Через формирование учебных навыков корректировать недостатки внимания, памяти, мелкой моторики рук, развитие зрительно-слухового внимания, ориентировочных реакций, понимания элементарных инструкций.

Программа представлена следующими структурными элементами:

  1. Пояснительная записка.

  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математические представления».

  3. Содержание учебного предмета «Математические представления» в 4 классе.

  4. Тематическое планирование по учебному предмету «Математические представления» в 4 классе с указанием количества часов, отводимых на освоение учебного предмета.

Ввиду отсутствия УМК для учащихся данной категории на заседании НМС (протокол № 04 от 24.03.2017) было принято решение использовать следующие учебные пособия:

  1. Алышева Т.В. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида-М.: Просвещение, 2016 г.

  2. Алышева Т.В. Рабочая тетрадь №.1, 2. - М.:Просвещение, 2016 г.

Место учебного предмета в Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2017 – 2018 учебный год

Согласно Учебному плану Гимназии г. Лабытнанги на 2017 – 2018 учебный год рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» в 4 классе рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.


  1. Планируемые результатыосвоения учебного предмета

«Математические представления»

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с уме­ре­н­ной, тяжелой умственной отсталостью, с СНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.


Личностные результаты освоения программы могут включать:

  1. основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

  2. социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  3. формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

  4. формирование уважительного отношения к окружающим;

  5. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  6. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  7. развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  8. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  9. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  10. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Возможные предметные результаты должны отражать:

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

    1. Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

  • Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

  • Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.

  • Умение обозначать арифметические действия знаками.

  • Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.

3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

  • Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.

  • Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

  • Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

  • Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.


  1. Содержание учебного предмета «Математические представления»

Временные представления (5 ч.)

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.


Количественные представления (50 ч.)

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц.


Представления о величине (4 ч.)

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу.


Представление о форме (6 ч.)

Различение круглых и некруглых геометрических фигур. Соотнесение геометрических фигур с названием. Соотнесение предмета с, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).


Пространственные представления (3 ч.)

Пространственные представления (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.


IV. Тематическое планирование по учебному предмету

«Математические представления»


Количество часов -68 ч.

п/п


Тема урока

Кол-во

часов

Дата


Содержание урока

по плану

по факту

Количественные представления (12часов)

1\1

Преобразование множеств. Увеличение.

1



Действия по преобразованию множеств. Увеличение.

2\2

Преобразование множеств. Уменьшение.

1



Действия по преобразованию множеств. Уменьшение.

3\3

Преобразование множеств. Уравнивание множеств.

1



Действия по преобразованию множеств. Уравнивание множеств.

4\4

Пересчет предметов по единице

1



Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

5\5

Узнавание цифры 3

1



Умение соотносить число 3 с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. Умение пересчитывать предметы до 3х.

6\6

Соотнесение количества предметов с числом 3

1



Умение соотносить число 3 с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. Умение пересчитывать предметы до 3х.

7\7

Обозначение числа цифрой 3

1



Умение соотносить число 3 с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. Умение пересчитывать предметы до 3х.

8\8

Написание цифры 3

1



Умение соотносить число 3 с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. Умение пересчитывать предметы до 3х.

9\9

Знание отрезка числового ряда 1 – 3

1



Знакомство с отрезком числового ряда 1 – 3

10\10

Определение места числа 3 в числовом ряду

1



Определение места числа 3 в числовом ряду.

11,12\

11,12

Счет в прямой (обратной) последовательности

2



Счет в прямой (обратной) последовательности: 1,2,3; 3,2,1.

Представления о величине (4 часа)

13\1

Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов

1



Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов.

14\2

Составление упорядоченного ряда по убыванию

1



Составление упорядоченного ряда по убыванию.

15\3

Составление упорядоченного ряда по возрастанию

1



Умение различать и сравнивать предметы по величине.


16\4

Сравнение предметов по длине

1



Умение различать и сравнивать предметы по длине.

Количественные представления (10часов)

17\1

Состав числа 3 из двух слагаемых

1



Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 3.

18\2

Сложение предметных множеств в пределах 3

1



Умение обозначать арифметические действия знаками.

19\3

Вычитание предметных множеств в пределах 3

1



Умение обозначать арифметические действия знаками.

20\4

Запись арифметического примера на увеличение на одну единицу в пределах 3

1



Умение обозначать арифметические действия знаками.



21\5

Запись арифметического примера на уменьшение на одну единицу в пределах 3

1



Запись арифметического примера на уменьшение на одну единицу в пределах 3.

