МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИЖНЕАНГАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
РАССМОТРЕНО МО учителей_______________ протокол от ______202 _ г №___ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Зырянова М.А. _____________ |
Адаптированная рабочая программа
для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
«Биология»
6-9 класс
на 2020– 2021 учебный год
| Составитель (ФИО) Серебренникова В.П. Должность: социальный педагог Категория: первая |
Нижнеангарск
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 – 9 классов для обучающихся с умственной отсталостью (УО) составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями);
-Программа по биологии для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
-Основная общеобразовательная адаптированная программа для детей с умственной отсталостью МБОУ «НСОШ №1».
- Положение об адаптированной рабочей программе для обучения
детей с ОВЗ МБОУ «НСОШ №1».
Программа по биологии продолжает вводный курс «Природоведение», при изучении которого учащиеся в V и VI классах, получат элементарную естественно-научную подготовку. Преемственные связи между данными предметами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания детей и подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Курс «Биология » состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».
Распределение времени на изучение тем учитель планирует самостоятельно, исходя из местных (региональных) условий.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий ― всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
С разделом «Неживая природа» учащиеся знакомятся на уроках природоведения в V и VI классах и узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоит живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, некоторых явлениях неживой природы.
Основная цель обучения биологии — сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать биологические знания и умения в повседневной жизни для поведения в окружающей среде.
Основные задачи изучения биологии:
― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
― показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.
ПЛАНИРУЕМЫЕ результаты освоения биологии
Минимальный уровень:
представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;
знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
описание особенностей состояния своего организма;
знание названий специализации врачей;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека;
установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
знание признаков сходства и различия между группами растений и животных; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;
знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;
выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
Содержание предмета
РАСТЕНИЯ
Введение
Повторение основных сведений из курса природоведения о неживой и живой природе. Живая природа: растения, животные, человек.
Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).
Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.
Общие сведения о цветковых растениях
Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки или др.).
Подземные и наземные органы растения
Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).
Стебель. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ). Образование стебля. Побег.
Лист Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.
Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян.
Демонстрация опыта образование крахмала в листьях растений на свету.
Лабораторные работы по теме: органы цветкового растения. Строение цветка. Строение семени.
Практические работы. Образование придаточных корней (черенкование стебля, листовое деление). Определение всхожести семян.
Растения леса
Некоторые биологические особенности леса.
Лиственные деревья: береза, дуб, липа, осина или другие местные породы.
Хвойные деревья: ель, сосна или другие породы деревьев, характерные для данного края.
Особенности внешнего строения деревьев. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания. Использование древесины различных пород.
Лесные кустарники. Особенности внешнего строения кустарников. Отличие деревьев от кустарников.
Бузина, лещина (орешник), шиповник. Использование человеком. Отличительные признаки съедобных и ядовитых плодов.
Ягодные кустарнички. Черника, брусника. Особенности внешнего строения. Биология этих растений. Сравнительная характеристика. Лекарственное значение изучаемых ягод. Правила их сбора и заготовки.
Травы. Ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха, зверобой или 2—3 вида других местных травянистых растений. Практическое значение этих растений.
Грибы леса. Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.
Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу. Грибные заготовки (засолка, маринование, сушка).
Охрана леса. Что лес дает человеку? Лекарственные травы и растения. Растения Красной книги. Лес — наше богатство (работа лесничества по охране и разведению лесов).
Практические работы. Определение возраста лиственных деревьев по годичным кольцам, а хвойных деревьев — по мутовкам. Зарисовки в тетрадях, подбор иллюстраций и оформление альбома «Растения леса». Лепка из пластилина моделей различных видов лесных грибов. Подбор литературных произведений с описанием леса («Русский лес в поэзии и прозе»),
Экскурсии в природу для ознакомления с разнообразием растений, с распространением плодов и семян, с осенними явлениями в жизни растений.
Комнатные растения
Разнообразие комнатных растений.
Светолюбивые (бегония, герань, хлорофитум).
Теневыносливые (традесканция, африканская фиалка, монстера или другие, характерные для данной местности).
Влаголюбивые (циперус, аспарагус).
Засухоустойчивые (суккуленты, кактусы).
Особенности внешнего строения и биологические особенности растений. Особенности ухода, выращивания, размножения. Размещение в помещении. Польза, приносимая комнатными растениями. Климат и красота в доме. Фитодизайн: создание уголков отдыха, интерьеров из комнатных растений.
