«Рассмотрено» МО учителей-логопедов «__»_________2016_г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _______/_Бондарева Е.М./ «__» _________2016г.
| «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №4 ________/СтрекаловаМ.Г./ «__» _________2016г.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
г Белая Калитва Ростовской области
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с ОВЗ по развитию устной речи (для детей с умственной отсталостью, обучение на дому)
1 класс (Иванова Анна)
Количество часов: 33ч. 2016-2017 уч.год
учитель-логопед: Чернявская И.В.
Программа разработана на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией Воронковой В.В, «Просвещение» 2011г., в соответствии с требованиями Специального Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью, с программой специальных (коррекционных )учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой – СПБ, «Просвещение» 200
Развитие устной речи.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по учебному предмету « Развитие устной речи» составлена в соответствии:
С Федеральным законом об образовании от 29.12.2012г.
С Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 о Порядке воспитания и обучения детей - инвалидов на дому на основании Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 г. № 17-253-6 и согласованы с родителями.
С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью.
С программой и учебниками для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2011год.
С рекомендациями ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения и реабилитации ребенка-инвалида.
С образовательными потребностями и запросами ученика и его родителей.
С Постановлениями Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №1 от 28.03.2014г., №5 от 30.07.2015г.
Особенностью программы является то, что она решает в основном общеразвивающие, коррекционные, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития ученика средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.
Адаптированная рабочая программа составлена для ученицы 1 класса Ивановой Анны, по программе VIII вида ( для детей с умственной отсталостью), в соответствии с СФГОС для умственно отсталых учащихся, обучение на дому.
Данный учебный предмет Развитие устной речи является специфическим для обучения младших школьников с проблемами в развитии. Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием умственно отсталых детей в развитии.
Программа рассчитана на 33 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
Важнейшая составляющая организации обучения на дому самостоятельная работа обучающегося на дому. В индивидуальном учебном плане предусматриваются часы самостоятельной работы, которые входят в максимальную нагрузку обучающегося.
Содержание самостоятельной работы обучающегося на дому направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному предмету, на усвоение межпредметных связей.
Направленность программы: формирование у ребенка потребности в общении ,обучении и развитии в домашних условиях.
Цель: направленное исправление дефектов общего и речевого развития ученика, его познавательной деятельности.
Задачи:
- сформировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам, расширить и обогатить представление о непосредственно окружающем мире;
- учить способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно – следственные связи и закономерности;
- расширять и уточнять круг представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
- обогащать словарный запас;
- корригировать эмоциональные и волевые качества.
Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления ученика.
Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самого ученика. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации предметных и сюжетных картин.
На экскурсиях в природу можно познакомиться с предметами и явлениями в естественной обстановке.
Ученик должен уметь:
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
- участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
- составлять простые распространённые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Знать:
- названия и свойства изученных предметов и их частей;
- обобщающие названия изученных групп предметов.
Развитие устной речи
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол.час. | Дата По плану | Дата По факту | Словарь |
I четверть |
1 | Лето прошло. | 1 | 02.09. | | лето, до свидания |
2 | Собираем урожай. | 1 | 09.09. | | Огород,сад |
3 | Признаки осени. | 1 | 16.09. | | Похолодание, пасмурно,дождливо. |
4 | Осенние изменения. | 1 | 23.09. | | Осень,ранняя,золотая,поздняя |
5 | Осень наступила. | 1 | 30.09. | | Дождь, ненастье |
6 | Деревья: берёза, клён. | 1 | 07.10. | | дерево, листопад |
7 | Грибы | 1 | 14.10. | | Съедобные,несъедобные |
8-9 | Овощи: морковь, репа, лук. | 2 | 21.10 28.10 | | овощи, огород |
Количество часов I четверть:9 ч. |
II четверть |
10-11 | Фрукты: лимон, апельсин. | 2 | 11.11. 18.11. | | Фрукты, сад |
12 | Овощи и фрукты. | 1 | 25.11. | | отличия |
13-14 | Зима наступила. Зимние изменения. Признаки зимы. | 2 | 02.12. 09.12. | | Снег,снежинки,ледянаягорка,снежки. |
15-16 | Зимние забавы детей. | 2 | 16.12. 23.12. | | Санки,лыжи,коньки, снежная баба,хоккей. |
Количество часов II четверть:7ч. |
III четверть |
17-18 | Семья | 2 | 13.01. 20.01. | | Забота,родственники |
19 | Дом, квартира. | 1 | 27.01. | | Мебель,кухня, спальня,зал. |
20 | Одежда. Виды одежды. Уход за одеждой. | 1 | 03.02. | | одежда, пиджак, брюки. |
21 | Обувь. Виды обуви. Уход за обувью. | 1 | 17.02. | | обувь, ботинки, сапоги. |
22 | Дикие животные. | 1 | 24.02. | | Заяц |
23 | Домашние животные. | 1 | 03.03. | | Кролик |
24 | Комнатные растения. | 1 | 10.03. | | фикус, бегония |
25 | Весенние изменения. | 1 | 17.03. | | весна, ледоход |
Количество часов III четверть: 9 ч |
|
IV четверть |
26 | Труд людей в саду и в огороде весной. | 1 | 07.04. | | Копать,инструменты |
27 | Весна пришла. Признаки весны | 1 | 14.04. | | оттепель, потепление,капель |
28 | Раннецветущие растения. | 1 | 21.04. | | медуница, мать-и-мачеха |
29 | Птицы: ворона, воробей. | 1 | 28.04. | | ворона, воробей, клюв,перья |
30 | Насекомые: жуки, бабочки. | 1 | 05.05. | | Насекомые |
31 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | 12.05. | | |
32 | Правила гигиены: волосы, кожа, ногти. Охрана здоровья. | 1 | 19.05. | | волосы, кожа, ногти, гигиена |
33 | Здравствуй, лето! | 1 | 26.05. | | лето, здравствуй |
Количество часов IV четверть: 8 ч. |
Общее количество часов за год:33 ч. |
Список используемых учебно-методических источников.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы / ред. В.В. Воронкова. - М.: Просвещение, 2011.
Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2012.
Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 1991г.
Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.
«Знакомство с окружающим миром и развитие речи» Наглядно-демонстрационный материал для коррекционных занятий. К. Нефёдова 2007г.