МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИЖНЕАНГАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
РАССМОТРЕНО МО учителей_______________ протокол от ______202 _ г №___ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Зырянова М.А. _____________ |
Адаптированная рабочая программа
для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
курса (учебного предмета)
«История Отечества»
5-9 класс
на 2021– 2022 учебный год
| Составитель (ФИО) Серебренникова В.П. Должность: социальный педагог Категория: первая |
Нижнеангарск
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 5 – 9 классов для обучающихся с умственной отсталостью (УО) составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями);
-Программа по истории для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
-Основная общеобразовательная адаптированная программа для детей с умственной отсталостью МБОУ «НСОШ №1».
- Положение об адаптированной рабочей программе для обучения детей с ОВЗ МБОУ «НСОШ №1».
В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII-XI классах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
Задачи:
― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;
― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;
― формирование умения работать с «лентой времени»;
― формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
― воспитание интереса к изучению истории.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения курса
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Межпредметные результаты:
Минимальный уровень:
знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;
знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
понимание значения основных терминов-понятий;
установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование «Лентой времени»;
описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам учителя;
нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий;
объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя.
Достаточный уровень:
знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной истории;
знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении;
знание мест совершения основных исторических событий;
знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев;
формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших исторических событий;
понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с опорой на ее «легенду»;
знание основных терминов понятий и их определений;
соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий;
сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
поиск информации в одном или нескольких источниках;
установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Древняя Русь
Введение.
Происхождение славян
славяне, коренные народы, предшественники, племена, переселение, кочевники.
Восточные славяне (VI—IX вв.)
община, град, знать, старейшина, вече, полюдье.
Хозяйство и образ жизни восточных славян
быт, ремесла, торговля, обмен, торговый путь.
Культура и верования восточных славян
язычество, культ, фольклор, традиции.
Раздел 2. Древнерусское государство
Создание Древнерусского государства
государство, вотчина, смерд, холоп, колония, караван.
Аскольд и Дир, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
Раздел 3. Расцвет Русского государства.
религия, ислам, иудаизм, христианство, крещение.
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром
могущество, зодчество, дипломатия, наречение, царь.
Феодальная раздробленность в русских землях (XI—XV вв.)
завещание, престолонаследие, междоусобица, летопись, вече, посадник, республика.
Культура Руси X—XIII вв. (до монгольского нашествия)
письменность, памятники, собор, церковь, икона, иконопись, духовная культура.
Раздел 4. Русь в борьбе с завоевателями (XIII—XV вв.)
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь
пастбища, каган (каганат), вторжение, разорение, осада, завоевание.
Объединение русских земель против татаро-монгольского нашествия
Образование единого Московского государства
централизованное государство, бояре, дума, судебник.
Раздел 5. Единое Московское государство
Российское государство в XVI в. Иван Грозный (1530—1584)
самодержец, казачество, опричнина, Земский собор, реформатор.
Смутное время. Начало царской династии Романовых кризис, патриарх, престол, заговор, сословие, монастырь.
Тематическое планирование
По Истории
Класс 7
Учитель : Серебренникова Валентина Петровна
Количество часов по учебному плану
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Учебник: Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История 7 класс (8 вид) М.: Просвещение, 2019г
Табличное представление тематического планирования
№ | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | | |
1 | Древняя Русь | 2 | Текущий | | |
| Происхождение славян | 1 | Текущий | | |
| Славяне и соседние народы | 1 | Текущий | | |
| Облик славян и черты их характера | 1 | Текущий | | |
| Хозяйство и уклад жизни восточных славян | 1 | Текущий | | |
| Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян | 1 | Текущий | | |
2 | Древнерусское государство | 2 | Текущий | | |
| Как возникло Древнерусское государство | 1 | Текущий | | |
| Об Аскольде, Дире и их походах в Византию | 1 | Текущий | | |
| Князь Игорь из рода Рюриковичей | 1 | Текущий | | |
| Как княгиня Ольга отомстила древлянам | 1 | Текущий | | |
| Сын князя Игоря и Ольги-Святослав | 1 | Текущий | | |
3 | Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства | 2 | Текущий | | |
| Сыновья князя Святослава | 1 | Текущий | | |
| Князь Владимир Красное солнышко | 1 | Текущий | | |
| Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром | 1 | Текущий | | |
| Русь после смерти Ярослава Мудрого | 1 | Текущий | | |
| Распад Руси на отдельные княжества в 12 веке | 1 | Текущий | | |
| Ростово-Суздальское княжество в 12 веке | 1 | Текущий | | |
4 | Русь в борьбе с завоевателями | 2 | Текущий | | |
| Образование Монгольского государства | 1 | Текущий | | |
| Нашествие монголов на Русь | 1 | Текущий | | |
| Новгородский князь Александр Невский | 1 | Текущий | | |
| Объединение русских земель против Золотой Орды | 1 | Текущий | | |
| Московский князь Дмитрий Иванович | 1 | Текущий | | |
| Наследие Дмитрия Донского | 1 | Текущий | | |
5 | Единое Московское государство | 2 | Текущий | | |
| Войны Ивана Грозного | 1 | Текущий | | |
| Воцарение династии Романовых | 1 | Текущий | |
Учебно-методическое обеспечение
1. История Отечества : учеб.для спец. ( коррекц.) образоват. учреждений 8 вида / И.М.Бгажнокова, Просвещение,2018.
2.Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История 7 класс (8 вид) М.: Просвещение, 2019г
3.Бгажнокова И.М. История Отечества 7 класс (8 вид) М.: Просвещение, 2019г
4. Бгажнокова И.М. История Отечества 9 класс (8 вид) М.: Просвещение
5.История Отечества. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы. Авт. Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. М.: Просвещение
6.Мир истории. История Отечества. Методические рекомендации. 6-9 классы. (Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Бгажнокова И. М. и др. М. Просвещение
7 История Отечества. Рабочая тетрадь. 7 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В., Федорова Е.Н. М. Просвещение