Практические работы. Черенкование комнатных растений. Посадка окоренённых черенков. Пересадка и перевалка комнатных растений, уход за комнатными растениями: полив, обрезка. Зарисовка в тетрадях. Составление композиций из комнатных растений.
Цветочно-декоративные растения
Однолетние растения: настурция (астра, петуния, календула). Особенности внешнего строения. Особенности выращивания. Выращивание через рассаду и прямым посевом в грунт. Размещение в цветнике. Виды цветников, их дизайн.
Двулетние растения: мальва (анютины глазки, маргаритки). Особенности внешнего строения. Особенности выращивания. Различие в способах выращивания однолетних и двулетних цветочных растений. Размещение в цветнике.
Многолетние растения: флоксы (пионы, георгины).
Особенности внешнего строения. Выращивание. Размещение в цветнике. Другие виды многолетних цветочно-декоративных растений (тюльпаны, нарциссы). Цветы в жизни человека.
Растения поля
Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие злаковые культуры. Труд хлебороба. Отношение к хлебу, уважение к людям, его выращивающим.
Технические культуры: сахарная свекла, лен, хлопчатник, картофель, подсолнечник.
Особенности внешнего строения этих растений. Их биологические особенности. Выращивание полевых растений: посев, посадка, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Одежда изо льна и хлопка.
Сорные растения полей и огородов: осот, пырей, лебеда.
Внешний вид. Борьба с сорными растениями.
Овощные растения
Однолетние овощные растения: огурец, помидор (горох, фасоль, баклажан, перец, редис, укроп — по выбору учителя).
Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста, петрушка.
Многолетние овощные растения: лук.
Особенности внешнего строения этих растений, биологические особенности выращивания. Развитие растений от семени до семени.
Выращивание: посев, уход, уборка.
Польза овощных растений. Овощи — источник здоровья (витамины).
Использование человеком. Блюда, приготавливаемые из овощей.
Практические работы: выращивание рассады. Определение основных групп семян овощных растений. Посадка, прополка, уход за овощными растениями на пришкольном участке, сбор урожая.
Растения сада
Яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, земляника (абрикосы, персики — для южных регионов).
Биологические особенности растений сада: созревание плодов. особенности размножения. Вредители сада, способы борьбы с ними.
Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму.
Практические работы в саду: вскапывание приствольных кругов плодовых деревьев. Рыхление междурядий на делянках земляники. Уборка прошлогодней листвы. Беление стволов плодовых деревьев. Экскурсия в цветущий сад.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
34 часа в год
№ | Тема занятия |
| Глава 1.Наука о растениях ботаника - 4ч. |
| Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений |
| Многообразие жизненных форм растений |
| Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки |
| Ткани растений |
| Глава 2. Органы растений- 9ч. |
| Семя, его строение и значение. Л/р № 1 «Строение семени фасоли» |
| Условия прорастания семян |
| Корень, его строение и значение. Л/р № 2 «Строение корня проростка» |
| Побег, его строение и развитие. Л/р №З «Строение вегетативных и генеративных почек» |
| Лист, его строение и значение |
| Стебель, его строение и значение. Л/р №4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы» |
| Цветок, его строение и значение |
| Плод. Разнообразие и значение плодов |
| Повторение, обобщение и систематизация информации по темам «Наука о растениях — ботаника» и «Органы растений» |
| Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений - 6 час. |
| Минеральное питание растений и значение воды |
| Воздушное питание растений — фотосинтез |
| Дыхание и обмен веществ у растений |
| Размножение и оплодотворение у растений |
| Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Л/р № 5 «Черенкование комнатных растений» |
| Рост и развитие растений |
| Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира - 11ч. |
| Систематика растений, ее значение для ботаники |
| Водоросли, их разнообразие и значение в природе |
| Отдел Моховидные, Общая характеристика и значение. Л/р № 6 Изучение внешнего строения моховидных растений |
| Плауны. Хвощи, Папоротники. Их общая характеристика |
| Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение |
| Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение |
| Семейства класса Двудольные |
| Семейства класса Однодольные |
| Историческое развитие растительного мира |
| Разнообразие и происхождение культурных растений |
| Дары Нового и Старого Света |
| Глава 5. Природные сообщества– 5ч. |
| Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме |
| Совместная жизнь организмов в природном сообществе |
| Смена природных сообществ и ее причины |
| Повторение, обобщение и систематизация информации по курсу биологии 6 класса. Обсуждение заданий на лето |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности для учителя и для учащихся
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с. 2. Никишов А.И. Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/М. : Просвещение, 2013