22\6

Решение задач на увеличение на одну единицу в пределах 3

1



Умение решать задачи на увеличение на одну в пределах 3.

23\7

Запись решения задачи в виде арифметического примера

1



Запись решения задачи в виде арифметического примера.

24\8

Решение задач на уменьшение на одну единицу в пределах 3

1



Умение решать задачи на уменьшение на одну в пределах 3.

25, 26\

9,10

Выполнение арифметических действий на калькуляторе

2



Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц в пределах 3 на калькуляторе.

Представления о форме (6 часов)

27\1

Узнавание геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия

1



Умение различать и сравнивать

предметы по форме: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия.


28\2

Различение геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия

1



Умение различать и сравнивать

предметы по форме: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия.

29,30\

3,4

Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой

2



Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой.

31,32\

5,6

Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек

2



Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек.

Количественные представления (15 часов)

33\1

Узнавание цифры 4

1



Умение соотносить число 4 с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

34\2

Соотнесение количества предметов с числом 4

1



Умение соотносить число 4 с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

35\3

Обозначение числа цифрой 4

1



Умение пересчитывать предметы до 4х. Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 4.

36\4

Написание цифры 4

1



Обучение написанию цифры 4.

37\5

Знание отрезка числового ряда 1 – 4

1



Знание отрезка числового ряда 1 – 4.

38\6

Определение места числа 4 в числовом ряду

1



Определение места числа 4 в числовом ряду.

39\7

Состав числа 4 из двух слагаемых

1



Умение пересчитывать предметы до 4х. Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 4.

40\8

Сложение предметных множеств в пределах 4

1



Умение обозначать арифметические действия знаками. Сложение.

41\9

Вычитание предметных множеств в пределах 4

1



Умение обозначать арифметические действия знаками. Вычитание.

42\10

Запись арифметического примера на увеличение на одну единицу в пределах 4

1



Умение обозначать арифметические действия знаками на увеличение на одну единицу в пределах 4.


43\11

Запись арифметического примера на уменьшение на одну единицу в пределах 4

1



Умение обозначать арифметические действия знакамина уменьшение на одну единицу в пределах 4 .

44\12

Решение задач на увеличение на одну единицу в пределах 4

1



Умение решать задачи на увеличение на одну единицу в пределах 4.

45\13

Запись решения задачи в виде арифметического примера

1



Умение записать решение задачи в виде арифметического примера.

46\14

Решение задач на уменьшение на одну единицу в пределах 4

1



Умение решать задачи на уменьшение на одну единицу в пределах 4.

47\15

Выполнение арифметических действий на калькуляторе

1



Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц в пределах 4 на калькуляторе.

Пространственные представления (3часа)

48\1

Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре)

1



Умение ориентироваться на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре).

49\2

Ориентация на плоскости: справа, слева

1



Умение ориентироваться на плоскости: справа, слева.



50\3

Составление предмета (изображения) из нескольких частей.

1



Умение ориентироваться в схеме тела на плоскости.

Временные представления (5часов)

51\1

Узнавание и различение частей суток

1



Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий.

52,53\2,3

Узнавание и различение дней недели

2



Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий.

54,55\4,5

Знание последовательности дней недели

2



Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий.

Количественные представления (13часов)

56\1

Узнавание цифры 5

1



Умение соотносить число 5 с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

57\2

Соотнесение количества предметов с числом 5

1



Умение соотносить число 5 с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

58\3

Обозначение числа цифрой 5

1



Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5.

59\4

Написание цифры 5

1



Обучение написанию цифры 5.

60\5

Знание отрезка числового ряда 1 – 5

1



Умение пересчитывать предметы до 5.

61\6

Определение места числа 5 в числовом ряду

1



Числовой ряд. Определение места числа 5 в числовом ряду.

62\7

Счет в прямой последовательности

1



Счет в прямой последовательности: 1,2,3,4,5.

63\8

Счет в обратной последовательности

1



Счет в обратной последовательности: 5,4,3,2,1.

64\9

Состав числа из двух слагаемых

1



Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5.

65,66\

10,11

Различение денежных знаков. Монета.

2



Умение различать денежные знаки. Монета.

67\12

Узнавание достоинства монет

1



Умение обращаться с деньгами.

68\13

Итоговый урок

1



Подведение итогов за год.






СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной работе

___________________ Александрова Т.В.

«______» ____________________ 2017 год